Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа
от 19 марта 2008 г. N 1206
"Об информации об итогах выборов 2 марта 2008 года"
Заслушав информацию председателя Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа об итогах выборов 2 марта 2008 года, Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Информацию председателя Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа об итогах выборов 2 марта 2008 года принять к сведению.
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы
автономного округа |
С.Н. Харючи |
Об итогах выборов в 2008 году
Уважаемый Сергей Николаевич!
Уважаемые депутаты!
В самом начале этого месяца мы стали участниками важнейшего события в политической жизни нашего государства - выборов Президента Российской Федерации.
Предыдущие выборы главы государства состоялись в марте 2004 года. Напомню, активность избирателей по России составила 63.97%, в Ямало-Ненецком автономном округе - 80.84%.
За кандидата на пост Президента России Владимира Владимировича Путина проголосовало 84.80% наших земляков.
4 марта текущего года Избирательная комиссия автономного округа установила результаты выборов Президента РФ на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
По итогам голосования активность избирателей Ямало-Ненецкого автономного округа составила 91.98%. Это 4 место по России и лидирующая позиция среди субъектов, входящих в состав Уральского федерального округа.
В разрезе муниципальных образований уровень активности избирателей варьировался от 80 до 97%.
На 17 часов определились явные лидеры по явке избирателей - Ямальский (97.2%), Шурышкарский (95.7%), Красноселькупский (93.7%) и Надымский (90.9%) районы.
Среди городов - Салехард (92.7%), Ноябрьск (86.6%), Новый Уренгой (85.4%).
В целом по установленным итогам голосования наибольшие показатели по активности избирателей в Шурышкарском районе - 99.4% и Ямальском районе - 98.8%. В городах - Салехард - 97.1% и Новый Уренгой - 91.1%.
Электоральные предпочтения ямальцев выглядят следующим образом:
за Дмитрия Анатольевича Медведева проголосовало 268 755 человек, или 83.86% от количества избирателей, принявших участие в голосовании;
за Владимира Вольфовича Жириновского отдано 23 686 голосов, или 7.39%;
23 174 или 7.23% наших земляков выразили свое предпочтение Геннадию Андреевичу Зюганову,
и 2 780 человек (0.87%) отдали свои голоса Андрею Владимировичу Богданову.
7 марта 2008 года после получения протоколов всех субъектов Российской Федерации об установлении итогов голосования на выборах Президента Российской Федерации ЦИК России был подписан итоговый протокол.
В соответствии с Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации" инаугурация избранного Президента России состоится 7 мая 2008 года.
От имени Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа выражаю благодарность органам государственной власти и местного самоуправления за оказанное содействие в проведении информационно-разъяснительной деятельности в период прошедшей избирательной кампании.
Участие представителей власти в организуемых избирательными комиссиями мероприятиях по повышению правовой культуры избирателей, разъяснению избирательного законодательства во многом способствовало повышению интереса к институту выборов и, как результат - увеличение уровня активности избирателей.
Уважаемые депутаты!
Предлагаю вспомнить основные моменты законодательного регулирования и работу избирательных комиссий всех уровней при подготовке и проведении избирательной кампании.
В соответствии с федеральным законодательством кандидаты на высшую государственную должность могли быть выдвинуты как в порядке самовыдвижения, так и в качестве кандидатов от политических партий. Как и на выборах Президента России в 2004 году, действовал механизм преференций, зависящих от числа голосов избирателей, полученных партиями на парламентских выборах.
То есть политические партии, федеральные списки кандидатов от которых были допущены к распределению депутатских мандатов на последних выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации, были вправе регистрировать выдвинутых ими кандидатов без сбора подписей в их поддержку.
Этим правом воспользовались: ЕДИНАЯ РОССИЯ, ЛДПР И КПРФ.
В отношении кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, существует иной порядок. Для регистрации ему необходимо было собрать в свою поддержку 2 миллиона подписей избирателей. При этом закон позволял представить в ЦИК России излишек в размере 5%, то есть еще 100 тысяч подписей.
По результатам проверки подписных листов, собранных в поддержку лидера Демократической партии Андрея Богданова, было выявлено 2,85% брака (по закону эта цифра не должна превышать 5%). Поэтому вопрос о его регистрации был решен положительно.
Таким образом, после проверки представленных документов ЦИК России зарегистрировала четырех кандидатов на должность Президента Российской Федерации, трое из которых были выдвинуты политическими партиями и один путем самовыдвижения.
Для сведения: в 2004 году было зарегистрировано 7 кандидатов на пост Президента, в 2000 году - 12.
Для формирования избирательного фонда кандидатами были открыты специальные избирательные счета в филиале Сберегательного банка РФ.
По информации Центральной избирательной комиссии из четырех кандидатов на пост Президента наибольший объем поступлений приходился на избирательный фонд Дмитрия Медведева, а наибольший объем средств на проведение кампании был израсходован Владимиром Жириновским.
В общей сложности в избирательные фонды всех кандидатов поступило более 416 млн рублей, израсходовано более 257 млн рублей.
Деятельность избирательных комиссий Ямало-Ненецкого автономного округа в период кампании была направлена на создание, поддержание и развитие взаимодействия между участниками выборов, информирование граждан об избирательном законодательстве, ходе подготовки и проведения выборов, на повышение доверия к работе избирательных комиссий и активизацию граждан к участию в избирательном процессе.
Важным фактором послужило то, что к подготовке и проведению президентских выборов в 2008 году избирательные комиссии подошли с практикой проведения парламентской избирательной кампании, прошедшей в сентябре - декабре 2007 года.
Изначально нами была поставлена задача - в максимальной степени обеспечить возможность реализовать свое конституционное право всем категориям избирателей.
В соответствии с федеральным законодательством о выборах не позднее чем за 30 дней до дня голосования главами муниципальных образований были образованы избирательные участки. Всего на территории округа работало 206 избирательных участков. Это на 4 участка больше, чем на предыдущих выборах и на 5 - чем на выборах Президента в 2004 году.
Увеличение числа избирательных участков в период президентской кампании объясняется возникшей необходимостью образования дополнительных участков в муниципальных образованиях Тазовский район и город Ноябрьск.
В день выборов 59 избирательных участков были открыты с 6 и 7 утра в населенных пунктах, где расположены предприятия с непрерывным циклом работ. Это на 13 участков больше, чем в 2007 году.
С 6 утра избирательные комиссии работали в городах Губкинский, Лабытнанги, Ноябрьск и Салехард, а с 7 утра в 2 муниципальных образованиях - городе Муравленко и Надымском районе.
С 19 до 32 было увеличено количество избирательных участков, на которых могли проголосовать избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства на территории РФ. Таким правом воспользовались 160 ямальцев.
В первую очередь, это жители новостроек и те, кто не успел ко дню голосования получить регистрацию по месту жительства. Данные избиратели включались в списки избирателей на основании паспорта гражданина РФ или документа, заменяющего паспорт, и личного письменного заявления.
Состав участковых избирательных комиссий назначался представительным органом местного самоуправления не позднее чем через три дня после образования избирательного участка.
В состав 206 участковых избирательных комиссий было назначено 2 197 членов с правом решающего голоса, из которых по предложениям региональных отделений политических партий было назначено 452 человека, которые составили 20% от общего числа членов с правом решающего голоса.
Всероссийскую политическую партию "ЕДИНАЯ РОССИЯ" представляли 206 человек, "ЛДПР" - 144, "КПРФ" - 77 и "СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ" - 25 человек.
По предложению других общественных объединений в состав комиссий вошли 10 человек; собраниями избирателей предложено 1727 человек.
Таким образом, нужно отметить, что при формировании участковых комиссий возникла проблема низкой численности в составе избирательных комиссий представителей политических партий.
Тем не менее, положительным моментом явилось то обстоятельство, что в состав комиссий назначено 1914 человек, или 88%, уже имевших опыт работы в избирательных комиссиях.
Активно работал институт открепительных удостоверений. В целях предоставления возможности принять участие в выборах всем избирателям, которые не смогут проголосовать на том участке, где они включены в списки избирателей, количество открепительных удостоверений по сравнению с прошедшими выборами депутатов Государственной Думы пятого созыва было увеличено на 6 500 тысяч экземпляров.
Всего в территориальные комиссии было распределено 15 000 экземпляров.
Возможностью получить открепительное удостоверение воспользовались 9758 ямальцев, это на 4089 человек больше, чем в ноябре 2007 года.
Как и на прошедших федеральных выборах для избирателей, находящихся в труднодоступных и отдаленных местностях, была предоставлена возможность проголосовать досрочно.
Как вы знаете, окружным Законом к данной категории отнесено 9 районов. Начиная с 15 февраля, проведение досрочного голосования осуществлялось участковыми избирательными комиссиями 54 избирательных участков. Возможность проголосовать была предоставлена как коренным народам Севера, так и избирателям из других субъектов, работающих вахтовым методом.
Количество избирателей, проголосовавших досрочно, составило 29 339 человек. Аналогичный показатель на выборах депутатов Государственной Думы составил 30 332 человека и на выборах Президента в марте 2004 года - 19 927 избирателей.
Доступ в труднодоступные и отдаленные территории осуществлялся с использованием 10 единиц авиационного и большого числа наземного транспорта. Всего было использовано около 500 часов налета.
Главный организатор выборов - Центральная избирательная комиссия - уделяла значительное внимание методическому и информационному обеспечению деятельности нижестоящих комиссий. В помощь организаторам выборов были направлены методические материалы и наглядные пособия, в том числе:
рабочий блокнот члена участковой избирательной комиссий;
памятка для наблюдателей;
несколько видов плакатов, включая плакат, содержащий сведения о кандидатах на высшую должность, а также ряд иных документов;
плакаты, выполненные по специальной методике для слабовидящих избирателей;
для всех участников кампании была направлена брошюра с текстом Конституции и Федерального закона "О выборах Президента";
было подготовлено несколько видов видео- и аудиороликов, информирующих о дате голосования, о получении открепительных удостоверений и так далее.
В нашем округе в качестве основного способа информирования избирателей использовалась наружная реклама, в том числе: рекламные щиты, баннеры, растяжки, плакаты сити-формата. Данная продукция имела разъяснительный характер, несла информацию о предстоящих выборах, была красочной, учитывала северный колорит.
Общий тираж печатных материалов, выпущенных избирательными комиссиями на территории автономного округа в период выборов Президента РФ, составил 14 572 экз.
Огромную благодарность я выражаю средствам массовой информации, которыми были созданы и действовали в полном объеме гарантии информационного обеспечения выборов.
Практика показала, что еще задолго до официального старта избирательной кампании, то есть в начале декабря прошлого года, СМИ, особенно региональные, активно включились в обсуждение проблем проведения выборов Президента РФ.
Более предметная работа по предвыборной тематике проводилась непосредственно в период кампании.
Печатная пресса, телевидение, радио обеспечивали широкое и последовательное освещение хода подготовки к выборам в соответствии с календарными сроками избирательных действий.
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания осуществлялась со 2 февраля до ноля часов 1 марта.
Как и в 2004 году, бесплатное эфирное время предоставлялось не только зарегистрированным кандидатам, но и политическим партиям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов.
На региональном уровне в обеспечении агитационной кампании принимали участие две телерадиокомпании - ОГТРК "Ямал-Регион" и ГТРК "Ямал".
Региональные периодические печатные издания, как и все муниципальные, могли предоставлять печатную площадь и эфирное время только за плату.
Одна из новаций в агитационной деятельности выразилась в том, что каждый кандидат имел свой интернет-сайт, где распространялись как агитационные, так и информационные материалы, и где любой избиратель имел возможность on-line общения непосредственно с кандидатом.
Я полагаю, что в большей степени это стало результатом того, что из предоставленных законом прав кандидаты воспользовались только эфирным временем на каналах региональных телерадиокомпаний.
Учитывая этот фактор, Избирательной комиссией автономного округа совместно с редакцией окружной газеты "Красный Север" в каждом выпуске газеты были подготовлены информационные материалы, включающие сведения о кандидатах, адреса их интернет-сайтов и координаты уполномоченных представителей.
Большую роль в проведении информационно-разъяснительной деятельность# сыграло и установленное взаимодействие с департаментом информации и общественных связей. В результате нам была предоставлена возможность еженедельно получать объединенные информационные пакеты с обзором публикаций муниципальной прессы, сообщений телерадиокомпаний по предвыборной тематике.
Прошедшие выборы показали, что наши молодые земляки занимают довольно активную гражданскую позицию.
Этому в большей степени способствовала целенаправленная и хорошо организованная совместная работа департамента по молодежной политике автономного округа, молодежных организаций, Клубов молодых избирателей, ОГТРК "Ямал-Регион".
В период с октября по март проведены разнообразные и очень интересные мероприятия, ориентированные на повышение правовой, электоральной культуры молодежи, уровня информированности молодых избирателей о выборах, на увеличение интереса молодых и будущих избирателей к вопросам управления государственными и местными делами посредством выборов.
Наиболее популярны и познавательны среди молодых избирателей были такие формы мероприятий, как автопробег, агитдесант, парламентские дебаты, встречи с главами местных администраций и представителями законодательных органов.
Как результат, активность молодых избирателей Ямало-Ненецкого автономного округа на проводимых федеральных избирательных кампаниях составила 89%, что говорит о политической грамотности и целеустремленности данной категории участников избирательного процесса и о желании принимать участие в решении вопросов как регионального, так и федерального уровней.
Пристальное внимание избирательные комиссии постарались уделить и избирателям, которые не смогли в день голосования прибыть на избирательный участок. Была проведена большая предварительная работа, в результате которой члены участковых избирательных комиссий во взаимодействии с органами социальной защиты, органами местного самоуправления заблаговременно определили круг данной категории избирателей. В итоге возможностью проголосовать вне помещения для голосования воспользовались 4 727 избирателей.
Мы старались работать таким образом, чтобы наша деятельность была максимально открыта и направлена, в первую очередь, на установление взаимопонимания с избирателями.
Огромную роль в этом процессе в период выборов сыграли "Горячие линии связи с избирателями", которые были организованы при всех избирательных комиссиях.
Наиболее практичным было конструктивное взаимодействие Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа с "Горячей линией связи с избирателями", организованной Общественной палатой Ямало-Ненецкого автономного округа при Ямальском региональном центре общественного контроля за соблюдением законности в ходе выборов, а также "горячей линии", организованной в дни голосования на телеканале "Ямал-Регион".
В общем, телефонами "Горячей линии" воспользовалось более 400 избирателей.
Каждые три дня вопросы поступали в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа для реагирования и принятия мер. Вопросы тщательно изучались, анализировались, избирателям давались разъяснения, они были использованы в практической деятельности избирательными комиссиями.
Состоявшаяся выборная кампания стала очередным, достаточно серьезным, но успешно выдержанным испытанием для Государственной автоматизированной системы "Выборы", предназначенной, прежде всего, для оперативного сбора, обработки и представления избирателям, общественности данных о предварительных результатах выборов.
Начиная с 8 утра 2 марта и до 10 дня 3 марта, в холле Избирательной комиссии на специальном табло оперативно отражались предварительные данные по активности избирателей региона и их электоральных предпочтениях.
Данные о ходе голосования регулярно обновлялись на Интернет - сайте.
Помимо этого, была предоставлена возможность получить предварительные сведения, используя мобильный портал.
Все это ставило целью сделать процесс подведения итогов выборов максимально открытым и прозрачным.
Уже к 3 часам утра 3 марта ГАС "Выборы" позволила обработать более 60% протоколов участковых избирательных комиссий.
В течение суток со дня голосования на Интернет-сайте Избирательной комиссии ЯНАО и ЦИК России были опубликованы предварительные данные протоколов участковых комиссий.
По электронной почте ГАС "Выборы" в Избирательную комиссию автономного округа регулярно направлялись макеты агитационных материалов кандидатов в целях пресечения противоправной агитации.
Следует также отметить, что в день голосования, как и в период всей кампании, не было зафиксировано существенных нарушений порядка проведения голосования. Этому способствовало оперативное и слаженное взаимодействие с правоохранительными и надзорными органами автономного округа.
Необходимо также отметить, что 2 марта в двух муниципальных образованиях - село Антипаюта Тазовского района и поселок Пангоды Надымского района - состоялись выборы глав муниципальных образований.
Всего было зарегистрировано 7 кандидатов (Пангоды - 3, Антипаюта - 4).
От "ЕДИНОЙ РОССИИ" было выдвинуто 2 кандидата и в порядке самовыдвижения - 5 кандидатов.
В двух муниципальных образованиях проходили выборы депутатов представительных органов:
дополнительные выборы депутатов Районной Думы муниципального образования Ямальский район.
Количество мандатов - 4, было зарегистрировано 12 кандидатов.
Повторные выборы депутатов Собрания депутатов муниципального образования поселок Харп.
Количество мандатов - 2, зарегистрировано - 12 кандидатов.
Субъекты выдвижения:
От партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и путем самовыдвижения.
Уважаемые депутаты!
На территории округа завершился очередной цикл избирательных кампаний.
Я благодарю вас за понимание и оказанное содействие.
Искренне надеюсь на то, что все участники избирательного процесса, организаторы выборов получили определенную закалку, приобрели необходимый опыт, который будет востребован в дальнейшем, и обязательно извлекут из хода и результатов этой кампании соответствующие уроки.
Спасибо за внимание!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 марта 2008 г. N 1206 "Об информации об итогах выборов 2 марта 2008 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа", март 2008 г., N 2
Постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 апреля 2023 г. N 1426 настоящий документ признан утратившим силу