Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Государственной Думы
Ямало-Ненецкого
автономного округа
от 24 ноября 2004 г. N 1530
Постатейные предложения и замечания
Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа по проекту
федерального закона N 95911-4 "О внесении изменений в законодательные
акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов
государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного
значения муниципальных образований"
1. Статья 6 законопроекта вносит изменения в пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон N 184-ФЗ). Считаем, что положения названной статьи необходимо дополнить следующими предложениями и замечаниями:
1) пункт 4 названной статьи дополняет подпункт 27 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ положением о порядке и условиях предоставления компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь определенным категориям населения.
Указанный порядок и условия предоставления компенсации четко регламентированы Федеральным законом "Об адвокатской деятельности". В связи с этим считаем нецелесообразным закреплять в данном законопроекте категории граждан и дел, по которым оказывается бесплатная юридическая адвокатская помощь.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный Закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
В связи с этим предлагаем изложить пункт 4 статьи 6 законопроекта в следующей редакции:
"4) подпункт 27 после слов "труднодоступных и малонаселенных местностях" дополнить словами ", определение порядка и условий предоставления компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством;";
2) в абзаце 3 пункта 6 статьи 6 законопроекта необходимо определить критерии участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в урегулировании коллективных трудовых споров;
3) рассматриваемая статья законопроекта предполагает дополнительно расширить перечень вопросов по предметам совместного ведения, решение которых относится к полномочиям органов государственной власти субъектов, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Однако ни действующая редакция пункта 6 статьи 26-3 Федерального закона N 184-ФЗ, ни настоящий законопроект не позволяют субъекту наделять данными полномочиями органы местного самоуправления. Указанный пробел может привести к дисфункционированию сложившейся системы, утрате оперативности решения вопросов, невозможности оказания финансовой помощи (в виде субвенций) местным бюджетам из региональных бюджетов.
Так, к примеру, автономный округ активно реализует полномочие, установленное подпунктом 23 пункта 2 статьи 26-3 Федерального закона N 184-ФЗ (организация оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи).
При этом в соответствии со сложившейся практикой, учитывая протяженность расстояний от административных центров автономного округа до мест оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи, в том числе для кочующего населения из числа коренных малочисленных народов Севера, указанная помощь, как правило, оказывается в медицинских учреждениях соответствующих муниципальных образований. Тем самым достигается оперативность оказания скорой медицинской помощи нуждающимся в ней.
В то же время, действующая формулировка пункта 6 статьи 26-3 Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", определяющая порядок передачи органами государственной власти субъектов части полномочий органам местного самоуправления, допускает неоднозначное толкование нормы, в связи с чем возможно возникновение определенных затруднений при передаче полномочий.
Учитывая изложенное, предлагаем дополнить статью 6 законопроекта пунктом следующего содержания:
"Внести в пункт 6 статьи 26-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" изменения, изложив его в следующей редакции:
"6. Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в подпунктах 3, 5, 7 - 11, 13.1, 14 - 21, 23, 24, 26 - 31, 37 (в части, касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации), 45, 47 - 50 пункта 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.";
4) согласно пункту "м" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов отнесена к совместному ведению федерации и субъектов. В связи с тем, что на федеральном уровне гарантии указанным народам не реализуются в достаточной мере, а передача субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на финансирование полномочий субъектов Российской Федерации, установленных иными федеральными законами, в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не предусмотрена, в целях сохранения указанных народов, их традиционного образа жизни и среды обитания было бы целесообразнее отнести полномочие по защите прав малочисленных народов, их традиционного образа жизни и исконной среды обитания к полномочиям субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов соответствующих субъектов.
В связи с изложенным предлагаем дополнить пункт 6 статьи 6 законопроекта подпунктом 53 следующего содержания:
"53) участия в защите прав малочисленных народов, их традиционного образа жизни и исконной среды обитания;";
5) в настоящее время Основы законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривают возможность создания государственных нотариальных контор и учреждения должностей государственных нотариусов, но полномочия по созданию, финансированию государственных нотариальных контор, а также определению численности государственных нотариусов не отнесены ни на один уровень государственной власти.
Отсутствие полномочий у субъектов Российской Федерации по созданию государственных нотариальных контор и учреждению должностей государственных нотариусов негативно сказывается на возможности гражданами реализовывать свои конституционные права, если при реализации этих прав необходимо нотариальное заверение документов.
На основании изложенного предлагаем дополнить пункт 6 статьи 6 законопроекта подпунктом 54 следующего содержания:
"54) материально-технического и финансового обеспечения оказания нотариальных услуг государственными нотариусами, создания государственных нотариальных контор в труднодоступных и малонаселенных местностях.";
6) положения Федерального закона N 184-ФЗ (подпункт 18 пункта 2 статьи 26-3) не содержат критерия отнесения учреждений культуры и искусства к категории, которую должен организовывать и поддерживать субъект Российской Федерации. Это приводит к разночтениям в правоприменительной практике (в частности, должен ли региональный бюджет финансировать все без исключения учреждения культуры и искусства, не являющиеся федеральными государственными учреждениями, независимо от формы собственности; должны ли муниципальные образования передавать в собственность субъектов муниципальные учреждения культуры).
В целях уточнения, а также учитывая характер разграничения предметов ведения и полномочий между публичной властью различных уровней, предлагаем внести в статью 6 законопроекта положения, конкретизирующие подпункт 18 пункта 2 статьи 26-3 Федерального закона N 184-ФЗ, и изложить его в следующей редакции:
"18) организации и поддержки учреждений культуры и искусства субъекта Российской Федерации (за исключением федеральных государственных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);".
2. Статья 9 законопроекта вводит дополнительные полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований, предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Действующая редакция подпункта 19 пункта 1 статьи 15 названного федерального закона относит к ведению муниципальных районов в сфере культуры лишь вопрос организации библиотечного обслуживания поселений путем обеспечения услугами библиотечного коллектора.
Считаем, что отсутствие на уровне муниципального района полномочий в сфере культуры нарушает вертикаль управления отраслью, так как субъекты Российской Федерации не могут в рамках реализации государственной культурной политики осуществлять взаимодействие с каждым отдельно взятым поселением, расположенным на его территории.
В связи с вышеизложенным предлагаем дополнить пункт 2 статьи 9 законопроекта следующими вопросами местного значения муниципального района:
организация библиотечного обслуживания;
создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального района услугами организаций культуры;
создание условий для массового отдыха жителей муниципального района и организация обустройства мест массового отдыха населения.
3. Статья 10 законопроекта вносит изменения в положения Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон N 122-ФЗ), указанную статью необходимо дополнить следующими предложениями:
1) пункт 7 статьи 119 Федерального закона N 122-ФЗ исключает из Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" положение о том, что субъекты Российской Федерации вправе устанавливать представительство (квотирование депутатских мест) коренных народов в законодательных (представительных) органах субъектов и представительных органах местного самоуправления.
Вместе с тем, если речь идет о национальных автономиях, например, о Ямало-Ненецком автономном округе, квотирование депутатских мест для коренных малочисленных народов приобретает особое значение. В соответствии со статьей 69 Конституции Российской Федерации представляется необходимым сохранить в федеральном законе норму о квотировании депутатских мест для коренных малочисленных народов.
В связи с вышеизложенным предлагаем дополнить статью 10 законопроекта пунктом, исключающим пункт 7 статьи 119 Федерального закона N 122-ФЗ;
2) на основании Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 20 календарных лет, ранее пенсия назначалась и выплачивалась с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией.
Однако в процессе пенсионной реформы, с принятием федеральных законов "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом N 122-ФЗ, "северные" пенсионеры были лишены заработанных льгот.
При этом необходимо подчеркнуть, что речь идет о "северной пенсии", которая зарабатывается 15 и 20 лет посредством проживания в неблагоприятных условиях Крайнего Севера, и ставить получение данной пенсии в зависимость от места проживания гражданина после получения права на данную пенсию считаем недопустимым нарушением его прав.
В целях стимулирования выезда избыточного нетрудоспособного населения из районов Крайнего Севера необходимо восстановить норму о выплате "северных" коэффициентов при выезде из указанных районов.
На основании вышеизложенного предлагаем дополнить статью 10 законопроекта пунктом следующего содержания:
"второе предложение абзаца 2 пункта 2 статьи 136 Федерального закона N 122-ФЗ изложить в следующей редакции: "При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется с учетом районного коэффициента.".
Указанные изменения также необходимо внести в абзац 2 пункта 3 статьи 136, абзац 2 пункта 4 статьи 136, абзац 2 пункта 5 статьи 136, абзац 2 пункта 1 статьи 137, абзац 2 пункта 2 статьи 137, абзац 2 пункта 3 статьи 137 Федерального закона N 122-ФЗ.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 ноября 2004 г. N 1530 "О проекте федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.