Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Повышение экономической роли инноваций, изменение темпов, направлений и механизмов развития инновационных процессов являются одним из ключевых факторов, обусловивших радикальные структурные сдвиги в экономике промышленно развитых и многих развивающихся стран. Они проявляются в росте инвестиций в образование и науку, технологические и организационные нововведения; опережающей динамике высокотехнологичных секторов промышленности при повышении технологического уровня традиционных отраслей хозяйства; возникновении новых видов деятельности и т.д. Все эти соотношения и взаимозависимости, характеризующие инновационную модель экономики, сегодня хорошо известны и не требуют какого-то специального анализа. Интерес для исследователей представляет то, как они трансформируются в конкретно исторических условиях стран и регионов; как формируются эффективные (или не очень эффективные) подходы к регулированию инновационных процессов, выстраиванию и реализации инновационных стратегий на макроуровне и в отдельных отраслях, секторах экономики, организациях и предприятиях.
Специфика инновационной деятельности - неопределенность и отложенность результата; несовпадение общественного и индивидуального эффектов; асимметричность информации, доступной исследователям, новаторам, потенциальным инвесторам, потребителям; высокие инвестиционные риски; особые требования к квалификации кадров и качеству менеджмента - усиливает значение инновационной "составляющей" в развитии муниципального образования. Масштабы и механизмы поддержки науки и инноваций в каждой стране меняются по мере ее развития, изменения приоритетов. В то же время широкий спектр используемых инструментов поддержки определяет парадигму современной инновационной экономики.
Целью Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, является определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
В Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.12.2011 N 839, указывается, что стремление Ямало-Ненецкого автономного округа к инновационному лидерству определяет задачу стремительного наращивания инновационного потенциала.
Поэтому переход к инновационному сценарию развития является основной целью муниципального образования, достижение которой есть необходимая предпосылка модернизации экономики и, в конечном счете, создание условий для развития отечественного производства.
В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.
Одна из проблем сложившейся модели экономического роста заключается в том, что увеличение доходов населения, опережающие темпы роста валового внутреннего продукта, сопровождаются усилением экономической дифференциации.
Поэтому переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан и с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.
Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики.
Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.
Развитие инновационной сферы приобретает особую важность, так как именно в этой сфере происходит превращение научно-технического продукта, базирующегося на результатах фундаментальных и прикладных исследований, в рыночный товар с новыми потребительскими свойствами.
Развитие инновационной деятельности в муниципальном образовании город Ноябрьск затрудняется совокупностью различных факторов, ограничивающих приток и развитие инновационной деятельности на территории муниципального образования:
- отсутствие на территории муниципального образования научной базы;
- отсутствие системы финансовой поддержки субъектов инновационной деятельности, в том числе изобретателей и рационализаторов.
В то же время муниципальное образование город Ноябрьск обладает рядом характеристик, которые могут оказать стимулирующее воздействие на инновационное развитие и скомпенсируют влияние негативных факторов. К ним относятся:
- крупные отраслевые предприятия способные потреблять дорогостоящую инновационную продукцию;
- поддержка органами местного самоуправления создания инновационной системы на территории города;
- наличие окружной финансовой поддержки мероприятий инновационного развития муниципального образования.
Таким образом, реализация мер по развитию инновационной деятельности в городе Ноябрьске требует комплексного и последовательного подхода, который предполагает использование программно-целевого метода управления, обеспечивающего увязку реализации мероприятий Программы по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса мониторинга и контроля результатов программных мероприятий.
Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" содержит нормы и понятия в сфере инновационной деятельности, определяет принципы, условия и формы ее поддержки на уровне органов местного самоуправления.
Кроме того, на региональном уровне принят Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.04.2011 N 34-ЗАО "О развитии инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе", развивающий и уточняющий нормативно-правовое обоснование полномочий органов местного самоуправления в области инновационной деятельности в автономном округе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.