Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Приоритетом в развитии транспортной инфраструктуры Надымского района, учитывая планы социально-экономического развития всего Ямало-Ненецкого автономного округа, является развитие сети автомобильных дорог, железнодорожного, автомобильного, внутреннего водного и воздушного транспорта для обеспечения необходимого уровня мобильности населения и транспортной доступности района и его населенных пунктов для всех категорий граждан.
В Надымском районе в целом развиваются все виды транспорта - автомобильный, железнодорожный, воздушный и водный.
1.1. Автомобильный транспорт
Всего на территории Надымского района находится 722,9 км автомобильных дорог общего пользования. Существующая сеть автомобильных дорог Надымского района как по своей протяженности, так и по состоянию не удовлетворяет потребности в автомобильных перевозках. Она складывалась нетипично, и необходимость строительства дорог была вызвана освоением нефтегазовых месторождений.
На территории Надымского района находятся межселенные автомобильные дороги с твердым покрытием, связывающие все поселения района кроме сёл Ныда, Нори, Кутопьюган. При этом, в настоящее время регулярные пассажирские перевозки на межселенной территории Надымского района не осуществляются в связи с тем, что дорожная сеть не соответствует установленным законом требованиям. Внутриквартальные дороги с твердым покрытием имеются во всех поселениях за исключением сёл Нори, Кутопьюган.
Межселенные автодороги в собственности муниципального образования Надымский район отсутствуют.
Автомобильная дорога Новый Уренгой - Надым - Салехард является частью дороги окружного значения Сургут - Салехард, которая находится в стадии строительства. Заказчиком строительства является Департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа. Протяженность участка автодороги Новый Уренгой - Надым 225,337 км, строящейся автодороги Надым - Салехард ориентировочно 330 км. В настоящее время на данных участках ведётся модернизация дорожного полотна и активное строительство. На участке Новый Уренгой - Надым автодороги Сургут - Салехард, дорога введена в эксплуатацию по первой стадии, также сдан в эксплуатацию мост через реку Правая Хетта. На участке Надым - Салехард работы осуществляются на пяти участках, в настоящее время осуществляется отсыпка полотна дороги песком, уплотнение песчаного слоя, укладка щебня, укладка георешеток. Произведена отсыпка песком объезда города Надыма. Кроме этого ведутся работы по строительству мостовых переходов, всего запланировано устройство 53 мостов.
В 2011 году началось строительство моста через реку Надым, ориентировочная дата ввода объекта в эксплуатацию - апрель 2014 года. В настоящее время движение через реку Надым осуществляется по понтонно-мостовой переправе.
Кроме указанного дорожного коридора Новый Уренгой - Надым - Салехард, на территории Надымского района имеется ряд межпромысловых дорог и вдольтрассовая автодорога с твердым бетонным покрытием вдоль центрального направления магистральных газопроводов.
ООО "Газпром трансгаз Югорск" осуществляет обслуживание межселенных и внутриквартальных дорог на территории Надымского района, которые находятся в собственности ООО "Газпром трансгаз Югорск": участок автодороги Уренгой - Надым - Советский (п. Ягельный, п. Лонгъюган, п. Приозерный); автодорога КС Приозерная - КС Лонгъюганская; автодорога КС Хасырейская - п. Пангоды; автодорога КС Пангодинская - п. Пангоды; внутриквартальные дороги в посёлках Заполярный, Правохеттинский, Ягельный, Приозерный, Лонгъюган.
ООО "Газпром добыча Надым" осуществляет обслуживание межселенных дорог на территории Надымского района, которые находятся в собственности ООО "Газпром добыча Надым": радиальная автодорога п. Пангоды - УКПГ 9 (п. Заполярный); автодорога Ямсовей - примыкание к автодороге п. Пангоды - ж/д ст. Ныда. ООО "Газпром добыча Ямбург" осуществляет обслуживание автодороги ГП 15 - ЯНГКМ (п. Ямбург).
В целях организации транспортного сообщения с удалёнными и труднодоступными сёлами Ныда, Кутопьюган и Нори в зимнее время осуществляется устройство ледовых переправ и организация разовых проходок транспорта повышенной проходимости.
Департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа ежегодно организует строительство автомобильного зимника Салехард - Надым, протяженностью около 330 км.
Таблица 1
Транспортная обеспеченность
населенных пунктов Надымского района по состоянию на 01.01.2012 года
N |
|
Всего по Надымскому району |
п. Заполярный |
п. Пангоды |
с. Кутопьюган |
п. Лонгъюган |
с. Ныда |
с. Нори |
п. Правохеттинский |
п. Приозерный |
п. Ягельный |
п. Ямбург |
г. Надым |
1 |
Протяженность автомобильных дорог всего, в том числе с твердым покрытием, (км) |
722,971* |
9 |
23,5 |
3,9 |
10,3 |
3,5 |
0 |
8,5 |
9,4 |
5,78 |
4,1 |
108,03 |
2 |
Отремонтировано дорог (км) |
13,7 |
|
3,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
10,1 |
3 |
Затрачено средств на строительство и ремонт дорог - всего (тыс. руб) |
131208, 08 |
|
30262,04 |
|
|
|
|
|
|
|
|
100946, 04 |
4 |
Транспортное удаление, (км) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- от ближайшей ж/д станции |
|
207,00 |
102,00 |
376,00 |
500,0 |
241,00 |
313,00 |
169,00 |
461,00 |
371,0 |
325,00 |
241,00 |
|
- от ближайшего аэропорта |
|
207,00 |
102,00 |
142,00 |
264,0 |
241,00 |
79,00 |
73,00 |
214,00 |
124,0 |
325,00 |
8,00 |
|
- от речного порта (причала) |
|
224,00 |
119,00 |
136,00 |
279,0 |
258,00 |
73,00 |
58,00 |
229,00 |
139,0 |
6,00 |
9,00 |
|
п. Заполярный - ближайший аэропорт в г. Новый Уренгой |
||||||||||||
|
п. Пангоды - ближайший аэропорт в г. Новый Уренгой |
||||||||||||
|
с. Ныда - ближайший аэропорт в г. Новый Уренгой |
* - разница в сумме общей протяженности дорог - межселенная территория.
1.2. Характеристика железнодорожного транспорта
По территории Надымского района проходят железные дороги: Новый Уренгой - Пангоды - Надым и Новый Уренгой - Ямбург.
Железная дорога Новый Уренгой-Пангоды-Надым была начата строительством в 1985 году, но в 1989 строительство приостановлено, в настоящее время строительство возобновлено. Строительство железной дороги Новый Уренгой-Ямбург было начато в 1984 году, находится в стадии завершения работ, хотя по дороге производится доставка грузов и вахтовиков для обслуживания Ямбургского газового месторождения.
Участки железной дороги Новый Уренгой - Надым и Новый Уренгой - Ямбург находятся в стадии незавершенного строительства, их основное назначение сегодня - доставка грузов для обеспечения эксплуатации и обустройства нефтегазовых месторождений в северной части Надым - Пур - Тазовского региона, линейной части магистральных газопроводов и снабжение населения этого района. Большинство перевозимых грузов - это оборудование для строительства газопроводов, щебень для возведения автомобильных дорог, товары народного потребления, газоконденсат, дизельное топливо, бензиновые фракции и др.
Помимо восстановления и реконструкции железной дороги Новый Уренгой - Надым, в настоящее время активно реализуются мероприятия по строительству железной дороги Надым - Салехард. Строительство дороги является частью федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России", регионального проекта "Урал промышленный - Урал Полярный". Вместе со строительством железной дороги Обская-Бованенково и моста через реку Обь она станет основой по созданию новой минерально-сырьевой базы промышленности на Полярном и Приполярном Урале. Кроме очевидных экономических плюсов от реализации проекта, ожидаются и значительные положительные изменения в социальной сфере: обеспечение транспортной доступности между крупнейшими населенными пунктами - Салехард, Надым - создание новых рабочих мест, увеличение доходов в местный бюджет, повышение уровня жизни населения.
Заказчиком-застройщиком выступает ФГУП "Единая группа заказчика Федерального Агентства железнодорожного транспорта", подрядчиком по проектированию - ООО "УралСтройТехнологии".
Проектируемый участок Салехард-Надым, протяженностью 356 километров, расположен в пределах ЯНАО и проходит по территории Надымского и Приуральского районов. Новое железнодорожное полотно частично располагается на месте существующей полуразрушенной дороги, построенной в 1949 - 1953 гг. (так называемой 501-й стройки ГУЛАГа). Площадь дороги составит 1 870 гектаров. На линии будут открыты три станции: Салехард, Надым, Татаринцево, на которых предусматривается строительство комплекса зданий и сооружений. Получены также технические условия для строительства вокзала.
При согласовании проекта строительства были учтены следующие вопросы: дорога будет обходить Надым с северной стороны города и выйдет на мост через реку Надым; объекты, связанные с историческим наследием, будут максимально сохранены, гарантировано обеспечение минимального воздействия проектируемых объектов на экосистему.
Строящаяся железная дорога предназначена как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Основной транзитный грузопоток в западном направлении будет представлен перевозками жидких углеводородов для экспорта в страны Европы и в Америку через морские порты северо-запада. В восточном направлении пойдут грузы, необходимые для обустройства и эксплуатации нефтегазовых месторождений.
1.3. Воздушный транспорт
Воздушный транспорт занимает особое положение в Надымском районе. При огромной, почти не освоенной, северной территории и очаговом характере расселения населения авиация приобретает большое значение для перевозки пассажиров, почты, срочных грузов и медицинского обслуживания населения.
Ввиду больших расстояний между населенными пунктами и промышленными объектами Надымского района авиаперевозки играют весьма важную роль в транспортной системе. Для жителей населенных пунктов Ныда, Нори, Кутопьюган авиационный транспорт является единственным постоянным средством связи с районным центром.
На территории Надымского района функционируют три аэропорта - Надым, Ныда и Ямбург.
Аэропорт Надым - аэропорт в Ямало-Ненецком автономном округе, расположенный в 9 км юго-восточнее города Надыма. Аэропорт имеет допуск к приёму самолётов типа 3 и 4 классов (ИЛ-76, ТУ-154, ТУ-134, АН-12, АН-24, ЯК-42, ЯК-40, Боинг, Эйрбас-320, CRJ-200).
Отправку и прием пассажиров на территории Надымского района осуществляет ОАО "Надымское авиапредприятие". Аэропорт города Надыма связан воздушными линиями с городами округа, области и России: Москва, Уфа, Екатеринбург, Тюмень, Салехард.
Оборудование и взлетно-посадочная полоса аэропорта позволяет принимать самолеты любого типа. Федеральное агентство воздушного транспорта разрешило аэропорту прием и обслуживание самолетов типа Боинг-737 (серии 400, 500, 700, 800), А-319, А-320.
Перевозки пассажиров на местных воздушных линиях осуществляются вертолетами ОАО АТК "Ямал" в национальные села Надымского района по маршрутам:
- Надым - Ныда - Нори - Кутопьюган - Надым (регулярные перевозки);
- Надым - Кутопьюган - Нори - Ныда - Надым (регулярные перевозки);
- Надым - Медвежье - Надым (на период отсутствия переправы через реку Надым);
- Надым - Старый Надым (на период отсутствия переправы через реку Надым).
Аэропорт Ямбург - самый северный аэропорт в Ямало-Ненецком автономном округе. Через аэропорт проходит ежегодно около 100 тысяч пассажиров.
Статус: класс "В", принимает лайнеры Ту-154, Ил-76ТД, Ан-74 и все типы вертолетов. Взлетно-посадочная полоса: 2430 м длиной и 42 м шириной. На самолетах Ту-154, Ту-134, Як-42, Як-40, Л-410 из Ямбурга совершаются рейсы в Москву, Белгород, Краснодар, Уфу, Екатеринбург, Тюмень, Надым, Салехард. Вертолеты типа Ми-8 и Ми-26 летают на Мыс Каменный, Тазовский, Заполярный, Новый Уренгой, Газ-Сале и другие оперативные точки. Площадь аэровокзала - 500 кв. м.
Аэропорт Ныда - аэропорт в селе Ныда используется для организации перевозок пассажиров и грузов на местных воздушных линиях. Здание аэропорта построено в 1973 году, реконструировано в 1997 году. Площадь 2-х этажного здания составляет 193 кв. м.
Взлетно-посадочная площадка предназначена для транспортных полетов и авиационных работ, площадь - 625 кв. м. Вертолетами типа Ми-8 и Ми 8-МТВ выполняются рейсы: Надым - Ныда - Нори - Кутопьюган - Надым, Надым - Кутопьюган - Нори - Ныда - Надым.
Обслуживающей организацией аэропорта в селе Ныда является муниципальное унитарное предприятие "Управление энергоснабжения и инженерных сетей".
В селах Кутопьюган и Нори расположены вертолётные площадки (в деревянном исполнении в селе Кутопьюган, без усовершенствованного покрытия в селе Нори), предназначенные для транспортных полетов и авиационных работ вертолётами типа Ми-8, Ми-8 МТВ.
1.4. Речной транспорт
На территории Надымского района находится речной порт на реке Надым (два грузовых района - Левобережный и Правобережный). В настоящее время ранее обслуживающая речной порт организация ОАО "Надымский речной порт" свою деятельность не осуществляет.
Левобережный грузовой район расположен на левом берегу реки на участке 120,3 - 124 км и включает 6 причалов, представляющих собой вертикальную стенку в виде металлического шпунта общей длиной 590 м, построенных в искусственно созданном ковше. Правобережный грузовой район расположен на участке 119 - 113,1 км вдоль правого берега. В его составе три причала протяженностью 380 метров в виде вертикальной стенки из металлического шпунта.
Исходя из изложенного выше, учитывая комплекс существующих проблем, а также программный метод решения вопросов развития транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта на уровне Ямало-Ненецкого автономного округа, решение поставленных задач на территории Надымского района возможно только программно-целевым методом, что также подтверждается положительными результатами, достигнутыми при реализации муниципальной долгосрочной целевой программы "Развитие транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта на территории муниципального образования Надымский район на 2009 - 2011 годы".
За время реализации муниципальной долгосрочной целевой программы "Развитие транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта на территории муниципального образования Надымский район на 2009 - 2011 годы" общий объём финансирования из местного бюджета составил: 162 252 тыс. рублей, в том числе по годам: 2009 год - 37 489 тыс. руб.; 2010 год - 36 328 тыс. руб.; 2011 год - 88 435 тыс. руб.
В рамках Программы в течение 2009 - 2011 годов было обеспечено надлежащее содержание вертолетных площадок в национальных сёлах Ныда, Кутопьюган и Нори, что позволило организовать круглогодичное транспортное сообщение. В среднем за один год осуществлялась перевозка 8 тысяч человек.
Администрацией муниципального образования Надымский район совместно с Администрацией муниципального образования село Нори проведена работа, по результатам которой, в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования село Нори, в собственность муниципального образования село Нори принята вертолетная площадка, расположенная в селе, что обеспечит дальнейшее содержание и ремонт вертолётной площадки в необходимых объёмах.
Организовано содержание автовокзала в городе Надыме, обеспечены межселенные пассажирские автобусные перевозки, авиаперевозки населения на местных воздушных линиях, разовые проходки автомобильным транспортом повышенной проходимости до сёл Нори и Кутопьюган (в зимний период времени).
Проведён комплекс мероприятий по реконструкции и модернизации Промбазы МУП "Автотранспортное предприятие" в городе Надыме (устройство крыши, усиление ферм, связей).
Нормативно-правовое обоснование полномочий органов местного самоуправления в решении проблемной ситуации: Федеральный закон от 06.10.2003 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.07.2011 N 470-П "Об утверждении стратегии социальной интеграции инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе до 2020 года", окружная долгосрочная целевая программа "Развитие автомобильного и железнодорожного транспорта на территориях муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа (2012 - 2016 годы)", постановление Администрации муниципального образования Надымского района от 13.09.2012 N 485 "Об утверждении Порядка предоставления, расходования и осуществления контроля за целевым использование субсидий организациям на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением тарифов на авиатранспортные услуги на местных воздушных линиях, реализуемых населению, в величине, не обеспечивающей возмещение издержек".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.