Распоряжение Администрации муниципального образования г. Салехард
от 2 июля 2010 г. N 677-р
"Об утверждении Концепции муниципальной целевой
программы "Реабилитация и социальная адаптация
инвалидов на 2011 - 2013 годы"
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь Уставом муниципального образования город Салехард, постановлением Администрации муниципального образования город Салехард от 30 апреля 2010 года N 128 "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию муниципальной целевой программы "Реабилитация и социальная адаптация инвалидов на 2011 - 2013 годы".
2. Управлению по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования город Салехард (И.М. Максимова) разработать муниципальную целевую программу "Реабилитация и социальная адаптация инвалидов на 2011 - 2013 годы".
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы Администрации города по социальной политике Л.Н. Смарыгину.
Глава Администрации города |
Ю.А. Линк |
Концепция
муниципальной целевой программы "Реабилитация и социальная
адаптация инвалидов на 2011 - 2013 годы"
(утв. распоряжением Администрации г. Салехарда
от 2 июля 2010 г. N 677-р)
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы
"Реабилитация и социальная адаптация инвалидов на 2011 - 2013 годы"
приоритетным задачам социально-экономического развития
муниципального образования город Салехард
В соответствии с частью 2 статьи 6 Устава муниципального образования город Салехард, принятого 16.03.1997 на референдуме (далее - Устав города), одной из основных целей местного самоуправления в городе Салехарде является осуществление деятельности, обеспечивающей условия для удовлетворения жизненных потребностей жителей муниципального образования.
Одной из категорий населения города, для которых должны быть обеспечены условия для удовлетворения жизненных потребностей, являются инвалиды. На 01.01.2010 в г. Салехарде по данным актуального регистра проживает 1577 инвалидов (в том числе 141 ребенок - инвалид), что составляет 3,64% от общей численности населения.
Анализ динамики уровня инвалидности в разрезе причин и степени реабилитации инвалидов в городе Салехарде, представленный в марте текущего года к рассмотрению на заседании городского Координационного совета по делам инвалидов, показал как положительные, так и негативные тенденции. В частности, численность лиц, впервые признанных инвалидами, за период с 2007 по 2009 годы имеет тенденцию к снижению. Общий объем снижения составил 47%. Вместе с тем, при первичном и повторном освидетельствовании инвалидов старше 18 лет, проживающих в городе, чаще всего устанавливается 2 и 3 группы инвалидности, что характеризует значительную степень утраты способности к трудовой деятельности. В 2009 году отмечается рост удельного веса лиц, впервые признанных инвалидами 1 и 2 групп.
Анализ структуры инвалидности взрослого населения города по возрастным группам показал продолжающееся снижение первичной инвалидности среди лиц в возрасте свыше 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин) в период с 2007 по 2009 годы с одновременным ростом первичной инвалидности с 30,8% до 42% среди лиц трудоспособного возраста от 45 до 54 лет (для женщин) и от 45 до 59 лет (для мужчин).
За период с 2007 по 2008 годы отмечалось устойчивое снижение уровня первичной инвалидности детского населения. Но в 2009 году показатель первичной инвалидности детского населения значительно вырос и составил 22,5 случая на 10 тысяч детского населения, что выше показателя 2007 года (21,9 случаев на 10 тысяч детского населения). При этом одной из негативных социально-демографических тенденций является увеличение доли детской инвалидности: на начало 2008 года 8,5%, 2009 года - 8,7%, 2010 года - 8,9%.
Результаты переосвидетельствования инвалидов являются главными показателями, характеризующими эффективность реабилитационных мероприятий, проводимых в отношении инвалидов. В период с 2007 по 2008 годы отмечено снижение с 3,2% до 2,1% и с 11,8% до 3,6% соответственно показателей полной и частичной реабилитации инвалидов старше 18 лет. В 2009 году отмечен рост данных показателей. Показатель полной реабилитации детей - инвалидов за 2009 год выше значений показателей реабилитации инвалидов старше 18 лет и составляет 7,1%.
Основным источником доходов инвалидов является пенсия по инвалидности. Средний размер трудовой пенсии по инвалидности по автономному округу на 31.12.2009 составил 8099,97 рублей, что на 18% выше величины прожиточного минимума, установленного в IV квартале 2009 года для пенсионеров, но на 15% ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного на данный период. Чаще всего инвалиды не осуществляют трудовую деятельность, а значит, не являются налогоплательщиками. В связи с чем, наряду с лицами пенсионного возраста они являются финансово-экономической нагрузкой на трудоспособную часть населения.
Поэтому, решая задачи социально-экономического развития, муниципалитет экономически заинтересован в снижении доли инвалидов от общей численности населения муниципального образования город Салехард.
Для решения имеющихся проблем и закрепления достигнутых результатов в сфере социальной защиты инвалидов необходимо еще более усилить и усовершенствовать межведомственное взаимодействие, а также несколько изменить акценты в работе с данной категорией населения.
Стержнем социальной политики по отношению к инвалидам должно стать реабилитационно-адаптационное направление как основа формирования и укрепления психофизического, профессионального и социального потенциала личности.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Реабилитация инвалида представляет собой процесс и систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или, возможно, полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Процесс реабилитации инвалидов многогранен и многоаспектен, поэтому его эффективность достигается за счет слаженного, системного межведомственного взаимодействия. Ранее на территории муниципального образования не реализовывались муниципальные целевые программы, направленные на социальную реабилитацию инвалидов. Данный факт является одной из причин роста первичной инвалидности детского населения и недостаточного уровня полной или частичной реабилитации инвалидов. Программно-целевой метод в реализации мер по реабилитации, адаптации и интеграции инвалидов в общество позволит более эффективно проводить реабилитационно-адаптационную работу.
При этом невозможность комплексного решения проблемы без использования Программы обусловлена рядом объективных причин:
- необходимостью межведомственного подхода;
- сложностью и многообразием задач;
- необходимостью выполнения социально значимых проектов.
Проведение в муниципальном образовании город Салехард социально направленной политики позволит не допустить увеличения уровня инвалидности населения в городе, а также будет содействовать повышению степени социальной адаптации инвалидов.
На заседании Координационного совета по делам инвалидов от 16 марта 2010 года в муниципальном образовании город Салехард принято решение по необходимости разработки муниципальной целевой программы "Реабилитация и социальная адаптация инвалидов на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа).
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования
программно-целевого метода
Отсутствие программно-целевого метода в реализации задач по реабилитации и социальной адаптации инвалидов могут привести к разрозненным, несистемным, а следовательно, менее эффективным действиям различных структурных подразделений органов местного самоуправления муниципального образования город Салехард.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов реабилитации, социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество могут стать:
- увеличение степени инвалидности населения муниципального образования город Салехард и, как следствие, снижение числа трудоспособного населения;
- усугубление процессов изоляции инвалидов, лишение их возможности самообслуживания, трудоустройства, доступа к информации, к объектам социальной инфраструктуры.
IV. Предложения по Заказчикам
Заказчиком Программы должна стать Администрация муниципального образования город Салехард по следующим причинам:
1) в соответствии с частью 2 статьи 6 Устава города одной из основных целей местного самоуправления в г. Салехарде является осуществление деятельности, обеспечивающей условия для удовлетворения жизненных потребностей жителей муниципального образования;
2) муниципалитет экономически заинтересован в снижении доли инвалидов от общей численности населения муниципального образования город Салехард;
3) круг вопросов в сфере реабилитации и социальной адаптации инвалидов многогранен и требует координации различных структур и ведомств для их решения.
V. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам
и показателям, позволяющим оценивать ход
реализации Программы по годам
Основные цели и задачи Программы определены исходя из необходимости создания и совершенствования на муниципальном уровне условий для успешной реабилитации и социализации инвалидов, создания возможностей для максимального использования потенциала инвалидов, обеспечения им равных возможностей в реализации гражданских прав, что соответствует задачам социально-экономического муниципального образования.
В связи с этим целями Программы являются создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, содействие в устранении или компенсации утраченных физических возможностей, а также интеграция инвалидов в общество.
Для достижения поставленных целей в рамках Программы предполагается решить следующие задачи:
- внедрить в деятельность социальных служб, образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта муниципального образования инновационные технологии и методики работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, а также расширить осведомленность инвалидов о реабилитационно-адаптационных услугах, предоставляемых инвалидам и семьям с детьми - инвалидами;
- увеличить охват инвалидов различными видами реабилитационно-адаптационных услуг, оказываемых социальными службами, образовательными учреждениями, учреждениями культуры и спорта муниципального образования;
- начать процесс создания условий для комфортной безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов;
- содействовать социализации инвалидов.
Программа носит среднесрочный характер. Срок реализации Программы - 2011 - 2013 годы.
Ежегодно в Программе предусматривается решение аналогичных задач, поэтому по итогам года планируется осуществление анализа эффективности проведения мероприятий Программы, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей, а также определения промежуточных результатов Программы.
Предлагаемая система показателей и индикаторов, позволяющая оценить эффективность и ход реализации Программы, увязанная с решаемыми тактическими задачами, приведена в таблице:
Тактические задачи |
Показатель (индикатор) |
Прогнозное значение (2010 г.) |
Значение показателя в плановый период |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||
1. Внедрить в деятельность образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта муниципального образования инновационные технологии и методики работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, а также расширить осведомленность инвалидов о реабилитационно-адаптационных услугах, предоставляемых инвалидам и семьям с детьми - инвалидами |
1.1. Число специалистов образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта, социального обслуживания населения муниципального образования, работающих с инвалидами, прошедших курсы повышения квалификации |
6 |
7 |
8 |
9 |
1.2. Число новых технологий и методик работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, внедренных в деятельность образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта, социального обслуживания населения муниципального образования |
6 |
9 |
12 |
15 |
|
1.3. Число информационных материалов для инвалидов и их семей о возможности получить реабилитационно-адаптационные услуги |
3 |
13 |
23 |
33 |
|
2. Увеличить охват инвалидов различными видами реабилитационных услуг, оказываемых образовательными учреждениями, учреждениями культуры и спорта, социального обслуживания населения муниципального образования |
2.1. Удельный вес инвалидов, получивших психолого-педагогическую реабилитацию (% от общего числа инвалидов, которым согласно ИПР рекомендованы данные услуги) |
94 |
97 |
97 |
99 |
2.2. Удельный вес инвалидов, получивших различного вида реабилитационные услуги в муниципальных учреждениях (% от общего числа инвалидов) |
17 |
17,5 |
18 |
18,5 |
|
3. Начать процесс создания условий для комфортной безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов |
3.1. Удельный вес инвалидов, получивших помощь в адаптации внутриквартирного пространства (% от общего числа инвалидов, нуждающихся в адаптации внутриквартирного пространства) |
0 |
1 |
3 |
5 |
3.2. Удельный вес сданных в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры, построенных с учетом требований доступности для маломобильных категорий инвалидов (% от общего числа сданных в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры) |
57 |
50 |
50 |
100 |
|
4. Содействовать социализации инвалидов |
4.1. Удельный вес инвалидов, являющихся членами общественных организаций инвалидов, расположенных на территории города (% от общего числа инвалидов, проживающих в городе) |
10 |
13 |
20 |
31 |
4.2. Удельный вес общественных организаций инвалидов, участвующих в реализации социально-значимых проектов (% от общего числа общественных организаций инвалидов, расположенных на территории города) |
33 |
33 |
50 |
100 |
VI. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом и предложения
по основным направлениям финансирования,
мероприятиям Программы
Программа носит среднесрочный характер и рассчитана на реализацию в период с 2011 по 2013 годы.
Для того, чтобы принимаемые муниципалитетом меры по реабилитации и социальной адаптации инвалидов были максимально эффективны, считаем целесообразным объединить их в комплекс мер, с учетом полномочий муниципалитета. Исходя из этого, предлагаем при финансировании Программы предусмотреть следующие направления:
I. Информационно-технологическое обеспечение деятельности по реабилитации и социальной адаптации инвалидов;
II. Реабилитация инвалидов;
III. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;
IV. Социализация инвалидов.
VII. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы
Финансирование Программы предполагается осуществлять за счет средств местного бюджета.
Учитывая, что в Ямало-Ненецком автономном округе на протяжении многих лет разрабатывается и реализуется окружная целевая программа в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов, предусматривающая такое мероприятие как "Адаптация внутриквартирного пространства к потребностям инвалида", есть возможность при реализации Программы привлечения в виде субсидий средств окружного бюджета, предусмотренных на реализацию окружной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов".
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности решения проблемы
Реализация мероприятий Программы позволит:
- увеличить число специалистов образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта, социального обслуживания населения муниципального образования, прошедших курсы повышения квалификации;
- увеличить число новых технологий и методик работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, внедренных в деятельность образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта, социального обслуживания населения муниципального образования;
- увеличить число информационных материалов для инвалидов и их семей о возможности получить реабилитационно-адаптационные услуги;
- увеличить удельный вес инвалидов, получивших психолого-педагогическую реабилитацию, % от общего числа инвалидов, которым согласно ИПР рекомендованы данные услуги;
- увеличить удельный вес инвалидов, получивших различного вида реабилитационные услуги от общего числа инвалидов;
- увеличить удельный вес инвалидов, получивших помощь в адаптации внутриквартирного пространства от общего числа инвалидов, нуждающихся в адаптации внутриквартирного пространства;
- увеличить удельный вес сданных в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры, построенных с учетом требований доступности для маломобильных категорий инвалидов от общего числа сданных в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры;
- увеличить удельный вес инвалидов, являющихся членами общественных организаций инвалидов, расположенных на территории города от общего числа инвалидов, проживающих в городе;
- увеличить удельный вес общественных организаций инвалидов, участвующих в реализации социально-значимых проектов от общего числа общественных организаций инвалидов, расположенных на территории города.
IX. Нормативно-правовое обоснование полномочий органов местного
самоуправления в решении проблемной ситуации
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и социального обеспечения граждан относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, в ряде статей Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривается обязанность органов местного самоуправления участвовать в реализации отдельных мероприятий в области социальной защиты инвалидов. Под социальной защитой понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
К таким мерам, согласно указанному закону, отнесены:
- обязательное исполнение индивидуальных программ реабилитации инвалида (ст. 11);
- участие в реализации прав инвалидов на получение необходимой информации посредством приобретения периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля для муниципальных библиотек (ст. 14);
- создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации) (ст. 15).
Учитывая, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесен ряд полномочий важной социальной направленности, которые закреплены также в Уставе города, то муниципалитет может внести существенный вклад в обеспечение социальной защиты инвалидов.
К таким полномочиям относятся:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
- обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа;
- организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе.
Программа будет разрабатываться на условиях и в порядке, предусмотренном постановлением Администрации города Салехарда от 30 апреля 2010 года N 128.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция представляет собой стратегию развития системы профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов в Салехарде.
Целью Концепции является определение основных принципов и приоритетов развития системы профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов на среднесрочную перспективу в соответствии с ресурсной базой и возможностями ее расширения.
Ряд основных задач Концепции включает в себя реализацию государственной политики в сфере профилактики инвалидизации, усиление профилактической направленности; переход от существующей модели преимущественно медицинской реабилитации к системе медико-социальной реабилитации с акцентом на трудоустройство и интеграцию инвалидов в общество; формирование благоприятной социальной среды для интеграции инвалидов в общество; укрепление, модернизацию и расширение ресурсной базы для решения вопросов профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов; создание безбарьерной среды для перемещения и транспортировки маломобильных инвалидов, разработку ее критериев.
Распоряжение Администрации муниципального образования г. Салехард от 2 июля 2010 г. N 677-р "Об утверждении Концепции муниципальной целевой программы "Реабилитация и социальная адаптация инвалидов на 2011 - 2013 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был