Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа
от 15 февраля 2006 г. N 336
"О деятельности Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного
округа в 2005 году"
Заслушав информацию о деятельности Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа в 2005 году, Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Информацию о деятельности Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа в 2005 году принять к сведению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы
автономного округа |
С.Н. Харючи |
Доклад
Председателя Государственной Думы автономного округа С.Н. Харючи
на заседании Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного
округа 15 февраля 2006 г., г. Салехард
"Об итогах работы Государственной Думы ЯНАО в 2005 году"
Дорогие ямальцы! Уважаемые депутаты, приглашенные!
2005 год для Ямало-Ненецкого автономного округа, как, впрочем, и для всей страны, был насыщен важными событиями. В декабре мы отметили 75-летие со дня образования автономного округа. Много теплых отзывов, слов благодарности было сказано в адрес ямальцев. Тех, кто своим каждодневным трудом вносил и вносит достойный вклад в общую копилку достижений Ямала и России.
Нам действительно есть, чем гордиться. Продолжается рост промышленного производства. В 2005 году прирост валового регионального продукта составил более 8 процентов. Возведены десятки объектов социально-культурной, производственной сферы, жилья. Растут доходы населения и уровень заработной платы. Это позволяет говорить о том, что автономный округ является благополучным субъектом со стабильным экономическим и социальным положением.
Поддержать эту положительную динамику, способствовать дальнейшему повышению качества и уровня жизни ямальцев, развитию региональной экономики - главная задача законодательного органа Ямала. Это долгосрочные задачи, на их базовый характер не раз указывал Президент Российской Федерации.
Политика, осуществляемая на территории автономного округа, невозможна без своевременного и качественного законодательного обеспечения поставленных целей. Проводимые в стране реформы повысили роль и, главное, ответственность региональных парламентов.
Процесс формирования в марте 2005 года нового состава окружной Думы проходил на основе новой избирательной системы. Но показателен тот факт, что половине избранных депутатов население доверило право защищать его интересы не в первый раз. Думаю, никто не возразит, если я скажу: парламент сформировался достаточно опытный, профессиональный и представительный.
Сразу после избрания депутатский корпус активно включился в законотворческий процесс. Этому в значительной степени способствовала преобразованная структура представительного органа, и, прежде всего, комитетов как основы законотворческого процесса.
За 2005 год нами принято 117 законов автономного округа. Депутаты совместно с коллегами из исполнительной власти провели значительную работу по разработке и принятию законодательных актов. Они направлены на правовое регулирование важнейших направлений деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, реализацию прав граждан, проживающих на территории Ямала.
Приоритеты в нашей работе можно представить следующими цифрами:
- свыше 35 законов принято в области государственного управления и административно-территориального устройства;
- 26 принятых законов касается социальной политики;
- 25 - налогов и бюджетного процесса;
- 23 - регулируют вопросы местного самоуправления и отношения в сфере экономики и инвестиций.
Уважаемые коллеги!
Особо следует остановиться на вопросах обеспечения реформы местного самоуправления на территории автономного округа. Разрешив в 2004 году ключевые вопросы территориальной организации местного самоуправления, муниципальных выборов, мы посвятили 2005 год вопросам финансового и материального обеспечения вопросов местного значения.
Первым шагом к реализации принятых законов стали выборы депутатов представительных органов и глав вновь образованных муниципальных образований. По их результатам сформированы местные органы власти, избрано 626 депутатов, избраны главы, за исключением двух поселений.
Завершена законотворческая работа по регламентации системы межбюджетных отношений в округе, по формированию окружного фонда финансовой поддержки муниципалитетов, определены объемы безвозмездных перечислений из бюджета округа. От решения этих вопросов во многом будет зависеть и дальнейшее развитие реформы местного самоуправления.
Активно продвигался процесс делегирования полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа муниципальным районам и городским округам. В их числе: организация оказания специализированной медицинской помощи в психоневрологических диспансерах, полномочия по предоставлению начального и среднего профессионального образования; социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и другие.
Каждый из этих законов устанавливает не только конкретный перечень передаваемых полномочий, но и финансовые и материальные гарантии их осуществления. Таким образом, нами сделано все необходимое, чтобы местные органы власти могли оказывать своим жителям установленный законодательством полный набор социальных услуг#
С полной ответственностью можно отметить, что муниципальная реформа в округе проходит с учетом его специфики. Мы не пережили "революционную ломку" уже сложившихся отношений, а выбрали путь с учетом реальных возможностей и накопленного опыта. В качестве эксперимента поселениям, входящим в состав Приуральского, Ямальского и Надымского районов, законом автономного округа предоставлена самостоятельность в решении полного набора вопросов местного значения. Накопленная за это время практика позволит нам выделить сильные и слабые стороны нашего законодательства и своевременно вносить коррективы.
Уважаемые участники заседания!
Многие задачи по социально-экономическому развитию округа нами решались с помощью окружных целевых программ. Этот метод достаточно хорошо зарекомендовал себя на Ямале. На его приоритетность не раз указывал Президент Владимир Владимирович Путин. В прошедшем году на территории округа действовало 18 целевых программ. На их реализацию было направлено свыше 2,5 млрд. рублей.
В комплексных целевых программах мы сконцентрировали практически и всю работу по совершенствованию социальной сферы.
Отношения между Тюменской областью и автономными округами, скрепленные трехсторонним Договором и программой "Сотрудничество", также позволили нам решать многие спорные социальные вопросы.
Исполнение программы по итогам 2005 года по Ямало-Ненецкому автономному округу составило 92 процента. Наибольший объем этих средств был направлен на строительство и реконструкцию дорог.
В рамках программных мероприятий 151 семье, выезжающей из округа в населенные пункты юга Тюменской области, выделены жилищные субсидии на сумму свыше 120 млн. рублей, заключены договоры на строительство жилья 77 семьям на 56 млн. рублей.
В соответствии с условиями программы оказывалась адресная социальная поддержка студентам и учащимся из социально-незащищенных групп населения. 172 ямальца, выехавших в 2005 году для проживания на юг Тюменской области, получали дополнительные меры социальной поддержки.
В лечебно-профилактических учреждениях Тюмени и Тюменской области в рамках программы оказаны медицинские услуги почти 10 тысячам ямальцев на сумму около 300 млн. рублей. Много это или мало? Вывод очевиден: финансирование программы по Ямалу на 2006 год определено в размере 6,8 млрд. рублей. Это в два раза больше объема прошедшего года и можно надеяться, что поставленные задачи в сфере социального развития региона будут выполняться более масштабно.
Некоторые недоработки, касающиеся механизма реализации программы и исполнения конкретных условий, все же были. Они детально рассмотрены и по ним уже приняты соответствующие правовые решения.
Следует отметить, что основные направления Программы совпадают с приоритетными национальными проектами, выделенными Президентом РФ.
Нами неоднократно отмечалось, что работа в этих сферах на Ямале ведется давно путем принятия и реализации долгосрочных целевых программ. Государственной Думой автономного округа проделана немалая работа по обновлению законодательной базы округа, способствующей реализации проектов.
Да, от полного решения указанных проблем мы еще далеки. Буквально недавно Ямал, являясь самым экономически развитым регионом страны, был и среди самых отсталых территорий государства со слабо развитой социальной инфраструктурой. В этом был парадокс нашего бытия. Но сегодня нужно отметить, что последовательная совместная нормотворческая и практическая работа с исполнительной властью позволила нам реально продвинуться вперед в решении назревавших десятилетиями проблем в образовании, здравоохранении, в жилищно-коммунальной сфере и в агропромышленном комплексе.
Уважаемые ямальцы!
Одной из насущных проблем в автономном округе по-прежнему остается жилье. Решение жилищной проблемы населения является ключевой задачей для любого уровня государственной власти.
К сожалению, изменились принципы законодательного решения жилищного вопроса граждан: бесплатно или за доступную плату жилье предоставляется только малоимущим гражданам и некоторым категориям, указанным в законе. Остальные граждане должны решать этот вопрос за счет собственных или заемных средств. Соответственно депутатами были внесены корректировки в окружное законодательство.
Среди законов автономного округа, регулирующих правоотношения в жилищной сфере, отмечу Закон "Об окружной целевой программе "Жилище" на 2005 - 2010 годы". В рамках программы будут решаться вопросы обеспечения жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, молодых семей, реабилитированных граждан, детей-сирот, вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, строительства специализированных домов для проживания граждан, нуждающихся в специальной социальной государственной защите.
Таким образом, нами принимаются все возможные меры по решению жилищных вопросов граждан, чье материальное положение не позволяет самостоятельно обеспечить себя жильем.
Принцип адресной направленности применяется и при предоставлении иной помощи нуждающимся гражданам со стороны автономного округа. В целом на территории Ямала принят довольно обширный перечень нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми 125 категориям граждан, в том числе и "федеральным" льготникам, предоставляются 69 видов мер социальной поддержки. В 2005 году ее получили 160 тысяч ямальцев.
Принятые депутатами законы направлены на поддержку нетрудоспособных и малоимущих граждан. В условиях меняющейся в стране системы социального обслуживания мы старались максимально защитить граждан из числа инвалидов, людей пожилого возраста, детей, оставшихся без попечения родителей, сирот, а также малоимущих семей, имеющих несовершеннолетних детей, беременных и кормящих женщин.
Законом "О социальном обслуживании населения в Ямало-Ненецком автономном округе", принятом нами в 2005 году допускается введение, исходя из местных возможностей и специфики территории, дополнительных видов социального обслуживания и социальных услуг.
Мы законодательно расширили круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств окружного бюджета. Установлены компенсационные выплаты многодетным семьям, неработающим пенсионерам, проживающим на территории автономного округа и проработавшим в автономном округе не менее 15 календарных лет. Определен порядок компенсации расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха неработающим пенсионерам.
Пусть незначительно, но сделали первый шаг в повышении ежемесячного пособия на ребенка до 180 рублей в месяц. Установлен единый для всех муниципальных образований автономного округа размер денежного содержания ребенка, переданного под опеку, в зависимости от возраста ребенка.
С помощью принятых Государственной Думой округа целевых программ стало возможным строительство в городах и поселках округа целого ряда важных социальных объектов образования, здравоохранения, культуры.
В сфере здравоохранения на Ямале успешно реализуется 6 целевых программ. Уже отмечаются благоприятные результаты их реализации. Так, уровень заболеваемости туберкулезом снизился на 40 процентов за годы реализации программ; за десять лет не зарегистрировано ни одного случая заболевания дифтерией.
Сегодня перед нами стоит задача обновления материально-технической базы объектов здравоохранения в сельской местности, переоснащения больниц и поликлиник самым современным лечебным и диагностическим оборудованием. Кроме этого, значительное внимание будет уделяться повышению квалификации медработников, что, в конечном счете, будет способствовать более профессиональному и качественному оказанию медицинской помощи населению.
В 2005 году также удалось решить многие вопросы, касающиеся жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. Приняты законы автономного округа "О факториях в Ямало-Ненецком автономном округе" и "О государственной поддержке общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
Их реализация позволит создать необходимые социально-бытовые условия, оптимально отвечающие жизненно важным потребностям лиц, занятых традиционными промыслами. Упорядочить меры государственной поддержки общинам и организациям с учетом особенностей традиционных видов хозяйственной деятельности.
Необходимость государственной поддержки экономики традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера стала главной темой выездного заседания Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов под председательством Геннадия Олейника. Оно прошло в Салехарде в марте 2005 года. По итогам заседания были разработаны проекты соответствующих документов, по которым работа в Совете Федерации сегодня продолжается.
Уверен, что такая совместная работа федеральных коллег, Правительства РФ, руководителей органов государственной власти северных субъектов станет залогом успешного решения проблем коренных народов Севера.
Важным для социального положения округа стало также принятие законов, направленных на развитие системы образования, культуры, вопросов молодежной политики, спорта, борьбы с преступностью и укреплением правопорядка на территории округа.
Уважаемые земляки!
Кардинально решать многие острейшие социальные проблемы можно лишь тогда, когда будут решаться проблемы экономические. Поэтому закономерно, что важнейшим приоритетом в работе ямальской Думы в 2005 году оставался экономический блок законодательства, создание правовой основы институтов рыночных отношений.
В развитие этого направления в 2005 году принят целый ряд новых законодательных актов и внесены существенные изменения в уже действующее законодательство в области финансового права, инвестиционной деятельности. Поддержание процессов оживления в экономике строилось на основе создания условий для активизации инвестиционной деятельности, стимулирования деятельности организаций всех форм собственности, малого предпринимательства, в том числе в традиционных видах хозяйствования.
Для создания на территории округа благоприятных условий развития предпринимательства было уделено большое внимание созданию структур, через которые в дальнейшем оказывается информационная, методическая и другие виды поддержки предпринимателей. Сегодня успешно действуют 3 муниципальных фонда поддержки предпринимательства в городах Новый Уренгой, Губкинский и Тарко-Сале, 2 бизнес-инкубатора для оказания помощи по представлению офисных и производственных помещений начинающим предпринимателям. На эти цели было направлено более 25 млн. рублей.
Значительные усилия приложены депутатами для обеспечения государственной политики в основных сферах и отраслях промышленности, недропользования, транспорта, связи, строительства. Для улучшения социально-экономической обстановки в округе были приняты законы о стимулировании роста объемов производства, государственной поддержке агропромышленного комплекса.
Уважаемые коллеги!
Важнейший закон, определяющий решение социальных и экономических вопросов округа, - безусловно "Об окружном бюджете на 2006 год". Принципиальной его особенностью является переход на перспективное трехгодичное финансовое планирование. Это обеспечит большую эффективность бюджетной политики, повысит прозрачность финансовых потоков.
Бюджет 2006 года формировался в совершенно новых политических реалиях. Они создали определенные трудности уже на этапе его формирования. Федеральный центр вновь сменил правила распределения налоговых и неналоговых поступлений. Несмотря на увеличение доходной базы, растет дефицит окружного бюджета.
Вот почему на протяжении минувшего года ямальские законодатели и органы исполнительной власти уделяли особое внимание поиску резервов пополнения доходной части окружного и муниципальных бюджетов.
В этих непростых условиях перед нами стояла задача поднять заработную плату бюджетникам, сохранить льготы и выплаты пенсионерам, смягчить рост тарифов в ЖКХ, поддержать образование и медицину, обеспечить финансовыми средствами полномочия местных органов власти.
В итоге, после обстоятельного анализа и всестороннего обсуждения депутатами мы получили, на наш взгляд, вполне сбалансированный бюджет, в котором большая часть средств направлена на социальные нужды.
Уважаемые коллеги!
Все шире становится круг вопросов, по которым мы взаимодействуем с федеральным центром, укрепляются межпарламентские взаимоотношения.
В 2005 году Государственной Думой Ямала было подготовлено и внесено в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 9 законодательных инициатив. К этому следует добавить ранее внесенные проекты законов, работа по которым продолжается. Они касаются полномочий органов власти, проблем наркомании и токсикомании, занятости населения, нотариального обслуживания, донорства, земельных отношений и других, не менее важных для ямальцев вопросов.
По нашим законодательным инициативам приняты поправки в ряд федеральных законов. В частности, на пять единиц увеличена численность мировых судей в округе.
Тем не менее, с сожалением отмечу, что законопроекты, внесенные в качестве законодательной инициативы субъектами федерации, не находятся под пристальным вниманием коллег из Федеральной Думы. Эту проблему я озвучил на рабочей встрече Председателя Государственной Думы Российской Федерации Бориса Грызлова с руководителями законодательных органов регионов.
Активную работу продолжает окружная Дума в союзе законодательных органов государственной власти Ямала, Югры, юга Тюменской области - Совете трех Дум. Отстаивая интересы жителей Ямала, депутаты взвешенно подходят к рассматриваемым вопросам и находят взаимовыгодные для жителей трех субъектов варианты их решения.
Мы сотрудничаем не только с Тюменской областью и Ханты-Мансийским автономным округом. Укреплению межпарламентских связей законодательных органов субъектов, входящих в состав Уральского федерального округа, будет способствовать Соглашение о сотрудничестве, которое мы заключили в ноябре прошедшего года. В числе основных направлений соглашения - совершенствование законотворческого процесса, усиление парламентского контроля за исполнением законов, повышение открытости парламентской деятельности, а также совместное решение вопросов, представляющих взаимный интерес. Одним из таких станет участие в разработке межрегиональной программы освоения Полярного и Приполярного Урала.
Ко всему сказанному следует добавить и ту конкретную работу, которую депутаты ведут в своих избирательных округах, помогая решать наболевшие проблемы избирателей. На личные депутатские приемы обратилось более семисот ямальцев.
Мы упорядочили организацию депутатских приемных. Сегодня они действуют в каждом муниципальном образовании. График приема избирателей был опубликован в средствах массовой информации и на нашем официальном сайте. Любой житель может обратиться с вопросом, просьбой не только письменно или устно, но и направить свое обращение в электронном виде, посредством нашего сайта.
Депутатами рассмотрено свыше 300 письменных обращений, поступивших в Государственную Думу округа в 2005 году. Темы отдельных обращений легли в основу уже озвученных мною законов, направленных на социальную поддержку граждан. По некоторым поднятым избирателями проблемам были направлены обращения к Президенту и Правительству Российской Федерации. Эти вопросы находятся в стадии решения и остаются на контроле у депутатов.
Уважаемые ямальцы, коллеги!
За этот год сделано немало. Как было сказано выше, при принятии нормативных актов в своей работе мы всегда стремились защитить человека, чтобы он чувствовал себя на ямальской земле достаточно комфортно, был социально защищен. Мы стремились обеспечить округ такой правовой базой, чтобы он смог стать равным среди лучших: с развитой экономикой, промышленностью, привлекательным для инвесторов, здоровой экологической обстановкой, благоустроенным жильем. 2006 год ставит перед нами четкие задачи. Сможем ли мы использовать возможности и перспективы, заложенные природой, трудом ямальцев, разумной политикой органов власти? Это зависит от нас с вами.
В самое ближайшее время нам предстоит серьезная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральными законами, необходимо тщательно изучить все нововведения. Считаю необходимым уделять большее внимание качеству принимаемых законов, анализу правоприменительной практики с целью внесения нужных корректив.
Уверен, что в решении поставленных перед законодательным органом задач у нас не возникнет проблем и трудностей. Благодарю своих коллег, представителей исполнительной власти округа, жителей Ямала за активную работу и поддержку.
Спасибо за внимание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 февраля 2006 г. N 336 "О деятельности Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа в 2005 году"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа", февраль 2006 г., N 2
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 февраля 2023 г. N 1297 настоящий документ признан утратившим силу с 13 февраля 2023 г.