Решение Салехардского городского суда от 19 декабря 2007 г.
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Н., при секретаре судебного заседания Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Салехарда об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления, установил:
Прокурор города Салехарда обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления.
В обоснование заявления указал, что решением Городской Думы города Салехарда от 15 июня 2005 года за N 13 утверждено Положение "О порядке предоставления жилых помещений в специализированном жилищном фонде муниципального образования город Салехард" (в редакции решений Городской Думы города Салехарда от 15 ноября 2005 года N 33, от 07 февраля 2006 года N 4, от 27 июня 2006 года N 36, от 16 апреля 2007 года N 12), первоначальный текст которого опубликован в печатном издании "Полярный круг" N 26 от 30 июня 2005 года.
Указанное Положение регулирует порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования город Салехард, в п. 6.3 которого предусматривается, что не подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения: члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов государственной противопожарной службы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; пенсионеры по старости; члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; инвалиды 1 и 2 групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя или профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами 1 и 2 групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В п. 6.4 Положения закреплено, что указанным гражданам при выселении предоставляются другие жилые помещения в черте города Салехарда.
По мнению прокурора, нормы п.п. 6.3 и 6.4 противоречат положениям ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ, которая закрепляет, что выселение без предоставления другого жилого помещения рассматриваемой категории лиц невозможно в том случае, если они признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и не имеют на праве собственности или на основе договора социального найма другого жилого помещения, либо не являются членами семьи собственника жилого помещения или нанимателя по договору социального найма. Противоречие нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления Жилищному кодексу РФ заключается в том, что в Положении не восполнены критерии, определенные на федеральном уровне, при наличии которых наниматель не может быть выселен из жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Выселение граждан, указанных в п. 6.3 Положения, с предоставлением другого жилого помещения влечет на основании п. 6.4 предоставление жилых помещений в черте муниципального образования г. Салехард, соответственно, возложение на муниципалитет обязанности по предоставлению другого жилого помещения, что является нарушением порядка выселения из жилых помещений в специализированном фонде, определенного ст. 103 ЖК РФ.
Более того, полагает, что нормативный правовой акт в оспариваемой части принят с превышением компетенции органа местного самоуправления, поскольку в соответствии п. 14 статьи 12 Жилищного кодекса РФ определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
Просит признать недействующими со дня принятия п. 6.3, п. 6.4 Положения о порядке предоставления жилых помещений в специализированном жилищном фонде муниципального образования город Салехард, утвержденного решением Городской Думы города Салехарда 15 июня 2005 года N 13 (в ред. решений Городской Думы г. Салехард от 15 ноября 2005 года N 33, от 07 февраля 2006 года N 4, от 27 июня 2006 года N 36, от 16 апреля 2007 года N 12).
В судебном заседании помощник прокурора г. Салехарда П. заявление поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Заинтересованное лицо представитель Городской Думы города Салехарда в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом. В соответствии с ч. 2 статьи 252 ГПК РФ в зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования г. Салехард П., действующий на основании доверенности, с доводами прокурора согласился. Полагал, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению, т.к. при реализации п. 6.3 и п. 6.4 Положения гражданам указанной категории, подлежащим выселению из специализированного жилищного фонда, незаконно подлежит предоставлению другое жилое помещение, поскольку в Положении не восполнены критерии, определенные ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, согласно которым выселение без предоставления другого жилого помещения рассматриваемой категории граждан невозможно лишь в том случае, если они признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и не имеют на праве собственности или на основе договора социального найма другого жилого помещения, либо не являются членами семьи собственника жилого помещения или нанимателя по договору социального найма.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит заявление прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица противоречащим закону полностью или в его части.
В статьях 71-73 Конституции Российской Федерации закреплены основы распределения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Полномочия и сфера ведения местного самоуправления определяются главой 8 Конституции РФ и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131. В соответствии со ст. 7 указанного Закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации и ч. 1, ч. 2 ст. 5 ЖК РФ, жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. При этом на основании ч. 7 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.
На основании пунктов 7, 14 ст. 12 Жилищного кодекса РФ к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области регулирования жилищных отношений относится определение оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений.
Органы местного самоуправления в силу ст. 14 Жилищного кодекса РФ не наделены полномочиями в сфере определения оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений.
В том случае, если оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня или принят с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
Разрешая вопрос о соблюдении органом местного самоуправления компетенции при издании оспариваемого нормативного акта, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.
Оспариваемый прокурором пункт 6.3 Положения предусматривает категории граждан, которые не подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, а именно: члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов государственной противопожарной службы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; пенсионеры по старости; члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; инвалиды 1 и 2 групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя или профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами 1 и 2 групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы. В п. 6.4 Положения закреплено, что указанным гражданам при выселении предоставляются другие жилые помещения в черте города Салехарда.
Указанные категории граждан также указаны в абзаце 2 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ, регулирующей основания, порядок и условия выселения граждан из специализированных жилых помещений.
Вместе с тем, в соответствии с абзацем 1 части 2 данной статьи указанные граждане не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений при наличии определенных условий в совокупности, а именно, если указанные граждане не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Данная норма не воспроизведена в оспариваемом положении, что позволяет сделать вывод о том, что указанные граждане подлежат выселению с предоставлением другого жилого помещения безотносительно условий, указанных в абзаце 1 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган, принявший оспариваемый акт. Таких доказательств суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые прокурором нормы приняты в нарушение пределов компетенции органа местного самоуправления, определенной ст. 14 ЖК РФ, и фактически по иному, чем это предусмотрено Жилищным кодексом РФ, определяют основания и условия выселения граждан из специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному законодательству либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом изложенного пункт 6.3 и пункт 6.4 Положения о порядке предоставления жилых помещений в специализированном жилищном фонде муниципального образования город Салехард, утвержденного решением Городской Думы города Салехарда 15 июня 2005 года за N 13 (в редакции решений Городской Думы города Салехарда от 15 ноября 2005 года N 33, от 07 февраля 2006 года N 4, от 27 июня 2006 года N 36, от 16 апреля 2007 года N 12) подлежат признанию недействующими со дня их принятия.
Поскольку прокурор при подаче заявления об оспаривании нормативного правового акта освобожден от уплаты государственной пошлины, то судебные расходы подлежат возмещению представительным органом - Городской Думой города Салехарда в сумме 100 рублей как по требованию неимущественного характера.
Руководствуясь статьями 198, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил:
Заявление прокурора города Салехарда удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункт 6.3 и пункт 6.4 Положения о порядке предоставления жилых помещений в специализированном жилищном фонде муниципального образования город Салехард, утвержденного решением Городской Думы города Салехарда 15 июня 2005 года за N 13 (в редакции решений Городской Думы города Салехарда от 15 ноября 2005 года N 33, от 07 февраля 2006 года N 4, от 27 июня 2006 года N 36, от 16 апреля 2007 года N 12).
Взыскать с Городской Думы города Салехарда государственную пошлину в сумме 100 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Салехардский городской суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 декабря 2007 г. О признании утратившими силу пунктов Положения о порядке предоставления жилых помещений в специализированном жилищном фонде муниципального образования город Салехард
Текст решения опубликован в газете "Полярный круг" от 31 января 2008 г., N 5(829)