Распоряжение Администрации муниципального образования г. Салехард
от 26 августа 2009 г. N 801-р
"Об утверждении Административного регламента правового управления
аппарата Администрации муниципального образования город Салехард
по исполнению муниципальной функции "Осуществление правовой
экспертизы проектов правовых актов Главы города
и Администрации муниципального
образования город Салехард"
Распоряжением Администрации муниципального образования г. Салехард от 3 июня 2011 г. N 749-р настоящее распоряжение признано утратившим силу
В целях повышения качества осуществления муниципальной функции и определения сроков, требований, условий исполнения и последовательности действий при осуществлении полномочий по осуществлению муниципальной функции, руководствуясь Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Порядком разработки и утверждения административных регламентов осуществления муниципальных функций (предоставления муниципальных услуг) Администрацией муниципального образования город Салехард, утвержденным постановлением Администрации города от 26 марта 2009 года N 74, статьей 68 Устава муниципального образования город Салехард:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент правового управления аппарата Администрации муниципального образования город Салехард по осуществлению муниципальной функции "Осуществление правовой экспертизы проектов правовых актов Главы города и Администрации муниципального образования город Салехард".
2. Разместить Административный регламент правового управления аппарата Администрации муниципального образования город Салехард по исполнению муниципальной функции "Осуществление правовой экспертизы проектов правовых актов Главы города и Администрации муниципального образования город Салехард" в сети Интернет на официальном сайте Администрации города.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы Администрации города, руководителя аппарата Администрации города Л.О. Нога.
Глава города |
А.М. Спирин |
Административный регламент
правового управления аппарата Администрации муниципального образования
город Салехард по исполнению муниципальной функции "Осуществление
правовой экспертизы проектов правовых актов Главы
города и Администрации муниципального
образования город Салехард"
(утв. распоряжением Администрации г. Салехарда
от 26 августа 2009 г. N 801-р)
I. Общие положения
1.1. Наименование муниципальной функции - "Осуществление правовой экспертизы проектов правовых актов Главы города и Администрации муниципального образования город Салехард" (далее - муниципальная функция).
1.2. Муниципальная функция исполняется правовым управлением аппарата Администрации муниципального образования город Салехард (далее - управление).
1.3. Административный регламент по исполнению муниципальной функции (далее - Административный регламент) разработан в целях повышения качества исполнения муниципальной функции, определяет сроки, требования, условия исполнения муниципальной функции, последовательность административных процедур при осуществлении полномочий по проведению правовой экспертизы и подготовке заключений по проектам правовых актов о соответствии их федеральному законодательству, законодательству Ямало-Ненецкого автономного округа и правилам юридической техники.
1.4. Исполнение муниципальной функции осуществляется в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа;
- Уставом муниципального образования город Салехард;
- постановлением Администрации муниципального образования город Салехард от 29 декабря 2004 года N 855 "Об утверждении инструкции по делопроизводству в Администрации муниципального образования город Салехард";
- Положением о правовом управлении аппарата Администрации муниципального образования город Салехард, утвержденным заместителем Главы Администрации города, руководителем аппарата Администрации города 06 февраля 2009 года.
1.5. Заявителями функции могут быть заместители Главы Администрации города, руководители структурных подразделений.
1.6. Результатом исполнения муниципальной функции могут являться:
- согласование проекта правового акта (далее - проект акта) в случае его соответствия действующему законодательству и правилам юридической техники;
- подготовка заключения по проекту акта о его несоответствии (несоответствии в части) федеральному законодательству, законодательству Ямало-Ненецкого автономного округа и правилам юридической техники.
II. Требование к порядку осуществления муниципальной функции
2.1. Информация о местонахождении, контактных телефонах, адресах, электронной почты управления приведены в приложении к настоящему Административному регламенту, а также размещаются на официальном сайте Администрации города - www.salekhard.org.
2.2. График работы управления:
понедельник-пятница - с 8.30 до 18.00 часов, перерыв на обед - с 12.30 до 14.00 часов.
III. Административные процедуры
3.1. Исполнение муниципальной функции состоит из административных процедур:
- прием проектов актов на правовую экспертизу;
- проведение правовой экспертизы проектов актов (далее - правовая экспертиза);
- согласование проектов актов;
- подготовка заключений по проектам актов о их несоответствии (несоответствии в части) федеральному законодательству, законодательству Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - законодательству) и (или) правилам юридической техники;
- направление заключений по проектам актов о их несоответствии (несоответствии в части) законодательству и (или) правилам юридической техники заместителю Главы Администрации города, руководителю аппарата Администрации города для возвращения должностным лицам, внесшим проекты постановлений и распоряжений.
3.2 Общий срок исполнения муниципальной функции, включая их подписание, (исполнения всех административных процедур) не должны превышать 3-х дней, если не установлен другой срок.
IV. Последовательность действий при проведении правовой экспертизы
4.1. Основанием для начала исполнения процедуры приема проектов актов на правовую экспертизу является передача специалистами сектора подготовки, выпуска и систематизированного учета нормативно-правовых актов (далее - специалист сектора выпуска) проекта акта и комплектов документов, установленных в пункте 3.1 Инструкции по делопроизводству в Администрации муниципального образования город Салехард, утвержденной постановлением Администрации муниципального образования город Салехард от 29 декабря 2004 года N 855, начальнику управления на согласование.
4.2. Основанием для начала исполнения административной процедуры проведения правовой экспертизы является передача начальником управления специалисту управления, ответственному за проведение правовой экспертизы, проекта акта с комплектом прилагающих документов.
4.3. Должностным лицом, ответственным за исполнение административной процедуры проведения правовой экспертизы, является специалист управления, назначенный начальником управления ответственным за исполнение правовой экспертизы.
4.4. Правовая экспертиза проектов актов проводится в целях установления соответствия проекта акта законодательству и правилам юридической техники.
4.5. Правовая экспертиза должна быть начата специалистом управления, ответственным за проведение правовой экспертизы, не позднее дня, следующего за днем передачи начальником управления проекта акта с комплектом прилагающих документов.
4.6. При проведении правовой экспертизы специалист, ответственный за проведение правовой экспертизы, устанавливает правильность выбора вида правового акта, осуществляет правовую оценку на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства Ямало-Ненецкого автономного округа:
- цели, задачи и предмет правового регулирования проекта акта;
- компетенция органа на принятие акта;
- нормы, содержащиеся в проекте акта;
- необходимость обнародования (опубликования) правового акта;
- а также соответствие проекта акта требованиям юридической техники (в том числе проверяет наличие необходимых реквизитов).
4.7. При проведении правовой экспертизы проектов актов, признающих утратившими силу другие акты, необходимо оценивать компетенцию органа, а также возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате признания акта утратившим силу.
4.8. Правильность выбора вида правового акта устанавливается в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального образования город Салехард.
4.9. Цели, задачи и предмет правового регулирования проекта акта анализируются на предмет их соответствия основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина, а также рассматриваются с точки зрения соответствия регулированию вопросов местного значения, вопросов осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
4.10. При изучении состояния правового регулирования в соответствующей сфере необходимо выявить место рассматриваемого проекта акта среди других правовых актов, действующих в указанной сфере, и их соотношение. Необходимо установить, во исполнение или в соответствии с каким федеральным (окружным) законом либо иным правовым актом разработан проект акта, соответствуют ли правовые основания, обусловившие его принятие, основаниям, указанным в Федеральном законе от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", других федеральных (окружных) законах.
В целях изучения состояния правового регулирования необходимо проанализировать не только федеральные законы и акты субъекта Российской Федерации, но и решения Конституционного Суда Российской Федерации, затрагивающие соответствующие правоотношения, а также иных органов судебной власти Российской Федерации. Следует также учесть все изменения (дополнения), внесенные в федеральные (окружные) правовые акты.
4.11. Оценка компетенции органа на принятие акта производится в соответствии с установленными Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования город Салехард, полномочиями органов местного самоуправления.
4.12. Анализ конкретных правовых норм проекта акта является наиболее сложным этапом проведения правовой экспертизы и, как правило, выходит за рамки буквального сопоставления положений проекта акта и норм законодательства. Специалисту, ответственному за проведение правовой экспертизы, необходимо изучить смысл нормы, а также правовые последствия ее применения. В необходимых случаях рассматриваются несколько правовых актов, содержащих части нормы.
При проведении правовой экспертизы необходимо, прежде всего, опираться на положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иных федеральных законов и законов Ямало-Ненецкого автономного округа.
При анализе конкретных правовых норм могут возникать расхождения между действующими нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же правоотношения (коллизия правовых актов). В данном случае рекомендуется руководствоваться общепринятыми положениями коллизионного права.
4.13. Правовая оценка проекта акта на предмет необходимости обнародования (опубликования) правового акта осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального образования город Салехард.
4.14. При оценке проекта акта требованиям юридической техники устанавливается наличие набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии.
Соответствующие правила формально не установлены, однако по сложившейся практике акт, как правило, имеет следующие элементы:
- вид акта;
- наименование органа, принявшего акт (в целях определения компетенции данного органа);
- название акта, в котором должен быть в краткой форме отражен предмет правового регулирования и которое должно соответствовать содержанию правового акта;
- дата и место принятия и (или) подписания акта;
- номер акта;
- полное наименование должности лица, подписавшего акт;
- источник официального опубликования;
- дата (срок) вступления в силу.
4.15. При оценке юридических терминов необходимо проанализировать следующее:
- употребляется ли один и тот же термин в данном проекте акта в одном и том же значении;
- имеют ли термины общепризнанное значение;
- обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в законодательстве и муниципальных правовых актах муниципального образования город Салехард.
4.16. При проведении правовой экспертизы специалист, ответственный за проведение правовой экспертизы, устанавливает, имеет ли проект акта следующие признаки несоответствия законодательству:
- отсутствие правовых оснований, которые в соответствии с законодательством необходимы для издания правового акта;
- принятие правового акта во исполнение отмененного законодательного акта;
- неправильный выбор законодательного акта, примененного при принятии правового акта;
- принятие правового акта органом, в компетенцию которого это не входит, либо издание с превышением полномочий, предоставленных данному органу;
- нарушение порядка принятия правового акта;
иные признаки.
4.17. Результатом административной процедуры проведения правовой экспертизы является принятие специалистом, ответственным за проведение правовой экспертизы, одного из следующих решений:
- о согласовании проекта акта как соответствующего законодательству и правилам юридической техники;
- о подготовке заключения по проекту акта о его несоответствии (несоответствии в части) законодательству и правилам юридической техники.
4.18. Максимальный срок выполнения административной процедуры проведения правовой экспертизы не должен превышать 2 рабочих дней.
V. Последовательность действий при согласовании проектов актов
5.1. Основанием для начала исполнения административной процедуры согласования проекта акта является передача специалистом управления, ответственным за проведение правовой экспертизы, начальнику управления проекта акта с комплектом прилагающих документов и сообщение о принятии одного из указанных в п. 4.17 решения в отношении данного проекта акта.
5.2. Должностным лицом, ответственным за исполнение административной процедуры согласования проекта акта, является начальник управления.
5.3. Согласование проекта акта является результатом административной процедуры проведения правовой экспертизы и подтверждением установленного соответствия проекта акта законодательству и правилам юридической техники.
5.4. Согласование проекта акта должно быть начато начальником управления не позднее 2-х часов с момента передачи специалистом управления, ответственным за проведение правовой экспертизы, начальнику управления проекта акта с комплектом прилагающих документов и сообщения о принятом решении в отношении данного проекта акта.
5.5. При исполнении административной процедуры согласования проекта акта начальник управления руководствуется пунктом 3.3 Инструкции по делопроизводству в Администрации муниципального образования город Салехард, утвержденной постановлением Администрации муниципального образования город Салехард от 29 декабря 2004 года N 855.
5.6. Результатом административной процедуры согласования проекта акта является передача начальником управления специалисту сектора выпуска согласованного проекта акта с комплектом прилагающих документов.
5.7. Максимальный срок выполнения административной процедуры согласования проекта акта не должен превышать 5 часов.
VI. Последовательность действий при подготовке заключений по проектам актов
о их несоответствии (несоответствии в части) законодательству и правилам
юридической техники
6.1. Основанием для начала исполнения процедуры подготовки заключения по проекту акта о его несоответствии (несоответствии в части) законодательству и правилам юридической техники (далее - заключение по проекту акта) является принятие специалистом управления, ответственным за проведение правовой экспертизы, решения о подготовке заключения по проекту акта.
6.2. Должностным лицом, ответственным за исполнение процедуры подготовки заключения по проекту акта является специалист управления, назначенный начальником управления ответственным за проведение правовой экспертизы.
6.3. Подготовка заключения по проекту акта является результатом административной процедуры проведения правовой экспертизы в случае установления несоответствия (несоответствия в части) проекта акта законодательству и (или) правилам юридической техники.
6.4. Заключение по проекту акта направляется специалисту сектора выпуска.
6.5. Заключение по проекту акта должно содержать следующие сведения:
- наименование проекта акта (в случае если проводится правовая экспертиза акта с изменениями и дополнениями, то указываются реквизиты всех актов, вносящих изменения и дополнения, по которым осуществлялась правовая экспертиза);
- предмет правового регулирования и его соответствие полномочиям органов местного самоуправления, установленных действующим законодательством (с указанием конкретных статей и пунктов федеральных (окружных) законодательных актов);
- оценка компетенции органа местного самоуправления, принимающего акт;
- включение проекта акта в утвержденные планы подготовки проектов актов;
- состояние нормативного регулирования в данной сфере, необходимость и достаточность указанного проекта акта для урегулирования затрагиваемых общественных отношений;
- оценка формы проекта акта (новый акт, внесение изменений и дополнений в действующие акты и т.д.) и соответствие его текста правилам юридической техники;
- соответствие содержания проекта акта нормам Конституции Российской Федерации, общепринятым нормам и принципам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, а также юридической практике;
- иные юридические особенности проекта акта.
6.6. При формулировании замечаний к проекту акта рекомендуется наиболее точно описать конкретные нормы рассматриваемого проекта акта, противоречащие положениям Конституции Российской Федерации и (или) федеральным (окружным) законам, а также иным актам, принимаемым органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ЯНАО в соответствии с их компетенцией. При этом не всегда целесообразно переписывать (воспроизводить) нормы проекта акта, достаточно изложить именно ту его часть, которая содержит несоответствия.
При описании норм акта рекомендуется указывать:
- положение (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел) проекта акта, противоречащее законодательству;
- нарушенные положения законодательства (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел конкретного законодательного акта) и изложение их содержания.
6.7. Если вывод о несоответствии нормы проекта акта аргументируется несколькими логически взаимосвязанными нормами законодательства, необходимо четко указать, каким именно из них противоречит норма проекта акта.
6.8. Результатом административной процедуры подготовки заключения по проекту акта является передача специалистом управления, ответственным за проведение правовой экспертизы, начальнику управления проекта акта с комплектом прилагающих документов и заключения по проекту акта.
6.9. Направление заключения по проекту акта является результатом административной процедуры подготовки заключения по проекту акта в случае согласия начальника управления с представленным заключением по проекту акта.
6.10. В случае согласия начальника управления с представленным заключением по проекту акта, последнее подписывается начальником управления либо лицом, его замещающим, проставляется дата подписания, и вместе с проектом акта и комплектом прилагающих к нему документов направляется специалисту сектора выпуска. Сопроводительное письмо (служебная записка) при этом не составляется.
6.11. В случае несогласия начальника управления с представленным заключением по проекту акта, данный проект акта подлежит повторному рассмотрению в порядке, установленном разделами 3, 4 настоящего Административного регламента.
6.12. Максимальный срок выполнения административной процедуры направления заключения по проекту акта не должен превышать 1 час.
VII. Порядок и формы контроля за исполнением муниципальной функции
7.1. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению муниципальной функции, осуществляется начальником управления.
Проведение текущего внутреннего контроля осуществляет заместитель Главы Администрации города, руководитель аппарата Администрации города, в связи с конкретными обращениями заинтересованных лиц. Текущий внутренний контроль включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заинтересованных лиц, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заинтересованных лиц, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц управления.
По результатам проведенных проверок в случае выявления нарушений прав заинтересованных лиц осуществляется привлечение виновных лиц к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.2. Специалист управления, назначенный начальником управления ответственным за осуществление административной процедуры проведения правовой экспертизы, а также начальник управления, несут персональную ответственность за:
- соблюдение сроков исполнения муниципальной функции;
- порядок осуществления административной процедуры в соответствии с требованиями настоящего Административного регламента;
- соответствие результатов проведенной правовой экспертизы требованиям законодательства;
- правильность оформления и порядка подготовки заключения по проекту акта.
7.3. Персональная ответственность специалистов управления закрепляется в их должностных инструкциях в соответствии с требованиями законодательства.
VIII. Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых
(принятых) в ходе исполнения муниципальной функции на основании
Административного регламента
8.1. Заинтересованные лица имеют право на обжалование действий или бездействия должностных лиц управления в досудебном и судебном порядке.
8.2. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является обращение заинтересованного лица.
Для целей настоящего Административного регламента заинтересованными лицами (далее - заявители) признаются лица, имеющие право, в соответствии с муниципальными правовыми актами муниципального образования город Салехард, вносить проекты муниципальных правовых актов на рассмотрение органов местного самоуправления.
8.3. Заявители имеют право обратиться с жалобой лично (устно) или направить письменное предложение, заявление или жалобу (далее - обращение) должностному лицу Администрации муниципального образования город Салехард, уполномоченному рассматривать обращения.
Должностным лицом Администрации муниципального образования город Салехард, уполномоченным рассматривать обращения заявителей в порядке обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения муниципальной функции, является заместитель Главы Администрации города, руководитель аппарата Администрации города.
8.4. Срок рассмотрения обращения заявителя не должен превышать 10 дней с момента поступления такого обращения.
В случае, если по обращению требуется провести проверку, срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на десять дней по решению должностного лица Администрации муниципального образования город Салехард, уполномоченного рассматривать обращения заявителей. О продлении срока рассмотрения письменного обращения заявитель уведомляется письменно с указанием причин продления.
8.5. По результатам рассмотрения обращения заявителя должностным лицом Администрации муниципального образования город Салехард, уполномоченным рассматривать обращения заявителей, принимается решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения письменного обращения, направляется заявителю.
8.6. Обращение заявителя в порядке досудебного обжалования не является препятствием или условием для его обращения в суд по тем же вопросам и основаниям, а также не предполагает обязательности такого обращения в суд.
Приложение
к Административному регламенту
правового управления аппарата
Администрации муниципального образования
город Салехард по исполнению муниципальной функции
"Осуществление правовой экспертизы проектов
правовых актов Главы города и Администрации
муниципального образования город Салехард"
Сведения
о местонахождении и номерах телефонов правового управления аппарата
администрации муниципального образования город Салехард
Адрес | ул. Свердлова, 48, каб. 505 г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629008 |
Адрес электронной почты | law@salekhard.org |
Телефоны | 2-55-54; 2-55-53; 2-55-51; 2-55-52 |
факс 2-55-56 | |
Начальник правового управления | 2-55-54 |
Заместитель начальника правового управления |
2-55-53 |
Юридический сектор правового управления |
2-55-52; 2-55-49 |
Сектор подготовки, выпуска и систематизированного учета нормативно-правовых актов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Административный регламент разработан в целях повышения качества исполнения муниципальной функции, определяет сроки, требования, условия исполнения муниципальной функции, последовательность административных процедур при осуществлении полномочий по проведению правовой экспертизы и подготовке заключений по проектам правовых актов о соответствии их федеральному законодательству, законодательству Ямало-Ненецкого автономного округа и правилам юридической техники.
Результатом исполнения муниципальной функции могут являться:
- согласование проекта правового акта в случае его соответствия действующему законодательству и правилам юридической техники;
- подготовка заключения по проекту акта о его несоответствии (несоответствии в части) федеральному законодательству, законодательству Ямало-Ненецкого автономного округа и правилам юридической техники.
Распоряжение Администрации муниципального образования г. Салехард от 26 августа 2009 г. N 801-р "Об утверждении Административного регламента правового управления аппарата Администрации муниципального образования город Салехард по исполнению муниципальной функции "Осуществление правовой экспертизы проектов правовых актов Главы города и Администрации муниципального образования город Салехард"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Распоряжением Администрации муниципального образования г. Салехард от 3 июня 2011 г. N 749-р настоящее распоряжение признано утратившим силу