Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Избирательной комиссии
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 24 октября 2014 г. N 92/792-5
Информация
о практике работы Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа, государственных органов, органов местного самоуправления по осуществлению регистрации (учета) избирателей, участников референдума, составлению и уточнению списков избирателей
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и Положением о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации (далее - Положение), утвержденным постановлением ЦИК России от 06 ноября 1997 года N 134/973-II, регистрация (учет) избирателей осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа.
В связи с внесением 19 февраля 2014 года значительных изменений в Положение в Ямало-Ненецком автономном округе в новой редакции приняты постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 апреля 2014 года N 48-ПГ "О мерах по реализации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации" и Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 апреля 2014 года N 82/675-5 "Об обеспечении функционирования Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", определяющие порядок функционирования Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Во всех муниципальных районах, городских округах приняты соответствующие решения глав местных администраций, регулирующие указанные вопросы.
Регистрация (учет) избирателей, участников референдума - это постоянная работа избирательных комиссий, органов государственной власти, органов местного самоуправления по сбору и систематизации сведений об избирателях. Органы учета населения (территориальные органы управления Федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу, органы ЗАГС, главы поселений, военные комиссариаты, органы (учреждения) Федеральной службы исполнения наказаний), а также суды обязаны сообщать главам администраций муниципальных районов, городских округов сведения о событиях, произошедших с избирателями на соответствующей территории. Главы администраций, в свою очередь, обобщают эти сведения и передают их в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа для дальнейшего обобщения.
В результате проделанной работы численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа по состоянию на 1 июля 2014 года, составила 366 473 избирателя (приложение 1 к информации). По сравнению с 1 июля 2013 года (366 504 избирателя) численность избирателей, участников референдума практически не изменилась (уменьшение численности на 31 избирателя).
В рамках работы по изучению практики осуществления регистрации (учета) избирателей, участников референдума, проводимой Избирательной комиссией Ямало-Ненецкого автономного округа, ежегодно обобщается и анализируется информация по данному вопросу.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума на территории автономного округа осуществляется в соответствии с Положением и иными нормативными документами. Численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории муниципальных образований, а также в целом по Ямало-Ненецкому автономному округу, устанавливается в определенном Федеральным законом и Положением порядке и размещается в сети "Интернет" на официальном сайте Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа. Данные о численности избирателей используются при образовании избирательных округов, избирательных участков, а также при совершении иных избирательных действий.
В частности, по сообщениям глав муниципальных районов, городских округов, грубых нарушений порядка передачи сведений со стороны органов, осуществляющих регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (территориальные органы Федеральной миграционной службы), выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, не имеется.
В некоторых случаях у участников Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации возникают сложности, связанные с наличием неоднократной регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства на территории различных муниципальных образований (субъектов Российской Федерации). Это происходит, как правило, из-за возникающих задержек (до нескольких месяцев) в передаче сведений о регистрации гражданина Российской Федерации по новому месту жительства в подразделение территориального органа ФМС России по старому месту жительства для снятия гражданина с регистрационного учета. Поэтому работа по уточнению информации о дважды и более раз учтенных избирателях, участниках референдума является одной из основных в настоящее время. В соответствии с нормативными документами сведения об указанных избирателях, участниках референдума ежеквартально выявляются на комплексах автоматизации территориальных избирательных комиссий, Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и направляются через глав местных администраций в территориальные органы ФМС России для их уточнения.
Как показал анализ данной работы, общее число записей в Регистре о "двойниках" в 2014 году снизилось на 19%. По состоянию на 1 июля 2014 года в Регистре избирателей находилось 4 616 "двойников", что на 1 078 избирателей меньше по сравнению с количеством по состоянию на 1 апреля 2014 года (приложение 2 к информации). На этом основании можно сделать вывод, что главы муниципальных районов, городских округов начали более активно проводить работу по уточнению информации об избирателях, дважды и более раз учтенных в Регистре.
Кроме того, Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа проводит анализ в области уточнения сведений об избирателях, использующих в качестве документа, удостоверяющего личность, паспорт гражданина СССР. По состоянию на 1 октября 2014 года в базе данных имеются сведения о 20 таких гражданах. Необходимо отметить, что в 2013 году таких избирателей было 26 (приложение 3 к информации).
Продолжается на территории Ямало-Ненецкого автономного округа работа по реализации Федерального закона от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в части регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает. Регистрация таких избирателей осуществляется в одном из поселений (по выбору данного гражданина), находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина, по адресу местной администрации указанного поселения с учетом перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации. С начала 2014 года на территории автономного округа из 4999 избирателей, имеющих адрес места жительства "Тундра", зарегистрировались в конкретном поселении 1 039 избирателей. Органам местного самоуправления Приуральского, Тазовского, Пуровского и Ямальского районов необходимо активизировать информационную работу с данной категорией избирателей (приложение 4 к информации).
Кроме этого, в Регистре избирателей, участников референдума содержатся сведения о гражданах Российской Федерации - будущих избирателях, получивших паспорт в 14 лет, чей возраст не достиг 18 лет (приложение 5 к информации).
В соответствии с Положением, постановлением Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.02.2011 N 126/782 "О порядке передачи сведений о переименовании населенных пунктов, улиц, изменении и присвоении новых адресов жилых домов от глав администраций муниципальных районов, городских округов Ямало-Ненецкого автономного округа в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа" сведения о переименовании населенных пунктов, улиц, изменении и присвоении новых адресов жилых домов должны передаваться в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти календарных дней после принятия решения о вышеуказанных событиях. Необходимо отметить, что сведения в 2014 году о переименовании населенных пунктов, улиц, изменении и присвоении новых адресов жилых домов в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа не поступали от глав администраций следующих муниципальных районов: Приуральского, Тазовского, Ямальского, Шурышкарского, а также города Муравленко. После соответствующего запроса из Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа вышеуказанные сведения были предоставлены. Требование о передаче сведений в течение десяти календарных дней после принятия решения не соблюдалось.
В целях совершенствования организации государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с 2014 года началась работа по автоматизированной загрузке сведений в Регистр избирателей, участников референдума на всех комплексах средств автоматизации территориальных избирательных комиссий ГАС "Выборы".
Применение автоматизированной загрузки позволило минимизировать некорректный ввод данных и сократить время обработки информации.
Однако имеются недоработки со стороны территориальных подразделений Федеральной миграционной службы, которые связаны с эксплуатацией нового программного обеспечения "Территория" (далее - ППО "Территория").
Технические сбои в ППО "Территория" привели к несвоевременной передаче главам администраций сведений о событиях с гражданами.
Не совпадают сведения о гражданах за отчетный период на бумажном носителе и в выгружаемом файле из ППО "Территория", вследствие чего возникают отклонения в поданных сведениях. Сведения требуют после этого дополнительного уточнения. В результате задерживается их ввод в базу данных.
Справочник адресов ППО "Территория" в некоторых муниципальных образованиях не наполнен в части наименования улиц (отсутствует полное наименование улиц).
Не вносятся все сведения в базу данных ППО "Территория". Часто нет информации об убытии гражданина с прежнего адреса места жительства при смене места жительства в пределах одного муниципального образования. При смене адреса жительства гражданина с одновременной заменой паспорта вводится только одно событие вместо трех (смена паспорта -> убытие -> прибытие, либо убытие -> смена паспорта - > прибытие). При поступлении в территориальные подразделения Федеральной миграционной службы сведений о замене паспорта гражданина за пределами муниципального образования информация в базу данных ППО "Территория" не вносится, осуществляется только замена данных в картотеке (на бумажном носителе).
Отсутствует контроль половой принадлежности гражданина. В направляемых сведениях встречаются граждане женского пола с отметкой мужского пола и наоборот.
В сведениях о получении паспорта 14-летним гражданином в адресе места жительства отсутствует дата регистрации по данному адресу.
В период отпусков или командировок специалистов территориальных подразделений Федеральной миграционной службы сведения вносятся в базу данных ППО "Территория" со значительными задержками.
Всего с начала 2014 года в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа от глав администраций муниципальных районов, городских округов поступило в обобщенном виде 24615 сведений о регистрации граждан, 19460 - о снятии с регистрации граждан, 4284 - о выдаче паспорта, 15704 - о замене паспорта, 2334 - о регистрации смерти граждан, достигших 14 лет.
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа сведения о призыве на военную службу и поступивших в военные учебные заведения представляются регулярно по форме, установленной Положением. Проблем в предоставлении указанных данных не отмечается.
В соответствии с директивой генерального штаба Вооруженных Сил РФ N ДГШ-37 от 15.07.2004 года призыв граждан на военную службу на территории ЯНАО осуществляется один раз в год, с 1 октября по 31 декабря.
С начала 2014 года в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа поступило 1366 сведений о призыве на военную службу, а также о 17 лицах, поступивших в военные учебные заведения.
Порядок предоставления сведений о лицах, отбывающих наказание в виде лишения свободы, определен пунктом 8 постановления Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 апреля 2014 года N 82/675-5 "Об обеспечении функционирования Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа сведения о гражданах, поступивших отбывать наказание в места лишения свободы по приговору суда, представляются регулярно и по форме, установленной Положением. Сведения предоставляются главам администраций Приуральского района и города Лабытнанги. На территории других муниципальных образований автономного округа исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы отсутствуют.
В соответствии с пунктом "в" статьи 31 постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае осуждения к лишению свободы или принудительным работам - на основании вступившего в законную силу приговора суда.
С начала 2014 года в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа поступило 543 сведения об осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы по приговору суда, в том числе: по городу Лабытнанги - 100, по Приуральскому району - 443.
С начала 2014 года в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа поступила информация о 50 лицах, признанных решением суда недееспособными, и ни одного решения о признании дееспособным гражданина, ранее признанного судом недееспособным.
В установленном Положением порядке суды обязаны сообщать главам администраций муниципальных районов, городских округов о признании граждан недееспособными и о признании дееспособными граждан, ранее признанных недееспособными. Но на практике это не всегда происходит в установленные Положением сроки. В текущем году не поступила информация в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа о такой категории избирателей из Надымского, Приуральского, Тазовского и Шурышкарского районов.
Кроме этого, Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа по регулярно направляемым запросам получила 26 847 откорректированных или уточненных сведений от органов учета населения.
В избирательных комиссиях Ямало-Ненецкого автономного округа формирование и ведение Регистра избирателей, участников референдума (далее - Регистр) осуществляется в соответствии с Положением и Регламентом применения ГАС "Выборы" для задач, связанных с регистрацией (учетом) избирателей, участников референдума в Российской Федерации (далее - Регламент).
Сведения об избирателях, участниках референдума дважды в месяц передаются главами администраций муниципальных районов, городских округов или уполномоченными ими лицами как на бумажном, так и на машиночитаемом носителях с сопроводительным письмом. Глава администрации в целях осуществления контроля правильности ввода в базу данных представляемых им сведений о гражданах получает протокол обработки в базе данных ГАС "Выборы" сведений о гражданах Российской Федерации на территории соответствующего муниципального образования. Работники Аппарата Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа, выполняющие функции системных администраторов КСА ТИК ГАС "Выборы", получают сведения от глав администраций. Поступающие сведения учитываются в специальном журнале и незамедлительно вводятся в Регистр. Изменения соответствующего территориального фрагмента базы данных ежеквартально передаются из территориальных избирательных комиссий на КСА Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа. Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа также ежеквартально представляет на КСА ЦИК России сведения об изменениях регионального фрагмента базы данных.
Регистр используется для проверки подписных листов данных кандидатов, членов УИК, жертвователей в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, а также при контроле финансирования политических партий. Кроме того, Регистр избирателей используется для формирования списков кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 февраля 2009 года N 50/287 "О Порядке передачи сведений о кандидатах в присяжные заседатели главам муниципальных районов (городских округов) Ямало-Ненецкого автономного округа".
Основным критерием оценки качества работы избирательных комиссий, органов регистрационного учета населения и органов местного самоуправления по регистрации (учету) избирателей, участников референдума, формированию и ведению Регистра, составлению и уточнению списков избирателей является полнота и достоверность содержащихся в списке избирателей сведений.
В связи с этим Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа регулярно проводит анализ изменения численности избирателей в ходе подготовки и проведения выборов.
При подготовке к единому дню голосования 14 сентября 2014 года обобщались и анализировались сведения в списках избирателей по различным категориям. Проводилась работа со студентами очной формы обучения в возрасте от 18 до 35 лет (молодыми избирателями) в образовательных учреждениях профессионального образования, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Сведения о количестве студентов указаны в приложении 6 к информации.
Сравнительный анализ представленной органами местного самоуправления информации о перечне предприятий, в которых временно пребывают избиратели в настоящее время, с аналогичной информацией по выборам в 2012 году показал, что список их сократился на 30 процентов. В Тазовском районе количество организаций уменьшилось на 6, в Надымском районе на 45, в Пуровском районе на 11, в Ямальском районе на 45. Основное объяснение - организации перестали осуществлять свою деятельность на территории района.
В результате на выборах в единый день голосования 14 сентября 2014 года изменение численности избирателей в день голосования составляло 0,08 процента от числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования. Основной категорией избирателей, включаемых в список избирателей дополнительно в день голосования на основании регистрации по месту жительства на территории избирательного участка, являются вновь прибывшие избиратели или сменившие адрес места жительства.
Жалоб и обращений от граждан Российской Федерации по вопросу наличия или соответствия сведений о них, содержащихся в списках избирателей, в 2014 году в избирательные комиссии не поступало.
После проведения очередной кампании списки избирателей используются для уточнения сведений, содержащихся в Регистре, что, несомненно, положительно сказывается на их качестве.
Составление и уточнение списков избирателей на выборах, проводимых в Ямало-Ненецком автономном округе, осуществляется в соответствии со статьей 17 Федерального закона, соответствующими статьями иных федеральных законов, законов автономного округа о выборах в органы государственной власти и местного самоуправления. Также избирательные комиссии, организующие выборы, принимают решения, которые определяют вопросы составления, уточнения и использования списка избирателей, в том числе форму, по которой составляется список избирателей, порядок взаимодействия избирательных комиссий и органов регистрационного учета населения при составлении и уточнении списков избирателей.
На основании анализа практики регистрации (учета) избирателей в автономном округе, составления и уточнения списков избирателей можно утверждать, что к настоящему времени избирательным комиссиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, участвующим в Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, удалось добиться высокого качества работы по учету избирателей, участников референдума, формированию и ведению Регистра, составлению и уточнению списков избирателей. Это подтверждается высоким уровнем достоверности сведений, содержащихся в списках избирателей на прошедших в 2013 - 2014 годах выборах в единые дни голосования, а также отсутствием жалоб и обращений, поступающих в избирательные комиссии от участников избирательного процесса, по вопросам регистрации (учета) избирателей, участников референдума. Вместе с тем с целью подготовки к проведению предстоящих выборов в 2015 - 2016 годах главам администраций муниципальных районов, городских округов Ямало-Ненецкого автономного округа, Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа необходимо провести работу по устранению недостатков в осуществлении регистрации (учета) избирателей участников референдума на территории автономного округа, учесть положительный опыт, принять меры по поддержанию регионального и территориальных фрагментов регистра избирателей, участников референдума в актуальном состоянии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.