Распоряжение Администрации муниципального образования г. Салехард
от 13 января 2011 г. N 16-р
"Об утверждении Концепции долгосрочной муниципальной целевой
программы "Создание благоприятных условий для образования
и деятельности товариществ собственников жилья в городе
Салехарде в 2011 - 2013 годах"
В целях комплексного подхода к решению задач по созданию благоприятных условий для жизни горожан, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочной муниципальной целевой программы "Создание благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья в городе Салехарде в 2011 - 2013 годах".
2. Департаменту градостроительства и городского хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард (А.В. Сазонцев) разработать долгосрочную муниципальную целевую программу "Создание благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья в городе Салехарде в 2011 - 2013 годах".
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Главы Администрации города В.В. Ивина.
Глава Администрации города |
Ю.А. Линк |
Концепция
долгосрочной муниципальной целевой программы "Создание
благоприятных условий для образования и деятельности
товариществ собственников жилья в городе
Салехарде в 2011 - 2013 годах"
(утв. распоряжением Администрации г. Салехарда
от 13 января 2011 г. N 16-р)
1. Характеристика проблемы, обоснование соответствия
решаемой проблемы и целей
В 2009 году площадь капитально отремонтированных жилых домов составила 8,95 тыс. кв. м., в том числе отремонтированных помещений в квартирах - 2,91 тыс. кв. м.
За 2009 год в муниципальном образовании полностью отселено и снесено 10 жилых домов с износом 65%, переселено 163 семьи или 465 человек. Переселение производится в рамках мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в составе действующей программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы, финансируемой за счет средств окружного бюджета, а также путем предоставления муниципальных жилых помещений. В 2009 году из окружного бюджета на эти цели было выделено около 45,5 млн. руб., которые были направлены на приобретение в муниципальную собственность через участие в долевом строительстве 19 однокомнатных квартир. Средств, выделяемых из окружного бюджета недостаточно, чтобы решить проблему ликвидации ветхого и аварийного жилья в городе.
Площадь индивидуальных жилых домов в 2009 году выросла незначительно - 1,4% и составила 10, 717 тыс. кв. м., в 2008 году - 10, 564 тыс. кв. м.
По состоянию на 31 декабря 2009 года число жилых и многоквартирных домов составляло 960 домов общей площадью 745,9 тыс. .
Общее количество многоквартирных домов в г. Салехарде составляет 964 шт.
На сегодняшний момент на территории г. Салехарда действуют 4 товарищества собственников жилья.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что только около 2% (19 шт.) многоквартирных домов находятся в управлении товариществ собственников жилья.
Таким образом, необходимо до 01 января 2012 года создать товарищества собственников жилья в не менее, чем 193 многоквартирных жилых домах (20% от общего количества многоквартирных домов) и в течение 2012, 2013 годов продолжать работу по созданию товариществ собственников жилья.
Практика показывает, что сегодня именно товарищество собственников жилья является наиболее оптимальной формой управления многоквартирными домами.
Еще одна проблема, корни которой уходят еще в советское прошлое, - это капитальный ремонт многоквартирных домов. Норма, содержащаяся в Жилищном кодексе Российской Федерации, предусматривает, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда (пункт 2 части 1 статьи 154). Данная норма правомерна, но в ней не учитывается специфика ранее действовавших жилищных отношений.
В течение длительного времени граждане, внося квартплату, осуществляли и отчисления на капитальный ремонт. В результате приватизации возникло право собственности граждан на жилье. С введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность граждан заново накапливать средства для проведения капитального ремонта жилых помещений. В результате граждане обращают свои претензии, прежде всего, к органам местного самоуправления, на которых лежит обязанность по проведению капитального ремонта только в муниципальном жилищном фонде.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
В настоящее время существует фундаментальная проблема в сфере жилищно-коммунального хозяйства России - это сложившийся в течение нескольких десятков лет менталитет индивидуума с его позицией потребителя жилищно-коммунальных услуг. Формирование чувства собственника, а соответственно, и ответственности за принадлежащее имущество и вытекающее из этого полное бремя содержания своей собственности - основная цель, при достижении которой обеспечивается наиболее безболезненное, с позиции населения, и эффективное, с позиции органов местного самоуправления, проведение реформы ЖКХ.
Ограниченность ресурсов городского бюджета вызывает необходимость поиска новых эффективных путей в содержании жилищного фонда. Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство - затратная отрасль городского хозяйства. И для того, чтобы превратить ее в самоокупаемую и прибыльную, помимо задач экономических, необходимо решить и задачу привлечения населения к управлению и эксплуатации жилищного фонда с целью сохранности жилых домов, развития новых форм самоуправления, улучшения благоустройства.
В 2010 году городу Салехарду исполняется 415 лет, возраст отдельных жилых домов муниципальной собственности составляет более 90 лет, из 964 многоквартирных жилых домов: 31 дом - довоенной постройки, 212 домов - с износом более 100%, 468 жилых домов - в установленном законом порядке признаны ветхими, 856 многоквартирных домов - из деревянных материалов. В соответствии с Планом сноса до 2025 года на территории города планируется снести 327 жилых домов.
Одной из основных проблем в сфере ЖКХ является большое количество ветхого и аварийного жилищного фонда. По состоянию на 31 декабря 2009 года в жилищном фонде города находилось количество ветхого и аварийного жилья 220,37 тыс. , из них с износом свыше 143,24 (65%), в том числе муниципальный жилищный фонд - 82,12 тыс. .
Проводить капитальный ремонт в домах со значительным износом нецелесообразно. Ежегодно количество ветхих и аварийных деревянных домов увеличивается, так как происходит естественное ветшание деревянных конструктивных элементов домов, повышается процент износа.
Цель ускорения процесса создания товариществ собственников жилья определяется настоятельной необходимостью ликвидации правовой неопределенности статуса собственника жилищного фонда для построения эффективной системы взаимоотношений потребителей и исполнителей услуг.
Данный способ управления является самым эффективным с точки зрения оптимизации затрат собственников помещения в многоквартирных жилых домах, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества, реально наделяет собственников правами распоряжения общим имуществом дома, платой за содержание и ремонт.
Представляется, что в качестве пути решения этой проблемы может быть привлечение финансовых ресурсов бюджетов всех уровней публичной власти.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов при условии наличия товариществ собственников жилья в многоквартирных домах на территории муниципального образования город Салехард до 01.01.2011: не менее, чем в 97 многоквартирных жилых домах (при подготовке заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда до 01.01.2011), до 01.01.2012 - не менее, чем в 193 многоквартирных жилых домах (при подготовке заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда после 01.01.2011).
Таким образом, необходимо организовать работу по созданию товариществ собственников жилья в 18% многоквартирных жилых домов в самые кратчайшие сроки, чего невозможно осуществить без применения программно-целевого метода.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
ситуации в рассматриваемой сфере без использования
программно-целевого метода
В России активизировался процесс создания товариществ собственников жилья. К концу 1996 года число зарегистрированных товариществ собственников жилья составило более 600, в том числе в городах Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Омске, Нижнем Новгороде, Рязани, Перми, Барнауле, Екатеринбурге насчитывается по 50 и более товариществ собственников жилья. Большое число товариществ находится в стадии организации.
В настоящее время на территории города Салехарда число жилых и многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами, - 375 единиц, в том числе:
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме - 15 домов общей площадью 6 тыс. кв. м., что составляет 1,64% от числа жилых и многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления;
- управление товариществом собственников жилья - 19 домов общей площадью 94,2 тыс. . Доля жилых и многоквартирных домов, в которых созданы ТСЖ, составляет 2,08% от числа жилых и многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления;
- управление управляющей организацией - 341 дом общей площадью 381,9 тыс. , в том числе управление управляющей организацией муниципальной формы собственности осуществляется в 169 жилых и многоквартирных домах общей площадью 187 тыс. , управление управляющей организацией частной формы собственности - 172 жилых и многоквартирных дома площадью 194,9 тыс. . Доля жилых и многоквартирных домов, в которых управление осуществляется управляющей организацией, составляет 37,4% от общего числа, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления.
Число жилых и многоквартирных домов, управление которыми осуществляется управляющими организациями, выбранными по результатам открытого конкурса, проведенного органами местного самоуправления, составляет 530 домов общей площадью 220,7 тыс. . На территории города 16 организаций предоставляют услуги в сфере ЖКХ, в том числе по видам деятельности:
- управление многоквартирными домами - 9 организаций: МП "Салехардремстрой", ОАО "ИСК ЯНАО", ООО "Изумрудный город", ООО "Аккорд", ООО "Глобалжилсервис", ООО "УК Ямал", АНО "УК "Ямалкомэнерго", ООО "Уютный дом", НП "Реформа ЖКХ";
- газоснабжение - 3 организации: ГУП ЯНАО "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа", ГУП ЯНАО "Газонаполнительная станция", ЗАО "Северрегионгаз";
- многоотраслевые предприятия - 4 организации: МП "Салехардремстрой", МП "Салехардэнерго", ЗАО "ЯмалГлобал".
На сегодняшний момент на территории города действуют четыре товарищества собственников жилья.
Администрация города отдает предпочтение по включению в программы капитального ремонта многоквартирных домов, где собственниками помещения избран способ управления ТСЖ.
В соответствии со статьей 165 Жилищного кодекса РФ Администрация города:
- проводит оказание помощи по созданию ТСЖ (консультации, подготовка, проверка документов);
- создана рабочая группа, которая оказывает методическую, информационную, организационную и учебную поддержку;
- проводятся встречи руководителей структурных подразделений с целью решения проблем, возникающих в процессе создания и деятельности товариществ собственников жилья.
Практика показывает, что сегодня именно товарищество собственников жилья является наиболее оптимальной формой управления многоквартирными домами.
4. Предложения по заказчикам программы
Заказчиком программы "Создание благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья в городе Салехарде в 2011 - 2013 годах" является департамент градостроительства и городского хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард.
5. Предложения по целям и задачам программы, целевым
индикаторам и показателям, позволяющим оценивать
ход реализации программы по годам
Достижение целей и решение задач программы осуществляется путем скоординированного выполнения мероприятий предусмотренных программой.
Мероприятия программы объединены по следующим пяти направлениям:
1. Формирование условий, способствующих созданию и деятельности товариществ собственников жилья в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий для проживания граждан в многоквартирном доме, сохранности и надлежащего содержания общего имущества.
В рамках этого направления предусмотрено:
1.1. Предоставление субсидии в виде целевых грантов лицам, способствующим созданию товариществ собственников жилья за проведение следующей работы:
- организация и проведение собраний собственников помещений многоквартирных домов в форме заочного голосования по выбору способа управления;
- проведение собраний собственников помещений многоквартирных домов по выбору счетной комиссии;
- проведение собраний собственников помещений многоквартирных домов по утверждению устава ТСЖ;
- проведение собраний собственников помещений многоквартирных домов по утверждению состава общего имущества в многоквартирном доме, перечня видов работ и тарифа по услуге "Содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома";
- проведение собраний собственников помещений многоквартирных домов по выбору правления ТСЖ, выбора ревизионной комиссии;
- проведение собраний собственников помещений многоквартирных домов по участию в софинансировании капитального ремонта многоквартирного дома.
1.2. Организация информационного и методического сопровождения деятельности по привлечению населения в управление многоквартирными домами:
1) разработка методических пособий для собственников помещений в многоквартирных домах:
- по проведению работ по подготовке, инициированию и проведению в установленном порядке общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах с целью организации товариществ собственников жилья;
- по определению состава общего имущества в многоквартирных домах, в которых созданы товарищества собственников жилья или предполагается их создание;
- по формированию земельных участков и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные, входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества;
2) информирование собственников помещений в многоквартирных домах путем разработки серии информационных материалов и методических пособий для населения:
обеспечение их выпуска с целью распространения в многоквартирных домах г. Салехарда при проведении мероприятий по организации товариществ собственников жилья, как наиболее эффективной формы управления многоквартирными домами;
3) организация регулярного взаимодействия с товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами с целью обсуждения, обобщения, систематизации и решения проблемных вопросов создания и деятельности вышеуказанных организаций.
2. Создание эффективных правовых механизмов, направленных на создание условий для управления многоквартирными домами.
В рамках этого направления предусматривается принятие органами местного самоуправления, в рамках полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений, муниципальных правовых актов, определяющих:
- порядок подготовки и передачи технической документации на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;
- порядок формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества;
- расчет размера отчислений собственников помещений в многоквартирном доме на капитальный ремонт многоквартирного дома.
3. Создание и ведение базы данных по созданным, действующим товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам с целью мониторинга в сфере управления многоквартирными домами в городе Салехарде.
4. Создание условий для привлечения дополнительных (внебюджетных) источников финансирования товариществ собственников жилья по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту (включая капитальный ремонт) общего имущества.
5. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов при условии наличия товариществ собственников жилья в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда:
- не менее чем пяти процентах многоквартирных домов при условии увеличения количества таких товариществ до 1 января 2010 года не менее чем в десяти процентах многоквартирных домов и до 1 января 2011 года не менее чем в двадцати процентах таких домов, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда до 1 января 2009 года;
- не менее чем десяти процентах многоквартирных домов при условии увеличения количества таких товариществ до 1 января 2011 года не менее чем в двадцати процентах многоквартирных домов, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в период с 1 января 2009 года до 1 января 2011 года;
- не менее чем двадцати процентах многоквартирных домов, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда с 1 января 2011 года.
Основной целью реализации мероприятий является создание условий для развития инициативы жителей города Салехарда в управлении многоквартирными домами, формирование эффективных способов защиты прав собственников помещений через создание товариществ собственников жилья, создание условий для получения финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в городе за счет Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
6. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым
методом и предложения по основным направлениям финансирования
мероприятий программы
Для выполнения мероприятий, предусмотренных программой, финансирование осуществляется за счет средств бюджета города Салехарда.
Необходимый объем ассигнований составляет 2 540 тыс. руб., в том числе:
N п/п |
Наименования мероприятия |
Исполнители |
Срок исполнения |
Источник финансирования |
Сумма финансирования, тыс. руб. |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||||
1. |
Проведение разъяснительной работы среди населения о товариществе собственников жилья (далее - ТСЖ), как наиболее эффективной форме управления многоквартирным домом |
Администрация города Салехарда |
2011 - 2013 |
без финансирования |
- |
- |
- |
2. |
Предоставление субсидии в виде целевых грантов лицам, способствующим созданию товариществ собственников жилья, за проведение следующей работы: - организация и проведение собраний собственников помещений многоквартирных домов в форме заочного голосования по выбору способа управления; - проведение собраний собственников помещений многоквартирных домов по выбору счетной комиссии; - проведение собраний собственников помещений многоквартирных домов по утверждению устава ТСЖ; - проведение собраний собственников помещений многоквартирных домов по утверждению состава общего имущества в многоквартирном доме, перечня видов работ и тарифа по услуге "Содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома"; - проведение собраний собственников помещений многоквартирных домов по выбору правления ТСЖ, выбора ревизионной комиссии; - проведение собраний собственников помещений многоквартирных домов по участию в софинансировании капитального ремонта многоквартирного дома |
физические лица |
2011 - 2013 |
бюджет города Салехарда |
2230 |
200 |
- |
3. |
Оплата издательских услуг при подготовке методических пособий для населения о создании, деятельности товариществ собственников жилья |
Администрация города Салехарда |
2011 - 2013 |
бюджет города Салехарда |
10 |
10 |
10 |
4. |
Организация и проведение семинаров и "круглых столов" с собственниками помещений в многоквартирных домах по вопросам преимуществ управления ТСЖ, информирование о положительном опыте работы существующих ТСЖ в городе Салехарде |
Администрация города Салехарда |
2011 - 2013 |
без финансирования |
- |
- |
- |
5. |
Оказание консультативной помощи собственникам помещений в многоквартирных домах по организации и деятельности ТСЖ |
Администрация города Салехарда |
2011 - 2013 |
без финансирования |
- |
- |
- |
6. |
Формирование пакета образцов документов для организации и деятельности ТСЖ |
Администрация города Салехарда |
2011 - 2013 |
без финансирования |
- |
- |
- |
7. |
Оказание организационно-методической и правовой помощи в организации и деятельности ТСЖ |
Администрация города Салехарда |
2011 - 2013 |
бюджет города Салехард |
10 |
10 |
- |
8. |
Проведение семинаров и "круглых столов" с руководителями ТСЖ по проблемным вопросам в деятельности ТСЖ |
Администрация города Салехарда |
2011 - 2013 |
без финансирования |
- |
- |
- |
9. |
Организация обучения собственников помещений в многоквартирных домах, председателей и специалистов ТСЖ по вопросам управления многоквартирными домами |
Администрация города Салехарда |
2011 - 2013 |
бюджет города Салехард |
30 |
30 |
- |
10. |
Оказание консультативной помощи представителям ТСЖ по вопросам оформления земельных участков под многоквартирными домами и иными входящими в состав таких домов объектами недвижимого имущества |
Администрация города Салехарда |
2011 - 2013 |
без финансирования |
- |
- |
- |
|
Итого |
|
2540 |
|
2280 |
250 |
10 |
I. этап 2011 год - 2280 тыс. руб.;
II. этап 2012 год - 250 тыс. руб.;
III. этап 2013 год - 10 тыс. руб.
7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности решения проблем
Оценка эффективности реализации программных мероприятий производится на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики.
Система индикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений в вопросах:
- самоорганизации жильцов многоквартирных домов в товарищества собственников жилья;
- создание условий для получения финансовой помощи на проведение капитального ремонта многоквартирных домов города из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Система индикаторов оценки социально-экономической эффективности Программы приведена в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Предмет оценки |
Индикаторы оценки |
Организация информационного сопровождения деятельности по привлечению населения к участию в управлении многоквартирными домами |
Количество публикаций в печатных средствах массовой информации по вопросам организации товариществ собственников жилья Количество зарегистрированных товариществ собственников жилья |
Управление жилым фондом |
Количество многоквартирных домов г. Салехарда, избравших способом управления - управление товариществом собственников жилья |
Система управления программой |
Создание и ведение базы данных по созданным, действующим товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам с целью мониторинга в сфере управления многоквартирными домами в г. Салехарда |
Финансовые механизмы проведения капитального ремонта многоквартирных домов |
Количество товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, принявших решение о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем 5% от общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома |
Значения целевых индикаторов Концепции программы приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2.
|
Ед. изм. |
2011 |
2012 |
2013 |
Количество публикаций в печатных средствах массовой информации по вопросам организации товариществ собственников жилья |
Ед. |
12 |
12 |
12 |
Количество многоквартирных домов города Салехарда, избравших способом управления - управление товариществом собственников жилья |
% |
Не менее 20% |
Не менее 20% |
Не менее 20% |
Степень обеспечения разработки и принятия муниципальных правовых актов: - порядок подготовки и передачи технической документации на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; - порядок формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества; - расчет размера отчислений, собственников помещений в многоквартирном доме, на капитальный ремонт многоквартирного дома |
% |
100 |
100 |
100 |
Степень обеспечения создания и ведения базы данных по созданным, действующим товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам с целью мониторинга в сфере управления многоквартирными домами в городе Салехарде. |
% |
100 |
100 |
100 |
Методика оценки эффективности Программы основана на сопоставлении данных о динамике плановых и фактически достигнутых значений целевых индикаторов оценки эффективности реализации Программы поддержки и развития товариществ собственников жилья в городе на 2011 - 2013 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации муниципального образования г. Салехард от 13 января 2011 г. N 16-р "Об утверждении Концепции долгосрочной муниципальной целевой программы "Создание благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья в городе Салехарде в 2011 - 2013 годах"
Текст распоряжения официально опубликован не был