Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Ямало-Ненецкого
автономного округа
от 14 февраля 2013 г. N 56-П
Положение
о территориальной системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ямало-Ненецкого автономного округа
27 февраля 2015 г., 14 июля 2016 г.
I. Общие положения
1.1. Территориальная система наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ямало-Ненецкого автономного округа является формой организации системы наблюдений за состоянием окружающей среды, составляющей частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
1.2. Настоящее Положение о территориальной системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Положение) определяет порядок организации и ведения локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ).
1.3. Локальный экологический мониторинг проводится пользователями недр, осуществляющими деятельность на территории лицензионных участков, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
1.4. Организация и ведение локального экологического мониторинга осуществляется отдельно по каждому лицензионному участку на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории автономного округа.
1.5. Локальный экологический мониторинг является комплексной системой регулярных наблюдений, сбора информации, оценки и прогнозирования пространственно-временных изменений состояния компонентов окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов в границах лицензионного участка недр в период разработки, освоения, эксплуатации и ликвидации (пробная или опытно-промышленная эксплуатация) месторождений нефти и газа.
II. Цели и задачи системы локального экологического мониторинга на территории автономного округа
2.1. Целями организуемой системы локального экологического мониторинга являются:
- обеспечение процедур управления в области охраны окружающей среды на территории автономного округа необходимой, достоверной и своевременной информацией о состоянии окружающей среды и уровне антропогенной нагрузки в границах лицензионных участков по добыче нефти и газа;
- обеспечение соответствия проводимых наблюдений требованиям и условиям действующих нормативных правовых актов в части организации и проведения наблюдений, в том числе при определении контролируемых параметров, устройства пунктов наблюдения, применении методик и инструментария при определении качественного состояния окружающей среды;
- обеспечение соответствия формируемых информационных ресурсов требованиям, установленным положениями Федерального закона от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 1999 года N 1410 "О создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении".
2.2. Информация, полученная при осуществлении наблюдений за состоянием окружающей среды, используется для:
- подготовки ежегодного доклада об экологической ситуации в автономном округе;
- разработки региональных нормативов в области охраны окружающей среды;
- организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- прогнозирования изменений состояния окружающей среды и проведения мероприятий по их предупреждению.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 июля 2016 г. N 663-П в пункт 2.3 настоящего приложения внесены изменения
2.3. Формируемая система локального экологического мониторинга направлена на обеспечение решения следующих задач:
- оценка текущей ситуации и изменения состояния окружающей среды в границах лицензионного участка вне зоны возможного антропогенного воздействия, определение факторов и условий его формирования;
- оценка сложившегося антропогенного фона в зоне потенциального воздействия контролируемых технологических и хозяйственных объектов, определение степени его влияния на качество компонентов окружающей среды, в том числе возможности трансграничного загрязнения прилегающих территорий;
- выявление объектов накопленного экологического ущерба, локальных участков загрязнения компонентов окружающей среды, определение степени опасности его распространения и возможных источников негативного воздействия;
- определение соответствия антропогенной нагрузки утвержденным нормативам, в том числе на границах установленных санитарно-защитных зон;
- оценка динамики изменения состояния окружающей среды в границах лицензионных участков;
- своевременное выявление экологических угроз, подготовка рекомендаций по обеспечению экологической безопасности при освоении лицензионных участков, предупреждению ухудшения экологической ситуации и развитию системы локального экологического мониторинга;
- оценка эффективности проводимых недропользователями природоохранных мероприятий;
- организация сбора, передачи, обработки, систематизации и хранения информации о состоянии окружающей природной среды, источниках негативного воздействия;
- организация информационного обеспечения населения и органов власти на территории автономного округа по вопросам состояния, изменения и охраны окружающей среды;
- обеспечение информационной поддержки реализуемой на территории автономного округа региональной экологической политики.
III. Организационная структура системы локального экологического мониторинга
3.1. Система локального экологического мониторинга формируется на основе организационного, методологического, метрологического объединения информационно-измерительных систем и других средств наблюдения и контроля природных сред, природных ресурсов, природных объектов, природно-антропогенных объектов, природных комплексов и источников антропогенного и природного воздействия на них, принадлежащих предприятиям- недропользователям.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 февраля 2015 г. N 189-П в пункт 3.2 настоящего приложения внесены изменения
3.2. Участниками системы локального экологического мониторинга являются следующие предприятия и организации:
- департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса автономного округа (далее - департамент);
- предприятия, пользователи лицензионными участками недр, вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- специализированные организации и лаборатории в сфере проведения экологического мониторинга и лабораторно-аналитических исследований;
- другие заинтересованные организации.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 июля 2016 г. N 663-П в пункт 3.3 настоящего приложения внесены изменения
3.3. В соответствии с целями и задачами системы локального экологического мониторинга на ее участников возложены следующие функции:
3.3.1. Департамент:
- обеспечение организационного и методологического объединения проводимых наблюдений в рамках локального экологического мониторинга;
- согласование в пределах своей компетенции программ локального экологического мониторинга, в том числе в случае организации наблюдений в границах сети особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- обеспечение процедур сбора, хранения и обработки информации по результатам локального экологического мониторинга, в том числе функционирования и развития территориальной информационно-аналитической системы "Территориальная система экологического мониторинга Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ИАС "ТСЭМ ЯНАО");
- обеспечение контроля соответствия проводимых наблюдений установленным требованиям и объективности получаемых результатов локального экологического мониторинга;
- обеспечение доступа к данным ИАС "ТСЭМ ЯНАО" заинтересованных лиц в соответствии с их компетенцией и обеспечение защиты конфиденциальных сведений в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и иных нормативных правовых актов и ведомственных документов в сфере использования и защиты информационных ресурсов;
- анализ и прогноз развития экологической ситуации на территории автономного округа и эффективности проводимых природоохранных мероприятий, выявление и оценка возможных экологических угроз и рисков;
- разработка предложений и рекомендаций по обеспечению экологической безопасности при освоении лицензионных участков, развитию системы локального экологического мониторинга.
3.3.2. Предприятия, пользователи лицензионными участкам недр, вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности:
- разработка и согласование в установленном порядке программ локального экологического мониторинга;
- организация и обеспечение проведения наблюдений и функционирования территориальной системы локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим Положением, иными действующими методическими и нормативными документами;
- формирование информационных ресурсов, отчетных материалов и предоставление результатов локального экологического мониторинга в порядке, предусмотренном настоящим Положением;
- рассмотрение полученных результатов, предложений и рекомендаций от департамента и специализированных организаций, принятие необходимых решений и выполнение соответствующих природоохранных мероприятий.
3.3.3. Специализированные организации и лаборатории в сфере проведения экологического мониторинга и лабораторно-аналитических исследований:
- проведение отдельных специализированных наблюдений в рамках сформированной сети локального экологического мониторинга;
- обеспечение установленных методологических, метрологических и аналитических требований выполнения наблюдений.
3.4. Организационное и методологическое объединение наблюдений в рамках системы локального экологического мониторинга обеспечивается за счет:
- программ локального экологического мониторинга, разрабатываемых для каждого лицензионного участка в соответствии с порядком, установленным в разделе IV настоящего Положения;
- выполнения наблюдений по утвержденным методикам в соответствии с действующими руководящими и методическими документами;
- соблюдения требований и рекомендаций по организации системы локального экологического мониторинга, установленных разделом VII настоящего Положения;
- унифицированных форм отчетных материалов и аналитической и картографической информации, представляемой по результатам ведения локального экологического мониторинга в соответствии с требованиями, указанными в разделе IX настоящего Положения.
3.5. Порядок взаимодействия между участниками системы определяется настоящим Положением, а также отдельными соглашениями, договорами, заключаемыми в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
IV. Порядок разработки программ локального экологического мониторинга
4.1. Локальный экологический мониторинг организуется и осуществляется пользователями недр на основе соответствующих программ, разрабатываемых для различных этапов освоения лицензионного участка.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 июля 2016 г. N 663-П пункт 4.2 настоящего приложения изложен в новой редакции
4.2. Разработка программ локального экологического мониторинга лицензионных участков должна основываться на результатах материалов оценки фонового состояния (исходной загрязненности компонентов природной среды), инженерно-экологических исследований, проектной и разрешительной документации, результатов мониторинга за предыдущий период, результатов инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба, результатов научно-исследовательских работ и др.
В целях оптимизации работ по локальному экологическому мониторингу рекомендуется следующее:
- максимальный период действия программы устанавливается на срок не более 5 лет;
- период действия программы не должен превышать периода основных этапов освоения лицензионного участка (сейсморазведочные работы, геологоразведочные работы, обустройство месторождения, строительно-монтажные работы, опытно-промышленная эксплуатация, промышленная эксплуатация, ликвидация).
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 июля 2016 г. N 663-П в пункт 4.3 настоящего приложения внесены изменения
4.3. Программа локального экологического мониторинга (далее - программа) в обязательном порядке должна содержать следующую информацию:
- период, на который разрабатывается программа, текущий этап освоения лицензионного участка;
- сведения о предприятии и лицензионном участке по форме в соответствии с таблицей 1 приложения к настоящему Положению;
- описание границ территории наблюдений, ее природно-климатические характеристики;
- существующие ограничения на ведение хозяйственной деятельности на территории наблюдений (наличие особо охраняемых природных территорий, территорий традиционного природопользования, водоохранных зон, объектов историко-культурного назначения и т.п.);
- сводные результаты исследования исходной загрязненности по форме в соответствии с таблицей 2 приложения к настоящему Положению;
- краткий анализ современной экологической ситуации на территории наблюдений, тенденциях ее изменения под влиянием оказываемой техногенной нагрузки, включая диагностику ранее выявленных экологических угроз (при наличии);
- уровень антропогенного воздействия на окружающую среду в границах лицензионного участка по форме в соответствии с таблицей 3 приложения к настоящему Положению;
- показатели природоохранной деятельности по форме в соответствии с таблицей 4 приложения к настоящему Положению;
- перечень контролируемых хозяйственных объектов, источников негативного воздействия и территорий в рамках ведения локального экологического мониторинга по форме в соответствии с таблицей 5 приложения к настоящему Положению;
- сведения о системе локального экологического мониторинга по форме в соответствии с таблицей 7 приложения к настоящему Положению;
- основные направления локального экологического мониторинга, периодичность проведения отдельных наблюдений, определяемые в соответствии с разделом VI настоящего Положения;
- регламент наблюдений на период действия программы, определяющий порядок проведения отдельных наблюдений (методы, периодичность, пункты и площадки наблюдений, створы, маршруты, контролируемые показатели), а также оценки состояния компонентов и параметров окружающей среды в соответствии с требованиями и рекомендациями, указанными в разделах VII и VIII настоящего Положения;
- обоснование применяемых для оценки состояния окружающей среды нормативов;
- перечень информации о результатах локального экологического мониторинга и сроки ее представления в департамент в соответствии с разделом IX настоящего Положения;
- ежегодный план-график проведения наблюдений;
- обзорная карта лицензионного участка (М 1:1000000);
- карта-схема локального экологического мониторинга М 1:50000, разрабатываемая в соответствии с таблицами 16, 17 приложения к настоящему Положению;
- ландшафтная карта с характеристикой природно-территориальных комплексов в соответствии с М 1:50000, в том числе:
- тип ландшафта;
- тип местности;
- урочище (мезо- и микрорельеф; типы почв; степень дренированности; окислительно-восстановительные условия; сорбционная емкость почв);
- сведения о системе локального экологического мониторинга подземных вод по форме в соответствии с таблицей 7-1 приложения к настоящему Положению.
4.4. Программа локального экологического мониторинга согласовывается в соответствии с требованиями законодательства с уполномоченными органами исполнительной власти в области мониторинга окружающей среды, а также с департаментом.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 июля 2016 г. N 663-П пункт 4.5 настоящего приложения изложен в новой редакции
4.5. В случае расположения лицензионного участка в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ регионального значения) программа подлежит согласованию с исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим государственное управление, контроль и надзор в области организации и функционирования ООПТ регионального значения (департаментом), в случае расположения лицензионного участка в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения (далее - ООПТ федерального значения) необходимо согласование с федеральным органом государственной власти, осуществляющим государственное управление, контроль и надзор в области организации и функционирования ООПТ федерального значения (Управление Росприроднадзора по автономному округу).
V. Порядок корректировки программ локального экологического мониторинга
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 июля 2016 г. N 663-П пункт 5.1 настоящего приложения изложен в новой редакции
5.1. Программа может быть откорректирована не чаще 1 раз в 3 года в случае введения или выведения из эксплуатации основных технологических устройств (факельные установки, площадки установок комплексной подготовки газа (УКПГ), дожимные компрессорные станции (ДКС), дожимные насосные станции (ДНС), кустовые насосные станции (КНС), полигоны отходов, шламохранилища, трубопроводы, кустовые площадки и т.д.), а также при выявлении в рамках проводимого локального экологического мониторинга новых экологических угроз.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 июля 2016 г. N 663-П в пункт 5.2 настоящего приложения внесены изменения
5.2. Корректировка программы локального экологического мониторинга должна содержать информацию:
- описание изменения в техногенной нагрузке в соответствии с таблицей 3 приложения к настоящему Положению;
- откорректированный перечень контролируемых хозяйственных объектов, источников негативного воздействия и территорий в соответствии с таблицей 5 приложения к настоящему Положению;
- откорректированный регламент (откорректированное местоположение пунктов мониторинга, сроки и периодичность отбора проб, перечень определяемых загрязняющих веществ и параметров);
- перечень отчетной информации о результатах локального мониторинга и сроки ее представления в департамент;
- откорректированный картографический материал;
- откорректированный план-график наблюдений;
- диагностику вновь выявленных экологических угроз (при наличии).
VI. Основные направления локального экологического мониторинга
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 июля 2016 г. N 663-П в пункт 6.1 настоящего приложения внесены изменения
6.1. С учетом низкой восстановительной способности природных ландшафтов территории автономного округа настоящим Положением определены следующие обязательные направления наблюдений, обеспечивающие комплексную оценку состояния и изменения окружающей среды в условиях широкого спектра потенциального негативного воздействия, оказываемого в рамках производственных процессов добычи и транспортировки углеводородного сырья:
- мониторинг геохимического (гидрохимического) состояния компонентов окружающей среды (снежный покров, приземный слой атмосферного воздуха, поверхностные воды, донные отложения, почвы) - ежегодно;
- мониторинг механических нарушений природных комплексов (ландшафтов) и мониторинг состояния и развития экзогенных процессов - не реже 1 раза в 3 года и по окончании основных этапов освоения лицензионного участка;
- мониторинг подземных вод осуществляется в соответствии с требованиями федерального законодательства и условиями лицензионного соглашения на пользование подземными водами.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 июля 2016 г. N 663-П пункт 6.2 настоящего приложения изложен в новой редакции
6.2. В случае необходимости пользователь недр может проводить локальный экологический мониторинг по расширенной программе, включая наблюдения за состоянием подземных вод, состоянием биоты и других компонентов в соответствии с РД 52.44.2-94 "Методические указания. Охрана природы. Комплексное обследование загрязнения природных сред промышленных районов с интенсивной антропогенной нагрузкой", а также требованиями разрешительной документации в сфере природопользования.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 февраля 2015 г. N 189-П настоящее приложение дополнено пунктом 6.3
6.3. В случае наличия на лицензионном участке систем поддержания пластового давления (ППД) или полигонов закачки сточных вод в подземные горизонты, в рамках локального экологического мониторинга должны быть предусмотрены наблюдения за состоянием подземных вод и контроль качества закачиваемых стоков.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 июля 2016 г. N 663-П настоящее приложение дополнено пунктом 6.4
6.4. Сокращение объемов наблюдений в рамках геохимического (гидрохимического) состояния компонентов окружающей среды в части периодичности наблюдений, допускается только для начальных периодов освоения лицензионного участка (сейсморазведочные работы, геологоразведочные работы) при наличии соответствующего обоснования в программе работ.
VII. Требования к организации сети наблюдений локального мониторинга
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 февраля 2015 г. N 189-П пункт 7.1 настоящего приложения изложен в новой редакции
7.1. Организация и ведение локального экологического мониторинга осуществляется в соответствии с согласованной в установленном порядке программой и планом-графиком отбора проб.
7.2. Рекомендации по размещению пунктов (маршрутов) наблюдений:
7.2.1. Планирование размещения сети пунктов мониторинга необходимо осуществлять исходя из требований разрешительной документации, состава и пространственного размещения промышленных и хозяйственных объектов, а также природных условий территории наблюдений.
7.2.2. Организуемые пункты (площадки) мониторинга должны быть разделены на условно-фоновые, условно-контрольные и контрольные пункты согласно рекомендациям, указанным в таблице 6 приложения к настоящему Положению.
7.2.3. Контрольные пункты наблюдений должны охватывать все контролируемые объекты, определенные в Программе локального экологического мониторинга.
7.2.4. Местоположение и количество контрольных пунктов определяется требованиями действующей разрешительной, нормативной и методической документации.
7.2.5. Условно-фоновые пункты наблюдений должны отражать состояние и изменение основных природных комплексов, расположенных в границах лицензионных участков.
7.2.6. Условно-контрольные пункты наблюдений должны отражать состояние и изменение основных природных комплексов, расположенных в зоне влияния объектов обустройства месторождений.
7.2.7. Вне зависимости от уровня потенциального воздействия в обязательном порядке проводится контроль состояния поверхностных вод и донных отложений на транзитных водотоках.
7.3. Требования к обустройству наблюдательной сети локального экологического мониторинга:
- пункты (площадки) наблюдений должны быть закреплены на местности опознавательными знаками с информацией о номере (номенклатуре), географических координатах пункта отбора проб, наименовании лицензионного участка, изучаемого компонента природной среды, периодичности и ежегодных сроков проведения наблюдений;
- точные координаты пунктов (площадок) наблюдений должны быть уточнены с применением системы Глонасс или GPS позиционирования с пересчетом в систему географических координат Пулково 1942.
7.4. Требования к периодичности и минимальному перечню контролируемых показателей в рамках мониторинга геохимического (гидрологического) состояния:
- минимальный перечень контролируемых показателей при мониторинге состояния атмосферного воздуха, поверхностных вод, донных отложений, почв представлен в таблицах 8 - 12 приложения к настоящему Положению;
- требования к минимальному перечню контролируемых показателей обязательны при проведении наблюдений в условно-фоновых и условно-контрольных пунктах наблюдения;
- наблюдения в контрольных пунктах при соответствующем обосновании могут проводиться по иным, в том числе сокращенным программам в соответствии с требованиями, установленными разрешительной и иной нормативной документации (том ПДВ, Разрешения на пользования водными объектами, регламенты по эксплуатации полигонов ТБО, СанПин и т.д.) в отношении отдельных объектов антропогенного воздействия.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 июля 2016 г. N 663-П пункт 7.5 настоящего приложения изложен в новой редакции
7.5. Прекращение наблюдений в пунктах наблюдательной сети локального экологического мониторинга, изменение местоположения действующих пунктов наблюдений, организация новых пунктов, изменение списка определяемых веществ и параметров, периодичность наблюдений подлежат обязательному согласованию в рамках разрабатываемых программ в соответствии с разделом IV настоящего Положения.
7.6. Несанкционированная смена мест расположения точек отбора проб и изменение периодичности наблюдений и набора контролируемых параметров не допускаются.
VIII. Общие требования к выполнению наблюдений на сети локального мониторинга
8.1. Требования к исполнителям наблюдений:
- в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" работы по экологическому мониторингу должны проводиться организациями, в обязательном порядке имеющими соответствующую Лицензию на право проведения работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
8.2. Требования к проведению полевых наблюдений:
- полевые исследования должны проводиться с соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда, исключать либо обеспечивать минимальный уровень воздействия на окружающую среду территории лицензионных участков;
- отбор проб компонентов окружающей среды должен осуществляться в соответствии с федеральным законодательством, государственными стандартами, иными нормативно-техническими документами и с учетом настоящего Положения;
- отбор проб и маршрутные наблюдения должны сопровождаться визуальным наблюдением за состоянием окружающей среды в части выявления признаков загрязнения либо негативного влияния на состояние компонентов окружающей среды (наличие несанкционированных свалок, фактов нарушения обваловки шламовых амбаров, признаков загрязнения земель, поверхностных вод, снежного покрова, донных отложений, признаков нарушения гидрологического режима водных объектов и т.д.);
- при первоначальном обследовании территории наблюдений проводится координатная заверка пунктов (площадок) и маршрутов наблюдений, определение типов отбираемых почв на основании формируемого почвенного разреза;
- результаты выполненных наблюдений и отбора проб компонентов окружающей среды должны быть оформлены документами в соответствии с требованиями к отчетной документации, представленными в таблице 13 приложения к настоящему Положению, с подтверждающими фотодокументами.
8.3. Требования к проведению лабораторно-аналитических исследований:
- лабораторный анализ отобранных проб компонентов окружающей среды должен выполняться в лабораториях, аккредитованных в соответствующей области измерений, по утвержденным методикам в соответствии с действующими руководящими и методическими документами;
- нижний диапазон методик определения загрязняющих веществ не должен превышать установленного норматива безопасного содержания (предельно допустимых концентраций (ПДК), ориентировочно допустимых концентраций (ОДК), ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ) и т.д.);
- результаты лабораторных исследований должны быть оформлены соответствующими протоколами (заключениями) установленной формы.
8.4. Требования к проведению камеральной обработки результатов:
- камеральная обработка получаемых результатов должна проводиться с использованием лицензионных программных средств и включать все необходимые виды аналитических работ в соответствии с установленными целями и задачами локального экологического мониторинга;
- формируемые информационные ресурсы должны быть унифицированы согласно требованиям о представлении информации, указанным в разделе IX настоящего Положения.
8.5. Требования к проведению оценки состояния окружающей среды:
- оценка состояния и уровня загрязнения окружающей среды должна проводиться с привлечением обоснованных российских критериев качества окружающей среды, в том числе:
- утвержденных санитарно-гигиенических и экологических нормативов качества окружающей среды (предельно допустимые концентрации (ПДК), ориентировочно допустимые концентрации (ОДК), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ), и др.);
- утвержденных показателей степени комплексного загрязнения окружающей среды (уровень высокого (ВЗ) и экстремально высокого (ЭВЗ) загрязнения, индекс загрязнения воды (ИЗВ), коэффициенты загрязненности почв (Zc), комплексности загрязнения поверхностных вод (ККЗВ) и др.);
- нормативов допустимой антропогенной нагрузки, установленных предприятиям-пользователям лицензионных участков в рамках действующей разрешительной документации (тома предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ), нормативно-допустимых сбросов (НДС), разрешения на пользование водными объектами, лицензии на недропользование и т.п.);
- показателей фонового (исходного) состояния окружающей среды, средних региональных показателей, наиболее приближенных к рассматриваемым территориям, среднероссийских показателей и др., в том числе полученных в рамках осуществления регионального экологического мониторинга (проведения исходной загрязненности компонентов природной среды).
8.6. Требования к проведению мониторинга механических нарушений ландшафтов на территории лицензионных участков:
- мониторинг осуществляется, начиная с первого года ведения наблюдений, с использованием данных дистанционного зондирования Земли (спектрозональные космические снимки высокого пространственного разрешения) с датой съемки не позднее года, предшествующего проведению мониторинга;
- проведение мониторинга ландшафтов должно обеспечивать выявление антропогенной нагрузки, динамики площадей антропогенных изменений, степени деградации природных комплексов в соответствии с отчетной формой, представленной в соответствии с таблицей 14 приложения к настоящему Положению.
IX. Состав отчетной документации по результатам локального мониторинга и порядок ее представления
9.1. Формируемые в рамках локального экологического мониторинга информационные ресурсы включают в себя следующие основные виды:
- информационно-аналитические материалы, представляемые для рассмотрения и согласования в департамент;
- информация, представляемая для включения в ИАС "ТСЭМ ЯНАО".
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 февраля 2015 г. N 189-П в пункт 9.2 настоящего приложения внесены изменения
9.2. Информационно-аналитические материалы, представляемые для рассмотрения и согласования в департамент, включают в себя:
- программу локального экологического мониторинга;
- ежегодные итоговые отчеты о результатах локального экологического мониторинга, разрабатываемые в соответствии с таблицей 15 приложения к настоящему Положению.
9.2.1. Утратил силу.
См. текст подпункта 9.2.1 пункта 9.2
9.2.2. В электронном виде текстовые материалы оформляются в форматах Word, документальные текстовые и графические приложения - в форматах Jpeg.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 июля 2016 г. N 663-П в пункт 9.3 настоящего приложения внесены изменения
9.3. Информация, представляемая для включения в ИАС "ТСЭМ ЯНАО".
9.3.1. Первоначально представляемая информация (при согласовании программы локального экологического мониторинга):
- сведения о предприятии и лицензионном участке по форме в соответствии с таблицей 1 приложения к настоящему Положению;
- сводные результаты исследования исходной загрязненности по форме в соответствии с таблицей 2 приложения к настоящему Положению;
- уровень антропогенного воздействия на окружающую среду в границах лицензионного участка по форме в соответствии с таблицей 3 приложения к настоящему Положению;
- показатели природоохранной деятельности по форме в соответствии с таблицей 4 приложения к настоящему Положению;
- перечень контролируемых хозяйственных объектов, источников негативного воздействия и территорий в рамках ведения локального экологического мониторинга по форме в соответствии с таблицей 5 приложения к настоящему Положению;
- сведения о системе локального экологического мониторинга по форме в соответствии с таблицей 7 приложения к настоящему Положению;
- электронная ландшафтная карта М 1:50 000;
- электронная карта локального экологического мониторинга М 1:50 000, формируемая в соответствии с таблицами 16, 17 приложения к настоящему Положению;
- сведения о системе локального экологического мониторинга подземных вод по форме в соответствии с таблицей 7-1 приложения к настоящему Положению.
9.3.2. Регулярная информация за отчетный год (представляется до 01 апреля года, следующего за отчетным):
- уровень антропогенного воздействия на окружающую среду в границах лицензионного участка по форме в соответствии с таблицей 3 приложения к настоящему Положению;
- сведения о специализированных организациях, привлеченных к выполнению локального экологического мониторинга в отчетном году (включая скан-образы соответствующих лицензий и аттестатов аккредитации соответствующей области измерений);
- сведения о типах отбираемых почв, включая фото почвенного разреза (представляется в первый год наблюдений);
- результаты локального экологического мониторинга представляются в течение года в соответствии с минимальным перечнем контролируемых показателей, обязательных при проведении мониторинга геохимического состояния окружающей среды в соответствии со сроками, указанными в таблицах 8 - 12 приложения к настоящему Положению;
- сводные результаты мониторинга механической нарушенности ландшафтов (предоставляется 1 раз в 3 года) по форме в соответствии с таблицей 14 приложения к настоящему Положению;
- электронная карта-схема оценки состояния окружающей среды М 1:50000 в соответствии с таблицами 16, 17 приложения к настоящему Положению (представляется ежегодно в составе итогового отчета);
- электронная карта антропогенных воздействий и механических трансформаций в соответствии с таблицей 16 приложения к настоящему Положению, М 1:50 000 (представляется по итогам первого года наблюдений и далее в соответствии с Программой работ, но не реже, чем 1 раз в 3 года);
- показатели природоохранной деятельности по форме в соответствии с таблицей 4 приложения к настоящему Положению.
9.4. Передача информации для включения в ИАС "ТСЭМ ЯНАО" осуществляется посредством удаленного заполнения отчетных аналитических форм и представления для загрузки цифровых графических материалов.
9.5. Отдельные операции по включению информации в состав ИАС "ТСМ ЯНАО" определяются соответствующим Руководством пользователя.
9.6. Данные наблюдений, а также материалы целевой ведомственной или комплексной обработки передаются субъектам ИАС "ТСЭМ ЯНАО", государственным органам власти Российской Федерации и автономного округа, иным заинтересованным организациям в порядке, определенном действующим законодательством в сфере использования и защиты информации.
X. Контроль объективности получаемых результатов локального экологического мониторинга
10.1. Контроль объективности получаемых результатов локального экологического мониторинга выполняется департаментом по следующим направлениям:
10.1.1. Ежегодные выборочные проверки отчетной информации, в том числе:
- проверка наличия необходимой разрешительной документации у привлекаемых к выполнению наблюдений специализированных организаций;
- проверка соответствия области аккредитации проводимым наблюдениям у привлекаемых лабораторий;
- изучение фотодокументов, подтверждающих проведение отбора проб в установленных местах и его соответствие установленным нормативным требованиям.
10.1.2. Выборочный контрольный отбор и анализ проб на лицензионных участках.
10.2. В случае выявления значительных расхождений результатов локального мониторинга по требованию департамента могут быть назначены повторный отбор и анализ проб за счет недропользователя с участием представителей департамента.
10.3. В случае выявления значительных нарушений при проведении наблюдений их результаты считаются недействительными.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 июля 2016 г. N 663-П настоящее приложение дополнено разделом X-1
X-1. Порядок информационного взаимодействия между департаментом и недропользователями, являющимися участниками территориальной системы наблюдений за состоянием окружающей среды автономного округа
10-1.1. Информационное взаимодействие - обмен информацией и документами (в том числе в электронном виде), находящимися в распоряжении между участниками системы локального экологического мониторинга, организуемый в соответствии с настоящим разделом, а также отдельными соглашениями, заключаемыми между участниками системы.
10-1.2. Средства технического обеспечения информационного взаимодействия включают в себя:
- ИАС "ТСЭМ ЯНАО", электронный адрес - http://dprr-monitor.yanao.ru:8081/sibgeo/;
- Официальный сайт органов власти автономного округа, раздел "Экология", подраздел "Экологический мониторинг" электронный адрес - http://правительство.янао.рф/region/ecology/environmental_monitoring/#bc;
- бумажный и электронный документооборот, организуемый в соответствии с законодательством автономного округа и регламентами участников системы локального экологического мониторинга.
10-1.3. Пользователями ИАС "ТСЭМ ЯНАО" являются:
- исполнительный орган государственной власти автономного округа, уполномоченный на создание, использование, эксплуатацию и развитие ИАС "ТСЭМ ЯНАО" (департамент);
- специализированная организация (специализированные организации), осуществляющая (осуществляющие) техническое сопровождение информационного взаимодействия и развитие структуры ИАС "ТСЭМ ЯНАО" в соответствии с государственным заданием департамента (оператор ИАС "ТСЭМ ЯНАО");
- недропользователи, участники системы локального экологического мониторинга (недропользователи);
- специализированная организация (специализированные организации), осуществляющая (осуществляющие) загрузку данных локального экологического мониторинга в ИАС "ТСЭМ ЯНАО", привлекаемая (привлекаемые) недропользователями.
10-1.4. Использование ИАС "ТСЭМ ЯНАО" - это использование информационных систем и ресурсов в составе ИАС "ТСЭМ ЯНАО" для выполнения функций, закрепленных за недропользователями и департаментом в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
10-1.5. Техническое сопровождение информационного взаимодействия - обеспечение устойчивого функционирования, необходимого уровня доступа и защищенности ИАС "ТСЭМ ЯНАО".
10-1.6. Функциями департамента являются:
- осуществление координации и контроля действий оператора ИАС "ТСЭМ ЯНАО" в сфере технического обеспечения информационного взаимодействия;
- осуществление координации и контроля действий недропользователей в сфере информационного взаимодействия в рамках системы локального экологического мониторинга;
- обеспечение реализации предложений пользователей ИАС "ТСЭМ ЯНАО" по развитию ИАС "ТСЭМ ЯНАО";
- обеспечение сохранности и конфиденциальности информации, содержащейся в ИАС "ТСЭМ ЯНАО" в соответствии с федеральным законодательством или отдельно заключенными соглашениями с недропользователями;
- организация (по мере необходимости) семинаров и курсов по вопросам организации работ в рамках системы локального экологического мониторинга и ИАС "ТСЭМ ЯНАО";
- информирование недропользователей о выявленных на территории лицензионных участков экологических угрозах и рисках;
- информирование недропользователей об операторе ИАС "ТСЭМ ЯНАО".
10-1.7. Функциями оператора ИАС "ТСЭМ ЯНАО" являются:
- техническое обеспечение информационного взаимодействия за счет повышения надежности, скорости и безопасности информационного взаимодействия при эксплуатации ИАС "ТСЭМ ЯНАО";
- ведение реестра недропользователей, в том числе обеспечение единого персонифицированного доступа к информационным ресурсам ИАС "ТСЭМ ЯНАО" в соответствии с ее структурой;
- определение соответствия информационных ресурсов пользователей ИАС "ТСЭМ ЯНАО" необходимым техническим требованиям;
- оказание консультативной, методической и технической помощи Недропользователей по вопросам доступа и работы с ИАС "ТСЭМ ЯНАО";
- оповещение пользователей об изменениях в ИАС "ТСЭМ ЯНАО";
- информирование департамента о выявленных случаях недостоверности информации, содержащейся в ИАС "ТСЭМ ЯНАО", переданной другими участниками информационного взаимодействия;
- разработка и обновление технической и методической документации по использованию ИАС "ТСЭМ ЯНАО";
- подготовка предложений по техническому, программному и аналитическому развитию ИАС "ТСЭМ ЯНАО" для департамента.
10-1.8. Функциями недропользователей являются:
- включение (загрузка) в ИАС "ТСЭМ ЯНАО" информационно-аналитических материалов в соответствии с пунктом 9.2 Положения, а также информации в соответствии с пунктом 9.3 Положения;
- обеспечение достоверности и объективности передаваемых результатов локального экологического мониторинга;
- информирование оператора ИАС "ТСЭМ ЯНАО" о сбоях и нарушениях в работе ИАС "ТСЭМ ЯНАО", которые могут повлечь невозможность ее использования;
- использование информационных ресурсов ИАС "ТСЭМ ЯНАО" для выполнения природоохранных обязанностей и функций, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством автономного округа;
10-1.9. Правами недропользователей являются:
- получение необходимой консультативной, методической и технической помощи по вопросам доступа и работы с ИАС "ТСЭМ ЯНАО";
- внесение предложений
по усовершенствованию механизмов работы ИАС "ТСЭМ ЯНАО".
10-1.10. Пользователям ИАС "ТСЭМ ЯНАО" запрещается:
- использовать ИАС "ТСЭМ ЯНАО" в модифицированном или исходном видах для тиражирования или размножения на бумажном или электронном носителе для целей, не предусмотренных настоящим Положением;
- создавать и использовать в коммерческих целях продукцию, изготовленную с использованием информационных ресурсов ИАС "ТСЭМ ЯНАО";
- использовать ИАС "ТСЭМ ЯНАО" в целях, не предусмотренных настоящим Положением.
10-1.11. Предметом информационного взаимодействия в рамках системы локального экологического мониторинга являются информационные материалы, информационно-аналитические материалы, первоначально представляемая информация, а также регулярная информация за отчетный год.
10-1.12. Состав информационных материалов, предоставляемых департаментом в адрес недропользователей, включает в себя:
10-1.12.1. сведения общего характера:
- обобщенные сведения о состоянии окружающей среды автономного округа, выявляемых экологических проблемах, угрозах и рисках освоения лицензионных участков на территории автономного округа, прогноз изменения экологической ситуации и пр.;
- рекомендации по организации и проведению наблюдений, осуществляемых в рамках локального экологического мониторинга на территории автономного округа;
- рекомендации по проведению оценки состояния и уровня загрязненности окружающей среды с учетом природно-климатических и антропогенных особенностей различных участков территорий автономного округа;
10-1.12.2. сведения индивидуального характера (при необходимости принятия мер по предотвращению ухудшения экологической ситуации на конкретном лицензионном участке):
- сведения об экологических рисках и угрозах на лицензионном участке, выявленных по результатам анализа отчетной документации;
- рекомендации по снижению (нивелированию) выявленных экологических рисков и угроз и предотвращению опасных экологических последствий при освоении лицензионного участка;
- результаты контроля объективности предоставляемых результатов локального экологического мониторинга, в том числе организуемых в случае необходимости, выборочного контрольного отбора и анализа проб на лицензионных участках в соответствии с разделом X настоящего Положения.
10-1.13. Состав информационных материалов (информационно-аналитические материалы, первоначально представляемая информация, а также регулярная информация за отчетный год), предоставляемых недропользователями, определен пунктами 9.2 и 9.3 настоящего Положения.
10-1.14. Доступ к ИАС "ТСЭМ ЯНАО" осуществляется посредством сети Internet по адресу, указанному в пункте 10-1.2. настоящего Положения.
10-1.15. Для недропользователей доступ осуществляется посредством аутентификации через индивидуальные "login" и "пароль" только к персональным разделам по лицензионным участкам, относящимся к сфере деятельности недропользователя.
10-1.16. Перечень конкретных лицензионных участков недропользования определяется соответствующим электронным "Реестром недропользователей" ИАС "ТСЭМ ЯНАО", формируемым на основе сведений лицензионных соглашений.
10-1.17. Перечень прав для работы с персональными разделами указан в "Руководстве пользователя", размещенном на главной странице ИАС "ТСЭМ ЯНАО".
10-1.18. Индивидуальные "login" и "пароль" выдаются недропользователям посредством официального письменного обращения в департамент, в котором указывается способ передачи информации в соответствии с правилами (политикой) конфиденциальности недропользователя.
10-1.19. Смена "пароля" производится только оператором ИАС "ТСЭМ ЯНАО" по письменному обращению недропользователя в департамент в порядке, определенным пунктом 10-1.18 настоящего Положения.
10-1.20. В случае необходимости исключение (добавление) из персональных разделов лицензионных участков и внесение изменений в соответствующий "Реестр недропользователей" осуществляется оператором ИАС "ТСЭМ ЯНАО" по письменному обращению недропользования в департамент с представлением подтверждающих документов.
10-1.21. В случае передачи "login" и "пароль" третьим лицам в целях исполнения своих функций в рамках системы локального экологического мониторинга недропользователи обязаны:
- письменно уведомить департамент о возложении функций по работе с ИАС "ТСЭМ ЯНАО" на третью организацию, с указанием основания (договор, соглашение и т.д.), наименования организации и срока ее полномочий;
- принять меры по обеспечению контроля сохранения и соответствия техническим требованиям имеющейся и передаваемой в ИАС "ТСЭМ ЯНАО" информации.
10-1.22. Передача "login" и "пароль" третьим лицам в целях, не связанных с исполнением функций в рамках системы локального экологического мониторинга, запрещена.
10-1.23. Информационно-аналитические материалы, указанные в пункте 9.2 настоящего Положения, направляются на рассмотрение в департамент следующими способами:
- в распечатанном виде в 1 экземпляре с сопроводительным письмом (по почте или лично);
- путем размещения электронной версии документов в ИАС "ТСЭМ ЯНАО" в персональном разделе соответствующего лицензионного участка и направления на адрес департамента сопроводительного письма.
10-1.24. Размещение электронной версии документов осуществляется в соответствии с "Руководством пользователя" в ИАС "ТСЭМ ЯНАО".
10-1.25. Для хранения документов в персональном разделе создаются отдельные папки с соответствующими названиями:
- "Программа локального экологического мониторинга _________________
____________________________________________________________________ __
(указывается место проведения локального экологического мониторинга, период срока действия программы)
____________________________________________________________________ _";
- "Итоговый отчет о результатах локального экологического мониторинга за
____________________________________________________________________ _".
(указывается отчетный год, место проведения локального мониторинга)
10-1.26. В случае размещения электронной версии документов все файлы и папки, входящие в их состав, должны быть поименованы для их удобной идентификации. К перечню файлов должен быть приложен скан-образ титульного листа, содержащий все необходимые подписи и согласования.
10-1.27. Рассмотрение направленных документов проводится в срок не более 30 календарных дней с момента получения сопроводительного письма.
10-1.28. По итогам рассмотрения программы недропользователю направляется официальное письмо о ее согласовании или отказе в согласовании с указанием перечня замечаний, подлежащих устранению.
10-1.29. По итогам рассмотрения итогового отчета о результатах локального экологического мониторинга недропользователю направляется официальное письмо о приемке для использования в работе департамента либо о необходимости его доработки в случае несоответствия требованиям настоящего Положения. При необходимости указывается перечень замечаний и предложений по совершенствованию системы локального экологического мониторинга в границах лицензионного участка.
10-1.30. Откорректированные по замечаниям и согласованные документы должны быть повторно направлены в департамент или загружены в ИАС "ТСЭМ ЯНАО" с заменой предыдущих версий.
10-1.31. Загрузка первоначально представляемой информации и регулярной информации за отчетный год производится недропользователями самостоятельно в соответствии с "Руководством пользователя" в ИАС "ТСЭМ ЯНАО" и инструкциями в двух видах:
- загрузка заполненных универсальных форм в формате Excel в архив персональных разделов лицензионных участков;
- импорт данных в "хранилище данных" ИАС "ТСЭМ ЯНАО" для последующей обработки и анализа.
10-1.32. Первоначально представляемая информация подлежит загрузке в ИАС "ТСЭМ ЯНАО" один раз только после согласования департаментом программы.
10-1.33. Регулярная информация за отчетный год подлежит загрузке в ИАС "ТСЭМ ЯНАО" только после проверки департаментом соответствующего ежегодного итогового отчета.
10-1.34. При необходимости или по усмотрению недропользователя могут быть включены в состав архивных данных и иные отчетные материалы, подтверждающие объективность полученных результатов локального экологического мониторинга (сканы актов отбора проб, протоколы количественного химического анализа, необходимые фотоматериалы и т.п.).
10-1.35. По завершению операций по загрузке сведений в ИАС "ТСЭМ ЯНАО" недропользователь направляет соответствующее письменное уведомление в адрес департамента.
10-1.36. После завершения операции "импорта" данных в "Хранилище данных" ИАС "ТСЭМ ЯНАО" права на их дальнейшее изменение со стороны недропользователя отсутствуют.
10-1.37. Последующие операции по изменению результатов в "Хранилище данных" могут быть осуществлены только оператором ИАС "ТСЭМ ЯНАО" по соответствующему письменному обращению недропользователя в департамент.
10-1.38. По итогам рассмотрения первоначально представляемой информации и регулярной информации за отчетный год о результатах локального экологического мониторинга недропользователю направляется официальное письмо об успешной передаче информации в ИАС "ТСЭМ ЯНАО" либо о необходимости ее дозагрузки (доработки информации).
10-1.39. Контроль использования ИАС "ТСЭМ ЯНАО" осуществляется департаментом путем проверки фактов загрузки сведений, предусмотренных настоящим Положением.
10-1.40. Проверка объективности и соответствия техническим требованиям загружаемых сведений осуществляется оператором ИАС "ТСЭМ ЯНАО" в период одного календарного года после их загрузки, с представлением информации о выявленных несоответствиях в департамент.
XI. Заключительное положение
11.1. Требования настоящего Положения распространяются на действия недропользователей при организации оценки фонового состояния или исходной загрязненности лицензионных участков.
<< Назад |
Приложение >> Приложение |
|
Содержание Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 февраля 2013 г. N 56-П "О территориальной системе наблюдения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.