Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск
Настоящая подпрограмма разработана в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях", от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", от 05.04.2010 N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Администрации города от 11.09.2013 N П-1168 "Об утверждении Порядка разработки, реализации оценки эффективности и корректировки муниципальных программ муниципального образования город Ноябрьск", на основании Устава муниципального образования город Ноябрьск и направлена на развитие в городе Ноябрьске институтов гражданского общества, создание правовых, экономических и организационных условий для активизации гражданских и общественных инициатив.
Политические и экономические изменения на фоне интенсивного развития демократических институтов в стране способствуют более тесному взаимодействию органов местного самоуправления с институтами гражданского общества, вовлечению их в реализацию социальной политики и деятельность по сохранению стабильных экономических, социальных и этноконфессиальных отношений.
Современные тенденции развития общества привели к возникновению новых понятий, к числу которых относятся некоммерческие организации, которые именуются "третьим сектором", подразумевая, что иные секторы представлены государством и коммерческими структурами.
Некоммерческие организации, общественные объединения создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Одна из основополагающих проблем местного самоуправления, которая выходит на передний план и требует предметного решения, - повышение социальной роли личности, реальное участие граждан, их объединений в управлении делами города. К тому же важным аспектом модернизации общества является государственная и муниципальная политика по поддержке некоммерческих организаций.
В настоящее время на территории города Ноябрьска зарегистрированы 139 некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений. В их число входят 13 религиозных организаций, 7 национально-культурных автономий, 3 ветеранские организации, 15 профсоюзных объединений и организаций, 1 молодежное общественное объединение, 2 женских общественных объединения, 3 общественных объединения инвалидов, 30 спортивных организаций, 15 благотворительных фондов и некоммерческих партнерств, 7 автономных некоммерческих организаций, а также другие общественные объединения. При этом на территории муниципального образования город Ноябрьск действуют и незарегистрированные некоммерческие организации, так как не все некоммерческие организации обязаны проходить государственную регистрацию в качестве юридического лица. К примеру, общественные объединения могут быть зарегистрированы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" с правами юридического лица, либо осуществлять деятельность без государственной регистрации. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", религиозные группы, как вид религиозного объединения, осуществляют свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Однако другой вид религиозного объединения - религиозная организация - может быть создан только в качестве юридического лица. Таким образом, некоторые виды некоммерческих организаций могут создаваться решением учредителей и осуществлять свою уставную деятельность без государственной регистрации. Но в этом случае некоммерческая организация не обладает гражданской правоспособностью юридического лица и не выступает субъектом гражданских правоотношений.
В настоящее время около 20 некоммерческих организаций (за исключением религиозных, профсоюзных и спортивных объединений) принимают активное участие в общественной жизни города и осуществляют деятельность по реализации социально значимых проектов. Остальные организации из-за отсутствия материально-технической базы и финансовой поддержки фактически прекратили работу или реализуют свой потенциал далеко не в полной мере.
Особую актуальность сегодня приобретают социально ориентированные некоммерческие организации, так как в документах, регламентирующих их деятельность, можно увидеть основные виды деятельности социальной направленности. Вся деятельность таких организаций, как правило, направлена на защиту нарушенных или ущемлённых прав, а также на социальное улучшение жизни граждан. Они помогают решать ряд муниципальных задач в социальной сфере. Например, правовая защита граждан, социальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья и ветеранов, развитие системы социальной помощи гражданам, проведение мероприятий, направленных на защиту прав и свобод человека, на развитие личности, на организацию досуга. Таким образом, социально ориентированные некоммерческие организации помогают в создании эффективной социальной инфраструктуры города.
В связи с тем, что социально ориентированные некоммерческие организации помогают решить ряд задач, поставленных перед обществом и государством, их деятельность приобретает особую актуальность в настоящее время.
Федеральный закон от 05.04.2010 N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Закон) стал логическим продолжением реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, а также Концепции содействия развитию благотворительности и добровольческой деятельности в Российской Федерации.
Закон предоставил прямые полномочия органам местного самоуправления по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительности и добровольчества. И если раньше указания на желаемые действия органов власти в этом направлении носили рекомендательный характер, то теперь оказание поддержки некоммерческой деятельности - функция, обязательная к исполнению.
Сотрудничество органов местного самоуправления и общественного сектора оправдало себя в таких формах, как "круглые столы", семинары, конференции, форумы, организационно-правовое консультирование, общественные советы, совместная реализация социальных проектов и другие. Все они показали, насколько эффективнее решаются общественные проблемы, когда потенциал негосударственных организаций получает поддержку органов власти и включается в совместную работу.
Однако в процессе создания устойчивых взаимоотношений выявлены некоторые проблемы, решение которых позволило бы повысить эффективность участия некоммерческих организаций в реализации многих стоящих перед органами местного самоуправления задач.
В числе проблем можно выделить такие, как:
- сохранение социально потребительских настроений населения, при котором общественное движение, не получая поддержки органов власти, становится неспособным самостоятельно достигнуть цели, ради которой оно было создано;
- отсутствие устойчивой взаимосвязи между органами местного самоуправления и некоммерческими организациями, что приводит к информационному вакууму между властью и населением;
- бессистемный характер взаимодействия органов власти и некоммерческих организаций, общественных объединений;
- ситуативный характер деятельности многих некоммерческих организаций, общественных объединений;
- низкий уровень партнерства некоммерческих организаций, общественных объединений в достижении совместных интересов и др.
Решение задачи развития некоммерческого сектора и повышения его роли в решении социальных и иных значимых для общества и государства проблем должно состоять из системы мероприятий, включающих в себя:
- осуществление непосредственного взаимодействия с некоммерческим сектором в выявлении и решении различного рода проблем, сохранении стабильности в социально-экономических сферах, в том числе через взаимодействие с некоммерческими организациями в рамках деятельности консультативных органов при Администрации города Ноябрьска и учреждений социальной сферы;
- повышение профессионализма как руководителей и членов общественных объединений, так и представителей органов местного самоуправления, непосредственно взаимодействующих с институтами гражданского общества посредством проведения обучающих семинаров с привлечением специалистов и экспертов;
- осуществление непосредственной поддержки конкретных некоммерческих организаций, общественных объединений, в том числе социально ориентированных в финансовой, имущественной, организационно-методической и консультационной форме;
- информирование населения о деятельности некоммерческих организаций с целью их популяризации и пропаганды.
В соответствии с Положением о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальном образовании город Ноябрьск, утвержденным постановлением Администрации города от 19.06.2012 N П-699, оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям за счет средств местного бюджета осуществляется путем предоставления субсидий.
При наличии на территории муниципального образования город Ноябрьск значительных человеческих ресурсов и достаточно большого количества организаций социальной сферы, накопивших определенный опыт управления этими ресурсами, среди населения необходимо развивать добровольчество. Горожане готовы участвовать в благотворительных инициативах и мероприятиях по благоустройству, обеспечению безопасности населения, в том числе в пожаротушении, в ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.п. Исходя из имеющегося опыта, наиболее рациональным средством противопожарной защиты является организация добровольной пожарной охраны.
Федеральный закон от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, как социально ориентированного общественного объединения пожарной охраны, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами местного самоуправления и определяет, что финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств поддержки, оказываемой органами местного самоуправления, что входит в объем полномочий Администрации города Ноябрьска.
При реализации подпрограммы планируется ежегодно проводить социологическое исследование по изучению общественного мнения по вопросу развития системы взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций, целью которого будет в том числе выявление наиболее значимых проблем формирования и развития гражданского общества, информации о социальном заказе населения города на решение некоммерческими организациями общественно значимых проблем, об уровне информированности населения о деятельности некоммерческих объединений и степени удовлетворенности населения информационной открытостью органов местного самоуправления.
Анализ полученных результатов позволит формировать рекомендации для некоммерческих организаций по решению общественно значимых проблем, для органов местного самоуправления по реализации в рамках подпрограммы мероприятий с учетом социального заказа населения, по совместной реализации мероприятий, направленных на укрепление и развитие на качественно новом уровне системы взаимодействия Администрации города Ноябрьска и некоммерческого сектора, как субъектов социальной политики, осуществление работы по повышению социальной активности и поддержке гражданской инициативы жителей в реализации приоритетных направлений социально-экономической политики в городе Ноябрьске.
Как показывают социологические исследования, проведенные в 2012 году, характер взаимоотношений власти и НКО говорит о некоторой закрытости власти. Так, 38% опрошенных оценивают характер взаимоотношений органов местного самоуправления и некоммерческих организаций как "сотрудничество, но не без проблем", и только 20% - как "взаимопонимание и сотрудничество". Поэтому предусмотренные в подпрограмме мероприятия направлены в том числе на повышение авторитета органов местного самоуправления.
Реализация данной подпрограммы позволит создать систему многоуровневого партнерства широких слоев населения с органами местного самоуправления и между собой, объединить ресурсы муниципалитета и общества в решении социально значимых проблем, повысить качественный уровень местного самоуправления, развить некоммерческий сектор.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.