Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Рекомендации
по разработке исполнительными органами государственной власти
Ямало-Ненецкого автономного округа новых систем оплаты труда
работников государственных учреждений Ямало-Ненецкого
автономного округа
(утв. постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 23 марта 2011 г. N 128-П)
14 августа 2014 г.
I. Общие положения
1. Системы оплаты труда работников государственных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - работники, учреждения, автономный округ), которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа, содержащими нормы трудового права, с учетом мнения выборного профсоюзного или иного представительного органа работников.
2. Системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом:
- единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
- единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
- государственных гарантий по оплате труда;
- рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
3. Размеры базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы устанавливаются на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.
II. Структура и содержание положения об оплате труда
работников учреждений
4. В положения об оплате труда работников учреждений рекомендуется включать следующие разделы:
- общие положения;
- формирование фонда оплаты труда;
- порядок и условия оплаты труда;
- условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера;
- другие вопросы оплаты труда либо заключительные положения.
4.1. Раздел "Общие положения" должен содержать:
- преамбулу со ссылкой на основание издания положения (например, Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 N 90-ЗАО "Об оплате труда работников окружных государственных учреждений", действующие нормативные правовые акты, регулирующие особенности оплаты труда по виду экономической деятельности, ведомственные нормативные правовые акты);
- общее описание применяемой системы оплаты труда и ее основные элементы;
- краткую характеристику системы оплаты труда, применяемой для отдельных категорий работников;
- основные термины и понятия, применяемые в положении, не противоречащие Трудовому кодексу Российской Федерации.
4.2. Раздел "Формирование фонда оплаты труда" должен содержать основные принципы формирования фонда оплаты труда по учреждению, включающие его составляющие в определенных долях. Как правило, фонд оплаты труда формируется как сумма фонда окладов (должностных окладов), ставок работников с учетом повышающих коэффициентов и фонда надбавок и доплат. Фонд надбавок и доплат составляет сумму компенсационных и стимулирующих выплат.
Фонд надбавок и доплат позволяет учитывать особый персональный вклад работника учреждения в общие результаты работы, основанный на специфике его должностных обязанностей, особенностей труда и личного отношения к делу.
Работы, входящие в функциональные обязанности сотрудника, не оплачиваются из фонда надбавок и доплат.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 августа 2014 г. N 622-П в подпункт 4.2.1 пункта 4.2 настоящих Рекомендаций внесены изменения
4.2.1. К выплатам компенсационного характера относятся:
выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда;
выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент);
выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, разъездном характере работы, совмещении профессий (должностей), выходные и нерабочие праздничные дни, при сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отличающихся от нормальных);
надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются к базовым окладам (базовым должностным окладам), базовым ставкам работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к базовым окладам (базовым должностным окладам), базовым ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или автономного округа.
Работодатели принимают меры по проведению специальной оценки условий труда для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников.
Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа, содержащими нормы трудового права, и конкретизируются в трудовых договорах работников.
Конкретные размеры коэффициентов, процентных надбавок и условия их применения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выплаты компенсационного характера, установленные в процентном отношении, применяются к базовому окладу (базовому должностному окладу), базовой ставке по соответствующим профессиональным квалификационным группам, без учета повышающих коэффициентов.
4.2.2. К выплатам стимулирующего характера относятся:
выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
выплаты за качество выполняемых работ;
выплаты за непрерывный стаж работы, выслугу лет;
премиальные выплаты по итогам работы.
Перечень выплат стимулирующего характера должен отвечать уставным задачам учреждения, а также показателям оценки эффективности работы учреждения, устанавливаемым исполнительным органом государственной власти автономного округа - главным распорядителем средств окружного бюджета, в ведении которого находится учреждение (далее - соответствующий орган исполнительной власти автономного округа). При формировании перечня стимулирующих выплат для работников учреждений следует исходить из необходимости определения качественных и количественных показателей для каждой конкретной стимулирующей выплаты, при достижении которых данные выплаты производятся.
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда и максимальными размерами для конкретного работника не ограничиваются.
Максимальный размер надбавки за выслугу лет не может превышать 30 процентов от базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки.
В целях поощрения работников за выполненную работу в учреждении в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера могут устанавливаться выплаты по итогам работы (за квартал, полугодие, 9 месяцев, год).
Период, за который выплачивается премия, конкретизируется в положении об оплате и стимулировании труда работников учреждения. В учреждении одновременно могут быть введены несколько премий за разные периоды работы - по итогам работы за квартал и премия по итогам работы за год.
При определении размеров стимулирующих выплат, порядка и условий их применения учитывается мнение выборного профсоюзного или иного представительного органа работников.
Основные принципы премирования:
- премирование работников учреждения производится с учетом выполнения показателей эффективности их деятельности, а также при условии отсутствия сбоев в работе и качественного выполнения своих должностных обязанностей;
- каждый показатель эффективности деятельности должен содержать конкретное значение;
- для подведения итогов и оценки выполнения показателей эффективности деятельности за соответствующий отчетный период необходимо учредить коллегиальный орган, наделенный правами принятия решения о выплате премии;
- рекомендуется установить формы отчетности, содержащие информацию о выполнении показателей эффективности деятельности и периодичность составления отчетности;
- степень выполнения каждого показателя рекомендуется оценивать в баллах;
- премирование производится по итогам работы за соответствующий отчетный период. При этом оценка показателей эффективности деятельности может осуществляться с начала отчетного финансового года нарастающим итогом.
Рекомендуется установить две группы показателей эффективности:
- по основной деятельности учреждения;
- по исполнительской дисциплине работников.
Показателями по основной деятельности учреждения могут быть:
- успешное и добросовестное исполнение работником своих трудовых (должностных) обязанностей в соответствующем периоде;
- инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;
- качественная подготовка и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения;
- образцовое качество выполняемых работ;
- участие в течение месяца в выполнении особо важных работ и мероприятий и др.
Показателями по исполнительской дисциплине могут быть:
- отсутствие замечаний по результатам проведения проверки учреждения комиссиями и контролирующими органами;
- отсутствие материального ущерба, причиненного учреждению в результате исполнения должностных обязанностей;
- отсутствие замечаний и дисциплинарных взысканий;
- отсутствие нарушений сроков исполнения поручений руководителя по документам.
4.3. Раздел "Порядок и условия оплаты труда" должен включать порядок установления и размеры базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок работников на основе отнесения занимаемых ими должностей к соответствующим профессиональным квалификационным группам, повышающих коэффициентов к базовым окладам (базовым должностным окладам), базовым ставкам по занимаемым должностям.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам рекомендуется устанавливать с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
Корректировка указанных величин в сторону их повышения производится на основе расчетов по объемам имеющегося бюджетного финансирования.
При этом необходимо учесть установленный в автономном округе региональным соглашением о минимальной заработной плате размер минимальной заработной платы.
Кроме того, указанный раздел должен включать рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к базовым окладам (базовым должностным окладам), базовым ставкам по соответствующим профессиональным квалификационным группам.
Рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к базовым окладам (базовым должностным окладам), базовым ставкам по соответствующим профессиональным квалификационным группам рассчитываются на основе осуществления дифференциации типовых должностей, включаемых в штатное расписание учреждений, соответствующих уставным целям учреждений и содержащихся в соответствующих разделах Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
Дифференциация типовых должностей осуществляется на основе оценки сложности трудовых функций, выполнение которых предусмотрено при занятии соответствующей должности, по соответствующей профессии или специальности.
Повышающий коэффициент к базовому окладу (базовому должностному окладу), базовой ставке по соответствующим профессиональным квалификационным группам может быть установлен работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов на основе положения об аттестации и тарификации работников.
Штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности руководителей, специалистов, служащих (профессии рабочих) данного учреждения.
4.4. Раздел "Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера" должен содержать условия оплаты труда руководителей окружных бюджетных учреждений, включая размеры должностных окладов, размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Фонд оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Должностной оклад руководителя - фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, без учета компенсационных и стимулирующих выплат.
Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к среднему должностному окладу работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и должен составлять не более 5 размеров указанного среднего должностного оклада.
Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 - 30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение.
Перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти автономного округа.
Размеры премирования, порядок и критерии ее выплаты руководителю учреждения, его заместителям, главному бухгалтеру осуществляется с учетом результатов деятельности учреждения в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности работы учреждения.
4.5. Разделы "Другие вопросы оплаты труда" либо "Заключительные положения" могут содержать особенности оплаты труда отдельных категорий работников, рекомендации по условиям оплаты труда работников, которые, по мнению главных распорядителей средств окружного бюджета, целесообразно отразить в положениях по оплате и стимулированию труда работников подведомственных учреждений, с учетом специфики трудовых отношений.
В частности, данные разделы могут регулировать вопросы оказания работникам материальной помощи в размере не более 2 базовых окладов (базовых должностных окладов), ставок с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Кроме того, в данных разделах может определяться порядок делегирования руководителем учреждения руководителям филиалов, структурных подразделений полномочий по определению размеров заработной платы работников филиала (структурных подразделений), компенсационных и стимулирующих выплат в пределах средств, направляемых филиалами на оплату труда (или фондов оплаты труда, резервируемых руководителем для структурных подразделений в целях стимулирования работников данных структурных подразделений).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.