Постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 декабря 2012 г. N 1361 настоящее постановление снято с контроля
Рассмотрев решение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству по проекту федерального закона N 381558-5 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа, в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Внести изменение в проект федерального закона N 381558-5 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
2. Принять проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
3. Назначить официальным представителем Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа при рассмотрении вышеуказанного проекта федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации заместителя Председателя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Елену Геннадьевну Зленко.
4. Предложить депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.П. Ледкову, Д.О. Хороля, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Д.Н. Ананьеву, Ю.В. Неёлову оказать содействие в рассмотрении и принятии проекта федерального закона.
5. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на Председателя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа С.Н. Харючи.
6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного Собрания |
С.Н. Харючи |
Вносится Законодательным Собранием
Ямало-Ненецкого автономного округа
Проект Федерального закона
"О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении
в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Статья 1
Внести в статью 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 15) изменение, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 7
К отношениям по пользованию жилыми помещениями в жилых домах, которые использовались в качестве общежитий, а также иными жилыми помещениями, принадлежавшими государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и которые переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы о правах и обязанностях, вытекающих из договора социального найма, включая право на приватизацию занимаемого жилого помещения и его обмен.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
В.В. Путин |
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 7
Федерального закона "О введении в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации"
Настоящий проект закона направлен на устранение правового пробела при регулировании отношений между органами местного самоуправления и гражданами, проживающими в жилых помещениях, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и переданы органам местного самоуправления.
В силу статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма предусмотрена только к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления.
Однако при приватизации государственных предприятий (изменении организационно-правовой формы, ликвидации) в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда, они подлежали передаче в ведение органов местного самоуправления. Таким образом, передаче подлежал весь жилищный фонд (это и жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, и иные жилые помещения). В силу каких-то причин жилые помещения не были приняты на баланс, а сложившиеся в силу закона отношения социального найма оформлены не были.
После вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации правовых оснований для урегулирования этих отношений нет.
Граждане, получившие жилье на законных основаниях по месту работы, и для которых это жилье является единственным, не имеют правовых оснований для оформления с органами местного самоуправления отношений социального найма, а вследствие этого не могут зарегистрироваться в проживаемом жилье, не имеют правовых оснований для приватизации жилых помещений, обмена.
Данная проблема является актуальной для всех регионов России. Характерна она и для Ямало-Ненецкого автономного округа. И особая актуальность ее еще состоит и в том, что граждане, не имея законно оформленных отношений, не могут приватизировать жилое помещение и передавать его в зачет жилого помещения, получаемого по Программе переселения из районов Крайнего Севера.
На территории автономного округа предприятиями, ведущими освоение месторождений полуострова Ямал, был построен значительный объем жилья, которое находилось на балансе этих предприятий и распределялось работникам этих предприятий, прибывающим на Ямал из различных регионов страны, а также работникам социальной сферы населенных пунктов, обслуживающим работников этих предприятий. И в настоящее время многие граждане имеют в качестве документа на вселение в жилое помещение: решение руководящих органов предприятия, решение профкома предприятия, иной документ о выделении занимаемого гражданином жилого помещения, но не документ, установленный законом.
В некоторых случаях граждане пытаются оформить отношения с органами местного самоуправления в судебном порядке через механизм приобретательной давности, предусмотренный гражданским законодательством. Но при этом возможно применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации только о договоре коммерческого найма.
Таким образом, для решения жилищных прав граждан необходимо дополнительное правовое регулирование, и предлагаемые изменения направлены на его решение. Предлагаемая редакция статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" подготовлена с учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации.
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 7
Федерального закона "О введении в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации" (повторно, после его рассмотрения
Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации по жилищной политике
и жилищно-коммунальному хозяйству)
29 мая 2012 года по итогам рассмотрения официального отзыва Правительства Российской Федерации, заключений правового управления Аппарата и Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству на проект закона решением комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству было рекомендовано авторам законопроекта изменить текст законопроекта.
Смысловое содержание заключений и отзыва направлено на то, что редакция проекта федерального закона дублирует нормы действующего жилищного законодательства (статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьи 2 Закона Российской Федерации N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые уже содержат предлагаемые гарантии для граждан.
Вместе с тем считаем, что указанные нормы в недостаточной степени регулируют отношения между органами местного самоуправления и гражданами по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и были переданы в ведение органов местного самоуправления.
Так, в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма предусмотрена только к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане имеют право приобрести в собственность жилое помещение, которое они занимают на условиях социального найма.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане в качестве нанимателей жилого помещения по договору социального найма имеют право в установленном порядке осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения.
То есть действующее законодательство содержит гарантии для граждан, проживающих в жилых помещениях, ранее использовавшихся только в качестве общежитий, либо в жилых помещениях, которые занимают на условиях социального найма.
Проектом закона, внесенным Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа, предусматривается регулирование отношений между органами местного самоуправления и гражданами, проживающими в жилых помещениях, которые использовались в качестве общежитий, а также иных жилых помещениях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и которые переданы в ведение органов местного самоуправления.
Иные жилые помещения - это не только общежития, но и, к примеру, многоквартирные дома, которые строились организациями и предоставлялись работавшим и даже не работавшим в этих организациях без соблюдения порядка, установленного Жилищным кодексом РСФСР.
Эти граждане не состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилплощади ни в органе местного самоуправления, ни по месту работы. С ними в большинстве не заключались договоры найма жилого помещения, ордера не выдавались, а если выдавались, то в рамках организации, без последующего утверждения органами местного самоуправления. Квартиры предоставлялись преимущественно по решению профсоюзных организаций по спискам либо просто по распоряжению руководителя.
То есть граждане проживают в этих жилых помещениях либо без документов, либо с документами, несоответствующими установленным законом образцам, что создает ограничения для реализации жилищных прав. К примеру, право пользования жилым помещением есть, жильцов никто не выселяет, они платят за услуги ЖКХ, а права регистрации по месту жительства, заключения договора социального найма или другого - нет.
В этой связи рассматриваемым проектом федерального закона предусматривается закрепить возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма не только к отношениям по пользованию жилыми помещениями, использовавшимися в качестве общежитий, но иными жилыми помещениями, переданными в ведение органов местного самоуправления.
Вместе с тем Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа вносит изменение в проект федерального закона N 381558-5 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", заменив слова "занимаемого помещения" словами "занимаемого жилого помещения".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 7
Федерального закона "О введении в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьей 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения
в статью 7 Федерального закона "О введении в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует внесения изменений и дополнений в действующие федеральные законы, признания актов федерального законодательства утратившими силу или приостановления, принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 сентября 2012 г. N 1193 "О внесении изменения в проект федерального закона N 381558-5 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля