Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовка раздела 1 "Цели, задачи и показатели деятельности субъекта
бюджетного планирования"
В первом разделе Доклада должна быть представлена структура целей и тактических задач субъекта бюджетного планирования, подведомственных ему получателей средств окружного бюджета (далее - программно-целевая структура), дающая ясное представление об основных значимых для социально-экономического развития автономного округа целях его деятельности, направлениях и механизмах реализации этих целей.
Программно-целевая структура бюджетного планирования состоит из:
- целей субъекта бюджетного планирования;
- тактических задач, формируемых для реализации цели;
- целей бюджетных целевых программ;
- показателей деятельности.
Цели субъекта бюджетного планирования должны соответствовать приоритетам государственной политики и способствовать достижению (вносить вклад в достижение одной или нескольких) стратегических целей развития автономного округа в плановом периоде. Примерный перечень стратегических целей автономного округа, рекомендуемый для подготовки Докладов, приведен в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Указанный перечень не является исчерпывающим и (или) жестко предопределенным и может быть дополнен (скорректирован) субъектами бюджетного планирования.
Для каждой цели и тактической задачи приводятся значения основных показателей деятельности субъекта бюджетного планирования, характеризующих достижение этой цели и тактической задачи в отчетном и плановом периодах, а также их целевые значения по форме согласно приложению N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Субъект бюджетного планирования должен сформулировать свои цели применительно лишь к тем целям стратегического развития автономного округа, которые имеют прямое отношение к подведомственным сферам его деятельности.
Совокупность целей должна охватывать все направления деятельности субъекта бюджетного планирования. Количество целей субъекта бюджетного планирования, как правило, не должно превышать пяти, и они должны быть выделены при заполнении соответствующих форм.
Для каждой цели должно быть приведено обоснование ее соответствия сферам деятельности субъекта бюджетного планирования, исходя из нормативных правовых актов, определяющих основные государственные функции, отнесенные к компетенции субъекта бюджетного планирования: Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов автономного округа, нормативных правовых актов автономного округа, приоритетов социально-экономического развития автономного округа и т.д.
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать:
терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование;
указаний на иные цели, задачи, эффекты или результаты, которые являются следствиями достижения самой стратегической цели;
описания путей, средств и методов достижения цели.
Правильно сформулированная система целей должна содержать набор актуальных потребностей населения автономного округа, отраженных в основных направлениях социально-экономического развития автономного округа и не должна зависеть от средств их достижения.
Выбор конкретных путей, средств и методов достижения целей осуществляется при формировании тактических задач и подготовке бюджетных целевых программ.
Тактические задачи формируются для конкретизации отдельных направлений достижения цели, в рамках которых предусматривается получение количественно измеримых общественно значимых результатов в течение определенного периода времени или к определенному сроку. Следует избегать постановки задач, направленных на обеспечение деятельности самого субъекта бюджетного планирования.
Сроки решения каждой из тактических задач или период времени, за который планируется получение соответствующих общественно значимых результатов, определяются в рамках сроков достижения цели (как правило, на срок до 3-х лет, по истечении которого будет производиться анализ достигнутых результатов и установление целевых значений на следующий период).
Совокупность тактических задач (как правило, от 3 до 7 для каждой цели) должна охватывать все направления деятельности субъекта бюджетного планирования по достижению соответствующей цели. Выделение тактических задач должно производиться с учетом необходимости обеспечения подотчетности и ответственности за их реализацию в рамках установленной структуры органов исполнительной власти автономного округа и в соответствии с возложенными на них функциями. Для каждой тактической задачи должно быть приведено обоснование ее соответствия определенной цели, а также сферам деятельности и функциям субъекта бюджетного планирования, подведомственных ему получателей средств окружного бюджета, по которым субъект бюджетного планирования осуществляет бюджетное планирование.
При постановке тактических задач рекомендуется избегать неконкретных формулировок "создание условий для:" в связи со сложностью оценки в дальнейшем уровня создания данных условий и в связи с этим уровня решения поставленных тактических задач.
При разработке системы показателей (индикаторов) следует руководствоваться принципами:
минимизации количества планируемых (отчетных) показателей при сохранении полноты информации и своевременности ее представления. Как правило, по каждой задаче должно быть приведено не более трех показателей. В случае использования большего их числа необходимо разделить показатели на основные и дополнительные;
использования показателей конечных общественно значимых результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей за счет оказания им субъектом бюджетного планирования и подведомственными ему получателями средств окружного бюджета государственных услуг (далее - показатели конечных результатов).
Использование показателей непосредственных результатов деятельности, характеризующих объем и качество государственных услуг, оказанных субъектом бюджетного планирования и подведомственными ему получателями средств окружного бюджета внешним потребителям, допускается только при обосновании невозможности применения показателей конечных результатов.
Используемые показатели должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям:
адекватность: показатель (группы показателей) должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи;
точность: погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах деятельности субъекта бюджетного планирования;
объективность: не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел, используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для субъектов бюджетного планирования и подведомственных ему получателей бюджетных средств к искажению результатов их деятельности;
достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы;
однозначность: определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей;
экономичность: получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих программах сбора информации;
сопоставимость: выбор показателей следует осуществлять, исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в решении сходных (смежных) задач, а также с показателями, используемыми в международной практике;
своевременность и регулярность: отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным периодом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны представляться не реже 1 раза в год и, как правило, не более чем через 2 - 3 месяца после окончания отчетного периода);
уникальность: показатели достижения цели не должны представлять собой объединение нескольких показателей, характеризующих решение отдельных, относящихся к этой цели задач.
В число используемых показателей, характеризующих деятельность субъекта бюджетного планирования, должны включаться показатели, характеризующие уровень удовлетворенности потребителей государственных услуг, оказываемых (финансируемых) субъектом бюджетного планирования, объемом и качеством потребляемых услуг.
В ходе определения и разработки методик расчета показателей, характеризующих достижение целей и решение задач, необходимо исходить из тех государственных функций субъекта бюджетного планирования, которые установлены в утвержденном Положении о нем, а также располагаемой ведомственной статистики и информации, представляемой Федеральной службой государственной статистики.
К тексту Доклада субъекта бюджетного планирования должны быть приложены методики по расчету показателей программных целей и задач в случаях, когда такая методика важна для понимания смысла показателя.
Кроме того, необходимо указать источник информации.
Методика представляется по форме согласно приложению N 3 к настоящим Методическим рекомендациям. По каждому показателю необходимо указать:
плановые (указанные в предыдущем докладе о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования на текущий период) и ожидаемые (прогнозируемые) значения за текущий год;
плановые и фактические значения за отчетный период.
При обосновании целевых значений показателей необходимо по возможности сопоставлять их не только с текущим значением, но использовать межрегиональные сравнения.
Целевые значения показателей могут устанавливаться с учетом и на основе:
значений показателя за прошлые периоды;
метода прямого счета, когда целевое значение устанавливается на уровне, означающем, что проблема, породившая какую-то задачу, полностью решена;
показателей аналогичных программ;
значений аналогичных показателей в развитых регионах, межрегиональных рейтингов и других показателей, применяемых для межрегиональных сопоставлений.
Если плановые и фактические показатели за отчетный период не совпадают, то в Докладе приводится описание причин недостижения или существенного превышения плановых показателей.
Если плановые значения показателей в представляемом Докладе отличаются от плановых значений показателей тех же целей, задач, программ, зафиксированных в Докладе прошлого года, то дается обоснование изменения плановых значений.
В Докладе следует привести обоснование уровня целевого значения каждого из показателей, установленного на конец планового периода.
Например:
Стратегическая цель развития автономного округа (согласно приложению N 1 к настоящим Методическим рекомендациям):
Повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения.
Подцель стратегической цели развития автономного округа (согласно приложению N 1 к настоящим Методическим рекомендациям):
Обеспечение потребности в услугах культуры и духовное развитие.
Цели департамента по культуре, искусству и кинематографии автономного округа:
Цель 1. Обеспечение прав на доступ к культурным ценностям населения автономного округа.
Задача 1.1. Создание и поддержка государственных музеев
(пункт 8.7 Положения о департаменте по культуре, искусству и кинематографии Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Администрации автономного округа от 24 октября 2005 года N 169-А).
Показатели (с распределением по годам отчетного и планового периодов и выделением базового значения):
- число единиц хранения музейного фонда;
- доля музейных предметов, занесенных в электронный каталог;
- количество посещений музея;
- число участников массовых мероприятий.
Задача 1.2. Расширение информационно-библиотечных услуг.
(пункт 8.6 Положения о департаменте по культуре, искусству и кинематографии Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Администрации автономного округа от 24 октября 2005 года N 169-А).
Показатели:
- объем собственных баз данных;
- обновляемость фондов;
- число зарегистрированных посещений пользователей.
Задача 1.3. Развитие кинематографии
(пункт 8.13 Положения о департаменте по культуре, искусству и кинематографии Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Администрации автономного округа от 24 октября 2005 года N 169-А) и т.д.
Показатели:
- посещаемость киносеансов и т.д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.