Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлениюАдминистрации
г. Салехарда
от 18 ноября 2010 г. N 340
Положение
об организации и ведении гражданской обороне на территории
муниципального образования город Салехард
16 февраля 2012 г.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказом МЧС РФ от 14 ноября 2008 года N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" и определяет основы организации, подготовки и ведения гражданской обороны муниципального образования город Салехард, полномочия, функции и задачи органов, осуществляющих руководство и управление гражданской обороной, а также основные мероприятия по гражданской обороне в муниципальном образовании город Салехард и организациях, расположенных на территории города.
I. Общие положения
1.1. Гражданская оборона муниципального образования город Салехард, как составная часть гражданской обороны Ямало-Ненецкого автономного округа и гражданской обороны Российской Федерации, организуется и ведется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, нормативными правовыми актами МЧС России, нормативными правовыми актами муниципального образования город Салехард и настоящим Положением.
1.2. Организация и ведение гражданской обороны на территории муниципального образования город Салехард является обязательной функцией Администрации города, организаций и граждан.
1.3. Порядок подготовки и ведение гражданской обороны в организациях определяется положениями о гражданской обороне в организациях, которые разрабатываются и утверждаются руководителями гражданской обороны организаций в соответствии с настоящим Положением.
1.4. Характер, объемы, сроки и порядок проведения конкретных мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны в пределах полномочий Федерального закона "О гражданской обороне" устанавливаются на территории муниципального образования город Салехард и в организациях Главой Администрации города и руководителями организаций соответственно.
1.5. Руководство гражданской обороной на территории муниципального образования город Салехард осуществляют соответственно Глава Администрации города и руководители организаций, предприятий и учреждений.
1.6. Глава Администрации города и руководители организаций, предприятий и учреждений несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения на подведомственной территории и в организациях соответственно.
II. Организационные основы гражданской обороны
2.1. Организационную основу гражданской обороны муниципального образования город Салехард составляет совокупность органов управления, сил и средств органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2.2. Управление гражданской обороной осуществляется через орган, специально уполномоченный на решение задач по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, при Администрации города.
2.3. Для обеспечения выполнения мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС в муниципальном образовании город Салехард создаются территориальные нештатные аварийно-спасательные формирования - спасательные службы городского звена ТП РСЧС (далее - службы ГЗ ТП РСЧС). В службах ГЗ ТП РСЧС создаются штабы, аварийно-спасательные формирования, резервы материально-технических средств. Руководители служб Салехардского ГЗ ТП РСЧС несут персональную ответственность за готовность подчиненных служб и подразделений.
В организациях, предприятиях, учреждениях, независимо от их организационно-правовых форм, создают и содержат силы (нештатные аварийно-спасательные формирования, далее - НАСФ) и средства гражданской обороны, запасы материально-технических средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
2.4. В состав спасательных служб ГЗ ТП РСЧС и НАСФ организаций входят органы управления, силы и средства гражданской обороны, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вид и количество спасательных служб ГЗ ТП РСЧС и НАСФ, создаваемых органами местного самоуправления и организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых задач в соответствии с планами гражданской обороны и планами действий в чрезвычайной ситуации структурным подразделением Администрации города, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны. Положения о спасательных службах ГЗ ТП РСЧС муниципального образования город Салехард разрабатываются руководителями служб и утверждаются руководителем органа местного самоуправления.
Методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в муниципальном образовании и организациях, а также контроль в этой области осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), его территориальными органами и структурным подразделением Администрации города, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
2.5. Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами местного самоуправления город Салехард и руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей соответствующих органов местного самоуправления и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны.
2.6. Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решение о привлечении в мирное время сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций принимают руководители гражданской обороны органов местного самоуправления города Салехарда и организаций в отношении созданных ими сил гражданской обороны.
2.7. Органом, осуществляющими управление гражданской обороной в муниципальном образовании город Салехард, является структурное подразделение Администрации города, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны, а в организациях - работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Руководитель структурного подразделения Администрации города, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подчиняется непосредственно Главе Администрации города, а работники по гражданской обороне организации - руководителю организации.
III. Мероприятия, планируемые и осуществляемые органами местного
самоуправления и организациями в области гражданской обороны
3.1. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых и перспективных планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации).
3.2. План основных мероприятий муниципального образования город Салехард в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах разрабатывается на год органом местного самоуправления и согласовывается с органом, уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, - главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГУ МЧС России по ЯНАО).
План основных мероприятий организации разрабатывается на год структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Планирование основных мероприятий гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций.
3.3. Ведение гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и осуществляется на основании плана гражданской обороны и плана действий в чрезвычайной ситуации муниципального образования город Салехард и организаций.
3.4. План гражданской обороны и план действий в чрезвычайной ситуации определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3.5. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях, на территории Российской Федерации организуется сбор информации в области гражданской обороны (далее - информация) и обмен ею.
Сбор и обмен информацией осуществляется организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, организациями, продолжающими работу в военное время, а также организациями, имеющими важное оборонное или экономическое значение, и органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления представляют информацию в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, организации - в орган местного самоуправления и федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого они относятся или в ведении которых находятся.
3.6. Органы местного самоуправления города Салехарда в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:
3.6.1. По обучению населения в области гражданской обороны:
организационно-методическое руководство и контроль за обучением личного состава спасательных служб ГЗ ТП РСЧС, работающего и неработающего населения муниципального образования способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
создание, оснащение учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организация их деятельности, а также обеспечение повышения квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципального образования в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию;
пропаганда знаний в области гражданской обороны.
3.6.2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации;
установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;
сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
3.6.3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
подготовка мест размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
3.6.4. По предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты:
дооборудование под ПРУ зданий и сооружений в капитальном исполнении при переводе муниципального образования город Салехард с мирного на военное время;
строительство защитных сооружений для укрытия населения;
обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны;
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;
обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты в установленные сроки.
3.6.5. По проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание, оснащение и подготовка в области гражданской обороны аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также планирование их действий;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
3.6.6. По первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе по медицинскому обслуживанию, включая оказание первой медицинской помощи, срочному предоставлению жилья и принятию других необходимых мер:
планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;
предоставление населению коммунально-бытовых услуг;
проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;
оказание населению медицинской помощи;
определение численности населения, оставшегося без жилья;
инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения;
предоставление населению информационно-психологической поддержки.
3.6.7. По борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий:
создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время.
3.6.8. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):
организация создания и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на базе организаций, расположенных на территории муниципального образования, имеющих специальное оборудование и работников, подготовленных для решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения);
введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.
3.6.9. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:
заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов;
создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области гражданской обороны;
организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий.
3.6.10. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций:
создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны;
восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил гражданской обороны и эвакуации населения;
обеспечение беспрепятственного передвижения сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения;
усиление охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
3.6.11. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:
обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;
создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, тепло- и водоснабжения;
создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения.
3.6.12. По срочному захоронению трупов в военное время: заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений; создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;
оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших;
организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших;
организация санитарно-эпидемиологического надзора.
3.6.13. По разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время:
создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;
разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства;
планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;
создание страхового фонда документации;
повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
3.6.14. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:
создание сил гражданской обороны и организация проведения учений, тренировок по гражданской обороне;
разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны;
определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.
Постановлением Администрации муниципального образования г. Салехард от 16 февраля 2012 г. N 86 раздел III настоящего Положения дополнен пунктом 3.6.15
3.6.15. По световой и другим видам маскировки:
- заблаговременно проводить организационные мероприятия по обеспечению отключения наружного освещения населенных пунктов и объектов экономики, внутреннего освещения жилых, общественных, производственных и вспомогательных зданий, а также организационные мероприятия по подготовке и обеспечению световой маскировки производственных огней при подаче сигнала "воздушная тревога".
3.7. Организации в целях решения задач в области ГО планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:
3.7.1. По обучению населения в области ГО:
планирование и организация обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований организаций, работников организаций, а также неработающего населения в области гражданской обороны;
создание и поддержание в рабочем состоянии учебно-материальной базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;
организация и осуществление пропаганды знаний в области гражданской обороны.
3.7.2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
создание и совершенствование системы оповещения работников;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах и в районах их размещения в установленном порядке;
установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;
сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
3.7.3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава;
подготовка и поддержание в готовности пунктов временного размещения населения и мест хранения материальных ценностей;
подготовка транспортных средств для проведения эвакомероприятий.
3.7.4. По предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты:
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций;
заключение договоров (соглашений) о предоставлении мест для временного укрытия рабочих и служащих организации на период чрезвычайных ситуаций;
разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.
3.7.5. По световой и другим видам маскировки:
определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке;
разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке.
3.7.6. По проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил гражданской обороны.
3.7.7. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):
организация наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны организациями, имеющими специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения);
введение режимов радиационной защиты организаций;
обеспечение сил гражданской обороны средствами радиационного, химического и биологического контроля.
3.7.8. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:
заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов.
3.7.9. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций:
создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны;
осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения;
усиление охраны организаций, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
3.7.10. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:
обеспечение готовности коммунальных служб (аварийных, ремонтно-восстановительных формирований) к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;
создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, тепло- и водоснабжения;
создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки и транспортировки воды;
создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств в организациях, предоставляющих населению коммунальные услуги.
3.7.11. По разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время:
создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время;
разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства;
планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
заблаговременное создание запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;
создание страхового фонда документации;
повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
3.7.12. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:
создание и оснащение сил гражданской обороны современными техникой и оборудованием;
проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны в составе группировки сил гражданской обороны, создаваемой муниципальным образованием.
IV. Заключительные положения
4.1. Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями осуществляют нормативное правовое регулирование в области гражданской обороны на территории муниципального образования.
4.2. Финансирование мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования город Салехард является расходным обязательством муниципального образования город Салехард.
4.3. Финансирование мероприятий по гражданской обороне, защите рабочих и служащих организаций, предприятий, учреждений является расходным обязательством организаций, предприятий, учреждений.
4.4. Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации норм и требований в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.