Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 января 2011 г. N 41-П настоящая Программа изложена в новой редакции
Приложение
Ведомственная целевая программа
"Первоочередные меры по развитию туризма в Ямало-Ненецком автономном
округе на период 2009 - 2011 годов"
(утв. постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
от 15 марта 2007 г. N 110-А)
2 декабря 2008 г., 8 июня 2009 г., 10 марта 2010 г., 27 января, 15 апреля 2011 г.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 апреля 2011 г. N 202-П в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт программы
I. Характеристика проблемы (задачи), на решение которой
направлена Программа
Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - автономный округ), обладая достаточным туристским потенциалом, занимает весьма скромное место на рынке туристских услуг.
В настоящее время автономный округ имеет достаточно большие туристские возможности для зимнего и летнего отдыха, существуют веские предпосылки для его развития. Наиболее ценным природным ресурсом автономного округа, выгодно отличающим его туристский потенциал от потенциалов других регионов, является разветвлённая озёрно-речная система, 59000 озёр. Реки, озёра и прибрежные воды Карского моря богаты рыбой. На территории автономного округа обитают 60 видов млекопитающих, 224 вида птиц, 2 вида рептилий и 5 видов амфибий - всего 291 вид. Во многом уникальны и природные ландшафты, сочетающие тундру, лесотундру и северную тайгу с сопками и гранитными скалами. В автономном округе находится 17 заказников и заповедников. Историко-культурный потенциал автономного округа определяется его ролью в освоении богатств Крайнего Севера. Сохранилось 96 различных объектов культурного наследия (в т.ч. памятников), 315 объектов истории и культуры (в т.ч. города и городища, остатки древних поселений, могильники). В Красноселькупском районе находится памятный знак "Центр поверхности Российского государства" (рассчитанный Менделеевым Д.И.), археологический объект "Городище Мангазея" (1601 г.). В автономном округе действуют 20 музеев и 2 выставочных зала, 7 центров национальных культур, этнографический комплекс в пос. Горнокнязевск, геологический памятник природы "Харбейский", Ханты-Мужевский парк-музей "Живун". Всё это может быть использовано как объекты туристского показа. Этнографический потенциал автономного округа определяется проживанием на его территории народов разных культур (русские, ненцы, ханты), часть из которых до сих пор сохранила разнообразные черты своего быта. Сохранились народные промыслы, отражающие самобытную культуру ненцев. В автономном округе созданы горнолыжные трассы, горнолыжный комплекс "Октябрьский" автономное учреждение автономного округа "Ямалтур", горнолыжный комплекс в пос. Полярный, которому необходима реконструкция и определение собственника. Ежегодно на высоком уровне проводятся различные национальные праздники: День оленевода, День рыбака, Вороний день и т.д. Все вышеперечисленное является основным фактором развития различных видов въездного и внутреннего туризма - этнографического, спортивного и экстремального, сплавов, рыболовных и охотничьих туров, событийного, экологического, горнолыжного, историко-познавательного. Именно их наличие и качество определяют привлекательность того или иного региона на российском и международном туристском рынке. Поэтому в рекламных целях им должно уделяться достаточно много внимания.
Разумное использование туристских ресурсов должно и может приносить существенный доход, однако пока его величина незначительна, что во многом определяется состоянием отрасли. В настоящее время в инфраструктуру туристской отрасли входят коллективные средства размещения (далее - КСР): 59 КСР гостиничного типа и 3 санатория. В Шурышкарском районе на озере Варчато действует туристская база, которая может принимать круглый год одновременно 20 - 25 туристов. В Приуральском районе в геологическом памятнике природы "Харбейский" находится туристская база, ряд туристских баз находятся в муниципальных образованиях: город Ноябрьск, город Губкинский, город Тарко-Сале, город Новый Уренгой, которые жалуются на отсутствие туристов. На туристском рынке автономного округа с разной степенью активности работает 16 туристских организаций. Объём туристских услуг в 2000 году составлял 3,1 млн. рублей, в 2004 - 22,5 млн. рублей, в 2005 году - 40,0 млн. рублей, в 2006 году - 54,4 млн. рублей. Туристские фирмы, осуществляющие деятельность на территории автономного округа, работают преимущественно в сфере выездного туризма. Въездным и внутренним туризмом занимаются 2 туристские фирмы: ОАО Ямал-Трэвел" (г. Салехард), автономное учреждение автономного округа "Ямалтур" (г. Салехард). Организацией развития детско-юношеского туризма (спортивного) в автономном округе занимается 10 туристских клубов, которые преимущественно относятся к учреждениям дополнительного образования. В органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа туризм представлен только в трёх муниципальных образованиях. В данных органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа проводится работа только по развитию спортивного туризма.
Отсутствие в инфраструктуре туризма достаточного количества туристских организаций и фирм, работающих в сфере внутреннего и въездного туризма, привело к образованию неорганизованного туризма в автономном округе. Большое значение имеет и тот факт, что "организованный" туризм обеспечивает немалые поступления в окружной и муниципальные бюджеты через налоги от туристских предприятий, коллективных средств размещения, пунктов общественного питания, таможенного и других сборов. Целесообразность активного развития въездного туризма обусловлена необходимостью увеличения поступлений финансовых средств в автономный округ за предоставленные туристские и сопутствующие услуги. Кроме того, определение приоритета туристского бизнеса и его государственная поддержка (выраженная, например, в налоговых льготах) могут содействовать увеличению притока инвестиций, в том числе прямых, как в создание совместных предприятий в сфере туризма, так и в развитие туристской инфраструктуры (гостиничный и ресторанный бизнес), что немаловажно для автономного округа. Необходимо также отметить, что средства, вкладываемые в туристскую инфраструктуру, имеют самый быстрый период окупаемости. По существу, необходимо улучшение инфраструктуры туризма. Кроме того, развитая туристская индустрия позволяет решить задачу занятости местного населения, так как туризм является одной из самых трудоёмких отраслей с большим количеством работников, занятых обслуживанием туристов. Как показывает практика, приём и обслуживание одного туриста обеспечивает рабочие места 5 - 7 человекам, что в значительной степени способствует смягчению такого явления, как безработица.
Автономный округ, а особенно Полярный Урал является одним из наиболее привлекательных для туристов регионов. В настоящее время существует ряд действующих туристских маршрутов и большая возможность для разработки новых туристских маршрутов, общее количество которых может превышать 60 маршрутов.
Подводя итоги вышеизложенного, можно сделать вывод, что при достаточно больших туристских возможностях автономного округа туризм как отрасль почти не развивается. Развитию отрасли препятствуют как внешние проблемы, решение которых невозможно в рамках Программы, так и специфические региональные проблемы. Следует отметить, что ранее, до создания в автономном округе исполнительного органа государственной власти в сфере туризма, не проводилось целенаправленное обучение, переподготовка и повышение квалификации работников, занятых в сфере туризма. Не проводилась научно-исследовательская, методическая работа туристской направленности. Для решения названных проблем в рамках Программы необходимо проведение мероприятий по следующим направлениям:
- создание региональной нормативно-законодательной базы (которая на данное время отсутствует);
- повышение профессиональной квалификации и компетентности работников сферы туризма, а значит, повышение качества оказываемых услуг;
- развитие экстремальных видов туризма за счёт проведения снегоходных пробегов на территории автономного округа и соседних регионах Российской Федерации;
- увеличение количества турпродуктов;
- повышение информативности о туристских ресурсах региона у российских и зарубежных интересантов (туроператоров, потенциальных инвесторов, граждан);
- усиление маркетинговой инфраструктуры продажи турпродуктов на международном и российском рынках;
- повышение качества и оригинальности турпродуктов, которые предлагают турфирмы;
- решение вопросов по обеспечению туриндустрии автономного округа высокопроходимым и экскурсионным транспортом для обслуживания туристов.
Решение вышеперечисленных проблем возможно при проведении активной государственной политики, которая в свою очередь возможна через реализацию данной Программы комплекса мероприятий по нормативно-правовому и кадровому развитию туризма в автономном округе.
II. Предложения по целям и задачам Программы. Предложения по целевым
индикаторам и показателям, позволяющим оценивать
ход реализации Программы по годам
Цель Программы:
формирование в автономном округе современного и конкурентоспособного туристского продукта и его информационного поля на рынке туризма.
Для достижения этой цели требуется решение следующих задач:
- создание нормативно-правовой базы туризма;
- кадровое обеспечение развития туризма в автономном округе;
- формирование туристского потока (формирование спроса на туристические услуги автономного округа);
- создание туристского продукта и его государственная поддержка;
- создание современной системы рекламно-информационного обеспечения продвижения туристских возможностей автономного округа;
- создание условий для развития малого бизнеса и привлечения инвестиций.
Эффективность реализации Программы определяется по следующим целевым индикаторам (приложение N 1):
- число подготовленных и переподготовленных работников сферы туризма;
- число участников снегоходного пробега;
- число выставок, в работе которых приняли участие;
- число мероприятий по туризму для развития туротрасли;
- число разработанных в автономном округе турпродуктов;
- число изданных сборников, справочников;
- число публикаций в средствах массовой информации;
- число выпущенных рекламных роликов.
Методика расчёта индикаторов определяется по формуле:
,
где:
Э - результат эффективности;
С - базовая сумма средств Программы по данному индикатору;
Сп - средний суммарный показатель финансовых средств на одну единицу измерения целевого индикатора.
Показатель "Число пользователей информационной системы агентства по туризму автономного округа (в день)" определяется данными статистики счётчика посещения сайта департамента по туризму автономного округа: www.yamaltour.ru, www.yamaltur.ru
Показатели "Объём туристских услуг (млн. руб.)", "Число реализованных населению туристских путёвок", "Число турфирм" определяются анализом статистических отчётов по форме "1-турфирма".
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 апреля 2011 г. N 202-П раздел III настоящей Программы изложен в новой редакции
III. Перечень и описание программных мероприятий. Порядок определения
объемов и условия предоставления субсидий на иные цели
государственным учреждениям
Подраздел I. Перечень и описание программных мероприятий
Мероприятия, предусмотренные Программой (приложение N 2), будут реализовываться по следующим направлениям:
1. Создание нормативно-правовой базы по развитию туризма.
В мероприятия данного направления включено:
1.1. Участие в деятельности межрегиональных объединений органов управления туризмом субъектов Российской Федерации.
Направлено на разработку и заключение взаимовыгодных соглашений в сфере туризма с другими регионами России.
2. Кадровое обеспечение развития туризма в автономном округе.
В это направление входит:
2.1. Организационно-методическая помощь в организации подготовки, обучении и повышении квалификации кадров для работы в сфере туризма.
Данное мероприятие будет направлено на оказание методической помощи туристским организациям по обучению работников для работы в различных видах туризма. Цель - повышение качества обслуживания туристов.
2.2. Повышение квалификации специалистов отрасли по программам федерального и окружного агентств по туризму, участие в обучающих и практических семинарах повышения квалификации в федеральном агентстве по туризму.
В связи с малым количеством квалифицированных специалистов в сфере туризма в автономном округе необходимо обучение и повышение квалификации специалистов по программам федерального агентства, которое дает право работы в различных отраслях туризма и улучшает качество работы туристских организаций.
2.3. Обучение и аттестация инструкторов-проводников водного, спортивно-пешеходного туризма.
Данная категория туризма подразумевает обязательное сопровождение туристских групп квалифицированными и прошедшими аттестацию инструкторами-проводниками.
3. Формирование туристского потока (формирование спроса на туристические услуги автономного округа).
Данные мероприятия являются первоочередным этапом Программы:
3.1. Участие во всероссийских и международных туристских выставках.
В целях продвижения на внутреннем и внешнем рынках туристского продукта автономного округа и позиционирования туристских возможностей автономного округа.
3.2. Приобретение, установка, запуск и обслуживание автоматизированных, информационно-поисковых систем, систем бронирования и продаж.
Приобретение вышеназванных систем улучшит качество и скорость оказываемых услуг, что послужит дальнейшему развитию выездного туризма в автономном округе.
3.3. Организация проведения рекламного комбинированного тура (восхождение, сплав, рыбалка) с привлечением туристов из других регионов России.
Данный комбинированный тур проводится с целью привлечения жителей автономного округа и других регионов к активному отдыху, приобретения туристских навыков, а также в целях рекламы туристских возможностей Ямала.
4. Мероприятия по созданию туристского продукта.
4.1. Разработка новых турпродуктов (услуг) в области:
- культурно-познавательного и событийного туризма;
- делового (бизнес) туризма;
- экстремального и приключенческого туризма;
- экологического туризма;
- оздоровительного туризма;
- отдыха детей;
- рыболовных и охотничьих туров.
В автономном округе существует ряд действующих маршрутов и есть достаточно предпосылок для создания новых. Разнообразие турмаршрутов при создании регионального турпродукта и его реализации будет привлекать большее количество туристов, и, как следствие, увеличится объем услуг.
В целях дальнейшего развития экстремального туризма в 2011 году автономным учреждением автономного округа "Ямалтур" будет проведен снегоходный пробег "Сибирский экстрим 2011". Объем предоставляемой субсидии автономному учреждению автономного округа "Ямалтур" на иные цели в 2011 году составит 1 500 тыс. рублей и в целом на весь период реализации Программы составит 1 500 тыс. рублей.
4.2. Создание, установление и содержание карт-схем и информационных табло с туристской информацией в автономном округе.
Карты-схемы и информационное табло послужат рекламой для привлечения туристов, посещающих автономный округ, повысят их информированность.
4.3. Создание информационных стендов вдоль транспортных путей туристских маршрутов.
Карты-схемы вдоль туристских маршрутов помогут самодеятельным туристам ориентироваться на местности, станут одним из компонентов безопасности в туризме.
5. Создание современной системы рекламно-информационного обеспечения продвижения туристских возможностей автономного округа.
5.1. Создание на русском и иностранных языках печатной и электронной продукции презентационного плана о туристической привлекательности автономного округа.
Данная продукция позиционирует туристский потенциал автономного округа, что способствует привлечению туристского потока в автономный округ из заграницы и России.
5.2. Проведение рекламной кампании в средствах массовой информации:
организация и подготовка серии публикаций, статей о туризме в автономном округе в местной прессе, а также российских туристских изданиях с целью привлечения туристов.
Рекламная кампания способствует развитию внутреннего и въездного туризма на Ямале. Рекламирует туристские мероприятия, проводимые на Ямале. Служит позиционированию Ямала как благоприятного региона, повышает имидж автономного округа.
5.3. Создание и прокат рекламного ролика о туристских достопримечательностях автономного округа.
Демонстрация рекламных роликов на различных выставках, форумах, презентациях поднимет престиж автономного округа как одного из привлекательных туристских центров арктического региона.
5.4. Разработка, издание и распространение ежегодного туристского справочника (туристские объекты, маршруты, компании, адреса и телефоны), буклетов, иного рекламного материала.
Туристский справочник автономного округа поможет туристам автономного округа и других регионов России быстро найти необходимый туристский продукт и связаться с туристской фирмой или организацией для его приобретения. Как следствие, повышение финансовых поступлений в автономный округ.
5.5. Поддержка Интернет-сайта (разработка, регистрация, поддержка). Продление регистрации и хостинга. Редизайн сайта и перевод в самостоятельное обновление (английская версия).
Рекламно-информационное сопровождение туристского потенциала и туристских возможностей автономного округа путем размещения в глобальной сети способствует повышению турпотока, финансовых поступлений в автономный округ.
6. Проведение мероприятий, направленных на создание условий для развития малого бизнеса и привлечения инвестиций.
6.1. Участие в подготовке бизнес-планов, инвестпроектов для привлечения инвесторов в развитие туристской инфраструктуры (обучение, консалтинг).
Реализация данного пункта подразумевает проведение обучающих семинаров для руководителей и представителей организаций, предпринимателей, желающих принимать участие в развитии туристской инфраструктуры. Кроме этого, предусматривается разработка и издание методических рекомендаций по подготовке, разработке и представлению бизнес-планов и инвестпроектов.
Подраздел II. Порядок определения объемов и условия предоставления
субсидий на иные цели государственным учреждениям
Реализация мероприятий Программы может быть передана государственным учреждениям с предоставлением субсидий на иные цели при условии, что функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений осуществляет государственный заказчик Программы. При этом государственный заказчик определяет целесообразность предоставления субсидий государственным учреждениям, исходя из основных видов деятельности, предусмотренных учредительными документами.
Объем предоставляемых субсидий определяется государственным заказчиком.
Субсидии государственным учреждениям предоставляются на основании заключаемых между государственным заказчиком и государственными учреждениями соглашений о предоставлении субсидий, в которых должны быть определены:
- объем, цели и условия предоставления субсидии;
- основные направления расходов по реализации программных мероприятий с выделением обязательных платежей;
- порядок предоставления субсидии;
- основания и условия изменения объема субсидии;
- порядок, сроки и формы предоставления отчетности об использовании субсидии;
- порядок возврата неизрасходованной части субсидии и средств субсидии, израсходованных не по целевому назначению;
- права, обязанности и ответственность сторон;
- срок действия соглашения.
Контроль за использованием субсидии и качеством исполненных программных мероприятий осуществляет государственный заказчик.
IV. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2009 - 2011 годы. Источником финансирования Программы является окружной бюджет. На реализацию Программы потребуется 19404 тыс. рублей (приложение N 3).
В том числе по годам:
2009 год - 4702 тыс. рублей;
2010 год - 4702 тыс. рублей;
2011 год - 6500 тыс. рублей.
Финансирование Программы по разделам на 2009 - 2011 годы:
N п/п |
Мероприятие |
Объём финансирования (тыс. руб.) |
1. |
Создание нормативно-правовой базы туризма |
200 |
2. |
Кадровое обеспечение развития туризма в автономном округе |
1533 |
3. |
Формирование туристского потока (формирование спроса на туристские услуги автономного округа) |
6630 |
4. |
Создание туристского продукта и его государственная поддержка |
2500 |
5. |
Создание современной системы рекламно-информационного обеспечения продвижения туристских возможностей автономного округа |
4841 |
6. |
Создание условий для развития малого бизнеса и привлечения инвестиций |
200 |
|
Итого |
15904 |
V. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности решения проблем
В результате реализации Программы прогнозируется:
- создание нормативно-правового обеспечения развития на территории автономного округа новой отрасли экономики - туризма, обеспечивающей соответствующими услугами население автономного округа, российских и иностранных граждан, закона, нормативных актов Правительства автономного округа, концепции, стратегии, соглашений о сотрудничестве и т.д.;
- улучшение качества обслуживания туристов, в том числе за счёт повышения квалификации персонала сферы туризма, разнообразия предоставляемых услуг вследствие использования положительного опыта других регионов, обучения и подготовки кадров из местного населения;
- становление автономного округа в качестве одного из привлекательных туристских центров арктического региона;
- расширение географии и многообразия туристских маршрутов в автономном округе до 30 маршрутов;
- увеличение числа реализации путёвок до 2500 штук;
- увеличение числа прибывающих в автономный округ иностранных и российских туристов;
- увеличение числа туристских организаций и предприятий, работающих в сфере внутреннего и въездного туризма, до 5 организаций;
- формирование в автономном округе туристских информационных и рекламных технологий, в том числе широкое использование Интернет-технологий;
- вовлечение в сферу туризма новых категорий и групп населения, введение новых форм и методов туристского обслуживания;
- формирование сети туристских центров национального и регионального значения, расположенных в районах с наиболее высоким туристским потенциалом;
- создание основы для создания особых экономических туристско-рекреационных зон в автономном округе.
Самым важным результатом реализации Программы станет формирование новой отрасли экономики Ямала и начало разработки программных мероприятий окружной целевой программы развития туризма.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.