Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению
Администрации г. Салехарда
от 16 июля 2014 г. N 1124-р
Концепция
муниципальной Модели выявления, поддержки и развития одарённых детей
1. Актуальность
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - приоритетная задача в современном образовании. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал муниципального образования, автономного округа и государства в целом.
В Национальной инициативе "Наша новая школа" среди шести основных направлений развития системы образования на втором месте после обновления образовательных стандартов заявлена поддержка талантливых детей. С этой целью необходимо создать как специальную систему поддержки талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых детей.
На совместном заседании президиумов Государственного совета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию 22 апреля 2010 года отмечалась необходимость формирования общенациональной системы поиска и развития талантливых детей и молодёжи. При этом особое внимание было обращено на региональные и муниципальные звенья системы.
Практический опыт показывает, что педагоги в большинстве своем не готовы работать с одарёнными обучающимися: нет методик, нет специальной подготовки, не изучены личностные качества педагога, необходимые для работы с таким контингентом детей.
Разработанная Правительством Российской Федерации Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ 03 апреля 2012 года), определяет базовые принципы построения и основные задачи деятельности органов исполнительной и законодательной власти, системы образования, институтов гражданского общества по данному ключевому направлению.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в статье 77 "Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности" развивается понятийный аппарат, закрепляется государственный характер механизма выявления, поддержки и сопровождения лиц, проявивших выдающиеся способности, и оказания таким лицам содействия в получении образования.
На региональном уровне решения проблемы выявления, поддержки и развития одаренных детей закреплены в статье 18 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 года N 55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе" (получение образования лицами, проявившими выдающиеся способности); Региональной системе выявления, отбора и поддержки одарённых и талантливых детей в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа (приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 октября 2012 года N 2061 "Об утверждении региональной системы выявления, отбора и поддержки одаренных и талантливых детей в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа").
Для целей настоящей Концепция муниципальной Модели выявления, поддержки и развития одарённых детей (далее - Концепции) применяются следующие основные термины и понятия:
Одарённость (= талант) - системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённые (= талантливые) дети - лица в возрасте до 18 лет, выделяющиеся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности, фиксируемыми соответствующими специалистами (педагогами).
Одарённая (= талантливая) молодежь - лица, выделяющиеся яркими, очевидными, иногда выдающимися, фиксируемыми признанными специалистами в соответствующей сфере достижениями, в сфере науки - до 35 лет, в сфере искусства - в возрасте до 30 лет, в сфере спорта - до 21 года.
Способности - сложившийся на тот или иной возрастной период уровень возможностей выполнения личностью разнообразной умственной деятельности (общие способности) или какой-либо специальной деятельности (специальные способности).
Задатки - природные (анатомо-физиологические) предпосылки развития способностей; у подавляющего большинства детей при благоприятных условиях задатки могут развиться в хорошие или даже выдающиеся способности.
Выявление одарённых (= талантливых) детей и молодежи - комплекс реализуемых в системе образования, культуры и спорта педагогических и психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих выявление у детей и молодежи задатков, способностей и одаренности в соответствующих сферах деятельности.
Развитие одарённых (= талантливых) детей и молодежи - комплекс реализуемых в системе образования, культуры и спорта педагогических и психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих дальнейшее развитие у детей и молодежи задатков, способностей, одаренности в различных сферах деятельности с учетом их интеллектуальных и индивидуально-личностных особенностей, ценностных ориентаций и самосознания, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.
Сопровождение одарённых (= талантливых) детей и молодежи - комплекс реализуемых в системе образования, культуры и спорта мероприятий, обеспечивающих преемственность и непрерывность педагогической, психолого-педагогической, социальной работы с одаренным ребенком, молодым человеком при реализации его индивидуальной образовательной траектории и профессиональной карьеры.
Поддержка одарённых (= талантливых) детей и молодежи - комплекс реализуемых на федеральном, региональном и местном уровнях мероприятий, обеспечивающих создание социальных и экономических условий для развития и самореализации одаренного ребенка, молодого человека, достижения им социально значимых результатов.
Педагогические работники - учителя, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, тренеры, наставники и другие лица, осуществляющие педагогическую деятельность.
2. Краткая характеристика социально-экономического потенциала муниципального образования для работы с одарёнными детьми, талантливой молодёжью
Салехард - единственный в мире город на Полярном круге. В 2014 году городу Салехарду исполнится 419 лет. В последние годы обеспечивается гармоничное и эффективное развитие Салехарда, формируются его новые качества как современного окружного административного центра, удобного для жизни и развития населения, а также сохраняются его самобытность и неповторимость. Сейчас Салехард ничуть не уступает финским, шведским и норвежским северным городам, планомерно и целенаправленно превращаясь в настоящий столичный город.
В настоящее время муниципальную систему образования города Салехарда составляют 31 муниципальная образовательная организация: 20 муниципальных дошкольных образовательных организаций, 5 общеобразовательных школ, 1 школа с углубленным изучением отдельных предметов, 1 гимназия, 4 муниципальных организации дополнительного образования.
Количество учащихся в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - МОО) - 5961 человек.
Количество воспитанников в муниципальных дошкольных образовательных организациях (далее - МДОО) - 3032 человека.
В муниципальных организациях дополнительного образования (далее - МОДО) занимаются 4252 обучающихся.
Дополнительное образование также предоставляется детям в общеобразовательных организациях (1809 человек), дошкольных образовательных организациях (1729 человек).
Развивать свои способности и склонности, реализовывать творческий потенциал, заниматься спортом дети и подростки города Салехарда также могут в муниципальных учреждениях культуры и спорта:
МКОУ ДОД "Детская юношеская спортивная школа";
МАОУ ДОД "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва";
МАУК "Центр культуры и спорта "Геолог";
МАУК "Культурно-досуговый центр "Наследие";
МАУ "Салехардский центр молодежи";
МАОУ ДОД "Детская школа искусств";
в учреждениях окружного подчинения:
ГАОУ ЯНАО "Ледовый дворец";
ГАОУ ДОД Ямало-Ненецкая окружная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва "Полярная шахматная школа им. Анатолия Карпова";
ГАОУ ДОД Ямало-Ненецкая окружная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;
ГАОУ ДОД Ямало-Ненецкая окружная детско-юношеская спортивная школа по национальным видам спорта;
ГАУК ЯНАО "Окружной центр национальных культур".
В Салехарде накоплен большой опыт работы с одарёнными детьми. На решение задачи создания системы выявления, поддержки и развития одаренных детей направлена подпрограмма "Организация и проведение мероприятий в системе образования города Салехарда" муниципальной программы муниципального образования город Салехард "Развитие образования" на 2014 - 2016 годы", утвержденная постановлением Администрации города Салехарда от 20 декабря 2013 года N 613.
Мероприятия подпрограммы ориентированы на механизм поиска и поддержки талантливых детей на муниципальном уровне, включают в себя совершенствование олимпиадного движения, обеспечение участия во всероссийской олимпиаде школьников, организацию профильных лагерей, осуществление мер адресной поддержки, формирование банка данных одаренных детей. Одним из результатов реализации приоритетного национального проекта "Образование" в муниципальном образовании является увеличение участия талантливых детей в различных конкурсах и хорошая результативность выступлений обучающихся-салехардцев на российских и международных предметных олимпиадах и интеллектуальных состязаниях.
Вместе с тем, проведенный анализ позволил выявить проблемы:
отсутствие системности в работе с талантливыми детьми на уровне муниципального образования, образовательной организации;
отсутствие концепции по работе с одарёнными детьми, не определены ведущие направления в этой деятельности;
разрозненность информационных баз сопровождения работы с талантливыми школьниками в муниципальном образовании и регионе;
низкий уровень организации межведомственной и внутриотраслевой интеграции и координации в работе с талантливыми детьми;
доминирование массовых мероприятий, носящих разовый, либо бессистемный характер;
непроработанность механизмов взаимодействия и взаимосвязи на уровнях регион - муниципалитет - образовательная организация, что не обеспечивает непрерывное сопровождение талантливого ребёнка в социуме;
отсутствие системы в подготовке (переподготовке, повышении квалификации) педагогических и управленческих кадров к организации процесса выявления и сопровождения развития талантливых школьников;
низкий уровень организации работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) в вопросах поддержки и сопровождения одарённых детей;
неразработанность системы диагностических процедур и методов, направленных на выявление талантливых детей муниципального образования на различных уровнях, отсутствие мониторинга их продвижения в социуме.
3. Основные принципы, цели, задачи развития работы с одарёнными детьми, талантливой молодёжью в муниципальном образовании
Цель работы с одарёнными обучающимися - обеспечение условий для личностного развития, самореализации и профессионального самоопределения, успешной социализации одарённых детей, привлечения их для работы в городе с целью содействия развитию инновационного потенциала окружной столицы; дальнейшее совершенствование муниципальной системы выявления, развития и адресной поддержки одарённых детей.
Задачи, обеспечивающие достижение цели, ориентированы на совершенствование каждого элемента системы работы с одаренными детьми.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Отработать механизм межведомственного взаимодействия и координации работы организаций системы образования с одарёнными детьми на территории города Салехарда.
2. Оптимизировать процесс управления взаимодействием между образовательными организациями по созданию новых условий для развития одарённых детей.
3. Создать единое правовое, научно-методическое и информационное пространство по работе с одарёнными детьми.
4. Сохранить и развить сеть организаций и учреждений, специализирующихся на работе с одарёнными детьми.
5. Создать систему непрерывного социально-педагогического сопровождения одарённых детей.
6. Обеспечить участие одаренных обучающихся города в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях, соревнованиях, направленных на выявление юных дарований и расширение возможностей для их самореализации и совершенствования способностей.
7. Развивать систему выявления талантливых обучающихся и их привлечения к участию в мероприятиях ведомственных и целевых программ.
8. Создать необходимые условия для повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, становления личности и развития природных задатков детей.
9. Разработать и внедрить на территории города Салехарда систему обязательного повышения профессиональной компетенции педагогических работников (методистов, педагогов, педагогов-психологов, воспитателей), а также работников альтернативных организационных форм дошкольного образования детей раннего возраста по вопросам ранней детской одарённости.
10. Создать условия для формирования профессиональных сообществ педагогов, специалистов и др., обладающих необходимыми личностными и профессиональными качествами.
11. Совершенствовать систему информационного обеспечения процесса выявления, поддержки и развития одарённых детей и талантливой молодежи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
12. Привлекать научные организации, образовательные организации высшего профессионального образования, общественные организации, бизнес-сообщества для выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодежи.
13. Продолжать развивать меры социальной поддержки одарённых детей.
14. Предусмотреть систему "социальных лифтов" для одарённых детей.
Деятельность с одарёнными детьми строится на основе методологических подходов: системно-деятельностном, диалектическом, гуманистическом, компетентностном.
При организации работы с одарёнными детьми необходимо опираться на следующие принципы:
доступность условий и услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одарённостей для всех детей независимо от территории проживания, социального положения и состояния здоровья;
личностная ориентация образовательных услуг, способствующих максимальному раскрытию и развитию личностного потенциала одарённых детей;
многоуровневость и многофункциональность профессионально организуемой деятельности, обеспечивающей включенность в нее каждого ребенка с целью выявления его задатков и создания необходимых условий для их развития;
открытость и информированность образовательного сообщества о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях;
адекватность предоставляемых образовательных услуг уровню развития способностей детей, непрерывность и преемственность в их психолого-педагогическом сопровождении.
В обучении одарённых детей применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация.
Два последних подхода являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одарённых детей.
На основе имеющегося состояния дел по работе с одарёнными детьми и талантливой молодёжью, а также изучения теоретических подходов к данной проблеме были определены следующие основные идеи:
1. Рассмотрение системы образования, культуры и спорта муниципального образования как образовательной среды, способствующей полноценному развитию личности ребёнка и обеспечивающей возможности для его самоопределения и самореализации, раскрытия индивидуальных способностей и дарований, создающей условия для достижения жизненного успеха.
2. Рассмотрение личностного развития как основополагающей цели обучения и воспитания одарённых детей, при этом, отбор целей, содержания и форм работы с одарёнными детьми должен производиться на основе принципов индивидуализации и дифференциации, позволяющих полно учитывать индивидуальные и типологические особенности обучающихся.
3. Обеспечение непрерывности развития одарённого ребёнка в соответствии с его образовательными потребностями на уровне всех ведомств социальной сферы муниципального образования.
4. Согласование терминологического аппарата с целью определения с какими именно видами одарённости или таланта предстоит работа, с какими категориями детей будет вестись работа и на каком уровне.
5. Обеспечение взаимодействия субъектов образовательного пространства города с целью координации их деятельности, интеграции их усилий, обеспечения системности в работе с одарёнными детьми, интеграции ресурсов и оптимизации процесса управления.
6. Создание координируемой системы ресурсного (нормативно-правового, информационного, кадрового, научно-методического, материально-технического) обеспечения процесса сопровождения одарённых детей в рамках муниципального образовательного пространства. Определение важнейшим компонентом образовательной среды информационного пространства, что позволит одарённому ребенку осуществить выбор вида деятельности, ее содержания, способа своего участия в ней.
7. Рассмотрение комплекса условий и средств развития одарённого ребенка как многоуровневой системы, включающей в себя следующие взаимосвязанные уровни: региональная, муниципальная, институциональная системы выявления, поддержки и развития одарённых детей, участники образовательных отношений (дети, родители (законные представители), педагоги).
Направления работы с одарёнными и талантливыми детьми в муниципальном образовании город Салехард:
Направление I. Выявление и отслеживание развития одарённых детей:
- мониторинг динамики продвижения одарённого ребенка в социуме;
- организация специальных "площадок поисков и находок" диагностической направленности (с использованием тестов, заданий, вопросов, задач) в очной и дистанционной форме;
- создание городского календаря психолого-педагогического тестирования;
- создание муниципальной базы данных методического и диагностического инструментария для работы с одарёнными детьми;
- организация деятельности консультативно-диагностической службы на базе организаций и учреждений для одарённых детей и их родителей (законных представителей), педагогов.
Направление II. Интеграция деятельности участников образовательных отношений в рамках муниципального образования город Салехард, консолидация педагогических ресурсов, создание условий для работы с одарёнными детьми:
- организация межведомственного взаимодействия как сферы социального партнёрства в работе с одарёнными детьми;
- деятельность муниципального координационного совета по работе с одарёнными детьми;
- наделение отделов или отдельных специалистов отделов департамента образования, управления по физической культуре и спорту, управления культуры и молодежной политики, заместителей директоров образовательных организаций, учреждений культуры и спорта полномочиями по координации работы с одарёнными детьми;
- деятельность сети образовательных организаций для одарённых детей и детей, способных и мотивированных к получению качественного образования;
- использование дифференциации и индивидуализации обучения одарённых обучающихся (дифференцированные задания; индивидуальные образовательные маршруты, программы, учебные планы);
- реализация дополнительных общеобразовательных программ для одарённых детей;
- создание условий для деятельности экспериментальных, инновационных, стажировочных площадок по работе с одарёнными детьми.
Направление III. Непрерывное социально-психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в рамках муниципального образования город Салехард:
- разработка и проведение комплекса мероприятий с целью обеспечения преемственности в сопровождении и развитии одарённого ребёнка в системе МДОО-МОО-МОДО на муниципальном уровне;
- создание условий для проявления способностей, одарённости, таланта (детских объединений, форм массовой работы и др.), развитие и поддержка сети учреждений и организаций, работающих с одарёнными детьми;
- создание муниципальной ресурсной базы для осуществления всех вариантов социально-экономической поддержки одарённых детей;
- проведение конкурса проектов, программ социально-психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;
- проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов, работающих с одарёнными детьми.
Направление IV. Подготовка педагогических и руководящих работников для работы с одарёнными детьми:
- организация мастер-классов, тематических семинаров и других форм по распространению опыта сопровождения развития одарённого ребенка;
- создание и распространение электронных пособий с методическими материалами педагогов по работе с одарёнными детьми;
- создание профессионального сообщества педагогов, работающих с одарёнными детьми на основе сетевого взаимодействия;
- создание и систематическое обновление муниципального банка технологий работы с одаренными детьми;
- проведение муниципальной (один раз в два года) научно-практической конференции и ежегодного методологического семинара по проблемам в области педагогики и психологии одарённости;
- привлечение к работе с одарёнными детьми профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования, специалистов в отдельных областях деятельности, творческих людей.
Направление V. Мотивационная поддержка одарённых детей и процесса их сопровождения:
- учреждение муниципальных именных стипендий и грантов одарённым обучающимся;
- многоаспектная профессиональная ориентация одарённых обучающихся;
- участие выпускников общеобразовательных организаций в работе бизнес-инкубаторов, экспедиций, аукционов идей и т.п.;
- деятельность школьно-студенческих инновационных творческих коллективов;
- взаимодействие с образовательными организациями высшего образования по целевому набору одарённых выпускников общеобразовательных организаций;
- развитие договорных отношений школа-вуз-производство по сопровождению одарённых выпускников;
- расширение практики введения стимулирующих надбавок и доплат педагогическим работникам, эффективно и результативно организующим работу с одарёнными детьми.
Направление VI. Информационное обеспечение процесса выявления, поддержки и развития одарённых детей:
- создание базовых муниципальных ресурсных центров на базе образовательных организаций с целью оказания помощи педагогам в выявлении и поддержке одарённых детей, родителям (законным представителям), осуществления взаимодействия с учреждениями и образовательными организациями, координации преемственности в работе с одарёнными детьми;
- модернизация и поддержка единой муниципальной базы данных "Одарённые дети", обеспечение полноты и достаточности информации о каждом одарённом ребенке, а также её открытости и доступности (в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных");
- формирование базы данных опыта творческих педагогов, работающих с одарёнными детьми;
- осуществление информационной поддержки родителей (законных представителей) одарённых обучающихся;
- размещение информации о работе с одарёнными детьми в средствах массовой информации (далее - СМИ), системе Интернет на сайтах МОО, департамента образования, управления по физической культуре и спорту, управления культуры и молодежной политики;
- обеспечение наполнения и доступности банка образовательных ресурсов по работе с одарёнными детьми (подписка, цифровые ресурсы, Интернет-ресурсы и т.д.).
Направление VII. Развитие сети дистанционных олимпиад, Интернет-олимпиад, компетентностных олимпиад, творческих конкурсов и др. мероприятий:
Создание многоуровневой и многофункциональной обогащённой образовательной среды для развития одарённых детей, в которую входит:
- олимпиадное движение, включающее всероссийскую олимпиаду школьников; олимпиады, вошедшие в федеральный перечень; Интернет-олимпиады для школьников;
- спартакиадное движение, включающее Спартакиаду среди муниципальных дошкольных образовательных организаций, Спартакиаду среди школьников города Салехарда, Спартакиаду учащихся ЯНАО, Спартакиаду учащихся России;
- спортивные соревнования, в том числе муниципальные этапы Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские состязания", Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры";
- деятельность научных обществ обучающихся, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество школьников в образовательных организациях различных видов и типов;
- конкурсная деятельность, включающая конкурсы, вошедшие в федеральный перечень; муниципальные, школьные конкурсы интеллектуального, творческого и спортивного направления;
- научно-исследовательские конференции обучающихся;
- детские общественные организации и ассоциации (советы старшеклассников, школьных музеев, школьных лесничеств; добровольческие отряды социальной помощи; советы коллективных творческих дел) и волонтерское движение школьников;
- социально-образовательные программы и проекты, интенсивные школы;
- муниципальные фестивали, конкурсы детского художественного творчества, выставки изобразительного искусства, научно-технического творчества;
- состязания по военно-прикладным видам спорта, военно-спортивные игры, физкультурно-спортивные клубы;
- форумы победителей, форумы талантливых школьников.
Направление VIII. Общественное признание, сертификация достижений, стимулирование одарённых обучающихся и их наставников:
- пропаганда детских достижений в социуме, включая основные достижения одарённых детей и их наставников за текущий учебный год;
- чествование одарённых детей и их наставников на уровне муниципального образования;
- обеспечение общественного признания одарённых детей (публикации в СМИ, радио- телепрограммы и др.).
4. Межведомственное взаимодействие в ходе реализации муниципальной Модели выявления, поддержки и развития одаренных детей
Цели и задачи межведомственного взаимодействия:
- обеспечить системный подход к участию детей, подростков, молодежи Салехарда в массовых мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и других) различного уровня, направленных на выявление одарённых и способных детей и расширение возможностей для их самореализации и совершенствования способностей;
- разработать механизмы оценки эффективности работы с одарёнными детьми в условиях взаимодействия учреждений и организаций различных ведомств;
- создать нормативную правовую базу, учитывающую особенности межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения одарённых детей г. Салехарда;
- создать единую информационную базу выявления и сопровождения развития одарённых детей в Салехарде для обеспечения доступности ресурсов;
- создать единую систему мотивационной поддержки одарённых детей и педагогических кадров разных ведомств, обеспечивающую сопровождение развития одаренных детей на территории муниципального образования.
5. Ожидаемые результаты, показатели результативности, итоговые продукты деятельности
Ожидаемые результаты:
1. Будет усовершенствована нормативно-правовая база сопровождения одарённых детей.
2. Будет сформирована муниципальная информационная база данных о талантливых и одарённых детях с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения.
3. Будет создан банк диагностических комплектов методик для изучения способностей детей в различные возрастные периоды, расширен теоретический массив (методического, технологического, диагностического) информационного банка по проблеме "Развитие детской одарённости".
4. Число одарённых детей, результативно участвующих в международных и всероссийских мероприятиях, увеличится к 2017 году на 10% по сравнению с данными 2013 года.
5. Увеличится количество обучающихся и педагогов, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью и реализующих индивидуальные образовательные программы.
6. Увеличится количество педагогов, эффективно работающих с одарёнными детьми.
7. Будет сформирован поощрительный, призовой фонд для победителей мероприятий различного уровня и педагогов, их подготовивших.
8. Модернизация материально-технической базы организаций и учреждений, приобретение нового оборудования и реквизита.
9. Будет сформирована система межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по организации работы с одарёнными детьми.
10. Будет создана эффективная форма оценивания учебных и внеучебных достижений обучающихся ("портфолио ученика").
11. Будет повышен уровень психолого-педагогической компетентности всех участников образовательных отношений, работающих с одарёнными детьми.
12. Будет осуществлено обобщение результатов работы с одарёнными обучающимися, создание компьютерной системы мониторинга деятельности по выявлению и поддержке одарённых детей.
Продукты деятельности:
- пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих работу с одарёнными детьми;
- модель диагностической работы по выявлению одарённых детей (сборник диагностического инструментария);
- разработка программы по психологии одарённости и педагогике для повышения профессиональной компетентности педагогических кадров, работающих с одарёнными детьми;
- авторские программы педагогов, работающих с одарёнными детьми;
- научно-исследовательские работы обучающихся, проекты, творческие работы;
- методические разработки проведения олимпиад, конкурсов, конференций;
- информационные проспекты и буклеты, тематические статьи и передачи в СМИ по результатам работы с одарёнными детьми;
- научно-методические разработки, сборники материалов, научные статьи, презентации продуктов деятельности;
- методические рекомендации по созданию системы мероприятий по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых детей в условиях межведомственного и внутриведомственного взаимодействия;
- индивидуальные программы для одарённых детей.
Критерии и показатели эффективности:
Критериальная база эффективности и результативности реализации Концепции состоит из трех блоков: первый - критерии, определяющие достижение цели; второй - критерии выполнения задач; третий - критерии результативности деятельности самих одарённых обучающихся.
Первый блок включает такие критерии, как системность и институциональность работы с одарёнными детьми, которые отражаются через показатели:
- наличие в каждой образовательной организации, учреждениях культуры и спорта специальных программ и условий для инклюзивного образования одарённых детей;
- наличие и качество многофункциональной обогащенной среды для работы с одарёнными детьми на муниципальном уровне, уровне образовательной организации, учреждений культуры и спорта.
Второй блок - критерии выполнения задач:
- увеличение доли одарённых детей, информация о которых введена в муниципальную базу данных "Одарённые дети";
- увеличение доли одарённых детей, получающих эксклюзивное образование;
- увеличение доли одарённых детей, получающих различные формы инклюзивного образования;
- полный охват одарённых обучающихся участием в разнообразных видах и формах деятельности состязательного и творческого характера, организуемых на уровне образовательной организации, учреждений культуры и спорта и на муниципальном уровне;
- наличие договоров между общеобразовательными организациями и образовательными организациями высшего образования по целевому набору выпускников;
- наличие пакета нормативных правовых документов, регламентирующих работу с одарёнными детьми в муниципальном образовании, в образовательной организации, учреждениях культуры и спорта;
- наличие пакета концептуально-программных документов по работе с одарёнными детьми;
- наличие пакета (сборников) научно-методических разработок для работы с одарёнными детьми;
- увеличение доли педагогических работников образовательных организаций, учреждений культуры и спорта, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с одарёнными детьми.
Третий блок - показатели результативности одарённых обучающихся:
- положительная динамика количества победителей и призеров муниципального, регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников;
- положительная динамика количества победителей регионального и федерального этапов олимпиад, конкурсов, соревнований, игр.
6. Возможные риски
- неправильное или неадекватное выявление одарённости ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одарённости снизятся;
- рост и углубление социального, интеллектуального и педагогического различия между "одарёнными" и "обычными" обучающимися, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одарённые дети, чью одарённость в силу обстоятельств на данный момент не удалось выявить, не получат необходимой поддержки, не смогут реализовать свои потенциальные возможности;
- неадекватно высокий уровень ресурсных затрат на диагностику и реализацию компетентностного подхода к развитию детей, проявляющих признаки одарённости. Точная, своевременная и адекватная (академичная) диагностика интеллектуальных или иных способностей может потребовать неоднократного тестирования по различным методикам, что приводит к непропорциональному росту ресурсозатратности для каждого испытуемого;
- в результате неправильных действий в рамках Модели выявления, поддержки и развития одарённых детей (далее - Модели) может произойти снижение социального престижа и значимости данной работы среди родителей (законных представителей), педагогов и обучающихся МОО;
- падение престижа педагогической профессии может привести к снижению профессионализма педагогов, что отразится на качестве предоставляемых услуг;
- низкая оплата труда может привести к оттоку из системы образования, культуры и спорта творческих педагогов;
- недостаточная финансовая обеспеченность ведомственных и целевых программ по работе с одарёнными детьми;
- различная ведомственная подчиненность организаций и учреждений, работающих с одарёнными детьми.
7. Целевые индикаторы реализации Модели
- увеличение числа обучающихся, охваченных различными формами работы с одарёнными детьми;
- увеличение числа детей, получивших возможность участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, турнирах за пределами города;
- доля педагогов, осуществляющих работу с одарёнными детьми;
- доля детей, занимающихся по индивидуальным образовательным программам.
8. Заключение
В результате реализации муниципальной Модели ожидается создание в муниципальном образовании город Салехард государственно-общественной системы выявления, развития, поддержки и социализации одарённых детей, направленной на формирование интеллектуальной, творческой элиты и закрепление ее в городе.
Представляемая Концепция направлена на создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одарённых детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
Реализация Концепции позволит:
1. Ежегодно увеличивать число выявленных одарённых детей, включенных в систему государственно-общественной поддержки.
2. Повысить уровень профессиональной компетентности специалистов, работающих с одарёнными детьми.
3. Увеличить число педагогов, владеющих современными образовательными технологиями.
4. Обеспечить доступ одарённых и талантливых детей к современным информационным ресурсам.
5. Отработать механизм сопровождения одарённого ребенка, обеспечивающий реализацию индивидуальной траектории его развития.
6. Ежегодно увеличивать число участников в муниципальных, региональных и всероссийских олимпиадах, соревнованиях и творческих конкурсах.
7. Повысить рейтинговые оценки результата участия учащихся города в муниципальных, региональных и всероссийских олимпиадах, соревнованиях и творческих конкурсах.
8. Отработать механизм социально-экономической поддержки, стимулирования и закрепления талантливой высокообразованной молодежи в городе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.