Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программным путем
На сегодняшний день в Ямало-Ненецком автономном округе действует около 400 зарегистрированных общественных организаций, 81 некоммерческий фонд, 53 некоммерческих партнерства, 26 автономных некоммерческих организаций, 22 некоммерческих ассоциации, 61 зарегистрированная религиозная организация, 23 национальных общественных объединения, 3 национально-культурных автономии и большое количество незарегистрированных общественных структур в виде клубов, подростковых и молодежных объединений, национальных общин. В среднем негосударственные некоммерческие организации насчитывают около десяти только активных членов и имеют материально-технический и финансовый ресурс.
Некоммерческие объединения в своей деятельности, как правило, преследуют задачи, находящиеся, в том числе, и в компетенции органов государственной власти и местного самоуправления. Наиболее широкий круг направлений деятельности некоммерческих объединений - решение социальных проблем, вокруг которых они и создаются. Другие направления - это осуществления национального развития, правозащитная деятельность, удовлетворение религиозных потребностей, духовно-нравственное, патриотическое воспитание и прочее.
Центры наибольшей общественной активности в Ямало-Ненецком автономном округе сосредоточены в крупных городах: Салехарде, Ноябрьске, Новом Уренгое, Надыме. В этих городах зарегистрировано большее число некоммерческих объединений и наблюдается большее число положительных примеров результативного сотрудничества с властью.
Наиболее эффективно работающими из них являются Ямало-Ненецкая общественная организация ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Ямало-Ненецкий Союз ветеранов Афганистана, Союз женщин России и т.д. Оправдали себя такие формы сотрудничества органов власти и общественного сектора, как договоры, соглашения, "круглые столы", конференции, совместные программы и мероприятия, а также поддержка властными структурами программ общественных организаций и проводимых ими мероприятий. Существующие формы взаимодействия показали, насколько эффективней решаются многие проблемы Ямало-Ненецкого автономного округа, когда потенциал негосударственных организаций получает поддержку государственных органов и включается в совместную работу.
Наиболее частые формы поддержки некоммерческих объединений в Ямало-Ненецком автономном округе - оказание органами государственной власти и местного самоуправления организационной и материально-технической поддержки конкретных мероприятий некоммерческих объединений. Последние примеры сотрудничества власти и общественных объединений - проведение общественными организациями социально значимых мероприятий при поддержке органов государственной власти:
- проведение семинара "Теория и практика организации работы общественного Центра разрешения конфликтов", направленного на организацию подобного центра в г. Ноябрьске с целью решения конфликтов в семье, защиты материнства и детства;
- проведение отчетно-выборной конференции общественно-политической организации Ямало-Ненецкого автономного округа "Комитет солдатских матерей", позволившей решить внутриорганизационные вопросы объединения и спланировать дальнейшую деятельность.
При Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа действует Общественная палата Ямало-Ненецкого автономного округа. Взаимодействие в сфере государственно-конфессиональных отношений осуществляется в рамках деятельности Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа, через которые осуществляется взаимодействие со значительной частью религиозных объединений.
Мониторинг общественной сферы Ямало-Ненецкого автономного округа позволяет выделить наиболее часто встречающиеся проблемы общественных объединений, решение которых позволило бы повысить эффективность деятельности некоммерческого сектора и тем самым ускорить реализацию многих стоящих перед ним и властью задач.
Генезис некоммерческого сектора происходит в условиях недостаточной развитости гражданского общества и традиций личной свободы. Это способствует сохранению иждивенческих настроений населения, сдерживает стабильное развитие Ямало-Ненецкого автономного округа. В процессе социально-экономической трансформации общество столкнулось с такой проблемой как социальное иждивенчество. Общественное движение, выйдя из-под контроля государства, не исполняет своего гражданского предназначения, ему не хватает необходимых для этого ресурсов и самостоятельного опыта. В то же время даже те интеллектуальные продукты, которые производятся в общественном секторе, не всегда воспринимаются органами, принимающими решения на уровне территорий, региона. Особенность ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе состоит и в недостаточной вовлеченности власти в процесс поддержки и развития некоммерческого третьего сектора. Эти две проблемы необходимо решать в ближайшее время. Для дальнейшего развития обществу Ямало-Ненецкого автономного округа необходимо стимулировать развитие общественного движения и институтов гражданского общества, а также создать систему конструктивного взаимодействия органов власти и гражданских союзов. Бездействие в этом направлении может способствовать дестабилизации социально-экономической обстановки, росту социальной напряженности и, как следствие, снижению инвестиционной привлекательности округа.
Проведенный в 2004 году опрос лидеров общественного мнения Ямало-Ненецкого автономного округа, многие из которых являются руководителями некоммерческих объединений, позволил выявить проблемы общественной сферы Ямало-Ненецкого автономного округа, которые мешают ее эффективному развитию и, как следствие, затормаживают реализацию поставленных перед некоммерческими объединениями задач.
Во-первых, было выявлено, что деятельность многих объединений носит ситуативный характер и не имеет системы. Это является следствием отсутствия у руководителей объединений навыков программного подхода к организации своей деятельности.
Во-вторых, был определен очень низкий уровень горизонтальных связей в некоммерческом секторе, что свидетельствует о низкой степени партнерства в достижении результатов. Кроме того, в Ямало-Ненецком автономном округе отсутствуют какие-либо консультативные, экспертные, ресурсные объединения.
Наиболее часто встречающимися проблемами объединений являются финансовые, внутриорганизационные и проблемы обеспечения помещениями. Тем не менее, в автономном округе наблюдается рост, как числа объединений, так и рост числа их членов.
Уровень взаимодействия некоммерческих объединений с органами местного самоуправления и государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа достаточно высок, но большей частью носит бессистемный ситуативный характер при признании полезности такого сотрудничества.
Таким образом, решение задачи развития некоммерческого сектора и повышения его роли в решении социальных и иных значимых для общества и государства проблем должно состоять из системы мероприятий, включающих в себя:
- осуществление непосредственной поддержки развития конкретных некоммерческих объединений в организационно-методической и консультационной форме;
- продолжение взаимодействия с общественными и религиозными объединениями в существующих формах - в рамках деятельности консультативных органов при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа: Общественной палаты и Совета по взаимодействию религиозными объединениями;
- повышение профессионализма руководителей и членов общественных объединений путем обучения: повышение лидерских качеств, обучение внедрению программного подхода к деятельности и сотрудничеству, обучение фандрайзингу;
- осуществление непосредственного взаимодействия органов власти и некоммерческого сектора в выявлении и решении различного рода проблем, сохранения стабильности в сферах общественных и этноконфессиональных отношений.
Проведение данного комплекса мероприятий, во-первых, позволит развить некоммерческий сектор Ямало-Ненецкого автономного округа, тем самым внести ощутимый вклад в развитие гражданского общества и становление его институтов, увеличить их влияние. Во-вторых, позволит в форме сотрудничества объединить общественные и государственные ресурсы для решения значимых проблем.
Конечным результатом деятельности по программе должно стать создание многоуровневого партнерства, когда самые широкие слои населения Ямало-Ненецкого автономного округа непосредственно участвуют в подготовке и реализации решений, направленных на увеличение собственных благ и рост потенциала региона, а власть согласовывает свои решения с интересами различных общественных групп. В этом случае механизм управления становится более открытым, происходит углубление самоуправления, становление институтов гражданского общества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.