Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
Положение
о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера и их обеспечение на территории
Ямало-Ненецкого автономного округа
(утв. постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
от 31 июля 2009 г. N 425-А)
4 июня 2015 г., 23 сентября 2016 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи, порядок планирования, организации и проведения эвакуационных мероприятий на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) при возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС).
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 сентября 2016 г. N 889-П пункт 1.2 настоящего приложения изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
1.2. Эвакуационные мероприятия планируются и готовятся в повседневной деятельности и осуществляются при ЧС.
Эвакуационные мероприятия включают в себя следующие понятия:
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения, материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей и их размещение в безопасных районах;
зона возможных опасностей - зона возможных сильных разрушений, возможного радиоактивного заражения, химического и биологического загрязнения, возможного катастрофического затопления при разрушении гидротехнических сооружений в пределах 4-часового добегания волны прорыва;
безопасный район - это территория, расположенная вне зоны возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей;
жизнеобеспечение населения в ЧС - совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам по ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.
1.3. Основные элементы жизнеобеспечения эвакуируемого населения:
- обеспечение жильём:
- обеспечение продуктами питания, водой, товарами первой необходимости, коммунально-бытовыми услугами;
- охрана общественного порядка;
- противопожарное обеспечение;
- медицинское обеспечение;
- инженерное обеспечение;
- материально-техническое обеспечение.
1.4. Эвакуация населения организуется, планируется и осуществляется по производственно-территориальному принципу.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 сентября 2016 г. N 889-П в пункт 1.5 настоящего приложения внесены изменения
1.5. Эвакуация проводится в два этапа:
1-й этап: эвакуация населения из зон ЧС на общественные площади пункты временного размещения (далее - ПВР), расположенные вне этих зон. Под ПВР используются кинотеатры, учебные заведения, клубы и другие соответствующие помещения.
2-й этап: при затяжном характере ЧС или невозможности возвращения в места постоянного проживания проводится перемещение населения с ПВР на площади, где возможно длительное проживание и всестороннее обеспечение, - пункты длительного проживания (далее - ПДП), находящиеся на территории своего муниципального образования или по решению комиссии на территорию соседнего муниципального образования.
Под ПДП используются санатории, профилактории, дома отдыха, пансионаты, турбазы, гостиницы, оздоровительные лагеря и другие соответствующие помещения, а также не исключается возможность подселения на жилую площадь.
Исходя из возможной обстановки, на территории муниципального образования заблаговременно подбираются места размещения и расселения населения.
Вероятными источниками возникновения ЧС, угрожающими здоровью и жизни людей, осложняющими производственную деятельность на территории автономного округа, могут быть химически опасные объекты экономики, использующие или производящие аварийно химически опасные вещества, лесные, торфяные и прочие пожары, радиационные аномалии на местности, взрывопожароопасные объекты, аварии на объектах жизнеобеспечения населения, наводнения, подтопления, аномально низкие температуры воздуха.
1.6. В зависимости от времени и сроков проведения вводятся следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).
1.7. При получении достоверных данных о вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС).
В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зоны ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 сентября 2016 г. N 889-П пункт 1.8 настоящего приложения изложен в новой редакции
1.8. Решение на проведение эвакуации населения в зависимости от масштаба ЧС принимается Правительством автономного округа, главами (главами местных администраций) муниципальных образований, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.
1.9. Эвакуируемое население размещается в безопасных районах до особого распоряжения в зависимости от обстановки.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 сентября 2016 г. N 889-П настоящее приложение дополнено пунктом 1.10
1.10 В исключительных случаях по решению Губернатора автономного округа, глав (глав местных администраций) муниципальных образований разрешается размещать рассредоточиваемых работников организаций и население в зонах возможных разрушений вне зон возможных опасностей.
II. Основы планирования эвакуационных мероприятий
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 марта 2017 г. N 134-П в пункт 2.1 настоящего приложения внесены изменения
2.1. Проведение эвакуации возлагается на исполнительные органы государственной власти автономного округа, муниципальные образования и соответствующие эвакуационные комиссии, управления (отделы) по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (далее - ГОЧС), находящиеся на территории автономного округа, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
Задачами эвакуационных комиссий муниципальных образований и объектовых эвакуационных комиссий являются:
- учёт эвакуируемого населения;
- контроль развёртывания ПВР, ПДП;
- управление эвакуацией населения;
- обеспечение транспортом.
Для этого необходимо вести учёт:
- общественных площадей, используемых под ПВР на территории муниципальных образований;
- площадей, где возможно длительное проживание и жизнеобеспечение населения.
Документы, разрабатываемые эвакуационными комиссиями совместно с управлениями (отделами) по делам ГО и ЧС муниципальных образований, расположенными на территории автономного округа:
- план эвакуации в случае возникновения ЧС;
- пояснительная записка к плану эвакуации.
На плане эвакуации отображаются:
- возможные опасные зоны и маршруты эвакуации из них;
- ПВР, ПДП;
- объекты экономики;
- дошкольные образовательные организации;
- больницы;
- организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание;
- жилой сектор в опасной зоне;
- места посадки на автомобильный транспорт;
- медицинские организации.
В пояснительной записке к плану прилагается:
- перечень ПВР;
- перечень ПДП;
- расчёт эвакуации из возможных зон ЧС;
- расчёт автотранспорта, выделяемого для эвакуации из зон ЧС.
2.2. В зависимости от обстановки различают два режима функционирования эвакоорганов:
режим повседневной деятельности - функционирование при нормальной радиационной, химической, пожарной, медицинской и гидрометеорологической обстановке;
чрезвычайный режим - функционирование при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 сентября 2016 г. N 889-П в пункт 2.3 настоящего приложения внесены изменения
2.3. Решение о введении чрезвычайного режима на территории автономного округа принимается Правительством автономного округа с учётом конкретной обстановки, главами муниципальных образований, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 сентября 2016 г. N 889-П в пункт 2.4 настоящего приложения внесены изменения
2.4. Основными мероприятиями в различных режимах являются:
в режиме повседневной деятельности:
- разработка документов плана проведения эвакуационных мероприятий;
- учёт населения, попадающего в опасные зоны при возникновении ЧС;
- определение маршрутов эвакуации;
- планирование и решение вопросов всестороннего жизнеобеспечения населения при возникновении ЧС;
- учёт, планирование и уточнение вопросов транспортного обеспечения эвакуации населения при возникновении ЧС в мирное время;
- подготовка эвакуационных комиссий всех уровней;
в чрезвычайном режиме:
- организация контроля работы администрации ПВР, ПДП, спасательных служб, обеспечивающих эвакуацию населения, согласно планам проведения эвакуационных мероприятий;
- организация информации населения об обстановке в местах размещения эвакуируемого населения;
- организация взаимодействия с управлениями (отделами) ГО и ЧС муниципальных образований и транспортными организациями;
- контроль хода и проведения отселения населения в случае возникновения ЧС;
- поддержание устойчивой связи с ПВР, ПДП, службами, обеспечивающими проведение эвакуации.
III. Организация проведения эвакуационных мероприятий
3.1. При получении достоверного прогноза возникновения ЧС организуются и проводятся мероприятия, целью которых является создание благоприятных условий для организованного вывоза или вывода из зоны ЧС населения.
Подготовительные мероприятия:
- приведение в готовность эвакуационных комиссий, администрации ПВР, ПДП и уточнение порядка их работы;
- уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;
- распределение транспортных средств;
- подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей;
- подготовка к развёртыванию ПВР, ПДП и пунктов посадки (высадки);
- проверка готовности систем оповещения и связи;
С получением сигнала на проведение эвакуации населения осуществляются следующие мероприятия:
- оповещение председателей эвакуационных комиссий предприятий и организаций, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;
- развёртывание и приведение в готовность эвакуационных комиссий, ПВР, ПДП;
- сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации (отселению);
- подача транспортных средств к пунктам посадки населения на транспорт;
- приём и размещение эвакуируемого населения в безопасных районах, заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.
3.2. В случае аварии на химически опасном объекте (далее - ХОО) проводится экстренный вывоз (вывод) населения, попадающего в зону поражения, за границы распространения облака аварийно химически опасного вещества (далее - АХОВ). Население, проживающее в непосредственной близости от ХОО, ввиду быстрого распространения облака АХОВ не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых (производственных) зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания на верхних или нижних этажах в зависимости от характера распространения АХОВ. Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза и производится из тех жилых домов и помещений объектов экономики, которые находятся в зоне возможного заражения.
Временное размещение эвакуируемого населения может осуществляться не только по заранее отработанным планам, но и проводиться в оперативном порядке. При аварии с АХОВ вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производится в зависимости от реально складывающейся обстановки.
Эвакуация населения из зон катастрофического затопления (наводнения) проводится при угрозе или в случае разрушения гидротехнических сооружений и повышения уровня паводковых вод в реках и других водоемах, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения данного стихийного явления.
IV. Обеспечение эвакуационных мероприятий
В целях создания условий для организованного проведения эвакуации планируются мероприятия по следующим видам обеспечения: транспортному, медицинскому, охране общественного порядка, обеспечению безопасности дорожного движения, инженерному, материально-техническому, связи и оповещения, разведке.
4.1. Транспортное обеспечение эвакуации населения из зон техногенных аварий и стихийных бедствий - это комплекс мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакоперевозок. Проведение эвакуации населения требует наличия парка транспортных средств, возможности их привлечения к осуществлению эвакомероприятий (в том числе и транспорта, находящегося в личном пользовании), максимального использования транспортных коммуникаций.
Работа общественного транспорта в ходе эвакуации населения предполагает различные варианты его возможного использования: доставка населения от мест жительства к ПВР, ПДП; доставка от мест жительства до мест размещения; вывоз (вывод) эвакуируемого населения из зоны ЧС в безопасные районы.
Для организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условий устойчивого управления на всех этапах эвакуации создаются специальные автомобильные формирования, а именно: автомобильные колонны, автосанитарные отряды, группы транспорта, находящегося в личном пользовании граждан.
Автомобильные колонны формируются на основе автотранспортных предприятий общего пользования и автотранспорта объектов экономики.
Личный транспорт владельцев объединяется в группы (отряды) на основе добровольного согласия его владельцев. Транспортные средства личного пользования заблаговременно регистрируются и учитываются.
Автотранспортные средства частных владельцев сводятся в самостоятельные колонны, которые формируются органами государственной инспекции по безопасности дорожного движения по месту регистрации автотранспортных средств.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 сентября 2016 г. N 889-П в пункт 4.2 настоящего приложения внесены изменения
4.2. Медицинское обеспечение эвакуации включает проведение органами здравоохранения организационных, лечебных санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, а также предупреждения возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.
При проведении эвакуации осуществляются следующие мероприятия:
- развёртывание медицинских пунктов на ПВР, ПДП, пунктах посадки и высадки, организация на них дежурства медицинского работника для оказания медицинской помощи эвакуируемому населению;
- организация обслуживания нетранспортабельных больных;
- контроль санитарного состояния мест временного размещения и длительного проживания эвакуируемого населения;
- непрерывное наблюдение за противоэпидемической обстановкой, выявление инфекционных больных и выполнение других противоэпидемических мероприятий;
- снабжение медицинских пунктов, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований здравоохранения, привлекаемых к обеспечению эвакуируемого населения, медицинским имуществом.
Медицинское обеспечение эвакуируемого населения организуется по территориально-производственному принципу. Руководство медицинским обеспечением осуществляют соответствующие руководители органов здравоохранения данной территории.
За своевременность развертывания медицинских пунктов на ПВР, ПДП, их оснащение медицинским имуществом, качество медицинского обеспечения эвакуируемого населения на этих пунктах, в пути следования и в местах размещения непосредственную ответственность несут руководители конкретных лечебно-профилактических учреждений в соответствии с разработанными планами медицинского обеспечения.
4.3. Утратил силу.
См. текст пункта 4.3
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 сентября 2016 г. N 889-П в пункт 4.4 настоящего приложения внесены изменения
4.4. Инженерное обеспечение создаёт необходимые условия для эвакуации населения из зон ЧС путём обустройства объектов инженерной инфраструктурой в местах сбора эваконаселения и в районах размещения.
Инженерное обеспечение осуществляется инженерной спасательной службой автономного округа, спасательными службами муниципальных образований.
Характер и объёмы выполняемых задач инженерного обеспечения зависят от условий обстановки, вида и масштаба эвакуации населения, наличия сил и средств.
Инженерное оборудование районов и размещение эвакуируемого населения включает:
- оборудование общественных зданий, сооружений и устройств, временных сооружений для размещения эвакуируемых;
- оборудование сооружений для временных торговых точек, медицинских пунктов, полевых хлебопекарен, бань и других объектов быта;
- оборудование пунктов водоснабжения.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 сентября 2016 г. N 889-П в пункт 4.5 настоящего приложения внесены изменения
4.5. Материально-техническое обеспечение эвакуации заключается в организации технического обслуживания и ремонта транспортных средств в процессе эвакуации, снабжении горюче-смазочными материалами и запасными частями, водой, продуктами питания и предметами первой необходимости, обеспечении необходимым имуществом.
Организация и координирование материально-технического обеспечения осуществляются управлениями (отделами) ГО и ЧС муниципальных образований.
4.6. Обеспечение связи в период эвакуации заключается в оснащении ПВР, ПДП, органов управления эвакомероприятиями стационарными или передвижными средствами связи, в организации и осуществлении бесперебойной связи на всех этапах эвакуации.
Особое значение имеет информация и инструктирование населения в ходе проведения эвакомероприятий. Для этих целей могут использоваться электронные средства массовой информации, уличные громкоговорители, установленные на транспортных средствах, наглядная информация.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.