Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Порядок
управления долговыми обязательствами Ямало-Ненецкого автономного округа
(утв. постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
от 22 марта 2007 г. N 127-А)
I. Основные положения
1.1. Настоящий Порядок управления долговыми обязательствами Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Порядок) разработан в целях регулирования механизмов планирования и привлечения новых долговых обязательств Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), управления существующими долговыми обязательствами автономного округа и рисками в долговой сфере.
1.2. Объектом управления долговыми обязательствами автономного округа являются прямые и условные обязательства. Понятие прямых и условных обязательств даны в Методике расчета платежеспособности окружного бюджета и расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
1.3. Основными целями управления прямыми и условными обязательствами являются:
- сохранение объема прямых и условных обязательств автономного округа на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков;
- обеспечение исполнения прямых и условных обязательств автономного округа в полном объеме;
- поддержание минимально возможной стоимости обслуживания прямых и условных обязательств автономного округа.
1.4. Основные задачи процедур управления прямыми и условными обязательствами различны для:
- прямых обязательств, за исключением просроченной кредиторской задолженности, и условных обязательств;
- существующих и привлекаемых заимствований.
II. Порядок привлечения прямых обязательств
2.1. Основными задачами управления привлекаемыми заимствованиями являются выбор заемных инструментов и осуществление процедуры принятия прямых обязательств, обладающих приемлемым уровнем риска и удовлетворяющих текущим потребностям автономного округа.
2.2. Управление привлекаемыми заимствованиями осуществляется на основе решений, выработанных на стадии планирования привлекаемых заимствований, включающих:
- цели заимствований;
- объемы заимствований;
- условия привлечения, погашения и обслуживания прямых и условных обязательств.
2.3. Процедура принятия прямых обязательств реализуется в три этапа:
- анализ доступных обязательств;
- выбор инструментов заимствования;
- принятие обязательств по итогам конкурса.
2.4. На первом этапе проводится анализ доступных обязательств, представляющий собой процедуру сбора информации обо всех обязательствах, привлечение которых возможно (информация представляется в форме заявок на участие в конкурсе).
Состав собираемой информации должен позволять проводить анализ обязательств на каждом этапе процедуры принятия прямых обязательств и определяется конкурсной документацией. В отношении каждого прямого обязательства в обязательном порядке собирается информация:
- о процентной ставке и правилах ее изменения (в случае плавающих ставок);
- об условиях погашения;
- об объеме обязательства.
Анализ доступных обязательств осуществляется на предмет стоимости планируемых к привлечению обязательств, а также соответствия их срочности и условий привлечения, погашения и обслуживания расчетному графику привлечения и погашения обязательств, разработанному на этапе планирования в соответствии с Методикой расчета критериев по государственному долгу и государственным заимствованиям автономного округа согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
Кроме того, осуществляется анализ и оценка рисков в соответствии с положением о порядке управления рисками, в соответствии с нормативным правовым актом Администрации автономного округа.
Анализ предполагает сравнительную оценку рисков, по результатам которой доступные обязательства ранжируются в порядке увеличения риска. Обязательства с неприемлемым уровнем риска исключаются из дальнейшего рассмотрения.
2.5. На втором этапе проводится выбор конкретных инструментов на основе анализа обязательств из всех доступных на основании последовательного анализа следующих факторов:
- величины рисков, связанных с инструментами;
- соответствия срочности обязательств и условий их привлечения, погашения и обслуживания сводному графику привлечения и погашения обязательств, разработанному на этапе планирования;
- стоимости инструментов.
Для заимствований на финансирование временных кассовых разрывов окружного бюджета выбор инструментов определяется длительностью этих разрывов. Финансирование кассового разрыва может осуществляться с помощью привлечения краткосрочных обязательств соответствующей срочности или изменения графика привлечения обязательств на финансирование капитальных расходов (инвестиционных заимствований).
Для заимствований, привлекаемых для погашения уже существующих обязательств (операций рефинансирования), выбор сроков погашения определяется с учетом законодательных ограничений по объему и структуре обязательств, а также с учетом границ долговой емкости в будущих периодах.
По результатам оценки сроков и условий погашения обязательства, не соответствующие требуемым условиям, исключаются из дальнейшего рассмотрения.
На третьем этапе из доступных инструментов выбираются инструменты, имеющие наименьшую стоимость.
Стоимость обязательства оценивается на основе его чистой дисконтированной (приведенной) стоимости. Чистая приведенная стоимость заимствования определяется как разница дисконтированных потоков траншей привлекаемого заимствования и связанных с ним расходов бюджета, которые включают:
- погашение основной стоимости обязательства;
- обслуживание обязательства;
- иные расходы, связанные с возникновением обязательства.
Дисконтирование осуществляется по Методике вычисления приведенной стоимости обязательства согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
Различные ставки дисконтирования могут быть использованы:
- для обязательств различной срочности;
- для различных периодов внутри горизонта дисконтирования.
Привлечение прямых обязательств производится в установленном порядке по итогам конкурса.
Проведение конкурса по привлечению обязательств осуществляется в соответствии с нормами действующего законодательства.
2.6. Результатом реализации трех этапов процедуры привлечения прямых обязательств является перечень конкретных прямых обязательств с установленными условиями их погашения и обслуживания.
III. Управление существующими прямыми обязательствами, за исключением
просроченной кредиторской задолженности в период ее урегулирования
3.1. Основными задачами управления существующими прямыми обязательствами являются:
- своевременное погашение и обслуживание обязательств;
- контроль за выполнением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и автономного округа, в будущих периодах;
- мониторинг риска ликвидности и рисков, связанных с обязательствами, их снижение;
- снижение стоимости существующих прямых обязательств с сохранением величины рисков на приемлемом уровне.
3.2. Исходными данными при управлении существующими прямыми обязательствами являются:
- объемы и условия погашения и обслуживания обязательств;
- долговая емкость окружного бюджета без учета платежей по погашению и обслуживанию прямых обязательств;
- текущие условия на рынке доступных заимствований.
3.3. Сведения об объеме и условиях привлечения уже имеющихся прямых обязательств содержатся в Государственной долговой книге автономного округа.
3.4. Долговая емкость окружного бюджета первоначально определяется на этапе бюджетного планирования и в дальнейшем корректируется с учетом изменений экономических условий.
3.5. Текущие условия на рынке доступных заимствований определяются с помощью мониторинга финансового рынка и его изменений.
3.6. Систематический контроль за выполнением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа, во всех будущих периодах осуществляется с целью недопущения превышения данных ограничений в результате изменений экономических условий и условий на рынке заимствований.
3.7. В случае, если внутри горизонта проверки нарушается какое-либо ограничение, установленное законодательством Российской Федерации и автономного округа, необходимо рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств.
3.8. Систематический контроль за выполнением ограничения, накладываемого долговой емкостью, осуществляется с целью проверки риска ликвидности и выявления возможного недостатка средств окружного бюджета для своевременного погашения и обслуживания существующих обязательств.
3.9. Ограничение, накладываемое долговой емкостью, проверяется с помощью построения разности долговой емкости окружного бюджета, оцененной для будущих периодов в момент проведения анализа, и сводного графика погашения и обслуживания прямых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств. Ограничение проверяется по годам и кварталам.
3.10. В случае, если для какого-либо года или квартала внутри горизонта проверки данная разность является отрицательной, необходимо рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств с целью приведения их в пределы долговой емкости бюджета.
3.11. В случае, если для каждого года внутри горизонта проверки данная разность является положительной, но в каком-либо квартале оказывается отрицательной, приведение расходов в пределы долговой емкости может быть осуществлено одним из двух способов:
- проведением рефинансирования отдельных существующих прямых обязательств;
- привлечением краткосрочного заимствования на финансирование временного кассового разрыва, возникающего в соответствующем интервале времени.
3.12. Управление рисками, связанными с существующими прямыми обязательствами, осуществляется с целью снижения вероятных потерь окружного бюджета в будущих периодах в результате изменений экономических условий и условий на рынке заимствований по сравнению с условиями, учтенными ранее на этапе привлечения прямых обязательств. Такие изменения могут привести к тому, что отдельные обязательства перейдут в категорию высокорисковых и потребуется их рефинансирование.
3.13. Управление рисками является существенным для прямых обязательств, возникших до реформирования системы управления долгом и условными обязательствами автономного округа. Основными рисками при этом являются рыночные риски, оцененные на этапе привлечения обязательств.
3.14. Мониторинг текущих условий на рынке доступных заимствований осуществляется с целью улучшения условий существующих обязательств.
3.15. По результатам проведения такого мониторинга выявляются возможности по улучшению обязательств. Такие возможности появляются при ослаблении ограничений, то есть при появлении возможностей привлечения заимствований, ранее недоступных для автономного округа, включая заимствования, с которыми по сравнению с существующими прямыми обязательствами связаны меньшие риски или имеющие меньшую стоимость при сохранении величины рисков на приемлемом уровне.
3.16. Улучшение обязательств может быть осуществлено с помощью добровольного рефинансирования существующих прямых обязательств, которое заключается в досрочном (при наличии такой возможности) погашении имеющихся прямых обязательств с последующим возникновением новых обязательств.
IV. Управление кредиторской задолженностью в момент ее урегулирования
4.1. Основной задачей управления урегулированной кредиторской задолженностью является своевременное погашение и обслуживание обязательств и минимизация рисков, связанных с кредиторской задолженностью.
Основным риском, связанным с кредиторской задолженностью в момент ее инвентаризации и урегулирования, является риск ликвидности, то есть риск недостаточности имеющихся средств окружного бюджета для погашения урегулированной кредиторской задолженности своевременно и в полном объеме.
4.2. Оценка риска проводится в процессе урегулирования задолженности и находится в прямой зависимости от объема урегулированной кредиторской задолженности и объема задолженности, которая должна быть погашена немедленно.
4.3. Способами погашения урегулированной кредиторской задолженности являются следующие:
- кассовое погашение кредиторской задолженности;
- погашение задолженности по частям в соответствии с принятыми графиками погашения задолженности (реструктуризация задолженности);
- секьюритизация задолженности.
4.4. Кассовое погашение кредиторской задолженности является единственно возможным способом урегулирования задолженности в случаях, если это:
- кредиторская задолженность, в отношении которой нельзя определить кредитора, включая любую задолженность по заработной плате, пенсиям, адресным пособиям;
- кредиторская задолженность перед конкретным кредитором, который отказался реструктурировать обязательство на предложенных Администрацией автономного округа условиях.
4.5. Кассовое погашение кредиторской задолженности возможно в одном из следующих случаев, когда:
- объем задолженности невелик;
- имеются дополнительные доходы окружного бюджета в объеме, достаточном для погашения обязательств.
4.6. В случае, если по результатам урегулирования кредиторской задолженности требуемые расходы на ее погашение и обслуживание превышают финансовые возможности окружного бюджета, департамент финансов автономного округа в установленном порядке готовит и вносит в Государственную Думу автономного округа законопроект о внесении изменений в окружной бюджет в части увеличения источников финансирования дефицита окружного бюджета, если законодательные ограничения объема долговых обязательств, установленные законодательством Российской Федерации и автономного округа, позволяют внести данный законопроект.
4.7. Дополнительные источники финансирования могут быть получены за счет привлечения заимствований путем единовременного вынужденного рефинансирования кредиторской задолженности или за счет приватизации государственного имущества автономного округа.
4.8. Урегулирование кредиторской задолженности с помощью иных механизмов, за исключением кассового погашения, осуществляется по результатам индивидуальных переговоров уполномоченных представителей исполнительных органов государственной власти автономного округа и кредиторов.
4.9. Секьюритизацией задолженности в рамках настоящего Порядка является переоформление кредиторской задолженности в ценные бумаги и иные формы обязательств, в ходе которого кредиторская задолженность получает статус долгового обязательства автономного округа. Секьюритизация является прямой альтернативой реструктуризации долговых обязательств автономного округа.
4.10. Управление кредиторской задолженностью, погашаемой в будущем в соответствии с графиком погашения задолженности или переоформленной в иную форму обязательств в результате процедуры секьюритизации, осуществляется на общем основании в соответствии с процедурами управления существующими прямыми обязательствами.
4.11. Реализация процедур по урегулированию кредиторской задолженности, а также процедур, препятствующих появлению новой просроченной кредиторской задолженности, производится департаментом финансов автономного округа.
V. Управление условными обязательствами
5.1. Основной задачей управления привлекаемыми условными обязательствами является конкурсный отбор хозяйствующих субъектов, которым предоставляются государственные гарантии в соответствии с действующим законодательством.
5.2. Основной задачей управления существующими условными обязательствами в виде государственных гарантий автономного округа является минимизация связанных с ними рисков, а также своевременное погашение обязательств в случае наступления гарантийного случая.
Основным риском, связанным с существующими государственными гарантиями, является кредитный риск (риск наступления гарантийного случая). Кроме того, существенным является риск ликвидности, если гарантийный случай наступил.
5.3. При наступлении гарантийного случая обязательство исполняется за счет средств окружного бюджета.
Погашение дополнительных заимствований осуществляется за счет средств, поступающих в соответствии с Порядком предоставления государственных гарантий автономного округа, включая средства от реализации имущества, предоставленного гарантополучателем в качестве залога.
VI. Представление и раскрытие информации
Сведения из Государственной долговой книги автономного округа, иная информация о прямых и условных обязательствах автономного округа, а также информация о консолидированном долге автономного округа представляются федеральным органам государственной власти и органам государственной власти автономного округа в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.