Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7. Стратегические направления развития отраслей городской экономики и социальной сферы
На основе системы стратегических целей (приоритетов) социально-экономического развития города Ноябрьска и соответствующей им системы задач разработаны стратегические направления развития отдельных отраслей городской экономики и социальной сферы.
Статья 6. Стратегические направления развития транспортной системы города
Цель развития транспортной системы Ноябрьска в предстоящие 12 лет состоит в повышении доступности городских микрорайонов (Вынгапуровский и другие) и города в целом для его жителей и для гостей города из Ямало-Ненецкого автономного округа, России и мира. Эта цель предполагает решение четырех взаимосвязанных приоритетных задач.
Первая задача предусматривает формирование в Ноябрьске современной городской инфраструктуры мобильности в виде новой улично-дорожной сети, благоустроенных придомовых парковок, привокзальной площади с автостоянкой и других элементов. Модернизация действующей и развитие новой транспортной сети будет направлена на преодоление унаследованных от первых десятилетий недостатков в виде отсутствия дублеров магистральных дорог, дефицитности и малой пропускной способности железнодорожных переездов, отдельных автомобильных проездов; а также на адаптацию к уже новым вызовам в виде растущей автомобилизации населения города, масштабного расширения коттеджной застройки и необходимости обеспечить потребности в мобильности многочисленных индивидуальных и малых предприятий сектора услуг города.
Осязаемым результатом реализации этой задачи станет преодоление современного контраста между относительно хорошим состоянием "внешних" автомобильных дорог в города Муравленко и Губкинский, проектные показатели нагрузки по которым близки к фактическим сложившимся показателям - и существенно худшим состоянием "внутренних" городских дорог, транспортная нагрузка (объемы автомобильных потоков) на которых уже сегодня существенно выше, чем было запланировано в проектных документах советского времени.
Вторая задача направлена на развитие в городе пассажирского транспорта общего пользования - как муниципального, так и коммерческого. Ее выполнение обеспечивается действующей муниципальной программой "Повышение уровня жизнеобеспечения муниципального образования город Ноябрьск" в части развития городского транспортного комплекса; конкретными результатами является повышение безопасности движения в городе и увеличение доли отремонтированных улиц и дорог местного значения. Будет осуществляться перевод (переоборудование, приобретение) транспорта, в том числе пассажирского на использование газомоторного топлива. Целью реализации проекта по переводу муниципального транспорта на газомоторное топливо является сокращение вредных техногенных выбросов в атмосферу, а также экономия на закупках жидких моторных топлив.
Третья задача направлена на создание в Ноябрьске транспортно-логистического комплекса окружного значения, который будет включать модернизированный аэропорт с расположенными поблизости современными транспортно-складскими помещениями, сеть фирм, оказывающих услуги вдоль автомагистрали Сургут - Ноябрьск - Новый Уренгой и железнодорожной магистрали Тюмень - Ноябрьск - Новый Уренгой (их рынок будет выходить за границы городского округа и захватывать потребителей соседних, более северных, муниципальных образований округа) и другие элементы. Формирование сети автомобильных дорог с высоким транспортно-эксплуатационным состоянием и высоким уровнем безопасности и экологичности, в том числе с целью развития системы оптимизации транспортно-логистической сети.
Четвертая задача направлена на повышение эффективности управления дорожным хозяйством и улучшение результативности работы дорожных предприятий, в том числе путем стимулирования внедрения новых материалов, оборудования и передовых технологий для снижения удельных затрат выполнения дорожных работ, улучшения их качества.
Статья 7. Стратегические направления развития сфер и отраслей хозяйственного комплекса (включая жилищно-коммунальный комплекс и формы управления им и контроля)
Цель развития городского хозяйства в прогнозный период состоит в повышении эффективности деятельности его ведущих секторов (нефтегазодобычи, обрабатывающей промышленности, электроэнергетики, жилищно-коммунального комплекса) за счет инновационной модернизации в результате мобилизации человеческих ресурсов, материальных и финансовых активов городской, окружной власти, корпоративных, предпринимательских и некоммерческих структур. В результате этих усилий уменьшится современный разрыв по уровню заработной платы и реальным подушевым доходам между жителями города и округа.
Данная цель предусматривает решение нескольких взаимосвязанных задач. Первая задача состоит в содействии нейтрализации современной тенденции к обвальному снижению объемов добычи нефти за счет внедрения новых технологий добычи трудноизвлекаемой нефти на тысячах истощенных и ныне бездействующих скважинах.
Речь идет о реализации при участии специалистов города крупного, национального масштаба, инвестиционного проекта регенерации обширной и достаточно хорошо инфраструктурно оснащенной старопромышленной зоны в окрестностях Ноябрьска, на территории которой расположены тысячи малодебитных скважин. В результате разработки новой системы налогообложения, учитывающей специфические особенности данных природных активов, на федеральном и местном уровне; применения инновационных технологий освоения возрастных месторождений; партнерских усилий ОАО "Газпромнефть - Ноябрьскнефтегаз" и городского малого и среднего бизнеса удастся превратить в актив городского развития потенциал этих ресурсных объектов.
Вторая задача состоит в освоении новых нефтегазовых месторождений с привлечением кадрового потенциала г. Ноябрьска. В частности, при обустройстве Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения в Республике Саха (Якутия) планируется привлечь поэтапно до 2018 года дополнительно до 90 сотрудников Управления организации ремонта, реконструкции и строительства основных фондов в городе Ноябрьске.
Третья задача связана с актуализацией потенциала относительно новых для города видов экономической деятельности в виде газодобычи, газопереработки, нефтегазообусловленных направлений развития городской обрабатывающей промышленности. Речь идет о деятельности Вынгапуровского газоперерабатывающего завода, ввод которого в 2012 году имеет знаковый характер ввиду обозначения абсолютно новой тенденции постепенного превращения города из базового для местной нефтедобывающей промышленности в центр переработки углеводородов (а возможно, и нефтегазохимии), ориентированный на региональный и российский рынок. Даже в условиях конкуренции Тобольска и других более крупных тюменских промышленных городов, у Ноябрьска ввиду благоприятного фактора близости есть потенциал превращения в один из региональных центров нефтегазопереработки (нефтегазохимии).
Четвертая задача направлена на формирование в Ноябрьске абсолютно новых (неуглеродных) видов обрабатывающей промышленности и интеллектуального сервиса, которые позволят осуществить безальтернативную диверсификацию структуры городской экономики. Речь идет о расширении Ноябрьской парогазовой электростанции, о строительстве светодиодного завода, о новых производствах по переработке вторичного сырья (макулатуры, изношенных шин и др.), о внедрении в практику городского строительства технологий энергосбережения и энергоэффективного домостроения. Создание технопарка позволит осуществлять пилотные апробации инновационных проектов и новых технологий, которые станут интегратором усилий по диверсификации и инновационной модернизации местной экономики.
Пятая задача ориентирована на существенное повышение эффективности и безопасности деятельности жилищно-коммунального комплекса, который сегодня является одним из крупнейших городских работодателей, - за счет его модернизации, технического перевооружения основных субъектов отрасли, внедрения инновационных (менее затратных, чем существующие) строительных материалов, методов и технологий, в том числе усилиями диверсифицирующих свою деятельность нефтесервисных компаний города. Будут приняты меры по формированию благоприятного климата для привлечения новых инвесторов на крупнейший в округе рынок жилищно-коммунальных услуг; уплотнении жилой застройки в центре города; пакете муниципальных мер поддержки усилий горожан по строительству собственного жилья; развертывании серии пилотных экспериментов в различных сферах жилищно-коммунального комплекса, направленных на его оптимизацию, и других мерах. В результате этих усилий будет преодолен сильнейший современный перекос, когда объемы ввода городского жилья примерно в десять раз отстают от того, что необходимо для его нормального воспроизводства (а пятая часть всего жилфонда имеет категорию ветхого или временного). Первым шагом к этому стал ввод в 2013 году 57,9 тыс. жилья. Кроме того в существенной степени это будет обеспечено за счет увеличения ввода личного жилья. Сегодня налицо сильнейшее противоречие между южным самым комфортным положением города в Ямало-Ненецком автономном округе, с одной стороны, - а с другой стороны, абсолютно ничтожными объемами ввода личного жилья в последние годы: почти в три раза меньше, чем в Салехарде, сопоставимые размеры с городом Губкинский, который меньше Ноябрьска в четыре раза. Важнейшим результатом реализации этой задачи, которая опирается на мероприятия муниципальной программы "Повышение уровня жизнеобеспечения муниципального образования город Ноябрьск", станет повышение уровня и качества жилищно-коммунального обслуживания населения, а также обеспечение надежности функционирования систем жизнеобеспечения города Ноябрьска.
Пятая задача - развитие в Ноябрьске предприятий агропромышленного комплекса, предусматривающее улучшение снабжения населения города свежими пищевыми продуктами местного производства. В частности, в соответствии с Программой социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016 годы, утвержденной законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2012 года N 148-ЗАО, осуществляется реконструкция в городе крупного животноводческого комплекса; будет рассмотрена возможность строительства рыбоводной фермы по производству осетра и форели, птицеводческой фермы по производству мяса бройлеров, тепличного хозяйства круглогодичной эксплуатации и других объектов АПК.
Статья 8. Стратегические направления развития торговли и платных услуг населению
Цель развития сферы городской торговли и платных услуг состоит в повышении комфортности жизни в Ноябрьске для его горожан и гостей города за счет постоянного расширения спектра предоставляемых услуг, способных удовлетворить постоянно растущие потребности местных жителей и приезжающих из соседних муниципальных образований округа, других регионов России и мира. Данная цель предусматривает решение нескольких взаимосвязанных задач.
Первая задача предусматривает инфраструктурную и финансовую поддержку расширения городской сферы торговли и платных услуг во имя закрепления позиций местных фирм не только на рынке городского округа, но также и на соседних рынках городов Муравленко и Губкинский (при благоприятном раскладе - и части рынка Нового Уренгоя). Именно для этого в городе будет реализован проект строительства многофункционального торгово-развлекательного комплекса (центра), ориентированного не только на жителей Ноябрьска, но и соседних городов, а также командировочных и туристов из России и зарубежных стран. Возможно заключение соглашения между муниципальными властями Ноябрьска, Губкинского, Муравленко о совместных действиях на рынке торговых и платных услуг населению - чтобы избежать неоправданного дублирования в строительстве крупных городских объектов в данной сфере.
Вторая задача направлена на развитие в городе новых и уникальных форматов и видов торговых и платных личных услуг. Речь идет о развитии в городе рынка статусных, престижных товаров и услуг: сервис-центров по ремонту брендового оборудования, ресторанах различных национальных кухонь, магазинах модной одежды, для молодоженов, для будущих мам и др. Решение этой задачи - в части развития инфраструктуры потребительского рынка города - опирается на мероприятия муниципальной программы "Формирование устойчивого экономического развития муниципального образования города Ноябрьска".
Третья задача ориентирована на преодоление современной диспропорции в обеспеченности торговыми площадями современных форматов (и уровнем цен на продовольственные товары) между микрорайонами города: в одних оснащенность магазинами сетевой торговли, предприятиями общепита и бытового обслуживания населения находится на сопоставимом с округом уровне, в других - эти объекты практически отсутствуют. Для ликвидации предельных межрайонных контрастов будут активно использоваться инструменты муниципальной политики: льготы для предпринимателей в предоставлении земельных участков, по налогу на имущество, в арендной плате, льготное кредитование и другие меры. Кроме того, будет построен торговый комплекс в микрорайоне Вынгапуровский.
Статья 9. Стратегические направления развития малого и среднего предпринимательства
В центре внимания политики по поддержке малого и среднего предпринимательства в Ноябрьске будет находиться сам предприниматель - житель города или недавний мигрант. В этом случае зримее связь между мерами муниципальной политики, которые осуществляют власти города в сфере малого и среднего бизнеса, и реакцией на них в поведении предпринимателей. Ноябрьский предприниматель чутко реагирует на те возможности и барьеры, которые существуют в городе и определяются факторами экономико-географического положения, сложившейся специализации местной экономики, накопленным здесь запасом знания и его перетоками; различными блокировками развития, которые созданы в Ноябрьске ввиду его драматичной недавней экономической истории, а также современного институционального контекста деятельности малого и среднего бизнеса.
Оценка ситуации. Ключевой парадокс ноябрьского предпринимательства состоит в том, что по всем объективным обстоятельствам Ноябрьск должен быть лидером в округе: Ноябрьск имеет выгодное южное положение, беспрецедентную для городов Ямала транспортную доступность, более емкий рынок сбыта по сравнению со многими другими городами российской Арктики. И тем не менее, по уровню развития малого и среднего бизнеса (число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тысяч человек населения) Ноябрьск отстает, например, от меньшего по размерам Губкинского.
Современное городское развитие дает немало примеров явного недоиспользования предпринимательского капитала для назревшей инновационной трансформации местной экономики. Например, отсутствие частных детских садов (при остром дефиците мест для дошкольников); слабое развитие платных медицинских услуг, недостаточное местное производство свежих овощей, молочных продуктов и др.
При этом нельзя сказать, что местное сообщество города не предприимчиво. Новейшая его история знает случаи деструктивного (например, политического) предпринимательства, поиска бюджетной ренты и др. Современная структура вознаграждений предпринимательских усилий в Ноябрьске недостаточно стимулирует к занятиям производительным предпринимательством и энергичные люди перераспределяются по другим направлениям деятельности(52) или уезжают.
Но даже в тех направлениях городской экономики, которые уже охвачены предпринимательскими усилиями, от них не возникают позитивные эффекты подхватывания другими придуманных новшеств, массового "заражения" новой технологией, производственным навыком или приемом в процессе работы. Например, в городе есть талантливые изобретатели в технологиях энергосбережения. Однако дело не идет дальше единичных экспериментов, процесс тиражирования инноваций не обретает масштаб, адекватный стотысячному городу, остается в ограниченных локализованных рамках отдельной фирмы или предприятия.
Особенность местного предпринимательского капитала проявляется при сопоставлении Ноябрьска с близким (во всех смыслах) городом-аналогом Новым Уренгоем. В соответствии с методологией Г. Хофстеда проведем это сравнение по четырем срезам: иерархическая или плоская структура местной власти; индивидуализм или коллективизм местного сообщества; распределение гендерных ролей; склонность или избегание риска в местном сообществе(53).
По первому критерию (где больше вовлеченность местного сообщества в управление городом? где более неравномерное распределение власти и богатства?) значимых различий между городами нет: в обоих городах есть показатели, которые могут свидетельствовать и об очень демократичных процедурах муниципального управления, и о недостаточной вовлеченности местного сообщества в соуправление городом (например, малое число общественных советов при Администрации города и др.). В целом, у обоих городов здесь сопоставимые позиции.
По второму критерию (индивидуализм против коллективизма) в Ноябрьске существенно больше число индивидуальных предпринимателей - они составляют три четверти всех предпринимателей; в Новом Уренгое лишь чуть более половины (табл. 21). Представляется, что вот это различие в предпринимательском профиле двух городов имеет фундаментальный характер.
В Ноябрьске больше и сам пул городских предпринимателей - людей, мотивированных на создание своего бизнеса, и существенно больше среди них атомарных, индивидуальных предпринимателей. С другой стороны, в Новом Уренгое значительно больше число малых предпринимателей. Таким образом, близкие значения числа занятых в предпринимательском секторе городской экономики - в Ноябрьске 14,2 тыс. чел., в Новом Уренгое - 15,9 тыс. чел. - при детальном рассмотрении обнаруживают глубокие качественные различия в организационной структуре предпринимательского движения двух городов. Нельзя объяснить его только общими различиями в структуре занятости (в Новом Уренгое больше занято в промышленности, соответственно в предпринимательстве больше малых фирм; в Ноябрьске больше занято в услугах всех видов, соответственно больше индивидуальных предпринимателей). Но даже если признать, что этот фактор оказывает влияние, все равно в результате мы имеем абсолютно разный профиль предпринимательства двух во многом сопоставимых (нефтегазовых) городов Ямала.
Эти различия подчеркивает еще один выявленный ноябрьский парадокс, проистекающий из особенностей организационной структуры местного предпринимательского сектора: город является аутсайдером по уровню муниципальной поддержки на одно предприятие малого и среднего бизнеса, но лидером по уровню поддержки на одного жителя. Все дело в меньшем размере (но многочисленности) ноябрьских фирм.
Таблица 21
Общий пул работающих в 2010 году городских предпринимателей (всего)(54)
|
Всего предпринимателей |
Из них микропредприниматели |
Индивидуальные предприниматели - малые фирмы |
Малые фирмы |
Средние фирмы |
Индивидуальные предприниматели - средние фирмы |
Ноябрьск |
2269 (64,1%) |
2053 (90,5%) |
1719 (75,8%) |
534 (23,5%) |
14 (0,6%) |
2 (менее 0,1%) |
Новый Уренгой |
1878 (53,9% от зарегистрированных) |
1655 (88,1%) |
1067 (56,8%) |
775 (41,3%) |
36 (1,9%) |
- |
Можно утверждать, что в ноябрьском сообществе сегодня больше, чем в новоуренгойском, людей, готовых к производительному предпринимательству, к созданию новых индивидуальных предприятий. Тем важнее для местной власти использовать этот конструктивный потенциал в интересах экономического развития города - создавая адекватные стимулы для занятий производительным, а не деструктивным предпринимательством.
По третьему критерию (распределение гендерных ролей) оба города также различаются абсолютно четко. В местном сообществе Нового Уренгоя доминируют мужчины, Ноябрьска - женщины. Это является следствием и структуры представленных здесь профессий и видов деятельности: в Новом Уренгое мощнее представлен промышленный сектор (занятость в добывающей промышленности выше в два раза - 12,5 против 6 тысячи человек в 2010 году, в строительстве в шесть раз - 13,7 и 2,2 тыс. чел.), в Ноябрьске - социальные, жилищно-коммунальные, производственные услуги. И в предпринимательском движении, которое всегда является калькой от всей структуры местной экономики, продолжаются те же тенденции. В Новом Уренгое существенно выше доля предпринимателей в промышленности и строительстве; в Ноябрьске - в транспортных и коммуникационных услугах (табл. 22). Резкое доминирование предпринимателей в строительстве в Новом Уренгое связано с кратно большими ежегодными объемами инвестиций в этом городе по сравнению с Ноябрьском.
Таблица 22
Распределение неторговых предпринимателей всех типов по видам экономической деятельности, % (2010)(55)
|
Новый Уренгой |
Ноябрьск |
Всего зарегистрированных неторговых предпринимателей, ед. (%) |
1650 (100%) |
2087 (100%) |
В том числе: |
|
|
Операции с недвижимостью, аренда |
439 (26,6%) |
486 (23,3%) |
Строительство |
396 (24,0%) |
210 (10,1%) |
Транспорт, связь |
391 (23,7%) |
952 (45,6%) |
Предоставление коммунальных, социальных, персональных услуг |
169 (10,2%) |
251 (12,1%) |
Обрабатывающая промышленность |
157 (9,5%) |
99 (4,7%) |
Гостиницы, рестораны |
84 (5,1%) |
79 (3,8%) |
Добыча полезных ископаемых |
11 (0,7%) |
3 (0,1%) |
Сельское, лесное хозяйство |
3 (0,2%) |
7 (0,3%) |
Профиль новоуренгойского предпринимателя - более маскулинный (промышленно-строительный); профиль ноябрьского предпринимателя, наоборот, более сервисный.
По четвертому критерию - отношение к риску и неопределенности - трудно сопоставить два городских сообщества по имеющимся информационным источникам. Будем считать, что эти показатели для обоих городов сопоставимы - хотя доминирование мужчин и большая доля вахтовиков в Новом Уренгое, чем в Ноябрьске, позволяет предположить, что в первом городе и более высокая терпимость к риску в местном сообществе.
Различия в предпринимательском профиле между городами обозначаются и в секторе услуг. Уровень достатка и мобильности у сообщества Нового Уренгоя выше, чем в Ноябрьске. (Здесь выше и выручка на одного работника малого предприятия, лучше их оснащенность оборудованными помещениями, существенно выше их инвестиции в основной капитал.) Неудивительно, что в Новом Уренгое поэтому выше уровень развития "досугового" общепита (по сравнению с Ноябрьском здесь существенно больше число мест в ресторанах, кафе, барах), но меньше число фирм бытового сервиса (социально укорененных).
Даже с учетом фактора меньших доходов населения неразвитость сферы "досугового" общепита является крупным недостатком Ноябрьска и, соответственно, стимулом для предпринимательского проникновения и роста в этих рыночных нишах.
Сила позитивного влияния одной фирмы на другую в городах одного размера, как показывают наши наблюдения, зависит от плотности населения: при прочих равных условиях, в более компактных городах естественно ожидать и большую силу позитивных эффектов всех видов (нечаянное "заражение", подхватывание, использование новшеств другими субъектами местной экономики). По крайней мере, можно утверждать, что развитие предпринимательства с этим связано: среди тюменских северных городов-стотысячников самая высокая плотность у Нефтеюганска (около 8 человек на га), он и лидер по числу предпринимателей на тысячу жителей. Ноябрьск следует за ним по показателям плотности (5,9) и по показателям активности предпринимателей. Новый Уренгой имеет плотность 4,8 чел. на га, ниже ноябрьских показателей - и чуть хуже показатели предпринимательского движения. С другой стороны, Норильск и Воркута, которые очень сильно отстают от тюменских северных городов по плотности населения, также сильно отстают и по развитию малых и средних предприятий.
"Естественное" преимущество Ноябрьска в том, что его городская среда достаточно компактна по сравнению с другими городами-стотысячниками российского Севера и Арктики - это тот потенциал, который позволяет получить скорую и сильную отдачу от правильно настроенных местных институтов поддержки предпринимателей.
Микродеятельность конкретных городских предпринимателей никогда ранее в такой степени не была источником экономического роста, как теперь. Но чтобы ее потенциал был полнокровно использован, мало изолированной активности отдельных фирм. Нужна их увязка в локализованной местной производственной системе, позитивного влияния одной малой фирмы на другую, одного предпринимателя на другого.
Сегодня успешные городские экономики отличаются от неуспешных прежде всего масштабами позитивного влияния одного экономического агента на другого. Этот масштаб в существенной степени зависит от развитости слоя индивидуальных, малых и средних предприятий, способных распространять вокруг себя позитивное влияние: именно предприниматели, как отмечают многие авторы, способны выполнить эту ключевую роль в продуцировании побочных эффектов от экономической инновационной деятельности.
Цель развития предпринимательского сектора Ноябрьска состоит в превращении его в мощную движущую силу инновационной реструктуризации городской экономики и комфортизации городской среды. В прежней макроэкономической теории экономического роста он всецело зависел от деятельности крупных индустриальных предприятий, способных получить эффекты экономии на размере, на масштабе операций. Новый экономический рост в существенно большей степени зависит от микроэкономических факторов - географического положения, агломерационного эффекта(56), уровня предпринимательской энергии местного сообщества. Рост генерируется от коллективных предпринимательских усилий горожан, от новых видов экономической деятельности и инновационной специализации на новых продуктах, процессах, технологиях и рынках, которые они в состоянии сгенерировать.
В ноябрьской экономике можно обозначить три проблемы, из-за которых гасятся позитивные эффекты предпринимательской активности: недостаточно эффективное взаимодействие власти, научных подразделений и малого бизнеса; "китайская стена" между крупными градообразующими корпоративными структурами и малым бизнесом; недостаточное взаимодействие между самими малыми предприятиями внутри городской производственной системы. Соответственно эти три проблемы и определяют три основные задачи - стратегические направления развития предпринимательства.
Первая задача - реализация потенциала взаимодействия власти, научно-образовательного комплекса и местного предпринимательства. Как показывает зарубежный и передовой отечественный опыт, потенциал муниципально-частного партнерства не исчерпывается избирательно распределяемыми грантами, налоговыми льготами и льготными кредитами.
Работает правило: чем в большей степени местная власть опирается в своем взаимодействии с бизнесом на созданные им самим структуры, на самоорганизующиеся силы местных кредитных, товарных, земельных, ресурсных рынков и на поддержку предпринимателей через них, а не напрямую - тем, при прочих равных условиях, зрелее эти отношения. В Ноябрьске пока действуют прямые, директивно определяемые самой властью, формы поддержки. Их эффективность не очень высокая. Для формирования каскада положительных эффектов нужны более косвенные формы и более мощное участие самого бизнеса в определении приоритетов, институтов и способов поддержки.
Включение сил рыночного саморегулирования гарантирует, что муниципальная поддержка малого бизнеса не будет бюрократически заорганизована. Требуется глубокая ревизия и обновление мер поддержки городского предпринимательского, уход от фаворитизма к более демократичным сетевым формам поддержки союзов и ассоциаций индивидуальных и малых предприятий.
Необходимо реализовать не отдельные мероприятия, а пакет мер, дружественных к городским предпринимателям: упрощение получения разрешений и уменьшение стоимости подключения предприятий к инженерным коммуникациям (в том числе электросетям); обеспечение свободного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к информации об объектах муниципального имущества (в том числе земельных участков), незавершенного строительства; радикальное сокращение времени на регистрацию нового предприятия и др.
Есть и три конкретных, болевых точки городской экономики, в которых потенциал взаимодействия местной власти и бизнеса абсолютно не реализован. Во-первых, это городская система образования. Нельзя признать нормальным нежелание руководителей городского образования иметь дело с предпринимательством даже в тех остродефицитных направлениях, в которых их приход позволил бы существенно сократить дискомфорт для населения города.
Однако проблема становится еще масштабнее, если признать современное полное самоустранение городской системы образования из формируемых в городе реалий рыночной, предпринимательской экономики. Ведь местная система образования, как показывает зарубежный и российский опыт, способна активно влиять на желание детей становиться предпринимателями, на формирование в городе среды, дружественной к предпринимателям, на интеллектуализацию местного бизнеса за счет формирования многочисленных "мостиков" сотрудничества с городскими предпринимателями.
Этот потенциал сегодня упущен. Проблема настолько значима, что речь должна идти о формировании целостной стратегии адаптации (разворота) местной системы образования, в целом научно-образовательной сферы, к новым реалиям предпринимательской экономики Ноябрьска на долгосрочную перспективу.
Во-вторых, должна быть радикально увеличена поддержка стартующих предпринимателей, в первую очередь даже не столько предпринимателей "поневоле", вынужденных своим безработных положением (как показывает зарубежный и российский опыт, из их числа очень редко получаются успешные бизнесмены) - но новичков, осознанно сделавших свой рискованный выбор.
Приоритетно поддерживать недавно созданные фирмы в новых обрабатывающих отраслях промышленности, интеллектуальных деловых услугах, образовании, социальных и бытовых услугах, ориентированных на широкий рынок. Нужны специальные стимулы для чиновников, которые занимаются поддержкой предпринимательских проектов в этих сферах, значимых для инновационного развития городской экономики. Время регистрации нового предприятия/юридического лица в городе должна быть сопоставима с регистрацией физического лица по новому месту жительства.
В-третьих, значение новой муниципальной предпринимательской политики настолько велико для успеха инновационной модернизации городской экономики, что требуется признание этого и выделение особого комитета по предпринимательству внутри городской власти. Работа по выращиванию малого бизнеса в городе должна быть, с одной стороны, предметом ответственности отдельного подразделения администрации; с другой стороны - вменена в обязанности всем подразделениям местной власти. Собственно предпринимательский комитет работает прежде всего как сводный координатор - при том, что вся конкретная работа осуществляется по отраслевым и функциональным подразделениям власти (например, молодежная политика и предпринимательство, образование и предпринимательство, медицина и предпринимательство, ЖКХ и предпринимательство и др.).
Конечно, исключительно важно помочь предпринимателям в их инновационном поиске новых возможностей для своего развития - новых рынков, товарных групп, технологий и бизнес-процессов.
Очень важно в текущем режиме реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию, оперативно ликвидировать возникающие узкие места и использовать новые возможности в городской экономике для развития предпринимательского сектора. Для этого, чтобы постоянно возникающая новая информация не терялась, должны быть созданы муниципально-частные советы по предпринимательству с широким представительством всех слоев городского предпринимательского движения при исполнительной и законодательной власти.
Вторая задача - организация взаимодействия большого и малого бизнеса внутри городской производственной системы. В современном инновационном процессе, от которого напрямую зависит рост и развитие городской экономики Ноябрьска, крупные и малые фирмы органично дополняют друг друга: первые осуществляют постепенные (инкрементальные) новшества, по мере возможностей уклоняются от рисков; вторые способны к "подрывным", радикальным новшествам и готовы принимать риск. Чтобы это остро необходимое для динамичного развития Ноябрьска разделение труда в местной производственной системе состоялось, нужно сломать сегодня существующую "китайскую стену" корпорации-крепости.
Здесь нет общих решений, путь каждого города к совместной деятельности, партнерству крупных и малых фирм специфичен и зависит от конкретных обстоятельств места и времени. Но без стратегии разгерметизации градообразующих предприятий - ресурсных нефтегазовых корпораций у Ноябрьска не будет ни позитивных эффектов, ни инновационного развития, ни экономического роста.
Существует несколько направлений, по которым будет осуществляться в прогнозный период разгерметизация крупного бизнеса Ноябрьска. Во-первых, это формирование дочерних структур, а также вывод отдельных подразделений ресурсных корпораций - градообразующих предприятий "Ноябрьскнефтегаз" и "Газпром-добыча-Ноябрьск". Во всем мире "крупные фирмы полагают экономически выгодным передать задачу поиска радикальных инноваций независимым агентам, вместо того чтобы самостоятельно разрабатывать их - ввиду того, что независимые изобретатели и предприниматели получают значительную часть своего вознаграждения в форме морального вознаграждения. Платежи данного типа не влекут за собой дополнительных затрат для крупных компаний - покупателей предоставляемых услуг"(57).
Для формирования малых фирм на базе крупных есть объективные причины ввиду меняющихся свойств стареющих нефтегазовых активов ноябрьской нефтегазоносной площади. После 40 лет основные "сливки" уже сняты, новые месторождения более глубокого залегания, более сложной геологической структуры и нередко конденсатного состава. Конденсатность ресурсов, которая вынуждает создавать перерабатывающие производства близко к местам добычи, формирует предпосылки для развития здесь нефтегазохимических производств. А последние, как и целлюлозные производства, дают возможности бесконечным технологическим рекомбинациям с получением широкого спектра конечной продукции - малотоннажной нефтегазохимии - аналогично как в другом случае малотоннажной лесохимии на целлюлозе. Эту необходимую гибкость производственного процесса как раз и могут обеспечить малые фирмы, каждый на своей конечной продукции, своей технологической цепочке. Например, разработка валанжанских и ачимовских горизонтов газовых месторождений, которая уже технологически возможна, но пока инерционно откладывается на будущее ввиду беспрецедентной глубины залегания пластов, содержащих смесовое газовое сырье метана, этана, пропана, бутана, что является естественной основой для прихода малых промышленных компаний (например, каждая - на технологическую цепочку "своего" газа).
Малые фирмы, создаваемые на базе крупных нефтегазодобывающих компаний, могут сыграть важнейшую роль в их постепенной разгерметизации и более активном включении потенциала крупных местных компаний в местную производственную систему. От местных властей требуется "открытая" промышленная политика, стимулирующая инновационный поиск всех субъектов местной производственной системы, как крупных, так и малых.
Во-вторых, это давно ожидаемый приход малого бизнеса в истощенные активы нефтегазовых месторождений юга Ямала (проект нового освоения малодебитных и бездействующих скважин). Существует два варианта осуществления данного проекта: 1) путем создания "Ноябрьскнефтегазом" дочерних фирм, специально сориентированных на отработку локализованной площади с истощенными скважинами (целесообразно получить статус особой экономической зоны для смягчения действующей налоговой системы под систему истощенных нефтегазовых месторождений); 2) прихода на эти площади сети независимых фирм малого нефтегазового бизнеса. Второй вариант в настоящий момент выглядит менее реалистичным, однако в долгосрочной перспективе он будет реализован, в том числе за счет получения экономической самостоятельности прежде дочерними фирмами Ноябрьскнефтегаза.
Реализация любого варианта будет означать существенное увеличение числа малых предприятий в производственной системе города, которые начнут взаимодействовать с градообразующими компаниями и другими предприятиями малого и среднего бизнеса города. Это во всех случаях означает наращивание экономической активности, внутренней динамики перетоков знания и потому позитивно для городской экономики.
Развитие предпринимательства напрямую связано со структурными преобразованиями внутри градообразующих компаний Ноябрьска. Зачастую эти преобразования связывают лишь с расширением территориальной экспансии - работой на новых рынках добычи углеродов России и мира. Однако неизбежны и внутренние преобразования компаний в самом Ноябрьске. Эти преобразования (прежде всего децентрализация управления, аутсорсинг и инновационная модернизация) будут призваны адаптировать организационную и технологическую структуры компаний к реалиям неуклонного истощения месторождений и усложнения условий добычи. Очевидно, что любое преобразование неизбежно вызовет к жизни новые формы взаимодействия с малым производственным бизнесом Ноябрьска в промышленности и производственных услугах, переконфигурирует внутреннюю структуру городской производственной системы.
В-третьих, это масштабное использование технических решений, инженерных кадров, основных производственных фондов, которые ранее входили в контур градообразующих предприятий, совсем в неожиданных для них направлениях городской деятельности - жилищно-коммунальном хозяйстве, теплоэнергообеспечении, логистике и др. Успех этого направления зависит от предпринимательской активности - энергичном освоении новых рыночных ниш с опорой на инженерные компетенции нефтегазодобычи. И опять успех этого направления зависит от преобразования градообразующих предприятий из закрытых корпоративных крепостей в открытые инновационные производственные системы.
Закрытость корпоративных градообразующих структур внутри местной производственной системы есть важнейший тормоз позитивным эффектам, обогащающим местную экономику инновационными прививками, создающим в ней новую динамику, новый тонус для развития. Успех их разгерметизации зависит от усилий одновременно в нескольких обозначенных областях.
Есть еще один специфический аспект взаимодействия малого и крупного производственного бизнеса в Ноябрьске - это конкуренция мировых нефтесервисных фирм "Шлюмберже", "Халибертон" и местных малых структур производственного сервиса. Пока это взаимодействие невыгодно и разрушительно для местного малого бизнеса. Не найдены организационные решения, которые укрепят российские предприятия и защитят их от мощного конкурентного давления мировых грандов - не ценой утраты ими стимулов к инновационной модернизации, но для сохранения отечественного нефтесервиса как такового.
Третья задача - формирование сетей и инновационной инфраструктуры для взаимодействия малого бизнеса между собой. Как правило, основной приоритет муниципальной поддержки - это фирмы, обращенные на удовлетворение потребностей городских домохозяйств. Созидательный для городской экономики потенциал межфирменной контрактации, коммуникации предпринимателей друг с другом при этом обычно недооценивается. Однако поддержка межфирменных контрактов предпринимателей друг с другом - один из способов стимулирования позитивного влияния одной фирмы на другую. Особое значение имеют контракты с инновационными фирмами, потому что в результате новшество широко подхватывается внутри городской экономики, порой совершенно неожиданным образом, в неожиданных направлениях экономической и социальной сферы.
До недавнего времени Ноябрьск существенно отставал в развитии сетевой инфраструктуры, обеспечивающей межфирменную контрактацию, взаимодействие малых предпринимателей друг с другом на компактной локализованной площадке. Например, по совокупной площади бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, научных парков, инновационно-технических центров уступал в три и более раза меньшим по численности соседним монопрофильным городам Губкинскому и Муравленко.
Ситуация начала меняться с созданием в городе бизнес-инкубатора, призванного переломить ситуацию с поддержкой новых и молодых малых предприятий. Дальнейшее развитие бизнес-инкубатора с целью расширения перечня имеющихся здесь видов экономической деятельности (возможно, и за пределы списка, утвержденного Минэкономразвития России) - приоритетное направление формирование межфирменной городской предпринимательской сети. Создание бизнес-инкубатора знаменует переход муниципальной власти от атомарных к сетевым и всегда более эффективным формам поддержки предпринимателей. Очень важно наряду с "экспериментальной отработкой пилотных бизнес-идей и проектов"(58), стимулировать внутреннее взаимодействие предпринимателей между собой внутри самого бизнес-инкубатора, чтобы сформировать эффект возрастающей отдачи от усилий муниципальной власти.
Другое направление создания инновационной предпринимательской сети в городе - это формирование и развитие технопарка(59). Предусматривается его создание в среднесрочной перспективе ближайших трех-пяти лет как открытого акционерного общества (учредители окружная и муниципальная власти). Структурно технопарк будет состоять из бизнес-инкубатора, лаборатории инновационных идей (разработка проектов), управляющего совета экспертов, технологической лаборатории, образовательного центра и сервисных фирм. Остается открытым вопрос, с каким научно-образовательным центром в Тюменской или Свердловской области будет постоянно сотрудничать ноябрьский технопарк - ведь, как показывает мировой опыт, нужна прочная опора на структуру-генератора технологических новшеств.
В положениях о технопарках нередко фигурирует задача обмена знаниями и технологиями между резидентами. Однако эти перетоки знания чаще происходят не планово, а спонтанно, в рамках реализации совместных межфирменных проектов или неформальной коммуникации профессионалов, например, в кофейне. Поэтому целесообразно не делать акцент на формальных центрах трансфера технологий в технопарке, но одновременно создавать во всех его структурных подразделениях атмосферу активной неформальной коммуникации предпринимателей друг с другом.
Еще одним направлением является создание местного венчурного фонда в пакете с поисковой сетью из предпринимателей, представителей диаспоры местных жителей в городах России и мира, призванной идентифицировать новые возможности на рынках, в товарных группах, бизнес-процессах и технологиях для ноябрьского бизнеса.
Предпосылки для создания местного венчурного фонда в Ноябрьске благоприятны ввиду того, что здесь уже создана плотная банковская среда из многих банковских филиалов. Венчурный фонд будет создан из банковского пула (при наличии согласия на это основных коммерческих банков города), в результате муниципально-частного партнерства или как структура, инициированная городскими предпринимателями.
Во имя чего нужно взаимодействие власти, малого и крупного бизнеса между собой в Ноябрьске? Чтобы успешно вести коллективный, с потребителями и поставщиками, инновационный поиск новых возможностей для местного бизнеса: того знания, которое будет быстро и эффективно коммерциализировано фирмами местной производственной системе в новом товаре, технологии и процессе, востребованных на местном и внешних рынках.
Речь идет о коллективном широком поиске субъектов местной производственной системы как в Ноябрьске, так и за его пределами. Институты местной экономики, в том числе ее авангардных инновационных структур в виде бизнес-инкубатора и в перспективе технопарка, венчурного фонда должны поощрять его поощрять (самообнаружение новых возможностей для местного бизнеса).
Конкурентное преимущество Ноябрьска состоит в его большей открытости ввиду удобного экономико-географического положения по сравнению с другими крупными городами Ямала, прежде всего Новым Уренгоем. Инновационный бизнес будет делаться здесь на более высокой степени открытости городской экономики и политической системы. Другое преимущество состоит в накопленном еще в советское время мощном пуле квалифицированных инженеров, технических кадров высшей квалификации, способных к неординарным решениям местных проблем в добычной, коммунальной сфере, энергосбережении и др.
Решение поставленных задач будет происходить за счет реализации следующих проектов.
Решение проблемы энергосбережения и энергоэффективности настолько значимо для всех арктических городов округа, что Ноябрьск выступит инициатором общих алгоритмов проекта для соседних городах округа. На смену разрозненным усилиям отдельных предпринимателей придет целостная муниципальная политика в рамках формирования в городе демонстрационной зоны энергоэффективности, в которой будут сосредоточены усилия местной власти, бизнеса и местного сообщества в деле создания единого комплекса производств и производственного сервиса, сориентированных на энергосбережение. Ноябрьск уже имеет здесь важные заделы в виде недавно построенной городской парогазовой станции, попыток создания своих изоляционных, энергосберегающих строительных материалов.
Создание новой отрасли обрабатывающей промышленности на основе индустрии переработки отходов с целью производства новых строительных материалов. Отметим, что в Новом Уренгое уже существует три завода по переработке отходов, в Ноябрьске пока нет ни одного. Вопрос назрел, и требует поиска технических и организационных (институциональных) решений. Преимущество города в этом проекте - Ноябрьск является крупнейшим в округе рынком для этого производства.
Освоение низкодебитных и бездействующих "старых" скважин. Несмотря на объективные трудности его развертывания, оно объективно назрело для города и в том или ином варианте будет запланировано к реализации.
Создание логистического центра межрегионального значения. Ноябрьск здесь не ограничивается ролью гигантского склада для всего округа, но продолжает осуществлять и расширяет поставки своими экспедиторскими фирмами продуктов и товаров в другие части округа. В этом город использует преимущества транзитного, не тупикового, положения в системе соседних городов и поселков.
Развитие социального (гуманитарного) предпринимательства, нацеленного на комфортизацию местной среды до среднероссийского уровня. В промышленных России правилом является существенное отставание качества городской среды по сравнению со средним уровнем по стране - при лучших показателях финансового благополучия населения. Кратное увеличение тепличного производства овощей, в котором используются новейшие достижения городской электроэнергетики и мер по энергоэффективности, и представляется просто безальтернативным и кроме того, расширение производства в городе свежих пищевых продуктов соответствует курсу на развитие агропромышленного комплекса, закрепленному в Стратегии социально-экономического развития ЯНАО на период до 2020 г., а также плану мероприятий Программы социально-экономического развития ЯНАО на 2012 - 2016 годы N 148-ЗАО.
Целесообразно также плавно уменьшать внутригородские контрасты в обеспеченности торговыми площадями, активно формировать "коммуникационные площадки" для предпринимателей - число ресторанов, кафе, баров, которых хронически не хватает в Ноябрьске. Перспективные для развития направления - психологическое консультирование (важно и в условиях старения населения), частные детские сады, платная медицина и др.
Ключевой идеей в разработке механизмов реализации стратегических направлений развития городского предпринимательства является представление о том, что дееспособные институты для генерирования устойчивого экономического роста могут быть созданы в Ноябрьске еще до того, как аналогичные институты возникнут во всей стране. После успехов Силиконовой долины в США, Бангалора в Индии, Ксынчу на Тайване эти идеи захватили научное и экспертное сообщество(60).
Настойчивые усилия местной власти по развороту всех действующих муниципальных институтов в направлении, дружественном предпринимательству, могут быть очень конструктивны для перенаправления энергичных людей из других сфер местной экономики и политики в предпринимательство.
Институты, вознаграждающие усилия предпринимателей, будут включать: популяризацию идей предпринимательства среди молодежи в рамках новой городской молодежной политики; передовой опыт успеха местных предпринимателей, которым они делятся с другими; укрепление местной предпринимательской инфраструктуры, нацеленной постепенно передать функции поддержки от власти к организациям предпринимателей; формирование научно-образовательных структур, которые создают или ведут поиск нового знания, новых рынков, технологий и бизнес-процессов для адаптации их в Ноябрьске; передачу части муниципальных активов (в том числе земельных) на льготных условиях для использования предпринимателями.
Важнейшим показателем достижения цели развития предпринимательства является рост доли работающих в малых и средних предприятиях (% от общей занятости). Этот показатель к 2020 году должен быть не менее 25%.
Другой качественный показатель состоит в том, что за прогнозный период 2015 - 2020 годов Ноябрьск в результате усилий инновационных предпринимателей, коллективного инновационного поиска субъектов местной экономики станет инновационным лидером в Ямало-Ненецком автономном округе, используя для этого все свои встроенные, так и рукотворно, институционально, созданные конкурентные преимущества.
Статья 10. Стратегические направления развития социальной сферы города
Цель развития социальной сферы города в прогнозный период до 2025 года - обеспечить существенное повышение качества жизни горожан в результате инновационной модернизации, которая призвана адаптировать объекты социальной сферы к реалиям неизбежного постепенного старения населения; преодолеть современный кадровый дефицит путем создания новой системы стимулов (в том числе фонда служебного жилья) для возвращения ноябрьских выпускников и привлечения других молодых квалифицированных специалистов; содействовать внедрению рыночных форм решения проблем дефицитных услуг в сфере образования, здравоохранения и культуры.
Эта цель предполагает решение нескольких взаимосвязанных задач в конкретных направлениях социальной сферы. В сфере образования необходимо обеспечить большее соответствие результатов процесса обучения основным потребностям городского рынка труда. Современная система образования Ноябрьска абсолютно успешна по своим внутренним, профессиональным, критериям и рейтингам. Занимая первое место по доле расходов городского бюджета, она работает в редких для северных городов России условиях предельно слабых бюджетных ограничений (по сути, они отсутствуют). Однако ее вклад в экономическое развитие города существенно меньше, чем можно было бы ожидать, на основании анализа ее потенциала. Она не стала реальным фактором прогрессивных изменений (прежде всего диверсификации и появления новых видов экономической деятельности), в структуре городской экономики.
Но и в конкретных блоках городской системы образования в прогнозный период необходимо будет найти развязку в преодолении наиболее острых дефицитов. В дошкольном образовании - это проблема очередей дошкольников возраста от полутора до трех лет. Предполагается, что строительство двух новых детских садов одновременно с внедрением нового института частных детских садов решит эту проблему во второй половине нынешнего десятилетия.
В среднем образовании в прогнозный период предстоит уменьшить долю учеников второй смены (сегодня максимальная в округе). В школах города и округа будет внедряться ступенчатая модель обучения, с разделением на младших школьников, подростков и старших школьников, с возможностью юридической самостоятельности каждой ступени. Существенные усилия будут направлены на обеспечение вариативного образования; поощрение экспериментов в образовательных учреждениях Ноябрьска (в сфере информатизации, для развития инновационных деятельности и других целей); укрепление материальной базы городских образовательных учреждений для занятий техническим творчеством, инженерно-конструкторской и изобретательской деятельностью со школьниками; разработку методик выявления и работы с талантливыми детьми и их семьями; более гармоничную интеграцию общего и дополнительного образования; сетевое взаимодействие образовательных учреждений для профильного обучения старшеклассников.
Эти усилия будут опираться на мероприятия муниципальной программы "Развитие образования на территории муниципального образования город Ноябрьск", которые направлены на повышение доступности и качества дошкольного, общего и дополнительного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и задачами муниципального образования город Ноябрьск.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа в Ноябрьске (совместно с Губкинским и Муравленко) запланировано создание образовательного центра для кадрового обеспечения нефтедобывающей отрасли. Очевидна необходимость более тесного взаимодействия между корпоративным и муниципальным сектором местной экономики во имя эффективной подготовки кадров для местных нефтесервисных фирм. Однако существует и более масштабная задача - чтобы городская система образования включилась в новый процесс непрерывного обучения и переподготовки взрослого трудоспособного населения города, без которого немыслима инновационная модернизация и диверсификация городской экономики.
Задачи прогнозного развития сферы здравоохранения Ноябрьска состоят в повышении доступности и качества медицинской помощи как для местных жителей, так и для жителей соседних городских образований и муниципального района, а по некоторым медицинским услугам - для жителей всего округа. В связи с этим можно выделить три целевых рынка услуг местного здравоохранения: сам городской округ Ноябрьск, южная зона в составе трех городских округов и одного муниципального района, весь Ямало-Ненецкий автономный округ.
На целевом рынке Ноябрьска важнейшая задача - сократить очереди и время при оказании первичной медицинской помощи и услуг медицинской диагностики взрослому и детскому населению города (современная нагрузка по посещениям на поликлинические отделения центральной городской больницы в несколько раз превышает нормативные показатели времен строительства в середине 1980-х годов). Для этого предусмотрено строительство совместного диагностического и амбулаторно-поликлинического комплекса и стоматологической поликлиники.
На работу на местном рынке нацелены также мероприятия муниципальной программы "Повышение уровня здоровья и безопасности условий жизни населения города Ноябрьска", которые направлены на сокращение масштабов незаконного употребления наркотических средств, психотропных веществ, на территории муниципального образования город Ноябрьск (сегодня уровень наркомании в Ноябрьске один из самых высоких среди городских округов Ямала).
Для целевого рынка южной зоны округа центральная городская больница Ноябрьска будет оказывать услуги в области кардиологии, неврологии, онкологии, травматологии, хирургии, эндокринологии и нейрохирургии. На базе санаторного комплекса Ноябрьска будет работать специализированный реабилитационный центр, сориентированный на обслуживание пациентов южной зоны округа.
Для обслуживания целевого рынка всего Ямало-Ненецкого автономного округа в городе в прогнозный период сформируется "экспортоориентированный" медицинский кластер в составе Перинатального центра в составе консультативно-диагностического, акушерского, гинекологического блоков, а также блока детской реанимации; окружного центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями; филиала окружного онкологического центра и регионального хосписа.
Задача развития сферы городской культуры состоит в превращении ее в реальный фактор экономического развития Ноябрьска. Ее выполнение потребует крупномасштабной модернизации отрасли. Предстоит консолидировать усилия местной власти, бизнеса и общественности для реализации стратегии позиционирования города как культурной столицы Ямала, для разработки специфичной ноябрьской символики и бренда города, организации общеобластного ноябрьского фестиваля. В результате консолидации усилий музеев города (в том числе восстановленного в полном объеме детского) будет оформлен ноябрьский музейный комплекс, в котором на постоянной основе будет развернута экспозиция по промышленной истории города; выставка-ярмарка достижений местного предпринимательства - как результат сотрудничества сферы культуры с городским бизнес-инкубатором и ассоциацией предпринимателей; получит новый масштаб и динамику процесс коммерциализации культурных проектов (детского кинематографического агентства "Кругозор", организации гастролей знаковых артистов, востребованных молодежной аудиторией города и др.).
Многие усилия в этом направлении будут опираться на мероприятия муниципальной программы "Сохранение и развитие культуры города Ноябрьска", предусматривающие сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия как фактора социально-экономического развития города, обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям. Реализация мероприятия программы повысит охват населения услугами музеев, библиотек, досуговых клубов по месту жительства, обеспечит доступность дополнительного художественного образования для детей города.
Серьезным ограничением для развития сферы культуры сегодня выступает инфраструктурная слабость - большинство учреждений располагается в приспособленных помещениях. Например, нет вместительного зала на 800 и более мест для организации выступлений звезд российской эстрады. Город испытывает дефицит объектов культурно-досуговой инфраструктуры для молодежи старших возрастных групп. Поэтому в прогнозный период предусматривается построить несколько знаковых объектов сферы культуры: музыкально-драматический и молодежный театры, цирк, филармонию, аквапарк, завершить реконструкцию культурно-спортивного комплекса "Ямал". Все эти объекты будут строиться с расчетом на рынок всей южной зоны округа (трех городских округов и одного муниципального района), т.е. более 150 тысяч человек.
В области физической культуры и спорта основная задача в прогнозный период - обеспечить максимальный охват населения Ноябрьска систематическими спортивными и физкультурно-оздоровительными мероприятиями. Ее решение будет обеспечено за счет организации и проведения спортивно-массовых мероприятий, ярмарок здоровья, развития спортивных клубов по месту жительства - но самое главное - через формирование у горожан потребности в здоровом образе жизни. Эти усилия будут опираться на мероприятия муниципальном программы "Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни населения в г. Ноябрьске", которые направлены на совершенствование системы предоставления физкультурно-спортивных услуг населению города. Предполагается, что результатом реализации программы станет увеличение доли населения систематически занимающегося физической культурой и спортом, увеличение единовременной пропускной способности спортсооружений города.
Современная городская инфраструктура физкультуры и спорта не позволяет проводить в Ноябрьске многие окружные соревнования (как правило, они проходят в Новом Уренгое). Поэтому в прогнозный период предстоит существенно нарастить число объектов физкультурно-спортивной инфраструктуры в городе, в том числе комплекс второй очереди "Зона активного отдыха". Запланировано строительство футбольного стадиона; крытого корта с заливным полем; спортивно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном и универсальным игровым залом, тренажерным залом для лиц с ограниченными возможностями; ледового дворца; спортивного комплекса со специализированными залами для единоборств и пауэрлифтинга. Будет проведена реконструкция зданий СДЮСШОР-1 (зал бокса и административное здание с игровым залом для отделения баскетбола). На базе двух городских детско-юношеских спортивных школ будут построены спортивные комплексы для проведения общеокружных соревнований.
Важнейшая задача в сфере городской молодежной политики: обеспечение системного и комплексного развития потенциала и имиджа успешности молодых людей на основе приоритетных направлений работы:
I. Создание информационного пространства для молодежи, призванного формировать в молодежной среде адекватные требованиям времени и условиям развития установки и ценности, а также предоставлять молодежи необходимые для этого сведения о ресурсах и возможностях.
II. Развитие гражданских молодежных институтов, призванных концентрировать собственные силы молодых людей и направлять их на решение молодежных проблем, а также общих задач общественного развития, обеспечивать самоорганизуемую занятость молодежи и создавать систему необходимых мотиваторов.
III. Создание сервисной инфраструктуры для молодежи, призванной обеспечить молодым людям достаточные стартовые и сопровождающие доступы к ресурсам занятости.
В качестве стратегической базы реализации государственной молодежной политики в муниципальном образовании город Ноябрьск предлагается модель социализации, включающая в себя семь направлений достижения стратегических приоритетов развития молодежной политики города Ноябрьска.
1. Направление Семья
Данное направление является базовым и определяет комплекс мер межведомственного характера, направленных на поддержку и укрепление института молодой семьи, обеспечение стартовых возможностей для становления молодой семьи, минимизации рисков семейного неблагополучия и разводов.
2. Направление Образование
Система образования выполняет функцию социального лифта для прихода в экономику, политику, культуру, другие сферы деятельности и жизни талантливой, инициативной молодежи. Сегодня технологии обновляются с огромной скоростью, поэтому для молодого человека важны не только конкретные, узконаправленные умения и навыки, важна, прежде всего, способность к постоянному развитию, овладению новой квалификацией.
3. Направление Здоровый образ жизни
Направление Здоровый образ жизни определяет систему комплексного предупреждения и устранения угроз здоровью молодежи, формирования установки на здоровьесбережение.
4. Направление Профессиональная самореализация
Данное направление в рамках Стратегии нацелено на создание условий для свободного доступа молодежи к процессу освоения ключевых знаний и компетенций, необходимых для эффективного поведения на рынке труда, построения успешной карьеры, реализации творческих потребностей, интеграции в бизнес-сообщество.
5. Направление Нравственность
Духовность, нравственность и внутренняя культура являются признаками естественного стремления человека к самосовершенствованию и гармонизации. Данное направление в рамках стратегии определяет систему мер по воспитанию молодого поколения в духе нравственности, приверженности интересам общества и его традиционным ценностям.
6. Направление Солидарность и социальная активность
Данное направление нацелено на поддержку и развитие созидательной активности молодежи, вовлечение молодежи в социальную практику.
7. Направление Качественная среда обитания
Данное направление определяет комплекс мер по воспитанию молодых людей в духе приверженности принципам и методам устойчивого развития, формированию благоприятных условий жизнедеятельности молодежи (жилье, благоустройство, экология, безопасность, занятость).
Для инфраструктурного укрепления городской молодежной политики в Ноябрьске в прогнозный период будет построен многофункциональный молодежный центр, открыты новые подростковые клубы.
Усилия в сфере городской молодежной политики будут опираться на мероприятия муниципальной программы "Развитие молодежной политики", нацеленные обеспечить повышение ее эффективности, предусматривающие формирование в городе благоприятной среды для самореализации детей и молодежи; поддержку трудоустройства молодежи; обеспечение условий для отдыха и оздоровления детей и подростков Ноябрьска. В результате реализации программы в городе увеличится доля молодежи временно трудоустроенной, охваченной отдыхом и оздоровлением, вовлеченной в деятельность учреждений молодежной политики.
В области социальной политики важнейшая задача состоит в обеспечении комфортной городской среды для пенсионеров, ветеранов и инвалидов, уменьшении доли городского населения, живущего за чертой бедности (в том числе путем усиления адресности в оказании социальной помощи). Будут предприняты специальные усилия по организации досуга, трудоустройства, обучения инвалидов города.
Усилия в сфере социальной политики будут направлены на реализацию муниципальной программы "Повышение уровня и качества жизни, обеспечение социальной стабильности отдельных категорий граждан муниципального образования город Ноябрьск", первоочередными задачами которой являются: улучшение материального положения населения муниципального образования город Ноябрьск, повышение степени его социальной защищенности, улучшение качества жизни, реализация комплекса мер по оказанию адресной социальной помощи малоимущим и социально не защищенным категориям граждан; создание для инвалидов доступной среды жизнедеятельности, устранение или наиболее полную компенсацию утраченных физических возможностей, интеграция инвалидов в общество.
По итогам реализации муниципальной программы планируется достичь повышения уровня жизни населения города, снижения социального неравенства и смягчения негативных последствий бедности; обеспечения условий для независимой жизнедеятельности инвалидов, реализации ими гражданских прав, наиболее полной интеграции их в общественную и трудовую деятельность, повышения доступности городских учреждений и объектов социальной инфраструктуры к потребностям маломобильных групп населения.
Статья 11. Стратегические направления развития инфраструктуры, направленной на обеспечение эффективного функционирования и развития муниципального образования
Цель развития городской инфраструктуры состоит в том, чтобы существенно ослабить влияние существующих внутренних ограничений роста городской экономики и придать ее развитию существенно более устойчивый характер. Ведь траектория развития Ноябрьска в последние два десятилетия характеризуется очень сильными колебаниями (на подъем и на спад): внешне индуцированные финансово-экономические кризисы сказываются на городской экономике существенно острее, чем в соседних городских округах.
Размер рынка Ноябрьска позволяет через совершенствование инфраструктурных систем создавать здесь реальную конкурентную среду (привлекательные условия для деятельности десятков фирм одной специализации), невозможную в существенно меньших городах-соседях Муравленко и Губкинский. По этой же причине идеи муниципально-частного партнерства здесь могут из привычных деклараций превратиться в реальное, живое дело модернизации инфраструктурных объектов для власти и местного бизнеса.
Стратегическая цель развития городской инфраструктуры предполагает решение нескольких задач в конкретных направлениях. Первая задача направлена на трансформацию существующих городских транспортных сетей под потребности новой высоко мобильной постиндустриальной экономики "физических лиц" - индивидуальных, малых и средних предприятий сектора услуг. Здесь предусматривается организация дублеров магистральных улиц с напряженным транспортным потоком; создание новых транспортных развязок с путепроводом и пешеходных переходов над полотном железной дороги "Сургут-Уренгой", которая сегодня изолирует селитебную и промышленную зону города друг от друга. Для обеспечения доступности участков города необходимо продолжить некоторые современные "тупиковые" улицы до соединения с соседними, создать новые проезды между параллельными, но сегодня изолированными улицами.
Вторая задача направлена на развитие городских коммунальных сетей, состояние которых сегодня одно из лучших среди городских округов Ямала. Однако на новых городских территориях, которые уже застраиваются или подлежат застройке, дефицит инженерных сетей создает риск для динамичного роста города. Поэтому именно на флангах города, в его промзоне, микрорайоне Вынгапуровский предусматривается строительство новых коммунальных сетей и канализационно-очистных сооружений. Для всего города запланировано строительство полигона промышленных и бытовых отходов, которые позволит ликвидировать существующие несанкционированные свалки в черте городского округа.
Третья задача направлена на развитие городского электросетевого хозяйства. Речь идет о поэтапном ремонте и модернизации протяженных (более 1000 км) линий электропередачи всех классов направления и городских трансформаторных подстанций.
Четвертая задача связана с развитием в городе коммуникационных сетей. Сегодня Ноябрьск занимает первое место в округе по развитию услуг связи, здесь практически нет инфраструктурных ограничений к дальнейшему их развитию. Именно поэтому городу по силам ставить здесь самые амбициозные задачи, недоступные другим городским округам и окружной столице. Один из таких перспективных проектов - это создание городской кабельной сети, предусматривающий подключение существующих жилых домов и реализацию опции предустановленной широкополосной связи в новых строящихся домах города. Здесь важно не создать одного монопольного городского оператора, но сформировать условия, при которых у потребителя будет выбор между конкурирующими между собой операторами.
Пятая задача связана с радикальным расширением существующей городской "предпринимательской" инфраструктуры - объектов поддержки малого и среднего бизнеса в виде бизнес-инкубатора, инновационно-технического центра и технопарка. Сегодня по площади этой инфраструктуры Ноябрьск существенно проигрывает соседним городам существенно меньшего размера. Очевидно, что дефицит площадей для рождения новых и роста существующих предприятий - нередко носителей новых для городской экономики видов экономической деятельности - является реальным тормозом для развития города.
Шестая задача состоит в привлечении частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство.
Седьмая задача включает обеспечение экологической безопасности и эстетической привлекательности городской среды, совершенствования комплексной системы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами, проведение лабораторных исследований на соответствие гигиеническим требованиям качества воды в открытых водоемах города; обустройство площадок для выгула собак; замену и ремонт септиков для сбора сточных вод на территориях, не обеспеченных центральной канализацией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.