В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 N 286 "О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги", приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о независимой системе оценки качества работы образовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Управлению государственного контроля (надзора) в области образования департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа (Бейсова Э.Г.) обеспечить организационное, информационное, нормативно-правовое сопровождение процедур независимой системы оценки качества работы образовательных организаций.
Срок исполнения: постоянно.
3. Государственному казенному учреждению Ямало-Ненецкого автономного округа "Региональный центр оценки качества образования" (Весова Я.А.) обеспечить организационно-техническое сопровождение процедур независимой системы оценки качества работы образовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа.
Срок исполнения: постоянно.
4. Государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа "Региональный институт развития образования" (Тихонов С.Е.) обеспечить научно-методическое и аналитическое сопровождение процедур независимой системы оценки качества работы образовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа.
Срок исполнения: постоянно.
5. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям государственных образовательных организаций, подведомственных департаменту образования автономного округа, довести данный приказ до сведения педагогических коллективов образовательных организаций, специалистов, обеспечивающих сопровождение процедур независимой системы оценки качества работы образовательных организаций.
Срок исполнения: до 20.03.2014 г. 6. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на первого заместителя директора департамента - начальника управления региональной политики в сфере образования департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа Кравец М.В.
Директор департамента |
И.К. Сидорова |
Положение
о независимой системе оценки качества работы образовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа
(утв. приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа
от 21 марта 2014 г. N 454)
I. Общие положения
1.1. Независимая система оценки качества работы образовательных организаций (далее - независимая система оценки качества образования) -оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ. Независимая система оценки качества образования может осуществляться в форме рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур, в том числе, с использованием методологии и результатов международных сопоставительных исследований в области образования.
1.2. Независимая система оценки качества образования проводится департаментом образования Ямало-Ненецкого автономного округа при содействии общественных организаций, профессиональных сообществ, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее - организация, осуществляющая независимую оценку) в рамках полномочий субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, предусмотренных статьей 50 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), в интересах потребителей образовательных услуг, в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы; повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, и реализуемых ими образовательных программ; улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций; сохранения и развития в рамках единого образовательного пространства разнообразия образовательных программ; выявления и распространения подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса.
1.3. Положение о независимой системе оценки качества работы образовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Положение) разработано в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 года N 286 "О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года N 582 "Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации";
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 487 "Об утверждении Плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 - 2015 годы";
Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией";
Письмом Минобрнауки России от 18 июля 2013 года N 08-950 "О направлении рекомендаций учредителям государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций о перечне дополнительной необходимой информации, предоставляемой гражданам - потребителям услуг, о деятельности данных организаций";
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 года N 55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе".
1.4. Настоящее Положение определяет цели, задачи, принципы, объекты, заказчиков, инструменты и порядок проведения независимой системы оценки качества образования, осуществляемой с участием и на основе мнения общественных организаций, профессиональных сообществ, средств массовой информации, организаций, осуществляющих оценку качества образования, его организационную и функциональную структуру.
1.5. Настоящее Положение распространяется на государственные и муниципальные образовательные организации, учредителями которых являются департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа и органы местного самоуправления.
II. Цели, задачи, принципы и порядок проведения независимой системы оценки качества образования
2.1. Целями независимой системы оценки качества образования являются:
определение соответствия предоставляемого образования потребностям потребителей образовательных услуг в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующим индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;
потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
потребностям учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ.
2.2. Задачами независимой системы оценки качества образования являются:
осуществление независимой, объективной внешней оценки качества образования;
привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;
обеспечение открытости и доступности для потребителей информации о качестве работы образовательных организаций;
координация действий ведомств, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;
совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
повышение эффективности, качества и доступности образовательных услуг.
2.3. Принципами проведения независимой оценки качества образования являются:
открытость информации о механизмах и инструментарии независимой системы оценки работы образовательных организаций;
доступность и открытость её результатов в рамках, определенных законодательством Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа;
прозрачность процедур и механизмов оценки качества предоставления образовательных услуг;
исключение дискриминации при принятии управленческих решений;
компетентность системы, обеспечиваемая через привлечение квалифицированных экспертов, использование технологичного и валидного инструментария оценки.
III. Объекты, заказчики, инструменты независимой системы оценки качества образования
3.1. Объектами независимой системы оценки качества образования являются:
образовательные программы, реализуемые образовательными организациями;
условия реализации образовательного процесса, сайты образовательных организаций, сайты муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования и др.;
результаты освоения обучающимися образовательных программ;
деятельность органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в части организации текущего функционирования и развития образования.
3.2. Инструменты независимой системы оценки качества образования. Для определения уровня результатов освоения образовательных
программ организациями, осуществляющими независимую оценку, разрабатываются стандартизированные измерительные материалы (тесты, оценочные задания, др.).
В качестве основы для разработки измерительных материалов используются:
требования соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения образовательных программ;
измерительные материалы международных и федеральных сопоставительных исследований результатов образования; требования заказчика.
Для построения рейтингов (рэнкингов) по различным основаниям, в интересах различных групп потребителей образовательных услуг, организации, осуществляющие независимую оценку, используют открытые данные, публичные доклады региональных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных организаций (при согласовании с образовательной организацией).
3.2.1. Рейтинг в сфере образования Ямало-Ненецкого автономного округа - это процедура независимой системы оценки качества образования, инструмент управления и информирования потребителей образовательных услуг, один из подходов к представлению информации о результатах деятельности образовательных организаций.
Условия, необходимые для обеспечения качества и достоверности осуществляемых в Ямало-Ненецком автономном округе рейтингах:
информация об осуществляемых в Ямало-Ненецком автономном округе процедурах независимой оценки качества образования должна быть размещена в открытом доступе и содержать: описание методов и индикаторов, используемых при построении рейтинга образовательных организаций; сведения о баллах и весах для каждого отдельного индикатора, используемых для расчета итогового/комплексного индикатора; анализ и интерпретацию полученных в ходе оценочных процедур результатов;
при формировании системы рейтингов необходимо учитывать специфику характеристик и факторов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг (территориальное расположение, направленность образовательных программ, особенности контингента обучающихся), использовать кластерный подход;
все информационные источники, используемые для осуществления рейтинга, должны быть открытыми, а также предусматривать возможность уточнения и/или проверки представляемых данных (отчетные данные ведомственной статистики, базы данных, результаты внешних оценочных процедур, мнения школьников, учителей и родителей, и т.п.);
результаты рейтинга должны быть направлены на удовлетворение запросов целевой аудитории (участников получения, предоставления образовательной услуги, заинтересованных организаций, ведомств) и представлены в открытом доступе в сети Интернет;
рейтинг, представленный в открытом доступе, должен содержать механизмы обратной связи, по которым отдельные пользователи или образовательные организации, включенные в рейтинг, могут получить разъяснения о применяемой методологии, направить свои комментарии.
3.2.2. Публичные доклады и другие открытые данные.
Данные независимой системы оценки качества образования публикуются образовательными организациями в публичном докладе, обсуждаются с участием представителей органов государственно-общественного управления образованием, СМИ, общественных объединений.
Параметры представления информации в публичных докладах уточняются в соответствии с ожиданиями и запросами граждан-потребителей
образовательных услуг, представителей заинтересованных структур (бизнес, общественные объединения, профессиональные объединения и ассоциации).
Публичные доклады размещаются на официальных сайтах образовательных организаций, муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, с целью обеспечения открытости и доступности информации о системе образования.
Данные официального статистического учета, другие сведения, характеризующие условия и процесс образовательной деятельности в образовательной организации, размещаются в автоматизированных информационно-образовательных системах "Сетевой город. Образование" и "Сетевой регион. Образование", доступ к ним возможен через сеть Интернет.
Размещенные в открытом доступе данные о деятельности образовательных организаций используются в процедурах независимой оценки качества образования при условии согласования участия самой организации в данных процедурах.
IV. Полномочия в структуре независимой системы оценки качества образования
4.1. Участниками независимой системы оценки качества образования являются:
1) Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:
содействуют созданию условий для формирования и развития в Ямало-Ненецком автономном округе независимых организаций, обеспечивающих проведение объективных, независимых оценочных процедур в отношении результатов и качества образования;
формируют перечень подведомственных образовательных организаций для проведения независимой системы оценки качества работы образовательных организаций;
определяют организацию для осуществления процедуры независимой оценки качества образования, для разработки методики и инструментария оценки, в том числе рейтингов подведомственных образовательных организаций;
осуществляют мониторинг информационной открытости образовательных организаций или рекомендуют его проведение негосударственным организациям с целью стимулирования через публикацию его результатов выполнения соответствующей нормы Федерального закона;
согласовывают с Общественным советом при департаменте образования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Общественный совет) инициативу по проведению независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) образовательных организаций,
совместно формируют заказ организациям, осуществляющим процедуры независимой оценки качества образования, обеспечивая открытость этапов обсуждения и согласования заказа;
вносят на рассмотрение Общественного совета предложения по планам мероприятий, направленных на проведение независимой системы оценки качества образования, в том числе рейтингов, на муниципальном, региональном уровнях, по содержанию технического задания на разработку методики оценки, в том числе рейтингов;
развивают региональные и муниципальные центры оценки качества образования;
обеспечивают подготовку и размещение в открытом доступе на официальных электронных ресурсах в сети Интернет информации по показателям деятельности региональных, муниципальных систем образования, публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием, информацию, содержащую описание результатов независимой оценки качества образования;
способствуют проведению рейтингов для образовательных организаций, содействуют их многообразию и учету их результатов при поведении региональных, муниципальных оценочных процедур, проводимых в рамках мониторинга в сфере образования, региональной и муниципальных систем оценки качества образования;
координируют деятельность по созданию условий для обеспечения информационной открытости государственных (муниципальных) образовательных организаций;
формируют и размещают открытый список организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, физических лиц - экспертов регионального, муниципального уровней на информационных сайтах;
обеспечивают открытость при формировании заказа на оценку качества образования при согласовании набора критериев оценки, методологии оценочных процедур;
осуществляют поддержку и оказывают содействие развитию независимых институтов оценки качества образования, взаимодействие с общественными организациями.
2) Образовательные организации:
обеспечивают сбор и размещение на официальных электронных ресурсах образовательных организаций в информационно-коммуникационной сети Интернет информации, предусмотренной пунктом 29 Федерального закона;
по результатам участия в процедурах независимой оценки качества работы образовательной организации согласовывают с органами государственно-общественного управления образовательной организации и утверждают планы мероприятий по улучшению качества работы образовательной организации;
используют результаты независимой оценки качества образования для решения задач, отраженных в основной образовательной программе (программах) образовательной организации, повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
обеспечивают открытость и доступ к всесторонней информации об осуществлении независимой системы оценки качества образования на всех ее этапах;
принимают участие в общероссийских, международных сопоставительных мониторинговых исследованиях, региональных и муниципальных процедурах оценки качества образования.
3) Организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образования:
формируют предложения в перечень показателей деятельности образовательных организаций, предлагаемых для независимой системы оценки качества образования;
формируют предложения по периодичности, механизмам получения информации о качестве образования;
разрабатывают порядок проведения оценочных процедур, контрольно-измерительные материалы, методики и другие инструменты, с помощью которых организуется работа по проведению независимой системы оценки качества образования;
анализируют результаты, полученные в ходе оценочных процедур, по итогам анализа формируют рекомендации по дальнейшему развитию образовательных организаций, муниципальных и региональных образовательных систем;
разрабатывают методологию и проводят рейтингование образовательных организаций, оценочные процедуры;
проводят экспертизу качества образования по заказу Общественного совета, департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления, потребителей образовательных услуг, образовательных организаций, подразделений образовательных организаций по критериям оценки, определенными и согласованными заказчиками независимой системы оценки качества образования;
участвуют в работе Общественного совета для обсуждения общей стратегии развития независимой системы оценки качества образования в регионе, муниципалитете;
участвуют в разработке или разрабатывают электронную среду для организации оценочных процедур с целью повышения эффективности и прозрачности этих процедур;
участвуют (по согласованию) в процедурах государственной аккредитации образовательной деятельности;
готовят аналитические справки, доклады о состоянии образования на основе проведенных оценочных процедур.
4.2. Заказчиками независимой системы оценки качества образования являются:
Для осуществления независимой оценки качества образования: общественные советы, общественные объединения, учредитель образовательной организации формируют заказ на проведение сопоставительных оценочных процедур для определения качества образования совместно с информационными агентствами, организациями, осуществляющими процедуры независимой системы оценки качества образования;
учредитель образовательной организации обращается к организации, осуществляющей процедуры независимой системы оценки качества образования, для включения подведомственной организации в соответствующие программы оценочных процедур (в том числе рейтинги, формы общественно-профессиональной аккредитации, др.);
руководитель образовательной организации обращается к организации, осуществляющей процедуры независимой системы оценки качества образования, а также экспертам в области оценки качества образования с целью независимой оценки качества реализуемых его организацией образовательных программ;
педагогический работник образовательной организации обращается к организации, осуществляющей процедуры независимой системы оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью проведения оценки качества собственной профессиональной деятельности, в том числе при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории;
родители обучающихся обращаются непосредственно в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой системы оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью определения уровня результатов освоения образовательных программ обучающегося, выбранная организация с учетом образовательной программы, осваиваемой обучающимся, разрабатывает и проводит оценочные процедуры, по результатам которых формирует рекомендации родителям обучающегося;
обучающиеся старших классов обращаются в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой системы оценки качества образования, с целью пройти независимое тестирование, анкетирование и иные формы оценки уровня результатов освоения образовательных программ и получить рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план, перспективам получения профессионального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определены цели, задачи, принципы, объекты, заказчиков, инструменты и порядок проведения независимой системы оценки качества образования, осуществляемой с участием и на основе мнения общественных организаций, профессиональных сообществ, средств массовой информации, организаций, осуществляющих оценку качества образования, его организационную и функциональную структуру.
Независимая система оценки качества работы образовательных организаций - оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ. Независимая система оценки качества образования может осуществляться в форме рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур, в том числе, с использованием методологии и результатов международных сопоставительных исследований в области образования.
Приказ Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 марта 2014 г. N 454 "О независимой системе оценки качества работы образовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа"
Текст приказа опубликован на официальном сайте Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа (www.yamaledu.org)