Ежегодный Доклад Губернатора Ямало-Ненецкого
автономного округа Ю.В. Неелова от 14 ноября 2008 г.
"О положении дел в Ямало-Ненецком автономном округе"
2008 г.
См. постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2008 г. N 1588 "О мероприятиях по реализации основных положений Ежегодного доклада Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа о положении дел в Ямало-Ненецком автономном округе от 14 ноября 2008 года"
Постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 ноября 2008 г. N 1535 "О Ежегодном докладе о положении дел в Ямало-Ненецком автономном округе" настоящий доклад принят к сведению
Уважаемые депутаты и приглашенные!
В начале своего доклада хочу сказать о главном, о том, что волнует простых ямальцев - все социальные обязательства перед жителями округа, включая повышение заработной платы в бюджетной сфере, будут полностью выполнены.
Также хочу предупредить должностных лиц, независимо от места работы и отраслевой принадлежности. Если вы не готовы к решению все более усложняющихся задач в это непростое время, уступите место тем, кто готов взять на себя ответственность.
Ямальцам не нужны паникеры, распускающие слухи и вносящие неуверенность в будущем.
При этом я абсолютно уверен в своих земляках. Они не раз доказывали прочность северного характера.
Мы вместе достойно преодолели сложные 90-е. В те годы ямальцы внесли немалый вклад в оздоровление экономики страны.
Наш округ - в числе регионов, где граждане принципиально и массово голосуют за политическую стабильность и курс руководства страны.
Благодарю земляков, которые, как всегда, в августе этого года проявили высочайшую гражданскую ответственность. В ответ на призыв Президента страны Дмитрия Анатольевича Медведева они оказали всеобщую моральную и материальную поддержку братскому народу Южной Осетии. В фонд помощи внесено более пятидесяти миллионов рублей.
Свой вклад внесет Ямал в восстановление Абхазии. В соответствии с двусторонним соглашением там за счет внебюджетных источников будет построен завод стеклопакетов и отремонтирована школа.
События текущего года подтвердили, что
- ускорение экономического развития,
- укрепление социальной стабильности
- и политическая поддержка Президента и Правительства - три основы, определяющие место Ямала в системе российского государства.
Все региональные и муниципальные программы, деятельность органов власти, производственные и инвестиционные планы компаний, предпринимательская энергия и социальная активность граждан должны работать на сохранение и укрепление лидирующих позиций автономного округа в нашей стране.
Мы должны найти дополнительные пути и нестандартные методы повышения конкурентоспособности Ямала.
С помощью полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Петра Михайловича Латышева, в партнерстве с руководством ОАО "Газпром" и других нефтегазовых компаний, при поддержке органов власти Тюменской области за год мы прошли немалый путь в создании конкурентных преимуществ автономного округа на долгосрочную перспективу.
Комплексная программа освоения полуострова Ямал, проект "Урал промышленный - Урал Полярный", инвестиционные мероприятия хозяйствующих субъектов и целевые программы за счет бюджетов всех уровней обеспечили рост объемов строительно-монтажных работ на полуострове Ямал и геологоразведки в зоне Полярного Урала.
Это приблизило нас к решению стратегической задачи - созданию в автономном округе второго крупного экономического района общероссийского значения.
Идет дальнейшее развитие производства в промышленно развитых городах и районах восточной части. В ближайшие годы здесь будут введены новые промыслы, объекты энергетики, нефтегазохимии и транспортной инфраструктуры.
Рывок в развитии производственного потенциала позволит сформировать принципиально новые элементы региональной экономики.
Для того чтобы в предстоящие годы Ямал вышел на новые рубежи экономического и социального развития, требуется сохранить набранные обороты инвестирования в реальный сектор и объемы вложений в социальную сферу.
Скептики могут возразить, что в мире финансовые неурядицы, и компаниям, работающим у нас, следует на время позабыть об инвестиционных планах.
Конечно, проблемы финансового рынка не могут полностью обойти наш регион. Ямал, как крупный центр экономической активности, тысячами невидимых нитей связан с глобальными процессами.
Сейчас, в период дефицита финансовых ресурсов, компании выбирают для дальнейшей реализации самые первоочередные инвестиционные проекты. Уверен, что Ямал останется приоритетным в Энергетической стратегии страны.
Без ввода дополнительных месторождений углеводородного сырья на нашей территории невозможно обеспечить долгосрочный энергетический баланс внутри страны и в государствах - потребителях российского газа.
Предприятия топливно-энергетического сектора лишь отчасти являются игроками свободного рынка. Их производственные планы на многие годы вперед жестко увязаны с глобальными задачами, стоящими перед Россией. Развитие топливно-энергетического комплекса на Ямале обеспечивает исполнение вертикально-интегрированными компаниями долгосрочных обязательств перед населением страны и поставок зарубежным получателям российского газа.
В автономном округе многие годы основными инвесторами являются отечественные финансово-промышленные группы. Это конкурентное преимущество нашего региона.
"Газпром", "Роснефть", "Новатэк", другие предприятия реального сектора экономики и их подрядчики самостоятельно обеспечивают финансирование собственных производственных планов.
Что касается вложений иностранного капитала и внедрения передовых зарубежных технологий, то в автономном округе действуют проверенные десятилетиями сотрудничества с "Газпромом" и другими предприятиями ТЭКа наши немецкие и итальянские партнеры. Они представлены такими гигантами как "БАСФ - Винтерсхалл" и "ЭНИ".
На этой неделе мы совместно с председателем Правления ОАО "Газпром" Алексеем Борисовичем Миллером и немецкими партнерами произвели торжественный пуск установки комплексной подготовки газа ачимовских горизонтов. Этот технологический прорыв придаст второе дыхание новоуренгойскому промышленному узлу и обеспечит устойчивую добычу на десятилетия вперед.
На днях "Новатэк" введет вторую очередь Пуровского завода по производству газового конденсата и Юрхаровского газоконденсатного месторождения.
Все это подтверждает вывод, что по такому важнейшему параметру, как инвестиции в реальный сектор, Ямал будет укрепляться в роли конкурентоспособного региона.
Это не только мое мнение. Совсем недавно, уже после обвала на мировых финансовых площадках, международные агентства после тщательного анализа подтвердили автономному округу присвоенный год назад стабильный рейтинг инвестиционной привлекательности.
Ямал, безусловно, входит в число регионов, обеспечивающих основные активы мирового класса. Здесь сосредоточен уникальный природно-ресурсный потенциал и мощный производственно-инфраструктурный комплекс. Здесь живут трудолюбивые квалифицированные люди, успешно развивающие региональную экономику. Те, кого я с гордостью называю настоящими ямальцами.
Уважаемые коллеги!
Оценка положения дел в базовых отраслях вовсе не свидетельство моей самоуспокоенности.
Моя команда прорабатывает дополнительные организационно-финансовые механизмы, способствующие продолжению инвестиционного цикла на территории округа.
Государству следует помочь "Газпрому", "Роснефти" и другим энергетическим компаниям продолжить необходимое финансирование работ в рамках их программ развития производственных мощностей в Ямало-Ненецком автономном округе.
Для этого не требуется направление прямых инвестиций из федерального бюджета на финансирование программ этих компаний. Такой подход вряд ли оправдан, с учетом прямых обязательств государства перед отраслями бюджетной сферы.
Государство может оказать эффективную поддержку другим способом - через объявление налоговых каникул по ряду отчислений в федеральный бюджет предприятиям, вышедшим на освоение месторождений в зоне Арктики. Тогда средства "Газпрома", других компаний и их подрядчиков, предусмотренные для вложения в промышленные объекты и производственную инфраструктуру, будут на сто процентов использованы по прямому назначению.
В основе такого подхода лежат серьезные резоны.
Предприятия ТЭКа не просто хозяйствующие субъекты. Они отнесены к перечню стратегических предприятий, обеспечивающих энергетическую безопасность России.
С позиций перспективного планирования доходов федерального бюджета введение сейчас некоторых послаблений для крупнейших налогоплательщиков завтра обернется многократным ростом доходов в бюджетную систему страны. Освоение полуострова Ямал и прилегающего шельфа, новых месторождений на востоке автономного округа следует рассматривать как формирование материальной основы для гарантированной устойчивости финансовой системы российского государства на десятилетия вперед.
Объясню, почему я затронул темы федерального уровня: от ситуации на предприятиях базовых отраслей напрямую зависит положение дел в бюджетной сфере автономного округа, социальная стабильность и благополучие ямальцев.
Нами созданы нормативные условия и организационный механизм, позволяющие заинтересованным компаниям получать региональные налоговые преференции. Главное требование - увязать рост финансово-производственных показателей предприятий с планами органов власти по улучшению параметров социально-экономического развития автономного округа.
В этом деле нет унифицированных подходов и готовых схем. Каждый вопрос требует индивидуального решения и кропотливой проработки. Поэтому все шаги окружных органов исполнительной власти на федеральном уровне предварительно сверяются с руководством заинтересованных компаний.
Уважаемые участники заседания!
Когда я говорю о необходимости поиска новых идей и нестандартных подходов, то имею в виду еще одну уникальную особенность нашего региона - мы живем на Крайнем Севере.
Россия активно поворачивается лицом к Арктике. Кроме геополитических причин, рост интереса к арктической проблематике связан с необходимостью вовлечения в хозяйственный оборот колоссальных месторождений арктического побережья и шельфа. При нынешней мировой структуре энергопотребления альтернативы запасам, сосредоточенным в этой экстремальной природно-климатической зоне, не имеется.
Ямал находится на острие хозяйственного продвижения вглубь Заполярья. Он занимает в Арктической зоне Российской Федерации центральное географическое положение. Абсолютно убежден, что Ямал должен стать опорной территорией не только при разработке шельфа Карского моря, но и при освоении заполярных районов Восточной Сибири.
С учетом чрезвычайной уязвимости природной среды Арктики и интересов проживающего здесь коренного населения требуется применение особых подходов в организации производства и в управленческой практике. Государственная политика в Арктике должна обеспечить бесконфликтное сосуществование представителей промышленности и постоянно проживающего населения.
В преддверии бума промышленного освоения Заполярья назрела необходимость более четкого определения основ государственной региональной политики в Арктической зоне Российской Федерации.
Соответствующие предложения нами подготовлены и направлены в федеральные инстанции. В их основу положен принцип разумной достаточности присутствия в этой географической зоне субъектов промышленной деятельности.
Специальные меры государственного регулирования должны обеспечить экологически безопасную и экономически обоснованную хозяйственную деятельность здесь. Если наши предложения будут приняты, выиграют все: государство, регион, коренные жители и хозяйствующие субъекты.
Ямал, благодаря многолетней целенаправленной работе окружных органов власти, стал одним из общепризнанных центров международного гуманитарного сотрудничества в Арктике.
Теперь созрели условия для его превращения в один из крупнейших очагов экономической активности в мировом Заполярье.
Уважаемые депутаты и приглашенные!
Конкурентоспособность региона - понятие многогранное. Оно не исчерпывается экономическим ростом.
В экономической сфере локомотивами развития являются предприятия базовых отраслей. Органы власти оказывают содействие нашим предприятиям в реализации их производственных планов. Однако во многих других сферах регионального развития ведущая роль остается за органами власти.
В последние годы сложилась практика передачи сверху вниз, с федерального уровня на региональный и ниже, на муниципальный, все большего числа государственных полномочий. Как правило, эти полномочия осуществляются в форме государственных услуг гражданам и юридическим лицам. Поэтому влияние органов власти на положение дел в регионе и параметры его развития возрастают.
Прежде чем дать оценку положения дел в региональной системе государственного и муниципального управления, обязательно остановлюсь на еще одном важном факторе. До недавнего времени он недооценивался. Но он должен внести существенный вклад в социальное и экономическое развитие автономного округа.
Этот фактор связан с необходимостью более активного привлечения негосударственных структур и граждан в формирование региональной политики. О повышении роли институтов гражданского общества в своем послании говорил президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев.
Нам следует преодолеть явный перекос во взаимоотношениях между властью и обществом.
Многие годы граждане преимущественно выступают потребителями государственных и муниципальных услуг. С их стороны возрастает требовательность к стилю работы государственных и муниципальных органов, учреждений и должностных лиц. Я это вижу из поступающей на мое имя корреспонденции, на встречах с земляками. Зачастую их требования вполне обоснованны.
Поэтому совершенствование работы с гражданами и юридическими лицами - одно из приоритетных направлений административной реформы.
Зачастую решение конкретного вопроса одновременно зависит от федеральных, окружных и местных структур.
В 2009 году вначале в Салехарде и Новом Уренгое, а затем в других городах и крупных населенных пунктах автономного округа будет поэтапно открыта сеть многофункциональных центров государственных и муниципальных услуг.
В этих учреждениях впервые на деле будет реализован принцип одного окна. Граждане и представители хозяйствующих субъектов освободятся от хождения по многочисленным инстанциям при оформлении документов, связанных с гражданским оборотом. Сделал заявку в центре, сдал требуемые бумаги - и через определенный период получи необходимое решение.
Подобные новации, включая использование электронных технологий, станут обычной практикой государственных и муниципальных учреждений при обслуживании запросов граждан.
Одним словом, свои обязательства перед населением органы власти будут выполнять в полном объеме. Будут внедряться более удобные для потребителей формы обслуживания.
Сложнее обстоит дело с реагированием органов власти на инициативы и новаторские предложения, поступающие от граждан, общественных объединений и бизнеса.
Нередко должностные лица болезненно реагируют на искреннее желание людей, не причастных к работе в органах власти, поучаствовать в улучшении системы власти и работы своего муниципалитета. Некоторые чиновники воспринимают эти инициативы как вторжение в их служебную компетенцию.
Считаю, что в вопросах развития Ямала не может быть монополии на истину.
Задача выхода на новые рубежи экономического и социального развития должна быть приоритетной не только для исполнительной и законодательной власти автономного округа. Она должна стать основой гражданской позиции всех, кто относит себя к патриотам Ямала.
Безусловно, за окружными органами власти окончательные решения в определении основ региональной политики. Но любая интересная идея, сформулированная представителями бизнеса, учеными, общественными организациями и отдельными гражданами, не должна затеряться в бюрократической волоките.
Без многоканальной системы взаимодействия органов власти с гражданским обществом невозможна полноценная подготовка решений по насущным проблемам нашего региона.
Многое в этой сфере сделано. Действует Общественная палата. Работают многочисленные советы из представителей власти и общества. Открыты общественные приемные. Огромный вклад в обеспечение обратной связи между обществом и властью вносят депутаты от "ЕДИНОЙ РОССИИ".
Но, считаю, по ряду направлений требуется создание дополнительных структур для регулярных консультаций представителей органов власти и профессиональных групп. Своими предложениями они могут внести существенный вклад в укрепление научно-технического потенциала территории и создание прозрачного механизма общественно-государственного контроля за набирающим обороты промышленным освоением.
Отдельная роль в диалоге общества и власти возлагается на окружные и местные средства массовой информации.
Помимо освещения текущих событий, им следует более оперативно и широко пропагандировать успешный опыт решения социальных проблем и новаторские подходы на производстве.
На телевидении и радио, в печатной прессе должны зазвучать новые имена. На первый план должны выйти наши земляки из разряда тех, кто без трескотни и саморекламы самоотверженным трудом создают подлинную славу и богатство Ямала. Следует восстановить всеобщее уважение к человеку труда, независимо от сферы занятости.
Уважаемые депутаты!
Из года в год немалые средства направляем мы с вами в, как это сейчас принято называть, человеческий капитал.
Но часто понятие человеческого капитала трактуется упрощенно. Его ограничивают только среднедушевыми вложениями в образовательный комплекс, здравоохранение и социальную сферу. На самом деле, как любой ресурс, человеческий капитал может принести эффект только в случае создания организационных механизмов для его движения.
Нередко получается, что подготовленные нами специалисты не имеют возможности заявить о своих идеях и способностях по банальной причине - из-за отсутствия площадок для раскрытия их творческого потенциала. Не найдя понимания и не став востребованными, они уезжают за пределы нашего региона. Мы же теряем главный источник развития - наиболее инициативную и творческую часть населения.
Следует создать дополнительные организационные условия для роста инновационного потенциала нашей территории. Они должны включать кадровое укрепление органов государственного и муниципального управления высокопрофессиональными, творчески мыслящими людьми, прежде всего из отраслей народного хозяйства.
В ближайшее время завершится формирование резерва управленческих кадров - постоянно пополняемой базы данных о перспективных управленцах. Это создаст дополнительные стимулы к профессиональному и карьерному росту тех, кто завтра встанет у руля ямальской экономики и управления.
Уважаемые коллеги!
Все общественные события, социальные процессы и экономическая деятельность происходят не в абстрактном пространстве. Повседневная жизнь протекает в конкретном городе, поселке, на территории каждого отдельного района.
Органы местного самоуправления стали основой обеспечения социальной стабильности на местах. Во многих муниципальных образованиях местные органы через сеть бюджетных организаций являются главными работодателями для населения.
От положения дел в муниципальном управлении в значительной степени зависит эффективность реализации решений, принятых на федеральном и окружном уровнях.
Государственные полномочия, переданные на местный уровень, финансово обеспечены. В большинстве местных бюджетов от сорока до девяноста процентов расходных обязательств покрываются за счет перераспределений из окружного бюджета. Свыше семидесяти процентов совокупных бюджетных средств автономного округа входят в состав бюджетов муниципальных образований.
Исключительно важная роль муниципального звена в системе регионального управления требует оптимальных форм организации местного самоуправления.
Год назад я высказался о необходимости поэтапного перехода к назначению представительными органами руководителей администраций городских округов и муниципальных районов.
За прошедший год моя убежденность в настоятельной необходимости реформ в этом направлении только окрепла. Более того, переход на конкурсный принцип назначения руководителей органов исполнительной власти должен сопровождаться внедрением так называемой мажоритарно-пропорциональной системы избрания депутатов местных представительных органов.
Вы внимательно изучили тезисы послания президента страны Дмитрия Анатольевича Медведева, посвященные местному самоуправлению. Думаю, комментарии излишни. Необходимы реальные действия по реализации линии, обозначенной руководителем государства.
В первую очередь свои слова я адресую депутатам представительных органов. Некоторым из них в самое ближайшее время предстоит изменить систему управления в их городах. Рассчитываю на поддержку с их стороны.
Реализация новых подходов даст толчок внедрению по настоящему современных технологий управления муниципальным хозяйством. Ожидается приток свежих кадров и профессиональное укрепление корпуса муниципальных служащих.
Сейчас не 90-е годы. Сегодня бюджеты городов и районов по объемам соотносимы с балансами крупнейших предприятий. Масштабы муниципальной собственности и технологическая оснастка муниципального хозяйства зачастую не уступают, а превосходят основные фонды многих крупных хозяйствующих субъектов.
В новых условиях руководитель местной администрации должен соответствовать профессиональным критериям, которые на практике применяются при подборе кандидатур на руководителей крупных предприятий.
При новой системе муниципального управления для вступления в должность руководителя местной исполнительной власти не нужно проводить всеобщие выборы.
Процедура возможной замены главы администрации больше будет напоминать порядок, принятый в отношении руководителей хозяйствующих субъектов. Не справляешься с кругом своих должностных обязанностей - тебе находят замену.
Именно такой подход несколько лет назад реализовал Владимир Владимирович Путин, введя систему назначения глав региональной исполнительной власти. С точки зрения поступательного экономического развития территорий, обеспечения социальной стабильности, законности и порядка, эта система доказала свою эффективность.
Теперь о необходимости внедрения мажоритарно-пропорциональной системы избрания местных депутатов.
В этой системе не менее половины депутатов избирается по партийным спискам, а другая часть - в территориальных округах. Она обеспечивает более демократичный способ участия каждого избирателя в формировании местного депутатского корпуса.
Уважаемые участники заседания!
Время предъявляет новые требования к партийному строительству на Ямале. В данном случае я могу говорить только от имени политсовета регионального отделения "ЕДИНОЙ РОССИИ".
Заявляю: указание председателя партии Владимира Владимировича Путина освободиться от лиц, для которых звание "единоросса" стало прикрытием для деятельности, не совместимой с уставными требованиями и программными положениями партии, будет четко исполнено.
Избирательные списки от "ЕДИНОЙ РОССИИ" в местные представительные органы будут формироваться только из кандидатов, которые действительно пользуются авторитетом среди избирателей. Кандидаты в народные избранники должны быть с незапятнанной репутацией, неукоснительно соблюдать партийную дисциплину, иметь гражданскую позицию и являться подлинными патриотами Ямала и России.
Думаю, эти требования наши избиратели в равной мере предъявят к представителям других политических партий.
Уважаемые коллеги!
Сегодня, как никогда, нам необходима система региональной власти, способная эффективно реагировать на стремительно изменяющиеся обстоятельства.
Мы, представители региональной системы управления, должны иметь полноценный пакет досконально проработанных решений по самым острым вопросам развития автономного округа на ближайшие годы. Эта установка в равной мере адресована не только окружным и муниципальным органам власти, но и территориальным органам федеральных органов исполнительной власти.
Дефицит идей и нерасторопность в действиях - недопустимая роскошь в современных условиях.
На предстоящие три года запланирован дальнейший рост доходов бюджетной системы автономного округа, даже с учетом неблагоприятной нефтяной конъюнктуры.
Однако это не повод для самоуспокоенности. Необходим поиск дополнительных источников пополнения доходной части окружного и местных бюджетов. Должны быть также обеспечены надежные внебюджетные источники.
Сейчас на федеральном уровне мы проводим работу по увеличению объемов отчислений в бюджеты субъектов Федерации налога на прибыль организаций и налога на имущество. Для этого необходимо внести поправки в Налоговый кодекс. Они должны связать размеры этих видов платежей в региональные бюджеты с фактическим нахождением на территории конкретного субъекта Федерации не только недвижимого, но и движимого имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения.
Уважаемые депутаты!
Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить вас за поддержку в этом важном деле.
Решение этого вопроса даст существенный прирост доходной базы окружного бюджета.
Кроме того, нами достигнута принципиальная договоренность с руководством ОАО "Газпром" о дополнительном значительном финансировании за счет средств компании развития населенных пунктов Ямальского и Приуральского районов в связи с промышленным освоением полуострова Ямал.
В современных условиях дефицита финансовых ресурсов руководители окружных и местных органов исполнительной власти должны усилить работу по привлечению всех законодательно разрешенных источников дополнительного финансирования мероприятий, связанных с развитием автономного округа и муниципальных образований.
Умение привлечь средства бюджетов всех уровней и внебюджетные источники должно стать одним из определяющих критериев оценки эффективности деятельности руководителей окружных и местных органов исполнительной власти.
Еще одним резервом пополнения региональной финансовой системы являются средства федеральных целевых программ. Для получения финансирования из федеральных программ необходима большая организационная и аналитическая работа.
Речь идет о получении средств именно по линии программ, а не о субвенциях региону. В этой связи отмечу положительный опыт работы с федеральными органами власти по вопросам развития агропромышленного комплекса в автономном округе.
Одним словом, необходимо усилить работу в этом направлении. Пора отказаться от застарелых представлений, что бюджет округа - бездонная бочка, из которой можно бесконечно черпать средства для покрытия текущих расходов.
В следующем году администрация автономного округа в первоочередном порядке займется ревизией окружной финансовой системы. Цель - увеличить ее инвестиционный потенциал. Для этого потребуется пересмотр мероприятий ряда окружных программ. Они должны быть увязаны с аналогичными федеральными программами и инвестиционными планами компаний. Окружные программы следует сделать инструментом привлечения финансовых средств из дополнительных источников на условиях софинансирования.
В последние годы существенный вклад в общий объем бюджетных инвестиций на территории автономного округа вносят мероприятия областной программы "Сотрудничество".
Мы признательны руководству Тюменской области за взаимопонимание при решении вопросов финансирования объектов капитального строительства на нашей территории. Вместе с тем, не все ямальские участники программы своевременно осваивают средства областного бюджета. Имеются прецеденты, когда запланированные к финансированию объекты в муниципальных образованиях оказывались не обеспеченными ни отводами земельных участков, ни исходно-разрешительной документацией.
Поэтому нам необходимо навести порядок и добиться стопроцентной исполнительской дисциплины при освоении средств областного бюджета, предусмотренных для нашей территории.
Важная роль в обеспечении нормального развития автономного округа отведена территориальным органам федеральных органов исполнительной власти. Не раз убеждался, что большинство руководителей территориальных органов заинтересованно и активно участвуют в решении окружных и местных проблем.
В целом в автономном округе налажено конструктивное взаимодействие между окружными и федеральными структурами в решении содержательно пересекающихся вопросов.
Однако с учетом новых и нестандартных задач, которые будут сопутствовать освоению полуострова Ямал и реализации проектов в рамках "Урала промышленного - Урала Полярного", не обойтись без создания дополнительных организационных форм совместной работы федеральных, окружных и муниципальных органов власти.
Для успешного исполнения запланированных проектов применение запретов и ограничений в отношении хозяйствующих субъектов не пригодно. В основу должны быть положены разрешенные законом формы активной государственной поддержки предприятий и организаций. Органы власти всех уровней должны не тормозить, а всячески содействовать ускорению экономического развития автономного округа.
На практике это означает установление минимальных сроков разрешительных процедур, рассмотрения заявительных документов и отводов земельных участков под производственные объекты.
Одновременно федеральные органы совместно с окружными и муниципальными структурами должны выстроить эффективную систему контроля над соблюдением природоохранного законодательства.
Путем согласованных действий также следует обеспечить неуклонное исполнение руководителями хозяйствующих субъектов требований законодательства в сфере социально-трудовых отношений и охраны труда. Особенно это касается коллективов, работающих в режиме межрегиональной вахты.
Уважаемые участники заседания!
Предстоящий финансовый год не станет исключением. Все социальные обязательства органов власти перед нашими земляками будут выполнены. Необходимые средства в бюджетной системе автономного округа предусмотрены.
Будет продолжена работа над совершенствованием форм социальной поддержки тех категорий граждан, которые действительно в ней нуждаются. Продолжится строительство социального жилья и переселение из ветхого и аварийного фонда.
Органам власти, отвечающим за реформирование отраслей бюджетной сферы, необходимо создать адекватный механизм материального стимулирования. Он должен быть основан на принципах социальной справедливости. Следует исключить малейшие лазейки для субъективизма и произвола со стороны руководителей учреждений при распределении фонда оплаты труда. При разработке соответствующих нормативных документов необходимо обязательно учесть мнение отраслевых профсоюзов и представителей трудовых коллективов.
Ямал сейчас в числе лидеров демографического роста в стране. С точки зрения долгосрочных задач развития территории эта благоприятная тенденция работает на повышение конкурентных преимуществ автономного округа.
Однако оборотной стороной бума деторождения стал острый дефицит детских дошкольных учреждений.
Нам удалось обеспечить стабильную ситуацию со средними общеобразовательными школами. Благодаря пониманию и вашей поддержке, уважаемые депутаты, успешно реализуется программа строительства и переоснащения школьной сети. Из года в год мы наращиваем число общеобразовательных учреждений, отвечающих самым современным требованиям.
Наши многолетние усилия по развитию школьной сети полностью соответствуют задачам, поставленным в послании президента страны Дмитрия Анатольевича Медведева.
Теперь на очереди детские дошкольные учреждения.
В предстоящем году, за счет программы "Сотрудничество", необходимо приступить к строительству детских дошкольных учреждений. Для начала запланировано возведение по одному современному детскому саду в каждом городе и районном центре.
Для преодоления дефицита мест в детских дошкольных учреждениях потребуется не один год. Поэтому следует предпринять ряд неординарных мер, направленных на снижение остроты этой проблемы.
Привлечение частных инвесторов для строительства дошкольных учреждений на коммерческой основе, использование подготовительных классов в общеобразовательных школах для детей старшего дошкольного возраста, привлечение возможностей учреждений культуры и спорта, возможное перепрофилирование под нужды дошкольного образования уже имеющихся объектов - все это должно способствовать снижению нагрузки на сеть дошкольного воспитания.
Отдельно остановлюсь на решении жилищной проблемы.
Сейчас идет подготовка дополнительных мероприятий по смягчению финансовых трудностей для инвесторов, работающих на жилищном рынке. Предполагается выкуп у инвесторов части уже возведенного жилищного фонда за счет бюджетных средств по экономически обоснованным ценам.
С одной стороны мы поможем сохраниться на плаву нашим строительным организациям, с другой - получим дополнительные возможности решения жилищной проблемы для малообеспеченных граждан. Выкупленные квартиры будут переведены в категорию социального жилья и выделены гражданам, имеющим право на его получение.
Также ведутся переговоры с надежными банками для восстановления ипотечного кредитования граждан на приемлемых для всех сторон условиях.
В полном объеме будут освоены средства федерального бюджета, выделяемые автономному округу в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Уважаемые коллеги!
Вопросы, изложенные в докладе, возникли в результате поступательного развития нашей территории.
В основе моего выступления - оптимистический взгляд на перспективы Ямала.
Ориентиры на ближайшие три года, закрепленные в программных документах и бюджетных проектировках, понятны: социальное развитие при экономическом росте.
Реализация этой простой формулы потребует самоотдачи не только от представителей власти, но и от всех жителей нашего замечательного Ямала.
Поэтому в завершение я хотел бы пожелать всем нам, ямальцам, успехов в этом благородном деле! Пусть предстоящий год станет временем сбывшихся надежд, новых трудовых свершений, счастья и процветания в каждом ямальском доме!
Благодарю за внимание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ежегодный Доклад Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В. Неелова от 14 ноября 2008 г. "О положении дел в Ямало-Ненецком автономном округе" 2008 г.
Текст доклада опубликован в газете "Красный Север" от 15 ноября 2008 г., N 225(15280)