Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
от 14 июля 2008 г. N 361-А
"Об утверждении комплексной программы реализации приоритетного проекта
"Доступное и комфортное жильё - населению Ямало-Ненецкого
автономного округа на 2009 - 2012 годы"
8 июня, 19 ноября 2009 г., 14 января, 13 мая 2010 г., 28 февраля 2011 г., 27 января, 29 ноября 2012 г.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации N Пр-427, в целях реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу реализации приоритетного проекта "Доступное и комфортное жильё - населению Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 - 2012 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Мискевича Е.В.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа |
Ю.В. Неелов |
Комплексная программа
реализации приоритетного проекта "Доступное и комфортное жилье
- населению Ямало-Ненецкого автономного округа"
(утв. постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
от 14 июля 2008 г. N 361-А)
8 июня, 19 ноября 2009 г., 14 января, 13 мая 2010 г., 28 февраля 2011 г., 27 января, 29 ноября 2012 г.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2012 г. N 1012-П в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт программы
Наименование |
Комплексная программа реализации приоритетного проекта "Доступное и комфортное жилье - населению Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - Программа) |
Основание для разработки |
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675. Перечень поручений Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, состоявшегося 28 февраля 2008 года N Пр-427. Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 ноября 2005 года N 278-А "О первоочередных мерах по реализации приоритетных национальных проектов и проведению демографической политики на территории Ямало-Ненецкого автономного округа". Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 июля 2009 года N 382-А "Об утверждении окружной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года N 36-3АО "О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 ноября 2010 года N 383-П "Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" |
Координатор Программы |
департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа |
Ответственные исполнители |
департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа |
Разработчики |
департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа |
Цели и задачи |
Цель Программы: - комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Задачи Программы: - создание условий для развития жилищного и коммунального секторов экономики и увеличение объемов ввода жилья, обеспеченного необходимой коммунальной инфраструктурой; - создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие с характерными для Крайнего Севера стандартами качества, обеспечивающих повышение уровня благоустройства жилья и комфортные условия проживания; - развитие и регулирование рынка жилья и механизмов, обеспечивающих доступность жилья для всех групп населения автономного округа, привлечение средств из разных источников к финансированию жилищного строительства; - формирование нормативной правовой базы Ямало-Ненецкого автономного округа с учетом разграничения полномочий между уровнями исполнительной власти в жилищной сфере; - выполнение государственных обязательств Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; - оказание государственной поддержки в обеспечении жильем молодых семей, в том числе с использованием схем ипотечного кредитования |
Пути решения |
в рамках окружной целевой программы "Жилище", федеральной целевой программы "Жилище", областной целевой программы "Сотрудничество", Федерального Закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа, окружной целевой программы "Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2010 - 2012 годы", на условиях софинансирования с Государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и др. |
Сроки реализации |
2009 - 2012 годы |
Перечень основных мероприятий |
Программа реализуется в рамках следующих мероприятий: - выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; - обеспечение жильем молодых семей; - обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера; - мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в том числе на условиях софинансирования с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; - мероприятия по оказанию государственной поддержки индивидуальных застройщиков; - мероприятия по развитию ипотечного жилищного кредитования; - мероприятия по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, вдов умерших (погибших) инвалидов Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концентрационных лагерей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий на территории Ямало-Ненецкого автономного округа; - мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе; - мероприятия по предоставлению социальных выплат гражданам, постоянно проживающим на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, на компенсацию части расходов по оплате процентов при кредитовании на строительство жилых помещений; - модернизация объектов коммунальной инфраструктурой с целью снижения уровня износа коммунальной инфраструктуры; - обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства; - мероприятия по предоставлению субсидий для погашения части процентных ставок по кредитам, получаемым строительными организациями с целью осуществления жилищного строительства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа; - обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой и многоквартирной застройки |
Объемы и источники финансирования |
в 2009 - 2012 годах общий объем финансирования Программы составит за счет всех источников финансирования 57 696,908 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 2 491,469 млн. рублей; за счет средств областного бюджета (областная целевая программа "Сотрудничество") - 565,746 млн. рублей; за счет средств окружного бюджета - 37 883,067 млн. рублей; за счет средств бюджетов муниципальных образований - 1 515,991 млн. рублей; за счет внебюджетных источников (привлеченных средств частных инвесторов и кредиторов, собственных и заемных средств граждан) - 15 016,222 млн. рублей; за счет средств Фонда - 224,413 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации |
реализация Программы должна обеспечить в 2012 году достижения следующих показателей (по сравнению с 2008 годом): увеличение объемов выдаваемых в год ипотечных кредитов (займов) гражданам с 2009 по 2012 годы с 1,056 млрд. руб. до 3,565 млрд. рублей; содействие в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета и бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа к 2012 году 6 493 молодых семей; улучшение жилищных условий к 2012 году за счет средств федерального бюджета, бюджета Тюменской области и бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа до 2,767 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством и законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа; повышение уровня адресной поддержки населения, связанной с оплатой жилых помещений и коммунальных услуг; повышение надежности коммунального обслуживания (снижение уровня износа основных фондов до 50,5); совершенствование нормативной правовой базы Ямало-Ненецкого автономного округа в целях повышения доступности жилья для населения; создание условий для сохранения положительных тенденций в демографической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе, реализации эффективной миграционной политики |
I. Содержание проблемы
Жилищная проблема из года в год стоит в ряду наиболее острых социальных проблем как в целом по Российской Федерации, так и на уровне ее субъектов, в том числе и в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ). На начало 2007 года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло 24,8 тыс. семей, или 4,6% от общей численности населения в автономном округе. По уровню обеспеченности общей площадью жилья на одного жителя (17,3 кв. м) автономный округ отстает от средних по России значений.
В среднем на территории автономного округа за счет бюджетных средств и средств предприятий ежегодно улучшают свои жилищные условия 2 тыс. семей, что составляет 7 - 8% от общего числа очередников. При таких темпах ожидать решения жилищной проблемы в автономном округе можно не ранее чем через 16 - 20 лет (при условии, что очередь больше не будет расти).
В связи с этим важнейшей задачей органов исполнительной власти всех уровней, поставленной Президентом России Медведевым Д.А., является обеспечение граждан доступным жильем.
Жилье является одной из базовых ценностей, обеспечивающих экономическую стабильность и безопасность населения, его доступность в значительной степени формирует отношение граждан к государству, гарантирующему конституционное право на жилище.
Обеспечение доступности жилья даст возможность:
удовлетворения жилищных потребностей населения на качественно новом уровне, без привлечения значительных объемов бюджетных средств;
проведения эффективной миграционной политики, т.к. длительные очереди на жилье оказывают негативное влияние на мобильность рабочей силы и уровень безработицы. Эта проблема актуальна для автономного округа, в котором наблюдаются значительные миграционные процессы в связи со спецификой экономики региона;
улучшения демографической ситуации, т.к. доступность жилья особенно важна для такой категории, как молодые семьи;
поэтапного решения жилищной проблемы малоимущих граждан, не имеющих возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия;
создания максимально благоприятных условий для привлечения собственных средств граждан в рынок жилья и жилищное строительство.
Острота существующих проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития автономного округа требуют реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - Программа). В результате реализации Программы должна быть сформирована функционирующая на практике модель обеспечения жильем основных групп населения и достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан.
Новые правовые условия, созданные в результате принятия на федеральном уровне пакета законов по формированию рынка доступного жилья, а также по разграничению полномочий различных уровней исполнительной власти в области жилищных отношений требуют скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления как нормативно-правового, так и административно-организационного и бюджетно-финансового характера.
Основополагающим актом жилищного законодательства в этом ряду является вступивший в силу 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации, который не только разграничил компетенцию органов власти в жилищной сфере, но и обозначил основные направления деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению условий для осуществления гражданами конституционного права на жилище.
Острейшей проблемой в автономном округе является наличие значительного объема ветхого и аварийного жилищного фонда. Особенно остро проблема ветхого жилья стоит в сельских районах автономного округа, где расположен в основном ветхий деревянный жилой фонд, построенный 50 и более лет назад. На территории Приуральского района, например, около половины всего жилищного фонда относится к категории ветхого жилья.
Все это свидетельствует об остроте жилищной проблемы и многоаспектности ее проявления, а также о неэффективности ее решения традиционными методами.
В целях решения обозначенных выше проблем на территории автономного округа с 2002 года реализуется окружная целевая программа "Жилище".
Указанная программа имеет своей целью выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан (дети-сироты, граждане из числа коренных малочисленных народов Севера, реабилитированные граждане, молодые семьи), а также решение наиболее острых проблем жилищной сферы автономного округа (переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда).
Основным источником финансирования программы являются бюджет автономного округа и внебюджетные источники (личные средства граждан, средства кредитных организаций). Всего на реализацию окружной целевой программы "Жилище" в 2006 - 2010 годах выделено из бюджета автономного округа около 6 млрд. рублей.
Благодаря действию подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав окружной целевой программы "Жилище", удалось добиться положительной тенденции в решении проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда. На сегодняшний день ликвидировано более 50 тыс. кв. м ветхого и аварийного жилфонда, переселено из ветхого жилья 1,6 тыс. семей.
Одним из инструментов обеспечения прав коренного населения автономного округа, установленных Уставом (Основным законом) автономного округа и Федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", является подпрограмма "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера" в составе окружной целевой программы "Жилище". На сегодняшний день более 300 семей из числа очередников - коренных малочисленных народов Севера улучшили свои жилищные условия в рамках данной подпрограммы.
В целях сохранения благоприятной демографической ситуации и стимулирования притока молодых квалифицированных кадров в автономном округе реализуется подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" в составе окружной целевой программы "Жилище", предусматривающая оказание молодым семьям ямальцев различных мер поддержки в приобретении и строительстве жилья. За 2006 - 2007 годы жилищными субсидиями за счет средств окружного бюджета в рамках подпрограммы воспользовались 1416 молодых семей, общий объем финансирования из окружного бюджета составил 477 млн. рублей. Отличительной особенностью реализации данной подпрограммы является направленность в первую очередь на мобилизацию собственных средств молодых семей, а также широкое привлечение внебюджетных источников.
Кроме этого, в рамках окружной целевой программы "Жилище" финансировались мероприятия по обеспечению жильем реабилитированных граждан, детей-сирот, государственных гражданских служащих.
В целом в рамках окружной целевой программы "Жилище" за 2006 - 2007 годы улучшили жилищные условия более 3,5 тыс. семей.
На территории автономного округа с 2002 года реализуются также подпрограммы и мероприятия федеральной целевой программы "Жилище", в рамках которой осуществляется обеспечение жильем военнослужащих, уволенных с военной службы в запас или отставку, участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, граждан, выезжающих из автономного округа (Федеральный закон от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"), молодых семей, вынужденных переселенцев.
С 2005 года на территории автономного округа реализуется Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", согласно которому органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан из числа ветеранов и инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
В целом по автономному округу в списки ветеранов и инвалидов, подлежащих обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в 2008 году включено 1,2 тыс. семей. С 2005 по 2007 годы обеспечено 87 граждан из числа ветеранов и инвалидов.
Кроме этого, с 2005 года на территории автономного округа реализуется мероприятия по предоставлению жилищных субсидий за счет средств бюджета Тюменской области гражданам, выезжающим на юг Тюменской области в рамках областной программы "Сотрудничество". В целях реализации указанных мероприятий администрациями Тюменской области и автономного округа подписано Соглашение от 30 декабря 2004 года N 167/45-ГУ о механизме реализации мероприятий по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, а также гражданам, самостоятельно выехавшим из автономного округа на юг Тюменской области.
Объем средств бюджета Тюменской области, предусмотренный на реализацию указанных мероприятий на 2005 - 2008 годы, составляет около 658,5 млн. рублей.
Всего в списках инвалидов и пенсионеров, желающих выехать на постоянное место жительства на юг Тюменской области, по состоянию на 1 января 2008 года состоит 5,8 тыс. семей. Обеспечено жильем в период с 2005 - 2008 гг. 673 семьи.
Одним из важнейших направлений по улучшению жилищных условий граждан является система ипотечного кредитования.
23 апреля 2003 года было подписано Соглашение о сотрудничестве по развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования между Администрацией автономного округа и открытым акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - АИЖК). Цель подписания данного соглашения - интеграция автономного округа в единую общероссийскую систему ипотечного кредитования, предоставление ипотечных кредитов жителям автономного округа через сеть уполномоченных кредитных организаций с последующим их рефинансированием АИЖК через аккредитованного регионального оператора.
Во исполнение указанного Соглашения постановлением Губернатора автономного округа от 30 июня 2003 года N 257 создан Региональный оператор ипотечного кредитования - открытое акционерное общество "Ямальская ипотечная компания". Цель его создания - рефинансирование ипотечных кредитов, выданных уполномоченными кредитными организациями жителям автономного округа, выполнение функций сервисного агента по обслуживанию выданных кредитов (аккумуляция платежей заемщиков, контроль за сохранностью заложенного жилья).
В настоящее время полностью закончено формирование ипотечной инфраструктуры, необходимой для осуществления ипотечного кредитования по стандартам федерального АИЖК.
Кроме того, с 2005 года к реализации программы развития ипотечного жилищного кредитования на территории автономного округа приступила некоммерческая организация "Региональный фонд развития Ямала". Отличительными особенностями реализации программы фонда являются:
- ориентированность прежде всего на категории населения с недостаточными доходами (прежде всего на работников бюджетной сферы);
- низкие процентные ставки по ипотечным займам.
Система ипотечного кредитования широко используется для улучшения жилищных условий такими категориями граждан, как молодые семьи, реабилитированные граждане, лица из числа коренных малочисленных народов севера, дети-сироты. Такая форма обеспечения жильем граждан позволяет значительно увеличить количество семей, улучшивших свои жилищные условия.
Общий объем ипотечного жилищного кредитования банковскими организациями в 2007 году составил 4,1 млрд. рублей, ипотечных кредитов было выдано 2 571 семье.
Для достижения основной цели приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" - обеспечения доступности жилья в автономном округе необходимо увеличить долю привлечения на реализацию Программы средств местных бюджетов и внебюджетных источников (собственных средств граждан, частных инвесторов), снизить процентные ставки по ипотечным кредитам, что позволит максимально использовать систему ипотечного жилищного кредитования для улучшения жилищных условий граждан.
Наряду с положительными результатами, достигнутыми в ходе реализации жилищных программ на территории автономного округа в 2006 - 2008 годах пока не удалось достичь существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания. В 2007 году более 20 тыс. семей из числа отдельных категорий граждан в автономном округе по-прежнему остро нуждаются в предоставлении жилья, соответствующего социальным нормам и санитарно-техническим требованиям.
В последние годы заметно изменился подход к инженерному обеспечению населенных пунктов. Коммунальное строительство ведется на основе генеральных планов, с применением энергосберегающих технологий и высокой степени надежности инженерных систем. Тем не менее, в городах и поселениях автономного округа практически не проводится реконструкция и модернизация жилых домов с целью повышения их благоустройства и комфортности.
В автономном округе сформирована правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов жилищного строительства, коммунального обслуживания, совершенствования имущественных правоотношений в жилищной сфере в условиях развивающегося рынка и частно-государственного партнерства.
Доля частного жилищного фонда с 2005 по 2007 годы увеличилась с 57 до 66 процентов, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 35 до 33 процентов, из них 26 процентов составляет муниципальный жилищный фонд.
В малых поселениях наряду с проблемой увеличения жилищной обеспеченности (с существующей сегодня - 14,6 кв. м на человека) актуальной является модернизация жилищного фонда с повышением уровня комплексного благоустройства, составляющего в настоящее время 50 - 70%.
В экономике жилищной сферы до настоящего времени не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации. Большинство эксплуатационных предприятий являются убыточными, кредиторская задолженность превышает дебиторскую, увеличиваются суммы выделяемых на покрытие убытков дотаций.
Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на уровне, не соответствующем потребностям и ожиданиям населения. Значительный объем финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор экономики, обременителен для бюджетов всех уровней. Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства - в основном, сохранение нерыночных принципов функционирования в секторе, где могут и должны нормально развиваться конкурентные отношения, привлекаться частные инвестиции на возвратной основе под гарантии государственных и муниципальных органов власти.
В результате практически отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства, роста производительности труда, ослаблены мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий в производство, инвестиций в его модернизацию. Жилищно-коммунальное хозяйство в сегодняшнем его состоянии характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и одновременно требует привлечения значительных инвестиций для модернизации и развития (около 36 тысяч рублей на одного жителя автономного округа на период модернизации).
Дальнейшее реформирование жилищного сектора в соответствии с требованиями нового Жилищного кодекса должно обеспечить модернизацию технологических процессов и управления с привлечением частного бизнеса и инвестиций, формированием механизма профессионального управления эксплуатацией с участием собственников квартир в многоквартирных домах.
В долгосрочной перспективе необходимо обеспечить устойчивое развитие жилищной сферы, которое позволит наращивать жилищное строительство без существенного участия окружного центра и привлечения значительных объемов бюджетных средств. В этих условиях роль государства будет ограничена в основном регулированием жилищных отношений, обеспечением нормативных правоотношений и добросовестной конкуренции в жилищной сфере, установлением технических регламентов в жилищном строительстве и эксплуатации, регулированием основных принципов градостроительства. При этом средства окружного бюджета могут использоваться исключительно для развития инфраструктуры; помощи нуждающимся семьям, в том числе в виде кредитов, гарантий; поддержки малообеспеченных граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг (особенно в малых поселениях).
Содержание жилищного фонда социального использования, развитие коммунального хозяйства, обеспечение условий для жилищного строительства должны стать основными функциями органов местного самоуправления, получающими для этого соответствующие источники финансирования. Основным же объемом жилищного строительства должен являться формируемый на коммерческих началах и реализуемый населению с использованием кредитных схем ввод как многоквартирного, так и индивидуального жилья.
Существенным препятствием жилищного строительства в автономном округе остается обеспечение земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой. При этом проблема усугубляется тем, что в автономном округе значительная доля не только ветхого и аварийного, но и формально не относящегося к такой категории жилья, не обеспеченного минимально необходимым комплексом систем коммунального обслуживания. Его снос и строительство на участках новых жилых домов также потребует их обеспечения коммунальной инфраструктурой не обязательно путем строительства, но и путем модернизации.
Строительство и модернизация сетей и сооружений коммунальной инфраструктуры является важнейшим условием развития градообразующей базы и жилищного фонда поселений всех типов. Обеспечение площадок коммунальной инфраструктурой, а также четких и понятных правил подключения к инфраструктурным системам влияет как на стоимость жилья (составляя в ней от 20 до 60%), так и на темпы прироста жилищного фонда. Модернизация коммунального сектора определяет возможность реализации национального проекта.
В настоящее время в автономном округе, как и в России в целом, в большинстве поселений имеет место дефицит подготовленных площадок. Действующие непрозрачные схемы подключения способствуют коррупции, удлиняют сроки: согласование в 2 - 3 раза может превышать срок строительства. Развитие инфраструктуры для новых участков производится в основном силами застройщиков путем выдачи им технических условий (далее - ТУ) для подключения к системам водоснабжения, водоотведения, тепло-, электро- и газоснабжения. При этом данные ТУ обременены фактически неограниченными обязательствами не только по подключению, но и по строительству и модернизации объектов инфраструктуры, наращиванию мощностей, что до 60% повышает цены на жилье и снижает его доступность для граждан.
Кроме того, существующий механизм присоединения к системам коммунальной инфраструктуры создает неравные конкурентные условия для застройщиков и приводит к невозможности освоения новых перспективных для жилищного строительства площадок.
Органы местного самоуправления, как правило, не имеют программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, основанных на генеральных планах развития территорий, то есть на прогнозах жилищного и промышленного строительства. Отсутствует также механизм нормативного финансирования, бюджетных гарантий развития коммунальной инфраструктуры для обеспечения земельных участков, предназначенных под новое строительство.
В связи с этим возникла необходимость реализации всего комплекса мер в рамках комплексной программы реализации приоритетного проекта "Доступное и комфортное жилье - населению Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - Программа).
II. Основные цели и задачи Программа
Целью Программы является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан автономного округа, комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Для достижения этой цели должны быть решены основные задачи Программы:
- оказание поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан, определенным законодательством Российской Федерации и автономного округа, в соответствии с объемом государственных обязательств, в том числе:
военнослужащих, уволенных в запас;
участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф;
граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера;
вынужденных переселенцев;
ветеранов и инвалидов;
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
реабилитированных граждан;
- улучшение жилищных условий молодых семей;
- увеличение объемов ипотечного кредитования;
- замена (в электроснабжении населенных пунктов с децентрализованными источниками) неэффективного изношенного оборудования существующих электростанций на современные когенерационные установки с коэффициентом использованием топлива 85%;
- модернизация сооружений и оборудования;
- увеличение масштабов замены изношенных сетей для повышения их надежности, как минимум, в 2 раза;
- определение зоны рациональной централизации теплоснабжения, создание технических, финансовых и организационных условий применения современного локального оборудования отопления и горячего водоснабжения в малых поселениях для оптимизации затрат на транспортировку, снижения нерациональных потерь и утечек;
- бюджетная поддержка обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой, создание условий для привлечения льготных кредитов и частных инвестиций;
- оказание поддержки в обеспечении автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой и многоквартирной застройки;
- развитие кредитования застройщиков;
- содействие развитию рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для населения автономного округа;
- совершенствование нормативной правовой базы автономного округа с учетом разграничений полномочий между различными уровнями исполнительной власти в жилищной сфере;
- совершенствование системы территориального планирования, правил землепользования и застройки, разработки и согласования градостроительной документации, комплексность районных планировок застройки и реконструкции жилищного фонда и коммунальных объектов;
- внедрение прозрачных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства, упрощение согласования, нормирование обременения застройщиков.
Решение данных задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативно-правовых, организационных и финансовых мероприятий, предусмотренных Программой, в том числе в рамках соответствующих подпрограмм и мероприятий окружной долгосрочной целевой программы "Жилище", а также прочие мероприятия и направления, определяемые Правительством автономного округа, в том числе строительство жилья и предоставление субсидий, передаваемых в бюджеты муниципальных образований в автономном округе, реализация региональных адресных программ переселения из аварийного жилищного фонда на условиях софинансирования с Государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Программа выполняется в 2009 - 2012 годах. В указанный период должно осуществиться:
- развитие жилищного строительства;
- поэтапное формирование рынка жилья, доступного для различных категорий граждан через развитие ипотечного и накопительного жилищного кредитования населения;
- обеспечение государственного стимулирования спроса на рынке жилья путем выполнения установленных законом обязательств автономного округа по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
- развитие и модернизация жилищно-коммунального хозяйства;
- совершенствование и развитие нормативной правовой базы жилищной политики автономного округа;
- внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации мероприятий по всем направлениям Программы.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2012 г. N 1012-П раздел III настоящей Программы изложен в новой редакции
III. План мероприятий по реализации Программы с ресурсным обеспечением
млн. руб. | ||||||
N п/п |
Мероприятия, источники финансирования |
Всего |
В том числе по годам |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём отдельных категорий граждан" - всего |
2582,120 |
543,915 |
887,460 |
749,984 |
400,761 |
федеральный бюджет |
2117,094 |
535,493 |
639,656 |
541,184 |
400,761 |
|
областной бюджет (областная целевая программа "Сотрудничество") |
408,800 |
|
200,000 |
208,800 |
0,000 |
|
окружной бюджет |
56,226 |
8,422 |
47,804 |
|
|
|
|
в том числе |
|
|
|
|
|
1.1. |
федеральный бюджет |
2117,094 |
535,493 |
639,656 |
541,184 |
400,761 |
вынужденные переселенцы |
11,557 |
1,574 |
2,587 |
2,438 |
4,958 |
|
граждане, уволенные с военной службы |
23,041 |
15,741 |
7,300 |
|
|
|
участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф ЧАЭС |
69,797 |
9,427 |
1,016 |
11,375 |
47,979 |
|
граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера |
1833,839 |
457,036 |
501,608 |
527,371 |
347,824 |
|
ветераны и инвалиды |
178,860 |
51,715 |
127,145 |
|
|
|
1.2. |
областной бюджет (областная целевая программа "Сотрудничество") |
408,800 |
|
200,000 |
208,800 |
0,000 |
граждане, выезжающие из автономного округа в населённые пункты юга Тюменской области |
408,800 |
|
200,000 |
208,800 |
|
|
1.3. |
окружной бюджет |
56,226 |
8,422 |
47,804 |
0,000 |
0,000 |
реабилитированные граждане |
56,226 |
8,422 |
47,804 |
|
|
|
2. |
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" - всего |
5527,309 |
1528,505 |
3998,804 |
0,000 |
0,000 |
федеральный бюджет |
30,054 |
6,914 |
23,140 |
|
|
|
окружной бюджет |
1660,755 |
417,291 |
1243,464 |
|
|
|
внебюджетные источники |
3751,300 |
1081,300 |
2670,000 |
|
|
|
бюджеты муниципальных образований |
85,200 |
23,000 |
62,200 |
|
|
|
3. |
Подпрограмма "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера" - всего |
139,809 |
70,110 |
69,699 |
0,000 |
0,000 |
окружной бюджет |
139,809 |
70,110 |
69,699 |
|
|
|
4. |
Мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, -всего |
1837,020 |
572,359 |
1264,661 |
0,000 |
0,000 |
федеральный бюджет |
14,721 |
14,721 |
|
|
|
|
окружной бюджет |
1681,153 |
476,725 |
1204,428 |
|
|
|
бюджеты муниципальных образований |
141,146 |
80,913 |
60,233 |
|
|
|
5. |
Мероприятия по оказанию государственной поддержки индивидуальных застройщиков - всего |
105,488 |
34,177 |
71,311 |
0,000 |
0,000 |
окружной бюджет |
105,488 |
34,177 |
71,311 |
|
|
|
6. |
Мероприятия по развитию ипотечного жилищного кредитования - всего |
2408,000 |
1056,000 |
1352,000 |
0,000 |
0,000 |
внебюджетные источники |
2408,000 |
1056,000 |
1352,000 |
|
|
|
7. |
Обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны, вдов умерших (погибших) инвалидов Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концентрационных лагерей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий на территории автономного округа, - всего |
89,650 |
14,344 |
75,306 |
0,000 |
0,000 |
окружной бюджет |
89,650 |
14,344 |
75,306 |
|
|
|
8. |
Переселение граждан из аварийного жилья с привлечением денежных средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - всего |
819,415 |
166,710 |
44,254 |
389,652 |
218,799 |
окружной бюджет |
595,002 |
79,881 |
34,174 |
301,194 |
179,753 |
|
средства Фонда |
224,413 |
86,829 |
10,080 |
88,458 |
39,046 |
|
9. |
Субвенции на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в автономном округе, - всего |
566,341 |
254,536 |
311,805 |
0,000 |
0,000 |
окружной бюджет |
540,851 |
232,212 |
308,639 |
|
|
|
федеральный бюджет |
25,490 |
22,324 |
3,166 |
|
|
|
10. |
Мероприятия по предоставлению социальных выплат гражданам, постоянно проживающим на территории автономного округа, на компенсацию части расходов по оплате процентов при кредитовании на строительство жилых помещений в составе ОЦП "Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2010 - 2012 годы" - всего |
530,652 |
|
530,652 |
0,000 |
0,000 |
окружной бюджет |
65,652 |
|
65,652 |
|
|
|
внебюджетные источники |
465,000 |
|
465,000 |
|
|
|
11. |
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры - всего |
10488,454 |
1913,770 |
2029,468 |
3344,505 |
3200,711 |
окружной бюджет |
7604,310 |
1050,504 |
1611,817 |
2732,318 |
2209,671 |
|
бюджеты муниципальных образований |
1028,222 |
502,027 |
329,751 |
127,210 |
69,234 |
|
внебюджетные источники |
1855,922 |
361,239 |
87,900 |
484,977 |
921,806 |
|
12. |
Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства - всего |
3389,372 |
583,611 |
757,337 |
1028,961 |
1019,463 |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
областной бюджет (областная целевая программа "Сотрудничество") |
156,946 |
147,546 |
9,400 |
|
|
|
окружной бюджет |
3134,523 |
386,118 |
712,762 |
1022,109 |
1013,534 |
|
|
бюджеты муниципальных образований |
97,903 |
49,947 |
35,175 |
6,852 |
5,929 |
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
13. |
Мероприятия по предоставлению субсидий для погашения части процентных ставок по кредитам, получаемым строительными организациями с целью осуществления жилищного строительства на территории автономного округа в составе ОЦП "Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2010 - 2012 годы", - всего |
30,855 |
|
30,855 |
0,000 |
0,000 |
окружной бюджет |
30,855 |
|
30,855 |
|
|
|
14. |
Обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой и многоквартирной застройки - всего |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
окружной бюджет |
|
|
|
|
|
|
бюджеты муниципальных образований |
|
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
15. |
Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в автономном округе, - всего |
29055,598 |
0,000 |
0,000 |
16327,473 |
12728,125 |
федеральный бюджет |
287,912 |
0,000 |
0,000 |
198,627 |
89,285 |
|
окружной бюджет |
22068,166 |
0,000 |
0,000 |
13070,996 |
8997,170 |
|
бюджеты муниципальных образований |
163,520 |
0,000 |
0,000 |
86,850 |
76,670 |
|
внебюджетные источники |
6536,000 |
0,000 |
0,000 |
2971,000 |
3565,000 |
|
в том числе |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
287,912 |
0,000 |
0,000 |
198,627 |
89,285 |
|
ветераны и инвалиды |
49,768 |
|
|
25,754 |
24,014 |
|
ветераны ВОВ |
43,016 |
|
|
30,667 |
12,349 |
|
подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" |
144,389 |
|
|
114,633 |
29,756 |
|
дети-сироты и лица из их числа |
50,739 |
|
|
27,573 |
23,166 |
|
окружной бюджет |
22068,166 |
0,000 |
0,000 |
13070,996 |
8997,170 |
|
дети-сироты и лица из их числа |
1368,371 |
|
|
596,994 |
771,377 |
|
реабилитированные граждане |
58,538 |
|
|
1,850 |
56,688 |
|
граждане из числа коренных МНС |
144,401 |
|
|
35,969 |
108,432 |
|
ветераны ВОВ |
33,336 |
|
|
14,509 |
18,827 |
|
ветераны и инвалиды |
121,700 |
|
|
73,350 |
48,350 |
|
государственные гражданские служащие автономного округа |
390,427 |
|
|
175,000 |
215,427 |
|
переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в том числе |
16046,348 |
|
|
10278,672 |
5767,676 |
|
имущественные взносы в некоммерческую организацию (бюджетные инвестиции) |
14207,069 |
|
|
9629,000 |
4578,069 |
|
подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" |
3271,325 |
|
|
1737,928 |
1533,397 |
|
|
государственная поддержка граждан, осуществляющих строительство жилья, в том числе |
433,720 |
|
|
156,724 |
276,996 |
|
предоставление соцвыплат индивидуальным застройщикам для компенсации затрат, понесенных при строительстве индивидуального жилого дома |
144,420 |
|
|
53,077 |
91,343 |
|
предоставление социальных выплат многодетным семьям |
254,300 |
|
|
83,647 |
170,653 |
|
предоставление соцвыплат гражданам на компенсацию процентной ставки по кредитам, взятым на строительство жилых помещений эконом-класса в многоквартирных домах |
35,000 |
|
|
20,000 |
15,000 |
|
государственная поддержка граждан, выезжающих в Тюменскую область |
200,000 |
|
|
|
200,000 |
|
бюджеты муниципальных образований |
163,520 |
0,000 |
0,000 |
86,850 |
76,670 |
|
подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" |
163,520 |
|
|
86,850 |
76,670 |
|
внебюджетные источники |
6536,000 |
0,000 |
0,000 |
2971,000 |
3565,000 |
|
предоставление ипотечных кредитов гражданам |
6536,000 |
|
|
2971,000 |
3565,000 |
16. |
Обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас, - всего |
16,198 |
|
|
16,198 |
0,000 |
|
федеральный бюджет |
16,198 |
|
|
16,198 |
0,000 |
17. |
Возмещение затрат застройщиков, связанных с оплатой процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на цели строительства жилья экономического класса, включая обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой, - всего |
110,627 |
|
|
38,192 |
72,435 |
|
окружной бюджет |
110,627 |
|
|
38,192 |
72,435 |
|
Всего по Программе |
57696,908 |
6738,037 |
11423,612 |
21894,965 |
17640,294 |
федеральный бюджет |
2491,469 |
579,452 |
665,962 |
756,009 |
490,046 |
|
|
областной бюджет (областная целевая программа "Сотрудничество") |
565,746 |
147,546 |
209,400 |
208,800 |
0,000 |
|
окружной бюджет |
37883,067 |
2769,784 |
5475,911 |
17164,809 |
12472,563 |
|
бюджеты муниципальных образований |
1515,991 |
655,887 |
487,359 |
220,912 |
151,833 |
|
средства Фонда |
224,413 |
86,829 |
10,080 |
88,458 |
39,046 |
|
внебюджетные источники |
15016,222 |
2498,539 |
4574,900 |
3455,977 |
4486,806 |
* Показатели плана мероприятий по реализации Программы подлежат корректировке в соответствии с законом автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2012 г. N 1012-П раздел IV настоящей Программы изложен в новой редакции
IV. Целевые индикаторы и показатели реализации Программы
Наименование индикатора |
Единица измерения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Уровень обеспеченности населения жильём |
кв. м на чел. |
18,1 |
19,2 |
18,8 |
18,97 |
Объём выдаваемых в год ипотечных кредитов и займов |
млрд. руб. |
1,056 |
1,352 |
2,971 |
3,565 |
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия |
семей |
654 |
1 790 |
2 049 |
2 000 |
Количество граждан из числа отдельных категорий, установленных законодательством Российской Федерации и автономного округа, улучшивших жилищные условия |
семей |
454 |
621 |
863 |
829 |
Доля семей, имеющих возможность приобрести жильё, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств |
процентов |
55,25 |
62 |
64 |
66 |
Уровень износа коммунальной инфраструктуры |
процентов |
48 |
51,0 |
51,0 |
50,5 |
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2012 г. N 1012-П в раздел V настоящей Программы внесены изменения
V. Оценка эффективности и социально-экономических последствий
от реализации Программы
Предлагаемая Программа ориентирована на обеспечение доступности жилья для населения, дальнейшее развитие жилищной сферы автономного округа.
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы будет производиться на основе системы индикаторов, которые представляют собой количественные и качественные характеристики и описания.
Система индикаторов обеспечит мониторинг реальной динамики изменений в жилищной сфере за оцениваемый период с целью уточнения или корректировки поставленных задач.
Оценку реализации Программы планируется производить ежегодно.
Реализация государственной жилищной политики в рамках Программы позволит обеспечить:
- ежегодный прирост объёмов вновь вводимого жилья не менее чем на 10%;
- обеспечение жильём за счёт всех источников тыс. семей граждан, 2,8 относящихся к отдельным категориям, определённым федеральным законодательством и законодательством автономного округа;
- переселение из ветхого и аварийного жилья около 1,6 тыс. семей;
- обеспечение жильём молодых семей 6,5 тысяч семей;
- создание условий для улучшения демографической ситуации в автономном округе, реализации эффективной миграционной политики;
- обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой и многоквартирной застройки;
- привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предприятий на ипотечные жилищные кредиты 8944,0 млн. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 июля 2008 г. N 361-А "Об утверждении комплексной программы реализации приоритетного проекта "Доступное и комфортное жильё - населению Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 - 2012 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 18 июля 2008 г., спецвыпуск N 92-93
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2012 г. N 1012-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 января 2012 г. N 52-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 февраля 2011 г. N 90-П
Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 мая 2010 г. N 238-А
Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2010 г. N 17-А
Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 ноября 2009 г. N 621-А
Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 июня 2009 г. N 282-А