Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Надымский район включен в общую транспортную и энергетическую систему Ямало-Ненецкого автономного округа и Уральского федерального округа в целом. В настоящее время достаточно высокая обеспеченность транспортом характерна только для нефтегазовых предприятий, осуществляющих деятельность в районе.
Приоритетном в развитии транспортной инфраструктуры Надымского района является развитие сети автомобильных дорог, железнодорожного, автомобильного, внутреннего водного и воздушного транспорта для обеспечения необходимого уровня мобильности населения и транспортной доступности района и его населенных пунктов для всех категорий граждан, оптимизация взаимодействия видов транспорта Надымского района.
В Надымском районе в целом развиваются все виды транспорта - автомобильный, железнодорожный, воздушный и речной.
1.1. Автомобильный транспорт.
Существующая сеть автомобильных дорог Надымского района как по своей протяженности, так и по состоянию не удовлетворяет потребности в автомобильных перевозках. Она складывалась нетипично, и необходимость строительства дорог была вызвана освоением нефтегазовых месторождений.
Начертание сети автомобильных дорог района имеет свои особенности. Конфигурация месторождений, их географическое положение относительно друг друга, объемы разведанных месторождений являются отправными пунктами построения сети автомобильных дорог.
В настоящее время из-за снижения объемов добычи на нефтяных и газовых месторождений в южной части района основной объем эксплуатационного бурения и добычи перемещается на север, что приводит к увеличению темпов дорожного строительства.
Существующая транспортно-логистическая инфраструктура создавалась под освоение месторождений Надыма и Уренгоя, представляет собой железную дорогу "Новый Уренгой - Ямбург" и железную дорогу "Новый Уренгой - Пангоды - Надым Пристань", с движением рабочих поездов, и участок автодороги "Новый Уренгой - Надым" автодороги "Сургут - Салехард".
Кроме этого, имеется ряд межпромысловых дорог на Ямбургское и Медвежье месторождения, и вдольтрассовая автодорога с твердым бетонным покрытием вдоль центрального направления магистральных газопроводов. Эти дороги несут технологические задачи транспортного обеспечения потребностей месторождений и при переводе в федеральную собственность должны быть подвергнуты реконструкции для приведения в соответствие с требованиями для федеральных дорог общего пользования.
Необходимо отметить, что деление дорог на дороги общего пользования и ведомственные определено не столько по функциональному назначению, сколько по балансовой принадлежности и источникам финансирования.
Эта ситуация осложняет создание единых для Надымского района дорожно-эксплуатационной и автосервисной служб.
На территории района между г. Надымом и близлежащими поселками Пангоды, Правохеттинский, Заполярный, Лонгъюган, Приозерный, Ягельный организовано автобусное сообщение. В населенные пункты Кутопьюган, Ныда в осенне-зимний период прокладываются зимние дороги.
В 2007 году начато строительство участка "Надым - Салехард" автодороги "Сургут - Салехард".
В октябре 2008 года завершены основные работы на участке "Новый Уренгой - Надым" автодороги "Сургут - Салехард", дорога введена в эксплуатацию по первой стадии на участках:
- "Новый Уренгой - Пангоды" (102 км);
- "Пангоды - Правохеттинский" (67 км);
- "Правохеттинский - Старый Надым" (46 км);
- "Старый Надым - Надым" (18 км).
Для обеспечения сквозного движения на территории района устраиваются понтонные мостовые переправы:
через реку Надым на участке "Старый Надым - Надым";
через реку Правая Хетта на участке "Пангоды - Правохеттинский".
В 2008 году на территории района автомобильным транспортом было перевезено 3,6 млн. т грузов, что на 6% больше, чем за аналогичный период 2007 года. Автобусами было перевезено 4,06 млн. чел., что на 5% меньше предшествующего года.
Таблица 1.
Транспортная обеспеченность населенных пунктов Надымского района
по состоянию на 01.01.2008 года
N |
|
Всего по Надымскому району |
п. Заполярный |
п. Пангоды |
с. Кутопьюган |
п. Лонгъюган |
с. Ныда |
с. Нори |
п. Правохеттинский |
п. Приозерный |
п. Ягельный |
п. Ямбург |
г. Надым |
1 |
Протяженность автомобильных дорог всего, в том числе с твердым покрытием, (км.) |
708,7 |
7,00 |
22,60 |
3,90 |
10,3 |
3,20 |
0,00 |
8,50 |
14,50 |
5,80 |
4,10 |
86,84 |
2 |
Отремонтировано дорог (км) |
13,7 |
|
|
|
7,9 |
|
|
5,00 |
|
|
|
0,84 |
3 |
Затрачено средств на строительство и ремонт дорог - всего (тыс. руб) |
30285 |
|
|
|
10600,0 |
|
|
19156,00 |
|
|
|
529,00 |
4 |
Транспортное удаление, (км) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- от ближайшей ж/д станции |
|
207,00 |
102,00 |
376,00 |
500,0 |
241,00 |
313,00 |
169,00 |
461,00 |
371,0 |
325,00 |
241,00 |
|
- от ближайшего аэропорта |
|
207,00 |
102,00 |
142,00 |
264,0 |
241,00 |
79,00 |
73,00 |
214,00 |
124,0 |
325,00 |
8,00 |
|
- от речного порта (причала) |
|
224,00 |
119,00 |
136,00 |
279,0 |
258,00 |
73,00 |
58,00 |
229,00 |
139,0 |
6,00 |
9,00 |
|
п. Заполярный - ближайший аэропорт в г. Новый Уренгой |
||||||||||||
|
п. Пангоды - ближайший аэропорт в г. Новый Уренгой |
||||||||||||
|
с. Ныда - ближайший аэропорт в г. Новый Уренгой |
1.2. Характеристика железнодорожного транспорта.
По территории Надымского района проходят железные дороги: Новый Уренгой - Пангоды - Надым и Новый Уренгой - Ямбург.
Железная дорога Новый Уренгой - Пангоды - Надым была начата строительством в 1985 году, но в 1989 приостановлена, в настоящее время ведется ее достройка. Железная дорога Новый Уренгой - Ямбург была начата в 1984 году, находится в стадии достройки, хотя по дороге производится доставка грузов и вахтовиков для обслуживания Ямбургского газового месторождения.
Участки Новый Уренгой - Надым и Новый Уренгой - Ямбург находятся в стадии незавершенного строительства, их основное назначение сегодня - доставка грузов для обеспечения эксплуатации и обустройства нефтегазовых месторождений в северной части Надым - Пур-Тазовского региона, линейной части магистральных газопроводов и снабжение населения этого района. Более 60% перевозимых грузов сегодня принадлежит ОАО "Газпром". Это оборудование для строительства газопроводов, щебень для возведения автомобильных дорог, товары народного потребления, газоконденсат, дизельное топливо, бензиновые фракции и др.
В связи с активизацией деятельности нефтегазодобывающих компаний ростом добычи углеводородного сырья в последние годы стал ощущаться недостаток пропускных способностей железнодорожного транспорта. Так, для обеспечения растущего уровня добычи углеводородов на Ямале в период до 2010 года необходимо предусмотреть завоз грузов для обустройства месторождений, а также частичный вывоз жидких углеводородов и продукции нефтеперерабатывающей промышленности общим объемом более 40 млн. тонн в год. Кроме того, требуется доставлять и отправлять обратно вахтовые бригады общей численностью 20 - 30 тыс. человек в месяц. При этом доля грузов, перевозимых железной дорогой, напрямую будет зависеть от активности предприятий отрасли.
Создание благоприятных условий для ускорения процесса разработки северных месторождений и дальнейшего экономического развития страны, развитие пассажирских перевозок до полного удовлетворения потребности населения региона являются важными политическими задачами, к необходимости решения которых подошли Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа и ОАО "РЖД".
Для окончания строительства и дальнейшей эксплуатации северных участков железной дороги совместно с Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа было создано открытое акционерное общество "Ямальская железнодорожная компания". Компания организует грузовые и пассажирские перевозки на участке Коротчаево - Новый Уренгой и грузовые на участке Коротчаево - Надым Пристань, решает вопросы ремонта, эксплуатации и содержания участков транспортной инфраструктуры на Ямале.
Таблица 2.
Планы объемов перевозки грузов по участкам дорог ЯНАО
Наименование |
Участок |
|||
Коротчаево - Новый Уренгой |
Новый Уренгой - Пангоды |
Пангоды - Надым |
Новый Уренгой - Ямбург |
|
Эксплуатационная длина, км |
74 |
113 |
113 |
290 |
План объема перевозок по годам, млн. тонн | ||||
2008 |
5,62 |
0,91 |
0,18 |
1,20 |
2009 |
6,15 |
1,04 |
0,21 |
1,33 |
2010 |
6,73 |
1,20 |
0,24 |
1,49 |
2011 |
6,73 |
1,20 |
0,24 |
1,49 |
2012 |
6,73 |
1,20 |
0,24 |
1,49 |
Собственник имущества |
ОАО "ЯЖДК" |
ОАО "ЯЖДК" |
ОАО "ЯЖДК" |
ОАО "ЯЖДК" |
1.3. Воздушный транспорт.
Воздушный транспорт занимает особое положение в Надымском районе. При огромной, почти неосвоенной, северной территории и очаговом характере расселения населения авиация приобретает большое значение для перевозки пассажиров, почты, срочных грузов и медицинского обслуживания населения.
Ввиду больших расстояний между населенными пунктами и промышленными объектами Надымского района авиаперевозки играют весьма важную роль в транспортной системе. Для жителей населенных пунктов Ныда, Нори, Кутопьюган авиационный транспорт является единственным средством связи с районным центром.
На территории Надымского района функционируют три аэропорта - Надым, Ныда и Ямбург.
Аэропорт Надым - аэропорт в Ямало-Ненецком автономном округе, расположенный в 9 км юго-восточнее Надыма. Аэропорт имеет допуск к приему самолетов типа 3 и 4 классов (ИЛ-76, ТУ-154, ТУ-134, АН-12, АН-24-26, ЯК-42, ИЛ-18, ЯК-40).
С целью имущественной поддержки авиаперевозок на территории Надымского района в рамках реализации комплексной целевой программы по усилению борьбы с преступностью, укреплению правопорядка и профилактике правонарушений на территории муниципального образования Надымский район на 2007 - 2008 годы за счет средств местного бюджета было приобретено и передано ОАО "Надымское авиапредприятие" во временное пользование по договорам аренды следующее оборудование:
- система автоматического контроля пассажиропотока для проверки граждан по базе данных МВД DCS "Регина";
- рентгенотелевизионный интроскоп для проверки ручной клади и багажа "Hi-Scan 7085";
- рентгенотелевизионный интроскоп для проверки ручной клади и багажа "Hi-Scan 6040i";
- определитель паров взрывчатых веществ "Пилот-М";
- многозоновый стационарный металлодетектор "Ceia HiPe Multizone";
- ручной металлоискатель.
Установленное радиотехническое и светосигнальное оборудование обеспечивает взлет/посадку воздушных судов по не категорированному минимуму.
Отправку и прием пассажиров на территории Надымского района осуществляет ОАО "Надымское авиапредприятие". Аэропорт города Надым связан воздушными линиями с городами округа, области и России: Москва, Уфа, Екатеринбург, Самара, Краснодар, Санкт-Петербург, Тюмень, Новосибирск, Салехард.
За 2008 год было отправлено 92723 пассажира, что на 7,2% меньше соответствующего периода прошлого года, принято 93992 пассажира, что на 5,2% меньше, чем в 2007 году. Снижение показателей связано с прекращением полетов авиакомпании "Россия" на линии Надым - Москва, а также с увеличением стоимости авиабилетов.
ОАО "Надымское авиапредприятие" в 2008 году отправлено 115,1 тонн грузов и 30,6 тонн почты. За этот же период принято 1002,8 тонн грузов и 90 тонн почты, что на 6,8% больше, чем в 2007 году.
Оборудование и взлетно-посадочная полоса аэропорта позволяет принимать самолеты любого типа. С 2007 года Федеральное агентство воздушного транспорта разрешило аэропорту прием и обслуживание самолетов типа Боинг-737 - (400, 500, 700, 800), А-319, а с 2008 года - типа А-320, что создает предпосылки для организации прямых рейсов за пределы Российской Федерации и, таким образом, повышения статуса аэропорта до международного уровня.
На территории аэропорта имеется гостиница для размещения экипажей.
В аэропорту работает цех бортового питания "Надымавиасервис" по обеспечению авиакомпаний бортовым питанием.
Перевозка пассажиров на местных воздушных линиях осуществляется вертолетами ОАО АТК "Ямал" в национальные села Надымского района по маршрутам:
- "Надым - Ныда - Нори - Кутопьюган - Надым";
- "Надым - Кутопьюган - Нори - Ныда - Надым";
- "Надым - Медвежье - Надым" (ежедневно в период распутицы).
За 2008 год перевезено ОАО АТК "Ямал" в национальные села Ныда, Нори, Кутопьюган 7 617 человек, объем перевозок грузов составил 302 тонны.
Аэропорт Ямбург - самый северный аэропорт в Ямало-Ненецком автономном округе. Через аэропорт проходит ежегодно около 100 тысяч пассажиров.
Статус: класс "В", принимает лайнеры Ту-154, Ил-76ТД, Ан-74 и все типы вертолетов.
Взлетно-посадочная полоса: 2430 м длиной и 42 м шириной. На самолетах Ту-154, Ту-134, Як-42, Як-40, Л-410 из Ямбурга совершаются рейсы в Москву, Белгород, Краснодар, Уфу, Екатеринбург, Тюмень, Надым, Салехард. Вертолеты типа Ми-8 и Ми-26 летают на Мыс Каменный, Тазовский, Заполярный, Новый Уренгой, Газ-Сале и другие оперативные точки. Площадь аэровокзала - 500 кв. м.
Аэропорт Ныда - аэропорт в селе Ныда используется для организации перевозок пассажиров и грузов на местных воздушных линиях. Здание аэропорта построено в 1973 году, реконструировано в 1997 году. Площадь 2-х этажного здания составляет 193 кв. м.
Взлетно-посадочная площадка предназначена для транспортных полетов и авиационных работ, площадь - 625 кв. м. Вертолетами типа Ми-8 и Ми 8-МТВ выполняются рейсы:
- "Надым - Ныда - Нори - Кутопьюган - Надым";
- "Надым - Кутопьюган - Нори - Ныда - Надым".
Перечень субсидируемых маршрутов местных воздушных линий представлен в Приложении 2 к настоящей Программе.
За 2008 год через аэропорт в селе Ныда принято и отправлено около 4 тысяч пассажиров.
Балансодержателем и обслуживающей организацией аэропорта в селе Ныда является муниципальное унитарное предприятие "Управление энергоснабжения и инженерных сетей".
1.4. Речной транспорт.
Развитие речного транспорта Надымского района связано с деятельностью речного порта Надым и обеспечением перевозок пассажиров теплоходами в период навигации в населенные пункты, находящиеся на берегу Обской губы.
Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 апреля 2009 года N 177-А утвержден Перечень мероприятий в области транспорта на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов, в котором предусмотрено предоставление субсидий организациям внутреннего водного транспорта, осуществляющим транспортное обслуживание населения на межмуниципальных маршрутах в границах Ямало-Ненецкого автономного округа по льготным тарифам, в том числе по линии "Салехард - Яр-Сале - Ныда - Кутопьюган" и обратно.
ОАО "Надымский речной порт" - дочернее общество в структуре ОАО "Обь-Иртышское речное пароходство". ОАО "Надымский речной порт" находится на правом и левом берегах реки Надым, впадающей в Обскую губу. Основной вид деятельности - это выполнение перегрузочных работ с железнодорожного и автомобильного транспорта на водный и обратно. Перегрузочные работы производятся на двух грузовых районах - Левобережном и Правобережном.
Левобережный грузовой район расположен на левом берегу реки на участке 120,3-124 км и включает 6 благоустроенных механизированных причалов, представляющих собой вертикальную стенку в виде металлического шпунта общей длиной 590 м, построенных в искусственно созданном ковше. На причалах перегружаются тарно-штучные грузы, контейнеры, металлические трубы, железобетонные изделия, минерально-строительные материалы.
Правобережный грузовой район расположен на участке 119-113,1 км вдоль правого берега. В его составе три благоустроенных механизированных причала протяженностью 380 метров (в виде вертикальной стенки из металлического шпунта), которые специализированы на перегрузке контейнеров, железобетонных изделий, металлических труб, тарно-штучных грузов и минерально-строительных материалов.
Для выполнения грузовых работ по обработке флота на причалах необщего пользования порт имеет 1 плавучий кран грузоподъемностью 5 тонн.
На акватории порта у левого берега предусмотрены три рейда для стоянки сухогрузных судов и один для стоянки нефтеналивных танкеров, расположенный ниже по течению реки. Имеются 2 портальных крана грузоподъемностью 16/27,5 тонны.
На акватории порта у правого берега предусмотрены четыре рейда для стоянки сухогрузных судов и один для стоянки нефтеналивного флота. Имеются 2 портальных крана грузоподъемность 10/21 тонны и 16/27,5 тонн.
Для проведения зимнего и навигационного ремонта флота и механизации порт имеет ремонтно-механическую мастерскую.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.