Постановление Администрации муниципального образования г. Лабытнанги
от 2 октября 2009 г. N 989
"Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики
муниципального образования город Лабытнанги
на 2010-2012 годы"
В соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.п. 3 п. 4 ст. 7, ст. 8 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Лабытнанги, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 10.06.2009 N 65, руководствуясь ст. 33 Устава муниципального образования город Лабытнанги Администрация города Лабытнанги постановляет:
1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Лабытнанги на 2010-2012 годы, согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Вестник Заполярья".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника департамента финансов Администрации города Лабытнанги Пищугину Л.А.
Глава Администрации |
С.В. Карасев |
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования город
Лабытнанги на 2010-2012 годы
(утв. постановлением Администрации г. Лабытнанги
от 2 октября 2009 г. N 989)
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Лабытнанги на 2010-2012 годы разработаны в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 7 и 8 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Лабытнанги, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 10.06.2009 N 65.
Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Лабытнанги (далее - муниципальное образование) осуществлена на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2010-2012 годах", основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, одобренных Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 г., основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010-2012 годы, утвержденных постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа.
Основной задачей бюджетной политики является адаптация бюджетного процесса в муниципальном образовании к условиям планирования и исполнения бюджета в период экономического кризиса. При этом сложность ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения местного бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных целей.
II. Основные итоги бюджетной политики в 2008 году и в начале 2009 года
Основные положения бюджетной политики, изложенные на 2008-2010 годы, продолжают последовательно реализовываться.
Благодаря переходу муниципального образования в 2008 году к трехлетнему планированию удалось выйти на новый качественный уровень преемственности в проводимой бюджетной политике в среднесрочной перспективе.
В рамках проводимых в стране реформ и связанными с этим изменениями в бюджетном законодательстве в муниципальном образовании продолжена работа по совершенствованию и систематизации действующей нормативно-правовой базы, а также по разработке новых муниципальных правовых актов, необходимых для обеспечения бюджетного процесса в городе. Подготовлен пакет документов, устанавливающий расходные обязательства муниципального образования в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утвержден порядок формирования и финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий.
Подготовлен базовый пакет документов, направленный на реализацию отдельных элементов бюджетирования, ориентированного на результат (далее - БОР).
Проводится работа по инвентаризации услуг и формированию Единого реестра бюджетных (муниципальных) услуг (работ).
Продолжена практика заключения Соглашений с главными распорядителями средств местного бюджета о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений неналоговых доходов на 2009 год с последующим предоставлением отчетности об их исполнении.
Утверждена программа мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств, увеличению неналоговых доходов бюджета муниципального образования.
Принимаются меры, направленные на оптимизацию и реструктуризацию сети бюджетных учреждений муниципального образования. Рассматриваются вопросы о переводе отдельных учреждений бюджетной сферы из муниципальных в автономные.
В практику внедряются новые формы финансирования, обеспечивающие увязку результатов деятельности учреждения с объёмом выделяемых бюджетных средств, продолжается переход от финансового содержания учреждения к оплате самой услуги.
Решение задач повышения эффективности бюджетных расходов обеспечивается продолжением внедрения программно-целевых методов планирования расходов, включая:
внедрение докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, как неотъемлемого элемента планирования бюджетных расходов;
реализацию аналитических, ведомственных и муниципальных целевых программ.
Число участников эксперимента по внедрению программно-целевых методов планирования расходов увеличено с 1 до 4 и включает такие сферы как образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт.
В 2009 году впервые был представлен на рассмотрение доклад о результатах и основных направлениях деятельности МУ "Управление образования Администрации города Лабытнанги". Начиная с 2010 года, доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования будут предоставляться всеми участниками эксперимента по внедрению программно-целевых методов планирования расходов. Результаты анализа докладов будут использованы при планировании бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств и при составлении проекта местного бюджета.
В 2009 году на территории муниципального образования впервые утверждены и начали действовать 3 ведомственных целевых программы. На сегодняшний день реализуется 7 окружных и 10 муниципальных целевых программ.
Необходимо отметить, что в 2009 году впервые бюджету муниципального образования из окружного бюджета предоставляется отраслевой трансферт - межбюджетная субсидия в области жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающая проведение единой последовательной государственной политики в указанной области и модернизацию отрасли в целом. Применение этого механизма уже сегодня позволило в рамках программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета перейти на более качественный и эффективный контроль за целевым расходованием бюджетных средств на поддержку жилищно-коммунального хозяйства, который на протяжении планового периода будет сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов в сопоставлении с затраченными на поддержку отрасли бюджетными средствами.
С 01 января 2009 г., в рамках реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы, в муниципальном образовании сфера образования переведена на новую отраслевую систему оплаты труда.
Необходимо отметить тот факт, что муниципальное образование является высокодотационной территорией. Исходя из этого, неблагоприятные экономические факторы, требующие существенного изменения параметров окружного бюджета, влекут за собой соответствующие изменения параметров местного бюджета.
В 2009 году бюджет муниципального образования был подвергнут корректировке с учётом новых макроэкономических параметров, а также плана антикризисных мер Администрации автономного округа.
В антикризисном бюджете предусмотрена необходимость полного и безусловного финансового обеспечения всех социально-значимых расходов и публичных обязательств, отказ от осуществления капитальных и иных не первоочередных расходов, оптимизацию бюджетных расходов, в том числе в сфере муниципального управления. Усилены меры по противодействию обострения ситуации на рынке труда.
В рамках антикризисных мероприятий, проводимых на территории муниципального образования, необходимо отметить следующие направления:
определен перечень приоритетных социально-значимых расходов местного бюджета, в числе которых заработная плата с начислениями на оплату труда, коммунальные услуги, дорогостоящие виды медицинской помощи, медикаменты, питание, горюче-смазочные материалы, расходы по социальному обеспечению и некоторые другие расходы;
определены меры по оптимизации расходов местного бюджета в сфере муниципального управления;
во всех учреждениях города введен режим жесткой экономии. Это относится к приобретению основных средств и материальных ценностей, хозяйственных и канцелярских расходов, к расходам на услуги связи, к расходам на командировки, к прохождению курсов повышения квалификации, к участию в семинарах и конференциях;
разрабатываются муниципальные нормативные акты и локальные акты ГРБС, направленные на нормирование расходов;
проведение конкурсных торгов, аукционов и котировок цен на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг позволяет частично экономить бюджетные средства;
утвержден план действий Администрации города Лабытнанги, направленных на оздоровление ситуации в экономике муниципального образования;
при Администрации города создан Антикризисный штаб по предупреждению и ликвидации негативных влияний и последствий финансового кризиса, а также утвержден перечень мероприятий, направленных на стабилизацию экономической ситуации в городе;
уполномоченный орган Администрации проводит ежеквартальный мониторинг социально-экономического положения в муниципальном образовании с привлечением всех учреждений города.
III. Основные направления налоговой политики
Основные направления налоговой политики муниципального образования город Лабытнанги на 2010-2012 годы ориентированы на обеспечение выполнения приоритетов, определенных Правительством Российской Федерации и органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области налоговой политики - создание эффективной налоговой системы, обеспечение сбалансированности бюджета, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени, дальнейшее развитие доходной базы, анализ доходных возможностей в условиях нестабильной экономической ситуации.
Среди первоочередных задач в области налоговой политики муниципального образования остаются: улучшение качества администрирования налогов и неналоговых платежей, повышение собираемости налогов, сокращение недоимки, меры по развитию негосударственного сектора экономики, анализ эффективности предоставленных льгот, увеличение доли налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов местного бюджета.
Налоговая политика муниципального образования для решения задач по обеспечению условий социально-экономического развития территории и обеспечения сбалансированности местного бюджета реализуется посредством:
установления ставок и предоставления льгот по налогу на имущество физических лиц;
введения в действие, установления ставок, в рамках максимального значения, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, определения порядка, сроков уплаты и предоставления налоговых льгот по земельному налогу;
введения в действие на территории муниципального образования системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, определения видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
определения значений факторов, влияющих на результат предпринимательской деятельности, при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
осуществления взаимодействия с территориальными органами исполнительной власти, уполномоченными по контролю и надзору в области налогов и сборов, направленного на повышение собираемости налогов и снижения недоимки, посредством участия в межведомственных комиссиях, информационного взаимодействия.
В условиях экономического кризиса одной из основных задач органов государственной власти и органов местного самоуправления является обеспечение занятости населения. Учитывая роль субъектов малого и среднего бизнеса в создании рабочих мест, в обеспечении экономического развития муниципального образования, необходимо направить значительные усилия на создание условий для дальнейшего развития на территории муниципального образования малого и среднего бизнеса, совершенствовать программы поддержки предпринимательства, осуществлять иные меры, в результате которых наряду с улучшением социальных условий проживания граждан на территории муниципального образования, расширением наименований и улучшением качества предоставляемых услуг увеличатся налоговые поступления в бюджет муниципального образования. В 2010-2012 годах, в целях формирования комфортных условий развития отдельных видов предпринимательской деятельности, с учетом обоснованных предложений субъектов бизнеса на территории города, возможны корректировки коэффициента базовой доходности К2, при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
По налогу на имущество физических лиц налоговые ставки были установлены решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 06.06.2005 N 436. До введения на территории Российской Федерации налога на недвижимость увеличения ставок, расширения перечня льготных категорий по налогу на имущество физических лиц не планируется.
В составе источников формирования доходной базы города наиболее важное значение имеют налоги на имущество и поступления от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. Для обеспечения эффективного использования имущества, увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов от использования имущества необходимо продолжить работу по инвентаризации и оформлению муниципальной собственности на имущество и землю, выявлять неиспользуемое муниципальное имущество с целью его перепрофилирования либо отчуждения, оказывать содействие гражданам в оформлении собственности на земельные участки, обеспечить установление ставок по арендной плате за земли на основе анализа их эффективности, активизировать контрольные функции администраторов доходов.
Доходная база муниципального образования не способна в среднесрочной перспективе обеспечить аккумулирование средств, в полной мере достаточных для решения вопросов местного значения. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования в 2010-2012 годах будет происходить на основе законодательно утвержденных методик распределения средств из фондов финансовой поддержки городских округов в автономном округе.
IV. Основные направления бюджетной политики
Особенностью бюджетного процесса в настоящее время является высокая степень неопределённости основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации, не позволяющая использовать ранее принятые показатели среднесрочного бюджетного планирования.
Учитывая новые макроэкономические характеристики, необходимо обеспечить устойчивость бюджетной системы, выполнение принятых социальных обязательств и недопущение резкого падения уровня жизни населения.
Особенно актуальными в сложившихся условиях становятся создание четкого и прозрачного механизма планирования бюджетных ассигнований в зависимости от достижения конкретных результатов их использования, усиление финансовой дисциплины и ответственности всех участников бюджетного процесса за его неисполнение или ненадлежащее исполнение.
В этих целях в ближайшей перспективе надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач:
1. Исполнение социальных обязательств. Необходимо определить, какие конкретные программы социальной поддержки должны реализовываться с учётом уровня доходов получателей соответствующих субсидий, льгот.
При этом надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот.
2. Снижение нагрузки на расходную часть бюджета, ограничение размеров бюджетного дефицита и сохранение резервов, достаточных для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств.
Необходимо закрепить режим жёсткой экономии и рационального использования бюджетных средств.
Важно четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат.
В целях оптимизации расходов местного бюджета и выявления имеющихся резервов, необходимо провести мониторинг бюджетных обязательств, что будет способствовать исполнению в первоочередном порядке социально-значимых обязательств муниципального образования, а также позволит предусмотреть возможность перераспределения выявленных резервов, в случае остро возникшей необходимости, на другие нужды.
Следует активнее использовать мощный резерв экономии средств - эффективное проведение муниципальных закупок, включая проведение электронных торгов.
В рамках повышения эффективности и результативности бюджетных расходов целесообразно рассмотреть возможность практического перевода значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование муниципальных заданий с обеспечением финансирования за счет субсидий, в том числе на основе преобразования бюджетных учреждений в автономные учреждения. При этом оплату следует производить в зависимости от реально достигнутых результатов.
Необходимо продолжить последовательно внедрять в практику формирования бюджета программные подходы, добиваться в конечном итоге максимально возможного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля.
Для этого целесообразно в максимальной степени реализовать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета, где основную часть бюджета должны составлять долгосрочные программы, муниципальные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты.
Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов.
Совершенствование различных инструментов программно-целевого планирования позволит более четко определить приоритеты, цели и результаты использования бюджетных средств, установить индикаторы, характеризующие их достижение, организовать на постоянной основе мониторинг эффективности бюджетных расходов.
3. Обеспечение повышения качества предоставления гражданам муниципальных услуг.
Следует провести инвентаризацию и модернизацию сети услуг, оказываемых гражданам за счет бюджетных средств, а также обеспечить внедрение в практику современных форм организации предоставления медицинских, образовательных, иных социальных услуг.
При экономической целесообразности необходимо переходить от производства услуг к их приобретению муниципалитетом только в случае снижения затрат и повышения качества услуг.
4. Продолжение расширения полномочий главных распорядителей бюджетных средств.
Расширение полномочий ГРБС должно опираться не только на четкие целевые ориентиры их деятельности, но и на отлаженные бюджетные процедуры, механизмы внутреннего контроля, высокий уровень бюджетной дисциплины.
В связи с этим необходимо развивать систему мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, в том числе в форме докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. Следует использовать ее результаты при оценке деятельности субъектов бюджетного планирования и их руководителей в целях повышения их ответственности за достижение установленных показателей.
Необходимо на практике реализовать принцип безусловного исполнения действующих расходных обязательств.
Следует более ответственно подходить к принятию новых обязательств. Принятие новых расходных обязательств должно сопровождаться расчетами средств, необходимых для их исполнения не только в очередном году и плановом периоде.
В ходе реализации мер, направленных на смягчение последствий экономического кризиса, особо важное значение приобретает мониторинг финансового состояния. В первую очередь это касается мониторинга своевременности и полноты выплат заработной платы работникам бюджетной сферы и социальных выплат гражданам, а также осуществлять контроль по этим обязательствам в целях недопущения кредиторской задолженности.
С учетом проводимых в стране реформ и связанных с этим изменениями в законодательстве в муниципальном образовании будет продолжена работа по совершенствованию действующей и разработке новой муниципальной правовой и методической базы в вопросах, касающихся бюджетного процесса. В первую очередь это относится к муниципальным услугам, стандартам качества услуг, оценке стоимости услуг и нормативов финансовых затрат на их предоставление, муниципальным заданиям (включая контроль исполнения муниципальных заданий, мониторинг результативности муниципальных заданий и отчетность), мониторингу качества услуг (включая контроль качества, мониторинг соблюдения стандартов), оценке качества услуг (включая оценку эффективности и результативности оказания услуг), а также к мониторингу и оценке эффективности и результативности бюджетных расходов.
Как и прежде будет продолжена работа по реструктуризации бюджетной сети при сохранении качества и объемов муниципальных услуг.
В рамках перехода к финансированию муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг необходимо создать стимулы для муниципальных учреждений, в том числе за счет внедрения новых систем оплаты труда, привязанных к реальным результатам работы.
5. Совершенствование управления исполнением местного бюджета.
Управление исполнением местного бюджета должно способствовать повышению эффективности расходования средств, обеспечению ритмичности и сбалансированности финансовых потоков.
В целях обеспечения ритмичности исполнения местного бюджета все необходимые меры для организации его исполнения, в особенности связанные с реализацией антикризисных мер должны приниматься своевременно и реализовываться максимально оперативно. Все решения должны опираться на отлаженные бюджетные процедуры и высокий уровень бюджетной дисциплины.
В частности, главные распорядители средств бюджета при исполнении местного бюджета должны обеспечить качество и строгое соблюдение установленных сроков подготовки проектов муниципальных правовых актов, обеспечивающих осуществление расходов бюджета. Необходимо более ответственно подходить и к принятию бюджетных обязательств.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов повышается роль контрольных функций всех участников бюджетного процесса. Финансовая дисциплина строго необходима на всех стадиях бюджетного процесса - от планирования бюджетных ассигнований до формирования бюджетной отчетности. Особое внимание должно быть уделено контролю за отсутствием кредиторской задолженности по принятым бюджетным обязательствам, сокращением дебиторской задолженности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основной задачей бюджетной политики является адаптация бюджетного процесса в муниципальном образовании к условиям планирования и исполнения бюджета в период экономического кризиса. При этом сложность ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения местного бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных целей.
Постановление Администрации муниципального образования г. Лабытнанги от 2 октября 2009 г. N 989 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Лабытнанги на 2010-2012 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Вестник Заполярья" от 10 октября 2009 г., N 137(3036)