Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
от 26 июня 2008 г. N 314-А
"Об утверждении Комплексной программы "Развитие сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа
на 2008 - 2012 годы"
23 декабря 2010 г.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", законами Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 ноября 2007 года N 104-ЗАО "Об окружном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", от 20 декабря 2004 года N 116-ЗАО "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ямало-Ненецком автономном округе", от 6 апреля 2006 года N 15-ЗАО "Об окружной целевой программе "Развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы", от 10 января 2007 года N 20-ЗАО "Об окружной целевой программе "Жилище" на 2006 - 2010 годы", в целях координации развития агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2012 годы".
2. Уполномоченным органом по решению вопросов, связанных с реализацией настоящего постановления, определить департамент по развитию агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.
3. Признать утратившим силу постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 декабря 2007 года N 576-А "Об утверждении мероприятий в области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2012 годы".
4. Опубликовать настоящее постановление в окружных средствах массовой информации.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Кугаевского А.Н.
Вице-губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа |
В.Н. Казарин |
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 декабря 2010 г. N 499-П в настоящую Программу внесены изменения
Комплексная программа
"Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия Ямало-Ненецкого
автономного округа на 2008 - 2012 годы"
(утв. постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
от 26 июня 2008 г. N 314-А)
23 декабря 2010 г.
Паспорт
Наименование Комплексная программа "Развитие сельского
Программы хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа
на 2008 - 2012 годы"
(далее - Программа)
Основание для 1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года
разработки Программы N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
2. Постановление Правительства Российской
Федерации от 14 июля 2007 года N 446
"О Государственной программе развития сельского
хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия на 2008 - 2012 годы".
3. Постановление Правительства Российской
Федерации от 3 декабря 2002 года N 858
"О федеральной целевой программе "Социальное
развитие села до 2012 года".
4. Постановление Правительства Российской
Федерации от 5 марта 2008 года N 144 "О порядке
предоставления за счет средств федерального
бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской
Федерации на проведение мероприятий по улучшению
жилищных условий граждан, проживающих в сельской
местности"
Государственный департамент по развитию агропромышленного
заказчик-координатор комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа
Программы
Государственные 1. Департамент по развитию агропромышленного
заказчики Программы комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Департамент строительства Ямало-Ненецкого
автономного округа.
3. Департамент энергетики и жилищно-коммунального
комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.
4. Департамент транспорта, связи и дорожного
хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа.
5. Департамент информационных технологий и связи
Ямало-Ненецкого автономного округа.
6. Служба ветеринарии Ямало-Ненецкого автономного
округа
Основные исполнители муниципальные образования в Ямало-Ненецком
Программы автономном округе
Основные разработчики департамент по развитию агропромышленного
Программы комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа
Цели Программы - устойчивое развитие сельских территорий,
повышение занятости и уровня жизни сельского
населения;
- повышение конкурентоспособности
сельскохозяйственной продукции на основе
финансовой устойчивости и модернизации сельского
хозяйства, а также на основе ускоренного развития
приоритетных подотраслей сельского хозяйства
Задачи Программы - создание предпосылок для устойчивого развития
сельских территорий;
- улучшение общих условий функционирования
сельского хозяйства;
- обеспечение ускоренного развития приоритетных
подотраслей сельского хозяйства;
- повышение финансовой устойчивости сельского
хозяйства;
- совершенствование механизмов регулирования
рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия
Сроки реализации 2008 - 2012 годы
Программы
Ожидаемые конечные - улучшение жилищных условий в сельской местности
результаты реализации (ввод и приобретение жилья в размере 27,73 тыс.
Программы квадратных метров за период реализации
Программы);
- повышение уровня обеспеченности сельского
населения питьевой водой и уровня газификации
домов природным газом;
- увеличение объема производства продукции
сельского хозяйства на 82% по отношению к 2006
году;
- увеличение к 2012 году объема производства
скота и птицы на убой до 7,613 тыс. тонн;
- увеличение к 2012 году объема производства
молока до 1,720 тыс. тонн
Объемы и источники объем финансирования Программы в 2008 - 2012
финансирования годах составляет:
Программы за счет средств бюджета Ямало-Ненецкого
автономного округа - 8 409,509 млн. рублей
Механизм реализации реализация Программы осуществляется на основе
Программы государственных контрактов (договоров),
соглашений, заключаемых Государственными
заказчиками Программы с основными исполнителями
Программы.
I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Комплексная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2012 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии со статьями 8, 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение (предусматривается софинансирование мероприятий из средств федерального бюджета, средств бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), бюджетов муниципальных образований в автономном округе, внебюджетных источников) и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Агропромышленный комплекс автономного округа является одной из составляющих экономики региона и основным источником жизнеобеспечения коренного населения. В силу естественных климатических условий сельское хозяйство округа ориентировано в первую очередь на традиционные для автономного округа отрасли: оленеводство, звероводство, промыслы.
Производством сельскохозяйственной продукции на территории автономного округа занимаются 96 хозяйств с различной организационно-правовой формой собственности, 64 крестьянско-фермерских хозяйства и общин и более 3000 личных хозяйств оленеводов. В агропромышленном комплексе автономного округа занято более 13 тысяч человек, где 90% составляют коренные малочисленные народы Севера.
В настоящее время идет усиленное промышленное освоение полуострова Ямал, что в конечном итоге отрицательно отражается на показателях в аграрном секторе. Начинается работа по освоению Бованенковского месторождения, через полуостров Ямал пройдут железные дороги, нефтегазопроводы и другие инженерно-технические коммуникации нефтегазового комплекса. Это не только затруднит содержание оленей, но и сократит площадь оленьих пастбищ, что в дальнейшем приведет к уменьшению численности поголовья, отразится на структуре стада и на качестве мяса.
В результате предполагаемого сокращения площади оленьих пастбищ, численность оленей на полуострове Ямал уменьшится на 60 тыс. голов по оптимистическому варианту, на 105 тыс. голов - по пессимистическому. На оседлый образ жизни вынуждены будут перейти как минимум 165 семей.
Данные факторы отразятся на благосостоянии семей, занятых в традиционных отраслях хозяйствования, спровоцирует ряд социальных проблем, вызовет вытеснение из тундры части людей, занятых в оленеводстве, в первую очередь молодежь.
Проведение мероприятий по освоению полуострова Ямал выведет из оборота оленьих пастбищ большую часть земель. Из оборота оленьих пастбищ выйдут все земли, расположенные западнее газопровода "Бованенково-Ухта" до берега полуострова, ввиду невозможности перехода магистрального газопровода оленьими стадами. Строительство дороги "Обская-Бованенково" и газопровода "Бованенково-Ухта" координально изменит маршруты касланий# большего количества оленеводческих бригад.
Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, исполнительными органами государственной власти автономного округа были приняты действенные меры, направленные на стабилизацию и развитие традиционных отраслей хозяйствования. Была разработана и принята программа долгосрочного сотрудничества Правительства автономного округа и ОАО "Газпром", направленная на социально-экономическое развитие автономного округа, связанное с промышленным освоением полуострова Ямал. Реализация данной Программы позволит укрепить материально-техническую базу производства, переработки мяса, рыбы, пушно-мехового сырья.
Реализация намеченных мероприятий позволит сохранить оленеводство как главную, профилирующую отрасль сельского хозяйства предприятий всех форм собственности и основу традиционного образа жизни коренных малочисленных народов автономного округа, укрепит материально-техническую базу сельскохозяйственных предприятий.
Главной отраслью по количеству занятых, финансово-экономическим показателям и социально-культурной роли в жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера является оленеводство.
Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:
- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
- низкие цены на сельскохозяйственную продукцию;
- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Устранение названных причин должно осуществляться посредством единой Программы, которая позволит комплексно подойти к решению вопросов развития агропромышленного комплекса.
В этой связи создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности автономного округа, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития автономного округа в рассматриваемой перспективе.
II. Основные цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов.
Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих подпрограмм (направлений):
- создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 5,5 раза по отношению к 2007 году);
- улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом к 2012 году 40 процентов муниципальных образований в автономном округе, привлечения союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;
- обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего северного оленеводства, на основе доведения удельного веса племенного поголовья в общем объеме поголовья северных оленей до 13 процентов;
- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях.
В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться. Их динамика приведена в приложении N 1 к настоящей Программе.
Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008 - 2012 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.
Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 82 процента. В 2008 - 2010 годах прогнозируется ежегодное стабильное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства составит 10 процентов.
Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве, оленеводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, переработки продукции оленеводства, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства и северного оленеводства.
Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в 2006 - 2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". В 2008 - 2012 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться.
Рост объемов производства мяса и молока позволит к 2012 году относительно 2006 года увеличить долю местного производства в формировании ресурсов мяса. Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо увеличится с 6 килограммов в 2006 году до 7 килограммов в 2012 году, молока и молокопродуктов в пересчете на молоко соответственно с 2,7 до 3,2 килограмма.
Доходы работников сельскохозяйственных товаропроизводителей к 2012 году должны повыситься относительно 2006 года в 2,2 раза.
Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на период до 2012 года являются:
- развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса", связанных с выделением средств на их реализацию, предусмотренных настоящей Программой;
- ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий;
- улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;
- повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;
- создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.
Однако наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и до 2012 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.
К основным рискам относятся:
- снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности и кризис банковской системы позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения;
- природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от природно-климатических условий, которые оказывают серьезное влияние на выпас оленей, объемы производства мяса, обеспеченность отрасли оленеводства кормовыми ресурсами, что существенно повлияет на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность;
- социальные риски, обусловленные возможностью усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые являются серьезной предпосылкой демографического кризиса в сельской местности и провоцируют нехватку трудоспособного населения;
- законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности реализации процедуры по оформлению прав собственности на землю.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
Раздел III. Перечень программных мероприятий
1. Устойчивое развитие сельских территорий
Одним из направлений устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня и качества жизни сельского населения, которое включает в себя:
- мероприятия по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;
- мероприятия по поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.
1.1. Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного
обустройства сельских территорий
Целью осуществления мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села является повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
а) улучшение жилищных условий сельского населения;
б) повышение уровня и качества инженерного обустройства и развития социальной инфраструктуры сельских поселений, в том числе:
- развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности;
- развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности;
- развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности;
- развитие электрических сетей в сельской местности;
- развитие газификации в сельской местности;
- развитие водоснабжения в сельской местности;
- развитие сети автомобильных дорог в сельской местности.
Мероприятия Программы направлены на:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;
стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;
улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний и поддержания высокой работоспособности;
повышение роли физкультуры и спорта для профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;
повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;
активизация культурной деятельности на селе;
повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности;
расширение сети сельских автомобильных дорог с твердым покрытием и их благоустройство;
повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.
Поставленные в настоящей Программе задачи должны решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских территорий, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских территорий.
Для решения указанных задач предусматриваются:
предоставление приоритетной государственной поддержки для развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на федеральном, региональном и местном уровнях;
разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;
повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;
разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных и жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;
снижение стоимости сельского жилищного строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;
создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, других внебюджетных источников, а также для функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур.
Государственная поддержка за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации предоставляется молодым семьям и молодым специалистам на условиях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 года N 144.
Мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов предполагается осуществлять также с использованием механизма ипотечного кредитования.
Ипотечный кредит предполагается предоставлять на следующие цели:
- приобретение жилого готового помещения в сельской местности;
- создание объекта индивидуального жилищного строительства в сельской местности, в том числе завершение ранее начатого.
Финансирование указанных мероприятий осуществляется в рамках мероприятий окружной целевой программы "Жилище", Адресной инвестиционной программы автономного округа и предусматривает софинансирование из средств федерального бюджета в пределах 30 процентов от общих затрат.
1.2. Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских
поселений в рамках пилотных проектов
Целями осуществления мероприятий поддержки комплексной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов являются повышение уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности, а также рост инвестиционной активности в социально-экономическом развитии сельских территорий.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
обеспечение благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;
повышение уровня архитектурно-планировочных решений массовой жилищной застройки и объектов социальной инфраструктуры;
распространение передового опыта комплексной компактной застройки сельских поселений.
Реализацию проектов комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках мероприятий Программы предполагается осуществлять на основе конкурсного отбора.
В состав проекта комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений предполагается включать объекты:
инженерной подготовки строительной площадки массовой жилищной застройки, озеленения, уличных дорог и тротуаров;
социальной и культурно-бытовой сферы, необходимые для обслуживания населения, проживающего на территории компактной застройки.
Финансирование указанных мероприятий планируется осуществлять в рамках мероприятий Адресной инвестиционной программы автономного округа с учетом софинансирования из средств федерального бюджета в пределах 30 процентов общей суммы затрат.
2. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства
Несмотря на неэквивалентность в товарообмене продукции сельского хозяйства и промышленности, сельское хозяйство остается интегрированным в экономику автономного округа и занимает незначительное место по трудовому и производственному ресурсам. Формируя значительный объем финансовых потоков, сельскохозяйственное производство играет второстепенную роль в экономике автономного округа.
Уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство остается низким. В 2006 году объем инвестиций в основной капитал отрасли составил около 3 процентов их объема в экономике автономного округа. В основном это связано с тем, что сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности.
Для изменения наметившейся тенденции снижения темпов роста сельскохозяйственного производства требуется активное привлечение капитала в отрасль. С целью повышения инвестиционной привлекательности предпринимаются меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Для эффективного функционирования сельского хозяйства необходимо осуществлять мероприятия по созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, в том числе разработка технических регламентов, определяющих требования к основным и оборотным средствам сельскохозяйственного производства и готовой продукции, создание единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса, обеспечение отрасли квалифицированными кадрами и проведение научных исследований по приоритетным направлениям отрасли сельского хозяйства.
2.1. Создание системы государственного информационного обеспечения
в сфере сельского хозяйства
Целями осуществления мероприятий по созданию системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства являются создание системы государственного информационного обеспечения сельского хозяйства (далее - система информационного обеспечения) на основе формирования государственных информационных ресурсов и предоставление государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
формирование государственных информационных ресурсов в сфере сельского хозяйства и обеспечение доступа к ним органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса и населения;
обеспечение предоставления государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности на основе развития информационно-телекоммуникационной системы агропромышленного комплекса России, автоматизированной информационной системы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, системы информации о рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и системы дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения с учетом перехода на отечественное оборудование дистанционного зондирования земли в рамках системы информационного обеспечения.
Реализация мероприятий настоящей Программы по созданию системы информационного обеспечения будет осуществляться по следующим направлениям:
- организационное, нормативное, методическое и научно-техническое обеспечение этой системы;
- формирование материально-технической базы;
- мероприятия по отработке, опытной эксплуатации и внедрению этой системы.
Применение нормативно-технических и методических документов позволит систематизировать данные, повысить оперативность их обработки, устранить дублирование информации и несовместимость данных и предоставить удобный пользовательский доступ к различным видам информации, а также создать условия для широкого распространения и использования средств системы информационного обеспечения при подготовке и принятии решений на всех уровнях управления в сфере сельского хозяйства.
Указанные мероприятия по организации функционирования системы информационного обеспечения финансируются в рамках мероприятий окружной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы".
2.2. Переподготовка специалистов и руководителей сельского хозяйства
Целью осуществления мероприятий по переподготовке специалистов для сельского хозяйства является повышение качества переподготовки и квалификации специалистов для сельского хозяйства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующей задачи:
- обеспечение переподготовки специалистов для сельского хозяйства с учетом современных экологически чистых энергосберегающих высокоэффективных технологий.
2.3. Участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей
в формировании государственной аграрной политики
Целями осуществления мероприятий по участию союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики являются согласование общественно значимых интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей с заинтересованными исполнительными органами государственной власти автономного округа и муниципальных образований.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в разработке проектов нормативных правовых актов, целевых программ, регионального доклада о ходе и результатах реализации Программы;
- обобщение и распространение достижений науки и техники, российского и иностранного инновационного опыта в сфере развития сельского хозяйства, сохранение и поддержание генофонда животных и растений;
- предоставление необходимой информации для формирования и реализации государственной аграрной политики, проведение мониторинга потребительского спроса;
- содействие внедрению систем управления качеством продукции на базе международных стандартов, комплексных программ повышения качества продукции, а также обмену передовым опытом, в том числе проведение конкурсов, смотров, выставок по вопросам обеспечения качества продукции.
Союзы (ассоциации) сельскохозяйственных товаропроизводителей на добровольной основе могут представлять предложения по приоритетным направлениям развития научно-исследовательских работ в сфере реализации государственной аграрной политики, разработки технических регламентов, необходимых для функционирования системы технического регулирования отрасли, а также предложения по реформированию системы стандартизации в сельском хозяйстве.
III. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства
Задачей развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства является выравнивание возникших диспропорций в агропродовольственном секторе путем поддержки тех производств, которые имеют потенциальные преимущества на внутреннем или мировом рынке, но без государственной поддержки и регулирования не могут в полной мере реализовать этот потенциал. К таким производствам относятся производства с длительным инвестиционным циклом и более высокими требованиями к инфраструктуре.
Меры государственной поддержки в 2008 - 2012 годах направлены на стабилизацию поголовья основных видов сельскохозяйственных животных, а также поголовья в традиционных отраслях животноводства - северном оленеводстве. Их развитие позволит не только увеличить производство отдельных видов мяса, но и поддержать сохранение традиционного уклада жизни и занятости малочисленных народов Севера.
3. Приоритетное развитие животноводства
Увеличение производства животноводческой продукции к 2012 году планируется обеспечить на уровне 86 процентов по отношению к 2006 году, при этом ежегодный рост индекса производства продукции животноводства, начиная с 2008 года, должен составить не менее 10 процентов.
Вместе с тем объем производства скота и птицы (в живом весе) к 2012 году достигнет 7,6 тыс. тонн, производства молока - 1,7 тыс. тонн.
3.1. Поддержка племенного животноводства
Целью осуществления мероприятий по поддержке племенного животноводства является формирование племенной базы, улучшение маточного стада северных оленей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- увеличение производства высококачественной племенной продукции (материала) и ее реализация на внутреннем рынке;
- стимулирование селекционно-племенной работы, направленной на совершенствование племенных и продуктивных качеств северных оленей;
- стимулирование приобретения высококачественной продукции (материала), отвечающей требованиям породы.
Субсидии за счет средств бюджета автономного округа предполагается предоставлять:
а) для сельскохозяйственных организаций, независимо от организационно-правовой формы, на содержание племенного маточного поголовья северных оленей;
б) для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств,. независимо от организационно-правовой формы, на возмещение части затрат на приобретение племенных животных для воспроизводства.
Размеры субсидий будут рассчитываться по ставкам, установленным исходя из возмещения за счет средств бюджета автономного округа не менее 50 процентов затрат на племенное северное оленеводство:
на приобретение племенных животных для воспроизводства;
на одну условную голову из расчета учтенного племенного маточного поголовья на начало года.
3.2. Развитие северного оленеводства
Целями осуществления мероприятий по развитию северного оленеводства являются сохранение традиционного уклада жизни и занятости малочисленных народов Севера, эффективное использование обширных кормовых ресурсов пастбищ, а также увеличение производства мяса на 100 январских оленей, улучшения качественных показателей по деловому выходу телят на 100 январских маток, сохранности взрослого поголовья оленей.
Для достижения поставленных целей необходимо решение задач по стабилизации поголовья северных оленей в оленеводческих общинах и оленеводов-частников.
Согласно проекту организации территории оленьих пастбищ, разработанному Ангарской изыскательской экспедицией РосНИИземпроекта (1993 год), общая оленеемкость пастбищ автономного округа для круглогодичного содержания оленей составляет 371,6 тыс. голов.
Одной из самых серьезных проблем автономного округа является несоответствие емкости оленьих пастбищ фактическому поголовью оленей, выпасаемых на них.
Фактически интенсивный процесс сокращения оленьих пастбищ произошел с 1980 по 1990 годы и составил 1 млн. 153 тыс. гектаров.
Ситуация с сокращением оленьих пастбищ может еще более усугубится после ввода в эксплуатацию Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения и Тамбейской группы месторождений углеводородного сырья на территории муниципального образования Ямальский район и аналогичных месторождений Юрхаровской группы на территории муниципального образования Тазовский район.
Субсидии за счет средств бюджета автономного округа предполагается предоставлять на поддержку северного оленеводства, в том числе на содержание северных оленей и за реализованное мясо оленей.
3.3. Проведение противоэпизоотических мероприятий
Целями осуществления мероприятий по проведению противоэпизоотических мероприятий являются предупреждение болезней сельскохозяйственных животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защита населения от болезней, общих для человека и животных.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней сельскохозяйственных животных, включая рыб, на основе осуществления региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства;
обеспечение лекарственными средствами против ящура, гриппа птиц, бешенства, карантинных и других особо опасных болезней животных на территории автономного округа;
проведение диагностических исследований, направленных на выявление животных, больных хроническими инфекционными болезнями.
Указанные мероприятия финансируются в рамках мероприятий окружной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы".
4. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства
4.1. Повышение доступности кредитов
Целью осуществления мероприятий по повышению доступности кредитов является повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, и организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу привлечения кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, и организациями, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития первичной переработки мяса и молока.
Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий за счет средств бюджета автономного округа на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, и организациями, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в размере одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа).
По указанным кредитам (займам), оформленным после 1 января 2010 года, возмещение части затрат на уплату процентов предполагается осуществлять в пределах одной второй, но не менее одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа).
Субсидии предполагается предоставлять на возмещение части затрат на уплату процентов по следующим видам кредитов (займов):
краткосрочные кредиты (займы), предоставляемые на срок до 1 года сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, покупку молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции, а также организациям, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, - на закупку российского сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки, организациям агропромышленного комплекса, независимо от их организационно-правовой формы, и организациям потребительской кооперации - в отношении кредитов (займов), полученных в 2007 и 2008 годах на закупку отечественной муки для производства хлебобулочных изделий, сухого и концентрированного молока, вспомогательного сырья и материалов, оплаты транспортных услуг, связанных с производством молочной продукции;
инвестиционные кредиты (займы), предоставляемые на срок до 8 лет сельскохозяйственным организациям и организациям, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, - на приобретение оборудования (российского и зарубежного производства), специализированного транспорта, спецтехники и оборудования, строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, хранилищ картофеля, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, мясохладобоен, пунктов по первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции молокоприемных пунктов;
сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на срок до 10 лет - по кредитам, полученным на приобретение сельскохозяйственной техники в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
4.2. Повышение финансовой устойчивости малых форм
хозяйствования на селе
Целями осуществления мероприятий по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе является рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, и повышение доходов сельского населения.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить доступ личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитам.
Государственную поддержку предполагается осуществлять посредством предоставления субсидий за счет средств бюджета автономного округа на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (снабженческими, сбытовыми, перерабатывающими, обслуживающими, в том числе кредитными), созданными в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", а также сельскохозяйственными товаропроизводителями на развитие несельскохозяйственных видов деятельности.
Субсидии предоставляются в соответствии с постановлением Администрации автономного округа от 13 мая 2008 года N 224-А "Об утверждении Порядка возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, организациям агропромышленного комплекса и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам".
5. Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия
Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия осуществляется с целью повышения конкурентоспособности местной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для поддержания доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей автономного округа.
Основными задачами указанного направления является увеличение доли местной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на местном рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие.
Целью осуществления мероприятий по регулированию рынка мяса является повышение конкурентоспособности местной мясной продукции для обеспечения замещения импорта на внутреннем рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо решение задач по повышению качества мясной продукции, а также по поддержанию уровня рентабельности реализации, обеспечивающего инвестиции для расширенного производства мясной продукции.
Раздел IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Сфера регулирования отношений закреплена Конституцией Российской Федерации, Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральными законами от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", законами автономного округа от 20 декабря 2004 года N 116-ЗАО "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ямало-Ненецком автономном округе", от 6 апреля 2006 года N 15-ЗАО "Об окружной целевой программе "Развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы", от 10 января 2007 года N 20-ЗАО "Об окружной целевой программе "Жилище" на 2006 - 2010 годы", постановлениями и распоряжениями автономного округа.
Для реализации мероприятий предполагается привлечение и эффективное использование интеллектуального потенциала, финансовых и материальных ресурсов.
Финансирование мероприятий формируется за счет ассигнований бюджета автономного округа.
Общий объем финансирования в 2008 - 2012 годах за счет средств бюджета автономного округа составит 8 409,509 млн. рублей, в том числе:
в 2008 году - 501,008 млн. рублей;
в 2009 году - 1 525,824 млн. рублей;
в 2010 году - 2 090,669 млн. рублей;
в 2011 году - 2 143,169 млн. рублей;
в 2012 году - 2 148,839 млн. рублей.
Распределение средств бюджета автономного округа по мероприятиям и годам реализации приведены в приложении N 3 к настоящей Программе.
Прогноз ресурсного обеспечения Программы на 2011 и 2012 годы подлежит корректировке в соответствии с законами об окружном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Важнейшие индикаторы реализации Программы приведены в приложениях NN 1, 2 к настоящей Программе.
Раздел V. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется департаментом по развитию агропромышленного комплекса автономного округа (далее - департамент АПК) совместно с исполнительными органами государственной власти автономного округа, муниципальными образованиями в автономном округе.
Финансирование программы осуществляется через Государственных заказчиков. Финансирование из средств федерального бюджета осуществляется на основании софинансирования мероприятий Программы и при предоставлении уполномоченным органом отчетов об освоении средств окружного и федерального бюджетов в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз РФ).
Условиями получения государственной поддержки является соответствие целям настоящей Программы и выполнение субъектом (получателем) государственной поддержки всех требований законодательства.
Реализация Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, субъектов государственной поддержки.
Механизм реализации Программы предполагает:
- департамент АПК направляет в Минсельхоз РФ бюджетную заявку на включение мероприятий в Государственную программу и федеральные целевые программы;
- департамент АПК совместно с департаментом строительства автономного округа и муниципальными образованиями в автономном округе формирует пакет документов, необходимых для включения мероприятий в Государственную программу и направляет его в Минсельхоз РФ;
- муниципальные образования представляют отчеты о выполнении мероприятий Программы по формам, утвержденным в соглашении;
- финансирование мероприятий из средств федерального бюджета существляется# после представления в Минсельхоз РФ отчетов о выполнении мероприятий Программы.
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе заключения соглашений о реализации мероприятий Программы между Минсельхозом РФ и Правительством автономного округа на реализацию мероприятий Программы, в которых предусматриваются обязательства автономного округа по финансированию мероприятий Программы за счет средств бюджета автономного округа и привлеченных внебюджетных средств.
Департамент АПК автономного округа в свою очередь будет заключать с участниками мероприятий Программы договоры и соглашения об участии в Программе, которые должны будут предусматривать предоставление государственной поддержки в интересах концентрации и эффективного использования средств бюджета автономного округа, направляемых на ресурсное обеспечение Программы, с целью достижения конечных результатов.
Раздел VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Настоящая Программа является инструментом государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса автономного округа.
В ходе выполнения комплекса мероприятий будут созданы предпосылки для вывода аграрной экономики автономного округа на качественно новый уровень роста производства сельскохозяйственной продукции, повышения эффективности агропромышленного производства, социального обновления села.
На основе экономического роста в агропромышленном производстве будут обеспечены развитие других отраслей народного хозяйства округа, повышение инвестиционной активности и занятости населения. Повысятся доходы работников сельского хозяйства и уровень жизни сельского населения автономного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Комплексная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2012 годы".
Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 июня 2008 г. N 314-А "Об утверждении Комплексной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2012 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 4 июля 2008 г., спецвыпуск N 82-83
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 декабря 2010 г. N 499-П