Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Обоснование необходимости разработки Программы
Многоквартирный дом - сложный инженерно-технический объект, состоящий из конструктивных элементов, инженерных систем и иного оборудования, которые требуют регулярного обслуживания и эксплуатации, а также проведения текущего и капитального ремонта.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) помещения в многоквартирных домах стали предметом собственности физических и юридических лиц.
При этом на основании статьи 16 указанного Закона бывшие наймодатели должны выполнить свои обязательства по капитальному ремонту перед собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - собственники).
Фактически в ходе приватизации жилых и нежилых помещений новыми собственниками не фиксировалось состояние общего имущества многоквартирного дома, т.е. обязательства бывших наймодателей по капитальному ремонту не определялись.
На момент реализации эта проблема не являлась социально значимой, так как большинство многоквартирных домов все еще находилось в управлении государственных жилищных организаций, несмотря на то, что уже на данном этапе Закон о приватизации устанавливал ответственность собственников за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Однако указанная норма не выполнялась, так как отсутствовал механизм ее реализации, потому что практически во всех субъектах Российской Федерации собственники оплачивали лишь эксплуатационные расходы, а капитальный ремонт осуществлялся за счет средств бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также средств бюджетов муниципальных образований.
Принятый 15 июня 1996 года Федеральный закон N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" предоставил возможность управления многоквартирными домами объединениям в форме товариществ собственников жилья, помимо уже существующих жилищно-строительных кооперативов. Следующее изменение системы управления в жилищной сфере произошло с введением в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, который допустил управляющие организации различных форм собственности к управлению многоквартирными домами.
При этом анализ реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации выявил, что невыполненные обязательства по капитальному ремонту многоквартирных домов являются основным фактором, препятствующим созданию объединений собственников помещений или выбору частных управляющих организаций. Таким образом, вопрос фактического управления многоквартирным домом собственниками помещений может быть решен после выполнения бывшими наймодателями обязательств по капитальному ремонту. В противном случае, большинство граждан, ставших собственниками после приватизации жилых и нежилых помещений, не смогут самостоятельно выполнить капитальный ремонт, а следовательно, будут вынуждены нести большие затраты по эксплуатации или ремонту многоквартирных домов, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
В сложившейся ситуации, чтобы повсеместно заработал механизм самоуправления многоквартирными домами, требуется в короткие сроки привести дома, по которым имеются обязательства бывших наймодателей по выполнению капитального ремонта, в надлежащее техническое состояние.
Жилищный фонд муниципального образования город Надым составляет: 984,24 тыс. кв. м. Из них на долю многоквартирных домов приходится - 979,02 тыс. кв. м, что составляет - 99,5%. Общее количество многоквартирных домов составляет 406 ед. Из общего количества многоквартирных домов в муниципальной собственности находится 23 ед., в государственной собственности 87 ед., в неопределенной собственности - 38 ед., остальные дома находятся в собственности двух и более лиц.
Общая потребность в денежных средствах на капитальный ремонт жилищного фонда муниципального образования город Надым составляет порядка - 1 800 млн. руб. Данные затраты являются "неподъемными" ни для муниципалитета, ни для граждан - собственников помещений. Жители - собственники помещений пока не готовы вкладывать значительные суммы на производство капитального ремонта общего имущества домов, а муниципалитет не может снять с себя ответственность за содержание жилищного фонда. Поэтому проблему капитального ремонта домов необходимо решать программным способом, предусматривающим совместное финансирование капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов всеми участниками процесса - жителями, собственниками нежилых помещений, органами местного самоуправления, органами власти Ямало-Ненецкого автономного округа. Необходимость применения подобных схем финансирования обусловлена тем, что проблема проведения капитальных ремонтов жилищного фонда сейчас стоит очень остро, она копилась не годами, а десятилетиями и уже доросла до масштабов государственной, и не только в отдельно взятом муниципальном образовании, но и во всей России в целом.
Принимая во внимание необходимость упорядочения мероприятий по планированию и организации капитального ремонта в условиях реализации Жилищного кодекса Российской Федерации, дальнейшее выполнение капитального ремонта жилищного фонда в городе необходимо осуществлять программно-целевым методом в рамках городской адресной программы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на 2009 - 2011 гг., обеспеченной соответствующим финансированием, а также системой планирования и контроля.
В соответствии со статьей 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт.
Учитывая необходимость поддержки инициативы собственников на управление своим имуществом, необходимо гарантировать собственникам, принявшим решение об управлении своим домом, софинансирование проведения капитального ремонта их дома посредством включения в настоящую Программу.
Выполнение мероприятий муниципальной адресной Программы по проведению капитального ремонта многоквартирных жилых домов приведет к созданию безопасных и благоприятных условий проживания граждан, соблюдению требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, повышению качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективности механизмов управления жилищным фондом, снижению затрат на текущее содержание жилищного фонда, внедрения ресурсосберегающих технологий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.