Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к стратегии
социально-экономического
развития города Лабытнанги
до 2030 года
Макроэкономический прогноз
сценариев развития г. Лабытнанги на период до 2025 года
Прогноз показателей социально-экономического развития построен на использовании комбинации формализованных и интуитивных методов прогнозирования.
Основные источники информации, использованные в Прогнозе:
- Решение городской думы муниципального образования город Лабытнанги "О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования город Лабытнанги на 2014 - 2016 годы" от 28 ноября 2013 г. N 545;
- Социально-экономическое положение городских округов и муниципальных районов Ямало-Ненецкого автономного округа в январе-декабре 2013 года. Статистический доклад;
- другие официальные статистические публикации по сферам хозяйства и демографии.
При выборе объясняющих переменных был проведен содержательный анализ закономерностей рассматриваемых процессов.
Для Лабытнанги, как муниципального образования, в котором условия проживания характеризуются суровыми природными условиями и ограниченными возможностями ведения приусадебного хозяйства, существует устойчивая зависимость между основными параметрами развития экономики (бюджетные и частные инвестиции) и социальной сферы и динамикой численности населения. Демографические показатели оказывают влияние на трудовые ресурсы, а последние, в свою очередь, вновь оказывают влияние на развитие экономики, а также служат исходной базой для прогнозов объемов и структуры потребления, доходов и расходов населения.
В перечень показателей внешних условий, используемых при разработке прогноза муниципальной экономики, входят показатели федерального и регионального уровней:
- инфляция (ИПЦ) за период;
- объем дотаций из федерального и регионального бюджетов;
- минимальный размер оплаты труда;
- трудовые пенсии;
- пособия и социальная помощь за счет федеральных и региональных источников;
- ставки налогов.
В качестве объясняющих (факторных) показателей для разработки Прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Лабытнанги до 2025 года были выбраны следующие:
- Инвестиции в основной капитал, млн. руб.
- Выпуск товаров и услуг, млн. руб.
- Среднесписочная численность работников организаций - всего
Повышение инвестиционной активности положительно влияет на демографические показатели:
1) сокращается сальдо миграционного прироста;
2) увеличивается рождаемость, снижается смертность за счет изменения демографической структуры населения в пользу молодых в трудоспособном возрасте, а также на развитие малого и среднего предпринимательства.
Значение отдельных показателей в каждый момент времени однозначно определяется соотношением значений других показателей, поэтому для определения их прогнозных значений используются заранее определенные формулы. К таким показателям относятся:
- среднегодовая численность населения, тыс. человек;
- коэффициент естественного прироста;
- оборот розничной торговли на душу населения, тыс. руб.;
- оборот общественного питания, млн. руб.;
- объем платных услуг населению, млн. руб.;
- объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя, тыс. руб.;
- денежные доходы от предпринимательской деятельности, млн. руб.;
- среднедушевые денежные доходы, тыс. руб.;
- расходы населения, млн. руб.;
- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника, тыс. руб.
Оценка параметров долгосрочного прогноза проводится дифференцированно в рамках выделенных сценариев: инерционный, "инвестиционная площадка", "инвестиционный коридор", "синергетический эффект".
Макроэкономический прогноз развития г. Лабытнанги до 2025 года разработан по ключевым характеристикам состояния экономики и социальной сферы с учетом достигнутых к отчетному периоду значений соответствующих показателей и обнаружившихся трендов.
Основной акцент сделан на реализации базового Сценария 2 "Инвестиционная площадка". При этом учтены позиции, указанные в плане-графике реализации инвестиционных проектов: объем инвестиций, число дополнительных рабочих мест, объемы реализации продукции и предполагаемая сумма налоговых поступлений в местный бюджет.
Разработанный макроэкономический прогноз учитывает вероятное обострение в период реализации Стратегии мирового финансово-экономического кризиса, усиление его воздействия на общероссийскую, региональную, а также муниципальную экономику. Так, снижение цен на нефть и газ напрямую не влияет на экономику г. Лабытнанги по причине отсутствия в городе данной отрасли, однако ограничивает возможности софинансирования инвестиционных проектов из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа.
Результаты прогнозных оценок по ключевым экономическим и социальным показателям представлены в табл. 10.
Сценарий 1 предполагает поддержание города на плаву в течение некоторого времени за счет окружных программ и бюджетных инвестиций, объем которых с каждым годом будет резко сокращаться. Причиной упадка города в будущем станут разомкнутые циклы воспроизводства экономического и социального потенциала, отсутствие взаимосвязи между отдельными сферами жизнедеятельности. Так, качественная на данный момент система образования в настоящее время работает на интеллектуальный потенциал других городов; население зачастую предпочитает работать в Салехарде, а покупать дорогие товары длительного пользования - в столичных городах. При сохранении таких тенденций рассеивание ресурсов приведет к истощению источников их подпитки. В результате Лабытнанги утратит самостоятельную ценность и превратится в окраину Салехарда. Население города может сократиться до 22 - 24 тыс. человек.
Ключевым фактором, влияющим на социально-экономическое развитие г. Лабытнанги в период 2015 - 2025 гг., является объем инвестиций в основной капитал.
В условиях развертывания инерционного сценария значение данного показателя сохранится в объеме 1 - 2 млрд. рублей и будет всецело определяться инвестиционными программами естественных монополий - предприятий отрасли производства и распределения электроэнергии, газа и воды. В условиях ухудшения общей экономической ситуации в России объем инвестиций может заметно снизиться, однако при сохранении существующих тенденций и с учетом Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года можно ожидать роста инвестиций за счет модернизации коммунальных сетей и строительства электросетевого хозяйства.
Развертывание сценария, основанного на реализации инвестиционных проектов регионального масштаба, предполагает два пика инвестиций: первый в 2017 г. (увеличение на 1911 млн. руб. относительно инерционного сценария за счет строительства птицефабрики и Агротехнопарка), а второй - в 2019 - 2020 гг. (увеличение на 3748,5 и 4160,6 руб., соответственно). В дальнейшем объем инвестиций может резко снизиться, если не отладить систему постоянной работы с инвесторами.
Предположительно, оживление экономической жизни в городе станет дополнительным аргументом в пользу увеличения объема бюджетных инвестиций на строительство объектов социальной сферы. Приток инвестиций из окружного бюджета ожидается в 2015 - 2017 гг. в рамках строительства спортивно-оздоровительного комплекса (1199,95 млн. руб.), библиотеки с краеведческим музеем (588,769 млн. руб.) двух детских садов (1594,716 млн. руб.), школы (974,609 млн. руб.) и иных объектов - общая стоимость составляет 12 109,67 млн. руб. В дальнейшем рост населения приведет к отставанию нормативов обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры от нормативного уровня, восполнение которой будет осуществляться за счет окружного бюджета.
По обрабатывающим производствам в рамках Сценария 2 уже к 2016 - 2018 гг. планируется резкий рост выпуска продукции (в 2015 г. - за счет производства экочерноземов, в 2016 г. - за счет птицефабрики, в 2017 г. - также за счет иных производств в рамках Агротехнопарка), что обусловлено крайне низким уровнем выпуска продукции. К концу прогнозного периода ожидается снижение объемов производства. Строительство моста окажет благоприятный эффект на специфические производства (например, переработка субпродуктов оленеводства, производство экочерноземов), однако может создать конкуренцию традиционной пищевой промышленности. Вместе с тем рост населения трудоспособного возраста, в том числе вахтовых рабочих, расширит возможности сбыта пищевых продуктов.
Производство тепловой энергии в натуральном выражении будет резко возрастать в период 2015 - 2020 гг. и затем стабилизируется, если не будет запущено новых инвестиционных проектов. При этом в стоимостном выражении производство тепловой энергии увеличится незначительно, поскольку планируется ее использовать как побочный продукт электрогенерации.
В результате реализации инвестиционных проектов значительный прирост выпуска товаров и услуг будет наблюдаться в период 2022 - 2025 гг. К концу прогнозного периода показатель вырастет в 2,82 раза относительно уровня 2013 г.
Успешная реализация инвестиционных проектов позволит ежегодно создавать не одну сотню рабочих мест. Пиковыми периодами в части создания дополнительных рабочих мест будут 2016 - 2019 годы (ожидается прирост - 916 рабочих мест), а также 2022 - 2023 годы (прирост составит 878 рабочих мест).
Строительство моста через р. Обь в рамках Сценария 3 "Инновационный коридор" позволит создать порядка 3 - 5 тысяч рабочих мест в разное время. Возникнет потребность в рабочих следующих специальностей: сваебойщики, каменщики, стропальщики, крановщики, водолазы. Вероятнее всего, большинство рабочих будет приезжими из других регионов. При условии обеспечения их временным жильем в мкр. Обская возникнет необходимость переселения местных жителей, вследствие чего активизируется строительство жилья в центральной части города. В результате город станет более удобным для проживания, усиливая свое важное конкурентное преимущество - компактность.
Строительство моста создаст потребность в стройматериалах. На этапе бизнес-планирования следует ознакомить строительные организации с возможностями использования местного сырья. При этом, возможно, ускорится возведение цементного завода.
Необходимый в любом случае завоз стройматериалов усилит роль г. Лабытнанги как города-склада. В период строительства следует максимально развивать складскую логистику: строить помещения, привлекать специалистов, налаживать использование передовых технологий. Именно закрепление за городом позитивного имиджа в данной сфере позволит городу сохранить роль территориального транспортно-логистического центра и после начала эксплуатации мостового перехода. Созданные к тому времени мощности будут работать уже не на строительство, а на хранение и вывоз продукции местных предприятий.
Открытие регулярного транспортного сообщения между Лабытнангами и Салехардом на первых порах приведет к перетокам капитала. Салехардские компании будут шире использовать трудовой потенциал населения г. Лабытнанги по причине более низкого уровня заработной платы, чем в окружной столице. Используя инструменты налоговой и арендной политики, администрация г. Лабытнанги сможет способствовать регистрации целого ряда предприятий и организаций на своей территории, в результате чего возрастут налоговые доходы бюджета города и увеличится оборот.
Увеличение объемов производства и оборота приведет к росту заработной платы работников предприятий и организаций города, которая к 2025 г. увеличится на 133% по сравнению с 2013 г. При этом в 2020 - 2025 гг. заработная плата не будет расти так же интенсивно, как объем инвестиций и отгрузки товаров, препятствием к ее росту станет избыточное количество рабочей силы.
Интенсификация экономической жизни города, наращивание социального потенциала территории (предотвращение миграционной убыли уроженцев города, приток рабочей силы), повышение покупательной способности вследствие роста заработной платы приведет к увеличению оборота розничной торговли. В рамках сценария 2 "Инвестиционная площадка" к 2025 г. предполагается увеличение торгового оборота на 178,5%. Объем платных услуг населению вырастет на 205,3%. В условиях увеличения численности трудоспособного населения, обладающего достаточной платежеспособностью, возрастет число потенциальных потребителей услуг, в том числе тех, потребность в которых до сих пор была небольшой (например, до сих пор отсутствующий в городе вид деятельности - ремонт бытовой техники). Следовательно, открытие сервисных центров будет экономически оправданно и тем самым решится одна из важных проблем сегодняшнего дня.
О реализации Сценария 4 на сегодняшний день можно говорить лишь гипотетически, поскольку еще не сложилось достаточных условий для реализации Сценариев 2 и 3. Вместе с тем, можно предположить, что проявление местной инициативы по содействию реализации относительно небольших по стоимости инвестиционных проектов на фоне развертывания федеральных мегапроектов по строительству Северного широтного хода и Уральского коридора, а также по освоению Северного морского пути приведет к синергетическому эффекту: увеличению численности населения на 20%, опережающему росту доли занятых в экономике в общей численности населения, обеспечению непрерывного инвестиционного потока на уровне 7 - 10 млрд. ежегодно, 4 - 5 кратному росту оборота розничной торговли и платных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.