Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа
от 15 ноября 2006 г. N 629
"О ежегодном Послании Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа
к населению и Государственной Думе Ямало-Ненецкого
автономного округа"
Постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2006 г. N 728 настоящее постановление снято с контроля
Заслушав ежегодное Послание Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа к населению и Государственной Думе Ямало-Ненецкого автономного округа, Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Ежегодное Послание Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа к населению и Государственной Думе Ямало-Ненецкого автономного округа принять к сведению.
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы
автономного округа |
С.Н. Харючи |
Послание
Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа к населению
и Государственной Думе Ямало-Ненецкого автономного округа
15 ноября 2006 года
Уважаемые депутаты!
На ваше рассмотрение внесен проект окружного бюджета на 2007 год. Уверен, что это проработанный всеми нами документ позволит не только решать текущие задачи социально-экономического развития региона, но и обеспечит его развитие в будущем.
Начну свое послание с процессов и факторов, определяющих общие параметры бюджета сегодня и на среднесрочную перспективу.
Вы знаете, что бюджет автономного округа уже давно строится на базе собственных доходов. Поэтому определяющую роль для нас играет экономика региона, темпы и тенденции ее развития.
Всем понятно, что если федеральное законодательство, регулирующее распределение полномочий и доходов между федеральным Центром и регионами, будет стабильным, автономный округ может с оптимизмом смотреть в будущее. Мы сможем реализовывать крупные, рассчитанные на несколько лет программы инфраструктурного развития.
Тем более что валовой региональный продукт устойчиво растет, стабильно увеличивается объем добычи природного газа и газового конденсата.
Вполне благополучны практически все остальные показатели социально-экономического развития автономного округа - от снижения уровня безработицы до роста заработной платы и реальных доходов населения.
Но не следует обходить и проблемы. Первая из них - это снижение объема добычи нефти за последние два года. В принципе, в этом нет ничего особенного.
Нефтедобыча - процесс, когда одни месторождения истощаются, другие - находятся в стадии ввода в эксплуатацию. Это - естественно, тем более что разведанные запасы нефти в наших недрах велики и постоянно пополняются.
Тревожит другое - то, что довольно значительное сокращение объемов добычи произошло в компании "Газпромнефть", которая является системообразующей для всего Ноябрьского промышленного узла.
Кризис производства в ней может повлечь за собой общий упадок хозяйственной деятельности и дестабилизацию занятости на этой территории.
Зная ответственность и профессионализм руководства компании, уверен, что будут приняты все необходимые меры по предотвращению крутого спада в объемах нефтедобычи.
Администрация автономного округа готова предоставить ей в решении этого всю необходимую поддержку.
Вторая проблема - это снижение в 2005 - 2006 годах инвестиций в экономику автономного округа на предприятиях топливно-энергетического комплекса.
Хотя мы не видим оснований для паники. Ведь инвестиции в добывающих отраслях - это процесс с ярко выраженным циклическим характером.
Так, несколько лет назад был пройден инвестиционный пик, связанный с вводом в эксплуатацию Заполярного месторождения. Но сегодня идет подготовка к выходу на месторождения полуострова Ямал, в разработку которых на протяжении ближайших пяти лет должны быть инвестированы очень значительные средства.
На очереди многомиллиардный инвестиционный проект "Урал промышленный - Урал Полярный".
И главное - округ сохраняет высокий инвестиционный рейтинг - 4-й среди всех регионов страны после Москвы, Санкт-Петербурга и ХМАО - Югры.
Это означает, что мы в будущем будем способны не только финансировать все имеющиеся расходные обязательства, но и вкладывать крупные средства в развитие социальной, коммунальной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.
Следовательно - создавать новые условия для дальнейшего привлечения инвестиций.
Особо хочу сказать о реализации выдвинутых Президентом страны приоритетных общенациональных проектов, которые должны стать центральным звеном социально-экономического развития каждого муниципального образования, стержнем деятельности каждой региональной администрации.
Нам есть о чем сказать ямальцам - на реализацию приоритетных национальных проектов в текущем году на 1 рубль федерального финансирования мы вкладываем 10 рублей собственных средств.
В результате этой работы ускорилось обновление материальной базы здравоохранения и образования, улучшается качество услуг, оказываемых населению, растет заработная плата работников этих отраслей.
В округе развернута комплексная программа развития жилищного строительства. Она включает систему мероприятий по росту доступности для населения жилья через программу ипотечного кредитования, выплаты субсидий на приобретение жилья молодым семьям, финансирование из бюджета инженерной подготовки площадок под новое строительство.
Кроме бюджета, значительные средства на ипотечную программу будут инвестированы через "Региональный Фонд развития Ямала".
Все это не означает, что у нас в этих сферах нет никаких проблем. До сих пор значительная часть медицинских учреждений округа расположена в зданиях с высоким уровнем износа, многие из них ждут переселения из приспособленных помещений.
Требуется постоянная работа по обновлению материальной базы здравоохранения.
Слишком недофинасированной была эта отрасль на момент приобретения округом статуса субъекта Российской Федерации и самостоятельного бюджета.
Весомую поддержку автономный округ получает со стороны областного бюджета в рамках межрегиональной программы "Сотрудничество".
Она позволяет не только сбалансировать интересы всех трех субъектов Российской Федерации, но и рационально организовать оказание населению Ямала тех государственных услуг, получение которых, объективно говоря, более удобно и эффективно в Тюмени и в других городах юга области.
В текущем году автономный округ в рамках программы "Сотрудничество" сможет профинансировать социальную поддержку переселившихся на юг области ветеранов округа, дотации на транспортное обслуживание населения округа, дорожное строительство, нужды профессионального образования ямальцев и оказание им специализированной медицинской помощи.
Разумеется, не все возможности этого инструмента межрегионального сотрудничества исчерпаны. Его дальнейшее совершенствование может идти в двух основных направлениях.
Первое. Программе "Сотрудничество" нужно придать более выраженный инвестиционный характер.
Чтобы средства, которые округ получает из этого источника, целиком шли на цели развития. Полагаю недопустимым их просто "проедать".
Второе. В рамках программы "Сотрудничество" мы могли бы сосредоточить часть ресурсов всех трех ее участников на каком-то крупном, интересном для всех, проекте, "поднять" который каждый в одиночку не в состоянии.
Соответственно, программу "Сотрудничество" нужно ввести в русло хотя бы среднесрочного финансового планирования.
Уважаемые депутаты!
Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил задачу совершенствования работы системы органов власти всех уровней.
Наша конечная цель - это улучшение качества государственных услуг. Ведь по большому счету гражданину безразлично, кто оказал ему положенную по закону услугу - чиновник или врач, учитель или сантехник.
Сегодня мы говорим о необходимости качественной модернизации всей системы государственного управления, придании ей большего динамизма, рациональности и результативности.
Это - не только общее пожелание, но и мое требование как губернатора. Я намерен добиваться его неукоснительного исполнения, не останавливаясь перед самыми решительными и жесткими мерами.
Говорю об этом в привязке к бюджету. Во многих отношениях государственное управление на региональном уровне и сводится к работе с бюджетом - обеспечении, с одной стороны, роста доходов, а с другой - рациональности и результативности расходов.
Можно сказать, что совершенствование всей системы государственного управления - это, в первую очередь, повышение эффективности бюджетного процесса, профессионализма и ответственности всех его участников.
Процесс кардинальной модернизации бюджетного процесса имеет три главных направления:
- совершенствование механизмов и процедур бюджетного администрирования;
- повышение эффективности работы с финансовыми средствами со стороны отраслевых распорядителей бюджета;
- оптимизация сети и структуры бюджетополучателей.
В работе по модернизации бюджетного процесса мы преследуем несколько взаимосвязанных целей.
Это, во-первых, поддержание оптимального соотношения расходов на содержание учреждений, оказывающих государственные услуги населению, с одной стороны, и инвестиционных расходов - с другой.
Во-вторых, повсеместное снижение бюджетных издержек без падения объема, номенклатуры и качества государственных услуг.
В-третьих, оптимизация инвестиционных расходов, сбалансированных по всем направлениям.
Задачу повышения эффективности бюджетного администрирования мы поставили перед собой несколько лет назад и последовательно ее решаем.
Этот факт отметила и недавняя проверка, проведенная на Ямале контрольными службами Уральского федерального округа.
В довольно критической записке, тем не менее, отмечены полное финансовое обеспечение всех расходных обязательств, объективность и прозрачность механизмов финансовой поддержки муниципальных образований, эффективность работы по переориентации бюджетных расходов на конечный результат и качество среднесрочного финансового планирования.
Считаю это заслугой не только исполнительной, но и законодательной власти автономного округа.
Вместе с тем еще далеко не полностью исчерпаны внутренние резервы совершенствования практики бюджетного администрирования.
Мы понимаем, что с затратной моделью формирования расходов бюджета должно быть покончено. Это - не пожелание, а требование стратегии социально-экономического развития автономного округа. В ином случае нам потребуется совсем другая стратегия - стратегия выживания.
Уважаемые депутаты!
Нами разработана программа развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса, одной из задач которой является снижение издержек предприятий, оказывающих жилищные и коммунальные услуги.
Нам нужны экономически и технологически определенные приоритеты в энергообеспечении для муниципальных образований разного типа, что напрямую отразится на стоимости услуг для потребителей.
В первую очередь, мы должны, после тщательной комплексной проработки, вкладывать бюджетные средства в техническое перевооружение коммунальной инфраструктуры.
Сегодня технологическая отсталость жилищно-коммунального комплекса в части муниципальных образований тормозит реальное снижение издержек в этой наиболее затратной сфере.
Еще одно направление, которое вызывает значительное беспокойство постоянным ростом объема бюджетных затрат, это социальная защита.
Сегодня в автономном округе около 70 видов разного рода бюджетных выплат и компенсаций. Но социальная помощь не должна сводиться исключительно к выплате пособий.
Нам необходима поэтапная переориентация системы социальной защиты на создание организационно-правовых условий, способствующих полной занятости граждан трудоспособного возраста, в том числе через развитие предпринимательского сектора региональной экономики.
Никто не говорит об отмене социальных гарантий ямальцам. Но мы все должны понимать, что резерва в наращивании расходных обязательств бюджета округ больше не имеет.
Поэтому нужно дифференцированно подходить к реестру тех групп, которые являются объектами социальной поддержки со стороны окружного бюджета.
Скажем, коренные малочисленные народы Севера занимают в этом списке особое положение. Государство, в том числе и окружная власть, имеет перед ними особые обязательства. Поэтому мы не намерены снижать объемы финансовых затрат на решение социальных проблем этой категории населения.
Словом, социальная защита, как бюджетоемкая отрасль, остро нуждается в новой идеологии. Нам необходима рассчитанная на перспективу программа мер, в основе которой лежит понимание того, что социальная защита не сводится к простой раздаче бюджетных денег.
Система социальной защиты должна обеспечивать достойный уровень жизни северян, которые действительно в ней нуждаются, но не культивировать иждивенчество.
Что касается еще одной, как говорили раньше, "планово-убыточной" отрасли - ямальского агропромышленного сектора - здесь пора завершать мероприятия по модернизации базовых направлений - рыбной и оленеводческой.
Из года в год на развитие материально-технической базы агропромышленных отраслей из окружного и местных бюджетов выделяются немалые средства.
Причем, это в равной мере касается поддержки сельхозпроизводителей во всех без исключения муниципальных образованиях автономного округа.
Уже сейчас в значительной мере обновлены основные фонды, формируется кадровый потенциал для работы в условиях рыночной экономики. Поэтому с 2007 года нам следует начать поэтапный переход к менее централизованной схеме поддержки предприятий агропромышленного комплекса. В ближайшие годы должна быть отработана и внедрена гибкая система финансирования агропроектов преимущественно из бюджетов муниципальных образований. Его участниками, с одной стороны, должны выступать крупные агрофирмы, с контрольным пакетом округа и муниципалитетов, с другой - частные и семейные оленеводческие и рыболовецкие хозяйства, активно включенные в экономику округа.
Считаю, что эти преобразования будут реальным вкладом автономного округа в реализацию национального проекта в сфере сельского хозяйства.
Уважаемые депутаты!
Нам не продвинуться в модернизации и повышении эффективности бюджетного процесса без проведения комплекса мероприятий по совершенствованию сети бюджетополучателей и принципов их работы. Решение этой задачи нужно начинать уже со следующего года.
В ряде городов округа уже возник переизбыток как отдельных учреждений бюджетной сети, так и работающих там специалистов. Это создает неоправданную нагрузку на бюджет без соответствующего роста качества оказываемых услуг.
Совершенствование структуры бюджетной сети предполагает, с одной стороны, разработку отраслевых нормативов, увязывающих численность работников бюджетных учреждений с объемом, номенклатурой и качеством оказываемых ими государственных услуг.
С другой - жесткую инвентаризацию на базе данных нормативов количества учреждений бюджетной сети, их штатного расписания при сохранении и даже некотором увеличении фонда заработной платы.
Бюджетные учреждения должны быть сориентированы на более рациональные и экономичные принципы использования бюджетных средств, на расширение спектра услуг, оказываемых населению на коммерческой основе.
Основная нагрузка в планировании и реализации этой работы ляжет на отраслевые департаменты, которые должны обеспечить весь комплекс мероприятий, связанных с оптимизацией бюджетной сети.
Этот процесс необходимо сделать как можно менее болезненным и как можно более эффективным с точки зрения снижения давления на бюджет, повышения качества социальных услуг, а также создания необходимых условий для более динамичного роста доходов работников бюджетных учреждений.
Уважаемые депутаты!
Я совершенно сознательно построил это послание на изложении проблем, которые в приоритетном порядке предстоит решать в 2007 году.
Во-первых, жители округа должны понимать, что снижения темпов и достигнутой планки социального развития округа мы не допустим.
Во-вторых, поддержание высокого качества жизни в регионе потребует зачастую непопулярных решений, связанных с перестройкой системы управления сверху донизу.
Мы сознательно пойдем на отсечение всех устаревших и избыточных элементов, не способных обеспечить решение новых задач, поставленных руководством страны, да и самим временем.
Поэтому надеюсь не только на ваше понимание, но и всестороннюю поддержку в реформировании всех сфер социально-экономической жизни нашего округа.
Особый оптимизм вызывает тот факт, что Ямал является одним из немногих регионов страны, который демонстрирует положительную демографическую динамику. Ежегодно в округе рождаются тысячи новых ямальцев.
Это означает, что их родители, строя свои жизненные планы, рассчитывают на нас с вами, на то, что мы своей совместной работой обеспечим сохранение тех высоких темпов обновления региона, которые автономный округ стабильно демонстрирует почти полтора десятилетия.
В этом я вижу гарантию того, что мы вместе не только сохраним, но и приумножим процветание нашего замечательного края и каждого конкретного ямальца.
Благодарю за внимание!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 ноября 2006 г. N 629 "О ежегодном Послании Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа к населению и Государственной Думе Ямало-Ненецкого автономного округа"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 18 ноября 2006 г., N 134/1(14780)
Постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 февраля 2023 г. N 1297 настоящий документ признан утратившим силу с 13 февраля 2023 г.
Настоящий документ снят с контроля