Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск
Одним из условий достижения стратегических целей социально-экономического развития муниципального образования является эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами путем повышения качества управления ими.
В соответствии с бюджетной политикой, осуществляемой в Российской Федерации, в муниципальном образовании внедряются основные подходы к организации бюджетного процесса, различные инструменты, обеспечивающие реализацию бюджетных реформ.
Основными результатами реализации бюджетных реформ в муниципальном образовании стали:
- переход от годового к среднесрочному финансовому планированию на очередной финансовый год и на плановый период;
- принятие и опубликование нормативных правовых актов, необходимых для организации бюджетного процесса и реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ);
- четкое определение статуса и полномочий участников и неучастников бюджетного процесса;
- ведение реестра расходных обязательств в целях оценки объема бюджета действующих расходных обязательств в ходе осуществления среднесрочного финансового планирования;
- организация бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- переход к планированию расходов бюджета муниципального образования на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в рамках муниципальных заданий, сформированных на основе нормативных затрат на оказание соответствующих услуг;
- поэтапное внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат (докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, муниципальных долгосрочных целевых программ, ведомственных целевых программ, муниципальных заданий);
- развитие и усовершенствование системы муниципального казначейства, обеспечивающей кассовое обслуживание бюджета муниципального образования, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств муниципального образования, управление единым счетом бюджета, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности;
- разработка методики прогнозирования налоговых и неналоговых доходов, в целях повышения качества планирования доходной части бюджета;
- разработка плана мероприятий по увеличению доходов бюджета муниципального образования город Ноябрьск;
- автоматизация бюджетного процесса муниципального образования город Ноябрьск;
- обеспечение прозрачности бюджетной системы и публичности бюджетного процесса в муниципальном образовании город Ноябрьск;
- разработка и реализация системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления.
В 2010 - 2012 годах бюджетный процесс в муниципальном образовании совершенствовался в рамках Программы Администрации города Ноябрьска по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Ноябрьск на 2011 - 2012 годы, утвержденной постановлением Администрации города Ноябрьска от 22.04.2011 N П-466.
По большинству направлений ее реализации были достигнуты существенные результаты.
Важным этапом повышения эффективности бюджетных расходов является реализация положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, который стал основополагающим документом для установления правового статуса муниципальных учреждений в форме казенных, бюджетных или автономных.
В целях реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ в муниципальном образовании были разработаны и приняты 7 постановлений Администрации города Ноябрьска, 7 приказов департамента финансов, обеспечивших комплексное регулирование вопросов финансового обеспечения и осуществление контроля за деятельностью муниципальных учреждений.
Реализация данных мероприятий создает необходимые условия для повышения эффективности и открытости управления муниципальными финансами.
В то же время, несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативно-правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления общественными финансами еще не завершен.
Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требует дальнейшего развития и совершенствования.
Остается нерешенным ряд задач. Не удалось на практике применить ряд законодательно введенных норм, принципов, механизмов и урегулировать многие методические вопросы.
Как следствие, в сфере управления муниципальными финансами города сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем, а именно:
- стратегическое социально-экономическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием в муниципальном образовании;
- сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов местного самоуправления и муниципальных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов в своей деятельности в целом;
- отсутствуют действенные методики оценки эффективности использования финансовых ресурсов;
- доходная база бюджета города остается нестабильной;
- формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
- на низком уровне проводится конкурсное распределение принимаемых расходных обязательств при формировании проекта бюджета муниципального образования город Ноябрьск;
- отсутствует глубокий всесторонний анализ сложившейся практики применения муниципальных заданий в целях дальнейшего совершенствования данного механизма.
Решение проблемных вопросов возможно при принятии верных и своевременных мер в области экономики и финансов.
Изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ, дают необходимые правовые основания для усиления программной ориентированности бюджета и повышения направленности бюджетного процесса на достижение поставленных целей и задач социально-экономического развития города.
В июле 2013 года принят Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который нацелен на развитие системы государственного и муниципального финансового контроля, необходимой для повышения качества управления общественными финансами.
Основные задачи на новый бюджетный цикл озвучены Президентом Российской Федерации 13 июня 2013 года в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, среди них:
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств.
2. Оптимизация структуры расходов бюджета.
3. Развитие программно-целевых методов управления, в частности муниципальных программ.
4. Создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры, таких как механизмы государственно-частного партнерства.
5. Переход к формированию муниципального задания на оказание услуг на основе единого перечня услуг и единых нормативов их финансирования.
6. Совершенствование межбюджетных отношений.
7. Повышение прозрачности бюджета и бюджетного процесса.
В соответствии с Положением о департаменте финансов Администрации города Ноябрьска, утвержденным постановлением Администрации города Ноябрьска от 18.04.2012 N П-449, полномочиями по решению задач, предусмотренных муниципальной программой "Управление муниципальными финансами муниципального образования город Ноябрьск на 2014 - 2016 годы" (далее - муниципальная программа) наделен департамент финансов, являющийся разработчиком муниципальной программы и ответственным за ее реализацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.