Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа
от 24 ноября 2004 г. N 1501
"О Концепции семейной политики Ямало-Ненецкого автономного округа"
Рассмотрев Концепцию семейной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, на основании статьи 41 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа в целях укрепления и развития социального института семьи в автономном округе постановляет:
1. Утвердить Концепцию семейной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Признать утратившим силу постановление Государственной Думы автономного округа от 5 апреля 1999 года N 564 "О Концепции семейной политики в Ямало-Ненецком автономном округе".
3. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на Комитет Государственной Думы автономного округа по социальной политике (Г.Д. Андриянова).
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы
автономного округа |
С.Н. Харючи |
Концепция
семейной политики Ямало-Ненецкого автономного округа
(утв. постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного
округа от 24 ноября 2004 г. N 1501)
I. Концепция семейной политики Ямало-Ненецкого автономного округа
1. Введение
Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между гражданином и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, становления гражданских отношений. Здоровая, благополучная, законопослушная, с активной жизненной позицией семья - опора государства, основа общественного согласия, политической и социальной стабильности.
Проведенные в 90-е годы реформы российского общества оказали во многом негативное воздействие на семью, привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни, сформировать необходимые для своей защиты стратегии и механизмы. В переходный к рыночным отношениям период произошла резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание.
Трансформация общественных отношений оказала мощное воздействие на функционирование семей, их размеры, состав, структуру, репродуктивное поведение. Существенные сдвиги произошли во взглядах людей на брак, семейные отношения, роль мужчин и женщин в семье. Наблюдаются рост внебрачных рождений, разводов, доли неполных семей и воспитывающихся в них детей. Возрастает нестабильность браков, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции. Усиливаются конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, их депрессивное состояние как следствие экономической, правовой и моральной незащищенности. Снижается роль семьи в социализации детей. Малообеспеченность и бедность многих семей, высокий уровень занятости родителей пагубно влияют на воспитание и развитие детей, их нравственное и физическое здоровье.
Опыт мирового сообщества показывает, что проблемы семьи эффективнее решаются с помощью целенаправленной семейной политики. Семейная политика является важнейшим социальным инструментом, консолидирующим общество. Именно семейная политика позволяет выявить и осмыслить особенности взаимодействия общества и семьи как социального института. Как составная часть социальной политики семейная политика призвана обеспечить координацию деятельности социальных институтов в интересах семьи во всех сферах ее функционирования. Особую роль семейная политика выполняет в период реформ, кардинальных перемен в обществе, жизнедеятельности семьи.
Концепция семейной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, как субъекта Российской Федерации, позволит конкретизировать цели и задачи семейной политики, проводимой в России, определить оптимальные пути решения проблем семьи и обеспечить условия для реализации всех ее функций с учетом специфики региона. Укрепление семьи как социального института в перспективе будет оказывать всестороннее воздействие на решение экономических, социальных, нравственных, демографических проблем региона.
2. Правовое обеспечение семейной политики автономного округа
Концепция семейной политики автономного округа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
Конституцией Российской Федерации;
Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 года N 223-ФЗ;
Указом Президента Российской Федерации от 14.05.1996 года N 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики";
Указом Президента Российской Федерации от 10.01.2000 года N 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации";
Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 года N 270-р);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер распоряжения следует читать: "N 1270-р"
Национальным Планом действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.06.2001 года N 855-р);
другими нормативно-правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа.
3. Основные понятия
Семейная политика - это самостоятельное направление социальной политики, система комплексной деятельности, направленной на социальный институт семьи с целью его укрепления и развития, защиты прав и интересов семьи, улучшения условий и повышения качества жизни семьи.
Семья - социальный институт общества, как исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, связанных родством и (или) свойством, совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство.
Неполная семья - семья, состоящая из одинокой матери с ребенком ( детьми), разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми), вдовы (вдовца) с ребенком (детьми).
Молодая семья - семья, в которой возраст хотя бы одного из супругов не превышает 30 лет, или неполная семья, в которой возраст матери или отца не превышает 30 лет.
Благоприятные условия жизнедеятельности семьи - состояние среды обитания, при котором отсутствует или сведено до минимума вредное воздействие ее факторов на семью и имеются возможности для восстановления нарушенных функций семьи как социального института.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Семья с высокой семейной нагрузкой - семья, которая воспитывает трех и более детей и (или) осуществляет уход за больными, инвалидами и престарелыми.
Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Социальные службы - учреждения и предприятия независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги.
Социальные услуги - действия по оказанию клиенту социальной службы помощи, предусмотренной Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или их законных представителей либо должностных лиц.
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
4. Цель и задачи семейной политики
Целью семейной политики автономного округа является укрепление и развитие социального института семьи, семейных ценностей, традиций, создание условий, необходимых для благополучной жизнедеятельности семьи, реализации семьей основных общественных функций и обязанностей, повышения качества жизни семьи с учетом специфики региона. Благополучие семьи - приоритетный критерий оценки развития общества и проводимых социальных преобразований.
Семейная политика призвана системно решать следующие основные задачи:
обеспечение прав семьи в процессе общественного развития;
формирование условий, направленных на сохранение физического, психологического и духовно-нравственного здоровья семьи;
активизация субъектной роли семьи в процессе осуществления государственной семейной политики;
создание необходимых базисных условий для реализации семьей своих функций на основе собственной трудовой деятельности;
осуществление экспертизы создаваемых государством условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности семьи;
осуществление экспертизы принимаемых органами власти решений с точки зрения их соответствия цели и принципам семейной политики;
формирование комплексной системы социальных услуг семье;
обеспечение социальной поддержки семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в том числе находящейся в социально опасном положении;
сохранение адресности государственной поддержки семьи с учетом материального положения, степени адаптированности к сложившейся системе общественных отношений, состояния экономического, социального и экологического окружения;
создание условий для более широкого использования семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
повышение социальной ответственности бизнеса, в том числе за счет роста инвестиций в реализацию основных направлений семейной политики, развития "семейного аспекта" социально-экономических программ.
5. Принципы реализации семейной политики автономного округа
Основными принципами реализации семейной политики автономного округа являются:
включение законодательно принятой нормы о выделении семьи как социального института в качестве самостоятельного целостного объекта и субъекта в систему социальных отношений;
рассмотрение семейной политики как самостоятельного направления государственной социальной политики автономного округа, приоритетной системы государственной деятельности;
предоставление государством семье реальных социальных прав и гарантий благополучной жизнедеятельности;
целенаправленный учет интересов семьи в процессе общественного развития, осуществления государственной деятельности;
обеспечение суверенитета семьи;
создание необходимых условий для реализации потенциала семьи, функций субъекта социальных отношений;
обеспечение самостоятельности и автономности семье в принятии решений относительно своего развития;
формирование партнерских отношений семьи и государства, достижение рационального баланса интересов в системе "семья - личность - государство";
обязательная социальная экспертиза условий жизнедеятельности семьи и принимаемых органами власти решений;
равенство семьи и всех ее членов в праве на поддержку со стороны государства независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;
приоритет обеспечения права ребенка на жизнь и воспитание в семье;
соблюдение интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается;
равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности;
принятие на себя органами государственной власти и местного самоуправления обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с возникшей трудной жизненной ситуацией;
преемственность и стабильность семейной политики, сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки семьи, их дальнейшее совершенствование.
6. Объекты семейной политики автономного округа
Основным объектом семейной политики автономного округа является семья, как социальный институт, включающийся в систему социальных институтов автономного округа как совокупность экономических, политических, правовых, нравственных и иных отношений.
Объектами семейной политики автономного округа являются государственные и общественные институты, функционирующие на территории автономного округа, деятельность которых непосредственно влияет на жизнедеятельность семьи.
Объектами семейной политики автономного округа являются следующие категории населения, проживающего на территории автономного округа: мужчины, женщины, пенсионеры, дети, молодежь, инвалиды.
7. Субъекты семейной политики автономного округа
Семейная политика автономного округа формируется и реализуется как многосубъектная деятельность.
В качестве субъектов семейной политики наряду с органами законодательной (представительной), исполнительной власти автономного округа, органами местного самоуправления и социальными институтами выступают:
семья - как социальный институт;
СМИ - исполнение социальных функций средств массовой информации, информационное сопровождение реализации основных направлений семейной политики автономного округа, организация и реализация общественного диалога по проблемам семьи, создание условий для развития социальной рекламы в автономном округе;
учреждения, предприятия, организации независимо от форм собственности - предоставление рабочих мест, разработка гибкого графика работы для беременных женщин, женщин с детьми; поддержка семейного предпринимательства; осуществление программ в области расширения социальных прав наемных работников, охраны и укрепления их здоровья, социального обеспечения, образования; разработка и реализация социально значимых проектов на основе реализации принципов социальной ответственности бизнеса;
профсоюзы - осуществление программ защиты социальных прав семей и их членов, организация оказания материальной помощи нуждающимся семьям, защита интересов трудящихся, совмещающих семейную жизнь с производственными обязанностями;
политические партии и общественные объединения - участие в разработке концепции, стратегии, технологий семейной политики, участие в развитии законодательства о семейной политике, формировании информационной базы, оценке эффективности деятельности в области семейной политики; осуществление функции социального контроля;
религиозные организации - программы благотворительности, утверждение нравственных норм в поведении семьи и ее членов, укрепление семейных ценностей и соответствующих отношений в быту, социально-психологическая помощь семье в кризисных ситуациях, социализация детей;
некоммерческие организации и фонды - реализация конкретных программ, мер в интересах семей, информационное обеспечение семейной политики в части решения проблем различных категорий семей, социальный контроль за деятельностью государства в сфере семейной политики, формирование общественного мнения населения, участие в организации семейного досуга, отдыха, внедрение новейших технологий в сфере семейной политики, программ планирования семьи, подготовки к браку и др.
8. Основные направления реализации семейной политики
С учетом Основных направлений федеральной государственной семейной политики Российской Федерации и в соответствии с проблемами жизнедеятельности семей в автономном округе актуализируются следующие направления окружной семейной политики:
совершенствование законодательства автономного округа в области семейной политики;
дальнейшая стабилизация материального положения семей, совершенствование оказания помощи малоимущим семьям, в том числе семьям коренных малочисленных народов Севера, на основе увеличения бюджетных и внебюджетных источников обеспечения социальной сферы, роста капитальных вложений в социальное обустройство региона, сокращения объема ветхого и аварийного жилья, последовательного преодоления межотраслевых и территориальных различий в уровне оплаты труда, развития социальной инфраструктуры, дальнейшего совершенствования адресности оказания социальной помощи и поддержки, введения и расширения экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций и предприятий в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, создания условий для развития семейного предпринимательства;
обеспечение работникам благоприятных условий для совмещения трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей на основе безусловного соблюдения законодательства Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков, независимо от формы собственности организаций, предприятий, где они заняты; развитие сети детских образовательных учреждений, детских досуговых центров, учреждений дополнительного образования различных форм собственности;
дальнейшее совершенствование системы охраны здоровья семьи, материнства, детства на основе реализации окружной концепции развития здравоохранения и комплексной программы реконструкции и строительства объектов здравоохранения, развития социального обслуживания населения, укрепления стабильности браков, гармоничных отношений внутри семей;
усиление помощи семье в воспитании детей на основе реализации вариативных программ воспитания и образования детей в воспитательно-образовательных учреждениях автономного округа, развития системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, учреждений дополнительного образования, досуговых центров, поддержки инновационных проектов воспитания, государственной поддержки правового, медицинского, психолого-педагогического и экономического просвещения родителей и всего населения, совершенствования профилактики алкоголизма, наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних.
9. Система управления семейной политикой автономного округа
N п/п |
Органы власти (управления), органы местного самоуправления |
Наименование рекомендуемой структуры, занимающейся вопросами семейной политики автономного округа |
1. | Губернатор ЯНАО | Совет по вопросам семьи и семейной политики Советник по делам семьи и семейной политики |
2. | Администрация ЯНАО | Отдел (комитет) по семейной политике и социальной поддержке семьи, женщин и детей. Уполномоченный по правам человека, уполномоченный по правам ребенка Отделы, специалисты департаментов (управлений), курирующие деятельность государственных социальных институтов, функционирование которых непосредственно влияет на жизнедеятельность семьи |
3. | Государственная Дума ЯНАО | Комиссия по делам семьи, женщин и детей |
4. | Органы местного самоуправления |
Управления (отделы) по семейной политике, социальной поддержке семьи, женщин и детей |
10. Нормативно-правовое обеспечение реализации семейной политики
автономного округа
N п/п |
Наименование документа |
Назначение документа | Органы власти, утверждающие документ |
1. | Концепция семейной политики Ямало-Ненецкого автономного округа |
Определить стратегию, цель, принципы, направления, приоритеты региональной семейной политики |
Государственная Дума автономного округа |
2. | Нормативно-правовые акты в области семейной политики автономного округа |
Реализация направлений семейной политики, правовая защита семей, создание условий для улучшения положения семей |
Государственная Дума автономного округа Губернатор автономного округа |
3. | Ежегодный доклад о положении семей в Ямало-Ненецком автономном округе |
Выявить реальное положение семей, специфические проблемы их жизнедеятельности, определить перспективы развития |
Администрация автономного округа |
4. | Программа действий по реализации Концепции семейной политики ЯНАО на среднесрочный период |
Разработать систему, направления, практические меры, механизмы реализации семейной политики на среднесрочную перспективу |
Государственная Дума автономного округа |
5. | Окружные целевые программы поддержки семей, женщин и детей |
Разработать комплекс мер, направленных на социальную защиту и поддержку семей, женщин и детей.# |
Государственная Дума автономного округа |
6. | Положение о региональной экспертизе жизнедеятельности семьи (фамилистической экспертизе) |
Определить цель, задачи, порядок проведения экспертизы, механизмы ее включения в структуру деятельности органов власти |
Государственная Дума автономного округа Администрация автономного округа |
7. | Положение о многофункциональной системе информации "Семья" |
Создать постоянно действующую систему информационного обеспечения семейной политики, проведения мониторинга и прогнозирования развития семьи в округе |
Администрация автономного округа |
8. | Региональная программа содействия деятельности негосударственных субъектов семейной политики |
Разработать меры поддержки негосударственных субъектов семейной политики, совместной разработки и реализации социально значимых проектов |
Администрация автономного округа |
II. План действий по реализации концепции семейной политики
Ямало-Ненечкого автономного округа
1. Цель и приоритеты Плана действий
Целью настоящего Плана является создание необходимых экономических, правовых и организационных условий для укрепления социального статуса семьи в автономном округе, обеспечения ее экономической независимости, выполнения семьей основных социальных функций, усиления ее экономической и нравственно-психологической роли в самореализации личности, воспитании новых поколений, повышения значимости семьи как социального института в решении долгосрочных проблем развития региона.
Выделяются следующие приоритеты:
создание условий, направленных на сохранение и укрепление физического, психологического и духовно-нравственного здоровья семьи, адаптацию семьи к изменяющимся жизненным условиям;
создание условий для выполнения семьей как социальным институтом ее основных функций (репродуктивной, экономической, воспитательной, психологической, хозяйственно-бытовой и др.);
формирование в автономном округе системы превентивной работы по профилактике семейного и детского неблагополучия;
удовлетворение потребностей личности, связанных с семейной жизнью, обеспечение условий для совмещения семейных и профессиональных обязанностей членов семьи.
2. Основные направления реализации Плана
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Основными направлениями государственной семейной политики Российской Федерации и Концепцией семейной политики Ямало-Ненецкого автономного округа выделяются следующие направления реализации настоящего Плана и соответствующий комплекс мероприятий:
1. Обеспечение экономической поддержки семьи:
1) развитие системы информационного, учебно-консультативного обеспечения семей при выборе формы экономического поведения;
2) развитие системы квотирования рабочих мест для молодежи, женщин, имеющих детей, подростков, инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) сохранение и развитие дифференцированных мер поддержки семьи (многодетной, неполной, малообеспеченной, имеющей ребенка-инвалида, воспитывающей детей-сирот) в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, детских досуговых центрах;
4) совершенствование системы пособий и выплат на детей;
5) формирование системы льготного налогообложения семей, семейных предприятий и предприятий, осуществляющих социальные проекты;
6) совершенствование системы доступного банковского и потребительского кредитования, способствующего решению жилищных и имущественных проблем семьи (кредиты, субсидии, комиссионная торговля, взаимообмен и т.д.);
7) сохранение и совершенствование системы субсидирования и компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг семей;
8) развитие субсидирования и льготного кредитования образовательных услуг для семьи;
9) формирование системы льготного обеспечения семьи услугами здравоохранения.
2. Сохранение приоритетов семьи в ходе проведения жилищной реформы:
1) совершенствование проектирования жилья с учетом климато-географической специфики проживания в условиях Крайнего Севера;
2) развитие системы доступного льготного кредитования семей при покупке и строительстве жилья (снижение процентов за кредит, удлинение сроков кредитования и т.д.);
3) совершенствование системы ипотечного кредитования для семей.
3. Обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни семьи:
1) обеспечение доступности для семей медицинской помощи на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания;
2) совершенствование системы мониторинга здоровья населения;
3) разработка стандартов медико-социальной помощи для различных категорий семей;
4) развитие системы охраны репродуктивного здоровья семьи, укрепление службы планирования семьи;
5) совершенствование программ профилактики и лечения социально-значимых заболеваний;
6) совершенствование просветительской деятельности учреждений здравоохранения, организация в средствах массовой информации пропаганды здорового образа жизни;
7) развитие медикогенетической помощи семье;
8) разработка комплекса мер по совершенствованию системы питания;
9) совершенствование оздоровительной и профилактической деятельности детских поликлиник, дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений.
4. Формирование системы социального обслуживания семьи:
1) формирование региональной нормативно-правовой базы организации социального обслуживания семьи и детей;
2) развитие сети учреждений различных форм собственности и совершенствование системы социального обслуживания семьи:
учреждений социального обслуживания семьи в целях оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, поддержки нуждающихся в посторонней помощи семей, отдельных членов семьи в кризисных ситуациях;
системы специализированных социальных служб для детей и подростков (беспризорных, безнадзорных, детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, детей, оказавшихся в иной трудной жизненной ситуации);
учреждений для временного проживания беременных женщин, матерей с детьми, одиноких несовершеннолетних матерей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также женщин, подвергшихся любым формам насилия;
3) формирование системы подготовки специалистов по работе с семьей;
4) формирование системы изучения и охраны психологического здоровья семьи и детей;
5) развитие системы семейного досуга и отдыха;
6) создание сети анонимного семейного консультирования в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения;
7) развитие системы поддержки общественных инициатив и социально- значимых проектов;
8) совершенствование контроля за деятельностью социальных служб, качеством предоставляемых семьям социальных услуг.
5. Создание благоприятных условий для совмещения трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей:
1) обеспечение государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи: мужчин, женщин и подростков - в сфере труда, независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случае безработицы, при приеме на работу женщин и несовершеннолетних, при прекращении трудового договора; по обеспечению гарантий и льгот, предоставляемых работающим женщинам в связи с материнством;
2) создание условий, повышающих заинтересованность работодателей в расширении и совершенствовании форм занятости, нестандартных режимов работы (неполный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, гибкий график, надомный труд, дифференциация продолжительности отпусков) для работников с высокой семейной нагрузкой;
3) использование возможностей коллективных договоров на предприятиях для предоставления дополнительных льгот лицам с семейными обязанностями;
4) развитие надомного труда и квотирование рабочих мест для лиц с физическими и социальными ограничениями трудоспособности;
5) осуществление бесплатной профессиональной переподготовки, повышения квалификации или переобучения работниц, имеющих перерывы в трудовой деятельности, связанные с уходом за ребенком-инвалидом, воспитанием 3-х и более детей;
6) развитие сети специализированных групп в дошкольных образовательных учреждениях (круглосуточные, кратковременного пребывания, оздоровительные и др.).
6. Создание условий для развития семейного предпринимательства и семейной инициативы:
1) разработка и совершенствование программ государственной поддержки малого предпринимательства в автономном округе;
2) осуществление экономической, правовой и информационной поддержки становления и развития малого семейного предпринимательства;
3) осуществление льготной налоговой политики, направленной на развитие семейного предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности.
7. Укрепление семьи, семейно-брачных отношений. Подготовка молодежи к семейной жизни.
8. Профилактика семейного неблагополучия, безнадзорности детей, различных форм насилия.
9. Информационно-аналитическое обеспечение реализации Плана.
3. Ресурсное обеспечение Плана
Мероприятия Плана реализуются за счет средств бюджетов автономного округа и муниципальных образований автономного округа, окружных целевых программ и внебюджетных источников.
Предполагается изучить и рассмотреть вопросы: о порядке создания территориального фонда для осуществления семейной политики автономного округа, о выделении отдельной строкой в региональном и местных бюджетах ассигнований на финансирование мероприятий в области семейной политики.
4. Механизм реализации, организация управления и контроль за ходом
выполнения Плана
Проведение семейной политики автономного округа опирается на межведомственный подход, систему региональных органов власти, координирующих ее разработку и практическое осуществление. Единство реализации цели и принципов семейной политики обеспечивается одновременно на региональном и местном уровнях. Органы местного самоуправления дополняют и развивают региональные меры семейной политики, координируют действия негосударственных субъектов, способствуют расширению их состава.
В качестве основных механизмов реализации мероприятий Плана будут использованы:
совершенствование законодательной и нормативной базы семейной политики автономного округа, в том числе: "инвентаризация" действующего регионального законодательства по вопросам семьи; разработка и внесение соответствующих законодательных предложений в Государственную Думу Ямало-Ненецкого автономного округа;
организационное обеспечение, в том числе: планирование, реализация и контроль исполнения мероприятий плана; уточнение структуры ответственных звеньев и лиц в органах власти и на общественных началах, занимающихся проблемами семьи, материнства и детства; координация исполнения мероприятий Плана с окружными целевыми программами;
информационно-аналитическое обеспечение, в том числе: совершенствование системы отчетности, анализа и статистики о положении семей в автономном округе; разработка и реализация фамилистической экспертизы на разных уровнях как базы разработки и реализации семейной политики автономного округа; проведение мониторинга положения семей в регионе; отслеживание изменения демографической и семейной ситуации в автономном округе; создание регионального банка данных о семьях и детях; организация научных исследований по проблемам семьи с участием ведущих научно-исследовательских институтов Российской Федерации;
расширение взаимодействия и сотрудничества региональных органов власти, органов местного самоуправления, бизнеса, общественных организаций, в том числе: формирование пакета конкретных объектов и работ, способствующих жизнедеятельности семьи в автономном округе; определение "семейного аспекта" Я в экономических, социальных и иных ведомственных и отраслевых программах, поиск внебюджетных источников финансирования мероприятий Плана, диалог власти и бизнеса о повышении социальной роли структур различных форм собственности в семейной политике.
Управление реализацией Плана и контроль за ходом его выполнения определяются Администрацией автономного округа.
5. Социально-экономическая эффективность Плана
Реализация предусмотренных Планом мероприятий будет способствовать:
укреплению института семьи, повышению статуса семьи в автономном округе;
усилению переориентации социальной политики автономного округа на семью;
повышению уровня и качества жизни семей разных типов, развитию обеспечения социальных гарантий семьи;
стабилизации постоянного населения автономного округа, дальнейшему умножению человеческих ресурсов в соответствии со стратегией развития региона;
усилению внимания к проблемам семьи коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни и хозяйствования;
существенному улучшению жилищных условий, особенно молодых семей;
сокращению масштабов социального сиротства, переходу к преимущественному воспитанию детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, в семейной среде; сокращению масштабов безнадзорности несовершеннолетних;
усилению гарантий занятости лиц с семейными обязанностями;
повышению профессионального и социального статуса женщины в обществе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 ноября 2004 г. N 1501 "О Концепции семейной политики Ямало-Ненецкого автономного округа"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа" ноябрь 2004 г., N 8/1
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 декабря 2022 г. N 1205 настоящий документ признан утратившим силу с 5 декабря 2022 г.