В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 марта 2008 года N 2-ЗАО "О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа Свинцову А.П.
Первый заместитель Губернатора |
Е.В. Мискевич |
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного
округа на 2011 - 2013 годы
(утв. постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 5 августа 2010 г. N 159-П)
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы подготовлены в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 марта 2008 года N 2-ЗАО "О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе".
Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) осуществлена на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах", основных направлений налоговой политики на 2011 - 2013 годы.
II. Итоги бюджетной политики в 2009 году и в начале 2010 года
Бюджетная политика автономного округа в 2009 - 2010 годах направлена на обеспечение устойчивости бюджетной системы, выполнение принятых социальных обязательств государства и недопущение падения уровня жизни населения.
В 2009 - 2010 годах благодаря проведенному комплексу антикризисных мероприятий в автономном округе наметились определенные позитивные тенденции. В текущем году отмечается увеличение объемов добычи углеводородного сырья, рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет автономного округа.
Сформирован резервный фонд автономного округа, предназначенный для исполнения социально значимых расходных обязательств.
Продолжен переход к программному бюджету. Доля расходов окружного бюджета, формируемых в рамках программно-целевого метода (с учетом окружных целевых программ, ведомственных и аналитических программ, а также докладов о результатах деятельности субъектов бюджетного планирования), по сравнению с 2009 годом выросла более чем на 19% и составила 68%.
Созданы стимулы для повышения эффективности муниципального управления, в том числе в сфере бюджетного процесса.
Намечен план мероприятий по реализации на территории автономного округа положений Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
В 2010 году усилено финансовое обеспечение мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности - важнейшего вектора развития всех сфер жизни современного общества.
Итоги реализации бюджетной политики в 2009 году и в начале 2010 года позволят перейти к следующему этапу модернизации управления общественными финансами в рамках достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Российской Федерации и автономного округа.
III. Основные направления налоговой политики
В среднесрочной перспективе налоговая политика автономного округа, как и налоговая политика Российской Федерации, в целом будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы автономного округа и стимулирование инвестиционной и инновационной активности.
При формировании доходов консолидированного бюджета автономного округа будут учтены основные новации Правительства Российской Федерации в области налоговой политики:
стимулирование инновационной деятельности, в том числе: освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции;
установление пониженной ставки страховых взносов в размере 14% на период до 2015 года, а для отдельных категорий налогоплательщиков до 2020 года;
завершение реформы начисления амортизации и пересмотр принципов формирования амортизационных групп;
изменение порядка исчисления и уплаты акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
освобождение от налогообложения прибыли организаций (в том числе коммерческих) в области науки, образования и здравоохранения на период до 2020 года;
сокращение установленных на федеральном уровне льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу;
совершенствование упрощенной системы налогообложения на основе патента с одновременным сокращением применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Планируемая с 1 января 2012 года частичная отмена налоговых льгот по налогу на имущество организаций на инфраструктурное имущество: железнодорожные пути, магистральные трубопроводы и линии электропередачи, а с 1 января 2013 года - в полном объеме должна привести к увеличению доходов окружного бюджета. Ожидаемые дополнительные поступления в окружной бюджет оцениваются в 2012 году в размере не менее 5 млрд. рублей.
Принятие Федеральным Собранием Российской Федерации до конца текущего года законодательных инициатив Правительства Российской Федерации в части совершенствования налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения и введения института консолидированных групп налогоплательщиков также окажет позитивное влияние на увеличение налогового потенциала автономного округа.
Меры по стимулированию инновационной деятельности и освобождение от налогообложения прибыли организаций (в том числе коммерческих) в области науки, образования и здравоохранения на период до 2020 года приведут к сокращению доходов окружного бюджета и консолидированного бюджета автономного округа.
Основные направления налоговой политики автономного округа на 2011 - 2013 годы определены с учетом преемственности базовых целей и задач налоговой политики на 2010 - 2012 годы.
Большая работа проведена Администрацией автономного округа на федеральном уровне по увеличению налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций за счет движимого имущества, входящего в состав единой системы газоснабжения и находящегося на территории автономного округа.
В предстоящий период Правительству автономного округа необходимо продолжить работу по увеличению налогооблагаемой базы автономного округа за счет перераспределения налога на прибыль организаций, уплачиваемого организациями, входящими в состав единой системы газоснабжения.
Еще одним из направлений налоговой политики в среднесрочной перспективе станет создание стимулов для развития механизмов государственно-частного партнерства, что позволит привлечь внебюджетные инвестиции в объекты общественной инфраструктуры автономного округа.
В рамках реализации положений ежегодного доклада Губернатора автономного округа о положении дел в автономном округе в целях социальной поддержки от уплаты транспортного налога освобождены неработающие пенсионеры, которым присвоено звание "Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа".
В настоящее время в автономном округе действует программа государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий и организаций, рассчитанная на 2008 - 2012 годы, куда вошли приоритетные для автономного округа инфраструктурные проекты - строительство Новоуренгойской ГРЭС (ОГК-1) и Ноябрьской парогазовой электростанции ПГЭС.
Одним из элементов налоговой политики автономного округа должно стать ежегодное проведение оценки эффективности ранее предоставленных налоговых льгот, что позволит принимать решения об их продлении либо отмене. Принятие решения о предоставлении новых налоговых льгот должно также основываться на предварительной оценке их бюджетной эффективности.
В предыдущие годы в пределах полномочий автономного округа приняты меры, направленные на стимулирование развития малого и среднего бизнеса: право применения патентной системы налогообложения, снижение ставки по упрощенной системе налогообложения до 5% для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. В среднесрочном периоде перечисленные меры планируются сохранить.
В предстоящей трехлетке необходимо продолжить работу по повышению эффективности использования государственного имущества и оптимизации государственного сектора экономики, в том числе по дальнейшему сокращению имущества, не обеспечивающего выполнение функций и полномочий автономного округа как субъекта Российской Федерации.
По-прежнему актуальна проблема оказания государственной поддержки производств, имеющих приоритетное значение для развития автономного округа, сельского хозяйства, традиционной хозяйственной деятельности, организаций в отношении имущества жилищно-коммунального комплекса и социально-культурной сферы, содержание которого финансируется из окружного или местного бюджетов, окружных и муниципальных автомобильных дорог. Налоговые льготы, установленные для этих категорий налогоплательщиков, должны быть сохранены.
Будет продолжена совместная с налоговыми органами и органами местного самоуправления работа по созданию благоприятных условий налогового администрирования в части введения единого срока уплаты имущественных налогов, уплачиваемых физическими лицами в окружной и местный бюджеты.
Особое внимание необходимо уделить повышению качества администрирования доходов, а также проведению своевременной претензионно-исковой работы с неплательщиками и осуществлением мер принудительного взыскания.
В среднесрочном периоде будет продолжено сотрудничество и взаимодействие с крупнейшими вертикально-интегрированными компаниями, осуществляющими свою производственную деятельность на территории автономного округа.
В целях укрепления финансовых основ местного самоуправления с 2011 года планируется передать из окружного бюджета в бюджеты городских округов и муниципальных районов минимальный налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Муниципальным образованиям в автономном округе предстоит дальнейшее совершенствование проводимой налоговой политики по собственным доходным источникам, ориентированной на сохранение стабильности доходной базы местных бюджетов при оптимальной налоговой нагрузке на налогоплательщиков.
В условиях экономической нестабильности необходимо продолжить мониторинг экономических показателей деятельности малого и среднего бизнеса. При принятии решений на 2011 год о едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности необходимо поддерживать оптимальное соотношение между допустимой налоговой нагрузкой на налогоплательщиков и потерями бюджета.
Большой и планомерной работы со стороны органов местного самоуправления потребует формирование объективной налогооблагаемой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, постановка на учет объектов их налогообложения. При этом необходимо учитывать опыт аналогичной работы, в том числе с налоговыми, регистрирующими и другими органами в муниципальных образованиях таких субъектов Российской Федерации, как Нижегородская область, Алтайский край.
В непростых экономических условиях от органов местного самоуправления требуется мобилизация всех резервов для пополнения местных бюджетов.
IV. Основные направления бюджетной политики
Бюджетная политика должна быть направлена на повышение эффективности деятельности органов государственной власти автономного округа по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных и муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, выполнению государственных (муниципальных) функций, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития региона.
С учетом этого необходимо сконцентрироваться на решении следующих задач:
- обеспечение сбалансированности бюджетной системы при условии формирования бездефицитного бюджета;
- увязка долгосрочного стратегического и бюджетного планирования, применения комплексного подхода при распределении финансовых ресурсов;
- расширение практики применения программно-целевого принципа формирования бюджетных расходов;
- введение новых принципов деятельности государственных и муниципальных учреждений;
- обеспечение энергосбережения и энергоэффективности бюджетного сектора;
- повышение качества человеческого капитала.
1. Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения экономической стабильности.
Ухудшение условий функционирования экономики вследствие макроэкономической нестабильности неизбежно приводит к замедлению роста или в особо неблагоприятных условиях к снижению доходов бюджетов бюджетной системы, то есть к сокращению возможностей публично-правовых образований не только для достижения заявленных долгосрочных стратегических целей, но и для исполнения принятых публичных обязательств перед гражданами.
В таких условиях существенно усложняется планирование деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, что создает предпосылки к снижению ответственности за определение и достижение целей и индикаторов результативности своей деятельности, возникают стимулы к увеличению расходов, не имеющих четких критериев оценки их необходимости и достаточности для решения задач государственной политики в соответствующих сферах.
Таким образом, для повышения эффективности деятельности в целом и в сфере бюджетной политики в том числе необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым, в частности, относятся:
- реалистичность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
- формирование бюджетов с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы;
- ограничение бюджетного дефицита, государственного долга и установление правил использования для финансового обеспечения "длящихся" расходных обязательств нестабильных (зависящих от внешних условий) доходов;
- планирование бюджетных ассигнований, исходя из безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований;
- создание и поддержание необходимых финансовых резервов.
2. Необходимо тщательно оценить приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными возможностями. Только комплексный подход к принятию стратегических решений, учитывающий итоги кризиса, новые внутренние и внешние условия развития экономики, позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений государственной политики.
Следует вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития, которые должны предусматривать в том числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры.
Нужно ввести четкие правила оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных обязательств, предусмотрев повышение ответственности за достоверность их финансово-экономических обоснований.
Необходимо исключить практику занижения при рассмотрении новых инициатив их финансовой оценки, с последующим ежегодным увеличением расходов по уже принятым решениям.
Любое предлагаемое новое решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей его финансового обеспечения и вклада в достижение стратегических целей развития региона.
3. Основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления должен стать программно-целевой принцип организации деятельности путем создания условий для интеграции стратегических целей и всей совокупности мер для их достижения в рамках долгосрочных целевых программ.
Формирование долгосрочных целевых программ должно осуществляться, исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения.
Конечной тактической задачей является охват программно-целевым методом планирования расходов всех сфер деятельности органов исполнительной власти и соответственно большей части находящихся в их распоряжении бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов.
Планирование и использование бюджетных ассигнований на исполнение ведомственных целевых программ, направленных на достижение непосредственных результатов деятельности соответствующего органа исполнительной власти, должно быть связано с долгосрочными целевыми программами.
4. Действующая в настоящее время сеть государственных (муниципальных) учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления и принципов оптимальности и достаточности.
Расходы на содержание подведомственной бюджетной сети планируются, как правило, не исходя из объемов оказываемых ими услуг, а исходя из необходимости содержания существующих мощностей. Планирование осуществляется по большей части методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде. В результате отсутствует стимул к оптимизации расходов как в части их совокупных объемов, так и в части их структуры.
Ближайшей целью по данному направлению является повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах; создание условий для оптимизации бюджетной сети.
Для этого предстоит активное внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.
Мероприятия по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений должны быть направлены на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также возможности и стимулы для органов исполнительной власти по оптимизации подведомственной сети.
5. Повышение энергетической эффективности является одним из основных приоритетов бюджетной политики.
Сегодня возможность переложить рост затрат на потребителя, перекрестное субсидирование, отсутствие средств регулирования потребления - все это снижает мотивацию к энергосбережению и энергоэффективности.
Необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", основное внимание в котором уделено государственному и бюджетному сектору. Важнейшей задачей является снижение энергопотребления в сопоставимых условиях не менее чем 3% в год в течение пяти лет. При этом экономия, получаемая сверх этого норматива, должна остаться в распоряжении бюджетного учреждения и может быть направлена, в том числе на зарплату сотрудников.
Также необходимо дальнейшее оснащение учреждений бюджетной сферы.
6. Поддержка инноваций не должна ограничиваться осуществлением отдельных проектов. Каждая государственная программа должна соответствовать требованиям к созданию инновационной среды, включая развитие человеческого капитала.
Серьезнейшее внимание должно быть уделено как образованию, так и улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения трудовой и творческой активности.
В связи с этим при формировании расходов окружного бюджета, в частности, необходимо сконцентрировать финансовые ресурсы на продолжении работы по решению жилищной проблемы ямальцев; повышении эффективности и адресности социальной защиты населения; развитии образования, здравоохранения и социального обслуживания населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подведены итоги бюджетной политики в 2009 году и в начале 2010 года.
Утверждены основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы.
В среднесрочной перспективе налоговая политика автономного округа будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы автономного округа и стимулирование инвестиционной и инновационной активности.
Бюджетная политика должна быть направлена на повышение эффективности деятельности органов государственной власти автономного округа по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных и муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, выполнению государственных (муниципальных) функций, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития региона.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 августа 2010 г. N 159-П "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 12 августа 2010 г., спецвыпуск N 103