Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Ведомственная целевая программа на 2007 - 2008 годы
"О реализации мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны
труда в Ямало-Ненецком автономном округе"
(утв. постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
от 2 ноября 2006 г. N 491-А)
6 сентября 2007 г.
Паспорт программы
Наименование субъекта бюджетного планирования |
департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа |
Наименование Программы |
ведомственная целевая программа на 2007 - 2008 годы "О реализации мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда в Ямало-Ненецком автономном округе" |
Дата утверждения и номер соответствующего нормативного акта |
постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа "____" _________________ 2006 г. N ______ |
Номер и дата учета в департаменте экономики Ямало-Ненецкого автономного округа |
N _______ "_____" ______________ 2006 г. |
Цели и задачи | цель: создание условий для снижения рисков производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников задачи: - совершенствование системы государственного управления охраной труда; - развитие системы обучения охране труда; - реализация механизма заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий и охраны труда работников |
Целевые индикаторы и показатели |
уровень производственного травматизма со смертельным исходом в расчете на 1 000 работающих; число обученных по охране труда руководителей, специалистов и отдельных категорий застрахованных |
Характеристика программных мероприятий |
статистическое наблюдение за состоянием условий и охраны труда; организационное обеспечение охраны труда; взаимодействие с обучающими организациями, подготовка специалистов в сфере охраны труда; информационное обеспечение охраны труда, пропаганда передового опыта |
Сроки реализации | 2007 - 2008 годы |
Объемы и источники финансирования |
общий объем финансирования Программы составляет 768,0 тыс.рублей, в том числе по годам: 2007 год - 272,0 тыс.рублей; 2008 год - 496,0 тыс.рублей. источником финансирования Программы является окружной бюджет объемы финансирования Программы на период 2007 - 2008 годов могут быть скорректированы на этапе утверждения параметров окружного бюджета на очередной финансовый год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономиче- ской эффективности |
стабилизация уровня производственного травматизма со смертельным исходом увеличение количества обученных по охране труда отдельных категорий застрахованных |
1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется
путем реализации Программы
Охрана труда является важным фактором социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ). Производственный травматизм и профессиональные заболевания ведут к невосполнимым материальным и моральным потерям как для работников организаций, так и для автономного округа в целом.
В 2005 году в автономном округе практически каждый третий работник работал в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Численность работников, занятых тяжелым физическим трудом, составила более 17 тыс. человек и увеличилась по сравнению с 2004 годом на 7%. Состояние условий труда, определяющее уровень производственного травматизма и профессиональную заболеваемость, находится в прямой зависимости от совершенствования работы по различным направлениям управления охраной труда.
В рамках реализации программных мероприятий в автономном округе необходимо обеспечить тесное взаимодействие с учебными центрами по обучению охране труда, осуществлять контроль за качеством обучения. В настоящее время на территории автономного округа действует 13 обучающих организаций. В 2005 году в них прошли обучение более 1300 руководителей и специалистов различных видов экономической деятельности, 300 работников из отдельных категорий застрахованных (работники служб охраны труда, члены комиссий по охране труда, уполномоченные лица по охране труда, руководители бюджетных организаций).
В 2005 году установлен достаточно высокий уровень профессиональных рисков (16 случаев профзаболеваний в 2005 году против 3 случаев в 2003 году), медленно снижается количество рабочих мест, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, сохраняется высокий уровень травматизма на предприятиях малого бизнеса.
Анализ причин производственного травматизма свидетельствует об ослаблении внимания работодателей к реконструкции и модернизации производства, соблюдению сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, применению надежных систем предупреждения и локализации аварий, соблюдению требований норм и правил охраны труда при проектировании оборудования и технологических процессов.
Наряду с техническими причинами несчастных случаев на производстве, устранение которых требует значительных инвестиционных и материально-технических затрат, около половины несчастных случаев связаны с организацией труда. Это неудовлетворительное обеспечение безопасности производства работ и рабочих мест; допуск к руководству работами и к работе должностных лиц и работников, не прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда, не изучивших требования инструкций по охране труда, нарушение трудовой и производственной дисциплины.
Во многих случаях неудовлетворительная организация труда и производства является следствием отсутствия в организациях современных систем управления охраной труда.
Решение многих проблем сдерживается недостаточным развитием механизмов реализации законодательной и нормативной базы в сфере обеспечения охраны труда. До настоящего времени на федеральном уровне не отработан четкий экономический механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.
В этой связи реализация мероприятий Программы будет способствовать планомерному проведению работы в сфере обеспечения охраны труда, повышению социальной ответственности руководителей организаций, расположенных на территории автономного округа, и заинтересованности в создании соответствующих условий труда.
2. Основные цели и задачи Программы
Основная цель Программы - это создание условий для снижения рисков производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников.
Достижение данной цели предполагается осуществить программным методом посредством решения задач:
- совершенствование системы государственного управления охраной труда;
- развитие системы обучения охране труда;
- реализация механизма заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий и охраны труда работников.
Мероприятия Программы включают работы по следующим направлениям:
1. Статистическое наблюдение за состоянием условий и охраны труда.
2. Организационное обеспечение охраны труда.
3. Взаимодействие с обучающими организациями, подготовка специалистов в сфере охраны труда.
4. Информационное обеспечение охраны труда, пропаганда передового опыта.
Проведение ежегодного мониторинга условий и охраны труда в автономном округе и анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости позволит установить основные объективные причины, способствующие увеличению уровня производственного травматизма и росту количества профессиональных заболеваний, и разработать систему мер по их предупреждению с последующим их внедрением в организациях автономного округа.
Формирование "актуального" банка данных о состоянии условий труда в организациях автономного округа позволит оперативно реагировать на изменение основных показателей в организации в сфере охраны труда и применять действенные меры по их устранению или предупреждению.
Для ускорения процесса проведения государственной экспертизы условий труда необходимо применение программного обеспечения. Количество проведенных экспертиз по условиям труда возросло в 2005 году по сравнению с 2003 годом в 6,8 раза.
Оказание практической и методической помощи организациям по специальным вопросам охраны труда, таких, как организация служб охраны труда, аттестация рабочих мест по условиям труда, сертификация работ по охране труда, улучшение условий труда для женщин и подростков, проведение экспертизы коллективных договоров в части соблюдения законодательства об охране труда, неизменно будет способствовать повышению социальной ответственности работодателей.
В связи с повсеместным отсутствием служб (специалистов) охраны труда в организациях малого бизнеса предполагается разработать для указанных организаций систему оказания государственных услуг в сфере охраны труда.
Осуществление взаимодействия с обучающими организациями будет производится путем:
- оказания консультативно-методической помощи учебным центрам по обучению охране труда;
- участие в аттестационных комиссиях по проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций автономного округа.
Проведение окружного семинара-совещания по проблемам условий и охраны труда с руководителями организаций и специалистами с участием ученых будет способствовать повышению профессионального уровня специалистов в сфере охраны труда.
Выполнение задач Программы по информированию населения и организаций в области охраны труда, распространению передового опыта предполагается осуществлять через электронные средства массовой информации, через сеть Интернет, посредством оформления стендов по охране труда, проведения окружного смотра-конкурса на лучшее состояние условий и охраны труда в организациях автономного округа.
3. Описание ожидаемых результатов реализации Программы
и целевые индикаторы
Социальный эффект по результатам выполнения программных мероприятий проявится в повышении уровня социальной защиты прав работников на здоровые и безопасные условия труда, сокращении случаев производственного травматизма со смертельным исходом и травматизма с тяжелым исходом, профессиональной заболеваемости, результатом которых в большинстве случаев является получение потерпевшими инвалидности.
Несмотря на то что в настоящее время в стране и за рубежом не существует апробированных методик, позволяющих количественно оценить экономическую эффективность мероприятий по охране труда на уровне субъекта, косвенный экономический эффект предприятий и организаций, обеспечивающих безопасные и здоровые условия труда, очевиден. Эффект достигается за счет сокращения административных штрафов за нарушение законодательства о труде и охране труда, получения скидок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Уменьшение количества несчастных случаев на производстве позволит снизить себестоимость продукции за счет снижения уровня косвенных потерь и расходов на ремонт и замену вышедшего из строя оборудования, машин, механизмов и приспособлений, ремонта помещений, цехов и участков, покупку нового инструмента, сырья и материалов. Остановка производства, вынужденная замена работников напрямую связаны со снижением качества продукции и объемами ее производства.
Выполнение программы оценивается по социальной эффективности, измеряемой сохранением жизни и здоровья работников в процессе труда, что позитивно влияет на рынок труда и сохранение социальной стабильности в автономном округе. Уровень производственного травматизма со смертельным исходом в расчете на 1 000 работающих ежегодно не должен превышать 2,3, по России этот показатель в 2005 году составил 3,1.
Показатели и индикаторы, позволяющие оценить эффективность реализации Программы, приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
4. Перечень, объемы и источник финансирования программных мероприятий
Перечень и объемы финансирования программных мероприятий, включая состав мероприятий и сроки реализации каждого мероприятия, приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
Финансирование мероприятий Программы на 2007 - 2008 годы осуществляется за счет окружного бюджета.
Всего на реализацию Программы потребуется 768,0 тыс.рублей, в том числе:
2007 год - 272,0 тыс. рублей;
2008 год - 496,0 тыс. рублей.
5. Срок реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2007 - 2008 годы.
6. Механизм реализации Программы
Заказчиком, разработчиком и исполнителем Программы является департамент по труду и социальной защите населения автономного округа
Мероприятия программы могут корректироваться в пределах средств, выделенных на реализацию Программы, на основании изменения законодательства и состояния условий и охраны труда в автономном округе.
Реализация и контроль за выполнением Программы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами автономного округа в установленной сфере деятельности. Контроль за ходом реализации Программы и целевым расходованием средств осуществляет департамент по труду и социальной защите населения автономного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.