Постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июня 2007 г. N 947 настоящее постановление снято с контроля
Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Информацию о научно-практической конференции "Обь-Иртышский бассейн - национальное достояние России" принять к сведению.
2. Согласиться с рекомендациями, выработанными участниками научно-практической конференции "Обь-Иртышский бассейн - национальное достояние России".
3. Утвердить обращение Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о необходимости разработки федеральной комплексной целевой программы по обеспечению охраны окружающей среды, экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов Объ-Иртышского бассейна.
4. Утвердить обращение к полномочным представителям Президента Российской Федерации в Уральском и Сибирском федеральных округах об оказании содействия в разработке федеральной комплексной целевой программы по обеспечению охраны окружающей среды, экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов Объ-Иртышского бассейна.
5. Обратиться с просьбой к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Обь-Иртышского бассейна, поддержать рекомендации научно-практической конференции "Обь-Иртышский бассейн - национальное достояние России", подготовить и направить в адрес Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова обращение о необходимости разработки и реализации федеральной комплексной целевой программы рационального использования и охраны природных ресурсов Обь-Иртышского бассейна.
6. Просить органы государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Обь-Иртышского бассейна, поддержать инициативу участников научно-практической конференции "Обь-Иртышский бассейн - национальное достояние России" о возрождении Координационного совета Федеральной целевой программы "Обь", придав ему статус Координационного совета федеральной комплексной целевой программы рационального использования и охраны природных ресурсов Обь-Иртышского бассейна.
7. Просить членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Д.Н. Ананьева и В.Б. Спицнаделя, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.В. Комарову оказать содействие в реализации рекомендаций научно-практической конференции "Обь-Иртышский бассейн - национальное достояние России" федеральными органами государственной власти.
8. Направить настоящее Постановление, рекомендации научно-практической конференции "Обь-Иртышский бассейн - национальное достояние России", обращения, утвержденные данным Постановлением, Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Д.Н. Ананьеву и В.Б. Спицнаделю, депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.В. Комаровой, полномочным представителям Президента Российской Федерации в Уральском и Сибирском федеральных округах, в Общественную палату Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Обь-Иртышского бассейна, в Межрегиональную Ассоциацию "Сибирское Соглашение" и Межрегиональную Ассоциацию экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Большой Урал", Секретарю Восточно-Казахстанского маслихата, председателю международного координационного совета "Наш общий дом Алтай" В.И. Ахаеву, а также в средства массовой информации.
9. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы
автономного округа |
С.Н. Харючи |
Обращение
Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа к Президенту
Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Б.В. Грызлову, Председателю Правительства Российской Федерации
М.Е. Фрадкову о необходимости разработки федеральной комплексной
целевой программы по обеспечению охраны окружающей среды, экологической
безопасности и рационального использования природных ресурсов
Объ-Иртышского бассейна
Экологические проблемы являются одними из наиболее актуальных проблем современности. Предприятия основных отраслей промышленности, сельское хозяйство и транспорт являются загрязнителями окружающей среды и оказывают негативное химическое и физическое воздействие на все природные компоненты: земли, недра, леса, атмосферный воздух, водные объекты, животный мир, ландшафты и экологические системы в целом.
Обь-Иртышский бассейн играет важную роль в экономике России. Ресурсы бассейна используются на территории, включающей в себя территории 14 субъектов Российской Федерации, составляющих в совокупности два федеральных округа Российской Федерации, 9 областей Казахстана и часть Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. На этой территории проживают 22 млн человек.
Экологическая обстановка в бассейне Оби характеризуется как крайне напряженная. Негативное воздействие на качество вод оказывают промышленно развитые районы Урала, Кузбасса, Алтая, Новосибирской и Тюменской областей, сельскохозяйственное производство, коммунальное хозяйство. На территории бассейна развиты практически все отрасли, присущие развитой экономике, - от мощной сырьевой базы Западной Сибири и Кузнецкого бассейна, индустриального Урала до аграрного пояса Омской и Томской областей. В бассейне Оби расположен Семипалатинский ядерный полигон. Северная часть Обь-Иртышского бассейна пострадала от атомных взрывов Новоземельского полигона.
Для жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа проблемы рек Обь-Иртышского бассейна выходят уже на уровень экологического бедствия. Признанный не имеющим равных не только в стране, но и в мире по масштабам и темпам освоения природных ресурсов, Ямало-Ненецкий автономный округ пожинает и соответствующие результаты: Обь и ее притоки загрязнены нефтью, нефтепродуктами, фенолами, тяжелыми металлами. Остро стоит проблема поверхностных вод и для Тюменской области. Некогда чистейшая красавица Томь уже давно не используется для водоснабжения Томска.
Бассейн Нижней Оби исключительно богат водными ресурсами. По данным органов санитарного надзора, более 10 процентов проб воды, взятых в разных регионах Российской Федерации, не отвечают нормативам по микробиологическим и более 20 процентов проб - по санитарно-техническим показателям. В Обь-Иртышском бассейне в некоторых регионах дела зачастую обстоят еще хуже.
Из года в год качество воды в водоемах и реках падает все ниже. По данным Нижне-Обского бассейнового водного управления результаты государственного мониторинга водных объектов свидетельствуют о том, что с трансграничным переносом на территорию бассейна Нижней Оби поступают тяжелые металлы с Урала, пестициды и биогенная группа загрязнителей с Казахстана. Из Казахстана воды рек Иртыш и Ишим в Тюменскую область поступает пятого класса качества, то есть - "грязная", из Томской области - также с качеством "грязная", из Свердловской области - "очень грязная". В целом, в соответствии с Государственным докладом, вода в нижнем течении Оби оценивается как "грязная".
В связи со сложными климатическими условиями поверхностные воды Ямало-Ненецкого автономного округа имеют низкую способность к самоочищению. На Ямале роль поверхностных водных объектов в обеспечении населения питьевой водой очень высока, для многих населенных пунктов автономного округа они являются наиболее доступными источниками водоснабжения и в основном используются без очистки.
Освоение нефтегазового комплекса на Крайнем Севере породило не только рост экономики, но и повлекло за собой негативные явления, имеющие прямое отношение к здоровью человека.
Природно-климатические и техногенные условия являются факторами, обуславливающими рост заболеваемости населения, они способствуют формированию болезней основных классов риска. Сегодня антропогенное воздействие на среду обитания по своим темпам начинает превышать естественную эволюционную адаптацию человека, становится ограничивающим фактором социально-экономического развития общества. В этой связи здоровье человека следует рассматривать в тесной связи с состоянием природной среды.
Ухудшение экологической обстановки рассматривается как внутренняя угроза экономической безопасности государства.
В недалеком будущем начнется промышленное освоение Полярного Урала. По своим богатствам это действительно настоящая бесценная кладовая полезных ископаемых. В связи с этим разрабатываются различные программы освоения ресурсов Полярного Урала, уже начаты работы по созданию соответствующей транспортной инфраструктуры, проектируется развитие жилого фонда в местах добычи и переработки полезных ископаемых. В целом можно сказать, что в ближайшие годы богатства Полярного Урала возможно станут очень весомым аргументом в нашей государственной и экономической политике.
В то же время не следует забывать, что именно с гор Полярного Урала текут в дельту Оби многочисленные горные реки. Их сотни, тысячи. Крупнейшие из них, такие как Собь, Харбей, Щучья и другие, являются нерестилищами ценных пород рыб. Но, кроме этого, важно, что все они несут потоки чистейшей воды, которая хоть как-то разбавляет замутненную, грязную воду Обской губы. Пока не начались интенсивные работы по разработке рудных и иных месторождений Полярного Урала, специалистам нужно срочно разработать и выдать рекомендации по сохранности качества воды в этих реках. Ямал богат газом, нефтью, полезными ископаемыми, но и вода полярных рек тоже, в какой-то мере, наш природный стратегический ресурс.
Каждый из 14 субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Обь-Иртышского бассейна, в меру своих финансовых возможностей прилагает определенные усилия по обеспечению сохранности природных ресурсов бассейна. Все мы в той или иной степени пытаемся улучшить экологическую ситуацию на своих территориях. Но хотя бы в силу пространственной распределенности, взаимозависимости друг от друга решать эту проблему в одиночку очень тяжело, практически невозможно.
Решение отдельным субъектом Российской Федерации экологических проблем такой великой реки невозможно без согласованного взаимодействия. Необходима целенаправленная и систематическая работа всех органов государственной власти разного уровня, предприятий, общественности и науки, при этом цели и задачи такой политики должны быть направлены на поддержание устойчивого равновесия между природой и человеком. Охрана экологии рек Обь-Иртышского бассейна во многом зависит от совместного сотрудничества субъектов Российской Федерации, расположенных на территории бассейна, и федерального центра.
Решение проблем экологической безопасности больше откладывать нельзя.
В связи с вышеизложенным и на основании рекомендаций научно-практической конференции "Обь-Иртышский бассейн - национальное достояние России", состоявшейся 4 - 5 октября 2006 года в городе Салехарде, Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа обращается с просьбой о разработке и принятии федеральной комплексной целевой программы по обеспечению охраны окружающей среды, экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов Объ-Иртышского бассейна.
Принятие и реализация данной программы будут способствовать осуществлению национальных проектов, в частности - проекта "Здоровье". Федеральная комплексная целевая программа поможет устранить напряженные отношения с северными соседями России в связи с выносом загрязнений со стоками реки Оби в Арктический бассейн, так как Обь-Иртышский бассейн является важным звеном не только межрегиональной, но и мировой экосистемы.
Обращение
Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа к полномочным
представителям Президента Российской Федерации в Уральском и Сибирском
федеральных округах об оказании содействия в разработке федеральной
комплексной целевой программы по обеспечению охраны окружающей среды,
экологической безопасности и рационального использования природных
ресурсов Объ-Иртышского бассейна
Уважаемый Петр Михайлович!
Уважаемый Анатолий Васильевич!
Во исполнение рекомендаций, выработанных участниками научно-практической конференции "Обь-Иртышский бассейн - национальное достояние России", состоявшейся 4 - 5 октября 2006 года в г. Салехарде, Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа обращается к Вам с просьбой об оказании содействия в разработке и принятии федеральной комплексной целевой программы по обеспечению охраны окружающей среды, экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов Объ-Иртышского бассейна.
Научно-практическая конференция проведена в соответствии с решением Совета Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа (Совет Дум). Основанием к рассмотрению вопроса об экологической обстановке Обь-Иртышского бассейна стала проблема ухудшающегося здоровья населения, проживающего на северной территории бассейна - территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Помимо природно-климатических условий, обуславливающих рост заболеваемости, все большее значение приобретают негативные экологические факторы, обусловленные антропогенной нагрузкой. Сегодня антропогенное воздействие на среду обитания по своим темпам начинает превышать естественную эволюционную адаптацию человека, становится ограничивающим фактором социально-экономического развития общества. Такие же проблемы существуют на всем протяжении великой cибирской реки и ее притоков.
Уровень загрязнения окружающей среды на территории Обь-Иртышского бассейна достиг критической отметки.
Среди основных проблем, с которыми в ближайшее время может столкнуться огромная территория, - нехватка чистой воды.
Обь-Иртышский бассейн - это комплекс природных систем большого разнообразия и очень сложных взаимозависимостей. Учитывая тот факт, что на его территории развиты почти все виды промышленности - нефте- и газодобыча, их переработка, металлургическое производство, добыча каменного угля, химическая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, - вся экономика, развиваясь, наносит огромный экологический ущерб не только воде, но и всем природным компонентам экологической системы в целом, человеку.
Мы считаем, что решение проблем экологической безопасности больше откладывать нельзя. Сегодня мы всей страной реализуем приоритетные национальные проекты, один из которых - "Здоровье". Без комплексного подхода к решению проблемы, в том числе экологического, невозможно будет реализовать проект в полной мере, а все попытки поднять медицину на высший уровень, могут не дать должного результата. По нашему мнению, сначала следует устранить причину, порождающую негативные факторы влияния на экологическую среду, способствующие ухудшению здоровья человека.
А для этого сегодня необходимо разработать и реализовать на федеральном уровне комплексную целевую программу по обеспечению охраны окружающей среды, экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов Объ-Иртышского бассейна.
Обращаемся к Вам за содействием в решении этого вопроса.
Рекомендации
научно-практической конференции "Обь-Иртышский бассейн - национальное
достояние России"
г. Салехард 5 октября 2006 г.
Мы, участники научно-практической конференции, представители органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, общественных и научных организаций 14 субъектов Российской Федерации и организаторы конференции (Совет Дум (Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа) выражаем озабоченность экологической безопасностью окружающей среды и природно-ресурсного комплекса Обь-Иртышского бассейна.
Экологическая обстановка в бассейне реки Обь характеризуется как крайне напряженная. Негативное воздействие оказывают промышленно развитые районы Урала, Кузбасса, Алтая, Новосибирской и Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа. В бассейне реки на территориях Свердловской, Челябинской и Томской областей, Республики Казахстан (Семипалатинский ядерный полигон) функционирует ряд предприятий атомного профиля.
Обстановка в регионе свидетельствует о необходимости организации постоянного мониторинга. Попытки создать систему экологической безопасности природно-ресурсного комплекса пока не привели к улучшению здоровья населения, в том числе коренных малочисленных народов Севера. Не остановили вредного воздействия на земельные и водные ресурсы, рыбные запасы и сельское хозяйство в целом.
Одной из основных причин критического состояния во всем бассейне реки Обь является отсутствие системы экологической безопасности, включающей регионы, представляющие единую природную цепь.
Особенно страдают от неблагоприятного водного режима регионы, расположенные в нижних течениях рек. Характер и степень воздействия на природные комплексы Обь-Иртышского бассейна не позволяют решить назревшие экологические проблемы в рамках одного региона Российской Федерации.
В ближайшем будущем могут обостриться взаимоотношения со странами, территории которых расположены в бассейне Ледовитого океана. Проблема выноса загрязнений со стоками реки Обь в Арктический бассейн является крупной международной проблемой.
Участники конференции считают необходимым рекомендовать:
1. Федеральным органам государственной власти:
1) разработать и принять федеральную комплексную целевую программу, направленную на оздоровление экологической остановки и обеспечение устойчивого развития 14 субъектов Российской Федерации, расположенных в Обь-Иртышском бассейне (федеральная целевая комплексная программа "Обь-Иртышский бассейн - национальное достояние России");
2) возложить функции государственных заказчиков по разработке и реализации программы "Обь-Иртышский бассейн - национальное достояние России" на Минприроды Российской Федерации (координатор), Координационный Совет программы "Обь" в составе губернаторов субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Обь-Иртышского бассейна;
3) принять нормативные правовые акты, направленные на развитие существующей нормативной базы в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования (Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Водный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации и другие);
4) создать единую систему экологического мониторинга (гидрологического, гидрохимического, радиоэкологического, гидробиологического, этнологического) как основу для принятия решений по управлению природопользованием в бассейне Оби и Иртыша. Сформировать единый банк данных по Обь-Иртышскому бассейну;
5) создать межгосударственную комиссию по решению трансграничных проблем сбалансированного использования и охраны природных ресурсов в бассейне реки Иртыш и Обь-Иртышском междуречье.
2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Обь-Иртышского бассейна:
1) обратиться к Правительству Российской Федерации с предложением разработать федеральную комплексную целевую программу "Обь-Иртышский бассейн - национальное достояние России";
2) создать координационный совет, объединяющий органы государственной власти, общественные объединения, хозяйствующие субъекты для решения актуальных проблем обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития Обь-Иртышского бассейна;
3) организовать работы по инвентаризации всех потенциально опасных объектов, включив эту информацию в единый банк данных по Обь-Иртышскому бассейну;
4) организовать разработку региональных информационно-моделирующих систем управления использования и охраны экологически проблемных речных систем;
5) разработать и принять правила рыболовства в Обь-Иртышском бассейне. Реализовать компенсационные мероприятия по восстановлению рыбных запасов, в том числе путем создания ихтиологических заказников и строительства заводов по воспроизводству ценных видов рыб;
6) провести комплекс научно-исследовательских работ по созданию научно-технической, нормативной и юридической базы для выполнения поставленных задач.
3. Организаторам научно-практической конференции "Обь-Иртышский бассейн - национальное достояние России":
1) обратиться к полномочным представителям Президента Российской Федерации в Уральском и Сибирском федеральных округах с просьбой оказать содействие в разработке федеральной комплексной целевой программы "Обь-Иртышский бассейн - национальное достояние России";
2) создать рабочую группу по подготовке концепции федеральной комплексной целевой программы "Обь-Иртышский бассейн - национальное достояние России" и ее информационному сопровождению;
3) предложить Губернатору Ямало-Ненецкого автономного округа выступить инициатором создания координационного совета;
4) проводить научно-практическую конференцию по проблемам экологической безопасности и устойчивому развитию Обь-Иртышского бассейна не реже одного раза в два года;
5) предложить Северному форуму, Арктическому Совету рассмотреть возможность участия в реализации программы оздоровления и экологической безопасности Обь-Иртышского бассейна;
6) обратиться в Совет Губернаторов Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа с предложением о включении в программу "Сотрудничество" мероприятий по проведению научно-практической конференции по вопросам коренных малочисленных народов Севера, изучению вечной мерзлоты, освоению полуострова Ямал и реализации проекта "Урал промышленный - Урал Полярный".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 октября 2006 г. N 584 "Об информации о научно-практической конференции "Обь-Иртышский бассейн - национальное достояние России"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 10 ноября 2006 г., спецвыпуск N 81-82
Настоящий документ снят с контроля