Принят постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 ноября 2010 г. N 277
Здравствуйте, дорогие земляки, уважаемые депутаты Законодательного Собрания!
Сегодня я представляю на ваше рассмотрение Доклад о текущем состоянии дел. Это моё первое выступление. Поэтому я постараюсь затронуть все сферы деятельности, чтобы максимально конкретно обозначить основные векторы дальнейшего развития Ямала.
Прежде чем говорить о сегодняшней ситуации и планах на будущее, скажу несколько слов о годе уходящем.
2010 год для жителей Ямала юбилейный: 80 лет со дня образования округа и 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной Войне.
Зная, что в зале находятся ветераны войны и труда, хочу ещё раз поблагодарить вас за мужество и героизм, которые вы проявили в самые тяжёлые для страны годы. Дорогие ветераны! Своим долгом считаю создание достойной и комфортной жизни для каждого из вас. Именно поэтому в сентябре этого года был подписан закон, по которому ветеранам возвращены все социальные льготы.
В этом году мы уделяли особое внимание вопросам обеспечения жильём ветеранов Великой Отечественной войны. Из федерального и окружного бюджетов на эти цели было выделено более 200 миллионов рублей.
Отдельной благодарности заслуживают первопроходцы семидесятых. Для нас это ветераны труда, вложившие свою энергию и молодость в становление Ямала. Недопустимо, что многие из этих героев по-прежнему живут в неприемлемых условиях. В условиях, которые лишь немногим лучше, чем во время освоения первых месторождений.
Убеждён, Ямал должен стать местом, привлекательным для жизни всех слоев населения. Именно поэтому следующий год объявлен на Ямале Годом равных возможностей. Особую заботу окружная власть обязана проявить по отношению к инвалидам. Инфраструктура должна быть удобной для каждого ямальца. Уверен, в наступающем году мы сделаем большой шаг вперед для решения этой задачи.
Уважаемые коллеги!
За полгода своей деятельности мной был проведен анализ состояния дел в нашем округе, определены возможности, сильные и слабые стороны региона, оценены ресурсы. С сожалением должен констатировать, что в округе есть болевые точки, которые не удастся решить в короткое время. Мои поездки по округу и встречи с жителями показали, что некоторые проблемы годами оставались вне поля зрения властей.
Во-первых, это отсталость инфраструктуры округа и жилищного строительства. Характерные черты: запущенность жилфонда, дефицит энергоресурсов, слабая газификация сельских территорий, большой объём ветхого и аварийного жилья, низкая транспортная обеспеченность.
Во-вторых, катастрофическое состояние многих национальных поселков. На фоне рассуждений о модернизации, жители сельских территорий лишены элементарного - связи, дорог, медицинского обслуживания.
В-третьих, потребительское отношение к округу. Многие привыкли смотреть на Ямал только как на промышленный центр, забывая о том, что здесь живут люди, для которых эта земля является родиной, любимым домом. Всё это тормозит развитие округа и снижает качество жизни ямальцев.
Именно на решении этих задач мы должны сконцентрировать все ресурсы и силы. Результат во многом будет зависеть от общих действий исполнительной и законодательной ветвей власти, руководителей муниципальных образований.
Уважаемые депутаты, жители округа!
По масштабности и серьёзности задач, которые мы перед собой ставим, ближайшие годы можно назвать беспрецедентными. Нам предстоит заложить основу для строительства нового Ямала, основными характеристиками которого станут инновационная привлекательность, качество и комфорт жизни.
В одном из своих выступлений Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что престиж и благосостояние Отечества не могут до бесконечности определяться достижениями прошлого. Поэтому задача сегодняшнего поколения, то есть наша с вами задача, - выйти на новую, более высокую ступень развития.
Переходу округа на качественно новый уровень будут способствовать крупные инвестиционные и инновационные проекты, которые обеспечат стабильное будущее Ямала минимум на 50 лет.
Стратегическую роль для развития округа окажет комплексное освоение месторождений Ямала и севера Красноярского края. Здесь отдельно стоит выделить строительство нефтепровода "Заполярье - Пурпе".
Важной вехой для округа я считаю транспортный и энергетический блок мега-проекта "Урал промышленный - Урал Полярный". Этот блок повлияет не только на развитие экономики, но и поможет решить многие проблемы.
Перспективным является развитие высокотехнологичных отраслей в сфере глубокой переработки сырья. В этом году состоялся запуск новой установки на Губкинском газоперерабатывающем комплексе. Подобные производства строятся в Ноябрьске и Муравленко.
На Юрхаровском месторождении введена в эксплуатацию установка по производству метанола мощностью 40 тысяч тонн в год. Кстати, эта установка не имеет аналогов в России. В районе Нового Уренгоя ведётся строительство завода по переработке газового конденсата.
На полуострове Ямал, Газпром и НОВАТЭК приступили к созданию нового в России центра по производству сжиженного природного газа. Одновременно создаётся новый танкерный флот ледокольного класса, модернизируются порты Ямала, ведётся подготовка к освоению шельфа Карского моря. Таким образом, можно говорить о новой волне промышленного освоения Ямала. И жители округа станут её активными участниками.
Сегодня округ создаёт комфортные условия для ведения бизнеса в добывающих отраслях. В ответ мы будем требовать соблюдения экологических норм, сохранения образа жизни коренных народов Севера, приоритета в трудоустройстве именно ямальцев.
В округе будут созданы все условия для того, чтобы наша молодёжь после получения образования хотела и могла вернуться на малую родину.
Наш центр добычи ресурсов должен быть инновационным, направленным на высокие технологии и стабильное социальное развитие. Первым шагом в этом направлении для нас станет подписание соглашения с Газпромом, которое предусматривает значительное увеличение средств компании на социальные программы. А именно - на жилищное строительство, на программу переселения, на благоустройство и газификацию сельских территорий.
Уважаемые депутаты!
Обозначенные болевые точки и планы развития округа требуют от нас чёткого понимания, на что мы будем тратить бюджетные деньги.
Округ и муниципалитеты должны перейти на программно-целевой принцип организации деятельности. Должна быть разработана единая система государственных стандартов, ориентированных на Стратегию социально-экономического развития Ямала. Переход исполнительных органов на новую модель управления планируется завершить в 2011 году.
Мне приятно отметить, что в текущем году мы добились значительного роста бюджета округа с семидесяти шести до девяноста шести миллиардов рублей. Прогноз на 2011-й год - сто девять миллиардов рублей.
Это всё - результат совместных усилий исполнительной и законодательной ветвей власти. Я благодарен коллегам за профессионализм и ответственность.
Уважаемые земляки!
Перехожу к ключевым задачам и основным механизмам их решения.
Одна из важных задач - обеспечение достойного уровня жизни работников бюджетной сферы.
В 2011 году совокупные расходы бюджета на эти цели будут увеличены более чем на шесть миллиардов рублей. Значительные надбавки к зарплате получат сотрудники здравоохранения и образования.
О педагогах скажу отдельно. 2010 год в России был объявлен Годом учителя, что подчёркивает значимость этой профессии. Особенно важно это для сельских территорий, так как именно учитель является гарантом сохранения села. Нет школы - нет детей, нет будущего.
В 2011 году, кроме общероссийской индексации окладов на шесть с половиной процентов, мы увеличиваем фонд надбавок и доплат всем работникам бюджетной сферы с пятнадцати до тридцати процентов.
Другим приоритетным направлением станет увеличение бюджета развития округа. Он будет направлен на строительство жилья, объектов социальной сферы, на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры.
2010 год стал началом нового этапа развития строительного сектора, от которого в первую очередь зависит появление качественного жилья, школ, больниц, детских садов. В этом году на эти цели в рамках Адресной инвестиционной программы были выделены девять миллиардов рублей - на треть больше, чем в 2009 году.
В 2011 году сумма превысит двенадцать миллиардов рублей. Такого объёма в бюджете развития Ямала не было никогда. И поверьте мне, это не предел.
Кроме того, в результате анализа ситуации в строительной отрасли приостановлено возведение неэффективных объектов, в том числе и жилья, цена которого не соответствует рыночной стоимости.
Эти средства были направлены на первоочередные объекты с высокой степенью готовности. Такой шаг позволит завершить в ближайшее время строительство ста сорока восьми (148) объектов.
Отдельно отмечу активизацию подготовки инженерной инфраструктуры. Это даст толчок появлению в городах и посёлках Ямала новых жилых и социальных объектов.
В рамках Национального проекта "Доступное и комфортное жильё - гражданам России" в текущем году будет оказана государственная поддержка трём тысячам семей. Почти половина из них - молодые семьи. Это в два раза больше уровня прошлого года!
Аналогичная работа ведётся и по обеспечению жильём детей-сирот и граждан из числа коренных малочисленных народов Севера.
Считаю необходимым отдельно остановиться на программах переселения ямальцев из районов Крайнего Севера.
В 2010 году поддержку получили триста десять семей. В основном это те, кто в 70-е годы приехал осваивать Ямал со всех уголков бывшего Советского Союза. Они работали и жили в тяжелейших условиях. Они создавали наше с вами настоящее, закладывали основу будущего развития региона. По сути это люди-герои! И от того, как мы отнесёмся к ним сегодня, будет зависеть, как наша молодёжь будет относиться к нам и к Ямалу завтра.
В целом в 2011 году финансирование жилищных программ по сравнению с предыдущими годами будет увеличено в четыре раза.
Уважаемые коллеги!
Самой болезненной темой для жителей округа уже много лет остаётся качество жилья. Учитывая остроту вопроса, я позволю себе остановиться на этой проблеме подробнее.
Официально более восьми процентов жилого фонда Ямала признано ветхим и аварийным. Фактически к категории ветхого можно отнести пятьдесят процентов жилфонда. Очередники ждут улучшения жилищных условий по 10-15 лет. Такого быть не должно!
В этом году мы в два раза увеличили расходы окружного бюджета на переселение из ветхого и аварийного жилья. Это позволило нам оказать помощь более пятистам семьям.
В 2011-м году планируем переселить более тысячи двухсот семей. Считаю, что данный показатель должен стать одним из основных, по которому измеряется эффективность деятельности власти.
Перед органами исполнительной власти мной поставлена непростая задача - в течение пяти лет осуществить снос шестисот тысяч квадратных метров ветхого и аварийного жилья. Это порядка одиннадцати тысяч квартир, в которых жить нельзя. Для планомерного движения вперёд нам необходимо ежегодно вводить в эксплуатацию минимум сто двадцать тысяч квадратных метров. Это примерно две тысячи квартир. К 2015 году мы должны выйти на показатель в четыреста пятьдесят тысяч квадратов или один квадратный метр на человека.
За подготовку инфраструктуры и строительство нового комфортного жилья будет отвечать Фонд жилищного строительства.
Уверен, озвученные мною планы будут способствовать восстановлению и развитию строительного сектора округа.
Подчеркну, приоритет в подрядах будет отдаваться строительным организациям, которые зарегистрированы на территории нашего региона, а также качественно и в срок выполняют свои обязательства.
Уважаемые депутаты!
Я хочу, чтобы все поняли сложность и значимость поставленной задачи. От её решения зависит будущее округа как региона, комфортного для жизни. В противном случае, Ямал так и останется "вахтовой территорией".
У меня складывается ощущение, что не все главы муниципальных образований прилагают достаточно усилий для решения поставленных мной задач.
Надеюсь, вы сделаете соответствующие выводы и проведёте необходимую работу. В противном случае, жители вправе поставить вопрос о компетенции местных властей в решении насущных проблем.
Уважаемые земляки!
Думаю, все согласятся, что второй по значимости темой после жилищного вопроса для нас является вопрос развития дорожного хозяйства и транспортная обеспеченность Ямала. Для округа дороги - это связь с "большой землёй", где живут друзья и родственники, откуда доставляются основные продукты питания и товары. Это возможность свободного передвижения по территории России.
В 2010 году расходы на дорожное строительство увеличены в два раза по сравнению с прошлым годом. В перспективе эта тенденция сохранится. Повышение расходов позволило нам в этом году отремонтировать почти сто пятьдесят километров автодорог. Знаковое событие произошло в этом году и в железнодорожной сети Ямала: достроена железная дорога Обская - Бованенково - Карская. Дорога уже используется для доставки грузов.
Совместно с корпорацией "Урал промышленный - Урал Полярный" правительство автономного округа планирует строительство железнодорожной линии Салехард - Надым. Проекты по важнейшим объектам новой трассы - мостовым переходам через реки Обь и Надым - уже готовы. Эта магистраль позволит замкнуть Северный широтный ход, который имеет стратегическое значение как для округа, так и для всей России. Естественно, климатические и географические особенности нашего края влияют и на транспортную сеть Ямала. У нас достаточно районов, где круглогодичной связи с автомобильными дорогами общего пользования просто не может быть. Поэтому особую роль играет воздушный транспорт.
Требует обновления существующий парк самолётов. В текущем году мной было принято решение о выделении средств на приобретение самолетов нового образца для внутренних перелётов. Параллельно с этим разрабатывается Концепция развития, реконструкции и модернизации инфраструктуры аэропортов.
Заданные сегодня темпы развития транспортной инфраструктуры Ямала должны быть сохранены. Мы понимаем, что строить дороги и развивать авиацию на Ямале дорого и не всегда выгодно. Но без современной транспортной инфраструктуры все наши планы по привлечению инвесторов, по диверсификации и модернизации экономики, так и останутся планами.
Уважаемые депутаты, коллеги!
Не менее важным для экономики Ямала является развитие энергетики и газификация. Эти направления напрямую влияют на принципы тарифообразования. Сегодня мы испытываем дефицит энергомощностей. На мой взгляд, решение этой проблемы должно вестись двумя методами - внедрением энергосберегающих технологий и строительством новых объектов энергогенерации.
Благодаря усилиям правительства округа найдены источники финансирования и возобновлено строительство Уренгойской ГРЭС; достигнуто соглашение с "Тюменьэнерго" о строительстве высоковольтной линии Надым - Салехард.
Наконец, я рад сообщить, что 19 ноября состоится пуск Ноябрьской парогазовой электростанции, а в скором будущем начнётся строительство Тарко-Салинской электростанции.
Другим значимым направлением является газификация. Многие не верят, что на Ямале, в газовой кладовой России, есть негазифицированные поселения. Однако это так. И решение этой проблемы - приоритетное. Не должен субъект Федерации, поставляющий газ на внутренний и мировой рынок, оставаться без газа. И я благодарен компании "Газпром" и лично Алексею Борисовичу Миллеру за понимание и участие в решении этой жизненно-важной для Ямала задачи.
Результаты работы по развитию энергетики и газификации должны в первую очередь почувствовать жители - в виде снижения тарифов на энергоресурсы. Мы понимаем, что сразу добиться ощутимого эффекта не получится. Поэтому ввели предельные ограничения на рост платы за коммунальные услуги в 2011 году. На компенсацию издержек организациям жилищно-коммунального комплекса в бюджете округа предусмотрено четыре с половиной миллиарда рублей.
Уважаемые коллеги!
Социальная среда Ямала разнообразна. Не может быть единых требований к инфраструктуре городов или вахтовых посёлков. Если в насёленных пунктах Ямала главной задачей является жилищное строительство, развитие инфраструктуры ЖКХ и дорог, то в тундре, в условиях промышленного освоения, остро стоит задача сохранения традиционного образа жизни кочевников.
На законодательном уровне решению проблем села помогут два новых стратегических документа: "Концепция социально-экономического развития сельских территорий и агропромышленного комплекса Ямала до 2020 года" и "Концепция продовольственной безопасности округа".
Уважаемые коллеги!
В современном обществе качество жизни определяется не квадратными метрами жилья и километрами дорог, но прежде всего здоровьем нации и уровнем образования. Сегодня много говорится о модернизации в здравоохранении. В моём понимании это комплекс мер, который реально повысит качество и доступность медицинских услуг для каждого человека. Отсюда вытекают и приоритетные направления нашей деятельности.
Первое. Доступность медицинской помощи, которая пока оставляет желать лучшего. Ярким свидетельством этого является показатель младенческой смертности. В наших городах он стабильно снижается. Но в отдалённых сёлах и в стойбищах он остаётся выше среднероссийского.
Второе. Создание и совершенствование межмуниципальных и окружных центров здоровья. Опорными пунктами сегодня выбрано четыре города - Салехард, Новый Уренгой, Ноябрьск, Надым. Все они будут оснащены современным оборудованием.
Третье. Привлечение и подготовка профессиональных кадров. Сегодня количество врачей в округе в возрасте пятидесяти лет и более составляет сорок процентов.
Четвёртое. Необходимо проводить работу по изменению психологии отношения сотрудников медучреждений к пациентам. Главным критерием для всех работающих в медицине должна стать удовлетворённость населения качеством оказываемых услуг.
Общая сумма расходов на здравоохранение в текущем году превысит десять миллиардов рублей, в следующем году запланирован рост до тринадцати (13) миллиардов. Значительный вклад в укрепление здоровья ямальцев должно внести развитие физической культуры и спорта. В следующем году запланировано строительство и реконструкция девяти спортивных объектов, как в крупных городах, так и в отдалённых районах.
Большой комплекс задач стоит перед нами и в образовательной сфере. Прежде всего необходимо решить проблему дефицита мест в детских садах. Надо сказать, что ситуация на Ямале менее острая, чем в большинстве российских регионов. Нам не только удалось сохранить основной фонд детских садов, мы его активно наращиваем. До 2015 года на территории Ямала будет построено более тридцати детских садов. Эти планы мы заложили в Адресную инвестиционную программу.
Дорогие друзья!
Обращаю ваше внимание на то, что впервые на Ямале родителям, которые стоят в очереди на получение места в детском саду, будет выплачиваться ежемесячная компенсация на образовательные услуги.
Инвестиции в образование - это инвестиции в будущее Ямала.
Работа по развитию образования в приоритетных для округа направлениях идёт интенсивно. В сфере профессионального образования мы планируем создать три центра. Один из них свяжет Салехард и Лабытнанги. Здесь будут готовить специалистов для реализации проекта "Урал промышленный - Урал Полярный". Второй центр, в Новом Уренгое, будет обслуживать, прежде всего, потребности газовой отрасли. Третий - на базе Ноябрьска, Губкинского и Муравленко - будет готовить специалистов для нефтедобывающей отрасли.
Планируем запустить новый механизм формирования регионального заказа на подготовку квалифицированных специалистов. В итоге доля выпускников, получивших профобразование, увеличится в среднем в два раза по сравнению с 2010-м годом. При этом каждый родитель должен быть уверен в том, что ребёнок, получивший образование, найдёт в округе достойную работу. От этого будет зависеть сохранение и преумножение богатств Ямала.
Уважаемые земляки!
Коротко остановлюсь на необходимости создания собственной научной базы. Север, как недавно на Арктическом форуме отметил Председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин, это не только углеводороды. Это узёл решения глобальных проблем, связанных с экологией, транспортными маршрутами, геополитикой. Эти вызовы диктуют нам необходимость создания в обозримой перспективе научного Центра изучения Арктики.
За годы освоения в округе был накоплен уникальный опыт строительства на вечной мерзлоте, геологического изучения территории, в том числе сейсморазведки. Мы научились строить дороги и города там, где этого до нас не делал никто.
Мы научились обеспечивать себя всем необходимым, несмотря на суровые вызовы Крайнего Севера. Научились согласовывать интересы коренных народов и топливно-энергетического комплекса.
Мы многое можем передать нашим соседям. Но мы готовы и учиться. Особая роль здесь принадлежит развитию межрегиональных и международных связей. Сегодня Ямал активно взаимодействует с тридцатью (30-ю) регионами России. Ежегодный товарооборот округа превышает сто миллиардов рублей.
Развиваются международные связи. Фактически Ямал становится ключевым участником государственной политики в Арктическом регионе.
Уважаемые друзья!
Во всём мире туризм является высокодоходной отраслью экономики. Развитие этого направления - важная и перспективная часть работы.
На Ямале для этого есть всё: и уникальное географическое положение, и богатейшая культура, и главное - удивительное гостеприимство ямальцев.
Чего нет - это достойной туристической инфраструктуры. Сегодня турист на Ямале - это, как правило, энтузиаст-одиночка, никак не влияющий на экономику округа. И эту ситуацию необходимо исправлять!
Уважаемые коллеги!
В заключении остановлюсь на вопросах государственного управления. В первую очередь, на взаимодействии окружных и муниципальных органов власти.
Раньше достаточно распространенной была практика обособленности муниципалитетов от округа. И сегодня самые острые проблемы - от отсутствия дорог до катастрофического состояния жилого фонда - говорят о неэффективности такой политики. Сама жизнь ставит перед нами задачу максимального объединения сил и ресурсов для решения болевых вопросов всего региона и каждого муниципалитета в отдельности.
Именно на это направлена проводимая мною политика целевого планирования.
Также идёт работа по подготовке критериев оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Данные мониторинга этих показателей я буду постоянно контролировать. Они будут открытыми для всех жителей округа.
Дорогие земляки!
Завершая своё выступление, отмечу, что обозначенные приоритеты, конечно, не исчерпывают всего перечня имеющихся проблем. Тем не менее они являются стержневыми для тех преобразований, от которых зависит стабильное будущее Ямала.
Для достижения эффективного результата в максимально короткие сроки я предлагаю вам работать в единой команде. В команде эффективных, профессиональных менеджеров, для которых в центре любой экономической или социальной задачи стоят интересы обычного человека, нашего с вами земляка, который ждёт от власти защиты и поддержки.
Для достижения поставленных целей у нас есть всё: плодотворное сотрудничество с топливно-энергетическими компаниями, эффективное взаимодействие всех ветвей власти, поддержка Президента и Правительства России, и самое главное - доверие земляков.
Поэтому я верю, что все наши планы будут реализованы.
Спасибо!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен анализ состояния дел в округе, определены возможности, сильные и слабые стороны региона, оценены ресурсы. Обозначены следующие проблемы:
- отсталость инфраструктуры округа и жилищного строительства. Характерные черты: запущенность жилфонда, дефицит энергоресурсов, слабая газификация сельских территорий, большой объём ветхого и аварийного жилья, низкая транспортная обеспеченность;
- катастрофическое состояние многих национальных поселков;
- потребительское отношение к округу.
Определены ключевые задачи и основные механизмы их решения:
обеспечение достойного уровня жизни работников бюджетной сферы;
увеличение бюджета развития округа;
создания собственной научной базы;
и т.д.
Ежегодный доклад Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Н. Кобылкина "О положении дел в Ямало-Ненецком автономном округе" от 12 ноября 2010 г.
Текст доклада опубликован в газете "Красный Север" от 13 ноября 2010 г., N 89(15505), газете "Тюменские известия" от 16 ноября 2010 г., N 199(5176);