Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Положение
об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей
среды (государственный экологический контроль), государственного
контроля за использованием и охраной водных объектов и государственного
лесного контроля и надзора на территории Ямало-Ненецкого
автономного округа
(утв. постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
от 15 февраля 2007 г. N 67-А)
24 мая, 23 августа 2007 г., 25 января, 6 марта 2008 г.
1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Водным кодексом Российской Федерации и Лесным кодексом Российской Федерации, определяет круг должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), государственный контроль за использованием и охраной водных объектов и государственный лесной контроль и надзор, их права и обязанности, а также устанавливает Примерный перечень объектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, отнесенных к объектам федерального государственного экологического контроля.
2. Задачей государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и государственного лесного контроля и надзора является:
а) в области охраны окружающей среды - обеспечение соблюдения всеми юридическими и физическими лицами (в том числе должностными лицами, гражданами, лицами, не имеющими гражданства, и иностранными лицами) требований природоохранительного законодательства, нормативных правовых актов, экологических норм, правил и других нормативных документов по охране окружающей природной среды;
б) в сфере водопользования - обеспечение соблюдения:
- требований к использованию и охране водных объектов;
- особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения;
- иных требований водного законодательства Российской Федерации;
в) в сфере лесопользования - обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных лесным законодательством Российской Федерации.
3. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), государственный контроль за использованием и охраной водных объектов и государственный лесной контроль и надзор на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) осуществляется департаментом природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса автономного округа.
4. Взаимодействие департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса с территориальными органами федеральных органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) и государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, регулируется соответствующими соглашениями.
Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 января 2008 г. N 23-А в пункт 5 настоящего Положения внесены изменения
5. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), государственный контроль за использованием и охраной водных объектов и государственный лесной контроль и надзор от имени департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса автономного округа, одновременно по должности являются:
директор департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса автономного округа - главным государственным инспектором автономного округа по государственному контролю в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), государственному контролю за использованием и охраной водных объектов и государственному лесному контролю и надзору;
заместитель директора департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса автономного округа - заместителем главного государственного инспектора автономного округа по государственному контролю в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), государственному контролю за использованием и охраной водных объектов и государственному лесному контролю и надзору;
начальники управлений и отделов (их заместители) департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса автономного округа - старшими государственными инспекторами автономного округа по государственному контролю в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), государственному контролю за использованием и охраной водных объектов и государственному лесному контролю и надзору;
заведующие сектором, главные и ведущие специалисты департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса автономного округа - государственными инспекторами автономного округа по государственному контролю в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), государственному контролю за использованием и охраной водных объектов и государственному лесному контролю и надзору.
Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 марта 2008 г. N 77-А в пункт 6 настоящего Положения внесены изменения
6. Функциональные обязанности и права должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), государственный контроль за использованием и охраной водных объектов и государственный лесной контроль и надзор от имени департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса автономного округа, устанавливаются директором департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса автономного округа в соответствии с законодательством.
Указанным должностным лицам выдаются форма и удостоверения установленного образца. Форма служебных удостоверений устанавливается департаментом природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса автономного округа.
7. Главный государственный инспектор автономного округа, его заместитель и старший государственный инспектор автономного округа, осуществляющие государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), государственный контроль за использованием и охраной водных объектов и государственный лесной контроль и надзор, имеют право:
а) давать всем юридическим и физическим лицам, должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений соответствующих требований законодательства;
б) выдавать обязательные для исполнения предписания юридическим и физическим лицам об ограничении или приостановлении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с правонарушениями требований законодательства;
в) уведомлять в письменной форме юридические и физические лица о результатах проверки, выявленных нарушениях требований законодательства, связанных с охраной окружающей среды, использованием и охраной водных объектов и использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
г) рассматривать дела об административных правонарушениях в области природопользования, применять штрафные санкции в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
д) передавать в случае необходимости материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области природопользования, в компетентные органы для рассмотрения вопроса о привлечении таких лиц к уголовной ответственности;
е) привлекать с согласия руководителей организаций специалистов для участия в государственном контроле в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), государственном контроле за использованием и охраной водных объектов и государственном лесном контроле и надзоре;
ж) предъявлять иски в судебные органы в пределах своей компетенции;
з) пользоваться иными правами, предоставленными законодательством Российской Федерации.
8. Государственные инспектора автономного округа, осуществляющие государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), государственный контроль за использованием и охраной водных объектов и государственный лесной контроль и надзор, имеют право:
8.1. В области охраны окружающей среды:
а) беспрепятственно посещать (по предъявлении служебных удостоверений) предприятия, учреждения, организации и другие объекты, независимо от форм собственности, получать для ознакомления документацию, результаты анализов и иные материалы, необходимые для осуществления государственного экологического контроля;
б) проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и других вредных воздействий на нее, норм и правил обращения с отходами производства и потребления, нормативов качества окружающей природной среды и экологических ограничений на природопользование;
в) во взаимодействии с другими специально уполномоченными органами проверять транспортные средства и в случае нарушения экологических требований запрещать их эксплуатацию, а также осматривать установки и сооружения и при выявлении экологических правонарушений требовать их устранения и принимать меры по решению вопросов о компенсации вреда, причиненного окружающей природной среде;
г) проверять выполнение региональных программ, планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;
д) заслушивать отчеты руководителей предприятий, организаций и учреждений по вопросам соблюдения экологических требований, выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;
е) запрашивать и бесплатно получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций информацию по вопросам состояния и охраны окружающей природной среды, необходимую для осуществления государственного экологического контроля;
ж) проверять соблюдение экологических требований при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию промышленных и других объектов и сооружений;
з) привлекать в установленном порядке соответствующих специалистов к проведению проверок;
и) вносить предложения о проведении государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня и проверять выполнение ее заключений;
к) проверять соблюдение экологических условий, установленных в лицензиях на комплексное природопользование и лицензиях на пользование отдельными видами природных ресурсов, аннулировать в установленном порядке или давать предписания об аннулировании указанных лицензий, выданных с нарушением экологических требований, а также при невыполнении природопользователями установленных в лицензиях экологических условий;
л) предъявлять требования к юридическим и физическим лицам по устранению экологических правонарушений, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля, предупреждать их о привлечении к ответственности в случае невыполнения указанных требований;
м) направлять в соответствующие органы материалы о привлечении лиц, виновных в экологических правонарушениях, к дисциплинарной и уголовной ответственности;
н) определять (участвовать в определении) размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений и на основании этого предъявлять требования к виновным юридическим лицам и гражданам о добровольном возмещении этого вреда либо предъявлять иски в суд или арбитражный суд о его возмещении;
о) вносить в соответствующие финансово-кредитные органы обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования строительства и эксплуатации объектов и осуществления другой хозяйственной деятельности, ведущихся с нарушением экологических требований или без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
п) обращаться в органы внутренних дел за оказанием помощи по предотвращению или пресечению действий правонарушителей, препятствующих законному выполнению функций по осуществлению государственного экологического контроля;
р) осуществлять контроль за соблюдением природоохранительного законодательства и правовых актов органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды в районах чрезвычайных экологических ситуаций;
с) предъявлять иски в судебные органы в пределах своей компетенции;
т) пользоваться иными правами, предоставленными законодательством в области охраны окружающей среды Российской Федерации.
8.2. В сфере водопользования:
а) осуществлять проверки объектов, подлежащих контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
б) проверять соблюдение требований к использованию и охране водных объектов;
в) составлять по результатам проверок акты и представлять их для ознакомления водопользователям;
г) осматривать в установленном порядке и при необходимости задерживать суда (в том числе иностранные) и другие плавучие средства, допустившие загрязнение с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором либо не принявшие необходимых мер по предотвращению такого загрязнения водных объектов;
д) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений условий использования водных объектов и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;
е) уведомлять в письменной форме стороны, заключившие договор водопользования, о результатах проверок и выявленных нарушениях условий использования водных объектов;
ж) привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и выдачи заключений в случае аварии на водных объектах;
з) предъявлять иски в судебные органы в пределах своей компетенции;
и) пользоваться иными правами, предоставленными водным законодательством Российской Федерации.
8.3. В сфере лесопользования:
а) запрашивать в соответствии с установленной компетенцией и безвозмездно получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан информацию, необходимую для осуществления государственного контроля;
б) посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты для осуществления государственного контроля;
в) проверять документы на право пользования участками лесного фонда и осуществления всех видов лесопользования, принимать меры по изъятию незаконно добытых лесных ресурсов;
г) принимать меры по пресечению пользования участками лесного фонда, осуществляемого без лесорубочного билета, ордера, лесного билета, договора либо с нарушением условий, предусмотренных в этих документах (договорах), либо осуществляемого по документам (договорам), выданным (заключенным) с нарушением лесного законодательства Российской Федерации;
д) давать юридическим и физическим лицам обязательные к исполнению указания (предписания) по устранению нарушений лесного законодательства Российской Федерации и их последствий;
е) в пределах своей компетенции составлять протоколы о нарушениях лесного законодательства Российской Федерации, рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания;
ж) предъявлять иски в судебные органы в пределах своей компетенции;
з) пользоваться иными правами, предоставленными лесным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 мая 2007 г. N 250-А в пункт 9 настоящего приложения изложен в новой редакции
9. Государственные инспекторы автономного округа, осуществляющие государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), государственный контроль за использованием и охраной водных объектов и государственный лесной контроль и надзор, обязаны:
а) самостоятельно или во взаимодействии с должностными лицами федеральных органов государственной власти, выполняющих функции по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и государственному лесному контролю и надзору, с привлечением в установленном порядке специалистов по вопросам охраны окружающей природной среды, водопользования и лесопользования систематически осуществлять проверки хозяйственной и иной деятельности юридических, физических и должностных лиц по соблюдению ими требований законодательства;
б) принимать меры по предотвращению и устранению правонарушений и их негативных последствий, привлечению в установленном порядке юридических и физических лиц к ответственности за нарушение требований законодательства;
в) осуществлять сбор информации, необходимой для организации и осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и государственному лесному контролю и надзору, анализировать и проверять ее достоверность.
10. Юридические и физические лица обязаны создавать должностным лицам, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), государственный контроль за использованием и охраной водных объектов и государственный лесной контроль и надзор, необходимые условия для работы, представлять документы, являющиеся объектом контроля и относящиеся к предмету проверки, давать объяснения по вопросам, входящим в компетенцию органа, осуществляющего этот контроль.
11. Лица, необоснованно препятствующие осуществлению государственного геологического контроля, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к осуществляющим этот контроль должностным лицам, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
12. Решения органа, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), государственный контроль за использованием и охраной водных объектов и государственный лесной контроль и надзор, могут быть обжалованы в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
13. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), государственный контроль за использованием и охраной водных объектов и государственный лесной контроль и надзор, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.