Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации
муниципального образования
Надымский район
от 25 июня 2012 г. N 323
Долгосрочная муниципальная целевая программа
"Развитие системы обращения с твердыми бытовыми и промышленными
отходами в муниципальном образовании Надымский район
на период 2012 - 2014 годов"
29 декабря 2012 г., 13 мая, 28 июня, 24 октября, 5 декабря 2013 г., 24 февраля 2014 г.
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 февраля 2014 г. N 125 паспорт настоящей Программы изложен в новой редакции, вступающей в силу с момента опубликования названного постановления и распространяющей свое действие на правоотношения, возникшие с 23 декабря 2013 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
"Развитие системы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в муниципальном образовании Надымский район на период 2012 - 2014 годов" (далее Программа) |
||||
Основание для разработки |
- Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; - Поручение Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 года N Пр-781; - постановление Администрации муниципального образования Надымский район от 10 марта 2011 года N 125 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных долгосрочных целевых программ"; - распоряжение Администрация муниципального образования Надымский район от 08 июня 2012 года N 1095-р "О разработке муниципальной долгосрочной целевой программы "Развитие системы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Надымском районе на период 2012 - 2014 годов" |
||||
Муниципальный заказчик - координатор (структурное подразделение Администрации муниципального образования Надымский район, ответственное за координацию действий муниципальных заказчиков) |
Управление природно-сырьевых ресурсов и охраны окружающей среды департамента природно-сырьевых ресурсов Администрации муниципального образования Надымский район |
||||
Муниципальный заказчик (структурные подразделения Администрации муниципального образования Надымский район, ответственные в установленной сфере деятельности) |
Управление природно-сырьевых ресурсов и охраны окружающей среды департамента природно-сырьевых ресурсов Администрации муниципального образования Надымский район
Департамент муниципального хозяйства Администрации муниципального образования Надымский район |
||||
Цели и задачи Программы |
Цель Программы: создание комплексной системы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами (далее - ТБО, отходы) на территории муниципального образования Надымский район, позволяющей снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду и улучшить экологическую ситуацию. Задачи Программы: - формирование новой и совершенствование существующей нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами; - создание организационных, технических и экономических условий для повышения качества услуг по сбору, транспортировке, хранению, переработке, утилизации (захоронению) отходов; - снижение объемов захоронения отходов путем модернизации инфраструктуры обращения с отходами и обеспечения специализированным оборудованием |
||||
Сроки и этапы реализации |
Программа реализуется в 2012 - 2014 годах в один этап |
||||
Целевые индикаторы (показатели) реализации Программы с указанием их целевых значений по годам реализации Программы |
Индикаторы |
Единица измерения |
2012 |
2013 |
2014 |
- доля использованных обезвреженных и утилизированных отходов от общего количества образующихся отходов |
% |
3 |
11 |
20 |
|
- доля отходов, сбор которых осуществляется раздельно от общего количества образующихся отходов |
% |
0 |
30 |
30 |
|
- количество городских и сельских населенных пунктов, охваченных системой сбора, накопления, использования обезвреживания, транспортирования и размещения отходов |
ед. |
2 |
3 |
4 |
|
- количество реализованных проектов по экологически и экономически эффективным схемам обращения с отходами с применением новейших научно-технических достижений для населенных пунктов автономного округа с численностью до 5 тыс. жителей |
шт. |
1 |
2 |
3 |
|
- доля предоставленных субсидий, выделяемых на возмещение затрат организациям, представляющим услуги по накоплению твердых бытовых отходов из запланированного |
% |
0 |
100 |
0 |
|
- количество поставленного оборудования для демеркуризации ртутьсодержащих отходов в г. Надыме |
шт. |
1 |
0 |
0 |
|
- доля обеспеченности специальным оборудованием для сбора ТБО |
% |
1 |
40 |
40 |
|
- доля обеспеченности специализированным автотранспортом |
% |
20 |
50 |
60 |
|
Перечень основных мероприятий Программы |
- Разработка нормативных правовых актов муниципального образования, направленных на реализацию Программы; - разработка комплексной схемы обращения с отходами на муниципальном уровне с учетом существующей и создаваемой инфраструктуры в области обращения с отходами, включая корректировку генеральной схемы очистки территории муниципальных образований город Надым и Надымский район; - предоставление субсидий на возмещение затрат организациям, предоставляющим услуги по накоплению твердых бытовых отходов из запланированного; - обустройство действующих объектов размещения отходов оборудованием экологически чистого складирования и термического сжигания (компакторами и инсинераторами). Комплекс термического обезвреживания (инсинератор): КТО-50.К20; - обустройство объектов размещения отходов мусоросортировочными комплексами; - обустройство объектов размещения отходов весовыми пунктами контроля. Весы автомобильные низкопрофильные; - закупка и установка специального оборудования для сбора отходов (в том числе для раздельного сбора отходов); - закупка специализированного автотранспорта; - закупка специального оборудования для демеркуризации ртутьсодержащих приборов и утилизации (термического уничтожения) различных промышленных, бытовых, биоорганических, медицинских и других отходов |
||||
Объемы финансирования |
Объем финансирования за счет средств местного бюджета составляет 15 628,600 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 г. - 600,600 тыс. рублей; 2013 г. - 15 028,000 тыс. рублей; 2014 г. - 0 тыс. рублей, в том числе: - бюджет муниципального образования Надымский район - 12 896,100 тыс. рублей: 2012 г. - 52,100 тыс. рублей; 2013 г. - 12 844,000 тыс. рублей; 2014 г. - 0 тыс. рублей, - бюджет муниципального образования город Надым - 2 732,500 тыс. рублей: 2012 г. - 548,500 тыс. рублей; 2013 г. - 2 184,000 тыс. рублей; 2014 г. - 0 тыс. рублей |
||||
Ожидаемые конечные результаты Программы |
- Формирование новой и усовершенствование существующей нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами в муниципальном образовании Надымский район; - создание организационных, технических и экономических условий для повышения качества услуг по сбору, транспортировке, хранению и переработке (захоронению) отходов в муниципальном образовании Надымский район; - снижение объемов захоронения отходов путем модернизации инфраструктуры обращения с отходами, с внедрением раздельного сбора и сортировки отходов для вовлечения в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья, в том числе за счет обустройства действующих объектов размещения отходов экологически чистым оборудованием, мусоросортировочными комплексами, весовыми пунктами контроля, приобретения специального оборудования для сортировки, сбора и утилизации отходов и специального автотранспорта; - привлечение инвестиций в сферу обращения с отходами, в том числе на основе механизма государственно-частного партнерства, за счет реализации проектов по строительству объектов размещения и утилизации (переработке) отходов |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Интенсивное развитие экономики муниципальных образований город Надым и Надымский район не учитывало воздействие на окружающую среду, в связи, с чем накопилось значительное количество нерешенных проблем.
Одной из причин неблагоприятной экологической обстановки в Надымском районе является отсутствие мест захоронения отходов, оборудованных в соответствии с экологическими нормами, комплексов по переработке отходов.
Рост промышленного производства, улучшение социальной базы населения Надымского района способствуют значительному росту отходов производства и потребления.
Программа разработана в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
1.1. Анализ проблем в области обращения с отходами в Надымском районе
По статистическим данным, наличие накопленных отходов на объектах размещения коммунальных и промышленных отходов, расположенных на территории Надымского района. За 2011 год на предприятиях и организациях Надымского района образовалось отходов в количестве 177,8 тыс. тонн.
Структура образующихся отходов производства и потребления на территории Надымского района на протяжении нескольких лет остается практически неизменной. К основным отходообразующим видам экономической деятельности относятся предприятия нефтегазового комплекса. На втором месте по объемам образования отходов находятся предприятия жилищно-коммунального хозяйства и на третьем месте стоят автотранспортные и строительные предприятия.
По данным Регионального кадастра отходов, основная масса отходов (около 93%), образующихся на территории Надымского района, подлежит хранению и захоронению. Доля обезвреженных, используемых и утилизированных отходов составляет около 7%.
Причинами низкой доли переработки отходов является сложная транспортная схема, затрудняющая вывоз отходов и вторичного сырья за пределы Надымского района, и малое количество предприятий по сбору и переработке отходов.
С 2000 по 2011 годы на территории Надымского района была сформирована минимально необходимая инфраструктура для размещения отходов: эксплуатируются - 2 полигона (пос. Правохеттинский, пос. Пангоды).
В муниципальном образовании действуют 2 санкционированные свалки - г. Надым, пос. Ныда, то есть объекты, имеющие договор аренды земельного участка под размещение свалки ТБО.
7 свалок на территории Надымского района являются несанкционированными это свалки в с. Нори, с. Кутопьюган, в Правобережной части г. Надым, в п. Заполярный, в п. Лонгъюган, в п. Ягельный, в п. Приозерный.
В Надымском районе инфраструктура вторичной переработки отходов, как и в большинстве, муниципальных районах автономного округа, находится в стадии формирования. В муниципальном образовании город Надым отходы напрямую вывозятся на свалки и полигоны для захоронения без обработки и сортировки.
Сортировка мусора или селективный сбор отходов в муниципальном образовании город Надым не ведется. Существуют приемные пункты вторсырья исключительно для черных и цветных металлов. Иной инфраструктуры утилизации (переработки) в муниципальном образовании Надымский район отсутствует.
Муниципальное образование нуждается в специализированной технике и оборудовании для сбора и вывоза отходов.
Реальную угрозу экологической безопасности создает накопление биологических отходов, которые представляют непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды, здоровья человека и животных, поскольку могут содержать или представлять угрозу распространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней, что, как следствие, приведет к заболеваемости животных и людей. Утилизация биологических отходов должна производиться на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах и в специализированных печах. Однако в населенных пунктах Надымского района специализированные утилизационные заводы и печи отсутствуют.
Проблема биологических отходов приобретает все большую актуальность. Решение этой проблемы возможно только путем комплексного подхода на районном уровне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, однако, несмотря на это, в муниципальном образовании из-за отсутствия централизованной сети сбора и переработки, плохой информированности и безответственности граждан отработанные компактные люминесцентные лампы (ртутьсодержащие) выбрасываются вместе с обычными бытовыми отходами с последующим размещением на полигонах (свалках) ТБО.
Ртутьсодержащие отходы относятся к I классу опасности (чрезвычайно опасные), в связи с чем условия их хранения не должны нарушать санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Нарушение правил обращения с отработанными ртутьсодержащими лампами может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
Учитывая высокие темпы строительства объектов жилищного фонда и сноса ветхого и аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании, в последние годы возрастает объем строительных отходов, требующих утилизации.
Кроме того, в районе существует проблема утилизации автотранспортных средств и их отходов: изношенных автопокрышек, кузовного лома и др. Неиспользуемый автотранспорт накапливается в жилом секторе.
Таким образом, основными причинами сложившейся ситуации в сфере обращения с твердыми бытовыми, медицинскими, биологическими, ртутьсодержащими отходами и строительным мусором на территории муниципальных образований город Надым и Надымский район являются:
- накопленные проблемы предшествующих периодов: значительное количество отходов, не утилизированных из-за отсутствия технологий переработки;
- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;
- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;
- недостаточный контроль за сферой образования отходов, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, что приводит к несанкционированному размещению отходов в окружающей среде.
1.2. Решение проблем в области обращения с отходами в Надымском районе
Решить проблему обращения с отходами в муниципальных образованиях возможно путем комплексного подхода в рамках Программы.
Комплексное решение основных проблем обращения с отходами в муниципальных образованиях программно-целевым методом позволит обеспечить согласование и реализацию мероприятий Программы и сократить временные и материальные затраты.
Отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к:
- ухудшению экологической ситуации в муниципальных образованиях город Надым и Надымский район;
- ухудшению состояния и исчерпанию мощностей действующих объектов для размещения отходов;
- росту несанкционированных мест размещения отходов (свалок) и росту неконтролируемого процесса размещения отходов.
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 13 мая 2013 г. N 284 в раздел II настоящего приложения внесены изменения
II. Основные цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели,
позволяющие оценивать ход реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2012 - 2014 годы в один этап.
Целью Программы является создание комплексной системы обращения с отходами на территории Надымского района, позволяющей снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду и улучшить экологическую ситуацию.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
- формирование новой и совершенствование существующей нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами;
- создание организационных, технических и экономических условий для повышения качества услуг по сбору, транспортировке, переработке, хранению, утилизации (захоронению) отходов;
- снижение объемов захоронения отходов путем модернизации инфраструктуры обращения с отходами, с внедрением раздельного сбора и сортировки отходов для вовлечения в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья.
Достижение цели экологически безопасного и экономически эффективного обращения с ТБО на основе решения комплекса взаимоувязанных экологических, социальных и экономических задач возможно только на межведомственной основе с использованием программно-целевого метода.
Прогнозируемые основные целевые показатели реализации Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Методика расчета целевых показателей (индикаторов) содержится в приложении N 2 к настоящей Программе.
III. Перечень программных мероприятий
Достижение поставленных целей Программы предусмотрено посредством реализации мероприятий, представленных в приложении N 3.
3.1. Формирование новой и совершенствование существующей нормативной
правовой базы в сфере обращения с отходами
Сформировавшаяся в муниципальном образовании Надымский район система правового регулирования обращения с отходами ориентирована главным образом на обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами и не способствует притоку инвестиций в эту отрасль.
Сфера обращения с отходами в большинстве случаев представляет собой высокоразвитую, рентабельную и инвестиционно привлекательную отрасль производства. В отличие от этого в отечественных условиях лишь отдельные стадии обращения с отходами экономически выгодны и способны привлечь к участию инвесторов. В настоящее время к таким стадиям относятся сбор и транспортировка отходов от мест накопления.
В этой связи основной целью совершенствования правовой базы является упрощение и повышение эффективности механизмов управления потоками отходов, создание условий для развития бизнеса по их сбору, переработке и повторному использованию.
В ходе реализации предусмотренных Программой мероприятий муниципальными нормативно-правовыми актами Администрации муниципального образования Надымский район планируется следующее:
- приоритет переработки отходов перед их уничтожением;
- введение системы ответственности всех хозяйствующих субъектов за сбор и хозяйственное использование вторичных материальных ресурсов;
- обязательность сбора ТБО в муниципальных образованиях Надымского района, предусматривающего их разделение на виды;
- обязательность предоставления в установленном порядке и доступность информации в сфере обращения с вторичными материальными ресурсами;
- меры экономического стимулирования деятельности, связанной с переработкой отходов и повторным вовлечением их в хозяйственный оборот, в том числе при реализации проектов в форме государственно-частного партнерства на основе концессионных соглашений.
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 февраля 2014 г. N 125 подраздел 3.2 раздела 3 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу с момента опубликования названного постановления и распространяющей свое действие на правоотношения, возникшие с 23 декабря 2013 г.
3.2. Создание организационных, технических и экономических условий для повышения качества услуг по сбору, транспортировке, хранению, переработке, утилизации (захоронению) отходов в муниципальном образовании Надымский район
Планируется утверждение комплексной схемы обращения с отходами на муниципальном уровне.
В рамках реализации Программы будут разработаны:
- логистическая схема размещения объектов размещения, утилизации, переработки отходов и технической базы для организации услуг в сфере обращения с отходами, модернизации действующих объектов размещения отходов и ликвидации несанкционированных свалок;
- варианты технических совмещений отдельных технологических линий и производственных установок по переработке отходов в зависимости от потребности муниципальных образований Надымского района, иных объектов размещения отходов и оборудования на основе анализа действующих объектов размещения отходов, а также проектируемых и строящихся в муниципальном образовании в рамках программных мероприятий;
- обоснования организационных и технических мероприятий по переустройству санкционированных свалок в объекты размещения отходов, соответствующие требованиям действующего законодательства;
- предоставление субсидий на возмещение затрат организациям, предоставляющим услуги по накоплению твёрдых бытовых отходов.
После разработки вышеуказанных документов предполагается корректировка и дополнение мероприятий Программы, предусматривающих строительство (модернизацию) объектов размещения, утилизации и переработки отходов.
Планируется реализация проектов по созданию и внедрению типовых схем экологически и экономически эффективной утилизации отходов с применением новейших научно-технических достижений для населенных пунктов муниципального образования с численностью до 5 тыс. жителей.
Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 февраля 2014 г. N 125 подраздел 3.3 раздела 3 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу с момента опубликования названного постановления и распространяющей свое действие на правоотношения, возникшие с 23 декабря 2013 г.
3.3. Снижение объемов захоронения отходов путем модернизации инфраструктуры обращения с отходами и обеспечения специализированным оборудованием
3.3.1. Обустройство действующих объектов размещения отходов оборудованием экологи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.