Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел XI
Социальная сфера
На текущее время в Ямало-Ненецком автономном округе создана и устойчиво функционирует система непрерывного, многоступенчатого образования от дошкольного до высшего.
В прогнозируемом периоде численность детей в дошкольных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования систематически будет расти. Так, численность детей в детских садах к 2010 году возрастет до 32,7 тыс. человек (на 15% по отношению к 2007 году), в школах - до 80,7 тыс. человек (4,0%), учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования - до 24,1 тыс. человек (5,7%). Рост прогнозируется как за счет увеличения численности детей и подростков соответствующего возраста, так и за счет планируемого ввода образовательных учреждений.
В течение прогнозируемого периода дальнейшее развитие получат высшее и среднее профессиональное образование, являющиеся основой подготовки высококвалифицированных специалистов для развития отраслей народного хозяйства.
Увеличение численности студентов в высших учебных заведениях происходит в результате регистрации на территории автономного округа филиалов высших учебных заведений. По состоянию на 01.01.2007 года в Ямало-Ненецком автономном округе действуют 33 филиала и 15 представительств высших учебных заведений.
Будет продолжена структурная перестройка подготовки специалистов в соответствии с требованиями рынка труда. Предполагается дальнейший рост подготовки специалистов среднего и высшего профессионального образования как за счет средств окружного бюджета, так и за счет собственных средств обучающегося.
В связи с ростом численности студентов в учреждениях среднего и высшего образования возрастет выпуск специалистов этих учреждений: выпуск специалистов среднего образования в 2010 году - на 14% к уровню 2007 года, выпуск специалистов высшего профессионального образования в 2010 году - на 20% к уровню 2007 года.
С 2005 года образовательные учреждения автономного округа вошли в режим по введению единого государственного экзамена. В первый год участие в эксперименте принимали 29 образовательных учреждений (из 154) в восьми (из 13) муниципальных образованиях автономного округа.
В 2006 году в эксперимент вошли и образовательные учреждения сельских территорий: Ямальского (34,0% выпускников), Приуральского (42,5% выпускников), Тазовского (25,5% выпускников), Красноселькупского (34,0%), Пуровского (9,5%) районов.
Целенаправленная и профессиональная деятельность специалистов всех уровней позволила вывести показатели качества и участия в эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2007 году на уровень общероссийских.
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки N 782 от 30.03.2007 г. шесть (из 13) муниципальных образований автономного округа отнесены к труднодоступным и отдаленным местностям, вследствие чего выпускники образовательных учреждений получили возможность проходить итоговую аттестацию с помощью автоматизированной информационной системы "Экзамен". Данная форма проведения экзамена является для региона со сложной транспортной схемой и особыми климатическими условиями наиболее приемлемой и менее финансово затратной.
По результатам единого государственного экзамена большинство выпускников (62 %) поступили в высшие учебные заведения.
В Ямало-Ненецком автономном округе практически созданы все условия для перехода на обязательное введение единого государственного экзамена в ближайшие годы. По прогнозу удельный вес лиц, участвовавших в ЕГЭ, от общей численности выпускников общеобразовательных учреждений к 2010 году возрастет до 93,0%.
В связи с сокращением контингента обучающихся и в рамках модернизации системы образования в течение последних лет проводились мероприятия, направленные на оптимизацию сети образовательных учреждений.
Средняя наполняемость классов сохраняется по городским школам на уровне 22,3 человека при норме 25 человек, по сельским школам при норме 20 человек незначительно уменьшилась до 15,3 человек в 2006 году.
Особенностью развития сети общеобразовательных учреждений огромной территории автономного округа с большим количеством труднодоступных населенных пунктов является наличие сети школ-интернатов с постоянным проживанием в них учеников. В сельских районах функционируют два вида общеобразовательных учреждений - школы и школы-интернаты. Для них характерно низкое число учеников на одного учителя.
Уникальной особенностью автономного округа является его географическое расположение, которое ощутимо влияет на состояние здоровья населения. Это обусловлено воздействием таких геоклиматических факторов высоких северных широт, как нарушение фотопериодичности в период полярного дня и полярной ночи. В экстремальных условиях Крайнего Севера на организм человека влияет целый комплекс неблагоприятных антропогенных факторов физико-химической и биологической природы, а также техногенные факторы.
По данным официальной статистики за последние 10 лет общая заболеваемость населения округа составляет в среднем 1958,9 на 1000 населения (по РФ в среднем 1411,29 на 1000 населения), что на 27,9% выше российских показателей.
Структура общей заболеваемости населения в округе существенно отличается от показателей по России. Лидирующее место занимают заболевания, обусловленные частыми переохлаждениями, ультрафиолетовой недостаточностью, воздействием низких температур, резкими колебаниями атмосферного давления, низким содержанием кислорода в воздухе, гиповитаминозом. Данные факторы требуют повышенного внимания к развитию здравоохранения в автономном округе.
На основе обеспечения доступности медицинской помощи будут созданы условия для предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки.
Обеспеченность больничными койками в 2010 году снизится на 11,7% к уровню 2007 года и составит 101 койку на 10 тыс. жителей в связи с заменой ветхих и аварийных объектов здравоохранения на современные многопрофильные лечебные учреждения в капитальном исполнении, а также принятием мер по оптимизации работы больничных коек. Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями к 2010 году возрастет на 10% к уровню 2007 года (238,8 посещений в смену на 10 тыс. человек).
Обеспеченность врачами будет постепенно снижаться и в 2008 году составит 47,4 человека на 10 тыс. человек населения (115,6% к нормативу), в 2010 году - 47,0 человек на 10 тыс. человек (114,6% к нормативу). Обеспеченность средним медицинским персоналом в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизится на 0,6% и составит 132,4 человека на 10 тыс. человек (115,8% к нормативу), к 2010 году - на 1,7% и составит 131 человек на 10 тыс. населения (114,6% к нормативу). Снижение уровня обеспеченности населения врачами и средним медицинским персоналом объясняется необходимостью оптимизации деятельности здравоохранения, наиболее полного использования имеющихся ресурсов.
В автономном округе в течение последних пяти лет наблюдается значительное увеличение численности пенсионеров, основной причиной является заметное старение населения округа. В 2008 году прогнозируется прирост численности пенсионеров на 5,4%, 2010 году - на 14,5% к уровню 2007 года.
С целью создания условий для здорового образа жизни населения автономного округа планируется дальнейшее развитие физической культуры и спорта. Анализ деятельности по реализации программных мероприятий в сфере физической культуры и спорта в Ямало-Ненецком автономном округе свидетельствует о постоянном планомерном росте основных показателей.
С 1995 года количество занимающихся физической культурой и спортом в автономном округе увеличилось в 3,5 раза.
Основными факторами, способствующими росту количества граждан, занимающихся физической культурой и спортом, стали:
устойчивое развитие материально-технической базы отрасли (строительство и реконструкция спортивных объектов, приобретение спортивного оборудования и инвентаря);
развитие сети учреждений дополнительного образования (детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, детско-юношеские клубы физической подготовки, клубы по месту жительства);
планомерное увеличение бюджетных и внебюджетных расходов на развитие физической культуры и спорта;
увеличение числа штатных физкультурных работников в 2,1 раза.
До 2010 года прогнозируется увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом в автономном округе на 8,6% к уровню 2007 года.
Основные факторы роста данного показателя:
увеличение числа спортсооружений;
рост уровня обеспеченности спортсооружениями;
увеличение объема финансирования;
проведение мероприятий по пропаганде физической культуры и спорта, здорового образа жизни.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.