Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Порядку
управления долговыми
обязательствами
Ямало-Ненецкого
автономного округа
Методика
расчета платежеспособности окружного бюджета и расчета объема
возможного привлечения новых долговых обязательств
1. Методика расчета платежеспособности окружного бюджета и расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств (далее - Методика) разработана в целях повышения качества управления долговыми обязательствами на основе оптимизации долговых обязательств путем учета действующих и планируемых к принятию долговых обязательств, включая кредиторскую задолженность, а также для определения уровня платежеспособности и потенциала окружного бюджета по привлечению новых долговых обязательств.
2. Планирование долга и условных обязательств осуществляется исходя из принципа исполнения всех принятых обязательств автономного округа за счет доходов окружного бюджета. В связи с этим настоящей Методикой при планировании долга и условных обязательств наряду с долговыми обязательствами автономного округа учитываются обязательства по просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений, финансируемых из средств окружного бюджета. В целях учета данных обязательств вводятся понятия прямых и условных обязательств Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ).
Прямыми обязательствами являются долговые обязательства автономного округа, за исключением государственных гарантий автономного округа по обязательствам третьих лиц, и просроченная кредиторская задолженность бюджетных учреждений, финансируемых из средств окружного бюджета.
3. Для совершенствования системы управления государственным долгом автономного округа вводится понятие долговой емкости. Долговая емкость рассчитывается в целях финансового планирования в качестве анализа платежеспособности окружного бюджета.
Долговая емкость окружного бюджета определяется как превышение доходов окружного бюджета над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание существующих прямых и условных обязательств в каждом периоде выбранного интервала времени. При этом интервал времени не может быть короче длительности перспективного финансового плана, а период - выходить за финансовый год.
Расчет долговой емкости (ДЕ) окружного бюджета осуществляется по следующей формуле:
весь интервал времени, за который производится расчет, разбивается на периоды расчета. В зависимости от целей планирования (оперативное, краткосрочное или долгосрочное) периодом расчета может быть день, неделя, месяц, квартал или год;
в каждом периоде расчета i на основе прогнозных данных рассчитывается превышение доходов над текущими расходами окружного бюджета без учета расходов на обслуживание существующих прямых и условных обязательств:
ДЕ = Доходы - Текущие Расходы ,
i i i
где:
Доходы_i - доходы, поступившие в окружной бюджет в i-ом периоде;
Текущие Расходы_i - текущие расходы окружного бюджета без учета расходов на обслуживание существующих прямых и условных обязательств, произведенные в i-ом периоде.
Набор ДЕ_i для всех периодов представляет собой долговую емкость окружного бюджета на выбранном интервале времени ДЕ = {ДЕ_i}, i=1,..., N, где N - число периодов в интервале расчета.
Долговая емкость окружного бюджета является прогнозной величиной и определяется в процессе бюджетного планирования исходя из пессимистического сценария социально-экономического развития автономного округа.
4. Процесс планирования прямых и условных обязательств состоит из двух этапов:
- планирования расходов на погашение и обслуживание уже принятых прямых и условных обязательств автономного округа;
- планирования объемов вновь привлекаемых прямых и условных обязательств.
5. Основной целью планирования погашения и обслуживания уже имеющихся прямых и условных обязательств является оценка возможности их исполнения за счет доходов окружного бюджета в планируемом интервале времени.
Процедура планирования обслуживания и погашения уже имеющихся прямых и условных обязательств состоит из следующих этапов:
5.1. На основе данных об объеме и условиях привлечения прямых и условных обязательств составляется сводный график обслуживания и погашения прямых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств.
Расчет сводного графика (СГ) осуществляется следующим образом:
- весь интервал времени, за который производится расчет, разбивается на периоды расчета. В зависимости от целей планирования (оперативное, краткосрочное или долгосрочное) периодом графика может быть день, неделя, месяц, квартал или год;
- для каждого периода расчета i определяется суммарный объем платежей по обслуживанию и погашению прямых обязательств и ожидаемых платежей по условным обязательствам в данном периоде:
j j k
СГ = Сумма(Погашение + Обслуживание ) + Сумма Ожидаемый платеж ,
i i i k i
где:
Погашение.j_i - расходы на погашение прямого обязательства j в i-ом периоде;
Обслуживание.j_i - расходы на обслуживание прямого обязательства j в i-ом периоде;
Ожидаемый платеж.k_i - ожидаемый платеж по k-ому условному обязательству в i-ом периоде.
Набор СГ_i для всех периодов представляет собой сводный график обслуживания и погашения прямых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств,
СГ = {СГ }, i = 1, ..., N,
i
где N - число периодов в интервале расчета.
5.2. Сводный расчет (график) обслуживания и погашения прямых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств вычитается из долговой емкости бюджета. Результатом является доступная долговая емкость (ДДЕ) для новых заимствований:
ДДЕ_i = ДЕ_i - СГ_i, для каждого i = 1, ... N,
где:
ДЕ_i - долговая емкость в i-ом периоде;
СГ_i - платежи по исполнению уже принятых прямых и условных обязательств;
i - период расчета;
N - число периодов расчета в интервале планирования.
Набор ДДЕ_i для всех периодов представляет собой доступную долговую емкость окружного бюджета для новых заимствований на выбранном интервале планирования ДДЕ = {ДДЕ_i}, i = 1,..., N.
При среднесрочном и долгосрочном планировании ДДЕ строится с периодом, равным году, а при оперативном и краткосрочном планировании - с меньшим временным периодом.
Если доступная долговая емкость для новых заимствований положительна на всем интервале планирования, то допускается привлечение новых заимствований.
Если доступная долговая емкость для новых заимствований отрицательна в каком-либо периоде, то в зависимости от длительности периода возможны два варианта:
- если доступная долговая емкость отрицательна по итогам какого-либо года внутри интервала планирования, то необходимо провести рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств с целью приведения их в пределы долговой емкости окружного бюджета;
- привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание обязательств в выбранном году, до проведения рефинансирования или досрочного погашения не допускается.
Если доступная долговая емкость положительна для каждого планируемого года в целом, но отрицательна для какого-либо более короткого периода, то возникает кассовый разрыв окружного бюджета. Кассовый разрыв окружного бюджета в данном случае может быть устранен с помощью рефинансирования или частичного досрочного погашения имеющихся обязательств либо профинансирован за счет привлечения в соответствующем году краткосрочного заимствования на финансирование кассового разрыва. Допускается привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание обязательств в выбранном году.
Доступная долговая емкость первого финансового года в интервале планирования является свободными средствами окружного бюджета, которые могут быть направлены на:
- финансирование инвестиционной программы;
- досрочное погашение обязательств с целью снижения долговой нагрузки на окружной бюджет.
Значения доступной долговой емкости в последующие годы являются ограничениями по объему при планировании новых прямых и условных обязательств.
6. При планировании вновь привлекаемых прямых и условных обязательств учитываются следующие ограничения:
- ограничения на объемы обязательств и расходы на их обслуживание, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством автономного округа;
- ограничения по величине расходов на обслуживание и погашение прямых обязательств и ожидаемой ответственности по условным обязательствам, накладываемым доступной долговой емкостью окружного бюджета ДДЕ для новых заимствований.
7. Планирование привлечения прямых и условных обязательств производится раздельно. При этом доступная долговая емкость для новых заимствований (ДДЕ) делится на три части (данное соотношение выполняется для каждого периода i интервала планирования):
ДДЕ = ДДЕ + ДДЕ + ДДЕ ,
у п о
где:
ДДЕ_у - часть доступной долговой емкости окружного бюджета, предназначенная для покрытия ожидаемой ответственности по вновь принимаемым условным обязательствам ("резерв по возможной ответственности" с коэффициентом риска возникновения ответственности по государственной гарантии не менее 0,4);
ДДЕ_п - часть доступной долговой емкости окружного бюджета, отводимая на платежи по погашению и обслуживанию вновь привлекаемых прямых обязательств;
ДДЕ_о - неиспользуемая ("страховочная") часть доступной долговой емкости, компенсирующая риск ликвидности окружного бюджета, возникающий вследствие ошибок прогнозирования. Величина ДДЕ_о устанавливается в объеме не менее 20 процентов ДДЕ.
Соотношение между ДДЕ_у, ДДЕ_п и ДДЕ_о устанавливается Администрацией автономного округа.
8. Планирование новых условных обязательств представляет собой процесс отбора планируемых к выдаче государственных гарантий в объемах, допускаемых ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации, законодательством автономного округа и ограничениями по долговой емкости.
9. Отбор осуществляется из списка планируемых государственных гарантий автономного округа, упорядоченного по приоритетности гарантий и составляемого исполнительным органов государственной власти автономного округа, уполномоченным формировать программу выдачи государственных гарантий, в порядке, установленном нормативным правовым актом автономного округа.
10. Планирование вновь принимаемых условных обязательств состоит из следующих этапов:
10.1. Поочередно из списка государственных гарантий выбираются гарантии. По каждой выбранной государственной гарантии (далее - k) составляется расчет (график) ожидаемых платежей (далее - ОП.гарантия_k). Этот расчет (график) вычитается из ДДЕ_у, и образуются новые значения доступной долговой емкости, отводимой на покрытие ответственности по новым государственным гарантиям:
гарантия
ДДЕ = ДДЕ - ОП
у у k
С учетом рассматриваемой государственной гарантии определяется общий объем планируемых к выдаче государственных гарантий и проверяются ограничения, установленные законодательством Российской Федерации и автономного округа.
Если эти ограничения выполнены и ДДЕ_у оказывается положительной на всем интервале планирования, то государственная гарантия считается отобранной для выдачи в планируемом интервале.
Процедура повторяется для следующей по списку государственной гарантии до тех пор, пока не нарушается одно из следующих условий:
- для очередной гарантии не будут нарушены ограничения, установленные законодательством Российской Федерации и автономного округа;
- значение ДДЕ_у хотя бы в одном из периодов интервала планирования не окажется отрицательным.
10.2. Результатом процедуры планирования привлечения новых условных обязательств является список планируемых к принятию в будущем периоде условных обязательств, а также график ожидаемых платежей по этим условным обязательствам.
11. В рамках управления прямыми и условными обязательствами прямые обязательства подразделяются по целям заимствования на три вида:
- заимствования на рефинансирование, привлекаемые для погашения уже существующих обязательств;
- заимствования на покрытие кассовых разрывов окружного бюджета, погашаемые в пределах финансового года, в котором они привлекаются;
- инвестиционные заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов окружного бюджета и погашаемые вне пределов финансового года, в котором они были привлечены.
Планирование вновь привлекаемых прямых обязательств осуществляется на основе потребностей в заимствованиях на указанные цели.
Потребность в заимствованиях на рефинансирование определяется в рамках управления прямыми и условными обязательствами на этапе планирования погашения и обслуживания уже имеющихся прямых и условных обязательств.
Потребность в заимствованиях на финансирование кассовых разрывов определяется в рамках бюджетного планирования в форме величин и длительностей кассовых разрывов.
Потребность в инвестиционных заимствованиях определяется исполнительным органом государственной власти автономного округа, уполномоченным формировать Программу по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории автономного округа.
Программа по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории автономного округа представляется в департамент финансов автономного округа в форме упорядоченного по социально-экономической значимости списка инвестиционных проектов (программ).
В первую очередь удовлетворяются потребности в заимствованиях на рефинансирование и финансирование кассовых разрывов, во вторую очередь удовлетворяются потребности в инвестиционных заимствованиях.
12. Планирование вновь привлекаемых заимствований состоит из следующих этапов:
- определения возможных объемов привлечения новых заимствований по их видам и срокам погашения;
- выбора конкретных видов вновь привлекаемых заимствований.
12.1. Объем и структура погашения заимствований на рефинансирование определяются по срокам исходя из:
- условий приведения сводного графика обслуживания и погашения прямых и условных обязательств в пределы долговой емкости и выравнивания этого графика;
- установленных законодательством Российской Федерации и автономного округа ограничений по объему долга, его обслуживания и погашения.
12.2. Объем и структура погашения заимствований на финансирование кассовых разрывов определяются по срокам исходя из:
- временной структуры кассовых разрывов;
- устанавливаемых законодательством Российской Федерации и автономного округа ограничений на объемы долга, его обслуживания и погашения.
12.3. Объем и структура погашения инвестиционных заимствований определяются по срокам следующим образом:
- доступная долговая емкость окружного бюджета для новых заимствований корректируется согласно изменениям в сводном расчете (графике) платежей на величину обслуживания и погашения принятых обязательств, возникающих вследствие рефинансирования или частичного досрочного погашения отдельных прямых обязательств. В результате образуется новая доступная долговая емкость окружного бюджета для прямых обязательств (ДДЕ_n);
- из списка инвестиционных проектов (программ) поочередно выбираются проекты (программы). Потребности в финансировании выбранного проекта определяют объем привлекаемого заимствования. Срок реализации проекта (программы) определяет с учетом доступности определенных заемных инструментов на рынке заимствований начальную дату погашения заимствований. На основе пессимистичной рыночной оценки составляется график обслуживания и погашения предполагаемого заимствования j: (Погашение.j + Обслуживание.j). Этот расчет (график) вычитается из ДДЕ_n , и образуются новые значения доступной долговой емкости для новых прямых обязательств:
___ j j
ДДЕ = (Погашение + Обслуживание );
n
- если после выбора очередного проекта из списка инвестиционных проектов (программ) значение доступной долговой емкости оказывается положительным на всем интервале планирования и долговые обязательства автономного округа с учетом нового заимствования удовлетворяют ограничениям, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа, то проект считается отобранным для финансирования в планируемом интервале, а объем планируемых заимствований увеличивается;
- процедура повторяется для следующего по списку проекта до тех пор, пока не нарушается одно из следующих условий:
- для очередного проекта не будут нарушены ограничения по объему долга и его обслуживания, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа,
- не окажется отрицательной хотя бы в одном из периодов интервала планирования.
В результате данной процедуры определяются необходимые объемы заимствований с разными сроками погашения, а также список инвестиционных проектов (программ), которые могут быть профинансированы в планируемом году.
13. В выборе конкретных видов вновь привлекаемых прямых обязательств определяющими являются следующие критерии (в порядке их значимости):
- величина рисков. Величина риска конкретного заемного инструмента определяется как увеличение стоимости заимствований при неблагоприятном развитии событий на рынке заимствований;
- сроки погашения. Главное требование к выбору сроков погашения - это реализация сводного графика обслуживания и погашения, определенного на предыдущем этапе;
- стоимость заимствований. При доступности на рынке нескольких инструментов заимствования с приемлемыми уровнем риска и сроками погашения определяющим критерием становится стоимость заимствования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.