Решение Городской Думы муниципального образования г. Салехард
от 2 июля 2010 г. N 74
"Об утверждении Методики юридико-технического оформления проектов
решений Городской Думы города Салехарда"
В целях обеспечения высокого качества подготовки решений Городской Думы города Салехарда, установления единообразия в оформлении проектов решений Городской Думы города Салехарда и использовании средств, правил и приемов юридической техники, на основании статьи 39 Регламента Городской Думы муниципального образования город Салехард, Городская Дума решает:
1. Утвердить прилагаемую Методику юридико-технического оформления проектов решений Городской Думы города Салехарда.
2. Направить настоящее решение для практического применения в органы местного самоуправления, Избирательную комиссию муниципального образования город Салехард.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
Глава муниципального образования |
А.М. Спирин |
Методика
юридико-технического оформления проектов решений Городской
Думы города Салехарда
(утв. решением Городской Думы г. Салехарда от 2 июля 2010 г. N 74)
Настоящая Методика юридико-технического оформления проектов решений Городской Думы города Салехарда рассчитана на практическое применение субъектами правотворческой инициативы, обладающими правом вносить проекты решений на рассмотрение Городской Думы города Салехарда (далее - проект решения, Городская Дума).
Цель Методики заключается в обеспечении высокого качества подготовки решений путем соблюдения единообразия в оформлении проектов решений и использовании средств, правил и приемов юридической техники.
Действие положений настоящей Методики не распространяется на оформление следующих проектов решений: об Уставе муниципального образования город Салехард, о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Салехард, о бюджете города Салехарда, о Правилах землепользования и застройки города Салехарда, о Регламенте Городской Думы города Салехарда.
I. Структура проекта решения
1. Структура проекта решения должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.
2. Проект решения должен быть разделен на структурные элементы, которые упрощают пользование им, улучшают его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогают быстро ориентироваться в нормативном материале.
Употребляются следующие структурные элементы:
- преамбула;
- раздел;
- пункт;
- подпункт;
- абзац.
3. Наименование решения должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию решения определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.
Наименование проекта решения должно отвечать на вопрос: "О чем издано решение?" и начинаться с "О..." или "Об...".
4. В преамбуле кратко излагаются цели и задачи, факты и события, мотивы, послужившие основанием для принятия решения. Она может начинаться устойчивыми формулировками "В целях", "В соответствии", "В связи", "Во исполнение", "На основании" и т.п. Если решение издается на основании другого документа, то в преамбуле указывается наименование этого документа в творительном падеже, его дата, номер и заголовок.
Преамбула:
- не содержит положения нормативного характера;
- не содержит легальные дефиниции (определение понятий, терминов);
- не содержит ссылки на другие нормативные правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием решения;
- не нумеруется;
- располагается непосредственно после наименования проекта решения.
Преамбула в тексте решения завершается словом "решает", которое печатается целиком на одной строке строчными буквами вразрядку насыщенным шрифтом.
5. Тексты проектов решений излагаются в соответствии с нормами официально-делового стиля современного русского литературного языка.
При подготовке текста следует соблюдать следующие общие правила:
- использовать общепринятые, понятные словосочетания, стандартные языковые обороты, традиционно употребляемые в письменной речи и имеющие строго определенное истолкование;
- применять только общепринятые или официально установленные сокращения;
- использовать термины в прямом общеизвестном значении. Иное их понимание должно быть специально оговорено в проекте;
- не допускать, чтобы термин имел несколько значений;
- не употреблять двусмысленные и нечетко сформулированные термины, допускающие разное истолкование, образные языковые средства, вызывающие множество индивидуальных смысловых ассоциаций;
- если названия органов, учреждений, объектов упоминаются в проекте несколько раз, то первый раз следует давать полное наименование, а затем в скобках сформулировать сокращенный вариант (по форме: "далее -..."), который далее будет употребляться в тексте.
6. Основным структурным элементом текста решения является пункт, содержащий одно или несколько нормативных или индивидуальных предписаний.
Пункты значительных по объему решений могут объединяться в разделы, которые подразделяются не менее чем на два структурных элемента.
Пункты и разделы решения могут иметь порядковые номера. Порядковые номера разделов обозначаются римскими цифрами, а пунктов - арабскими цифрами с точками после них.
Пункты, разделы в пределах всего решения должны иметь сквозную нумерацию. В исключительных случаях пункты каждого раздела решения могут иметь отдельную нумерацию в десятичной системе с точками между цифрами, составляющими номер, и после последней цифры, составляющей номер, согласно порядковому номеру раздела решения.
Разделы решения должны иметь заголовки.
Пункт решения может иметь подпункты, образуемые абзацами, отделяемыми друг от друга точкой с запятой, и обозначаемые арабскими цифрами с закрывающейся круглой скобкой либо арабскими цифрами в десятичной системе с точками между цифрами, составляющими номер, и после последней цифры, составляющей номер, либо строчными буквами русского алфавита с закрывающейся круглой скобкой.
7. При необходимости для полноты изложения вопроса в решениях могут воспроизводиться отдельные положения нормативных правовых актов Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа с указанием ссылок на наименование этих документов. Ссылки в пунктах на другие пункты, а также на ранее изданные решения применяются лишь в случае, когда необходимо показать взаимную связь или избежать повторений.
Ссылаться возможно только на действующие нормативные правовые акты и иные документы. При этом указываются следующие реквизиты в следующей последовательности: дата подписания, регистрационный номер и наименование. Ссылки даются на правовые акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные элементы не допускаются.
8. Пункты, которые включают управленческие действия, носящие распорядительный характер, начинаются с глагола в неопределенной форме и дополняются обозначением объекта действия.
Например:
1. Создать рабочую группу в составе...
9. В качестве исполнителей в решениях могут указываться органы местного самоуправления, либо их структурные подразделения, муниципальные органы или конкретные должностные лица.
Если поручение возлагается на структурное подразделение органа местного самоуправления, то его наименование указывается в дательном падеже, а фамилия руководителя с инициалами печатается в скобках в именительном падеже (инициалы ставятся после фамилии).
Например:
3. Аппарату Администрации города (Фамилия И.О.) осуществить организационно-штатные мероприятия, связанные с сокращением штата и численности работников.
10. В целях осуществления контроля за исполнением решения в последнем пункте проекта решения могут быть указаны конкретные органы местного самоуправления, либо их структурные подразделения, муниципальные органы или конкретные должностные лица, на которых возложен контроль за его исполнением.
11. В пунктах о вступлении в силу решения должны употребляться понятия: "вступление в силу", "распространяет свое действие на правоотношения". Пункт о порядке вступления в силу вводится в случае, если необходимо установить особый порядок вступления в силу данного решения.
12. Если решение изменяет, отменяет или дополняет ранее изданное решение или его отдельные структурные элементы, то один из пунктов проекта решения должен содержать ссылку на отменяемое решение (структурный элемент решения) с указанием даты, номера и наименования.
В случае отмены (признания утратившим силу) решения (структурного элемента решения) в тексте проекта решения должен быть пункт, который начинается словами "Отменить" ("Признать утратившим силу").
13. Если в решении приводятся документы (положения, программы, планы, нормы, таблицы, графики, карты, схемы, изображения, образцы документов и т.д.), то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты решения должны иметь ссылки на эти приложения. Ссылки в тексте на приложения к данному решению оформляются словом "приложение", символом "N" и номером приложения (при наличии более одного приложения). Может быть указано наименование приложения, которое должно быть идентичным указанному в самом приложении.
Каждому приложению в составе документа присваивается уникальный номер арабскими цифрами в порядке возрастания.
Если приложение одно, то порядковый номер не указывается, например:
Приложение
к решению Городской Думы
города Салехарда
от 11 сентября 2007 года N 36
При наличии в тексте проекта решения формулировки "Утвердить" (прилагаемое Положение, состав комиссии, перечень мероприятий и т.д.) на самом приложении в правом верхнем углу располагается слово "Утвержден" ("Утверждена", "Утверждены" или "Утверждено"), согласованное в роде и числе с видом утверждаемого документа (Положение - "Утверждено", программа - "Утверждена", мероприятия - "Утверждены"), наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты, номера.
Например:
Утверждено
решением Городской Думы
города Салехарда
от __________ 200_ года N ___
14. В положении (правилах, инструкции и т.д.) основной текст делится на разделы, которые должны иметь названия. Разделы подразделяются на пункты, подпункты и абзацы при их наличии. Разделы нумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов производится арабскими цифрами, подпункты могут иметь буквенную или цифровую нумерацию, а также делиться на абзацы, не имеющие обозначений.
В положении (правилах, инструкции и т.д.) раздел "Общие положения" является первым. В разделе "Общие положения" указываются основания разработки, основное назначение решения и сфера его распространения.
15. При наличии в тексте проекта решения информации, характеризующей несколько объектов по ряду признаков, указанная информация оформляется в форме таблицы.
Табличные тексты применяются в организационно-распорядительных документах (структура и штатная численность, штатное расписание, план работы, перечень и др.).
Таблицы имеют два уровня членения текста: вертикальный - графы и горизонтальный - строки. Обобщенные наименования признаков в таблице составляют заголовок и подзаголовки граф, а наименования объектов - заголовок и подзаголовки строк таблицы.
Графы таблиц должны быть пронумерованы. Если таблица печатается более чем на одной странице, на последующих страницах заголовочная часть таблицы или номера граф продолжаются. Заголовки граф пишутся с прописных букв, а подзаголовки - со строчных, если они составляют одно целое с заголовком, т.е. поясняют его. Если подзаголовок имеет самостоятельное значение, то он пишется с прописной буквы. Точки в заголовках и подзаголовках строк не проставляются.
Заголовки и подзаголовки граф и строк таблицы выражаются именем существительным в именительном падеже единственного числа. В заголовках и подзаголовках строк и граф употребляются только общепринятые условные обозначения.
16. Употребление буквы "ё".
Имена собственные (фамилии, имена, отчества, географические названия, названия предприятий и организаций и т.д.) пишутся с употреблением буквы "ё", если ее написание подтверждено документально, например: Семёнов А.В.
В остальных случаях буква "ё" может употребляться в написании слов в соответствии с орфографическими правилами русского языка.
II. Внесение изменений в ранее принятые решения
17. Внесение изменений в решение оформляется самостоятельным решением Городской Думы.
Изменения вносятся только в основное решение. Вносить изменения в основное решение путем внесения изменений в изменяющее его решение недопустимо.
18. Решение о внесении изменений в решение и (или) приложение к нему имеют особую структуру текста:
18.1. в случае внесения изменений в решение или в решение и приложение (приложения) к нему, в приложения к решению наименование проекта решения должно содержать дату и номер решения, в которое вносятся изменения.
Например:
О внесении изменений в решение
Городской Думы города Салехарда
от 29 ноября 2006 года N 21;
18.2. при внесении изменений в приложение к решению наименование проекта решения должно содержать точное наименование приложения, в которое вносится изменение.
Текст решения излагается в следующей редакции: "Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в... (наименование приложения к решению Городской Думы города Салехарда), утвержденное решением Городской Думы города Салехарда от __________ года N ___.
Например:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в перечень..., утвержденный решением Городской Думы города Салехарда от 17 июля 2007 года N 15.
Указанные изменения оформляются в виде приложения:
Например:
Утверждены
решением Городской Думы
города Салехарда
от __________ 200_ года N ___
Изменения,
которые вносятся в перечень..., утвержденный решением
Городской Думы города Салехарда
от... ... N...
18.3. при внесении изменений в несколько решений и (или) решений и приложение (приложений) к нему наименование проекта решения излагается в следующей редакции:
О внесении изменений в некоторые решения Городской Думы
города Салехарда
В случае, если указанные в настоящем пункте изменения вносятся в связи с вступлением в силу определенных обстоятельств или регулирующих определенную сферу деятельности либо вопросы, в наименовании проекта решения указывается на данное обстоятельство.
Например:
О внесении изменений в некоторые решения Городской Думы
города Салехарда по вопросам
регулирования земельных отношений
или
О внесении изменений в некоторые решения
Городской Думы города Салехарда,
касающиеся порядка предоставления субсидий;
18.4. изменения оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию, или на абзацы, не имеющие обозначений;
18.5. в случае, если в решение или в решение и (или) приложение к нему вносятся не более 2 (двух) изменений, то указанные изменения оформляются в тексте решения. Если в решение и (или) приложение к нему вносятся более 2 (двух) изменений, то указанные изменения оформляются в порядке, предусмотренном подпунктами 18.1 - 18.4 настоящей Методики.
Например:
Городская Дума города Салехарда решает:
Внести в решение Городской Думы города Салехарда от... ... N... "..." следующие изменения:
1. В пункте... слова "..." заменить словами "...".
2. В приложении, утвержденном указанным решением, пункт... дополнить абзацем...;
18.6. если в решение вносится только одно изменение, то его нумерация не производится.
Например:
Городская Дума города Салехарда решает:
В пункте... решения Городской Думы города Салехарда от... N... "..." слова "..." исключить.
или
Городская Дума города Салехарда решает:
в решение Городской Думы города Салехарда от... N... "..." внести следующее изменение:
абзац... пункта... изложить в следующей редакции:
"...".
19. Недопустимо изменять нумерацию пунктов, буквенное или цифровое обозначение подпунктов решения при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных элементов решения.
Дополняемым структурным элементам, которые включаются в текст решения до последнего структурного элемента того же вида, присваиваются порядковые номера предшествующих им структурных элементов того же вида с помещением над указанными номерами дополнительных порядковых номеров, начиная с первого, либо добавлением к указанным номерам через точку дополнительных порядковых номеров, начиная с первого.
Дополняемым структурным элементам, которые включаются в текст решения после последнего структурного элемента того же вида, присваиваются номера, следующие за номером последнего.
Например:
1) решение Городской Думы города Салехарда от... N... "..." дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1....";
20. При внесении изменений в структурные элементы решения либо признании их утратившими юридическую силу изменение внутренней нумерации в решение недопустимо. При внесении изменений в структурные элементы решения подсчет ведется с учетом исключенных и признанных утратившими юридическую силу структурных элементов данного решения.
21. При одновременном внесении в решение изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного решения вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно с указанием конкретного структурного элемента, в который вносятся изменения и признаются утратившими силу.
Например:
1. Внести в решение Городской Думы города Салехарда от... N... "..." следующие изменения:
1.1. в пункте 1 слова "..." заменить словами "...";
1.2. подпункт 6.1 пункта 6 дополнить словами "...";
1.3. в пункте 7:
а) слова "..." исключить;
б) слово "..." заменить словом "...";
1.4. пункт 8 признать утратившим силу;
1.5. подпункт 9.2 пункта 9 изложить в следующей редакции:
"9.2....".
22. Независимо от конкретного содержания проекта решения, т.е. независимо от того, имеются ли в тексте проекта решения замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, новая редакция структурного элемента решения, дополнение структурного элемента решения новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение структурных элементов в решение, наименование решения всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе и оформляется следующим образом:
Например:
О внесении изменения в решение Городской Думы
города Салехарда от... N...
или
О внесении изменений в решение
Городской Думы города Салехарда
от... N...
23. При внесении изменений в текст решения и (или) приложение к нему, а также при внесении изменений в одно или два структурных элемента решения наименование проекта решения следует конкретизировать.
Например:
О внесении изменений в пункт 2 Правил...
24. Вносимые в решения изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретного структурного элемента, в который вносятся изменения.
25. При внесении изменения в решение сначала указывается, какой структурный элемент изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в решение следует оформлять начиная с наименьшего структурного элемента. Наименование структурного элемента указывается полностью (без сокращения).
Например:
"абзац второй подпункта 1.3 пункта 1 дополнить предложением следующего содержания: "...".".
или
"в подпункте "в" пункта 2 слова "..." заменить словами "...".".
26. При внесении дополнений в структурную единицу указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.
Например:
"пункт 1.4 раздела II после слов "..." дополнить словами "...".".
27. В случае, если дополняется словами пункт решения и это дополнение должно находиться в конце данного пункта, применяется следующая формулировка:
"пункт "..." дополнить словами "...".".
При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.
28. Внесение нескольких изменений в различные структурные единицы раздела приложения решения оформляется следующим образом:
"1. В наименовании, пунктах 1, 2 слова "..." исключить.
2. В Положении...:
1) в пункте 2:
а) в подпункте 2.4 слова "..." заменить словами "...";
б) подпункт 2.5 после слов "..." дополнить словами "...";
в) раздел V дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7....".
3. В приложении к Положению:
а) пункты 69 - 72 изложить в следующей редакции:
"69....
...".
29. При дополнении раздела приложения решения пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце пункта или подпункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых пунктов или подпунктов.
Например:
Раздел I дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3....";
пункт 6 раздела IV дополнить подпунктом 6.4 следующего содержания:
"6.4....".
30. Структурный элемент решения излагается в новой редакции в случаях, если:
необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;
неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы решения.
31. Изложение структурного элемента решения в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данного структурного элемента.
32. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры", а не "числа".
Например:
цифры "12, 14, 125" заменить цифрами "13, 15, 126".
33. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
Например:
слова "в 50 раз" заменить словами "в 100 раз".
III. Перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу
34. В целях систематизации решений Городской Думы города Салехарда, в связи с изданием новых решений и признанием утратившими силу отдельных решений, отдельных положений готовится перечень решений, подлежащих признанию утратившими силу.
35. В перечень решений, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:
а) решения, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывается как само решение, так и все решения, которыми в текст основного решения ранее вносились изменения;
б) решения, подлежащие признанию утратившими силу частично, т.е. если утрачивает силу не все решение, а только его отдельные структурные элементы. При этом отдельными позициями указывается как сами структурные элементы решения, так и все решения, которыми в текст данного структурного элемента ранее вносились изменения.
Например:
Пункт 1 решения Городской Думы города Салехарда от... N...;
в) решения (или их структурные элементы), которые утрачивают силу в неотделимой части (если подразумевается часть, не выделенная в самостоятельный структурный элемент).
Например:
Пункт 5 решения Городской Думы города Салехарда от... N... "..." в части утверждения состава комиссии.
36. Перечень решений, подлежащих признанию утратившими силу, может быть отдельным пунктом в проекте решения, устанавливающий новое правовое регулирование, а также может быть самостоятельным проектом решения.
37. Перечень решений, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным с тем, чтобы не было упущено ни одно решение, не соответствующее действующему законодательству и иным нормативным правовым актам, и не были включены для признания утратившими силу ни одно решение или его часть, сохраняющие свое действие.
38. При включении каждого решения в перечень решений, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны дата его подписания, номер, наименование решения.
39. При признании утратившими силу решения в перечень решений включаются в виде отдельных позиций все решения, которыми в разное время в основное решение вносились изменения.
40. Каждое решение включается в перечень решений, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельной позиции. Решения, содержащиеся в таком перечне, имеют порядковую нумерацию и считаются пунктами (нумеруются арабской цифрой с точкой).
41. Решения в перечне решений, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты регистрации решения располагаются в соответствии с их номерами в возрастающем порядке.
42. В перечне решений, подлежащих признанию утратившими силу, следует включать не только решения, которые действовали до принятия нового решения, но также решения по данному вопросу, которые ранее фактически утратили силу либо поглощены последующими решениями, но не были признаны утратившими силу в установленном порядке.
43. В перечне решений, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются решения (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Решения (нормы) временного характера в перечень решений, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их действия не истек.
44. Если подлежащий признанию утратившим силу структурный элемент содержит указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в перечень решений, подлежащих признанию утратившими силу, включается только этот структурный элемент, а приложение отдельно не указывается, хотя оно тоже считается утратившим силу.
45. Если в структурном элементе решения наряду с утверждением приложения содержатся указания, касающиеся других вопросов, сохраняющих свое действие, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень решений, подлежащих признанию утратившими силу, включается этот структурный элемент только в части, относящейся к приложению.
46. Если приложение не может быть признано полностью утратившим силу, то в перечень решений, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только структурные элементы приложения.
Например:
Признать утратившим силу пункт 2 приложения, утвержденного решением Городской Думы города Салехарда от... N... "...".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методика юридико-технического оформления проектов решений Городской Думы города Салехарда рассчитана на практическое применение субъектами правотворческой инициативы, обладающими правом вносить проекты решений на рассмотрение Городской Думы города Салехарда. Цель Методики заключается в обеспечении высокого качества подготовки решений путем соблюдения единообразия в оформлении проектов решений и использовании средств, правил и приемов юридической техники.
Решение Городской Думы муниципального образования г. Салехард от 2 июля 2010 г. N 74 "Об утверждении Методики юридико-технического оформления проектов решений Городской Думы города Салехарда"
Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия
Текст решения официально опубликован не был