Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа
от 25 ноября 2004 г. N 1536
"Об экологической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе"
Постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2011 г. N 875 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2011 г. N 868 настоящее постановление снято с контроля
Настоящее постановление было оставлено на контроле:
Постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 сентября 2011 г. N 710
Постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 марта 2011 г. N 487
Постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 сентября 2010 г. N 214
Постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 июня 2009 г. N 1796
Заслушав и обсудив информацию об экологической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе, Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа отмечает, что экологическая безопасность является одной из актуальных проблем современности, обусловленной непрекращающимся ростом в автономном округе уровня загрязнения окружающей среды промышленными выбросами вредных веществ в атмосферу, загрязнением и нерациональным использованием водной среды, накоплением отходов производства и потребления, бытовых отходов и их утилизацией, состоянием земельных и лесных ресурсов и множеством других проблем, связанных с экологической обстановкой.
Государственная политика в области использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов становится важнейшим приоритетом в комплексе проблем реформирования экономики страны. Основополагающим условием ее реализации является действенное федеральное и региональное законодательство, дальнейшее развитие нормативно-правового обеспечения по вопросам защиты окружающей среды, естественной среды обитания человека.
В настоящее время на федеральном уровне приняты и действуют федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока" и другие. Принятая в Российской Федерации Экологическая доктрина на 2003-2005 годы провозгласила стратегической целью государственной политики в области экологии - сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, улучшение здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение экологической безопасности страны.
С 1997 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа действует Закон автономного округа "Об особо охраняемых природных территориях в Ямало-Ненецком автономном округе", окружная целевая программа "Экология и природные ресурсы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2002-2004 годы", подпрограмма "Социально-гигиенический мониторинг за состоянием окружающей среды и профилактика заболеваний на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2002-2006 годах".
В 2004 году приняты законы Ямало-Ненецкого автономного округа "Об окружной целевой программе "Снижение рисков, смягчение последствий и страховая защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2004-2008 годы", "О защите населения и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". С 1 января 2005 года вступит в силу Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "Об охране окружающей среды в Ямало-Ненецком автономном округе", принятый Государственной Думой автономного округа в октябре 2004 года.
Администрацией автономного округа уделяется особое внимание вопросам экологии и защиты здоровья населения. В течение последних трех лет принято более 16 постановлений Губернатора автономного округа, касающихся вопросов санитарно-эпидемиологического благополучия населения автономного округа, системы социально-гигиенического мониторинга за окружающей средой.
В целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа созданы Государственное учреждение "Ресурсы Ямала" и Государственное учреждение "Инспекция охраны окружающей среды и государственного экологического контроля по Ямало-Ненецкому автономному округу".
Созданный механизм управления обеспечивает реализацию политики автономного округа в сфере изучения, воспроизводства, рационального использования и охраны природных ресурсов (недр, земель, водных объектов, лесов), охраны окружающей среды, а также в сфере информационного обеспечения решения стратегических задач социального и экономического развития.
Надзор за исполнением требований природоохранного законодательства на территории автономного округа осуществляет Ямало-Ненецкая природоохранная прокуратура. В течение 2001-2004 годов природоохранной прокуратурой проведены 153 надзорные проверки, в ходе которых выявлено 6647 нарушений действующего законодательства, отменен 1321 незаконный акт органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в автономном округе, изданный по вопросам распоряжения природными ресурсами. Особое внимание было уделено исполнению требований федерального законодательства предприятиями топливно-энергетического комплекса.
Несмотря на принимаемые меры по охране окружающей среды, экологической защите флоры и фауны, водных ресурсов в автономном округе экологическая ситуация остается сложной.
Ухудшают экологическую обстановку в регионе выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.
Существуют проблемы с загрязнением и нерациональным использованием водной среды. Данные экологического мониторинга по состоянию водных объектов свидетельствуют, что практически все источники водоснабжения как поверхностные, так и подземные подвергаются антропогенному и техногенному воздействию. На территории автономного округа зарегистрировано 120 действующих канализационных очистных сооружений, но только 49 процентов от объема сточных вод очищается до соответствующего уровня. Из общего объема загрязненных вод, сбрасывающихся в поверхностные водные объекты, 48,6 процента стоков приходится на предприятия жилищно-коммунального хозяйства, 48,2 процента на предприятия промышленности. Не снижающийся уровень заболеваемости острыми кишечными инфекциями, ежегодный рост заболеваний органов пищеварения, эндокринных заболеваний значительно обостряют проблему качественного питьевого водоснабжения в автономном округе.
Большая проблема в округе, также как в целом по Российской Федерации, это накопление отходов производства и потребления и их утилизация. В 2004 году эта цифра составила 857 тысяч тонн, четвертая часть из которых приходится на долю токсичных. Существующие места размещения (захоронения) отходов производства и потребления не соответствуют требованиям природоохранного законодательства и зачастую являются несанкционированными.
Наибольшую тревогу вызывает нарушение правил сбора, хранения и утилизации отходов лечебно-профилактических учреждений, которые, с точки зрения санитарной гигиены и эпидемиологии, более опасны, чем твердые отходы.
Одним из важных показателей экологической обстановки в регионе является состояние земельных ресурсов. По состоянию на 1 января 2004 года общая площадь нарушенных земель в автономном округе составляет 112 тысяч гектаров, из них за 2003 год было нарушено 5,7 тысячи гектаров и рекультивировано 5,4 тысячи гектаров.
В последние годы состояние здоровья населения Ямало-Ненецкого автономного округа вызывает серьезные опасения. Показатель заболеваемости взрослого и детского населения по округу значительно возрос. Более 80 процентов болезней обусловлены экологическим неблагополучием. Из числа лиц трудоспособного возраста только 12,5 процента можно отнести к здоровым. Наиболее распространенными на территории округа являются заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения.
На основании вышеизложенного Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Обратиться к Правительству Российской Федерации с предложениями:
1) разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, регулирующих вопросы экологического контроля и экологического страхования: "О государственном экологическом контроле", "Об экологическом аудите", "Об обязательном экологическом страховании", "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", "О рентных платежах за пользование отдельными видами природных ресурсов", "Об упаковке и упаковочных отходах", "Об обеспечении безопасности химических веществ";
2) ускорить разработку и принятие главы "Экологический налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, законодательно закрепив условия для стимулирования деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды;
3) разработать нормативную методическую базу по оценке ущерба окружающей среды и экологического риска для практической реализации процедуры экологического страхования.
2. Обратиться к Совету Дум Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа с предложением рассмотреть возможность разработки и реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположен Объ-Иртышский бассейн, межрегиональной программы по обеспечению охраны Объ-Иртышского бассейна и рационального использования его природных ресурсов.
3. Рекомендовать Губернатору автономного округа:
1) разработать проекты законов автономного округа, направленные на охрану окружающей среды, рациональное использование животного мира, водных, земельных и лесных ресурсов автономного округа;
2) принять постановление "О создании и введении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении";
3) разработать окружную целевую программу по приведению экологически опасных объектов в автономном округе (очистные сооружения, полигоны-свалки отходов, поглощающие скважины) в соответствие с санитарными нормами и правилами;
4) организовать проведение экологического страхования действующих и вновь вводимых промышленных объектов на территории региона.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти автономного округа:
1) повысить уровень взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и предприятиями топливно-энергетического комплекса при решении вопросов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;
2) изучить состояние флоры и фауны в местах проживания коренного малочисленного и пришлого населения и внести предложения по изучению экологической ситуации;
3) организовать постоянный мониторинг здоровья коренного малочисленного и пришлого населения Севера;
4) разработать учебно-методическое пособие для учащихся общеобразовательных учреждений "Экология и охрана здоровья";
5) совместно с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ямало-Ненецком автономном округе провести в 2005 году научно-практическую конференцию по вопросу "Экология среды обитания и здоровья населения на Ямале";
6) совместно с Государственным учреждением "Научно-исследовательский институт коренных малочисленных народов Севера Российской академии медицинских наук" разработать профилактические мероприятия, адаптированные к климато-географическим и социально-экономическим условиям Ямало-Ненецкого автономного округа.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления автономного округа:
1) обеспечить выполнение в полном объеме своих полномочий в сфере охраны окружающей среды;
2) разработать программы по оздоровлению окружающей среды на территории муниципальных образований автономного округа;
3) разработать долгосрочные программы по улучшению ситуации с водообеспечением населения автономного округа, предусматривающие строительство, содержание и внедрение современных технологий водоподготовки на водоочистных сооружениях, охрану источников водоснабжения и строительства канализационных сооружений в крупных и малонаселенных поселениях;
4) кардинально решить вопрос с размещением и эксплуатацией полигонов твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарных норм и правил;
5) принять необходимые меры по обеспечению населения качественной питьевой водой, организации мест размещения (утилизации) бытовых отходов, предотвращению сброса неочищенных бытовых сточных вод;
6) проводить мероприятия по экологической учебе, воспитанию подрастающего поколения.
6. Рекомендовать руководителям предприятий, организаций и учреждений, осуществляющих свою деятельность на территории автономного округа:
1) строго соблюдать действующее законодательство о недрах, об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях и объектах, лесное, водное, земельное законодательство и законодательство об охране земель;
2) осуществлять обязательную государственную экологическую и этнологическую экспертизы проектов разработки природных ресурсов на территории автономного округа на основе принципов международного права, соблюдения федерального и регионального законодательства.
7. Рекомендовать руководителям предприятий топливно-энергетического комплекса при выборе направлений транспортировки углеводородов с полуострова Ямал учитывать маршруты миграции диких оленей и каслания оленеводческих бригад, предусмотрев для них места переходов через магистральные трубопроводы.
8. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на Комитет Государственной Думы автономного округа по социальной политике (Г.Д.Андриянова) и Комитет Государственной Думы автономного округа по природным ресурсам, природопользованию, промышленности, транспорту и связи (Г.Г.Кучеров).
9. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы
Ямало-Ненецкого автономного округа |
С.Н.Харючи |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2004 г. N 1536 "Об экологической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа", ноябрь 2004 г., N 8/4
Постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2011 г. N 875 настоящее постановление признано утратившим силу
Настоящий документ снят с контроля