Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа
от 17 октября 2007 г. N 1033
"О реформировании системы оплаты труда работников государственных
и муниципальных образовательных учреждений в рамках реализации
приоритетного национального проекта "Образование"
Постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 июня 2009 г. N 1796 настоящее постановление снято с контроля
Заслушав и обсудив информацию о реформировании системы оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование", Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа отмечает следующее.
Основной целью приоритетного национального проекта "Образование" является повышение качества предоставляемых образовательных услуг. Одной из первоочередных задач, необходимых для достижения данной цели, является переход на новую систему оплаты труда педагогов.
В результате реализации проекта ожидается переход на качественно новый уровень в системе образования автономного округа, в том числе и повышение оплаты труда педагогов.
Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа и Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа целенаправленно осуществляется государственная политика по повышению качества жизни работников образовательных учреждений, увеличению их доходов. Так, в июне 2006 года в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 января 2000 года N 6-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - Закон автономного округа "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе) внесены изменения, устанавливающие правовые нормы, направленные на привлечение в сферу образования молодых специалистов, а именно, позволяющие оказывать им как единовременную материальную поддержку в начале трудовой деятельности, так и поддержку в виде дополнительного материального обеспечения в течение первых трех лет работы.
Педагогическим работникам из числа молодых специалистов, прибывшим для работы в образовательные учреждения автономного округа, с 2006 года выплачивается единовременное пособие в размере 48 - 51 тысячи рублей. Помимо единовременных пособий, с 1 января 2007 года молодым специалистам установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу в размере ставки первого разряда Единой тарифной сетки (далее - ЕТС), что составляет 3,2 тысячи рублей в месяц. Средняя заработная плата молодого специалиста за счет выплаты указанной надбавки повысилась примерно на 35% и составила на ставку заработной платы 11 тысяч рублей.
Введение данных мер государственной поддержки позволило привлечь для работы в образовательные учреждения автономного округа на начало 2006 - 2007 учебного года 74 выпускника учреждений высшего и среднего профессионального образования, на начало текущего 2007 - 2008 учебного года - 96 молодых специалистов.
Говоря о государственной поддержке педагогов, следует отметить, что в соответствии со статьей 26 Закона автономного округа "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе" педагогическим работникам, имеющим почетное звание, ученую степень или награду, устанавливаются надбавки к тарифным ставкам (окладам). Средний заработок педагогов, имеющих почетное звание или ученую степень, увеличен за счет выплаты указанных надбавок примерно на 75%, имеющих государственные награды - на 45%.
В марте 2007 года депутатами Государственной Думы автономного округа рассмотрены и утверждены изменения в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе", в соответствии с которыми расширена категория работников, имеющих право на установление и надбавок к тарифным ставкам (окладам) и дополнительных выплат. Таким образом, сегодня выплата надбавок за почетные звания и государственные награды осуществляется не только учителям, но и административному, учебно-вспомогательному и обслуживающему персоналу.
Кроме того, педагогическим работникам при достижении пенсионного возраста и при наличии стажа работы в автономном округе не менее 10 лет выплачивается единовременное денежное вознаграждение в размере 10 должностных окладов, что составляет примерно 36 тысяч рублей. С 1 сентября 2007 года данная выплата будет распространяться также на другие категории работников образовательных учреждений.
Необходимо подчеркнуть, что расходы на образование в консолидированном бюджете на 2007 год утверждены в объеме 14,7 миллиардов рублей, что составляет 24% от общего объема бюджетных расходов.
С начала реализации приоритетного национального проекта "Образование" в автономном округе наблюдается повышение заработной платы работников бюджетной сферы. С 1 января 2006 года ставка первого разряда EТС повышена на 41% и составила 1100 рублей, с 1 января 2007 года - на 15% и составила 1265 рублей. Средства на повышение заработной платы предусматриваются в консолидированном бюджете автономного округа в полном объеме.
Средняя заработная плата работников образовательных учреждений в 3 квартале 2007 года составила 18064 рубля, увеличение по сравнению с 4 кварталом 2005 года - временем старта национального проекта - произошло на 63,8%. При этом средняя заработная плата учителей по муниципальным образовательным учреждениям в 3 квартале 2007 года составила 21105 рублей, по окружным государственным общеобразовательным учреждениям - 19791 рубль.
За счет средств федерального бюджета с 1 января 2006 года в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" 3767 педагогам общеобразовательных школ выплачивается вознаграждение за выполнение функций классного руководителя. С учетом указанных выплат из федерального бюджета заработная плата учителей, осуществляющих классное руководство, составляет в среднем 22 930 рублей, что превышает данный показатель на период начала реализации национального проекта на 67,4%.
Между тем Государственная Дума автономного округа отмечает ряд негативных моментов существующей системы оплаты труда работников образования.
Во-первых, существующая система оплаты труда педагогов приводит к значительному отставанию их заработной платы от средней заработной платы в отраслях промышленности автономного округа. Средняя заработная плата работников образовательных учреждений составляет 50% от средней заработной платы работников, занятых в промышленности, за 2006 год - 42%. В связи с этим за последнее десятилетие произошел отток из отрасли наиболее квалифицированных кадров, способных обеспечить достижение новых целей образования. Кроме того, несмотря на предусмотренные окружным законодательством меры социальной поддержки молодых специалистов, уровень оплаты труда педагогов не стимулирует привлечение молодых квалифицированных работников в систему образования округа. Сегодня можно говорить о старении педагогических кадров, так как от общего числа педагогов 47% - педагогические работники в возрасте старше 45 лет, в том числе 23% - пенсионеры.
Во-вторых, заработная плата учителей слабо увязана с реальным качеством оказываемых ими образовательных услуг. Небольшой разрыв в окладах в рамках существующей ЕТС не мотивирует педагогов на повышение своей квалификации и результативности труда даже в рамках существующей системы аттестации. Стаж, образование и квалификация существенно не влияют на уровень заработка педагогических работников, а следовательно, они не заинтересованы в самообразовании и повышении уровня квалификации, результативности труда.
В-третьих, в структуре заработной платы педагогов все виды работы, за исключением проведения уроков, оплачиваются как надбавки, составляющие небольшую часть заработка (например, проверка тетрадей, классное руководство, заведование кабинетом, иногда внеклассная работа), что не мотивирует педагогов на квалифицированное и качественное выполнение этой части своей профессиональной деятельности и закономерно влечет снижение качества общего образования, социального статуса учителя.
В-четвертых, учитывая, что качество образования определяется степенью соответствия образовательных услуг требованиям не только государства, но и личности и сообществ, в качестве существенного недостатка сложившейся системы оплаты труда можно отметить отсутствие механизма учета мнения субъектов внешней среды образования при распределении стимулирующих выплат.
В целях реализации задачи по переходу на новую систему оплаты труда педагогов департаментом образования автономного округа разработана концепция новой системы оплаты труда работников образования автономного округа.
В качестве достоинств предложенной новой системы оплаты труда Государственная Дума автономного округа отмечает:
сохранение норм труда работников за ставку (должностной оклад) заработной платы;
установление должностных окладов не ниже уровня тарифных ставок (окладов) по ЕТС;
увеличение зависимости между базовым уровнем оплаты труда и величиной прожиточного минимума;
прозрачность расчета базовой и стимулирующей частей заработной платы;
зависимость оплаты труда от индивидуальных характеристик работника, учитываются также квалификация работников и стаж работы по специальности;
увеличение доли базовой части оплаты труда в структуре заработной платы;
возможность руководителей образовательных учреждений реализовать кадровую политику путем изменения размера повышающих коэффициентов и объема фонда надбавок и доплат.
На основании вышеизложенного, в целях реформирования системы оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Информацию о реформировании системы оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" принять к сведению.
2. Осуществить в первом квартале 2008 года внедрение новой системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений в муниципальных образованиях город Муравленко и город Новый Уренгой.
3. Предложить Губернатору Ямало-Ненецкого автономного округа до 1 января 2008 года внести в Государственную Думу Ямало-Ненецкого автономного округа проект закона Ямало-Ненецкого автономного округа о новой системе оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа.
4. Предложить Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа:
а) утвердить:
план поэтапного перехода на новую систему оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в Ямало-Ненецком автономном округе;
положение об оплате труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа;
методику формирования штатных расписаний государственных и муниципальных образовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа;
примерное положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательных учреждений и типовые критерии для оценки качества труда и установления надбавок и доплат работникам;
б) предусмотреть в окружном бюджете субсидии муниципальным образованиям, внедряющим в 2008 году новую систему оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, и отчисления в централизованный фонд стимулирования труда;
в) для стимулирования труда руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений предусмотреть отчисления в централизованный фонд стимулирования труда, сформированный в органе управления, осуществляющем функции учредителя соответствующих образовательных учреждений, в размере не менее 10% от расчетного фонда оплаты труда образовательных учреждений.
5. Рекомендовать департаменту образования Ямало-Ненецкого автономного округа:
принять участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта "Образование", для получения финансовой поддержки из федерального бюджета в целях реализации пилотных проектов;
осуществлять мониторинг за ходом внедрения новой системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений в муниципальных образованиях город Муравленко и город Новый Уренгой;
обобщить результаты внедрения новой системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений в муниципальных образованиях город Муравленко и город Новый Уренгой и представить информацию об итогах в Государственную Думу Ямало-Ненецкого автономного округа в 4 квартале 2008 года;
в течение 2008 года провести подготовительную работу по внедрению новой системы оплаты труда в государственных образовательных учреждениях.
6. Рекомендовать органам местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе:
в течение 2008 года провести подготовительную работу по внедрению новой системы оплаты труда во всех муниципальных образовательных учреждениях;
принять необходимые нормативные правовые акты, связанные с внедрением новой системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений.
7. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований город Муравленко и город Новый Уренгой обеспечить осуществление в образовательных учреждениях, внедряющих новую систему оплаты труда, мероприятий, предусмотренных трудовым законодательством, связанных с изменением существенных условий трудовых договоров с работниками данных учреждений.
8. Рекомендовать руководителям образовательных учреждений, внедряющих новую систему оплаты труда, осуществить мероприятия, предусмотренные трудовым законодательством, связанные с изменением существенных условий трудовых договоров с работниками данных учреждений.
9. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на председателя Комитета Государственной Думы автономного округа по социальной политике (Е.Г. Зленко).
10. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы
автономного округа |
С.Н. Харючи |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 октября 2007 г. N 1033 "О реформировании системы оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 апреля 2023 г. N 1387 настоящий документ признан утратившим силу
Настоящий документ снят с контроля