Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
от 25 июня 2009 г. N 347-А
"Об утверждении региональной программы "Профилактика социального
сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе
на 2009 - 2010 годы "Дорога домой"
24 июня, 14 октября 2010 г.
В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, Концепцией семейной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, утверждённой постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 ноября 2004 года N 1501, Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2006 года N 79-ЗАО "О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе", решением правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации о проведении конкурсного отбора программ субъектов Российской Федерации по программе Фонда "Лига помощи" (протокол от 23 декабря 2008 года N 2), в целях проведения в Ямало-Ненецком автономном округе ранней профилактики семейного и детского неблагополучия, социального сиротства, сохранения семьи для ребёнка, развития межведомственной системы профилактики лишения родительских прав Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Профилактика социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009 - 2010 годы "Дорога домой" (далее - региональная программа).
2. Определить органом управления региональной программой департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа.
3. Руководителям исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, ответственным за выполнение региональной программы:
3.1. обеспечить выполнение региональной программы в соответствии с установленными сроками;
3.2. ежеквартально, до 7 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, представлять в департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа информацию о ходе выполнения мероприятий региональной программы с указанием достижения ожидаемых результатов.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе (главам местных администраций муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе):
4.1. содействовать эффективной реализации региональной программы;
4.2. разработать план работы по реализации мероприятий региональной программы;
4.3. ежеквартально, до 7 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, представлять в департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа информацию о ходе выполнения мероприятий региональной программы с указанием достижения ожидаемых результатов.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 июня 2010 г. N 67-П в пункт 5 настоящего постановления внесены изменения
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.
Вице-губернатор Ямало-Ненецкого |
В.Н. Казарин |
Региональная программа
"Профилактика социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном
округе на 2009 - 2010 годы "Дорога домой"
(утв. постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
от 25 июня 2009 г. N 347-А)
24 июня, 14 октября 2010 г.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 июня 2010 г. N 67-П в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт программы
Наименование Программы |
"Профилактика социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009 - 2010 годы "Дорога домой" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
решение Координационного совета по реализации основных направлений семейной политики, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе от 22 декабря 2008 года |
Орган управления Программой |
департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа |
Разработчик Программы |
департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа |
Основные исполнители Программы |
департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент по молодёжной политике Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа; агентство по физической культуре и спорту Ямало-Ненецкого автономного округа; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ямало-Ненецкого автономного округа; органы местного самоуправления; социозащитные учреждения муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе |
Сроки реализации Программы |
2009 - 2010 годы |
Цель Программы | ранняя профилактика семейного и детского неблагополучия, социального сиротства, сохранение семьи для ребёнка. Сокращение числа лишений родительских прав |
Задачи Программы | 1. Формирование межведомственной системы профилактики лишения родительских прав, семейного и детского неблагополучия. 2. Снижение числа семей, находящихся в социально опасном положении, снижение числа лишений родительских прав. 3. Постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам жизнеустройства детей. 4. Мотивирование семей, находящихся в социально опасном положении, на собственную активность в решении проблем |
Целевая группа, на которую направлена деятельность по Программе (количественные и качественные показатели) |
1103 семьи, находящиеся в социально опасном положении, включающие родителей, не выполняющих надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей; 2080 детей, находящихся в социально опасном положении; 1890 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе 364 ребёнка, находящихся на опеке и попечении, 107 детей, воспитывающихся в приёмных семьях; семьи группы риска |
Перечень основных мероприятий Программы |
1. Развитие системы раннего выявления и предупреждения семейного и детского неблагополучия. 2. Внедрение эффективных технологий работы с семьёй и детьми. 3. Профилактика вторичного сиротства, повышение социальной устойчивости воспитанников социозащитных учреждений, детских домов. 4. Информационная поддержка реализации Программы |
Объём и источники финансирования Программы (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования Программы) |
2009 год - 6 040,0 тыс. рублей, в том числе: 4 580,0 - средства окружного бюджета, 1 460,0 - средства, предусмотренные в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; 2010 год - 13 807,0 тыс. рублей, в том числе: 10 107,0 - средства окружного бюджета; 3 700,0 - средства, запрашиваемые в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
1. Увеличение числа семей, получивших социально-психолого-педагогическую помощь, на 5 процентов. 2. Снижение удельного веса детей, находящихся в социально опасном положении, до 3,0 (% от численности детского населения автономного округа). 3. Увеличение удельного веса детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних до 67,0 (% от общего числа безнадзорных и беспризорных детей). 4. Уменьшение числа лишений родительских прав на 5 процентов |
I. Содержание проблемы лишений родительских прав и обоснование
необходимости её решения программно-целевым методом
Одной из существенных проблем социального характера в современном обществе выступает увеличение числа детей, оставшихся по тем или иным причинам без попечения родителей. По разным подсчётам свыше 70% детей, оставшихся без попечения родителей, стали таковыми при живых родителях. Кризис семьи часто ставит ребёнка в экстремальное, часто угрожающее его жизни положение.
Российское законодательство устанавливает обязанность родителей воспитывать и заботиться о своих детях. За неисполнение или недостаточное исполнение своих обязанностей предусмотрена ответственность родителей или лиц, их заменяющих. Следует отметить, что федеральная нормативная правовая база не содержит чёткого определения понятия "неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию". Это приводит к тому, что к ответственности родители привлекаются, как правило, когда положение семьи становится критическим либо дети совершают противоправные действия. Наиболее частой мерой решения проблем семьи стало лишение родителей родительских прав и передача детей в интернатные учреждения.
Однако, как свидетельствуют научные исследования, именно семья выступает наиболее оптимальным социальным институтом для гармоничного развития личности ребёнка, его социализации, подготовки к семейной жизни. Задача государства - обеспечить ребёнку право жить в семье. Следует учесть и то, что у детей, живущих в специализированных учреждениях, формируются принципиально иные, отличные от детей, живущих в семьях, механизмы, особенно в эмоциональной сфере, при помощи которых им приходится приспосабливаться к условиям жизни. Значительная часть детей хочет вернуться в семью, так как никакое, даже самое образцовое специализированное учреждение, не даст ребёнку главного - тепла семейного очага, общения с близкими людьми.
Это определяет необходимость развития профилактического блока услуг, смещение акцента в работе социальных учреждений в сторону развития механизмов профилактики социального сиротства, позволяющих прервать воспроизведение круга социального сиротства и сократить число семей, которые в него вовлекаются.
Выявлять и развивать внутренний ресурс семьи - основная задача специалистов, оказывающих поддержку неблагополучной семье. Организация интенсивной коррекционной работы не только с ребёнком, но с семьёй в целом, улучшение детско-родительских отношений позволяют создать условия для сохранения целостности семьи.
В Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) ведётся планомерная работа, направленная на снижение числа социальных сирот, семей, находящихся в социально опасном положении, и семей группы риска.
С целью изучения положения семей в автономном округе проведены научно-исследовательские работы, такие как "Изучение проблемы разводов: на примере населения города Надыма" (2005 год), "Проблема насилия в семье" (2006 год), "Образ отцовства в представлениях жителей Ямало-Ненецкого автономного округа" (2007 год), "Проблемы супружеских и детско-родительских отношений в семьях Ямало-Ненецкого автономного округа" (2007 год), результаты которых легли в основу построения проекта программы "Дорога домой". Результаты исследований, проведённые на территории автономного округа, позволили получить достоверные данные о состоянии социального самочувствия семей и степени удовлетворённости внутрисемейными отношениями.
Анализ положения семей в автономном округе свидетельствует о постепенном снижении количества семей, находящихся в социально опасном положении. Так, за период с 2006 года численность семей, состоящих на учёте в органах социальной защиты населения муниципальных образований в автономном округе как неблагополучных, сократилась на 11,5%.
В целях расширения семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, проводится работа по созданию и финансированию семейно-воспитательных групп на базе специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Повысились показатели семейного жизнеустройства несовершеннолетних, временно проживающих в стационарных отделениях учреждений социального обслуживания семей и детей: увеличилось количество детей, переданных под опеку и усыновление. Если на 1 января 2006 года под опекой находилось 62,5% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то на 1 января 2009 год - 71%.
Количество приёмных семей за 2008 год увеличилось на 28%, при этом количество воспитывающихся в них детей увеличилось на 24%.
Отмечается рост численности детей, воспитанников социозащитных учреждений, возвращённых после прохождения реабилитации в родные семьи. Если в 2006 году возвращены в родные семьи 79% от общего числа прошедших реабилитацию, то в 2007 году показатель составил 86%.
Отмечается тенденция к сокращению общей численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, за период с 2006 года на 12%.
Тем не менее проблема социального сиротства, построения работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и семьями группы риска сохраняет свою актуальность.
Если в 2006 году в отношении 255 детей родители лишены родительских прав, в 146 случаях оба или единственный родитель, то в 2008 году в отношении 299 детей родители лишены родительских прав, а в 174 случаях оба или единственный родитель. При этом ограничение в родительских правах как мера, дающая шанс на восстановление семьи, при общей положительной динамике, используется значительно реже: в 2006 году - 37 случаев, в 2007 - 55 случаев, в 2008 году - 62 случая.
В настоящее время 3,2% детей от общей численности детского населения автономного округа находятся в социально опасном положении. При этом только 63% детей, нуждающихся в социальной реабилитации, получают необходимую помощь.
Возникла насущная потребность в модернизации системы работы с семьёй в целом, смещении акцента в работе с коррекционного направления в сторону профилактического, расширении спектра превентивных мер. И автономный округ имеет необходимый для этого потенциал.
Организация работы по решению существующей проблемы ведётся в нескольких направлениях:
1. Непосредственная социально-педагогическая работа с членами семьи, детьми, родителями, семейным окружением:
1.1. экстренное реагирование в случае возникновения критической ситуации, требующей немедленного вмешательства специалистов по работе с семьёй (деятельность "мобильных бригад");
1.2. организация работы со всеми членами семьи предполагает осуществление параллельной профилактической работы с детьми, родителями, семейным окружением. При реализации Программы учитывается тот факт, что для реального выхода семьи из социально опасного положения необходимо учитывать выбор подхода к оказанию помощи: наиболее оптимальным является повышение активности самих членов семьи, их желание, стремление изменить ситуацию к лучшему, повышение мотивации на выход из социально опасного положения.
2. Развитие "Школ опекунов", позволяющих оказать необходимую психолого-педагогическую, юридическую помощь тем, кто уже взял ребёнка на воспитание в семью, либо потенциальным кандидатам.
3. Развитие различных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.
4. Формирование информационного поля, ориентированного на благополучную, социально стабильную семью, способствующего формированию основ здорового образа жизни.
Многие дети из дисфункциональных семей лишены условий для организационного содержательного досуга. Они не имеют возможности посещать спортивные, оздоровительные, культурно-массовые учреждения. Поэтому мероприятиям по организации досуга детей из семей, находящихся в социально опасном положении, отведено немаловажное место в реализации Программы.
II. Цель, задачи, сроки реализации Программы
Цель - ранняя профилактика семейного и детского неблагополучия, социального сиротства, сохранение семьи для ребёнка. Сокращение числа лишений родительских прав.
Задачи:
1. Формирование межведомственной системы профилактики лишения родительских прав, семейного и детского неблагополучия.
2. Снижение числа семей, находящихся в социально опасном положении, снижение числа лишений родительских прав.
3. Постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам жизнеустройства детей.
4. Мотивирование семей, находящихся в социально опасном положении, на собственную активность в решении проблем.
Сроки реализации региональной программы - 2009 - 2010 годы.
Для оценки эффективности реализации Программы определены следующие целевые показатели:
1. Увеличение числа семей, получивших социально-психологическую помощь, на 5 процентов.
2. Снижение удельного веса детей, находящихся в социально опасном положении, до 3,0 (% от численности детского населения автономного округа).
3. Увеличение удельного веса детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, до 67,0 (% от общего числа безнадзорных и беспризорных детей).
4. Уменьшение числа лишений родительских прав на 5%.
III. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты
1. Развитие системы раннего выявления и предупреждения семейного и детского неблагополучия.
1.1. Проведение анализа причин лишения родительских прав за 2006 - 2008 годы.
1.2. Внедрение региональной межведомственной информационной системы "Банк данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, семей группы риска".
1.3. Реализация "пилотных" проектов на территории муниципальных образований в автономном округе по внедрению участковых социальных служб. Оснащение социозащитных учреждений, участвующих в "пилотных" проектах.
Организация социальных участковых служб предполагает разделение обслуживаемой территории на отдельные участки и закрепление за ними специалистов: социальных работников, социальных педагогов и др. Целью социальных участковых служб является своевременное выявление и сопровождение семей в социально опасном положении и семей "группы социального риска", проживающих на участке.
Для проведения эффективной работы на каждый территориальный участок составляется социальный паспорт, где указывается количественный и качественный состав основных категорий семей, даётся социокультурная характеристика с указанием проблемных зон. На основе проведённого анализа планируется оказание психолого-педагогической помощи отдельным категориям семей, имеющим несовершеннолетних детей, разрабатываются и реализуются семейные коррекционные программы, информационно-просветительская работа, первичная диагностика семьи при формировании программы сопровождения, оказание социальной помощи семье, оперативное реагирование в случаях угрозы жизни и здоровью ребёнка.
Внедрение участковых социальных служб планируется на базе 6 социозащитных учреждений, в работе которых будет задействовано около 30 сотрудников различных ведомств. Для ведения данной работы требуется дополнительное оснащение учреждений компьютерной и оргтехникой.
В 2008 году в целом социальную помощь от 6 учреждений социального обслуживания населения, планируемых к участию в реализации "пилотного проекта", получили 2 627 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Деятельность участковых социальных служб повысит эффективность работы с семьями путём увеличения на 15% количества семей, получивших социально-психолого-педагогическую помощь, преимущественно консультативную, с использованием потенциала сотрудников данных социозащитных учреждений.
Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, будет поставлена на системную основу, что повлечёт оздоровление обстановки в особо проблемных семьях, окажет благотворное влияние на ситуацию в автономном округе в целом: позволит снизить удельный вес детей, находящихся в социально опасном положении, до 2,3% от численности детского населения автономного округа, число лишений родительских прав - на 5%. Кроме того, проводимая работа позволит предупредить переход семей из "группы социального риска" в состояние социально опасного положения.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 октября 2010 г. N 307-П в пункт 1.4 раздела III настоящего приложения внесены изменения
1.4. Совершенствование структуры специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений социального обслуживания семьи и детей, - внедрение в деятельность учреждений и развитие групп дневного пребывания, реализующих различные программы поддержки, социальной реабилитации семей и детей, в том числе клубов "Дочки-матери", "Мы вместе". Создание благоприятных и безопасных условий пребывания воспитанников.
В связи с тем, что акцент в работе социозащитных учреждений все больше смещается в сферу жизнедеятельности семьи, выбору способов работы без изъятия ребёнка из семьи, особое внимание уделяется совершенствованию деятельности отделений дневного пребывания детей на базе данных учреждений. Деятельность дневных отделений направлена на реабилитацию несовершеннолетних и их семей, находящихся на ранних стадиях дезадаптации и разрушения. Причинами помещения детей на дневное отделение учреждения может быть не только опасная ситуация в семье, но и любая иная трудная жизненная ситуация, в том числе материальные затруднения, бытовая неустроенность, сложный режим работы единственного родителя и др. Дневные отделения учреждений оказывают значительную помощь таким родителям: детям создаются все необходимые условия - комфортное проживание, питание, медицинская и психологическая помощь, опека воспитателей. Поэтому деятельность данных отделений популярна среди населения и весьма эффективна с точки зрения предотвращения развития кризисных явлений в семье.
В настоящее время такие отделения функционируют в 5 из 8 социозащитных учреждений автономного округа. Количество детей, прошедших реабилитацию в дневных отделениях, в 2008 году выросло на 10% (с 246 детей в 2007 году до 271 в 2008 году), что говорит о востребованности услуг, оказываемых специалистами дневных отделений социозащитных учреждений, поэтому планируется дальнейшее развитие таких отделений в социозащитных учреждениях.
Дальнейшее развитие групп дневного пребывания на базе социозащитных учреждений и вследствие этого необходимость создания условий для оказания высококвалифицированной помощи семьям и детям, нуждающимся в социальной реабилитации, в том числе детям-инвалидам, требует дополнительного оснащения реабилитационным и другим специальным оборудованием, что позволит расширить возможности учреждений и увеличить количество детей, прошедших реабилитацию в дневных отделениях, еще на 20%, а также открыть отделения дневного пребывания во всех социозащитных учреждениях автономного округа.
1.5. Развитие на базе социозащитных учреждений служб сопровождения семей, взявших детей на воспитание в семью, социально-психолого-педагогическое сопровождение опекунских, приёмных семей; развитие семейных воспитательных групп.
В автономном округе в 2008 году из 420 детей и подростков, оставшихся без родительского попечения и нуждающихся в устройстве, устроено в семьи граждан (под опеку, попечительство, в приёмные семьи, усыновлено, возвращено родителям) 72,6%, что на 1,6% больше, чем в 2007 году. По состоянию на 1 января 2009 года остались неустроенными 23 ребёнка, в том числе 21 ребёнок находится в стационарных отделениях учреждений здравоохранения и специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Работа сотрудников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, направлена на содействие органам опеки и попечительства в решении вопросов дальнейшего жизнеустройства воспитанников: проводятся поиск родственников и родителей, проживающих отдельно от семьи воспитанника, консультации для кандидатов в приёмные родители, опекуны, осуществляется социальный патронаж опекунских и приёмных семей, организуются гостевые выходы воспитанников в семьи, воспитание детей в условиях семейных воспитательных групп, активно развивающихся в последнее время.
В 2008 году показатели семейного жизнеустройства несовершеннолетних, временно проживающих в стационарных отделениях учреждений социального обслуживания семей и детей, повысились: увеличилось число несовершеннолетних, переданных в приёмные семьи, с 2 человек в 2007 году до 4 человек в 2008 году, под опеку (попечительство) с 24 человек (3,8% от общего числа прошедших реабилитацию) в 2007 году до 30 человек (5,2%) в 2008 году.
Получила развитие такая форма работы, как семейная воспитательная группа. Всего адаптационно-коррекционной работой через семейные воспитательные группы в 2008 году было охвачено 34 воспитанника социозащитных учреждений в городах Новом Уренгое, Ноябрьске, Салехарде, Губкинском, что на 29% больше, чем в 2007 году.
Положительные тенденции требуют поддержки путём развития новых форм работы с семьями, взявшими детей на воспитание, а также опекунами и потенциальными усыновителями, в том числе с целью повышения их компетентности в организации взаимоотношений с детьми, принятыми на воспитание в семью, предупреждение возвратов детей в учреждения.
В рамках мероприятия планируется разработка и апробация комплексной программы сопровождения семей, взявших детей на воспитание в семью. Внедрение Программы планируется на базе трёх социозащитных учреждений путём создания служб сопровождения семей, взявших детей на воспитание в семью, осуществляющих социально-психолого-педагогическое сопровождение опекунских, приёмных семей, развитие семейных воспитательных групп. В результате работы служб ожидается повышение доли детей, устроенных в семьи граждан, и качества подготовки воспитателей для семейных воспитательных групп, образование в течение 2009 года двух новых семейных воспитательных групп, в которых будут воспитываться 6 детей.
2. Внедрение эффективных технологий работы с семьей и детьми.
2.1. Внедрение в деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей эффективных технологий работы с детьми, в том числе использование методов арт-терапии, театрализации, акватерапии, технологий БОС и др. Обеспечение учреждений необходимым оборудованием, инвентарём, средствами осуществления социальной медико-психолого-педагогической реабилитации и адаптации несовершеннолетних и их семей.
2.2. Осуществление "пилотного" внедрения новых технологий работы с семьёй, в частности методики интенсивной терапии на дому с активизацией сетевого окружения семьи и детей, использование мобильных бригад экстренного реагирования.
В целях своевременного выявления причин и условий, способствующих возникновению семейного и детского неблагополучия, на базе социозащитных учреждений создаются рабочие межведомственные группы, мобильные бригады, используются иные технологии.
В рамках мероприятия планируется распространение и внедрение в деятельность социозащитных учреждений опыта работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Елена", г. Губкинский, в части организации деятельности по оперативному реагированию на первичную информацию о неблагополучии в семье и организации своевременной помощи.
В указанном учреждении созданы мобильные бригады с целью быстрого реагирования на сигнал о семейном неблагополучии, в состав которых входит несколько специалистов (медицинский работник, психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, при необходимости - специалисты органов опеки и попечительства, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.). Основной задачей мобильной бригады является быстрое реагирование на сложные семейные обстоятельства, посредством выезда в семью. Дальнейшая работа с семьёй проводится в соответствии с характером проблемы по специально разработанному плану. В 2007 году зарегистрировано 19 выездов мобильной бригады, в 2008 - 9 выездов мобильных бригад.
В настоящее время все большее место занимают технологии, позволяющие максимально решать вопросы сохранения для ребёнка родной семьи, предупреждая разрыв детско-родительских отношений. В 2008 году в связи с активизацией деятельности дневных отделений социозащитных учреждений, работы с семьями на дому, отмечается сокращение на 20% численности детей, помещённых в стационарные учреждения. Деятельность мобильных бригад позволит улучшить работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, а также с семьями группы риска, своевременно оказав необходимую разноплановую помощь с использованием методик интенсивной работы на дому.
В течение ряда лет количество несовершеннолетних, возвращённых в родные семьи, составляет в среднем 80%: в 2005 году - 74% от общего числа устроенных детей, в 2007 году данный показатель составляет 80,8%, что свидетельствует о повышении качества работы с семьями воспитанников учреждений.
Осуществление внедрения новых технологий позволит не допустить роста количества семей, находящихся в социально опасном положении выше имеющегося показателя путём своевременного вмешательства в жизнедеятельность семьи; увеличить число семей, получивших социально-психолого-педагогическую помощь, на 5%; повысить долю возврата несовершеннолетних в родные семьи до 84% (из общего количества детей, прошедших реабилитацию в специальных учреждениях для несовершеннолетних в 2008 году), возвращено в родные семьи 476 человек или 82,9% (в 2007 году - 80,8%).
2.3. Ресурсная поддержка деятельности учреждений, осуществляющих работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Организация работы с детьми из семей в социально опасном положении, семей группы риска с применением технологий "музейной педагогики", приобщения к декоративно-прикладному искусству, искусству коренных малочисленных народов Севера и др.
2.4. Организация профилактического сопровождения молодых семей, семей с негативным психологическим климатом. Мотивирование семей, находящихся в социально опасном положении, на собственную активность в решении проблем.
Одной из тенденций в работе с семьёй в настоящее время является смещение акцента в работе с коррекционного направления в сторону профилактического. Организация профилактического сопровождения молодых семей, семей с негативным психологическим климатом является одной из форм ранней превентивной работы путём повышения активности самих членов семьи, их желания, стремления управлять ситуацией, изменять её к лучшему, повышения мотивации на самостоятельное разрешение имеющихся проблем.
Развитие данного направления возможно путём расширения спектра превентивных мер. Для реализации мероприятия планируется изготовить и распространить памятки, брошюры, посвящённые путям решения социально-психологических проблем семей, оптимизации супружеских и детско-родительских отношений. Планируется изготовить и распространить около 20 тыс. экземпляров брошюр и памяток разной тематики. Данная просветительская работа будет способствовать ранней профилактике социального сиротства, гармонизации детско-родительских, супружеских отношений более чем в 5 тыс. семей.
Наращивание материально-технической базы социозащитных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, весьма важно, так как оснащение рабочих мест психологов, социальных педагогов, создание в учреждениях условий для оказания высококвалифицированной помощи семьям и детям, нуждающимся в социальной реабилитации, в итоге позволяют качественно проводить реабилитационную работу с несовершеннолетними, внедрять в деятельность учреждений новые технологии, разнообразить формы и методы работы, осуществлять комплексную коррекционную работу, ориентированную на реабилитацию ребёнка и его семью, увеличить число лиц, обслуживаемых в учреждениях, увеличить количество и расширить спектр оказываемых семьям и детям услуг и соответственно повлиять на ситуацию с детским и семейным неблагополучием в автономном округе.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.6. Организация и проведение окружных, межрайонных обучающих семинаров, семинаров-тренингов, направленных на предупреждение семейного и детского неблагополучия, безнадзорности. Внедрение новых форм работы с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в том числе развитие системы ювенальной юстиции в автономном округе.
2.7. Организация и проведение совместных акций с общественными организациями ("Забота", "Нет сиротству").
3. Профилактика вторичного сиротства, повышение социальной устойчивости воспитанников социозащитных учреждений, детских домов.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.1. Оплата обучения на курсах по приобретению профессий детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей.
2.2. Поддержка проекта "Искусство Ямала - детям".
Реализация проекта "Искусство Ямала - детям" осуществляется в сельских районах автономного округа. Проект направлен на приобретение детьми навыков в изобразительной деятельности, овладение основами декоративно-прикладного искусства, позволяет детям получить знания в области искусства Ямала, ближе познакомиться с развитием народных художественных ремёсел в автономном округе, а также приобрести навыки декоративно-прикладного искусства (творчества).
2.3. Участие во Всероссийской спартакиаде воспитанников детских домов и школ-интернатов "Малые игры доброй воли".
2.4. Организация оздоровления детей в летних оздоровительных, творческих, оборонно-спортивных и палаточных лагерях на территории автономного округа.
2.5. Реализация на базе социозащитных учреждений программ, направленных на выработку разнообразных трудовых навыков, формирование трудовых интересов.
2.6. Организация проведения окружного смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Информационная поддержка реализации Программы.
4.1. Организация выпуска социальной рекламы, выпуска буклетов по вопросам трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. Издание брошюр, информационных, методических материалов и учебных пособий для усыновителей, опекунов и приёмных родителей.
4.2. Подготовка и издание, приобретение информационных материалов, методических рекомендаций, учебных пособий, памяток, брошюр по вопросам профилактики детского семейного неблагополучия, организации коррекционно-реабилитационной работы с семьёй и детьми.
4.3. Формирование единого информационного пространства, ориентированного на пропаганду основ здорового образа жизни, благополучной, стремящейся к самообеспечению семьи.
4.4. Обобщение и освещение опыта воспитания детей и проблем семьи в средствах массовой информации.
4.5. Освещение проблем социального сиротства в средствах массовой информации, на сайтах департаментов, ответственных за реализацию основных направлений семейно-демографической политики.
4.6. Организация деятельности "Школы родителей", "Родительского лектория" на базе дошкольных, общеобразовательных учреждений, социозащитных учреждений.
Реализация программных мероприятий позволит повысить компетентность населения в вопросах семьи и брака, развития и воспитания детей, снизить уровень социального неблагополучия семей автономного округа за счёт раннего выявления и соответствующих профилактических мероприятий, уменьшить число лишений родительских прав, обеспечить социальную реабилитацию большего количества нуждающихся детей, увеличить объём предоставления социально-психолого-педагогической помощи семьям.
Сроки реализации, конкретные исполнители и планируемые на реализацию отдельных мероприятий объёмы финансовых ресурсов указаны в приложениях NN 1, 2 к настоящей Программе.
IV. Управление Программой и контроль за её исполнением
Управление Программой, координацию деятельности исполнителей по осуществлению мероприятий Программы и контроль за ходом реализации Программы осуществляет департамент по труду и социальной защите населения автономного округа.
Контроль за ходом реализации Программы, обеспечение целевого и эффективного использования финансовых средств осуществляется ежеквартально на основании отчётной документации.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 июня 2010 г. N 67-П в раздел V настоящей программы внесены изменения
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счёт окружных целевых программ "Дети Ямала" на 2008 - 2010 годы", "Молодёжь Ямала (2007 - 2010 годы)", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы", "Социальная поддержка инвалидов на 2008 - 2010 годы", а также средств, предусмотренных сметами социозащитных учреждений муниципальных образований в автономном округе на выплату заработной платы специалистам, осуществляющим коррекционно-реабилитационную и профилактическую работу с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении.
2009 год - 6 040,0 тыс. рублей,
в том числе:
4 580,0 - средства окружного бюджета;
1 460,0 - средства, предусмотренные в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
2010 год - 13807,0 тыс. рублей,
в том числе:
10 107,0 - средства окружного бюджета;
3700,0 - средства, запрашиваемые в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Особое место в обеспечении реализации Программы отведено человеческим трудовым ресурсам, формированию кадрового состава учреждений. Так, в обеспечении выполнения мероприятий Программы задействованы высококвалифицированные специалисты: свыше 20 психологов, свыше 40 социальных педагогов, 40 педагогов, работающих на базе социозащитных учреждений, а также специалисты досуговых центров (центров социально-досугового обслуживания детей и молодёжи, центров развития творчества детей и юношества, детско-юношеских центров и так далее). Специалисты систематически участвуют в окружных семинарах, совещаниях, курсах повышения квалификации как на территории автономного округа, так и за его пределами, в том числе и за счёт средств окружной целевой программы "Дети Ямала" на 2008 - 2010 годы".
Широко привлекаются добровольные помощники: участники молодёжных волонтёрских движений, представители общественных организаций: окружного отделения Союза женщин России, муниципальных женских общественных организаций.
VI. Оценка эффективности и социально-экономических последствий
реализации Программы
Реализация Программы позволит:
1. Увеличить число семей, получивших социально-психологическую помощь, на 5 процентов.
2. Снизить удельный вес детей, находящихся в социально опасном положении, до 3,0 (% от численности детского населения автономного округа).
3. Увеличить удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, до 67,0 (% от общего числа безнадзорных и беспризорных детей).
4. Уменьшить число лишений родительских прав на 5%.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VI. Механизм получения средств Фонда
Средства Фонда, предназначенные на реализацию Программы, зачисляются на внебюджетный счёт департамента по труду и социальной защите населения автономного округа.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 октября 2010 г. N 307-П в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к региональной программе
"Профилактика социального сиротства
детей в Ямало-Ненецком
автономном округе
на 2009 - 2010 годы "Дорога домой"
Перечень
основных мероприятий региональной программы"Профилактика социального
сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе
на 2009 - 2010 годы "Дорога домой"
24 июня, 14 октября 2010 г.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 октября 2010 г. N 307-П в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 2
к региональной программе
"Профилактика социального сиротства
детей в Ямало-Ненецком
автономном округе
на 2009 - 2010 годы "Дорога домой"
Финансово-экономическое обоснование
планируемых на реализацию региональной программы "Профилактика
социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе
на 2009 - 2010 годы "Дорога домой" средств Фонда поддержки
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
24 июня, 14 октября 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 июня 2009 г. N 347-А "Об утверждении региональной программы "Профилактика социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009 - 2010 годы "Дорога домой"
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 2 июля 2009 г., спецвыпуск N 72
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 октября 2010 г. N 307-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 июня 2010 г. N 67-П