Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Комплексный план
социально-экономического развития муниципального образования
город Ноябрьск на 2011 - 2013 годы
(утв. постановлением Администрации г. Ноябрьска
от 19 сентября 2011 г. N П-1388)
25 сентября 2012 г., 7 июня 2013 г.
Общие положения
Комплексный план социально-экономического развития города Ноябрьска на 2011 - 2013 годы" (далее - Комплексный план) является инструментом реализации стратегических направлений развития города Ноябрьска на перспективу. Проблемы, решаемые посредством реализации мероприятий Комплексного плана, носят межведомственный характер и требуют координации действий исполнителей мероприятий различной ведомственной подчиненности. Решение проблем посредством мероприятий Комплексного плана требует финансовых, кадровых и организационных ресурсов, принятия соответствующих правовых норм муниципального уровня.
Расходы на реализацию мероприятий Комплексного плана планируются за счет средств бюджета города на соответствующий бюджетный и среднесрочный финансовый период, а также за счет получения государственных субсидий из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа и федерального бюджета в установленном порядке на соответствующем уровне в рамках сопряженных программ.
Мероприятия Комплексного плана требующие финансовых затрат, но не включенные в сопряженные программы, необходимо включать в смету затрат при формировании проекта бюджета на 2012 год и плановый период 2013 года.
При разработке мероприятий Комплексного плана учтены положения нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, а также нормативных актов субъекта РФ и муниципальных правовых актов, перечень которых приведен в приложении N 1 к Комплексному плану.
Мероприятия Комплексного плана разработаны на основе анализа и оценки проблем социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск, носящих комплексный межотраслевой характер, и относятся к четырем типам действий:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей социально-экономическое развитие;
2. Организационное обеспечение взаимодействия исполнителей и участников Комплексного плана;
3. Методическое обеспечение реализации мер социально-экономического развития в городе;
4. Реализация проектов в области социально-экономического развития города.
Комплексный план содержит мероприятия, повышающие эффективность муниципального управления и бюджетных расходов, а также мероприятия по созданию системы мониторинга социально-экономического развития города.
1. Характеристика проблем, на решение которых направлены
мероприятия Комплексного плана
Анализ процессов социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск за последние 5 лет, а так же анализ стратегий, проектов и программ развития основных внешних субъектов, оказывающих влияние на ситуацию в городе позволяет зафиксировать 7 основных проблем, решение которых необходимо для обеспечения привлекательности города для жизни и ведения бизнеса, формирования в нем конкурентоспособного качества жизни и реализация задач, формулируемых перед городом в рамках стратегий развития Ямало-Ненецкого автономного округа, Уральского федерального округа и Российской Федерации в целом.
Проблема 1. Рассогласованность систем планирования развития города
Существующая система муниципального управления в целом позволяет обеспечивать устойчивое функционирование всех городских систем. Объем и качество предоставляемых городскими службами услуг в целом находится на достаточном уровне, по многим показателям обеспеченность города бюджетными услугами остается выше среднероссийских показателей, их объем постепенно увеличивается, номенклатура расширяется. Существующая система управления городом позволила решить ряд системных проблем, отмеченных в качестве ключевых в Стратегии развития Ноябрьска, разработанной в 2002 году. За прошедший период удалось обеспечить город качественной питьевой водой, близка к решению проблема обеспечения города тепловыми и электрогенерирующими мощностями, снята проблема обеспечения города банями.
В то же время наблюдается целый ряд явлений, которые указывают на наличие некоторых системных несогласованностей в деятельности городских служб.
В городском сообществе не сформировалось единого представления о направлениях развития города, его целях, наиболее общих задачах. Осуществляемая в стране широкомасштабная работа по реформированию одной из важнейших основ конституционного строя России, которой по праву является местное самоуправление, выдвинула ряд актуальных и непростых задач, связанных с преобразованием как в целом функционирования местного самоуправления, так и укрепления его в системе кадрового потенциала и кадровой политики.
Существует проблема, которая решена не в полной мере, а именно - кадровый состав муниципальной службы, его профессионализм и организация повышения квалификации муниципальных служащих, внедрение новых образовательных технологий.
Понимание данной проблемы позволяет сформулировать первую цель настоящего Комплексного плана - совершенствование системы муниципального планирования, кадровой, информационной политики.
Проблема 2. Сложившаяся система бюджетного планирования нацелена
на обеспечение текущих потребностей и не обеспечивает решения
задач долгосрочного развития и реализацию
стратегических приоритетов
Анализ доходной части бюджета показывает снижение доли налоговых доходов местного бюджета при быстром увеличении доли безвозмездных поступлений и неналоговых доходов. Такое соотношение доходных частей бюджета указывает на снижение фискальной автономии города Ноябрьска.
Сложившийся порядок бюджетного процесса, включающий проектирование, согласование, исполнение и отчет об исполнении, в условиях постоянного дефицита бюджетных средств, фактически направлен на цели сохранения бюджетной сети, муниципального имущества, воспроизводства той системы целей, которые были выделены и оформлены в предыдущий период становления муниципальной системы управления.
Сохраняемая неопределенность доходной части прогнозируемого бюджета приводит к отсутствию практической заинтересованности участников бюджетного процесса в разработке и реализации долгосрочных стратегических инициатив.
Таким образом, основным направлением реформирования бюджетного процесса должно стать смещение акцентов от "управления бюджетными ресурсами (затратами)" на "управление результатами" путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких долгосрочных ориентиров.
Исходя из вышесказанного, вторая цель настоящего Комплексного плана должна быть сформулирована следующим образом: совершенствование системы управления муниципальными финансами и переориентация ее на решение стратегических задач развития города.
Проблема 3. Муниципальный сектор экономики не в полной мере
обеспечивает своевременное предоставление общественных услуг,
реконструкцию и развитие социальных инфраструктур
и эффективное использование муниципального имущества
Существующая в городе система оказания общественных услуг сложилась за предыдущие годы и в значительной степени ориентирована на воспроизводство традиционных услуг и видов деятельности и не в полной мере отвечает сегодняшним потребностям населения. Реализующиеся в стране реформы бюджетной сферы (жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, и др.) требуют внедрения современных управленческих технологий, повышения прозрачности в формировании содержания, качества, объемов и стоимости предоставляемых жителям бюджетных услуг. Реализация реформ требует завершения системных преобразований в области предоставления общественных услуг и управления муниципальным имуществом.
Имущественные комплексы и объекты социальной инфраструктуры города недоинвестированы, имеют высокий уровень износа (в первую очередь спортивные сооружения) и не в полной мере обеспечивают потребности города. Имеющиеся в городе дефициты общественных образовательных, медицинских, социальных, культурных и спортивно-рекреационных услуг в значительной степени обусловлены нехваткой соответствующих стандартам помещений и сооружений.
Недостаток помещений для социальных объектов и незавершенность реформ системы управления бюджетной сферой сдерживает инициативы муниципальных учреждений по расширению спектра и качества предоставляемых услуг, повышению результативности использования муниципального имущества и повышению удовлетворенности граждан оказываемыми в городе общественными услугами.
Таким образом, третьей целью настоящего Комплексного плана является реформирование муниципального сектора экономики.
Проблема 4. Низкая привлекательность городской среды города Ноябрьска
для жителей и предпринимателей
В настоящее время в городе на коммерческой и бюджетной основе для населения предоставляется необходимый спектр социальных, бытовых, образовательных, рекреационных и иных услуг. В то же время в последние годы наметилось отставание Ноябрьска по сравнению с другими городами региона, в обеспеченности города современными культурно-бытовыми и иными услугами, он начинает проигрывать конкуренцию за людей, терять привлекательность в глазах жителей.
В городе ощущается явный недостаток объектов, реализующих современные форматы предоставления культурно-бытовых, развлекательных, спортивных и торговых услуг. Городская среда Ноябрьска требует системной реконструкции, для обеспечения возможностей самореализации и удовлетворения потребностей жителей с учетом сложных климатических условий и традиций их потребительского поведения.
Таким образом, четвертой целью настоящего Комплексного плана является создание комфортной городской среды.
Проблема 5. Отставание процессов организации городского пространства
от процессов социально-экономического развития города
Город Ноябрьск один из первых городов в Российской Федерации, разработавший и внедривший у себя в соответствии с Градостроительным кодексом систему правового зонирования территории и Правила землепользования и застройки, а также иную необходимую в современных условиях градостроительную документацию. Однако закрепленная в существующей градорегулирующей документации система пространственной организации города была сформирована на предыдущем этапе развития города и не всегда учитывает современные тенденции и потребности развития. Изменение численности населения, изменение структуры занятости, увеличение доли предприятий малого и среднего бизнеса в городской экономике, появление новых стандартов комфортности жилья и городской среды требует адекватного изменения организации городского пространства, строительства новых транспортных коридоров, компоновки новых городских кварталов с учетом северных условий и новых стандартов обеспеченности граждан социально-бытовыми, культурно-рекреационными и иными услугами.
Таким образом, пятой целью Комплексного плана является реорганизация городского пространства в соответствии с перспективными направлениями развития города.
Проблема 6. Низкая привлекательность города в глазах молодежи, отток
талантливых и инициативных молодых людей из города
Ноябрьск - молодой город, дети и молодежь составляют более 50% населения и от того, насколько комфортно ощущают они себя в городе, от того насколько они связывают свои карьерные и жизненные перспективы с городом зависит его настоящее и будущее.
В настоящее время в городе существует развитая система предоставления широкого круга услуг для детей и подростов. В то же время в части услуг для работающей молодежи наблюдаются существенный дефицит, как по спектру, так и по качеству доступных услуг.
Несмотря на наличие среднеспециальных образовательных учреждений и сети филиалов ВУЗов, а так же наличие коммерческих центров повышения квалификации, в городе отмечаются определенные проблемы с трудоустройством молодежи, вызванные кадровой политикой работодателей, политикой, и возможностями образовательных учреждений. В результате часть активной и талантливой молодежи уезжает из города.
Существующая в городе жилищно-строительная политика, при сложившейся ситуации на рынке жилья, не ориентирована на молодежь, как специальную целевую группу. Молодые специалисты и молодые работники испытывают существенные трудности в приобретении жилья в городе, что сдерживает привлечение в город иногородних специалистов и способствует вытеснению молодых жителей города в другие регионы и города.
В последние годы в глазах части молодежи сложился образ Ноябрьска, как маленького, оторванного от цивилизации города, в котором сложно построить карьеру или достичь социального и материального успеха, реализовать свои амбиции и профессиональные качества. Подобная ситуация является недопустимой для города и поэтому шестой целью настоящего Комплексного плана является повышение привлекательности города для молодежи и создание условий для поддержания возможностей ее занятости и самореализации.
Проблема 7. Уровень развития малого и среднего бизнеса в городе
не обеспечивает потребностей населения в качественных услугах
и возможности трудоустройства
Для малого и среднего бизнеса Ноябрьска в последние пять лет характерна тенденция увеличения занятости. В среднем по России около 13% экономически активного населения трудится в сфере малого и среднего предпринимательства, в городе - чуть более 11%. Доля производимых товаров и услуг организациями малого и среднего бизнеса в 2010 году (по оценке) немногим превышала 4% от общего объема, тогда как в России эта доля более 12%. При увеличивающемся темпе роста заработной платы в сфере малого и среднего предпринимательства уровень заработной платы в этом секторе экономики остается почти в два раза ниже, чем в среднем по городу.
Приведенные факты являются следствием нерешенных проблем и барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства. Результаты социологических опросов, выборочные данные государственной статистики указывают на следующие основные проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства:
1. Недостаток собственных средств и сложность получения займов на открытие собственного дела и его развитие;
2. Практически отсутствует институциональная инфраструктура, способствующая развитию малого и среднего предпринимательства;
3. Недостаточный уровень профессиональной подготовки предпринимателей для организации и ведения собственного дела;
4. Сложность и длительность оформления прав собственности на имущество и земельные участки;
5. Существенная степень износа коммунальной инфраструктуры города, снижающей привлекательность сектора коммунальных услуг для предпринимательства;
6. Недостаточное количество деловой информации по вопросам ведения предпринимательской деятельности;
7. Сложность и высокая стоимость процедур легализации предпринимательской деятельности, таких как регистрация, лицензирование, сертификация, аккредитация и прочие.
Одним из препятствий в оказании действенной поддержки малым и средним предприятиям является отсутствие или недостаток эффективной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность предпринимателей.
Поэтому седьмая цель настоящего Комплексного плана - развитие малого и среднего предпринимательства в городе Ноябрьске.
Необходимость принятия Комплексного плана
Необходимость разработки мероприятий Комплексного плана. для решения задач по комплексному социально-экономическому развитию города Ноябрьска обусловлена рядом объективных факторов:
- масштабностью, сложностью и многообразием проблем, связанных с минимизацией негативного воздействия мирового финансового кризиса на экономику города и дальнейшей реализацией проводимых на местном уровне реформ;
- потребностью в комплексном и системном подходе с целью разработки и осуществления мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
- необходимостью координации усилий органов публичной власти различных уровней, а также привлечения к участию в мероприятиях негосударственных организаций, в том числе общественных объединений для решения выявленных проблем;
- имеющимся положительным опытом других муниципальных образований по решению проблем в области комплексного социально-экономического развития посредством реализации комплексных мероприятий.
С целью формирования условий для устойчивого развития Ноябрьска необходимо объединение усилий и согласованность действий органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления муниципального образования города Ноябрьска, находящихся в нем общественных объединений и некоммерческих организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства. Результатом взаимодействия должно стать развитие нормативно-правовой базы, регулирующей развитие муниципального сектора экономики, процессы социально-экономического, пространственного и бюджетного планирования, определяющей стандарты предоставления общественных услуг, находящиеся в пределах полномочий местного самоуправления, а также повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.
Реализация мер по комплексному социально-экономическому развитию города Ноябрьска нуждается в четкой организации процесса мониторинга и контроля результатов исполнения мероприятий Комплексного плана.
Постановлением Администрации муниципального образования г. Ноябрьск от 25 сентября 2012 г. N П-1260 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Цели и задачи Комплексного плана
Стратегическая цель развития Ноябрьска заключается в создании условий, способствующих повышению качества жизни населения, диверсификации экономики, консолидации городского сообщества и активизации его участия в разработке и реализации программ и проектов социально-экономического развития города. В рамках поставленной стратегической цели предполагается выделение следующих целей:
1. совершенствование муниципального планирования, кадровой, информационной политики;
2. совершенствование системы управления муниципальными финансами и переориентация ее на решение стратегических задач развития города;
3. реформирование муниципального сектора экономики;
4. создание комфортной городской среды;
5. реорганизация городского пространства в соответствии с перспективными направлениями развития;
6. повышение привлекательности города для молодежи и создание условий для поддержания возможностей ее занятости и самореализации;
7. развитие малого и среднего предпринимательства.
Каждая из целей имеет свой перечень задач:
Раздел 1. "Совершенствование муниципального планирования, кадровой, информационной политики":
Задача 1.1. Создание комплексной системы планирования на уровне муниципального образования город Ноябрьск;
Задача 1.2. Совершенствование организационной структуры и кадрового обеспечения работы органов местного самоуправления;
Задача 1.3. Совершенствование системы информационного обеспечения работы органов местного самоуправления;
Задача 1.4. Повышение прозрачности и открытости для населения деятельности Администрации города.
Раздел 2. "Совершенствование управления муниципальными финансами"
Задача 2.1. Повышение эффективности бюджетного планирования;
Задача 2.2. Стандартизация социально значимых услуг в рамках имеющихся полномочий;
Задача 2.3. Создание условий для развития доходной базы муниципального бюджета;
Задача 2.4. Оптимизация бюджетных расходов.
Раздел 3. "Реформирование муниципального сектора экономики":
Задача 3.1. Повышение эффективности использования муниципальной собственности;
Задача 3.2. Диверсификация организационно-правовых форм предоставления общественных услуг;
Задача 3.3. Формирование адресной инвестиционной программы муниципалитета.
Раздел 4. "Создание комфортной городской среды":
Задача 4.1. Создание системы оценки качества предоставляемых услуг;
Задача 4.2. Повышение гибкости и разнообразия форм предоставления услуг, развитие конкуренции;
Задача 4.3. Создание необходимых условий для качественного улучшения состояния жилищной недвижимости;
Задача 4.4. Расширение мер социальной поддержки граждан;
Задача 4.5. Улучшение окружающей среды и сохранение ее для будущих поколений.
Раздел 5. "Реорганизация городского пространства в соответствии с перспективными направлениями развития":
Задача 5.1. Развитие нормативно-правовой базы, обеспечивающей территориальное планирование;
Задача 5.2. Совершенствование процедур градорегулирования;
Задача 5.3. Реализация проектов в области развития городского пространства.
Раздел 6. "Повышение привлекательности города для молодежи и создание условий для поддержания возможностей ее занятости и самореализации":
Задача 6.1. Институциональное укрепление молодежной политики;
Задача 6.2. Повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда;
Задача 6.3. Социализация и психолого-социальная адаптация молодежи;
Задача 6.4. Развитие института семьи.
Раздел 7. "Развитие малого и среднего предпринимательства":
Задача 7.1. Развитие системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Задача 7.2. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций и промышленного производства.
Задача 7.3. Развитие имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Задача 7.4. Формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности.
Задача 7.5. Информационно-консультационная и научно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Задача 7.6. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.
Задача 7.7 Мониторинг финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Ноябрьск;
3. Мероприятия Комплексного плана
В приложении N 2 к Комплексному плану представлен комплекс мероприятий, сбалансированных по целям, задачам, срокам, исполнителям.
Мероприятия Комплексного плана сгруппированы функционально для решения поставленных выше задач.
Раздел 1. "Совершенствование муниципального планирования,
кадровой, информационной политики"
Наиболее сформированным в нормативно-правовом, организационном и методическом аспекте среди различных видов планирования является бюджетное планирование, которое существует в условиях общегосударственного единства бюджетной системы.
В сфере территориального планирования в Ноябрьске, в отличие от многих других городов, ситуация выглядит неплохо. Город обладает широким спектром документов в сфере регулирования землепользования и застройки. Решением Городской думы от 25.04.2008 N 352-Д утвержден актуальный генеральный план города. В ноябре 2009 года, решением Городской Думы от 25.11.2009 N 97-Д, были утверждены новые правила землепользования и застройки, с целью их приведения в соответствие с вновь утвержденным генеральным планом города.
В раздел включается пункт о разработке адаптированной к условиям города Ноябрьска методики по согласованию подготовки и реализации различных документов планирования развития муниципального образования. В методике должно быть дано описание процедуры согласования и утверждения компонентов системы планирования (социально-экономического, территориального, бюджетного) в соответствии с требованиями современного федерального и регионального законодательства.
В раздел также включается разработка непосредственно предусмотренных методикой плановых документов, имеющих координирующие функции.
Для эффективного выполнения органами МСУ своих полномочий согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и других законодательных норм необходимо осуществить преобразования в структуре администрации города и развитии системы кадрового обеспечения.
В части совершенствования структуры администрации мероприятия Комплексного плана ориентированы на то, чтобы в максимальной степени исключить дублирование функций, ввести четкое разграничение функциональных обязанностей, исключающее двойное подчинение, повысить прозрачность и оперативность деятельности городской администрации для внешних партеров - жителей города, бизнеса, органов государственной власти. Одним из центральных элементов преобразований становится привязка его к использованию программно-целевого метода управления.
Еще одной важной задачей Комплексного плана является обеспечение всех органов МСУ Ноябрьска, муниципальных предприятий и учреждений кадрами. Реализация мероприятий Комплексного плана основана на усилении внимания к интересам работников путем предоставления им возможностей для развития, повышения профессиональной подготовки и квалификации, обеспечения хороших экономических показателей всех структурных подразделений. Он создает нормативную базу для реализации интеллектуальных, творческих и организаторских способностей личности. Успехом реализации данного Комплексного плана является правильный выбор кадровой политики для создания сильной команды управления, подготовки и закрепления кадров на территории города.
Для достижения указанных целей предусматривается формирование системы непрерывного обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с целью обеспечения эффективного выполнения ими своих должностных обязанностей, стимулирования к самосовершенствованию и карьерному росту.
В 2006 году была утверждена Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации*(1). Этот факт следует оценивать как важнейший шаг в направлении создания интегрированных архитектур государственных и муниципальных информационных систем. Также информационные технологии стали еще более востребованы при реализации приоритетных национальных проектов.
Таким образом, можно определить основные ориентиры и сферы действия по данному направлению. Они связаны, прежде всего, с реализацией полномочий местного самоуправления городского округа, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Несмотря на то, что в указанном законе среди основных вопросов местного значения городского округа содержится только одна функция, непосредственно связанная с информатизацией (информационное обеспечение градостроительной деятельности), эффективная реализация большинства определенных законом полномочий без использования информационно-коммуникационных технологий в современных условиях проблематична.
Основные проблемы - сохраняющееся неравенство структурных подразделений в техническом обеспечении, разнородность информационных систем и разрозненность информационных ресурсов, отсутствие механизмов обеспечения взаимодействия, недостаточная квалификация пользователей и технического персонала.
Еще одним элементом, повышающим эффективность местного самоуправления и консолидирующим городское сообщество, является повышение открытости Администрации города через введение модели публичной отчетности, а также создания Общественных советов по тематическим вопросам. Это необходимо для удовлетворения потребностей населения города в получении достоверной и объективной информации о состоянии отдельных сфер деятельности Администрации города и решаемых проблемах. Обеспечение населения такой информацией позволит сформировать солидарное отношение жителей города к деятельности Администрации.
Раздел 2. "Совершенствование управления муниципальными финансами"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 N 249 была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации. Этим же постановлением органам местного самоуправления было рекомендовано разработать и реализовать меры по повышению результативности расходов муниципальных бюджетов согласно основным положениям федеральной Концепции.
Основными принципами бюджетной политики Ноябрьска, в среднесрочной перспективе становятся:
- повышение прозрачности системы муниципальных финансов, качества и достоверности бюджетного учета и отчетности;
- обеспечение реалистичности бюджета, безусловное выполнение обязательств перед бюджетополучателями и кредиторами;
- проведение реструктуризации бюджетной сети с целью повышения эффективности ее функционирования, оптимизации состава муниципального имущества;
- сокращение нерациональных бюджетных расходов, в частности средств, предоставляемых предприятиям;
- реализация административной реформы, оптимизация структуры и задач органов местного самоуправления;
- внедрение передовых методов управления муниципальными финансами, в частности переход к принципам бюджетирования, ориентированного на результат, внедрение системы среднесрочного финансового планирования, создания системы управления муниципальным долгом;
- создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций и экономического развития муниципалитета.
Решение поставленных задач необходимо начинать с реформирования расходной части бюджета. Одним из важнейших инструментов повышения эффективности бюджетных расходов является реестр расходных обязательств, составление которого вынуждает проводить аудит законодательных актов и контроль за соблюдением разграничения полномочий ОМС. Составляемые на основе реестра бюджеты действующих и принимаемых обязательств делают бюджет документом, гарантирующим выполнение принятых обязательств с учетом их ранжирования по степени значимости для социально-экономического развития муниципального образования. В тоже время, формирование бюджета действующих обязательств и бюджета принимаемых обязательств без изучения бюджетной услуги, ее стоимости и целесообразности остается логически незавершенным. В связи с этим в данном блоке Комплексного плана рассмотрены вопросы оценки бюджетной услуги. Такой подход позволяет формировать бюджет, ориентированный на достижение стратегических целей развития города.
Реализация мероприятий в области стандартизации услуг в рамках имеющихся полномочий будет направлена как на повышение качества бюджетных услуг, так и на совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат.
Также уделяется внимание усилению собственной доходной базы, использованию недоиспользованных ресурсов и формированию более рациональной системы доходов муниципалитета.
Раздел 3. "Реформирование муниципального сектора экономики"
Мероприятия данного раздела Комплексного плана направлены на завершение реформирования бюджетной сферы города, повышение эффективности и результативности использования муниципального имущества и достижения большей привлекательности города для жителей.
Важнейшими элементами данного раздела Комплексного плана является оценка реальных потребностей города в специализированных зданиях и сооружениях, предназначенных для оказания общественных услуг, разработка программы строительства и реконструкции социальных объектов, в соответствии с приоритетами и перспективами его развития.
Другим ключевым элементом является реформирование системы управления бюджетными учреждениями, нацеленное на повышение качества оказываемых ими услуг, повышение гибкости и способности обеспечивать актуальные потребности жителей города, а так же на преодоление существующих качественных и количественных дефицитов в сфере бюджетных услуг.
Раздел 4. "Создание комфортной городской среды"
Формирование комфортной городской среды в рамках реализуемых мероприятий Комплексного плана будет строиться, исходя из повышения качества бюджетных услуг, развития частной инициативы в сфере оказания бюджетных услуг, создания благоприятных условий для экономического развития и привлечения инвестиций в экономику города. Вместе с тем, необходимо создание условий для повышения разнообразия платных услуг населению и развития малого и среднего бизнеса в этой сфере.
Реализация мероприятий Комплексного плана предполагает разработку системы оценки качества предоставляемых услуг, направленной на внедрение в практику управления в дополнение к показателям функционирования системы предоставления общественных услуг показателей оценки качества услуг их потребителями, что соответствует Указу Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".
Данный раздел также включает в себя комплекс мероприятий, направленных на расширение многообразия услуг, предоставляемых населению, и повышение конкуренции на рынке платных услуг населению, в том числе и в сфере обслуживания многоквартирных домов.
Еще одним направлением деятельности Администрации города Ноябрьска будет расширение мер социальной поддержки отдельных групп граждан, а также улучшение окружающей среды и сохранение ее для будущих поколений.
Раздел 5. "Реорганизация городского пространства в соответствии
с перспективными направлениями развития"
В рамках реализации мероприятий раздела 5 Комплексного плана предполагается завершение приведения нормативной правовой базы, обеспечивающей территориальное планирование в соответствии с требованиями федерального законодательства, а также совершенствование процедур градорегулирования, способствующее снятию административных барьеров развития территории города.
Развитие нормативной правовой базы в первую очередь предполагает уточнение границы муниципального образования и определение статуса территорий, находящихся в границах муниципального образования город Ноябрьск, но не вошедших в границу населенного пункта - город Ноябрьск, в соответствии с действующим генеральным планом. Кроме того, должно быть осуществлено повышение эффективности действующих градостроительных и нормативных документов в области регулирования землепользования и застройки, предполагающее реализацию трех групп действий:
- уточнение действующих градостроительных регламентов для более эффективного регулирования землепользования и застройки;
- повышение инвестиционной привлекательности работы с застроенными территориями (реконструкция ветхого фонда);
- повышение качества градостроительного проектирования.
Установление адекватных с экономической точки зрения градостроительных регламентов невозможно без проведения достаточно детальной экономической оценки их влияния на привлекательность участков для освоения коммерческими застройщиками. В то же время, должен быть соблюден баланс между сохранением привлекательности городской территории для инвесторов и сохранением привлекательности городской среды для жителей.
Специфика развития города Ноябрьска обусловила широкое распространение на его территории низкокачественного жилья барачного типа. Такие жилые дома подлежат сносу, с последующим строительством на их месте благоустроенных помещений. Однако для этого необходимо создать условия для работы частных инвесторов с застроенной территорией.
Для повышения качества городской среды принципиально важно, чтобы качество и комфортность среды обитания закладывались еще на этапе градостроительного проектирования. Наиболее острыми вопросами повышения качества городской среды по итогам анализа текущей ситуации были признаны: проблема неудовлетворительной организации придомовых парковок для временного хранения автомобилей, низкие качественные характеристики жилой застройки. Оба указанных вопроса будут изучены на предмет предпочтений жителей - непосредственных потребителей возводимого жилья в городе. Затем предполагается выработать наиболее эффективные схемы и технологии реализации предпочтений жителей в отношении объектов недвижимости и парковочных мест.
Мероприятия раздела 5 Комплексного плана по совершенствованию процедур градорегулирования, предполагают:
1. Распространение конкурсного предоставления земельных участков для строительства и реконструкции, направленное на повышение прозрачности и эффективности распределения земельных участков для строительства и реконструкции. Для этого будет необходимо внести изменения и дополнения в действующие Правила землепользования и застройки с целью детализации вопросов:
- Порядка градостроительной подготовки территорий и образования земельных участков, выделяемых из состава государственных или муниципальных земель для предоставления физическим и юридическим лицам;
- Порядка предоставления физическим и юридическим лицам земельных участков, выделенных посредством планировки территории и сформированных из состава государственных или муниципальных земель.
Важным элементом системы должен стать инструмент компенсации инициативному заявителю затрат на градостроительную подготовку и формирование земельного участка в случае, если он не стал победителем торгов по его предоставлению. В случае если торги будут признаны несостоявшимися по причине отсутствия иных заявок, кроме инициативного девелопера, у Администрации сохранится возможность предоставления земельного участка единственному претенденту.
2. Разработка и ведение Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности для приведения местной системы градорегулирования в соответствии с федеральным законодательством и повышения ее эффективности.
3. Внедрение рыночных инструментов финансирования капитальных ремонтов и ресурсосберегающих мероприятий в многоквартирных домах для повышения качества жилой недвижимости и формирования внешнего облика города. После прекращения действия Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" проведение капитальных ремонтов многоквартирных домов будет осуществляться собственниками помещений. Однако собственники жилья в настоящее время зачастую не имеют достаточных знаний и не в состоянии обеспечить самостоятельно в полном объеме финансирование работ по капитальному ремонту многоквартирного дома и энергосбережению. Поэтому мероприятиями Комплексного плана раздела 5 предусмотрено осуществление содействия органов местного самоуправления собственникам жилья в разработке механизмов финансирования подобных работ.
4. Оптимизация политики регулирования тарифов организаций коммунального комплекса с целью обеспечения доступности тарифов для потребителей. Для этого предполагается осуществить формирование договорных отношений между органами местного самоуправления и организациями коммунального комплекса в целях развития систем коммунальной инфраструктуры. В соответствии с действующим законодательством для формирования долгосрочных государственно-частных партнерств органы местного самоуправления должны завершить государственную регистрацию права муниципальной собственности на объекты, входящие в состав систем коммунальной инфраструктуры города Ноябрьска, а также разработать и утвердить порядок утверждения технических заданий на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Четкие и прозрачные договорные отношения, правила тарифного регулирования позволят снизить риски привлечения частных инвестиций в коммунальный комплекс города. Рост объемов частных инвестиций в то же время снизит потребность в бюджетных средствах для строительства и модернизации систем коммунальной инфраструктуры города.
5. Разработка процедур по использованию жилья, высвобождаемого в результате переселение пенсионеров в районы с более мягким климатом. Реализация на территории города окружных и корпоративных программ переселения пенсионеров за пределы ЯНАО способствует высвобождению жилья в существующем жилом фонде города. Данное жилье, должно в дальнейшем использоваться для коммерческого или социального найма. Бесплатная приватизация подобного жилья новыми жильцами не должна допускаться. Таким образом, предполагается сформировать фонд неподлежащего приватизации жилья, который может использоваться для обеспечения жильем работников бюджетной сферы.
Кроме выше перечисленного в раздел включены мероприятия, предполагающие реализацию проектов в области развития городского пространства:
- привлечение инвестиций для строительства и модернизации систем коммунальной инфраструктуры города;
- повышение функционального разнообразия городской застройки;
- повышение визуального разнообразия и привлекательности среды обитания;
- ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда.
Реализация данных проектов предполагает проведение работ по привлечению дополнительных источников финансирования для решения задач развития территории города и формирования современной городской среды.
Раздел 6. "Повышение привлекательности города для молодежи и создание
условий для поддержания возможностей ее занятости и самореализации"
Предлагаемые мероприятия ориентированы на повышение социальной защищенности молодых семей и молодежи в целом, обеспечение ее досуга и разнообразия форм творческой и социальной самореализации, формирование социальных лифтов, позволяющих достичь качества жизни желаемого уровня.
Для этого в рамках реализации мероприятий раздела 6 Комплексного плана запланированы как мероприятия информационной поддержки, так и их комплекс по развитию инфраструктуры для молодежного досуга.
Отдельная группа мероприятий посвящена повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда. На решение этой задачи направлены следующие действия:
- создание Консультационного совета для оказания помощи по трудоустройству молодежи;
- разработка и внедрение показателей социальной и профессиональной компетенции молодых специалистов;
- стимулирование заключения соглашений работодателей и учреждений профессионального образования и пр.
Социализация и психолого-социальная адаптация молодежи, а также развитие института семьи в городе Ноябрьске предполагает проведение конкурсов социальных проектов, привлечение молодежи к волонтерской деятельности, так и повышение скоординированности деятельности разных подразделений Администрации города и учреждений. Отдельная работа посвящена созданию Центра планирования семьи, включающего в себя следующие направления деятельности:
- правовая поддержка по вопросам Семейного кодекса,
- тесты на социально-психологическую совместимость,
- медицинские вопросы планирования семьи,
- социально-психологические вопросы воспитания детей.
Раздел 7. "Развитие малого и среднего предпринимательства"
Мероприятия раздела направлены на создание правового поля, обеспечивающего решение поставленных задач, а также установление Порядков оказания различных видов поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Мероприятиями предусмотрено проведение анализа практики применения нормативных правовых актов в сфере регулирования и поддержки малого предпринимательства с целью подготовки предложений по внесению изменений в нормативную правовую базу города Ноябрьска, а также в целях приведения нормативных правовых актов города в соответствие с действующим законодательством, регулирующим предоставление государственной и муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
В данный раздел включены мероприятия по созданию объектов инфраструктуры для оказания поддержки развития предпринимательства, фонда поддержки развития предпринимательства.
Учитывая требования законодательства Российской Федерации,*(2) мероприятия раздела включают:
- оказание содействия Фонду поддержки развития предпринимательства в расширении доступа предпринимателей к краткосрочным кредитам,
- предоставление финансовой поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства в форме грантов.
В дальнейшем для определения приоритетных сфер деятельности предпринимателей для оказания финансовой поддержки проектов в этих сферах необходимо внедрение специальной методики отбора проектов на основе оценки их эффективности. Разработку и внедрение такой методики предлагается осуществить в рамках реализации мероприятий данного раздела.
Благоприятные для развития предпринимательства условия формируются не только на основе создания объектов инфраструктуры для оказания поддержки и финансовой помощи, но также и за счет реализации комплекса мероприятий, способствующих установлению взаимодействия различных участников (организаций, органов управления, контролирующих организаций), имеющих отношение к процессу развития предпринимательства. В этих целях в раздел включены мероприятия, способствующие установлению диалога и партнерства.
Для оказания имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства будет сформирован реестр муниципального имущества и установлен порядок его предоставления.
В разделе предусмотрены мероприятия по оказанию консультационной и методической поддержки.
Формированию профессиональных кадров в сфере предпринимательства посвящен специальный блок мероприятий, включающий разработку и реализацию курсов обучения и проведения серии семинаров для предпринимателей. Реализация этих мероприятий предполагает координацию действий и установление взаимодействия участников процесса, а именно: Администрации города, Центра занятости, руководителей малых и средних предприятий, заинтересованных в реализации образовательных программ для своих работников и учреждений образования.
Реализация этого блока мероприятий предполагает заключение соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
Создание системы развития и эффективной поддержки малого и среднего предпринимательства возможно только на основании систематизированных объективных данных. С этой целью проводится анализ состояния предпринимательства, на основании которого разрабатывается прогноз дальнейшего развития сектора предпринимательства.
На основании информационно-аналитических материалов возможна оценка реального состояния сектора предпринимательства, а также принятие адекватных мер поддержки, способствующих развитию предпринимательства в городе.
4. Ресурсное обеспечение Комплексного плана
Реализация Комплексного плана рассчитана на 3 года.
Основой ресурсного обеспечения мероприятий Комплексного плана должно стать стабильное выделение средств из бюджета города с привлечением также средств окружного и федерального бюджетов, как в рамках реализации программных мероприятий соответствующих программ, так и в рамках выделенных ассигнований на реализацию тех или иных мероприятий Комплексного плана. Наибольшие расходы, связанные с созданием новых и реконструкцией существующих объектов социальной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки развития предпринимательства, предполагается осуществить как из бюджетных, так и внебюджетных инвестиций.
Механизмом привлечения средств извне в дополнение к планируемым в бюджете города средствам служит данный Комплексный план, позволяющий осуществить получение субсидий из бюджета ЯНАО в формате сопряженных Программ. Также планируется привлечение средств из федерального бюджета на информатизацию и развитие информационно-коммуникационных технологий, на капитальный ремонт и реконструкцию ветхого и аварийного жилищного фонда.
Кроме того, возможно привлечение средств из внебюджетных финансовых источников, в том числе получение банковских кредитов, собственных средств субъектов малого и среднего предпринимательства. Предполагается создать Фонд поддержки развития предпринимательства города, который обеспечит консолидацию средств из различных источников на реализацию мероприятий Комплексного плана, в числе средств потенциальных участников долевого инвестирования в проекты малого предпринимательства.
5. Управление Комплексным планом
Реализацию Комплексного плана обеспечивают исполнители мероприятий Комплексного плана, которые либо определены непосредственно в Комплексном плане, либо определяются в соответствии с действующим законодательством в ходе реализации Комплексного плана.
Управление экономики города осуществляет координацию и взаимодействие участников Комплексного плана, а также функции проведения мониторинга и анализа результатов и эффективности мероприятий Комплексного плана. Исполнители Комплексного плана представляют отчеты о выполнении мероприятий Комплексного плана в управление экономики, которое готовит сводный аналитический отчет.
Отчет о реализации мероприятий Комплексного плана предоставляется структурными подразделениями Администрации города, ответственными за выполнение мероприятий Комплексного плана в управление экономики Администрации города Ноябрьска ежегодно в соответствии со сроками установленными в данном постановлении Администрации города Ноябрьска.
В зависимости от изменения социально-экономической ситуации в городе, а также с учетом результатов реализации мероприятий Комплексного плана в предшествующем периоде возможна ежегодная корректировка мероприятий Комплексного плана в установленном порядке.
Реализация Комплексного плана освещается в средствах массовой информации.
6. Ожидаемый эффект от реализации Комплексного плана
Комплексный план ориентирован на достижение социально-экономического эффекта, заключающегося в:
1. совершенствовании муниципального планирования, кадровой, информационной политики;
2. повышении эффективности и результативности бюджетных расходов;
3. повышении эффективности работы муниципального сектора экономики;
4. создании комфортной городской среды, за счет расширения спектра и повышения качества услуг;
5. организации современного городского пространства, удовлетворяющего природно-климатическим, эстетическим и экономическим требованиям.
Заключительные положения
Настоящий Комплексный план составлен в целях решения ряда существенных проблем в области социально-экономического развития города Ноябрьска, наличие которых оказывает влияние на рост экономики города, сдерживает расширение спектра услуг, формирование качественной городской среды для комфортного проживания и обеспечения занятости населения.
Комплекс мероприятий, составленный в формате Комплексного плана, основан на положениях действующего законодательства и правовых нормах, направлен на формирование условий для диверсификации экономики города, повышения качества жизни населения и включенности горожан в процессы принятия и реализации общегородских решений.
В результате реализации мероприятий Комплексного плана существенно улучшится городская среда, в том числе и за счет развития рынка услуг, оказываемых предпринимателями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.