Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Основание для разработки программы
В наше время идеология ресурсосбережения уже становится устойчивой пирамидой широких общественных отношений. Программа создана из комплекса мер, направленных на более эффективное и рациональное расходование бюджетных средств, одно из направлений которых - энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном жилищном секторе и организациях бюджетной сферы.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" и представляет собой комплекс поэтапных мероприятий, направленных на внедрение энергосберегающих технологий, эффективное использование энергетических ресурсов и сокращение расходов бюджета муниципального образования Надымский район на их оплату, с учетом временных сроков реализации Программы.
Программа подготовлена на основе анализа существующего состояния энергосбережения в муниципальном жилищном фонде и организациях бюджетной сферы Надымского района и сформирована с учетом опыта реализации муниципальной долгосрочной целевой программы "Повышение энергетической эффективности объектов учреждений и предприятий, финансируемых за счет средств бюджета муниципального образования Надымский район, на 2010 - 2012 годы".
Основным способом решения поставленных законодательством задач в организациях бюджетной сферы, финансируемых за счет средств местного бюджета муниципального образования Надымский район (далее - местный бюджет), а также в муниципальном жилищном фонде является стимулирование процессов энергосбережения, а именно:
- повсеместное внедрение приборного учета энергоресурсов, автоматизация процессов потребления;
- проведение обязательного энергетического обследования зданий;
- стимулирование потребителей в экономии энергоресурсов;
- использование энергосберегающих технологий.
1.1. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа
Сегодня энергоэффективность и энергосбережение является одним их основных стратегических направлений приоритетного технологического развития России.
Энергосбережение в бюджетной сфере муниципального образования Надымский район является актуальным и необходимым условием нормального функционирования хозяйства, так как повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, при непрерывном росте цен на топливо и соответственно росте стоимости электрической и тепловой энергии позволяет добиться существенной экономии как топливно-энергетических, так и финансовых ресурсов.
Программа направлена на повышение роли проводимых энергетических обследований, учета и контроля за потреблением энергоресурсов, совершенствование системы их нормирования в бюджетной сфере, улучшения мониторинга внедряемых мероприятий по энергосбережению, стимулирование мер по снижению энергоемкости продукции, формирование условий и механизмов, способствующих появлению и реализации конкретных действий по энергосбережению.
Проведение энергосберегающих мероприятий в организациях бюджетной сферы и муниципальном жилищном фонде финансируется за счет средств местного бюджета.
Бюджетная сфера является довольно энергоемкой. Основной расход коммунальных ресурсов приходится на сферу образования.
По состоянию на 1 января 2011 года в Надымском районе работали 20 детских дошкольных учреждений, 26 образовательных учреждений, 31 учреждение культуры, 21 учреждение спортивного направления.
В 2010 году потребление электроэнергии составило 187 млн. кВт-ч, тепловой энергии - 996 тыс. Гкал, а платежи за эти ресурсы - 2788 млн. руб.
Более половины школ и детских садов требуют капитального ремонта. Все типы благоустройства имеют только 78% учреждений.
В Надымском районе управление энергопотреблением на объектах бюджетной сферы началось в 2004 году с введения системы лимитирования энергопотребления. Основными проблемами при потреблении энергоресурсов на объектах бюджетной сферы было отсутствие приборов регулирования и учета энергоресурсов и превышение лимитов энергоснабжения за счет не рационального энергопотребления.
Система лимитирования сыграла положительную роль в наведении порядка в оплате коммунальных ресурсов, позволила сократить задолженность бюджетных организаций за коммунальные ресурсы и повысить надежность их энерго- и водоснабжения. Снижение задолженности, одновременно, сформировало основу для получения реальной экономии бюджетных расходов за счет реализации программ оснащения объектов бюджетной сферы приборами учета и повышения энергоэффективности.
По состоянию на 1 января 2011 года в организациях бюджетной сферы оснащенность приборами учета коммунальных ресурсов: электроэнергии составляла - 98%, холодного водоснабжения - 85%, горячего водоснабжения - 79%, теплоснабжения - 75%.
Внедрение мероприятий по энергосбережению на объектах бюджетной сферы позволит сократить расходы на потребление энергоресурсов, тем самым уменьшит долю затрат за энергоресурсы и усилит эффект повышения чувства ответственности за не рациональное, расточительное использование энергоресурсов.
Однако, существуют другие проблемы, связанные с перерасходом тепловой энергии. По оценкам специалистов, до 40 - 50% потерь тепла происходит через плохо утепленные (или вовсе не утепленные) ограждающие конструкции здания. В свою очередь, потеря тепла напрямую связана с перерасходом электроэнергии, поскольку спасение от холода приходится искать в обогревательных приборах. За счет уменьшения расходов на обогрев помещений ожидается скорая окупаемость этих затрат. А ведь кроме экономического эффекта, комфортная температура в помещениях - это, прежде всего, здоровье детей, учителей, врачей и других работников и потребителей социальной сферы.
Также обязательным для всех организаций бюджетной сферы муниципального образования Надымский район является составление энергетического паспорта эксплуатируемого здания. Основой для составления энергетического паспорта являются результаты проведения энергетического обследования здания, которое проводится на разовой основе, в дальнейшем для расчетов применяется уже энергетическая декларация - документ, который должен содержать прогноз величины и эффективности потребления организацией энергетических ресурсов в течение года с учетом принятых обязательств по повышению энергоэффективности.
К числу основных технических мероприятий по повышению энергоэффективности на объектах бюджетной сферы можно отнести: утепление подвалов, плоской крыши, чердачных перекрытий, окон, теплоизоляцию наружных стен, устройство теплоотражающих экранов за радиаторами, утепление труб внутренней разводки системы ГВС, восстановление рециркуляции в системе ГВС, промывку системы отопления здания, установку эффективной водоразборной арматуры в сочетании с ремонтом труб, установку приборов учета и балансировочных вентилей на вводе в здание, наладку системы отопления, установку термостатов на отопительных приборах, замену элеваторных узлов на схему с насосом и системой регулирования и автоматизации, реконструкцию узла регулирования температуры горячей воды в открытых системах теплоснабжения, устройство пофасадного регулирования температуры внутри здания, устройство периодического режима отопления здания, замену котельного оборудования, перекладку тепловых сетей, замену систем освещения (как уличного, так и в помещениях)
Анализируя состояние объектов бюджетной сферы муниципального образования Надымский район, финансируемых за счет средств местного бюджета, можно сделать вывод, что необходима модернизация коммунального комплекса муниципального образования Надымский район с целью энергосбережения и энергоэффективности потребления энергоресурсов, обеспечения бесперебойной и безаварийной работы инженерных коммуникаций для предоставления коммунальных услуг.
Одно из направлений энергосбережения - оплата услуг в зависимости от их потребления. Поэтому одной из первостепенных задач этого направления было оснащение бюджетных организаций и объектов муниципального жилищного фонда приборами учета потребления коммунальных услуг, которую Администрация муниципального образования Надымский район уже начала реализовывать.
Установка коммерческих узлов учета коммунальных ресурсов, позволит усилить контроль за рациональным использованием тепловой энергии, холодной и горячей воды, электроэнергии и природного газа. Все финансовые расчеты потребителей с энергоснабжающими организациями за фактически потребленные энергоресурсы, будут осуществляться на основании показаний приборов учета и контроля их параметров, что значительно снизит затраты потребителей за энергоносители.
В жилищном фонде ежемесячный размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объемов потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Существующая практика показывает, что фактическая численность проживающих в квартирах потребителей коммунальных ресурсов превышает количество официально зарегистрированных жильцов. В этом случае у энергоснабжающих предприятий образуются выпадающие расходы, которые не учитывают фактическое потребление ресурсов жильцами.
Расчетный метод определения объема указанных услуг не учитывает качество услуги, перерывы в оказании услуг. При расчетной форме оплаты коммунальных услуг у потребителя нет стимулов в уменьшении затрат на оплату ресурсов.
Оснащение приборами учета позволит оценить фактическое потребление коммунальных ресурсов, и, как следствие, позволит управлять их потреблением и энергосбережением, а также позволит производить оплату населением фактически потребленных объемов коммунальных ресурсов на основании показаний приборов учета.
В результате осуществления мероприятий по установке приборов учета коммунальных ресурсов в муниципальном жилищном фонде, экономятся водные ресурсы, усиливается контроль за рациональным использованием воды, снижаются затраты потребителей на оплату за отопление, электроэнергию и природный газ. Реальная экономия денежных средств от внедрения приборов учета составит 20 - 30%.
Актуальность настоящей Программы обусловлена рядом социальных и экономических факторов. Социальные связаны с качеством предоставляемых коммунальных услуг, экономические - с высокими платежами потребителей за коммунальные услуги.
Эффективность реализации Программы будет оцениваться по целевым показателям, характеризующим результативность развития энергоэффективности представленным в приложении N 2 к настоящей Программе, путем сравнения плановых и фактически сложившихся показателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.