Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению
Городской Думы
г. Лабытнанги
от 21 января 2011 г. N 278
Запрос
о толковании Закона Ямало-Ненецкого автономного округа
от 29.03.2005 N 26-ЗАО "О государственной гражданской
службе Ямало-Ненецкого автономного округа"
В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.06.2007 N 67-ЗАО "О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе" муниципальный служащий имеет право на пенсию за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, а также нормативными правовыми актами автономного округа для пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим автономного округа. Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет устанавливается муниципальным правовым актом.
В настоящее время пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих в ЯНАО регулируется главой 16 Закона ЯНАО от 29.03.2005 N 26-ЗАО "О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - Закон о госслужбе) и Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 9.10.2009 N 538-А "О порядке установления, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа".
С 1 января 2010 года вступил в силу Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.06.2009 N 60-ЗАО "О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа".
С учетом внесенных изменений Закон о госслужбе содержит положения, допускающие неоднозначное толкование порядка расчета размера пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим, и как следствие, порядка расчета размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим.
1. Для примера, рассчитаем пенсию за выслугу лет, исходя из денежного содержания муниципального служащего, замещающего ведущую должность муниципальной службы - начальника отдела (далее - начальник отдела), замещавшего должность службы 15 лет, которому установлена трудовая пенсия в размере 12000 рублей, денежное содержание составляет 70000 рублей.
В состав месячного денежного содержания, из которого исчислялась пенсия за выслугу лет, до внесения изменений в Закон о госслужбе, включались:
1) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад);
2) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы;
3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
5) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
6) ежемесячное денежное поощрение;
7) районный коэффициент и процентная надбавка, установленные лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) ежемесячная надбавка к должностному окладу за ученую степень, почетное звание.
В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о госслужбе, лицам, замещавшим должности гражданской службы не менее 15 лет, пенсия за выслугу лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет составляла 45 процентов месячного денежного содержания гражданского служащего, установленного ему на день обращения за назначением пенсии за выслугу лет либо на день увольнения с гражданской службы. Размер месячного денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не должен превышать 0,8 месячного денежного содержания гражданского служащего. Исходя из вышеизложенного, размер пенсии за выслугу лет определяется по формуле:
,
, где:
ПВЛ - пенсия за выслугу лет;
ПТР - трудовая пенсия;
ДС - денежное содержание служащего;
Для нашего примера:
.
, где 12000 - трудовая пенсия.
Таким образом, до первого января 2010 года (дата вступления в силу Закона ЯНАО 60-ЗАО) пенсия за выслугу лет начальника отдела составляла 13200 рублей и рассчитывалась в вышеуказанном порядке.
В июне 2009 года Законом от 19.06.2009 года N 60-ЗАО "О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее 60-ЗАО), в Закон о госслужбе были внесены изменения. В соответствии с внесенными 60-ЗАО изменениями, из состава денежного содержания были исключены районный коэффициент и процентная надбавка, установленные лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также из Закона о госслужбе был исключен пункт о том, что размер месячного денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не должен превышать 0,8 месячного денежного содержания гражданского служащего. Нормы части 1 статьи 63 Закона о госслужбе не изменились, т.е. порядок расчета остался прежним - лицам, замещавшим должности гражданской службы не менее 15 лет, пенсия за выслугу лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет составляла 45 процентов месячного денежного содержания гражданского служащего, установленного ему на день обращения за назначением пенсии за выслугу лет либо на день увольнения с гражданской службы.
В соответствии с действующей редакцией части 4 статьи 63 Закона о госслужбе, в состав месячного денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, включаются:
1) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад);
2) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы;
3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
5) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
6) ежемесячное денежное поощрение;
7) ежемесячная надбавка к должностному окладу за ученую степень, почетное звание.
Рассчитаем размер пенсии за выслугу лет для начальника отдела:
Денежное содержание начальника отдела, без районного коэффициента и северной надбавки составляет:
, где 12000 - трудовая пенсия.
В соответствии с частью 11 статьи 63 Закона о госслужбе (введенной Законом 60-ЗАО), пенсии за выслугу лет для лиц, замещавших должности гражданской службы и проживающих на территории автономного округа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, установленный лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При выезде лиц, замещавших должности гражданской службы, с территории автономного округа увеличение пенсии за выслугу лет на соответствующий районный коэффициент, установленный лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сохраняется при наличии 15 календарных лет работы (службы) на территории автономного округа.
Таким образом, если служащий останется проживать на территории ЯНАО, его пенсия за выслугу лет будет составлять:
При выезде за пределы ЯНАО эта пенсия сохраняется только в случае наличия 15 календарных лет работы (службы) на территории автономного округа.
Частью 10 статьи 63 установлен минимальный размер пенсии за выслугу лет. Минимальный размер пенсии за выслугу лет устанавливается в сумме 3000 рублей без учета размера трудовой пенсии. Минимальный размер пенсии за выслугу лет индексируется в порядке и сроки, которые установлены для увеличения индексации размеров окладов денежного содержания гражданских служащих.
Исходя из вышеизложенного, пенсия за выслугу лет начальника отдела, и всех служащих, замещавших нижестоящие должности, будет минимальной. В соответствии с частью 11 статьи 63 Закона о госслужбе, пенсии за выслугу лет для лиц, замещавших должности гражданской службы и проживающих на территории автономного округа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, установленный лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, минимальная пенсия за выслугу лет увеличивается на 1,8 и будет составлять:
Как нельзя не заметить, разница в размере пенсий за выслугу лет, установленных до 1 января 2010 года и после, является существенной.
2. Для дальнейшего анализа, еще раз приведем норму части 1 статьи 63 Закона о госслужбе.
Лицам, замещавшим должности гражданской службы не менее 15 лет, пенсия за выслугу лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет составляла 45 процентов месячного денежного содержания гражданского служащего, установленного ему на день обращения за назначением пенсии за выслугу лет либо на день увольнения с гражданской службы.
Иными словами, существует, и существовала ранее, возможность установить пенсию за выслугу лет, не увольняясь с гражданской службы. При этом, в соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о госслужбе, пенсия за выслугу лет устанавливается по заявлению гражданина распоряжением Правительства автономного округа со дня подачи заявления об установлении пенсии за выслугу лет, но не ранее чем со дня назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности). Таким образом, всем служащим, которым до первого января 2010 года была назначена трудовая пенсия, могла быть установлена пенсия за выслугу лет в прежнем более высоком размере.
Возникает вопрос о необходимости перерасчета пенсий за выслугу лет, установленных на день вступления в силу Закона о госслужбе.
Необходимо отметить, что в Законе 60-ЗАО существовала статья 2, которая утратила силу с 01.10.2009 (Закон ЯНАО от 25.09.2009 N 68-ЗАО "О признании утратившей силу статьи 2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа"). Приведем ее нормы полностью.
Пенсии за выслугу лет, установленные на день вступления в силу настоящего Закона, подлежат перерасчету в соответствии с нормами, предусмотренными настоящим Законом, со дня вступления его в силу.
Если при перерасчете размера пенсии за выслугу лет в соответствии с нормами, предусмотренными настоящим Законом, размер указанной пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Закона, пенсионеру выплачивается пенсия за выслугу лет в прежнем более высоком размере.
Анализ вышеуказанных норм позволяет утверждать следующее: в соответствии с нормами Закона 60-ЗАО предполагалось пересчитать все ранее установленные пенсии за выслугу лет. Ранее установленные пенсии за выслугу лет (более высокие) сохранялись, только в том случае, если пенсионер фактически вышел на пенсию - то есть на день вступления в силу Закона 60-ЗАО был получателем пенсии за выслугу лет.
Однако указанная статья утратила силу.
В настоящее время является неясным, подлежат ли перерасчету пенсии за выслугу лет, установленные на день вступления в силу Закона о госслужбе, в этой связи просим в этой части толкования названного закона автономного округа.
3. Для анализа применяемых на территории округа расчетов пенсии за выслугу лет необходимо определиться, что же такое пенсия за выслугу лет. В соответствии с нормами Закона о госслужбе, пенсия за выслугу лет - это доплата к трудовой пенсии, которая рассчитывается по формуле:
,
и увеличивается на соответствующий районный коэффициент, при наличии определенных оснований. Таким образом, норма об увеличении трудовой пенсии на соответствующий районный коэффициент в Законе о госслужбе отсутствует.
Следует отметить, что в Ямало-Ненецком автономном округе порядок определения размера пенсии за выслугу лет установлен не только Законом о госслужбе, но и подзаконным нормативным актом - Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 9.10.2009 N 538-А "О порядке установления, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа", (далее - Порядок 538-А). Регулирование одних и тех же правоотношений двумя нормативными актами позволяет правоприменителям неоднозначно их толковать. Так, департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент), ссылаясь на пункт 2.2. Порядка 538-А, которым определено, что выплата пенсии за выслугу лет гражданским служащим производится с учетом районного коэффициента (при наличии оснований к его установлению) за вычетом размера трудовой пенсии по старости (инвалидности, случаю потери кормильца), разъясняет, что расчет размера пенсии за выслугу лет служащим производится по следующей формуле:
;
Для нашего примера:
Как видно из расчета, в отличие от ранее приведенного, здесь на 1,8 увеличивается не только пенсия за выслугу лет, но и находящаяся в составе 45 процентов денежного содержания трудовая пенсия, и только затем вычитается размер трудовой пенсии. Этот расчет приводит к совершенно иному размеру пенсии за выслугу лет при тех же исходных данных. (Для сравнения: 207 рублей и 9807 рублей). Необходимо также отметить, что в данном случае, под пенсией за выслугу лет подразумевается сумма трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет.
Остается неясным, почему на районный коэффициент увеличивается и трудовая пенсия, в которой уже заложен районный коэффициент в размере 1,5. Еще больше вопросов возникает в случае, когда пенсия служащего минимальна. Частью 10 статьи 63 Закона о госслужбе установлен минимальный размер пенсии за выслугу лет - в сумме 3000 рублей без учета размера трудовой пенсии. В соответствии с частью 11 статьи 63 Закона о госслужбе, пенсии за выслугу лет для лиц, замещавших должности гражданской службы и проживающих на территории автономного округа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, установленный лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, минимальная пенсия за выслугу лет увеличивается на 1,8 и будет составлять 3000*1,8 = 5400 рублей. В этом случае на 1,8 увеличивается только пенсия за выслугу лет, без учета трудовой пенсии. При этом, служащие, которым будет установлена минимальная пенсия, будут находиться в неравном положении со служащими, пенсия за выслугу лет у которых при расчете превысит 3000 рублей. Указанный порядок расчета используется Департаментом, при расчете пенсии за выслугу лет государственным служащим автономного округа, лицам, замещавшим государственные должности, и рекомендован для использования при расчете пенсии за выслугу лет муниципальным служащим округа и лицам, замещавшим муниципальные должности. Согласно результатам проведенного Администрацией города Лабытнанги мониторинга правоприменительной практики, этот порядок расчета используется в большинстве муниципальных образований (город Лабытнанги является исключением). Таким образом, большинство правоприменителей, при расчете пенсии за выслугу лет служащим, которым не была установлена пенсия за выслугу до 01.01.2010, руководствуются Порядком 538-А и разъяснениями Департамента, а не Законом о госслужбе ЯНАО. При назначении пенсии за выслугу служащим, которым она была установлена до 01.01.2010, большинство правоприменителей руководствуются редакцией Закона о госслужбе, действующей до 01.01.2010.
4. Следующие вопросы касаются получателей минимальной пенсии за выслугу лет. Часть 10 статьи 63 Закона о госслужбе, устанавливающая минимальный размер пенсии за выслугу лет в сумме 3000 рублей без учета размера трудовой пенсии, введена Законом ЯНАО от 01.04.2008 N 13-ЗАО "О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - Закон 13-ЗАО). В соответствии со статьей 2 Закона 13-ЗАО, настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.
Просим Вас разъяснить, нужно ли было пересчитывать пенсии всем служащим, которые получали пенсию за выслугу лет менее 3000 рублей, и устанавливать им с 01.01.2008 минимальный размер пенсии в размере 3000 рублей, или эта норма применяется только в отношении тех, кто вышел на пенсию после 01.01.2008 года.
В соответствии с частью 11 статьи 63 Закона о госслужбе, пенсии за выслугу лет для лиц, замещавших должности гражданской службы и проживающих на территории автономного округа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, установленный лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При выезде лиц, замещавших должности гражданской службы, с территории автономного округа увеличение пенсии за выслугу лет на соответствующий районный коэффициент, установленный лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сохраняется при наличии 15 календарных лет работы (службы) на территории автономного округа.
Часть 11 введена Законом ЯНАО от 19.06.2009 N 60-ЗАО и вступила в силу с 1 января 2010 года. Необходимо ли было с 01.01.2010 увеличить на районный коэффициент минимальную пенсию за выслугу лет служащим, которым она была установлена, и которые проживают на территории автономного округа либо имеют стаж 15 календарных лет работы (службы) на территории автономного округа.
5. Администрация города Лабытнанги считает, что законодательство не должно допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. Неполнота и неясность законодательства о пенсионном обеспечении государственных служащих нередко вызывают неоднозначное толкование целого ряда норм. К тому же на практике часто встречаются сложные и спорные ситуации. Отсюда у правоприменителей возникают проблемы: пытаются соблюдать нормы законодательства, но, к сожалению, сделать это непросто и часто нарушения совершаются неумышленно.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной им в своих решениях, принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных норм в отношении лиц, принадлежащих к другим категориям. Гражданские и муниципальные служащие автономного округа, независимо от даты рождения, даты выхода на пенсию, являются субъектами одной категории и, следовательно, должны иметь равные права.
Анализируемые изменения были внесены в законодательство о пенсионном обеспечении служащих в период экономического кризиса. В такие периоды внесение тех или иных изменений диктуется, прежде всего экономическими целями, преследующими достижение конкретного эффекта. Если целью внесения в законодательство указанных изменений было уменьшение расходов бюджета на пенсионное обеспечение служащих в настоящее время, то эта цель не может быть достигнута, так как все получатели пенсий за выслугу лет продолжают получать их в прежнем размере. Если предполагалось уменьшение расходов бюджета в ближайшем будущем, - это также не может быть реализовано, учитывая предельный возраст нахождения на службе, а также отсутствие стимула для ухода на пенсию у тех служащих, которые установили себе пенсию за выслугу в прежнем, более высоком размере. У служащих, которые достигли пенсионного возраста после 01.01.2010, стимул для выхода на пенсию также отсутствует, так как пенсия за выслугу лет у большинства из них будет минимальной.
В целях эффективного использования бюджетных средств, единого подхода к решению задач, связанных с пенсионным обеспечением служащих, установления равных гарантий государственным гражданским служащим ЯНАО, муниципальным служащим, независимо от даты выхода на пенсию, считаем необходимым обратиться с настоящим запросом об официальном толковании Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.03.2005 N 26-ЗАО "О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа".
Официальное толкование названного Закона автономного округа не потребует дополнительных материальных и других затрат, не повлечет социально-экономических последствий. В этой связи финансово-экономическое обоснование к настоящему запросу не прилагаем.
Приложение: письмо Департамента по труду и социальной защите населения ЯНАО от 27.02.10 N 701-15-01/1751-СК.
<< Назад |
||
Содержание Решение Городской Думы муниципального образования г. Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 января 2011 г. N... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.