Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программным путем
На сегодняшний день в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) действует около 400 зарегистрированных общественных организаций, 81 некоммерческий фонд, 53 некоммерческих партнерства, 26 автономных некоммерческих организаций, 22 некоммерческих ассоциации, 61 зарегистрированная религиозная организация, 23 национальных общественных объединения, 3 национально-культурных автономии и большое количество незарегистрированных общественных структур в виде клубов, подростковых и молодежных объединений, национальных общин. В среднем негосударственные некоммерческие организации насчитывают около десяти только активных членов и имеют материально-технический и финансовый ресурс.
Некоммерческие объединения в своей деятельности, как правило, преследуют задачи, находящиеся, в том числе и в компетенции органов государственной власти и местного самоуправления. Наиболее широкий круг направлений деятельности некоммерческих объединений - решение социальных проблем, вокруг которых они и создаются. Другие направления - это осуществление национального развития, правозащитная деятельность, удовлетворение религиозных потребностей, духовно-нравственное, патриотическое воспитание и прочее.
Центры наибольшей общественной активности в автономном округе сосредоточены в крупных городах: Салехарде, Ноябрьске, Новом Уренгое, Надыме. В этих городах зарегистрировано большее число некоммерческих объединений и наблюдается большее число положительных примеров результативного сотрудничества с властью.
Наиболее эффективно работающими из них являются Ямало-Ненецкая общественная организация ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Ямало-Ненецкий Союз ветеранов Афганистана, Союз женщин России и т.д. Оправдали себя такие формы сотрудничества органов власти и общественного сектора, как договоры, соглашения, "круглые столы", конференции, совместные программы и мероприятия, а также поддержка властными структурами программ общественных организаций и проводимых ими мероприятий. Существующие формы взаимодействия показали, насколько эффективнее решаются многие проблемы автономного округа, когда потенциал негосударственных организаций получает поддержку государственных органов и включается в совместную работу.
Наиболее частые формы поддержки некоммерческих объединений в автономном округе - оказание органами государственной власти и местного самоуправления организационной и материально-технической поддержки конкретных мероприятий некоммерческих объединений. Последние примеры сотрудничества власти и общественных объединений - проведение общественными организациями социально значимых мероприятий при поддержке органов государственной власти:
- проведение семинара "Теория и практика организации работы общественного Центра разрешения конфликтов", направленного на организацию подобного центра в г. Ноябрьске с целью решения конфликтов в семье, защиты материнства и детства;
- проведение отчетно-выборной конференции общественно-политической организации автономного округа "Комитет солдатских матерей", позволившей решить внутриорганизационные вопросы объединения и спланировать дальнейшую деятельность.
При Губернаторе автономного округа действует Общественная палата автономного округа. Взаимодействие в сфере государственно-конфессиональных отношений осуществляется в рамках деятельности Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Губернаторе автономного округа, через которые осуществляется взаимодействие со значительной частью религиозных объединений.
Мониторинг общественной сферы автономного округа позволяет выделить наиболее часто встречающиеся проблемы общественных объединений, решение которых позволило бы повысить эффективность деятельности некоммерческого сектора и тем самым ускорить реализацию многих стоящих перед ним и властью задач.
Генезис некоммерческого сектора происходит в условиях недостаточной развитости гражданского общества и традиций личной свободы. Это способствует сохранению иждивенческих настроений населения, сдерживает стабильное развитие автономного округа. В процессе социально-экономической трансформации общество столкнулось с такой проблемой, как социальное иждивенчество. Общественное движение, выйдя из-под контроля государства, не исполняет своего гражданского предназначения, ему не хватает необходимых для этого ресурсов и самостоятельного опыта. В то же время даже те интеллектуальные продукты, которые производятся в общественном секторе, не всегда воспринимаются органами, принимающими решения на уровне территорий, региона. Особенность ситуации в автономном округе состоит и в недостаточной вовлеченности власти в процесс поддержки и развития некоммерческого третьего сектора. Эти две проблемы необходимо решать в ближайшее время. Для дальнейшего развития обществу автономного округа необходимо стимулировать развитие общественного движения и институтов гражданского общества, а также создать систему конструктивного взаимодействия органов власти и гражданских союзов. Бездействие в этом направлении может способствовать дестабилизации социально-экономической обстановки, росту социальной напряженности и, как следствие, снижению инвестиционной привлекательности округа.
Проведенный в 2004 году опрос лидеров общественного мнения автономного округа, многие из которых являются руководителями некоммерческих объединений, позволил выявить проблемы общественной сферы автономного округа, которые мешают ее эффективному развитию и, как следствие, затормаживают реализацию поставленных перед некоммерческими объединениями задач.
Было выявлено, что деятельность многих объединений носит ситуативный характер и не имеет системы. Это является следствием отсутствия у руководителей объединений навыков программного подхода к организации своей деятельности.
Был определен очень низкий уровень горизонтальных связей в некоммерческом секторе, что свидетельствует о низкой степени партнерства в достижении результатов. Кроме того, в автономном округе отсутствуют какие-либо консультативные, экспертные, ресурсные объединения.
Наиболее часто встречающимися проблемами объединений являются финансовые, внутриорганизационные и проблемы обеспечения помещениями. Тем не менее, в автономном округе наблюдается рост как числа объединений, так и числа их членов.
Уровень взаимодействия некоммерческих объединений с органами местного самоуправления и государственной власти автономного округа достаточно высок, но большей частью носит бессистемный ситуативный характер при признании полезности такого сотрудничества.
Таким образом, решение задачи развития некоммерческого сектора и повышения его роли в решении социальных и иных значимых для общества и государства проблем должно состоять из системы мероприятий, включающих в себя:
- осуществление непосредственной поддержки развития конкретных некоммерческих объединений в организационно-методической и консультационной форме;
- продолжение взаимодействия с общественными и религиозными объединениями в существующих формах - в рамках деятельности консультативных органов при Губернаторе автономного округа: Общественной палаты и Совета по взаимодействию религиозными объединениями;
- повышение профессионализма руководителей и членов общественных объединений путем обучения: повышение лидерских качеств, обучение внедрению программного подхода к деятельности и сотрудничеству, обучение фандрайзингу;
- осуществление непосредственного взаимодействия органов власти и некоммерческого сектора в выявлении и решении различного рода проблем, сохранения стабильности в сферах общественных и этноконфессиональных отношений.
Проведение данного комплекса мероприятий позволит развить некоммерческий сектор автономного округа, тем самым внести ощутимый вклад в развитие гражданского общества и становление его институтов, увеличить их влияние, позволит объединить общественные и государственные ресурсы для решения значимых проблем.
Конечным результатом деятельности по Программе должно стать создание многоуровневого партнерства, когда самые широкие слои населения автономного округа непосредственно участвуют в подготовке и реализации решений, направленных на увеличение собственных благ и рост потенциала региона, а власть согласовывает свои решения с интересами различных общественных групп. В этом случае механизм управления становится более открытым, происходит углубление самоуправления, становление институтов гражданского общества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.