Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Собрания муниципального
образования город Новый Уренгой
от 31 октября 2003 г. N 269
Муниципальная целевая межведомственная программа
"Физическая культура - здоровье - спорт" на 2004-2010 годы
Паспорт
Муниципальной целевой межведомственной программы "Физическая культура
- Здоровье - Спорт" на 2004-2010 годы
Наименование программы
Муниципальная целевая межведомственная программа "Физическая культура - Здоровье - Спорт" на 2004-2010 годы (далее - Программа)
Нормативные правовые основания для разработки программы
Концепция развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании город Новый Уренгой на 2002-2010 годы (принята решением Собрания муниципального образования город Новый Уренгой от 27.03.2002 N 137).
Федеральный закон "О развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации" от 29.04.1999 N 80-ФЗ.
Перечень поручений Президента Российской Федерации, данных им на заседании Государственного совета Российской Федерации 30 января 2002 года (утвержден Президентом Российской Федерации 18.02.2002 N Пр-279).
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 916 "Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи".
Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 1507-р).
Приказ Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской академии образования от 16.07.2002 N 2715/227/166/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации".
Заказчик Программы
Администрация муниципального образования город Новый Уренгой
Цель и задачи Программы
Комплексное решение проблем развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании город Новый Уренгой, направленное на создание оптимальных условий для: - физического, спортивного и духовного совершенствования граждан, укрепления здоровья людей, приобщения различных групп населения, в первую очередь детей, к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- создание системы физкультурного всеобуча, формирование у населения потребности вести здоровый образ жизни.
Сроки реализации программы 2004 - 2010 гг.
Основные направления
Совершенствование структуры управления и программы организационно-управленческой деятельности в области физической культуры и спорта Улучшение кадрового обеспечения в сфере физической культуры и спорта, повышение статуса и социальной защищенности физкультурно-спортивных работников и спортсменов.
Развитие и совершенствование материально-технической базы физической культуры и спорта. Повышение качества и эффективности научно-методической, информационной и рекламной деятельности в области физической культуры и спорта.
Развитие и совершенствование системы организации физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, мероприятий по физической культуре и спорту и соревнований.
Развитие сети учреждений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности.
Разработчики Программы
Управление физической культуры, спорта и туризма муниципального образования город Новый Уренгой Управление образования муниципального образования город Новый Уренгой
МУ "Управление муниципального заказа"
Управление молодежной и семейной политики муниципального образования город Новый Уренгой
МУ "Муниципальная городская многопрофильная больница"
Департамент общей политики и межрегиональных связей администрации муниципального образования город Новый Уренгой
Исполнители основных мероприятий Программы
Управление физической культуры, спорта и туризма муниципального образования город Новый Уренгой, Управление образования муниципального образования город Новый Уренгой, МУ "Управление муниципального заказа", Управление молодежной и семейной политики муниципального образования город Новый Уренгой, МУ "Муниципальная городская многопрофильная больница", Департамент общей политики и межрегиональных связей администрации муниципального образования город Новый Уренгой, Управление муниципального хозяйства, предприятия и организации муниципального образования город Новый Уренгой, независимо от организационно-правовой формы, общественные организации - Федерации по видам спорта, муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования спортивной направленности
Ожидаемые конечные результаты
Консолидация усилий представительных и исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования город Новый Уренгой, профсоюзов, ведомств, градообразующих предприятий, спортивных общественных объединений и организаций по реализации федеральных и региональных законов, иных правовых и нормативных актов, направленных на обеспечение конституционной гарантии права граждан на занятия физической культурой и спортом.
Создание организационно-управленческих, нормативных правовых и материально-технических условий для вовлечения населения в регулярные занятия физической культурой и спортом и подготовки спортсменов высокого класса.
Формирование и внедрение системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту и повышения их квалификации, установление и реализация комплекса мер по укреплению их общественного статуса и социальной защищенности.
Улучшение деятельности, направленной на формирование у населения, особенно у детей, подростков и молодежи, устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом и потребности в здоровом образе жизни.
Осуществление мероприятий по профилактике и преодолению вредных привычек (наркотической зависимости, алкоголизма, табакокурения и др.), а также проявлений асоциального поведения.
Увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом на 20-25% от общей численности населения.
Увеличение числа занимающихся спортом в учреждениях спортивной направленности до нормативного уровня охвата 20,5% от общего числа детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет.
Снижение уровня заболеваемости инфекционными и неинфекционными заболеваниями на 5-7%, простудными заболеваниями - на 7-10%.
Объемы и источники финансирования
Объем финансовых средств, необходимых на реализацию Программы в 2004-2010 годах за счет средств местного бюджета, ежегодно формируется заказчиком, разработчиками и исполнителями и выносится на обсуждение и утверждение в установленном порядке. Для реализации мероприятий Программы могут привлекаться средства предприятий и организаций независимо от организационно-правовой формы.
Контроль за исполнением Программы
Контроль осуществляется первым заместителем мэра (по вопросам социального развития), Межведомственным координационным советом по реализации муниципальной целевой программы "Физическая культура - Здоровье - Спорт", Управлением физической культуры, спорта и туризма, Управлением экономики и инвестиционной политики, Управлением финансов муниципального образования город Новый Уренгой, Собранием муниципального образования город Новый Уренгой
1. Обоснование необходимости решения проблем развития физической
культуры и спорта программными методами
Физическая культура и спорт являются универсальным механизмом оздоровления людей, одним из способов самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциального поведения граждан. Именно поэтому за последние годы место физической культуры и спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло.
Характерным свидетельством возрастающего внимания государства к привлечению населения к активным занятиям физической культурой и спортом является состоявшееся 30 января 2002 года заседание Государственного совета Российской Федерации по вопросу "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян". Утвержденные на нем Перечень поручений Президента Российской Федерации и Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года явились стимулом для активизации деятельности региональных и местных органов власти по поддержке и развитию физической культуры и спорта. Решением Собрания муниципального образования город Новый Уренгой от 27.03.2002 N 137 утверждена Концепция развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании город Новый Уренгой на 2002-2010 годы. Действенным механизмом реализации Концепции развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании город Новый Уренгой является разработка и поэтапная реализация муниципальной целевой межведомственной программы развития физической культуры и спорта на среднесрочную перспективу "Физическая культура - Здоровье - Спорт" на 2004-2010 годы.
Муниципальная целевая межведомственная программа "Физическая культура - Здоровье - Спорт" построена на основе всестороннего анализа состояния физической культуры и спорта в муниципальном образовании город Новый Уренгой и составлена в соответствии с региональными (окружными) и федеральными нормативными правовыми документами. Это позволяет осуществлять единую государственную политику в области развития физической культуры и спорта с учетом специфики региона.
За последние годы в муниципальном образовании город Новый Уренгой приняты к реализации муниципальные целевые программы "Молодежь Нового Уренгоя", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению алкоголем, токсическими веществами и их незаконному обороту", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Комплексные меры по охране здоровья", "Развитие образования муниципального образования город Новый Уренгой" и другие, в которых нашли отражение отдельные направления развития физической культуры и спорта.
Принципиальной особенностью программы "Физическая культура - Здоровье - Спорт" на 2004-2010 годы является ее комплексный и межведомственный характер. Необходимость ее разработки обусловлена потребностью выработать научно обоснованную стратегию формирования приоритетов и главных направлений деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования город Новый Уренгой, профсоюзов, ведомств, предприятий независимо от организационно-правовой формы, спортивных общественных объединений и организаций по коренному преобразованию ныне существующей ситуации с состоянием здоровья граждан и, прежде всего, подрастающего поколения, путем воспитания устойчивой потребности к занятиям физической культурой и спортом и создания условий для физического, спортивного и духовного совершенствования различных групп населения.
Положительный результат реализации мероприятий Программы зависит от консолидации усилий всех заинтересованных ведомств и организаций (при ведущей роли Управления физической культуры, спорта и туризма) по созданию нормативных правовых, финансово-экономических, организационно-управленческих и материально-технических условий для приобщения граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом, для организации и проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с различными группами населения, развития детско-юношеского спорта и подготовки спортсменов высокого класса.
Реализация программы позволит:
- совершенствовать методы работы по формированию у населения, особенно у детей, подростков и молодежи, устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом и потребности в здоровом образе жизни;
- создать действенную систему профилактики вредных привычек (наркотической зависимости, алкоголизма, табакокурения и др.), а также проявлений асоциального поведения граждан;
- улучшить условия для занятий различными видами спорта как неотъемлемой части формирования навыков выживания в условиях Крайнего Севера;
- существенно укрепить материально-техническую базу физической культуры и спорта в муниципальном образовании, сформировать сбалансированную сеть физкультурно-оздоровительных, врачебно-физкультурных и спортивных объектов;
- обеспечить сферу физической культуры и спорта профессиональными кадрами;
- усовершенствовать систему подготовки спортивного резерва.
При разработке Программы учитывался опыт зарубежных стран. Общей тенденцией современного мира является усиление роли государства в развитии спортивной инфраструктуры. Опыт многих европейских стран показывает, что спорт в современных условиях не может обойтись без поддержки со стороны федеральных, региональных и местных органов власти. Физическая культура и спорт несут такую социально значимую нагрузку, выполнение которой невозможно без должного государственного регулирования и, прежде всего, финансирования программных мероприятий по развитию данной сферы услуг.
2. Содержание проблемы и краткая характеристика состояния физической
культуры и спорта в муниципальном образовании город Новый Уренгой
2.1. Особенности социально-культурной среды
Муниципальное образование город Новый Уренгой расположено на территории с суровыми климатическими условиями. Это требует создания особых условий для занятий физической культурой и спортом как для широких слоев населения, так и для развития спорта высших достижений.
Социальные, политические и экономические проблемы страны в целом отражаются на состоянии социально-культурной среды и жизнедеятельности населения муниципального образования. В связи с ограниченными возможностями для активного досуга ухудшается состояние здоровья людей.
Высокозатратная транспортная схема затрудняет выезд спортсменов и команд на окружные, областные и российские соревнования.
2.2. Демографическая ситуация, состояние здоровья граждан
и их физическая подготовленность
На территории муниципального образования город Новый Уренгой постоянно проживает 97697 человек. Особые климатические условия, состояние экологической среды, образ жизни, качество и структура питания, ограничение двигательной активности обуславливают повышение уровня заболеваемости населения, в том числе детского. Существенно снижаются показатели продолжительности жизни и сохранения трудоспособности. Отмечается рост возрастной группы населения старше 40 лет, вследствие чего увеличивается актуальность проблем роста патологии сердечно-сосудистой системы и новообразований. Результаты массовых профилактических осмотров по единой унифицированной методике, в рамках Всероссийской диспансеризации детей и подростков, проведенной в 2002 году, показали, что во всех возрастных группах у детей и подростков муниципального образования город Новый Уренгой выявлены патология со стороны опорно-двигательного аппарата у 30 - 40%, нарушение органов зрения у 30- 41%, патология со стороны нервной системы у 7 - 10%. Диспансерная группа среди школьников составляет в среднем 28 - 30% от общего числа учащихся.
С развитием газодобывающей отрасли в Ямало-Ненецком автономном округе и муниципальном образовании увеличивается загрязнение природной среды, ухудшается экологическая обстановка и, как следствие, состояние здоровья населения, занятого на предприятиях с вредными и опасными условиями труда. Комплексные медицинские осмотры лиц, занятых в этих отраслях, показали, что более чем у 60% обследованных имеются различные заболевания. Имеется прямая зависимость между частотой хронических заболеваний и продолжительностью общего стажа работы на Севере (r = + 0,9).
Ситуация ухудшения состояния здоровья населения усугубляется распространением таких вредных привычек, как: употребление алкоголя и наркотиков, курение и пассивный отдых. Возросло количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет с 45% до 70%. Стремительно увеличивается количество курящих детей и подростков.
Анализ показателей здоровья и физической подготовленности населения муниципального образования за последние пять лет свидетельствует о тенденции роста заболеваемости и снижения уровня физического развития. Наукой установлено, что 90% факторов здоровья неподвластны медицине. Среди трех важнейших факторов - генетического, чистоты окружающей среды и образа жизни - именно образ жизни является основополагающим. Экспериментально доказано, что гиподинамия, гипокинезия способствуют не только снижению умственной работоспособности и памяти, но и ухудшению функционального состояния сердца, снижают иммунологическую и противоаллергическую устойчивость. Преодолеть эти негативные явления возможно средствами физической культуры и спорта.
2.3. Состояние физической культуры и спорта
Специфика физической культуры и спорта обусловлена различными социально-экономическими функциями - воспитательной, лечебно-оздоровительной, воспроизводственной, национально-патриотической, развивающей, информационно-развлекательной, рекламной. Они ориентированы на совершенствование физических и духовных качеств личности, организацию досуга населения, проведение физкультурно-спортивных мероприятий.
В настоящее время физической культурой и спортом в секциях и группах муниципального образования регулярно занимаются всего 15724 человека, или 16% населения. По сравнению с 2001 годом этот показатель вырос на 978 человек и превышает среднероссийский уровень, который составляет 8,8%. Однако в большинстве экономически развитых стран он равен 40-60%.
Показатели регулярно занимающихся физической культурой и спортом среди детей соответствуют средним по Российской Федерации. Вместе с тем наблюдающееся снижение количества занимающихся физической культурой и спортом среди людей в возрасте от 20 до 40 лет свидетельствует о том, что в школах не удается сформировать устойчивую потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, а также о недостаточном развитии инфраструктуры физической культуры для населения, особенно по месту жительства и на производстве.
Серьезной проблемой являются низкая обеспеченность населения муниципального образования объектами физической культуры и спорта: 24% по единовременной пропускной способности по всем видам спортивных сооружений, включая нестандартные, приспособленные для занятий физической культурой и спортом помещения, оснащение спортивных залов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования спортивным инвентарем и оборудованием. Спортивные муниципальные комплексы нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции, так как не соответствуют нормам безопасности для проведения занятий физической культурой и спортом и пожарной безопасности.
Затрудняет разработку базы данных и мер по повышению эффективности средств физической культуры в укреплении здоровья детей, молодежи и трудящихся, отсутствие статистических исследований о состоянии здоровья, физической подготовленности и физического развития населения.
2.4. Физическая культура и спорт в системе образования, по месту
жительства и на производстве
В муниципальном образовании принята Концепция развития физической культуры и спорта, в которой определены следующие основные направления:
- физическое воспитание и развитие, образование и вовлечение в спортивную деятельность детей дошкольного возраста, школьников и учащейся молодежи, развитие в целом детско-юношеского и молодежного спорта;
- развитие физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди трудящихся и членов их семей, обеспечение физкультурно-оздоровительной работы среди различных групп населения;
- подготовка спортсменов, спортивного резерва и сборных команд для участия в соревнованиях различного уровня;
- создание спортивных клубов, центров и спортивных площадок по месту жительства, в микрорайонах.
Особое место в формировании здорового образа жизни занимает создание условий для занятий физической культурой и спортом гражданами по месту жительства и на производстве. Несмотря на отсутствие в муниципальном образовании целевой программы развития физической культуры и спорта, сложилась система проведения соревнований, спартакиад и других массовых спортивных мероприятий, вызывающих активный интерес у населения. Как уже отмечалось, в Новом Уренгое удалось сохранить и развить высокий потенциал физической культуры и спорта, 16% населения занимается в секциях и группах по видам спорта, клубах и группах оздоровительной направленности. В муниципальном образовании культивируется свыше 30 видов спорта. Наиболее популярны баскетбол, волейбол, плавание, мини-футбол, борьба дзюдо и вольная, спортивный туризм.
Свыше 26000 человек принимают участие в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях. За последние 5 лет количество проводимых массовых мероприятий возросло в 4 раза. Они проводятся в соответствии с календарным планом. Наиболее значимым является проведение 11 муниципальных комплексных спартакиад, для различных групп населения, воспитанников детских дошкольных учреждений, школьников города и поселков Коротчаево и Лимбяяха, студентов, по месту жительства "Дворовая Спартакиада", трудящихся города и поселков Коротчаево и Лимбяяха, Семейная спартакиада города и поселков Коротчаево и Лимбяяха, Спартакиада для людей с ограниченными физическими возможностями, для людей старшего (пенсионного) возраста "Бодрость и здоровье".
Существующая система работы по формированию здорового образа жизни зачастую ограничивается проведением массовых спортивных мероприятий и не содержит таких важнейших компонентов, как: пропаганда ежедневных занятий физической культурой и спортом, создание условий для семейного активного досуга и работы с детьми, подростками по месту жительства и допризывной молодежью. Производственная физическая культура не включена в систему мероприятий, направленных на улучшение условий труда, снижение профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости.
Имеющаяся сеть самодеятельных физкультурно-оздоровительных и спортивных объединений, клубов, центров, учреждений дополнительного образования недостаточно разнообразна и не может в полной мере реализовать интересы и потребности жителей муниципального образования в услугах физической культуры и спорта. Отсутствие в микрорайонах по месту жительства объектов спортивного и физкультурно-оздоровительного назначения не дает возможности повысить эффективность работы молодежных клубов по месту жительства.
В 80-90 годах в городе, как и в России, в целом, были ликвидированы спортивные общества "Урожай", "Спартак", "Труд", новые физкультурно-спортивные организации взамен не созданы или находятся в стадии создания.
Сдерживает решение названных проблем и отсутствие программ развития физической культуры и спорта среди трудящихся и членов их семей на предприятиях и в учреждениях. Разработка и реализация программ, направленных на существенное повышение уровня оздоровления населения на основе здоровьесберегающих технологий и уменьшение воздействия негативных факторов, позволит существенно повысить работоспособность и самочувствие людей.
2.5. Физическая культура и спорт среди инвалидов
В муниципальном образовании 1536 человек с ограниченными физическими возможностями, 112 человек I группы инвалидности, 662 человека II группы, 360 человек III группы инвалидности, из них 402 человека - дети. Систематически занимаются физической культурой и спортом в муниципальном образовании 55 человек, в Ямало-Ненецком автономном округе спортом систематически занимаются 93 инвалида. Тем не менее, в V Окружной Спартакиаде инвалидов, проводившейся по 5 видам спорта в г. Новый Уренгой, приняло участие 110 человек. Городские и окружные соревнования инвалидов приобрели популярность и традиционно проводятся на высоком организационном и спортивном уровне. Особое внимание уделяется подбору призов и наград, вручаемых инвалидам за достижения в спорте.
Уровень развития физической культуры и спорта инвалидов в муниципальном образовании растет с каждым годом, и это подтверждают успешные выступления сборной команды спортсменов - инвалидов города Новый Уренгой на окружных, областных Спартакиадах, Парасибириаде и Спартакиаде трудящихся Российской Федерации. В 2002 году Говорунова Эмма Григорьевна в составе сборной команды ЯНАО в соревнованиях людей с ограниченными возможностями в рамках Спартакиады трудящихся России "За единую и здоровую Россию в XXI веке" стала бронзовым призером по легкой атлетике в беге на 100 метров, серебряным призером в армспорте и была признана лучшим спортсменом среди инвалидов ЯНАО 2000, 2001 и 2002 годов.
В процессе преодоления психологического комплекса в отношении к людям с ограниченными физическими возможностями и с увеличением спортивных достижений спортсменов-инвалидов растет потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом. Увеличивается число инвалидов, желающих систематически и под контролем тренеров и инструкторов по адаптивной физической культуре заниматься физической культурой и спортом. Разработка и реализация специализированного комплекса мероприятий в рамках Программы позволит существенно повысить уровень психологической и физической реабилитации инвалидов, расширит возможности инвалидов ориентироваться в среде, владеть своим телом и социально адаптироваться.
2.6. Спорт высших достижений
Развитие спорта высших достижений в муниципальном образовании осуществляется совместно с федерациями по видам спорта, созданными и осуществляющими свою деятельность на общественных началах.
Достижения спортсменов при подведении итогов за спортивный календарный год отмечаются специальными призами и дипломами "Спортивная Элита".
В 2002 году в муниципальном образовании подготовлено 798 спортсменов-разрядников и кандидатов в мастера спорта, мастеров спорта. Муниципальное образование город Новый Уренгой занимает лидирующее положение в ЯНАО по подготовке кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта.
1698 спортсменов в составе сборных команд муниципального образования приняли участие в 184 окружных, областных, российских и международных соревнованиях по 30 видам спорта. Количество выездов спортсменов на соревнования и число участников по сравнению с 2001 годом возросло в 2 раза, это позволило повысить мастерство юных спортсменов и улучшить результаты выступления спортсменов и сборных команд в спартакиадах и соревнованиях различного уровня.
В муниципальном образовании сохранена и развивается сеть образовательных учреждений дополнительного образования спортивной направленности: СДЮСШОР "Сибирские медведи" со специализированным отделением борьбы дзюдо, ДЮСШ с профилирующими видами спорта баскетбол и плавание, ДЮСШ ООО "Уренгойгазпром". Благодаря качественной спортивной подготовке, воспитанники этих учреждений достойно представляют Новый Уренгой (ЯНАО) на окружных, областных, всероссийских и международных уровнях.
Воспитанница Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва "Сибирские медведи" Третьякова Татьяна, Мастер спорта по борьбе дзюдо, стала Победителем Первенства России по борьбе дзюдо среди девушек 2002 года, вошла в молодежную сборную команду России, принимала участие в Первенстве Мира, где заняла 10 место, в том же году стала бронзовым призером Чемпионата России среди женщин и зачислена кандидатом в женскую сборную команду России, в 2003 году, успешно выступив в зональном Чемпионате России, вышла в финал Чемпионата России среди женщин до 23 лет (тренер Стрелецкий Н.Ф.). Значительны спортивные достижения и других воспитанников этой же школы: Колесник Анастасия в 2003 году выполнила нормативные требования Мастера спорта по борьбе дзюдо (тренер Аличеев Д.А.), Копсергенов Рустам - кандидат в мастера спорта по борьбе дзюдо - в составе сборной команды ЯНАО занял 3 место в Спартакиаде учащихся Уральского Федерального округа (тренер Стрелецкий Н.Ф.).
Воспитанник ДЮСШ Власов Антон, кандидат в мастера спорта по плаванию, стал победителем на дистанции 100 метров на спине в Спартакиаде Уральского Федерального округа, обеспечив себе место в составе сборной команды Уральского Федерального округа для участия в I Летней Спартакиаде учащихся России, которая будет проводиться в августе 2003 года в городе Москва (тренер Захарова Ж.Ю.).
Воспитанники ДЮСШ ООО "Уренгойгазпром" успешно выступили в Спартакиаде учащихся Уральского Федерального округа по вольной борьбе: Маркарян Эдгар - 1 место, Беженарь Юрий - 3 место ( тренер Галкин А.А.), Бибулатов Билон - 3 место (тренер Ахмедов С.М.). Воспитанник КСК "Буровик" Шахрутдинов Арсен - 1 место (тренер Боенко А.Н.)
В январе 2003 года создано новое муниципальное учреждение ДЮСШ "Пирамида" с профилирующим видом спорта бильярд.
Женская волейбольная команда "Факел" успешно закончила Чемпионат России сезона 2002-2003 годов и уверенно закрепилась в Супер-лиге Чемпионата на 5 месте среди сильнейших команд России.
Мужская волейбольная команда "Факел", стартовав в Чемпионате России Высшей лиги "А" сезона 2002-2003 годов, стала бронзовым призером Чемпионата.
Юношеская команда "Факел" по снегоходному кроссу стала Победителем Чемпионата России среди юношей сезона 2003 года в командном зачете, команда СТК "Ямбург" - серебряным призером. В личном зачете Победителем Чемпионата стал воспитанник СТК "Факел" Цуков Дмитрий, Бронзовым призером - воспитанник СТК "Факел" Данилюк Максим.
Мужская команда "Факел" по снегоходному кроссу выиграла XV Чемпионат России сезона 2003 года в командном зачете. Кандидат в мастера спорта Цыбовский Алексей (СТК "Факел") в личном зачете стал бронзовым призером XV Чемпионата России по снегоходному кроссу, выполнив нормативные требования Мастера Спорта России по мотоциклетному спорту.
Однако спортивные достижения могли быть еще выше, если бы по некоторым видам спорта имелись современные, технически оснащенные спортивные сооружения и базы для подготовки спортсменов к зональным, финальным Первенствам и Чемпионатам России и международным соревнованиям.
Успешность развития спорта высших достижений зависит также от уровня медицинского сопровождения подготовки спортсменов. Отсутствие в муниципальном образовании специализированного врачебно-физкультурного диспансера не позволяет квалифицированно проводить необходимые реабилитационно-восстановительные процедуры для действующих спортсменов и ветеранов спорта.
Отдельного решения требует проблема материальной и моральной поддержки ветеранов спорта.
2.7. Медицинское сопровождение физической культуры и спорта
Медицинский контроль за занимающимися физической культурой и спортом должен осуществляться в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры" от 20.08.2001 N 337.
Организация медицинского контроля и сопровождения занимающихся физической культурой и спортом в муниципальном образовании находится на очень низком уровне. Силами медицинских работников спортивных комплексов обеспечивается проведение всех соревнований в муниципальном образовании.
Слабо развивается сеть оздоровительных центров и клубов, отсутствует методический центр медицинского сопровождения физической культуры и спорта.
Между тем хорошо известно, что нерациональное применение физических упражнений может нанести значительный вред организму занимающегося. Тенденция к интенсификации учебного процесса в общеобразовательных школах в условиях Крайнего Севера предъявляет повышенные требования к растущему организму учащихся, требует соответствующих мер по повышению их адаптационных возможностей. Решить эти задачи можно при помощи создания спортивно-медицинской службы, представляющей собой муниципальное учреждение врачебно-физкультурный диспансер, в состав которого входят отделения по врачебному контролю за занимающимися физической культурой и спортом, отделения реабилитации, обеспечивающие полноценное восстановление здоровья, общей и специальной работоспособности спортсмена в минимально короткие сроки, повышение адаптационных возможностей спортсменов-северян.
Создание такой службы можно начать с открытия муниципального учреждения врачебно-физкультурный диспансер, способного взять на себя дополнительно выполнение функций методического и организационного характера. Придание ему межведомственного статуса, решающего задачи системы здравоохранения и системы физической культуры и спорта, позволит наиболее успешно решать задачи медицинского сопровождения физической культуры и спорта в муниципальном образовании.
2.8. Ресурсное обеспечение
Состояние ресурсного обеспечения физической культуры и спорта характеризуется совокупностью материальных, финансовых, кадровых и информационных компонентов.
Первая составляющая ресурсов - материально-техническая база. К материально-технической базе физической культуры и спорта муниципального образования относятся физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, а также инвентарь и другое спортивное имущество, находящееся в распоряжении или в собственности учреждений и организаций независимо от организационно-правовой формы. Система физкультурно-спортивных сооружений муниципального образования имеет сложную структуру. Она представлена сооружениями, существенно отличающимися друг от друга.
Общее количество спортсооружений в муниципальном образовании, включая поселки Коротчаево и Лимбяяха, по сравнению с 2001 годом уменьшилось на 2 единицы за счет закрытия и прекращения занятий физической культурой в двух приспособленных помещениях и составляет 218 единиц с единовременной пропускной способностью 4422 человека. Наибольшую долю в структуре спортивных сооружений занимают приспособленные для занятий физической культурой и спортом сооружения (помещения) - 130 единиц. За последние годы построен только один спортивный зал в составе КСЦ "Газодобытчик" и 2 спортивных зала в общеобразовательной школе в поселке Коротчаево. Показатели единовременной пропускной способности спортсооружений муниципального образования на 97697 человек населения составляет 4422 человека - 24% от нормативной (нормативная для 97697 человек - 18562 человека).
Практически все образовательные учреждения имеют спортивные залы, однако часть из них находится в неудовлетворительном техническом состоянии, их оборудование давно не обновлялось. В большинстве спортивных объектов отсутствует необходимое количество раздевалок, гардеробных, мест отдыха занимающихся и обслуживающего персонала, что не позволяет эффективно использовать спортивную базу.
Отсутствие типового табеля оснащения оборудованием и инвентарем спортивных объектов не всегда позволяет эффективно использовать финансовые ресурсы и проводить дооснащение и переоснащение учреждений в плановом порядке. Разработка типового табеля даст возможность муниципальному образованию применять единые подходы при финансировании подведомственных им учреждений и организаций спортивной направленности.
Анализ ситуации свидетельствует о необходимости строительства в муниципальном образовании стадиона и плоскостных сооружений за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования, широкого привлечения к развитию физической культуры и спорта представителей бизнеса, создания благоприятного инвестиционного климата.
Второй составляющей функционирования и развития физической культуры и спорта является финансовое обеспечение.
Общий объем расходов на физическую культуру и спорт за счет бюджетов всех уровней составил в 2002 году 12,9 млн. руб. В целом доля расходов на указанные цели в консолидированном бюджете муниципального образования составляла в 2002 году менее 0,3%.
По сравнению с 2001 годом общий объем бюджетного финансирования увеличился почти в 2 раза. В 2003 году увеличение бюджетного финансирования незначительно и составляет 4,5%. При сохранении сложившейся тенденции финансирования развития физической культуры и спорта сложно планировать и осуществлять программные мероприятия в сфере физической культуры и спорта для улучшения уровня развития физической культуры и спорта и повышения качества жизни граждан, проживающих в муниципальном образовании.
Данное положение дел свидетельствует о слабом использовании экономических механизмов стимулирования населения к занятиям физической культурой и спортом.
Слабо используются рыночные механизмы и при проведении спортивно-массовых мероприятий, предусмотренных календарным планом физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и соревнований. Федерации по видам спорта практически не участвуют в привлечении внебюджетных средств.
Наличие спортивных сооружений, принадлежащих ведомственному сектору экономики, определяет также и перспективы развития профессионального спорта(1), который играет важную роль в пропаганде здорового образа жизни, осуществляемого посредством продаж спортивного зрелища и организации спортивно-развлекательных мероприятий.
Третья составляющая ресурсов - кадровое обеспечение.
Успех развития физической культуры и спорта зависит от профессионализма и компетентности управленческих, тренерско-преподавательских, медицинских и других кадров. Спортивные учреждения муниципального образования укомплектованы тренерско-преподавательским составом лишь на 30% (норма на 10000 человек населения - 26 тренеров, имеется на 97697 человек населения 72 тренера). Всего физкультурных кадров, включая инструкторов, учителей по физической культуре учреждений дошкольного, общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования, - 328 специалистов, из них: 169 человек с высшим образованием, 67 человек со средним физкультурным образованием. 28% кадрового состава не имеет профессионального физкультурного образования. Численность Управления физической культуры, спорта и туризма муниципального образования не соотнесена с количеством жителей, количеством спортивных учреждений на данной территории.
Негативно влияет на закрепление квалифицированных кадров отсутствие жилья для приглашаемых специалистов и низкая заработная плата в отрасли.
Следует отметить ряд проблем, требующих незамедлительного решения. Так, не все дошкольные учреждения обеспечены физкультурными кадрами, малочисленны физкультурные кадры на промышленных предприятиях. Препятствует привлечению в отрасль квалифицированных работников и молодых специалистов из числа мужчин низкий по сравнению с другими отраслями уровень заработной платы, хотя по статистическим данным 70% занимающихся физической культурой и спортом - мальчики, юноши и мужчины. Не в полной мере используются меры морального поощрения и стимулирования руководителей, специалистов, общественных тренеров и других лиц, занимающихся развитием физической культуры и спорта, в том числе по месту жительства.
Выполнение мероприятий, направленных на повышение статуса и социальной защищенности физкультурно-спортивных работников, позволит предотвратить текучесть кадров и привлечь к работе по физическому воспитанию и оздоровлению населения профессионалов.
Четвертой составляющей являются информационные ресурсы. Внедрение и умелое использование Internet - технологий, СМИ, справочной и популярной литературы существенно влияет на пропаганду здорового образа жизни и формирование жизненных ценностей людей.
В муниципальном образовании существует определенный порядок информирования населения о проводимых соревнованиях и спортивных мероприятиях. Информационные материалы о физической культуре и спорте находят свое отражение на телевидении, на страницах городских газет: "Правда Севера", "Красный Север в Новом Уренгое", "Сигма", "Газ Уренгоя". Информация о выступлениях спортсменов и команд, о текущей спортивной жизни передается средствами массовой информации МУ ТРИА "Импульс", ТВ ООО "Уренгойгазпром", РРТРК Новый Уренгой, ТРК "Сигма". Работники физической культуры и спорта активно сотрудничают с журналистами и работниками телевизионных студий, освещая спортивные события. По итогам конкурса "Спортивная элита" ежегодно награждаются лучшие корреспонденты СМИ (телевидение, радио, газета), публикующие статьи или выпускающие теле-, радиорепортажи на спортивную тематику, лучшие спортивные передачи и программы, популяризующие физическую культуру, спорт и здоровый образ жизни среди населения муниципального образования.
Однако в муниципальном образовании в процессе информационного обеспечения недостаточно учитывается своеобразие интересов различных групп населения: по возрасту, полу, состоянию здоровья, физической подготовленности, физиологическим особенностям, профессиональной деятельности и др., этим, в частности, объясняется недостаточная эффективность публикаций и других информационных материалов. Как следствие, на низком уровне остается популяризация физической культуры и спорта и приобщение населения к регулярным занятиям. Спортивные общественные организации мало уделяют внимание пропаганде физической культуры и спорта, в муниципальном образовании нет спортивной газеты или другого спортивного периодического издания.
3. Основные цели и задачи Программы
Общеизвестно, что недооценка оздоровительной, воспитательной и социально-экономической роли физической культуры и спорта со стороны органов власти и населения снижают качество жизни, уровень здоровья и работоспособности граждан.
Основной целью Программы является комплексное решение проблем развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании, направленное на создание оптимальных условий для физического, спортивного и духовного совершенствования граждан, укрепления здоровья людей, приобщения различных групп населения, в первую очередь детей, к систематическим занятиям физической культурой и спортом; для создания системы физкультурного всеобуча, формирования у населения потребности вести здоровый образ жизни.
Реализация Программы предполагает решение следующих задач:
- выработать научно обоснованную стратегию развития физкультуры и спорта в муниципальном образовании;
- оптимизировать систему подготовки спортивных резервов сборных команд муниципального образования;
- внедрять новые формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
- совершенствовать механизмы межотраслевой интеграции муниципальных и ведомственных структур и общественных организаций, обеспечивающих уровень здоровья населения муниципального образования.
4. Направления Программы
Направления деятельности, способствующие выполнению намеченных целей и задач:
- совершенствование структуры управления и организационно-управленческой деятельности в области физической культуры и спорта (раздел 1);
- улучшение кадрового обеспечения в сфере физической культуры и спорта, повышение статуса и социальной защищенности физкультурно-спортивных работников и спортсменов (раздел 2);
- развитие и совершенствование материально-технической базы физической культуры и спорта (раздел 3);
- повышение качества и эффективности научно-методической, информационной и рекламной деятельности в области физической культуры и спорта (раздел 4);
- развитие и совершенствование системы организации физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, мероприятий по физической культуре и спорту и соревнований (раздел 5);
развитие сети учреждений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности (раздел 6).
5. Финансовое обеспечение Программы
Объем финансовых средств, необходимых на реализацию Программы в 2004-2010 годах за счет средств местного бюджета, ежегодно формируется заказчиком, разработчиками и исполнителями и выносится на обсуждение и утверждение в установленном порядке. Для реализации мероприятий Программы могут привлекаться средства предприятий и организаций независимо от организационно-правовой формы.
Объем финансовых средств из местного бюджета на реализацию Программы в 2004 году составляет 7206000 (семь миллионов двести шесть тысяч) рублей.
6. Механизм реализации Программы
Общий контроль за реализацией Программы возлагается на первого заместителя мэра по вопросам социального развития.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет межведомственный координационный совет, в который входят депутаты Собрания муниципального образования город Новый Уренгой, представители администрации муниципального образования, управлений, исполнительных органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и организаций, независимо от организационно-правовой формы, общественных объединений, движений, занимающихся проблемами развития физической культуры и спорта.
Руководство по реализации Программы осуществляет Управление физической культуры, спорта и туризма муниципального образования город Новый Уренгой.
Заказчиком Программы является администрация муниципального образования город Новый Уренгой.
Заказчик:
- определяет разработчиков и исполнителей годовых планов мероприятий, адресных подпрограмм и контролирует их реализацию;
- контролирует расчеты необходимых затрат по каждому мероприятию, проектно-сметную документацию;
- предлагает источники финансирования программных мероприятий, в том числе средства местных бюджетов, внебюджетные средства;
- назначает исполнителей конкретных мероприятий.
Исполнителями программных мероприятий могут быть заказчик, его структурные подразделения, исполнительные органы местного самоуправления, предприятия, организации и учреждения в соответствии с заключенными договорами.
Финансирование мероприятий Программы производится в соответствии с утверждаемыми сметами доходов и расходов.
Заказчик является главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию соответствующих мероприятий программы, несет ответственность за эффективное целевое использование финансовых ресурсов и достоверность отчетности.
По результатам мониторинга реализации Программы первый заместитель мэра по социальным вопросам имеет право вносить предложения по уточнению перечня программных мероприятий и сроков их реализации.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация целевой программы в течение 2004-2010 гг. позволит:
- объединить усилия представительных и исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования, профсоюзов, общественных спортивных объединений и организаций по реализации федеральных и региональных законов, иных правовых и нормативных актов, направленных на обеспечение конституционной гарантии права граждан на занятия физической культурой и спортом;
- создать организационно-управленческие, нормативные правовые и материально-технические условия для вовлечения населения в регулярные занятия физической культурой и спортом и подготовки спортсменов высокого класса;
- сформировать и внедрить систему профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту и повышения их квалификации, реализовать комплекс мер по укреплению их общественного статуса и социальной защищенности;
- улучшить деятельность всех заинтересованных структур и ведомств по формированию у населения, особенно у детей, подростков и молодежи, устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом и потребности в здоровом образе жизни;
- добиться уменьшения количества людей, подверженных вредным привычкам (наркотической и компьютерной зависимости, алкоголизму, табакокурению и др.), а также проявлений асоциального поведения;
- достичь увеличения количества занимающихся физической культурой и спортом на 20-25% от общей численности населения.
- достичь увеличения числа занимающихся спортом в учреждениях спортивной направленности;
- снизить уровень заболеваемости инфекционными и неинфекционными заболеваниями на 5-7%, простудными заболеваниями - на 7-10%, заболеваниями опорно-двигательного аппарата - на 10%.
Развитие сети учреждений физкультурно-спортивной направленности позволит увеличить количество занимающихся до нормативного охвата - 20,5% от общего числа детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет.
Совершенствование системы мероприятий по физической культуре и спорту позволит рационально использовать бюджетные средства, выделяемые на физическую культуру и спорт.
Важнейшим результатом реализации программных мероприятий будет улучшение психического и физического здоровья, физической подготовленности, повышение трудоспособности и выносливости жителей муниципального образования город Новый Уренгой, приобщение их к здоровому образу жизни.
(1) Под профессиональным спортом понимается коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.